Учитель года-2022 г.

Каземирова Мария Александровна

Предварительный просмотр:

                 Конкурсное испытание «Эссе»

                              «Я-учитель!»

                     Каземировой Марии Александровны

Направляющий, но не вектор.

Созидающий, но не Бог.

Творящий, но не писатель.

Любящий, но не влюблённый.

Учитель. Какими качествами должен обладать истинный мастер своего дела? Какой путь должен пройти педагог, чтобы сформировать и развить в себе столь противоречивые качества?

Путь к учительской профессии может быть разным: осознанным или случайным, легким или трудным, удачным или ошибочным.    

Для меня этот путь был единственным. Сколько себя помню, я мечтала стать учителем. Но главную роль в этом сыграла моя бабушка,  позволившая мне научиться уважительному и почтительному отношению к профессии «учитель». Часами напролёт она могла рассказывать о своей профессии, о коллегах, отличающихся душевной щедростью, искренней любовью к детям, верностью своему делу и, конечно же, шагающие в ногу со временем. Яркий пример моей бабушки привел меня в педагогический институт, а потом и в школу.

С волнением и страхом ждала первой встречи с детьми. Боялась, что разочаруюсь, пойму, что «не моё». Но и первые, и последующие уроки только укрепили уверенность в том, что в выборе своём не ошиблась.

Такая ответственность – дети! Как и чем заинтересовать? Как сделать урок насыщенным и деятельным? Как научить мыслить и сомневаться, искать пути разрешения сомнений? Как увлечь и повести по пути самостоятельного поиска знаний и открытий?

Первая задача - установить доброжелательные отношения с ребятами. Ведь недаром В. Сухомлинский говорил, что «учение – не механическая передача знаний от учителя к ребёнку, а прежде всего человеческие отношения».

Я стараюсь, чтобы ученик, идущий на урок, не боялся отрицательной отметки или резкого укора за ошибочные суждения. Он работает в атмосфере сотрудничества и часто приходится говорить ребятам о том, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. И как же светятся глаза ребёнка, когда он, выполнив задание, даже с ошибкой, слышит похвалу. А в следующий раз ему удастся сделать это задание лучше.

Вторая задача - заинтересовать. Для этого мне приходится много работать не только над содержанием, но и над формой урока, изучать и использовать различные методы и технологии.

Но самое сложное, на мой взгляд, сформировать у ребёнка креативное, нестандартное мышление, учить его находить сложное, но важное и полезное в простом, и на первый взгляд традиционном. А для этого необходимо на уроках давать больше        свободы,        создавать        условия        для        активной нестандартной мыслительной деятельности.

Качественное образование предполагает высокую степень понимания, которая приходит только в процессе творческого развития мышления. Часто, готовясь к уроку, я пытаюсь взглянуть на него глазами своих детей. А поскольку сама не так давно сидела за партой, то стараюсь вспомнить, чего мне не хватало на некоторых уроках, а что притягивало внимание. Почему на уроки литературы, истории, географии хотелось бежать, почему они казались самыми короткими?

Ответ прост - интересными были те уроки, на которых больше работали мы, ученики. А уроки литературы и истории привлекали ещё тем, что на них нужно и можно было мыслить, рассуждать, анализировать поступки героев и исторических деятелей, как уже разрешённые жизненные задачи, удивляться этим решениям, предлагать свои, более простые результативные.

Вот оно - дальнее действие нашей профессии. Больше 11 лет прошло, а уроки моих учителей сейчас для меня не только источники теоретических знаний, формирования духовных, нравственных ценностей, но и ориентиры методического и педагогического мастерства.

Жить без подобных ориентиров ученику в современном, стремительно развивающемся мире, перенасыщенном информацией, полном соблазнов сложно.

И снова вопросы…Мышление…Какое оно? Что должны уметь? Искать, сомневаться, находить, анализировать, обосновывать, ошибаться и снова искать. Что находить, среди чего искать, чем обосновывать? Разрешение этих вопросов и воспитание личности, способной свободно мыслить, стремящейся быстро разрешать противоречия, готовой делать выбор - есть цель нашей работы.

Многие думают: провёл урок, проверил тетради, выставил отметки в журнал, похвалил отличника, пожурил нерадивого – и ты уже учитель. Нет, вес намного глубже и серьёзнее. Но это мой сознательный выбор. И каждый мой день – это очередной шаг к этому высокому званию.

Украдкой наблюдая за учащимися своего класса, я замечаю в некоторых черты своего характера, вижу, что они становятся внимательнее, добрее, умеют сопереживать и ценить друг друга. Спустя 7 лет в школе, я поняла, что главное в нашей профессии – это любовь к тому, чем мы занимаемся. Важно осознавать, что ты нужна многим, нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час, иногда каждую минуту.… Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, порой забывая обо всём, всегда оценят твой внешний вид и даже прическу, почувствуют настроение. Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне своих любимых детей. Они надеются, что я помогу их детям самостоятельно добывать знания, жить в коллективе, дружить и трудиться сообща. Нужна коллегам, которые спрашивают совет, просто делятся наболевшим и раскрывают свои секреты «педагогической кухни», ведь все мы вместе ежедневно выполняем свою работу. Такую не простую, но такую необходимую!

 Мне нравится моя профессия, горжусь ею и очень рада тому, что мои ученицы поступили в педагогические ВУЗЫ, решив стать учителями. Я чувствую ответственность за их выбор и поддерживаю их в первых шагах к своей мечте. С уверенностью могу сказать, во многом выбор профессии для меня «определило» детство: способность увидеть и почувствовать сквозь его призму все то, что дало мне желание и возможность стать педагогом. Путь в эту профессию оказался непростым: от неясных представлений, впечатлений детства, превращения их в форму четкого и понятного «кем я хочу быть» до принятия осознанного решения стать педагогом, усилий, приложенных для достижения цели. Пришлось сделать много мелких шажков, прежде чем я смогла по-настоящему шагнуть в любимую профессию. Поразмыслив обо всем, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня любимая профессия, замечательная семья….

В начале своего пути учителя я думала, что пройдёт 5, 10, а может 15 лет, и мною будет открыт «секретный ингредиент» педагогического мастерства. И можно будет сказать, что всё, апогей мудрости и знаний в профессии достигнут, что можно будет поставить точку в своём образовании. Сейчас смеюсь над этой идеей, потому что поняла - готового и окончательного

«секретного ингредиента» нет, что процесс развития и образования учителя бесконечен, что истинный, знающий мастер своего дела, никогда не остановится на достигнутом, никогда не скажет, что всё постиг, всё умеет. Действовать нужно дальше, действовать нужно будет всегда.

Учитель- это……….

Знающий, но не учёный.

Сомневающийся, но не скептик. Вдохновляющий, но не муза.

Воспитывающий, но не идеал.