Конспекты уроков

Смирнова Людмила Валентиновна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: «Вид глагола».

Составитель: Смирнова Л.В.

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.

Учебный предмет: русский язык.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

     Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятия «вид глагола», по овладению способами распознавания видов глаголов, по закреплению и повторению знаний о глаголе.

     Задачи:

- направленные на достижение предметных результатов обучения:

овладение новой информацией о глаголе, обобщение и систематизация знаний о глаголе, закрепление умения употреблять глаголы в устной и письменной речи.

- направленные на достижение личностных результатов обучения:

воспитание интереса к предмету, уважения к родному языку, коммуникативных качеств личности;

- направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

развитие речи, речевого этикета, мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Используемые педагогические технологии: игровая, здоровьесберегающая, разноуровневое обучение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Материалы и необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, компьютер, слайд – презентация урока, учебник, раздаточный материал.

Предварительная работа: подготовка выступления семиклассников в ролях Совершенного и Несовершенного видов глагола.

Дата проведения: 26.02.2016

 

 

 

Этап урока

Цель

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

Формируемые УУД.

1

Организа-ционный момент, мотивация к учебной деятельности.

– создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой.

 

Не лениться, а трудиться.

Работать старательно.

Слушать внимательно.

 

Приветствие

учащихся. Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. Записывают

число.

1 мин

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

 

2

Актуализация знаний

- создать проблемную ситуацию; спрогнозировать предстоящую деятельность.

 Работа с текстом (появляется на экране мультимедийной установки):

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Беседа:

- Слова, какой части несут основную смысловую нагрузку? (глаголы)

- А почему именно глаголы?

- Что обозначают глаголы как часть речи? (действие предмета)

- На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)

Обучающиеся исправляют речевые недочёты, обсуждают их с одноклассниками, предлагают верные варианты текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

Принцип целостности.

УУД: познавательные (поиск и выделение необходимой информации), коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование)

 

3

Целепола-гание и мотивиро-вание

- сформулировать тему урока, самостоятельно поставить цели.

 Сравним две записки, которые ваши сверстники написали своим мамам (высвечиваются на экране):

1) Мама, я решал задачу и учил стихотворение.

2) Мама, я решил задачу и выучил стихотворение.

-Как вы думаете, чья мама не будет волноваться? Почему?

 

 

 

- А что не так с содержанием 1-й записки?

 

 

 

 

 

- То есть во 2-й записке действие совершено в полном объёме, а в 1-й – нет. Верно?

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Потом предлагает учащимся сформулировать тему урока и поставить цель, направляя их при этом.

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: Мама автора 2-й записки будет спокойна, так как её ребёнок домашнее задание выполнил.

Ответ: Наш сверстник пытался решать задачу и учить стихотворение, но у него ничего не вышло.

 

 

 

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока, ставят цели:

научиться отличать глаголы сов. вида от глаголов несов. вида; образовывать глаголы обоих видов; овладеть способами распознавания видов глаголов; закрепить  и повторить знания о глаголе.

4 мин

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (постановка цели учебной задачи) УУД

4

Ввод нового материала

- актуализация имеющихся знаний, выбор собственного пути осмысления темы.

Заполнение таблицы.

Самостоятельная работа с использованием материала учебника (п.74)

ГЛАГОЛЫ

 

Сов.вида

Несов.вида

вопрос

 

 

примеры

 

 

 

Обучающиеся самостоятельно заполняют таблицу, используя материалы  учебника.

2 мин.

Коммуникативные, познавательные  (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов), регулятивные (планирование своей деятельности) УУД

5.

Первичное закрепление

 

- фиксация знаний.

А сейчас мы с вами поприветствуем наших гостей. Сегодня к нам на урок пришли в гости два друга: Глагол Совершенного Вида и Глагол Несовершенного вида. Послушайте, что еще они расскажут о себе.

Выступает 1-й ученик Глагол Совершенного Вида:

Говорят (и это лестно),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах – природный ум,

Нос с горбинкой, ясный взгляд.

(Все восторженно глядят!)

Весь начищенный, степенный.

ВИД мой просто СОВЕРШЕННЫЙ.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился,

Сделал нынче столько дел:

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел!

- Ребята, так почему же меня называют СОВЕРШЕННЫМ ВИДОМ?

 

 

 

 

 

 

- Верно! Буква С – самая любимая моя буква, потому что он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.

