Региональный компонент - казачество

Ожегова Ирина Владимировна

 Основная цель реализации в ДОУ регионального казачьего компонента – воспитать ценностно-смысловое отношение к традициям казаков в процессе знакомства с их бытом, традициями, культурой. Региональный аспект дошкольного образования, раскрывает культурно- познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические, экологические ценности родного края. Содержание выступает эффективным средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребенка, потребности к самовыражению своих чувств и мироотношений, смыслов, через включение в активную музыкальную, речевую, конструктивную, игровую, экологическую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «РОДНИЧОК»

 С. КОНСТАНТИНОВКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовила музыкальный руководитель

высшей категории

Ожегова Ирина Владимировна

2018г

с. Константиновка

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Задачи: - Обогащать знания детей  и их родителей о казачьих традициях.

               - Формировать нравственно-патриотические  чувства и духовность у дошкольников.

             -Способствовать решению задач творческого развития личности.

 

Словарная работа: 

Дом – курень.

Ведро – цибарка.

Корзина – сапетка.

Кувшин – глечек.

Кукла -  кундюбочка, болезарочка.

Тюльпан -  лазорик.

Петух – кочет.

 

Предварительная работа: Разучивание песен «К нам гости пришли»,  «По малину в сад пойдём»,  «Если хочешь быть военным», « Марш казачат» и казачьих танцев, знакомство с казачьим фольклором.

 

Ход праздника

Выходит под музыку казачка.

Казачка: Здорово дневали! Уважаемые гости, казаки и казачки!

Собрались мы сегодня на казачий праздник, который называется «Праздник первых штанов». Ребятам нашим уже  5 лет, а казачата в этом возрасте получали в подарок первые брюки с лампасами. И наши казачата сегодня в первый раз надели свои казачьи наряды.

Выход казачат под казачью песню «Мы казачата.»

1.Казаком я смелым буду,

  Шашку на ремне носить.  

  Мать родную не забуду,

  Буду Родине служить.

2.Вольный ветер, степь без края,

  Дым до неба у костра.

  Жизнь походная такая,

  У амурского казака.

3.Дом казачий есть у нас,

  В нѐм старинные предметы:

  И кувшин, кровать и таз,

  Помнят дедовы заветы.

4.Кто не знает группу нашу?

  Здесь ребята – молодцы!

  Просят все добавку каши,

  Казачата – удальцы.

5.Мы казачки не простые,

  Просим помнить это вас.

  Все казачки, мы амурские,

  В группе «Солнышко» у нас.

6.Мы и пляшем и поѐм,

  Моем и стираем,  

  В доме чисто приберѐм,

  А потом играем.

7.Дайте лошадь мне лихую,

  Поскачу я по степи.

 Песню нашу удалую

Запоём как казаки

 

Песня « К нам гости пришли.»

После песни дети проходят, садятся на стулья.

Слышится ржание коня. Стук в дверь.

Казачка: А вот и гости к нам  на праздник пожаловали.

(Входят казаки, лицей).

Дети: Здорово дневали, казачата!

Казачата: Слава Богу!

Казак : Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.

Казачата: А то!

1.Заветы старины в семье казаков,

  Хранились испокон веков.

  Эти заповеди святы –  

  Сейчас расскажем вам  их мы.

2.Честь и имя казака,  

  В жизни главные всегда.

  С детства честью дорожи,

  И достоинство держи.

  Коль не прав, так признавай,

  Злобу в сердце не пускай.

3.Слово дал – его держи,

  Казачьим словом дорожи.

  Помни, слово казака,

 Было верное всегда.

  Лучше мудро промолчать,

  Чем впустую обещать.

4.Старость всюду почитай,

  Стариков не обижай.

  Пожилого казака,

  Почитай как за Отца.

  Престарелую казачку,

  Своей Матерью считай.

5.Если трудно -  погибай,

  Но товарища спасай!

  В службе, в доме, на работе,

  На рыбалке, на охоте,

  Другу всюду помогай,

  Если надо – выручай!

6.Век служи и век трудись –  

  Такова казачья жизнь!

  Не гордись чужим добром,

  А живи своим трудом.

  Обеспечь свою семью,

  Презирая лень свою.

 С 5 лет настоящего казака обучали верховой езде. Поэтому мы дарим вам  лошадок.

Казачка: Спасибо гости любезные. (гости уходят).

Вот зараз, ребята, вы и поупражняетесь в верховой езде на лошадках

Конкурс: «Кто первый».

Для этого мне нужна казачка! И два казака – выходите! Задание: казачка держит платки. А казаки должны проскакать от подсолнуха до другого подсолнуха, вернуться и первым взять платочек у казачки. Кто первый тот победил!

Слышится ржание коня. Стук в дверь.

Казачка:  К нам ещѐ гости пожаловали.

Появляется казак.

