Раздел 3.5. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков /занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня

Оюн Чинчи Бажааевна

Открытый урок по окружающему миру. 4 класс. Тема: Жизнь леса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:   ЖИЗНЬ ЛЕСА

Учебник «Окружающий мир» 4 класс, авт.Плешаков А.А. 2018г.

Цели урока:

Изучение природного сообщества «лес»как комплекса обитающих совместно организмов.

Формировать у учащихся умения раскрыватьсвязи организмов между собой, со средой обитания и человеком

Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Предметные умения:

Узнавать по иллюстрациям  представителей лесного сообщества;

- выделять экологические связи в лесу;

Метапредметные умения:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявлять желание решить проблему используя приобретённые знания;

Оборудование:

Таблица «Ярусы леса», иллюстрации животных, мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов;аудиозапись «Звуки леса»

Оборудование:  компьютер,  проектор, экран, презентация «Жизнь леса», толковый словарь Ожегова,  учебник,

Дидактические материалы:  карточки для работ групп, оценочный лист.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим всё ли у вас готово к уроку. Молодцы! Садитесь.

-   Мы сегодня, работая в группах должны ответить на один  вопрос.Какой? – спросите вы. Скажу чуть позже.  

Перед  тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний». 

- Какой праздник приближается?

Завтра 12 декабря – День Конституции.

II. Повторение пройденного материала.

1. Наблюдение за погодой.

- Когда вы сегодня шли в школу, что интересного вы заметили?

- Какой была  температура воздуха?

- Были ли осадки?

- Был ли ветер?

Вывод: Молодцы! Вы очень наблюдательные.

2. Работа с оценочным листом.

- Возьмите свои оценочные листы и выполните 1задание.       СЛАЙД 1

1. Проверка домашнего задания.

        1.        Перегной - это:

А)  верхний, плодородный слой земли;

Б)  сгнившие остатки живых организмов;

В)  ценный вид почв России.

2.        Болотные  почвы содержат толстый слой:

А) глины;     Б) торфа;    В) каменного угля

3.        Верхний, плодородный слой земли - это:

А) почва;Б) перегной;     В) чернозем.

4.        1 сантиметр почвы образуется за:

А)20 - 30 лет;     Б) 250-300 лет;     В) 2500-3000 лет.

5.        Самый ценный вид почв в России:

А) подзолистая;     Б) черноземная;     В) болотная.

2. Найдите соотношение

 (рисунков полезных ископаемых и названий)

III. Сообщение темы и целей урока

- На прошлых уроках мы изучали природные зоны, теперь посмотрите на ваших столах стоят глобусы. Скажите,  какая   зона по площади самая большая?

- Леса. Лес занимает большую часть территории нашей страны. КАРТА  Слайд 2

Чаян:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

 Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои!СЛАЙД 3

- О каком же главном богатстве нашей страны пойдет речь?

IV. Актуализация опорных знаний.

- А кто из вас знает, что такое лес?

- Давайте, вспомним,  какие леса встречаются на территории России?

- Ученые-экологи называют лес - природным сообществом и мы должны понять, почему?

- Да, ребята, совершенно верно, мы отправимся в лес, откроем его тайны, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.

- Отправляемся в экспедицию.  В ходе нашей научной деятельности будут работать  3 группы:        ботаников,   зоологов  и  экологов. +

-  Какова же тема нашего урока? (ТЕМА УРОКА:Жизнь леса. Лес – природное сообщество). (Вывешиваю на доску название)

Словарная  работа

- Ребята, как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”? СЛАЙД

- Подумайте, что это означает?

По словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”. 

Группа растительных или животных организмов, временное или постоянное ведущих совместную жизнь. Слайд

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(Ставят цель:  Познакомиться с лесом, как с лесным сообществом.)

- Чтобы достичь цели, нам нужно составит план.

Составляют план.

  1. Что такое лес?
  2. Ярусы  леса.
  3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
  4. Как обитатели леса связаны между собой?
  5. Экологические проблемы.

3.  Реализация построенного проекта.

 - И чтобы убедиться, что лес – это сообщество мы начинаем наш урок.

Работа над новым материалом. Моделирование коллажа

- Мы с вами будем составлять коллаж : «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». 

Дана рассказывает отрывок из рассказа Юрия Дмитриева о лесе. Важную роль в жизни леса играет почва. Почему? (Ответы детей)Жизнь леса невозможна без почвы.
- Какие бывают почвы? (тундровая, подзолотистая, черноземка и т.д.)

