Сообщения

Смирнова Людмила Валентиновна

Сообщение на тему:

«Проблема сохранения духовного и физического здоровья учащихся на уроках русского языка и литературы»

Учитель русского языка и литературы

Смирнова Л.В.

2015год.
    Сегодня по всей России идет широкомасштабная реализация национальной программы «Наша новая школа». Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. За годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа модернизации системы образования становится сохранение духовного  и физического здоровья учащихся. А для учителя на первый план выдвигается задача выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

    Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

-нагрузка от дополнительных занятий в школе;

-занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
    Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. В 5 классе для проведения физкультминутки подбираю стихотворные тексты - выполняя движения, ребята еще и запоминают стихотворения, тренируют память.
    Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся:

  - достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности;
- приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; увеличивает количество учебных достижений;

- здоровьесберегающие технологии реализуются прежде всего на основе личностно-ориентированного подхода: осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать (то есть в центр образовательной системы необходимо поставить личность ребёнка, стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей).

- для сохранения здоровьесбережения использую:

-педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – все это оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья; 

-технологию уровневой дифференциации обучения. 

   Один из способов работы по данной технологии - групповая работа. Класс делится на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям «слабой»группы. Применяю различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся.
    Но нельзя говорить о методах здоровьесберегающих технологий не затронув здоровьесберегающие условия и приемы. В первую очередь это:

выполнение санитарных правил и норм (режим проветривания, освещенности, эстетики. фуикциональности кабинета, режим питья);

система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы в соответствии с возрастом (к 5 классу дети должны овладеть приемами релаксации и иметь возможность на уроке применять их по потребности), с интенсивностью работы и номера урока в расписании; 

снятие гиподинамии и статичности: смена позы за столом, работа стоя, в движении; использование на уроке всего пространства класса, а если нужно и рекреации; 

в любом случае заботиться о своем здоровье и о здоровье детей, не отдавать предпочтения плотности урока за счет здоровья; при нарастании утомления падает продуктивность и возрастает раздражение учителя и ребенка. 

Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором стараюсь использовать всё своё умение по решению данной проблемы. Каждый новый урок - это ступень в знаниях ученика, вклад в развитие его духовной, умственной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. 
Структурными элементами моих уроков выступают:
* приветствие;
* опрос самочувствия;
* релаксация;
* оздоровительные упражнения;
* рефлексия;
* прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.

    Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

  Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы? Прежде всего, учитель не должен допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Чтобы не было перегрузки учащихся, стараюсь соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Провожу различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке, предотвратить усталость. При планировании урока включаю зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Использую компьютер на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. В своей практической деятельности я использую, например, грамматические сказки, разного рода презентации, работу с интернет- ресурсами. 
   Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, даю ему выполнить индивидуальное задание с использованием интернет-тестирования в форме онлайн по русскому языку.        

   Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
   Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

   На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
  При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. При изучении односоставных предложений предлагаю творческие задания на тему: «Береги свое здоровье», «Твой завтрак», «Прогулка или компьютер» и т.д.
Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
   На уроках литературы в средних классах читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.
   Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя. 
Так, например, лекция. Разновидности уроков лекций позволяют не только разнообразить работу, но и вызвать интерес к изучаемому предмету или теме. Так в процессе урока проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через теоретические концепции, и учащиеся приобретают знания самостоятельно. В ходе лекции-визуализация, основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.), что позволяет в наше время компьютерных технологий показать связь русского языка и компьютера.
   Лекция вдвоем, представляющая собой работу учителя и ученика, читающих лекцию и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания.
   Лекция-консультация позволяет активизировать внимание учащихся. Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.
  Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.
Также очень эффективны и другие нестандартные формы:

-уроки-семинары,

-уроки - экскурсии,

-уроки - путешествия,

-уроки-исследования,

-уроки-концерты.

   Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективе. При освоении этой технологии мне легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение детей, открывается простор для педагогического творчества.

 

Сообщение на тему:

«Использование мультимедийного проектора и интерактивной доски  на уроках русского языка»

Учитель русского языка и литературы

Смирнова Л.В.