Выступает 2-й ученик

Глагол Несовершенного Вида:

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

(Все сочувственно глядят!)

Суетливый, нестепенный…

Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

- Когда вид глагола НЕСОВЕРШЕННЫЙ, на какие вопросы он отвечает?

 

 

 

 

 

 

 

-А почему у меня такое имя?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-й ученик: Мы хотим проверить ваши знания.  Попробуйте подобрать к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуйте новые слова с помощью приставок (устно).

Образец: Коптить - за-коптить, под-коптить, на-коптить.

Манить - …, планируешь - …, расту - …

лепечет - …, стрекотать - …, летать - …, пилить-…, мечтать-…, заехать-…

2-й ученик: Полученные пары глаголов называются видовыми парами, но не каждый глагол может иметь видовую пару.

Учитель: Спасибо вам, наши дядюшки Глаголы. Ребята обязательно вас  запомнят и никогда не будут путаться в ваших именах. Верно, ребята? А сейчас, дорогие Дядюшки, мы приглашаем вас на весёлую разминку.

Внимательно слушают выступление учеников-семиклассников, приглашённых на урок для исполнения ролей Дядюшек-Глаголов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

На вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? И буква С здесь совершенно ни при чем.

Ответ:

НЕСОВЕРШЕН-НЫЙ вид и называется несовершенным, что дядюшка Глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил, не завершил.

Обучающиеся подбирают слова, прислушиваются к советам Глаголов.

5 мин.

 

6.

Физкульт-минутка

- применение здоровьесберегаю-щих технологий.

Мы активно отдыхаем.

Руки ставим перед грудью, разводить их резко будем.

С поворотом – раз - два – три.

Не бездельничай, смотри!

( руки перед грудью, рывки руками)

Приседаем – раз – два – раз, ножки разомнем сейчас.

Сели – встали, сели – встали,

( приседания)

И немножечко устали.

На ходьбу мы перейдем, сядем и передохнем (присели.)

Мы активно отдыхаем – то встаем, то приседаем – раз – два – три – четыре – пять,

Вот как надо отдыхать ( приседания.)

Головой теперь покрутим – лучше мозг работать будет ( вращения головой.)

 

Выполняют движения вместе с Глаголами. После разминки дети и учитель прощаются с ними, приглашают ещё в гости.

1 мин.

 

7.

Применение нового знания в нестандарт-ной ситуации

-выявить творческие способности учащихся

Работа с текстом.

Задание: списать, заменив начальную форму глаголов формой несовершенного вида (1 группа), на форму совершенного вида (2 группа). Закончить текст, добавив 2-3 предложения.

Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд.

Учитель консультирует в случае необходимости.

Выступление групп.

Ученики работают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы зачитывают полученные тексты, корректируют их в случае необходимости.

5 мин.

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группу), познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные (планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция)  УУД

 

 

- фиксация знаний.

Раздаёт обучающимся печатные листочки с заданием: вставьте по смыслу нужные обстоятельства, укажите вид глаголов.

1) Я … по часу занимаюсь физкультурой. 2) К нам … приехал обедать наш друг. 3) Хлынула … горячая вода. 4) Дождь лил … 5) Он …взрослеет. 6) Он … решал задачу. 7) Я … перечитываю эту книгу.

Слова для справок: долго, целый день, время от времени, ежедневно, с каждым днём, вдруг, неожиданно.

Учитель предлагает коллективную проверку.

Ученики работают индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают по цепочке полученные предложения, называют вид глаголов.

5 мин.

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные  (решение поставленной задачи) УУД

8.

Контроль знаний                                                                                                                                                                                                                                                             

-самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

 ЗАДАНИЕ 1: учитель предлагает выполнить тест:

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) поговорить, приезжать, знаю

Б) скажет, продолжить, дадут

В) сказали, сдают, покататься

Г) разыскал, кончаем, продадут

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) ухожу, даю, бросаю

Б) испугался, шел, прибежал

В) ждал, едем, мочь

Г) прилетел, рассказывает, жмурится.

3. Какая пара глаголов не является видовой парой?

А) сесть - садиться

Б) делить - разделить

В) класть - положить

Г) идти - ходить.

Учитель корректирует  деятельность учеников.