 - Нашу работу я хочу начать со сказки (читает ученик)

«Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

 Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы.(уч-ся наклеивают деревья и кустарники)

А в углу нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. Почему, ребята, это не лес?

– Без цветов, без трав – не лес!

   Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. (наклеивают травы и цветы)

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых. (наклеивают насекомых)

- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

 Было темно, и художник решил зажечь свет, (наклеивают солнце)

- Зачем необходимо солнце зеленым растениям? (для осуществления фотосинтеза)

Но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье. Кто бы это мог быть? (наклеивают животных)

- Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

- Рассмотрите наш коллаж. Так что же такое лес?

Резюмирование по моделированию коллажа

(Показ картины «Лес».)               СЛАЙД 7

V. Работа над новой темой

- Чем является лес для живых организмов? 

Дети подводят итог:

Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.

- На какой пункт плана мы ответили?

- А какой этот дом?  (Большой, многоэтажный.) 

- Может кто-то вспомнит, как по-научному называются эти этажи?

По - научному лесные «этажи» называют ярусами.

- Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем. 

Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.(Слайд 8)

   1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

   2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

   3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

- А что же растет на самой земле? ( Лишайники и  мхи.)

- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.

-Познакомьтесь, как писал о лесных этажах М.М.Пришвин. Слайд 6

- Проверьте, правильно ли мы распределили животных по ярусам? (Коллективная проверка)

1. Работа в группах.

БотаникиРасположите ярусы и растения в нужном порядке.

Зоологи«Расселить животных леса по их «квартирам».

Экологи-прочитают стихотворение  Ладдоникова и расскажут о правилах поведения в лесу.

Выступление первой группы.    Ботаники

Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения. Самым светлым будет «чердак», находящийся в кронах высоких деревьев. Здесь наверху листья всегда смотрят на солнце верхней стороной.

Деревья образуют верхний первый  ярус, который состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев таких как:дуб, сосна, ель, клён.

Ниже располагаются теневыносливые деревьярябина, черемуха.

Этажом ниже на втором ярусе  уже не так светло. Здесь растут кустарники.К этому этажу можно отнести такие растения, как  калина,

смородина, шиповник, черника.

3 ярус- травы: подорожник, ландыш, земляника, ромашка и др.

На самом нижнем четвертом  «этаже» леса располагаются мхи и лишайники.По научному лесные «этажи» называют ярусами.

МИКРОИТОГ:Ярусное расположение растений в лесу помогает  ужиться вместе большому разнообразию растений, полному использованию солнечного света. Освещённость  в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу  своё место.  Слайд

Физкультминутка

Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями.

Мыс вами входим в лес. (Посмотрели вправо, влево)

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Рассказ о животных.Зоологи

Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными.

Свежая зелень привлекает насекомых. Под самой крышей леса живут сотни гусениц - будущих бабочек, много майских жуков. На этой пронизанной солнцем и ветром высоте многие певчие птицы растят птенцов, белки прячут среди листвы гнезда.

На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.

Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, зубры, лоси, косули, олени, кабаны, волки.

В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.Растения жить без животных, а животные без растений не могут.  Они живут как бы семьей, помогая друг другу.  Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена. Слайд 9

Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.

Работа в парах. Моделирование «Цепи питания»

- Сейчас мы займёмся моделированием.

- А что это такое?

- Вы будете в парах строить модель цепи питания. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте цепи питания.  Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лесного сообщества. Например: ель → жук→дятел→ястреб; сосна (шишка)→белка→ласка→волк.

Разбор цепи питания на доске. Убрали одно звено.

- Что произойдет с пищевой цепочкой, если один из её элементов исчез?

Моделирование ситуации «Хищники – вегетарианцы»

- Представьте, что хищники стали вегетарианцами. (Травоядные животные размножаются быстрее хищников,  и их количество значительно увеличивается, они поедают все зеленые насаждения, которые вырабатывают кислород, значит, количество кислорода снизиться, дышать будет трудно, может произойти катастрофа. )

 Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет.Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

- Приведите пример цепи питания.(Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.) Слайд 9

- Какой пункт плана мы выполнили? (3)

3. Фронтальная работа

- Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.

                        И на горке, и под горкой,

                        Под березой, и под елкой,

                        Хороводами и в ряд

                        В шляпках молодцы стоят.

                                                          (Грибы.) (Слайд 11)

- Как вы думаете, каково значение грибов в жизни леса?

Работа с учебником.

Найдите ответ на вопрос «Нужны ли лесу грибы?»в учебнике на стр. 164

Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.

- Что поняли из прочитанного?

МИКРОИТОГ:Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. Слайд

 «Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.

- Так ли это? Кто может уничтожить лес?