2015-2016 уч.г.

 

   Подготовка уроков с интерактивным оборудованием требует еще более тщательной подготовки, чем обычных занятий. «Режиссура урока» в данном случае не просто новомодный термин, а важная составная часть подготовки к учебному занятию.                       
   Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как: 
• изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; 
• звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; 
• видео, сложные видеоэффекты; 
• анимации и анимационное имитирование. 
  Любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. 
  Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: 
1. усвоить базовые знания по предмету; 
2. систематизировать усвоенные знания; 
3. сформировать навыки самоконтроля; 
4. сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности; 
5. оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. 
  Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. 
   Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Можно, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили. 
   Методика использования мультимедиа технологий предполагает: 
1. совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; 
2. усиление мотивации учения; 
3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся; 
4. повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий; 
5. демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для игры. 
 
     Для уроков создаю мультимедийные презентации, содержащие краткий текст, основные схемы, рисунки, видеофрагменты, которые впоследствии систематизирую по темам. 


   

    Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций, работой с Интернет сайтом и электронным учебником на одном уроке. Не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме. Тексты основных определений и другие основополагающие сведения по изучаемой теме все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо. 
   Учеников привлекает новизна проведения подобных уроков. В классе во время уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся самостоятельно работают с учебной, справочной и другой литературой по предмету, у них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания, повышается самооценка.

   Структура урока, проведённого в интерактивном режиме.

 Остановимся на особенностях организации каждого из них.

Мотивация. Проблемные вопросы и задания.

Сообщение целей (целеполагание). Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся. Затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями: выделить написания, подчиняющиеся каждому принципу русской орфографии, определить стилистическую принадлежность текста, публично представить результаты групповой работы. На третьем месте стоят цели, называющие ценности: выразить своё отношение к необходимости существования единых норм орфоэпии, высказать своё суждение о значении грамотного письма, сделать вывод о практической значимости полученных знаний. Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться; во-вторых, на этом этапе преподаватель учит учащихся формулированию целей урока – одному из профессиональных умений учителя.

Предоставление новой информации. Новая информация предоставляется обычно на рабочих листах, где вверху записаны вопросы и задания, а ниже помещена информация. Для предоставления информации также используются учебники, словари, монографические статьи, слово учителя.

Интерактивные упражнения. В качестве интерактивных упражнений практикуется работа в малых группах. Можно раздать карточки с заданием.

Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта я предлагаю учащимся сделать самостоятельные выводы, высказать свою точку зрения, выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.

Рефлексия. Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: – Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. В первый раз, если все работали активно, с желанием, выставляю всем участникам группы высший балл. В дальнейшем оценивание поручаю руководителю группы. Такой способ организации оценивания имеет профессиональную направленность – приучает учащихся оценивать работу других. Можно использовать такой подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Наконец, можно воспользоваться самооценкой работы учащихся.

Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение – миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме. Считаю, что такое задание в большей степени соответствует природе интерактивного обучения.

Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызывают заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушают привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволяют каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса.

Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал.

В процессе работы в интерактиве у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.

 

    Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
 

Сообщение на ШМО

«Система работы по обучению различным видам исследовательской деятельности»

Учитель русского языка и литературы

Смирнова Л.В.

2015-2016 уч.г.
 

   Современный учитель-профессионал не только сам становится исследователем, но и организует исследовательскую деятельность школьников. Она помогает обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлекает в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать. Подготавливая, организуя, проводя исследовательскую деятельность учеников на уроках литературы, педагог стимулирует творческую активность, эмоциональное восприятие, вовлекает их в научную работу, обучает самостоятельному поиску нестандартных решений возникших проблем.

   Поэтому в современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.

   Работа учителя в этом направлении не должна носить стихийный, бессистемный характер. Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результаты. Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным..

   Система занятий ИД (исследовательской деятельностью) представляет собой трёхуровневую систему, состоящую из трёх этапов, каждый из которых является качественно новым уровнем ИД. Движение учащихся от уровня к уровню происходит после прохождения программы каждого этапа.