 ЗАДАНИЕ  2: Составление и запись предложения с любым. Учитель акцентирует внимание  на уровень сложности: каждый имеет право выбрать задание по силам  составить

а) простое предложение;

б) простое предложение с однородными членами;

в) сложное предложение.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют самостоятельно, выбрав задание по силам.

 

 

 

5мин.

Регулятивные (оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности)

9.

Домашнее задание

- закрепить изученный материал;

-выявить творческие способности учащихся.

Учитель предлагает на выбор: 

1) Списать текст, указать вид глаголов.

Край неба алеет. В березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается. Вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары. Жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!

И.С.Тургенев   

(раздаточный материал)

2) создать одно наглядное пособие по теме, сделать рисунки, придумать подписи; размер пособия - альбомный лист.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

2 мин.

Познавательные, регулятивные  УУД

10

Подведение итогов

- обобщить полученную информацию.

Учитель подводит итог.

- Что изучали сегодня на уроке?

 - Чему научились? 

- Что понравилось?

 

Далее обращает внимание учеников на слайд, где расположена схема:

imageimage              ВИДЫ ГЛАГОЛА

 

 

что …?               |        что …?

действие происходит один раз

обозначают длительность действия

свистнуть                  свистеть

крикнуть                    кричать

махнуть                      махать                 

imageimageстукнуть                     стучать

                                  

 

        ?                                ?

Задание: заполнить недостающую информацию в схеме

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

 

Ученики заполняют таблицу, ещё раз проговаривают положения правила.

3 мин.

Коммуникативные, (умение слушать и вступать в диалог, личностное самоопределение), познавательные (построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия), регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока ) УУД

11

Оценивание

- самооценка результатов

своей деятельности

и всего класса

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает  наиболее активных учащихся по 5-балльной шкале.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

1 мин.

Коммуникативные, регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока)                                                                               УУД

12

Рефлексия

- осознание учащимися своей учебной деятельности.

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока  с помощью рисунков.

Ученики рисуют смайлики.

1 мин.

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скрытые стороны характера Мцыри – героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова.

 Цели урока:

Предметные цели: исследовать скрытые стороны характера Мцыри, формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарём.

Методическая цель: развивать речь учащихся, работать с художественным текстом, обогатить словарный запас детей, умение работать в группе.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к прекрасному, к родной природе; интерес к предмету, самостоятельность при выполнении заданий, ответственное отношение к учёбе, прививать эстетический вкус.

Метапредметная цель: формирование ценностного умения принимать окружающий мир, быть открытым всем его воздействиям.

Оборудование: текст поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», словарь Ожегова С.И., листочки с заданиями для каждой группы, иллюстрация художника И.Тоидзе к поэме.

Эпиграф: «Герой томится тоской по родине, но он одинок в своём стремлении. Отъединённость личности характера и для «естественного человека», и для демонического героя…Одиночество личности становится болезнью века»

В.Коровин

План-конспект урока

Организационный момент.

-Сегодня урок посвящён исследованию.

-Как вы думаете, что мы с вами будем исследовать, исходя из темы урока? (на доске записана тема урока)

-Значит цель нашего исследования – выявить скрытые черты характера Мцыри.

Дети записывают тему урока

«Скрытые черты характера Мцыри»

Проверка домашнего задания.

- Дома вы прочитали поэму Лермонтова «Мцыри».

- Всё ли было понятно?

-Нет. Не понятно его поведение.

Содержание и последовательность практический действий.

- Да, ребята, произведение не простое, многое не понятно в поведении Мцыри.

- На какие вопросы вам бы хотелось получить ответ?

-Как вы думаете, отчего может зависеть такое загадочное поведение героя, как побег из монастыря, сражение с барсом, стремление возвратиться в мир своего детства.

Предположительные ответы учащихся:

- почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог спокойной уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого он обессилел и погиб, а если бы ушёл, может быть добрался бы до своей родины;

-непонятно, почему Мцыри бежал из монастыря без всякой подготовки, взял и выскочил напропалую;

-почему он хочет вернуться на родину, где нет родных?

- От характера человека, от состояния души человека, от его внутреннего мира.

Самостоятельное выполнение заданий (с помощью учителя)

-Ребята, а что такое душа?

Одному ученику учитель даёт мини-опережающее задание: посмотреть значение слова «душа» в словаре Ожегова. Выслушивает мнения учеников.

- Давайте проверим, правильно ли мы определили, что такое «душа».