Послушаем, что приготовила нам третья группа.Экологи

Чтение стихотворения

Дикарь в лесу

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину - сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашел один орех - сорвал,

Сорвал второй и третий...

Отбросил куст и, как медведь,

Пошел себе довольный.

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

(Т.Ладонников)

- К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса! (Слайд 14)

Плакат «Правила поведения в лесу»

– Посмотрите на условные знаки «Правила поведения в природе» и расскажите о защите леса.

VI. Закрепление

- Почему лес называют природным сообществом?

Прочитайте вывод на странице 169.

Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.  Отсюда следует, что лес- природное сообщество.Слайд

Проверочный  тест

.-А  сейчас  я  предлагаю  вам  выполнить  тест. Правильные  утверждения  отметьте  знаком  «+»,  а  не  верные -  знаком  «-».

12 декабря – День Конституции.

 Рефлексия.

- Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу.

 Давайте вспомним тему урока.  

Расскажите, чему вы научились по схеме. Слайд

-Оцените свою работу. ( оценочный лист урока)

Домашнее задание

- Дома вы выполните задание по выбору: 1) прочитаете текст учебника; 2) выполните задание в тетради стр.76-77

3)творческая работа «Мини – сочинения».

 – продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.

1. Если бы я был лесничий, я бы …

2. Я - лесной доктор, потому что …

3. Если бы я был зверек, я бы …

4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то,  что …

Оценочный лист

______________________________

1. Проверка домашнего задания.

        1.        Перегной - это:

А) верхний, плодородный слой земли;

Б)сгнившие остатки живых организмов;

В) ценный вид почв России.

2.        Болотные  почвы содержат толстый слой:

А) глины;     Б) торфа;    В) каменного угля

3.        Верхний, плодородный слой земли - это:

А) почва;     Б) перегной;     В) чернозем.

4.        1 сантиметр почвы образуется за:

А)20 - 30 лет;     Б) 250-300 лет;     В) 2500-3000 лет.

5.        Самый ценный вид почв в России:

А) подзолистая;     Б) черноземная;     В) болотная.

2. Тест. «ДА» -  + ;  «НЕТ» ---.

1.Растения  в  лесу  растут  ярусами.

 2.Животные  делят  ярусы  между  собой.

 3.На  деревьях  обитают  кроты  и  землеройки.

 4.Грибы  помогают  расти  деревьям.

 5.Лось – хищник.

 6.Под  действием  микроорганизмов  и  личинок  насекомых  лесная  подстилка  в  лесу  быстрее  перегнивает.

 7.В  лесу можно шуметь.

 8.В  лесу  необходимо  сохранение  экологического  равновесия.

3. Моя оценка за урок

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Smiley faces.png

        

БОТАНИКИ

Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения. Самым светлым будет наверху,  находящийся в кронах высоких деревьев. Здесь наверху листья всегда смотрят на солнце верхней стороной.

Деревья образуют верхний первый  ярус,  который состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев таких как:    дуб, сосна, ель, клён.

Ниже располагаются теневыносливые деревья   рябина,   черемуха.

Этажом ниже на втором ярусе  уже не так светло. Здесь растут кустарники.   К этому этажу можно отнести такие растения, как  калина,

смородина, шиповник, черника.

3 ярус   -   травы: подорожник, ландыш, земляника, ромашка и др.

На самом нижнем четвертом  «этаже» леса располагаются мхи и лишайники.  По  научному  лесные  «этажи»  называют ярусами.

Под   травами  - мхи, лишайники.

МИКРОИТОГ:   Ярусное расположение растений в лесу помогает  ужиться вместе большому разнообразию растений, полному использованию солнечного света. Освещённость  в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу  своё место. 

ЭКОЛОГИ

Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.

МИКРОИТОГ: Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.

ЗООЛОГИ

Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными.

Свежая зелень привлекает насекомых. Под самой крышей леса живут сотни гусениц - будущих бабочек, много майских жуков. На этой пронизанной солнцем и ветром высоте многие певчие птицы растят птенцов, белки прячут среди листвы гнезда.

На деревьях обитают птицы:  сойки, дрозды, дятлы, иволги и др. Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.

Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, медведи лоси, косули, олени, кабаны, волки. 

В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.  Растения жить без животных, а животные без растений не могут.  Они живут как бы семьей, помогая друг другу.  Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.

Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.

ЭКОЛОГИ

Дикарь в лесу

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину - сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашел один орех - сорвал,

Сорвал второй и третий...

Отбросил куст и, как медведь,

Пошел себе довольный.

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

(Т.Ладонников)