   Продвижение учащихся от этапа к этапу ИД связано с освоением основных уровневых функций И.Д. При оргaнизации занятий ИД на первом уровне ведущую роль играет образовательная функция исследовательской деятельности учащихся и учителя, цель которой - приращение образованности всех участников обучения (учащихся и учителя). Занятия на этом уровне представляют собой подготовительный этап исследовательской деятельности.

  Подготовительный этап ИДУ (исследовательской деятельности учащихся) начинается уже в среднем звене, в 5-м классе. В течение года проводятся следующие мероприятия:

- знакомство с понятием «НОТ»;

- преобразование его в «НОУТ» (научная организация учебного труда);

- расширение и углубление понятия «Алгоритм»;

- введение понятия об алгоритмизации обучения;

- углубление и уточнение представления о плане (простой, сложный, цитатный, вопросный и т. д.).

   В 6-м классе проводим экспресс-повторение подготовительного этапа, углубление и расширение базовой платформы исследования:

- обучение составлению конспектов различных видов (цитатный конспект, пересказ-анализ статьи, смешанный конспект);

- формирование умения работать со справочной, критической, научной литературой.

   Следующий, 2-ой уровень, ИД строится на работе по выполнению методологической функции.

   Он реализуется в 7-8-ых классах, когда мы переходим к осуществлению следующей функции ИД, которую исследователи называют методологической или мировоззренческой.

   Это такая организация обучения, при которой учащиеся проводят исследования с целью приобретения опыта исследовательской деятельности. На этом этапе ИДУ (исследовательской деятельности учащихся), который можно обозначить как практический, ученики обогащают свой понятийный аппарат научными терминами: исследование, метод исследования, его виды, объект, предмет, цель, задачи, средства исследования, гипотеза и др.

  Таким образом, оба этапа ИДУ: подготовительный и практический - реализуются в среднем звене обучения и служат для достижения цели: овладеть общенаучными умениями и навыками (ведение и фиксирование хода и результатов наблюдения или эксперимента; осуществление умственных действий; изучение специальной литературы; организация ИД).

    Следует отметить, что и образовательная, и методологическая функции ИД отслеживаются и в старшем звене обучения, но работа по пониманию их специфики, умению воплотить их в своей деятельности проводится в средних классах на подготовительном и практическом этапах ИДУ.

   В старшем звене обучения организация ИД проводится на третьем, самом сложном уровне, так как реализуется самая сложная функция ИД- управленческая, т. е. умение управлять исследовательской деятельностью, следовательно, происходит продвижение на автономный этап ИДУ.

  Наиболее полное воплощение 3-го уровня проявляется в ll-м классе. Ученики САМИ

- выбирают и формулируют тему;

- определяют зоны исследования;

- проводят целеполагание;

- планируют и реализуют методы исследования;

- описывают ход работы;

- делают выводы;

- вырабатывают рекомендации.

   При организации учебной деятельности школьников учитель должен иметь в виду, что у него большой выбор методов и приёмов организации исследования. Он может давать домашние задания исследовательского характера, планировать исследования как фрагменты уроков, проводить уроки- исследования, организовывать систему занятий по исследованию определённой темы (проблемы) с текущими консультациями, промежуточным контролем и конечным результатом - защитой реферата или проекта по изученной проблеме.

   Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока и на этапе подготовки к уроку при выполнении опережающего задания. Домашние задания подобного типа вызывают подлинный интерес к изучаемому материалу, стимулируют дополнительное чтение, подготавливают к более глубокому и осмысленному восприятию произведения, интересному решению проблемы.

   Исследование как один из приёмов организации опережающего задания может быть использовано на разных этапах изучения литературного произведения, определённой темы. Например, при работе над романом И. С. Тургенева «Отцы и дети», готовясь к уроку «Любовь в жизни героев романа», даю опережающее задание: текстуально исследовать проблему «Роль любви в жизни

- Базарова;

- Павла Петровича;

- Николая Петровича;

- Аркадия;

- Одинцовой».