-Как вы думаете, какое из определений понятия «душа» больше всего можно отнести к Мцыри? Докажите свою точку зрения.

- Можете ли вы в данный момент рассказать о состоянии души Мцыри?

- Давайте вместе с Мцыри переживём монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну.

Учитель предлагает учащимся разбиться на три группы, для составления кластера-характеристики. Каждая группа получает листочки с заданием.

Задания для первой группы.

Первый период жизни героя – «Детство Мцыри».

  1. Перечитайте вторую главу и ответьте на вопрос.

Что же вы узнали о Мцыри, когда он был ребёнком? Запишите ответ в тетрадь.

  1. Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри. Докажите свою точку зрения цитатами из текста.

Задания для второй группы.

Второй период жизни героя –«Мцыри и монастырь»

1.Перечитайте 3,4,8 главы и ответьте на вопрос.

Что же пришлось пережить Мцыри в монастыре. Запишите ответ в тетрадь.

2.Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри. Докажите свою точку зрения цитатами из текста.

Задания для третьей группы.

Третий период жизни героя – «Мцыри и свобода»

  1. Перечитайте 6,7,16,17,18 главы и ответьте на вопрос.

Что же узнали вы о Мцыри, очутившемся на свободе? Запишите ответ в тетрадь.

2. Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри. Докажите свою точку зрения цитатами из текста.

-Сделайте вывод.

- К чему стремится всей душой Мцыри?

- Душа Мцыри стремится к слиянию с родной стихией. Он несёт родину в себе, в собственной душе – и на чужбине ему нет жизни.

- Следует согласиться с мнением учёного: «Герой томится тоской по родине, но он одинок в своём стремлении. Отъединённость личности характера и для «естественного человека», и для демонического героя…Одиночество личности становится болезнью века».

- Сравним иллюстрацию художника И.Тоидзе с эпизодом встречи Мцыри с барсом.

- Как вы думаете, изображение Мцыри соответствует эпизоду поэмы Лермонтова?

Обобщение и систематизация.

- На основании проанализированных периодов жизни героя, сравнения иллюстрации с эпизодом и сделанных выводов составьте синквейн со словом Мцыри.

-Ребята, что же мы исследовали на

        уроке?

Домашнее задание.

-  Написать сочинение на тему «Что я узнал о характере Мцыри?»

Предположительные ответы учащихся:

- душа –внутренняя сущность человека;

-это то, как человек относится к другим людям и себе;

-обязательная часть человека;

-существование души не доказано наукой.

Ученик зачитывает из словаря С.И.Ожегова значение слова «душа».

Душа – 1) внутренний, психический мир человека; 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами; 3) перен.: вдохновитель чего-нибудь, главное лицо; 4) о человеке; 5) в старину: крепостной крестьянин.

Несколько учеников перед классом высказывают свою точку зрения.

-Нет.

Работа выполняется сначала в группах, потом учащиеся защищают определённый период-кластер, делают записи в тетрадь. Защита кластера.

1 группа.

Вывод: Несмотря на неволю Мцыри рос свободолюбивым ребёнком.

2 группа.

Вывод: В монастыре Мцыри был лишён общения с природой, его характер пытались «подавить» уставом монастыря. Мцыри мечтает о свободе, хочет вернуться на родину. Мцыри стремится к свободе, любит родину.

Он одинок, лишён свободы и привычного окружения; порядки и уклад монастырской жизни угнетают его, он жаждет свободы.

3 группа.

Вывод: За три дня на свободе он познал тягу к отчему дому, к родному очагу. Он ощутил покой, томление любви – просто жил. Он счастлив, что прожил эти дни на воле.

Учащиеся в группах дополняют друг друга, обмениваются информацией. Ключевые понятия записывают в тетрадь.

1 группа: одиночество, тоска.

2 группа: неволя, одиночество, желание вернуться на родину.

3 группа: свобода, мечта о доме, воля, жизнелюбие, радость, независимость, любовь к родине.

 -К свободе, к возвращению на родину. Ради этого он готов рисковать своей жизнью.

-Да. Мцыри предстаёт здесь человеком необыкновенным: ему всё по плечу, даже удаётся почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя.

-Жажда подвига, удаль отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву.

- Мцыри

Свобода, родина.

Бежать, рисковать, умереть.

Три дня на воле

Независимость.

-Черты характера Мцыри.

   Анализ урока

В соответствии с программой на изучение поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» отводится 2 часа. Первый урок ознакомительный. Второй направлен на анализ образа главного героя и раскрытие идейного содержания поэмы.

  Тема урока: «Скрытые стороны характера

Мцыри – героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова».

Изучаемая тема для данного класса не трудна, доступна, а для учащихся данной возрастной категории актуальна.

  Урок посвящён исследованию.
 Цель  исследования – выявить скрытые черты характера Мцыри.

В содержании урока выделяются отдельные этапы учебной работы: организационный этап, этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию  материала урока, этап изучения нового  материала, этап закрепления изученного, рефлексия, этап информатизации учащихся о домашнем задании.
 Содержание урока способствовало формированию коммуникативной компетенции через развитие умений: монологической речи (рассказывать, выражать собственное мнение), диалогической речи.
Формированию информационной компетенции через развитие умений: работать с текстом поэмы, работать со справочной литературой (толковый словарь С.И.Ожегова), работать с иллюстрацией.
 Социальной компетенции через развитие умений: принимать самостоятельные решения, проявлять толерантность, преодолевать разногласия, приходить к единому решению.
Творческой компетенции: обрабатывать информацию, предлагать пути решения проблем.

В течение урока обеспечивалась субъективная позиция учащихся за счёт того, что ученики имели возможность свободно выражать свои мысли, проявляли уважение к мнению других, рефлексировали.

  Учащиеся ориентированы на самостоятельную работу по решению образовательных задач урока.

  В процессе организации и проведения самостоятельной работы  учащимся был дан чёткий инструктаж с определением учебной задачи (работа с текстом, ответы на проблемные вопросы: «Почему Мцыри сразился с барсом?»,  «Почему Мцыри бежал из монастыря без всякой подготовки ?», «Почему он хочет вернуться на родину, где нет родных?», определение понятия «душа», работа в группах, защита кластера, сравнение иллюстрации художника И.Тоидзе с эпизодом встречи Мцыри с барсом, вывод по идейному содержанию поэмы, составление синквейна к слову «Мцыри», рефлексия).

  Учебное время использовано рационально. В ходе выполнения самостоятельной работы учащиеся активны, умеют представить результаты своей работы.

Содержание урока повлияло на ценностно-смысловую сферу учащихся через открытое предъявление  чувств, отношения к понятию «душа»,  через высказывание учащимися собственных суждений по вопросам значимости этого понятия, через анализ эпизодов поэмы, образа Мцыри.

 В конце урока была  проведена рефлексия. Работа отдельных учащихся и класса в целом оценена. Домашнее задание задано вовремя.

Цели урока в целом достигнуты.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе.

Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ.

Цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста, используя основные способы сжатия.

Задачи урока:

образовательные:

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста;
  • формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;
  • формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;

развивающие:

  • развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);
  • мобилизация памяти;

воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).

Оборудование: план-конспект урока, тексты, распечатанные на отдельных листах.

Тип урока: урок развития речи.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя, постановка задачи.

– Сегодня на уроке мы продолжаем учиться анализировать текст и отрабатывать умение пользоваться способами и приёмами сжатия текста при написании сжатого изложения.

II. Повторение сведений о сжатом изложении.

– Сжатое изложение – это особая форма работы с текстом. Вспомним, что такое сжатое изложение? (Это краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной)

– Основное условие успешного выполнения задачи, связанной со сжатием информации, – полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нём главное, а что второстепенное, то работа будет представлять собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста различных элементов.

III. Коллективная практическая работа.

Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей (упражнения напечатаны на отдельных листах, результаты записываются в тетради).

Задание:

  1. Восстановите правильный порядок предложений.
  2. Определите, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.
  3. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.
  4. Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы: и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если (Тезис 1 — Пример 1 — Но Тезис 2).
  5. Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические слова»


  1. Жители пустыни — искусные обработчики металлов — приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину.
  2. Они обменивали одни товары на другие.
  3. На него можно было выменять любую вещь.
  4. Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег.
  5. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото.

Правильные ответы:

  1. 4,2,1,5,3.
  2. Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег, потому что они обменивали одни товары на другие. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото, так как на него можно было выменять любую вещь
  3. Когда- то купцы… обменивали одни товары на другие. Например, жители пустыни— искусные обработчики металлов — приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину..
  4. Когда-то купцы…. Но постепенно….
  5. Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.