Казак: Здорово дневали, казачата!

Все: Слава Богу!

Казачка: Чьи будете?

Казак: Звать меня Андрей. Станичник Константиновский.

Пришѐл казачат с праздником поздравить! Да испытать их. Умеют ли они по-казачьи гутарить? А ну – ка скажите, что на картинке?

          Дом – курень.

          Ведро – цибарка.

          Корзина – сапетка.

          Кувшин – глечек.

          Кукла -  кундюбочка, болезарочка.

         Тюльпан -  лазорик.

         Петух – кочет.

Казачка: Слов казачьих много есть, да и всех не перечесть. Ну – как справились?

Казак: Любо вы гутарите, славное поколение подрастает у нас на  Амуре.

Казачка: Проходи, присаживайся казак Андрей, а казачата расскажут, какие казачьи заповеди знали:

1.Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2.Казаки все равны в правах.

3.Чти старших, уважай старость.

4.Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

5.Держи слово, слово казака дорого.

6.Погибай, а товарища выручай.

7.Береги семью свою, служи ей примером.

Казачка: Любо, молодцы  казачата?

Казачка: И я рядышком сяду на стульчик, вместе с вами посижу. Загадаю вам загадки, кто смышленый погляжу.

1.На чужой спине едет, а на своей спине других везѐт. (Казак при боевой выправке.)  

2. Лохматый казак, посередине кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла.) 

3.Кривой понѐс двух братцев к Дону купаться, пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Вѐдра и коромысло). 

Казачка:  Пусть казачки  порадуют народ, кто с работой управиться вперѐд.

Кто за водой пойдѐт, принесѐт? И воду в ведрах не разольѐт.

Конкурс: « С коромыслом».

Казачка: Казаки народ весѐлый, хорошо живут. И в свободные минуты, пляшут и поют.

Песня «Если хочешь быть военным»

Танец «Бравый атаман»

Казачка: А сейчас игра такая, очень даже не простая, вам ребята вместе нужно.

Казачий курень построить дружно.

Игра « Курень».

Казачка:  Наши казачки всюду славятся, наши танцы любят все.

Выходите казачки красавицы, да пройдитесь во всей красе!

Танец « С платочками»

Казачка: О казачестве всегда слава по Руси плыла. Казаки поныне славят свой любимый край.

Песня «По малину в сад пойдём»

Казачка: Сегодня повод искренне сказать, Слова и поздравления простые:

Тепла и оптимизма пожелать будущим казакам России.

Слово______________________________________  

Казачка: Дорогие гости, ребята! Праздник наш к концу подходит.

Вам сегодня доказали: Что течѐт, в конце концов.

В жилах наших кровь – Амурцев!

Что казачьей нашей славы,

Мы наследники по праву,

Что традиции блюдѐм,

Свято память бережѐм!

Песня «Марш казачат»

Чтоб запомнился вам этот день, испекли мы вам пирог. Гости наши любезные, приглашаю вас отведать пирога и испить взвару.  

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

мини-музей                                                               «Казачок»

В 2017 году в МАДОУ детский сад №5 «Родничок» приказом Министерства образования и науки Амурской области введён региональный образовательный казачий компонент. Для успешной реализации компонента была разработана программа по нравственному патриотическому воспитанию детей «Амурские казачата». В рамках программы на базе детского сада « Родничок»  корпусе №1  был создан мини – музей  «Казачок». Основателем и идейным вдохновителем стала музыкальный руководитель Ожегова И.В.

Цели и задачи мини-музея:


1.     Изучение истории быта, культуры амурских казаков.
2.     Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям казачьей народной культуры.
3.     Создание условий для возрождения традиций народного семейного воспитания.
4.     Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию жителей Амурской  земли.


В основу решения этих задач положены следующие
принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип наглядности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Формы деятельности:

- поисковая;

- фондовая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

 

Для создания музея мы использовали комнату музыального руководителя детского сада и страничку нашего сайта. Здесь мы смогли разместить  элементы и предметы казачьего быта:   чугунок,   самовар, деревянную посуду, коромысло, кувшины, а также старинная мебель – самодельный стол, этажерка, лавка, различные рушники, скатерти, салфетки которые расшиты были вручную.

 В нашем мини-музее собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно - бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого.

 Так же  в музее есть и методический материал такой как: «Словарь казачьих слов и выражений», «Картотека казачьих игр», консультации для родителей – «Обычаи и традиции казаков»,  «Икона Албазинской Божией Матери на Амуре», « Воспитание детей в казачьих семьях».

В нашем музее представлены семейные родословные наших воспитанников, наших казачат Лавриненко Захара, Виктора Алексеенко, Чугунова Артемия, Усик Полины, Бондаревой  Таисии. Выражаем огромную благодарность родителям которые в совместном творчестве с детьми подготовили альбомы   о семейных  традициях и родословной.