  Результаты исследований, которые проводятся группами учащихся, реализуются в ходе урока.

Заканчивая изучение романа, провожу с ребятами обобщающее занятие «Базаров - лицо трагическое». К уроку даю опережающее задание (по группам): текстуально исследовать следующие проблемы:

- «Дружба в жизни Базарова»;

- «Отношение Базарова к родителям».

   Группе сильных учащихся предлагается изучить статьи Писарева, Антоновича о романе «Отцы и дети» и, пользуясь методом стилистического эксперимента, определить авторское решение названных проблем.

   Как видим, подобные исследовательские задания не только становятся определённой программой работы над темой на уроке, но и позволяют осуществить индивидуальный подход к учащимся, организовать работу над разноуровневыми заданиями в группах.

   Примером применения исследования как опережающего задания перед изучением всего блока тем по творчеству писателя может быть следующее: изучить биографию Н.Г. Чернышевского и решить проблему, поставленную темой урока: «Н.Г. Чернышевский. Жизнь - подвиг (Что нужно поставить в конце предложения; точку, восклицательный или вопросительный знак?)».

    При подготовке к ответу на уроке ученикам рекомендую рассказать о ходе своего исследования, используя схему описания эксперимента «Если…., то..., так как....» Расшифровывается эта схема следующим образом: «Если (предполагаемая деятельность) я буду делать то..., то…, то как конечный результат, получу то… то..., так как... (объясняется, почему это получилось)».

   Очевидно, что при такой форме организации исследования в виде мини- эксперимента, помимо всего прочего, школьники приобретают навыки проведения научной работы. А это, в свою очередь, позволит ученикам успешнее включиться в вузовскую систему обучения.

   Исследование может стать не только домашним заданием, но и непосредственно фрагментом урочной работы, причём на разных этапах урока.

   Так, организуя целеполагание на уроке литературы в 7-м классе «Человек и мир естественной природы» (при разработке темы «Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы»), даётся задание: исследовав строки из стихотворения Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…», откройте в них проблему, которую нам предстоит решать на уроке:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

   Работая в группах, семиклассники формулируют проблемы предстоящего урока в виде вопросов:

- Что такое природа?

- Как понять язык природы?

- Как смоделировать отношения человека и природы?

   На этом же уроке (проводится как урок-открытие), двигаясь к решению поставленных проблем, ребята исследуют предложенные для анализа фрагменты текста романа Д. Дефо о приключениях Робинзона Крузо и записывают ответ на вопрос «Как Дефо изображает мир естественной природы?» в виде резюме.

   Резюме:

«В романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» нарисован естественный пейзаж, который воспринимается человеком как искусственный; у героя произведения утилитарное отношение к природе».

   Таким образом, в предложенной ситуации исследование становится естественной, логически оправданной посылкой для решения проблем урока, поставленных на этапе целеполагания.

    Продуктивно использование мини-исследований, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, реализуют творческий потенциал каждого ребёнка. Такие исследования занимают небольшое количество учебного времени (максимум - 15 минут, если они носят характер контрольной работы); они могут быть как индивидуальными, так и проводиться группами учащихся.

   Например, при изучении творчества С. А. Есенина, разрабатывая урок «Судьба поэта. Глубокое чувство родной природы», на завершающем этапе урока планирую мини-исследование. Предлагаю два варианта.

1-й вариант:

Составить палитру есенинской цветописи стихотворений:

«Гой ты, Русь моя родная...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...»,

«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха...», «Разбуди меня завтра рано...», «Пантократор» (гл. 4), «О красном вечере задумалась дорога...»,

«Осень», «Вот оно, глупое счастье...», «Закружилась листва золотая»,

«По-осеннему кычет сова...», «3аметался пожар голубой...», «Мне грустно на тебя смотреть», «Я покинул родимый дом.. », «Я последний поэт деревни... ».

Перед выполнением даётся рекомендация: достаточно рассмотреть 7 стихотворений (на выбор); ход исследования представить словесно или графически; работу завершить выводом.

2-й вариант:

Исследовать, какую роль в стихах Есенина игpает образ дерева.

Рассмотреть 4-5 стихотворений:

«3елёная причёска...», «Я покинул родимый дом...», «Хорошо под осеннюю свежесть...», «По-осеннему кычет сова...», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый...», «Сестре Шуре» («Ты запой мне ту песню...»), «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Певущий зов».

Рекомендация: исследование можно проводить в двух направлениях: определить частотность наименований деревьев (какие деревья чаще всего упоминаются, почему?) или выделить семантическую и стилистическую роль образа дерева. Сделать выводы.

   Исследовательская деятельность учащихся может быть организована как урок- исследование.

Уроки-исследования, в зависимости от целей, поставленных учителем при изучении темы, могут быть различных видов.

   В своей работе по организации ИДУ я классифицирую их следующим образом:

- урок теоретического исследования;

- урок практического исследования;

- урок творческого исследования;

- урок проектного исследования.

   Урок теоретического исследования предполагает изучение критической литературы, мемуаров, статистических данных, справочной литературы.

   Аналитическое исследование на уроке проходит такие этапы:

1.Формулирование проблемы (задачи исследования).

2.Отбор научной информации для решения исследуемой проблемы.

3.Решение проблемы:

- выдвижение гипотезы;

- составление плана работы;

- письменный отчёт о выполнении плана;

- выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.

4.Результаты исследования.

   Описание урока подобного типа можно найти в книге И.А. Фогельсона «Литература учит».

   Урок практического исследования содержит те же этапы работы, что и урок теоретического исследования. Но, в отличие от него, объектом исследования здесь становятся тексты произведений, их фрагменты. Чаще вceгo учитель проводит именно урок практического исследования, организуя работу над выявлением проблематики конкретного произведения, его части, фрагмента. Это может быть не только практическая или лабораторная работа, но и представление реферата. Реферат (как описательный метод исследования), в зависимости от целей и задач, которые ставятся перед учеником, используется на уроках практического исследования и на уроках теоретического исследования.

   Уроки творческого исследования имеют более свободную форму проведения. Они не требуют точного соблюдения всех этапов предыдущих видов исследований и являются более гибкими по форме, структуре и более разнообразными по конечному результату.

Поэтому уроки данного типа наиболее часто используются учителями.

Например, в форме творческого исследования провожу один из уроков по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Тема: «Образы- двойники Раскольникова». Главная задача урока - исследовать проблему «Роль вульгарных двойников Раскольникова в развитии идеи романа». Учитель может организовать эту работу как персональную и самостоятельную, дать конкретные задания по вариантам или предложить выбрать персонаж самим учащимся.

   Можно выбрать другой путь решения проблемы - организовать работу в группах. На подготовительном этапе работы, которая рассчитана на один урок, даю рекомендации по логике развития исследования:

- составить цитатную характеристику героя;

- отметить различие и сходство между ним и Раскольниковым;

- предложить своё понимание смысла их противопоставления.

После завершения исследования учащиеся отчитываются о проделанной работе и коллективно вырабатывают вывод-решение проблемы, поставленной на мотивационном этапе урока.

    В виде творческого исследования провожу уроки развития речи.

Например, после изучения творчества А. Н. Островского на уроке по развитию речи даю задание:

исследовать методом стилистического эксперимента речь одногo из героев драмы «Гроза» и написать сочинение

- письмо одного из героев о событиях в городе Калинове;

- рассказ Тихона о поездке в Москву;

- сценку «Дикой в кругу семьи».

Творческие исследования могут быть интересны и продуктивны не только как урок-исследование, но и как определённый этап урока любого типа и как индивидуальное задание.

Например, составить музыкальный рисунок эпилога романа.

   Урок проектного исследования многофункционален. Проектная деятельность не только активизирует мыслительную деятельность учащихся, но и позволяет выполнить социализирующую цель обучения, обучает работе-сотрудничеству в команде. «Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему. Выступление перед аудиторией и видеокамерой вынуждает структурировать излагаемую информацию, чтобы донести её до слушателей», - отмечает И. Н. Бухтиярова в статье «Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении.»  

А. Быллырытова («Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах») подчёркивает: «Очень интересным и нужным этапом при обобщении становится абстрагирование полученных знаний, создание моделей. Они выступают какособое средство мыслительной деятельности, потому что весь ход её подвергается рефлексии».

   На уроке проектного исследования учащиеся планируют свою деятельность, отбирают    необходимый материал, проводят анализ, синтез, активно действуют (распределяют роли в группе, создают проект или моделируют проблему, организуют её представление и защиту).

   Исследование проблемы и создание проекта может быть организовано как коллективная работа всего класса.

Например, на вводном занятии по изучению романа И. С. Тургенева «Oтцы и дети» коллективно моделируем проблему «Взаимоотношения героев в романе»:

П. Кирсанов - идеологические расхождения

Н. Кирсанов

Базаров Аркадий - не единомышленник

Одинцова - неразделённая любовь

Фенечка - «зов плоти»

Кyкушина и Ситников - извращение смысла

теории Базарова

Родители - люди другого поколения

Народ - нет взаимопонимания

Эта модель - результат коллективной мыслительной деятельности учащихся и учителя (преподаватель ввёл в модель линию «Базаров и Народ»). КМД позволила придти к выводу через анализ и синтез.

   При «прочтении» модели становится ясно, что ученики составили план работы над произведением, определили логическую последовательность занятий, не только обнаружили главного героя, но и «наметили» главные проблемы романа.

   На заключительном этапе работы над романом проводим урок проектного исследования обобщающего характера «Современные проблемы на страницах романа «Отцы и дети». Рефлексируя, ребята создают проекты, которые показывают личностное восприятие проблематики произведения.

   На заключительном уроке по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ребятам было предложено самим выбрать вид работы: урок аналитического исследования или урок проектного исследования. При этом ученикам было предложено самим сформулировать проблему и оформить её решение.

Ребята разделились на 5творческих групп; 4 группы работали над проектами: «Настоящее преступление Раскольникова», «Будущее в романе «Преступление и наказание», «Почему становятся преступниками?», «Суть теории Раскольникова». Только одна 5-ая группа учащихся проводила аналитическое исследование «Раскольников и Базаров».

   На мой взгляд, уроки проектного исследования продуктивны, интересны учащимся, сближают литературу с реальной жизнью.

Уроки проектного исследования целесообразно проводить не только на автономном этапе ИДУ, но и на практическом.

   Так, в 8-м классе заключительное занятие по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» провожу как урок проектного исследования.

Ребята не только с большим интересом работают над проектами, проводят их представление и защиту, но и дают экспертную оценку работам своих товарищей.

Проводя анкетирование на этапе рефлексии, убеждаюсь, что учебное время использовано продуктивно, поставленные цели и задачи реализованы. На вопрос анкеты «Чему научила работа на уроке проектного исследования?» ученики отвечали:

- «Я научился защищать проекты»;

- «Эта работа научила выбирать из целой поэмы главные вопросы,

прочувствовать их»;

- «Она научила меня внимательно читать произведение»;

- «Работа заставила задуматься над главной проблемой и о том, как изобразить её в виде схемы»;

- «Работа научила меня выражать свои мысли, обдумывать каждый фрагмент произведения»;

- «Эта работа заставила меня более глубоко задуматься над смыслом поэмы; научила находить не выявившиеся при первом чтении проблемы».

    Как видим, ребята с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.

   Изучение литературы (как и других учебных предметов) через организацию исследовательской деятельности помогает учащимся получить универсальное образование. Следует заметить, что универсальность - это не энциклопедичность. Универсальное образование, в современном понимании, вооружает учеников навыками самообразования, формирует потребность саморазвития.

    Таким образом, следуя системе работы по организации исследовательской деятельности учащихся, учитель выполняет социальный заказ общества - формирует конкурентоспособного выпускника.