IV. Повторение способов и приёмов сжатия текста.

– Ещё одним важнейшим условием для успешной работы над сжатым изложением является владение навыками сокращения текста.

– Вспомним способы сжатия текста.

К основным языковым приемам сжатия текста относятся :

1.Обобщение частной информации:

(ПЕРЕВОД ЧАСТНОГО В ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ)

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
  • замена прямой речи косвенной.

2.Исключение второстепенной информации :

 исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

 исключение повторов;

 исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

 исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Тренировочные упражнения на овладение способами и приёмами сжатия текста. (Выполняются в парах на отдельных карточках).

Задание:

  1. Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Запишите обобщённый вариант фрагмента.

Девять планет обращаются вокруг нашего Солнца, и у большинства из них есть спутники. У Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна – до двадцати спутников , у Марса – два, а у Земли и далекого крошечного Плутона – по одному: у Земли – Луна, у Плутона – Харон.

Если о Плутоне и его спутнике известно пока очень мало (лишь совсем недавно удалось получить первую фотографию Харона), то Луну люди наблюдали уже много тысяч лет. Но несмотря на это, и она таит в себе неразгаданные загадки. Так до сих пор не получен окончательный ответ на вопрос, если на Луне вода. ( По Е.Левитану)

Ответ: Число спутников у планет Солнечной системы неодинаковое: у планет-гигантов их несколько десятков, а у Плутона и Земли всего лишь по одному.

Хотя Луну, в отличии от спутника Плутона, ученые исследуют многие годы, до сих пор неизвестно, есть ли на ней вода.


  1. Сократите фрагмент текста с помощью приёма исключения.

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело.


Ответ: Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты.

Сократите фрагмент текста с помощью приёмов исключения и обобщения информации.

В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы — «изобрести».

Ответ: В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.

(Слушаем ответы учеников).

V. Самостоятельная практическая работа по вариантам с последующей проверкой.

1. Используйте приём исключения при сжатии фрагмента (подчеркнуть):

I в. Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются вполитике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и действительности.

II в. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать.

2.Используйте приём обобщения при сжатии фрагмента (запишите фразу на отдельной строке):

I в. Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.

(Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами)

II в. Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, клёнов, лип.

(Щедра была чистопрудная осень. Бульвар тонул в разноцветной опавшей листве деревьев.)

(Слушаем ответы учеников)

– Таким образом, мы увидели, как можно сжать текст, используя различные способы.

VI. Анализ текста.

– Разумеется, на экзамене вы должны продемонстрировать практический навык правильного сокращения текста, поэтому от простого упражнения мы переходим к более сложному. Помните, что при сжатии текста надо понять его смысл, логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.

Задание:

  1. Прочитайте текст.
  2. Выделите тезисы и примеры.
  3. Первый абзац сократите с помощью приёма исключения, выделенный фрагмент – с помощью приёма обобщения.
  4. Напишите сжатое изложение текста.


Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зелёная дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь своё стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.

Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

(М. Гаспаров)

Ответы:

2.В этом тексте четыре тезиса:

1) Олимп и Олимпия – разные географические объекты;

2) олимпийские игры посвящены Зевсу;

3) программа первых олимпийских игр связана с повседневной жизнью греков;

4) позже программа олимпийских состязаний расширилась.

3. Из первого абзаца следует исключить следующие детали:

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зелёная дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

Содержание выделенного фрагмента, возможно, получится обобщить так:

Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь своё стадо, пастух должен быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, одолеть врага в борьбе.

4.В целом сжатое изложение этого текста может быть таким:

Олимп и Олимпия – не одно и то же: Олимп – гора, на которой жили боги; Олимпия – город, где проходили знаменитые олимпийские состязания, посвящённые Зевсу.

Программа первых олимпийских игр – бег, прыжок в длину, метание копья и диска, борьба. Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь своё стадо, пастух должен быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, одолеть врага в борьбе.

Позднее программа олимпийских состязаний расширилась.

VII. Итоги урока.

Итак, вспомним,

  • о чём мы говорили на сегодняшнем уроке?
  • какие способы и приёмы сжатия текста вы применяли на уроке?
  • какой из них вам показался наиболее доступным?
  • В чём испытывали затруднение?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: Напишите сжатое изложение по тексту (раздаются карточки с текстом).

   Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.

    Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвова-ние и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.

   Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам. (По В.Быкову)