Наш музей регулярно пополняется книгами наших амурских писателей, в частности Станислава Сахончика, члена Союза писателей России, председателя Амурского отделения РСП. Войскового старшины, члена правления Амурского окружного казачьего общества.

Как используется мини-музей:

У каждого народа есть своя душа – вера, язык, традиции, праздники, обряды, песни и танцы. Пока жива душа народа – жив и сам народ. Наш долг восстанавливать его добрые традиции – духовные и культурные, обратившись к тем вещам, которые сохранились и могут помочь в знакомстве с жизнью казаков.

Дети с интересом слушают рассказы о жизни казачьей семьи, как жили наши предки, какую пищу готовили, как выпекали хлеб.

  Также здесь дети знакомятся   с одеждой казаков и казачек.   

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем  у них патриотические чувства. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, понимается нами, как потребность участвовать во всех делах на благо человека, осознание себя частью окружающего мира, приобщение к культуре, в том числе и региональной, природе родного  края, России, чувство сопричастности к национальным обычаям и традициям.

Мини-музей «Казачок» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора.

Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка,  кочерга, кентарь, коромысло и т.д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.

Темы экскурсий:

  • «Деревянная посуда в казачьей семье».
  • «Казаки и самовар».
  • «Природа родного края».
  • «Известные люди Амурской земли».

Во время экскурсии дети узнают:

- какие народы жили и живут на Амурской земле;

- о городах и селениях Амурской области;

- о великолепии Амурской природы, разнообразии животного и растительного мира;

- слушают песни казаков, стихи и отрывки из произведений наших поэтов и писателей земляков.

Перспектива развития мини-музея.

Подбор коллекций   научно-познавательных фильмов, видеороликов и видеосюжетов об Амурской земле.

 – Встреча с мастерами народных промыслов.

– Семейные праздники и развлечения.

 

А главное сделать жизнь ребенка более насыщенной и интересной, научить поднимать  культуру своего народа, развивать интеллект, дать ему в руки новый инструмент для познания мира.

Хочется выразить огромную благодарность за предоставленные экспонаты нашего музея Смирновой Татьяне Семёновне, Четвериковой Надежде Васильевне, Четвериковой Евдокии Варфаламеевне, Скрипник Валентине Сергеевне.

Огромная благодарность  музыкальному руководителю Ожеговой Ирине Владимировне и  воспитателю Хансанамян Елене Геннадьевне  за творческий подход  в создании и работу в  мини – музее «Казачок».

Просим жителей нашего села оказать помощь в пополнении экспонатами нашего музея, а также поделиться рассказами о   жизни нашего села и его жителей.

Посетите наш мини – музей «Казачок

Музыкальный руководитель - Ожегова Ирина Владимировна 



Предварительный просмотр:

Перспективное  планирование нравственно - патриотического

 воспитания детей дошкольного возраста на основе традиций казачества  

«Амурские  казачата» 2018 – 2019у.г.

№ п/п

Сроки проведения

Тема

Содержание

1

Сентябрь

Культура казаков:    жилище, одежда,  язык, фольклор.

Экскурсия в  музей с. Константиновка.  

Разучивание  пословиц и поговорок.

2

Октябрь

Колыбельные песни   казаков. Беседа

Дом и домашние животные, лес и волк в колыбельных песнях. Слушание и пение.

Праздник Хлеба

Сформировать  у детей представление о ценности хлеба.

3

Ноябрь

Игрушки  детей казаков. Обрядовые куклы.  Творческое занятие

Игрушки из  плодов растений, соломы, ткани, глины.

4

Декабрь

Детские игры, песни, считалки, дразнилки, заклички,  припевки.

   

Игры с предметами. Считалки, дразнилки, игровые припевки, их разучивание.

5

Январь

Игровые припевки как часть игры.

Народные игры с припевками, закличками.

Сказки   казаков.  Разыгрывание сценок.  

Сказки волшебные, сказки о животных.  Ребенок как герой народной сказки. Особенность казачьих  сказкок.

6

Февраль

«России служат казаки»

Совместное мероприятие с  родителями,  Амурским казачьим колледжем.

Пополнять знания детей об истории Амурского казачества. Дать понятие, что звание мирного

земледельца было соединено со званием воина; что люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении.

7

Март

«Сердце матери лучше солнца греет»     праздник с родителями

Беседа об отношении казаков к женщине – матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок.

Праздник Масленицы.

Обряды, гулянья.

8

Апрель

Пасха в казачьей семье.

Содержание праздника: обрядовая еда, игры на улице, декорирование яиц.

9

 

Май

«Спасибо за Победу»

Праздник с родителями

Игровые припевки. Игровые и хороводные песни с разыгрыванием сюжета.

Игровые и хороводные песни с разыгрыванием сюжета (Заинька)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: