Патриотическое воспитание дошкольников

Ожегова Ирина Владимировна
В современных условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.   Мы живём в казачьей станице Константиновка и не имеем права забывать замечательные традиции казаков, их быт и нравы, их систему воспитания подрастающего поколения.  
  Казачество как часть русского народа имеет богатейшую историю, свой неповторимый национальный колорит, основой которого является самоотверженное служение Родине. Основой воспитательной системы казаков являлись религиозно-нравственные и военно-патриотические традиции, передаваемые из поколения в поколение, уходящие корнями в духовные ценности русского народа.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


«Узнай наш флаг (герб)»

Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза; в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.

«Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.

«Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры:

Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и


«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.

Материал: изображения памятников

Ход игры :

Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

«Знаешь ли ты»

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города.

Материал: портреты известных соотечественников. Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

«Как мы знаем народные промыслы»

Цель: игра носит контрольный характер.

Дать оценку знаниям детей о народных промыслах. Руководство: ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.

«Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом.

Материал: альбом фотографий родного города.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.


«Заколдованный город»

Цель: закрепить представления детей об архитектуре совре-менных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными осо-бенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображе-нием этих же зданий и сооружений.

Ход игры.

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

  • Как называется наша страна?
  • Как называется город, в котором вы живёте?
  • Как давно был основан наш город?
  • Какие улицы города вы знаете?
  • Как называется улица, на которой ты живёшь?
  • Какие памятники нашего города вы знаете?
  • Какие памятники старины есть в нашем городе?
  • Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
  • Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
  • Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе? Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить кон-туры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фо-тография здания планетария.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдован-ного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).


«Загадки о городе»

Цель: знакомить с родным городом.

Ход игры:

Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.

«Сложи герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.

Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.

Игра «Круг честности»

Цель: формирование социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств - честности ребенка.

Ход игры:

Дети делятся на две команды.

Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку.

Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках.

Затем команды меняются местами.


«Район в котором мы живём» (настольная игра)

Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображёнными на нём достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игры:

Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

Птицы нашей области

Цель: знакомить детей с птицами родного города Материал: карточки с изображениями птиц Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.


«История родного города» (игра-лото)

Цепь: закрепить у детей представление об истории родного города.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.

Ход игры:

Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок.

Лото «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.

Разложить на столе или полу карты.

Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.

Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую карту ее положить.

Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена


«Птицы нашей области

Цель: знакомить детей с птицами родного города Материал: карточки с изображениями птиц Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

«Нарисуй узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Дети рисуют простой узор по образу.

«Одень куклу»

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре

Дети одевают куклу в национальную одежду.

«Сортируй узоры»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов

Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

«Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать

и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Лети собирают картинки из Фрагментов-



Предварительный просмотр:

Кто пули боится в казаки не годится.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак сам голодает, а коня накормит.

Казаки живыми не сдаются!

Мужик врага ждет, а казак врага ищет!

Один в поле не воин – если он по казачьи скроен.

 



Предварительный просмотр:

«Казачьи посиделки» к празднику 23 февраля

Досуг для старшего   дошкольного возраста  

Цель: Формирование эмоциональной отзывчивости от прикосновения к казачьей культуре и традициям.

Задачи: Продолжать знакомить детей с донским краем, вызывать интерес к истории донского казачества, казачьим играм, костюму. Воспитывать гордость за свой народ, свою семью.  

Хозяюшка:   Здравствуйте хлопчики та девчата, все, кто сегодня пришёл на наш небольшой праздник, наши «казачьи посиделки», посвященные важной дате - 23 февраля - Дню защитника Отечества.

 А славить наших мальчиков  мы будем сегодня как делали это наши предки   казаки.  

 Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

 И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим! (Вадим Шефнер)

Хозяюшка: Амурский  край славился весёлыми праздниками и играми, задорными песнями. На массовых гуляньях в подвижные игры играли и взрослые и дети, все «от мала до велика», передавая секреты игр от поколения к поколению.

 Традиционные казачьи игры - это хорошая тренировка тела и духа. Они воспитывали воина.

 Ребята, а вы хотите стать такими же ловкими, сильными, смелыми, как наши предки казаки? (Ответы детей).

1 ребёнок: Коль назвался казаком, Честь не посрами: Вольницу казацкую, Свято береги!

2 ребёнок: Сабельки отточенной, Песню не забудь, Всю Россию-матушку, Сердцем приголубь!

 3 ребёнок: Пусть несется вороной, Буйным ветром вдаль, Саблею булатною, Сокруши печаль!

4 ребёнок: Не пристало казаку, Маяться от бед: Тебе мужество к лицу, Гордость от побед!

 5 ребёнок: Верность истине храни Ведь во все века, В процветании страны — Счастье казака!  (Александр Ляйс)

Хозяюшка:   Сегодня я предлагаю всем присутствующим на нашем празднике возродить эту замечательную традицию игр «от мала до велика» и вместе  повеселиться, поиграть свою удаль показать. Давайте   поиграем в традиционные казачьи игры.

 Любили казаки потренироваться в верховой езде. А мальчиков сажали на лошадь уже с 3 лет. Сейчас мы проверим  как наши маленькие казачата   быстро скачут на лошадях.

Эстафета «скачки на лошадях»

Первый участник на лошадке скачет до фишки и обратно, передаёт лошадку следующему. Побеждает самая быстрая команда.

А кто вспомнит пословицы о лучшем друге казака о казачьей доблести?

    Кто пули боится в казаки не годится.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак сам голодает, а коня накормит.

Хозяюшка: Есть ещё поговорка: «на казаке и рогожа пригожа». Кто знает, что она значит? (ответы детей) А вы, потомки амурских казаков, так же носите свою одежду, как наши деды? Вот я вам справу принесла. Одевайтесь поскорее, да удаль свою покажите.

Эстафета «На казаке и рогожа пригожа».

Перед каждой командой на стульчике – реквизит: фуражка и ремень. Первый участник команды подбегает, надевает фуражку, ремень и говорит фразу «на казаке и рогожа пригожа!», раздевается и передаёт эстафету следующему. Выигрывает команда, которая быстрее справится.

Хозяюшка:   Хоть казаки и вольный народ, в рядах казачьего войска были звания подобные офицерским званиям в армии. И, конечно, у всех званий были отличительные погоны. Но погоны носить и в армии и в казачьем войске – дело непростое! Сейчас мы узнаем, смогут ли наши папы и мальчишки «не уронить честь»

Эстафета «Не урони честь»

У каждой команды, у мальчиков   два мешочка с песком. По сигналу первый участник с мешочками на плечах следует к модулю и обратно, предаёт следующему «погоны». Выигрывает команда, которая оказалась быстрее.

Поиграли, молодцы! И, конечно же, какие казаки без песен? Казаки народ весёлый, хорошо живут. И в свободные минуты, пляшут и поют.

Песня «Если хочешь быть военным»

А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Вот такие мы ребята-
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!

Фланкировка с шашкой

А сейчас наши хозяюшки покажут своё мастерство. Вот веретено на него нужно намотать нитку.

Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства, родом из стран древнего Востока. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Изготавливалось из сухого дерева (чаще из берёзы). Длина веретена от 20 до 80 см.

Игра «Веретенце».
Девочки под музыку наматывают пряжу на веретено.

 Дорогие  ребята! Праздник наш к концу подходит.

 Вы сегодня доказали: Что течёт, в конце концов.

В жилах наших кровь – Амурцев- настоящих казаков!

Что казачьей нашей славы,

Мы наследники по праву,

Свято память бережём!

Песня – «Провожают казаков»

 Ребята, вы все молодцы, мальчики достойные будущие защитники нашей Родины, девочки хранительницы домашнего очага и уюта. И как говорил один старик-казак «Казаков много не бывает, но и мало не покажется!»

Все: Любо!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»

с. КОНСТАНТИНОВКА

Номинация: Дошкольное образование

Подготовила:  музыкальный руководитель

высшей категории

Ожегова Ирина Владимировна

 

с. Константиновка

Сценарий праздника

«СПАСИБО ПРАДЕДУ ЗА ПОБЕДУ»

Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств.  

Задачи:  1. Способствовать развитию речи, способности выразительно передавать смысл прочитанных стихотворений.

2. Способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время.

Оборудование: мультимедийная презентация «День Победы», музыкальное сопровождение: «День Победы», «Катюша», «Мой дед казак», «Во саду вишенка цветёт», «Если хочешь быть военным», «Священная война», «Едут по Берлину наши казаки».

Под фонограмму музыки «День победы»   входят дети

 

Марина  Н.  Дорогой мужества и скорби
Прошел советский наш солдат.
Нам не забыть священный подвиг,
Сто лет пройдет иль шестьдесят.


Варя. М.  Их миллионы неповинных
Сгорело в памяти войны.

В концлагерях, в боях погибли
Советской Родины сыны.

Рома Ш. День грустный – памяти и скорби,
Времен связующая нить.
Нам не забыть живущих подвиг
И подвиг павших не забыть!

Ведущая. Сегодня мы собрались, чтобы отметить великий праздник нашей страны – День Победы. 9 Мая – это светлый и радостный праздник. 76 лет назад в этот день закончилась война.  На фронте в боях с фашистскими захватчиками сражались наши прадедушки, в тылу трудились наши прабабушки – как могли, они помогали фронту. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем солдатам, ветеранам, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным небом. Вечная им слава!

Минута молчания (видео фрагмент)

 

Ведущий.  Во время войны вся страна встала на защиту своей Родины.

   Мы всегда будим помнить тех людей, которые, не задумываясь о возможной гибели, отправились на фронт, защищать нашу Родину.

«Священная война» (видео песни)

Впервые же дни  войны сражаться за родную землю пошли и наши земляки - храбрые  Амурские казаки. Одной из первых казачьих дивизий Красной Армии какое-то время командовал легендарный   Георгий Константинович Жуков.

Кристина Б. - Мой старый дед говорил мне –помни,

Что были в наших станицах герои.

Их души были прочней стали

Они в боях за Отчизну пали.

Мой старый дед говорил мне –память

Порою больно людей ранит.

Но помни не забывай,

Тот самый радостный май.

Песня «Мой дед казак» (автор А.Никольский)

(солисты Макар Ч. Макар М.)

Вероника Ц. - В азарте лавовых атак, Круша пришельца - супостата,

Казак про то, что он казак, Душой и плотью помнил свято.

И обретала силу снова. И не скудела Русь  бойцами,

Защитники родного крова.  Имели честь быть казаками

Песня   «Во саду вишенка цветёт ( казачья нар. п.)

Лера М. - Да, всю историю России

Крепит казацкая канва.

Но кто сказал: «Казаки были!».

Казак в строю. И Русь жива.

Песня «Если хочешь быть военным» (р.н.п.)

(под музыку уходят на места)

Ведущий. 22 июня 1941 года ровно в 4 часа утра немецкие войска напали на нашу Родину. Они бомбили наши города и села с самолетов, расстреливали танками и пушками. На защиту страны поднялись и стар, и млад.  

                           (дети читают по очереди)

Дочь   обратилась однажды ко мне:

-Папа, скажи мне, кто был на войне?

-Прадед Алёша холодной зимой

Бился с врагами под самой Москвой.

Дедушка Лёня – военный пилот-

В небе водил боевой самолёт.

Дедушка  Женя десантником был.

Он вспоминать о войне не любил

И отвечал на вопросы мои:

«Слишком тяжёлые были бои».

Бабушка соня трудилась врачом,

Жизни спасала бойцам под огнём.

Прадед Аркадий погиб на войне.

Родине все послужили вполне.

Много с войны не вернулось людей.

Легче ответить – кто не был на ней.

                                          (А. Симонов)

Сценка

Дети инсценируют стихотворение С. Михалкова «Мы тоже воины». (Они надевают костюмы, распределяются по залу и берут необходимые атрибуты)


Рома П. - Связист (ребенок сидит на стульчике, изображая связиста, на голове — наушники, в руках — микрофон или телефон). 
Алло, Юпитер? Я — Алмаз,
Почти совсем не слышу вас,
Мы с боем заняли село.
А как у вас? Алло! Алло!
Полина У. -Медсестра (перевязывает равного, сидящего на стульчике, он стонет). 
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.
 Витя А. - Моряк (смотрит в бинокль на небо).
На горизонте самолет.
По курсу — полный ход вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить — истребитель наш.
Два летчика рассматривают карту в раскрытом планшете.

Никита К. - 1-й летчик.
Пехота здесь, а танки тут,
Лететь до цели семь минут.
 Никита Г. - 2-й летчик.
Понятен боевой приказ.
Противник не уйдет от нас
 Стёпа Д - Автоматчик (ходит вдоль центральной стены, в руках автомат)
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг?
За домом очищаем дом.
Все вместе.
Врага повсюду мы найдем. (С. Михалков)

Песня «Смуглянка» (сл.Яков Шведов ; Анатолий Новиков) 

(исп. подгот. гр)

Рома П. «Полевая почта»

«Дорогая мама!» - вывел паренёк…
Рядышком с окопом - полевой цветок,
Белая ромашка как из мирных дней,
Золотая пчёлка копошится в ней.
Что нас ожидает? Что нам суждено?
Завтра бой смертельный, первый, не в кино.
«За меня не бойся!» - пишет паренёк…
Полевая почта,  Полевой цветок…

Танец «Пацаны в строю стоят»

( Витя А. Макар Ч.)

                                     

  Стихи
Максим Е
. Подходит торжества великий миг.
Мы скоро этот день отметим.
Конечно, каждый бывший фронтовик
Вновь вспомнит, что стоит за этим.

Глеб Б.
  Он вспомнит тяжесть фронтовых дорог,
Дождь, снег, жару и холод,
Скрип солдатских, кирзовых сапог.
Как был тогда здоров и молод.


Варя В.  А также в День Победы вспомнит он
Жестокий бой, потери, слезы,
И помутневший от бомбежки Дон,
И обгоревшие березы...

Ксюша Н.  Нет-нет, не позабыть нам никогда
Отчизны подвиг бесподобный!
Считаю, будет праздником всегда
Наш День Победы всенародный!

Песня «Катюша» (сл. М. Исаковский; муз. М. Блантер

(испл. подгот.гр)

Ведущий:   Нам дорог мир, где мы живём, где птичьи голоса и смех детей,

Давайте от беды его спасём. Пусть будет мир ещё светлей!

Нет, нам не нужны ни раздоры, ни войны, пусть звёзды горят и кричат журавли, и, радуясь миру, светло и спокойно пусть бьётся огромное сердце Земли!

Низкий поклон нашим дорогим ветеранам за их героический подвиг!

(Под  музыку «День Победы»  ребята проходят круг почёта по залу с портретами дедушек (прадедушек), бабушек (прабабушек).

(выход  из зала)

Список используемой литературы:

  1. « Константиновка – казачья столица» издательский Дом «Амур» г. Благовещенск, 2008г.
  2.  «Реализация казачьего компонента в начальной школе»  справочно - методические материалы, г. Благовещенск 2018г.
  3. « Над Амуром песня зазвенела...»  Библиотека Дальневосточного казачества , Хабаровск 2017г.
  4. Казачьи песни  . – «Экспедиционная тетрадь». Вып. 24. –  Сборник научных статей и фольклорных материалов / Ред.)сост. В.А. Котеля. – Белго) род: издание ГУК «БГЦНТ», 2010. – 49 стр. с нот.
  5. Сборник докладов научно – практической конференции «Амурское казачество: вчера и сегодня»,  Амурская областная библиотека имени Н.Н. Муравьева – Амурского 2017г. ,2018г.  
  6. «За Русь сражались с мужеством и верой» Библиотека Дальневосточного казачества, Хабаровск 2019г.
  7. Стихи амурских поэтов http://amur-ivanovka.narod.ru/pobeda/stixi.htm
  8.  Личный сайт Ожегова И.В https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-prazdnika-posvjaschenogo-dnyu-pobedy-975952.html

 



Предварительный просмотр:

 

«Казачий переполох, или послание атамана»

 

Для детей подготовительной к школе группы

Действующие лица: Взрослые: ведущий,    

                                     Дети: Командир, Казаки, Казачки

Цель: воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к Родине, формировать интерес к традициям казаков.

Задачи:

  • создать атмосферу веселья, доброжелательности;
  • познакомить детей с традициями и бытом   казаков;
  • формировать уважение к памяти защитников Отечества;
  • развивать физические качества, инициативность, самостоятельность;
  • воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.

Предварительная работа:

  • провести беседы по теме: «Традиции и быт  казаков»;
  • познакомить с элементами казачьего костюма;
  • изучить пословицы и поговорки о казаках;
  • поиграть в народные казачьи игры;
  • подготовить презентацию «Казачьему роду нема переводу».

Оборудование  конверт с посланием атамана;  оборудование для игр и эстафет: мячи-прыгуны (2 шт.), деревянные шашки (2 шт.), мешочки с песком (по количеству участников), корзины (2 шт), набор бутафорских продуктов или картинки с изображениями продуктов; ноутбук, экран, проектор, мультимедийная презентация.

Звучит торжественная музыка «Марш казачат» (муз. и сл. Н. Тананко). На экране демонстрируется слайд «Родные просторы».

 Ведущий и Казак приветствуют детей и сообщают им, что собрались они по поводу празднования Дня защитника Отечества» и предстоит им стать казачками, чтобы посоревноваться в ловкости и смекалке.

Ведущий:

Здравствуйте, гости дорогие, Здравствуйте, казачата удалые!

Вас приветствовать мы рады.

Приготовиться к докладу.

Командир обращаясь к казаку: Команды казачат к проведению военно-патриотической игры «Казачий переполох» готова!   Разрешите начать   игру в честь Дня защитника Отечества?

 Казак: Разрешаю начать!

Ведущий: У отрядов тренировка

Начинается с утра.

Показать свою сноровку

Казакам нашим пора.

(Дети   под песню «Марш казачат» (муз. и сл. Н. Тананко) идут по залу и останавливаются в условленном месте)

Девочка-казачка: Мы веселые ребята, 

Мы нигде не пропадем.

Сами музыку сыграем,

Сами спляшем и споем.

Исполняется   песня «Мы казачата»

(после исполнения песни ребята под музыку идут на свои места))

Ведущий: Наши казачки и казачата –

Удалые все ребята!

Время даром не теряли,

О казачестве много узнали.

Какое же главное призвание казака?

Дети: Защищать Родину!

(На экране демонстрируется слайд с изображением казака в полном обмундировании.)

Ведущий: Правильно, ребята! В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, ведь главным делом в жизни казака была и остается защита Родины. Не зря гласит народная пословица: «Казаку честь – Родину сберечь».

Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками Родины. Наш атаман подготовил для вас важное послание.

( казак   достает послание из конверта, в нем не хватает некоторых слов, на их месте пустые рамки прямоугольной формы. На экране демонстрируется слайд – фото послания с недостающими частями.)

Казак: Чтобы прочитать послание целиком, вам нужно найти недостающие части и доставить в наш штаб. Это задание сложное, впереди вас ждут препятствия. Казачата, к выполнению задания готовы?

Дети (хором): Готовы!

Казак: Смекалку да ловкость свою вы возьмите

И в путь скорее вы поспешите!

 

Ведущий делит детей на две команды

 

Ведущий: Казак знает характер своего скакуна. Он умеет ловко управлять конем. Боевой завет казаков гласит: «Конь подо мной, так и Бог надо мной». Посмотрим, как вы с конем управитесь.

Эстафета «Казак без коня, что воин без ружья»

Первые участники каждой из команд «садятся на коня» – берут в руку палку с головой коня и встают у старта. По сигналу Казака они скачут до условленного места, затем возвращаются к своей команде и передают коня следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.

 Казак: Владеть шашкой казачат начинали обучать еще в детстве. Это помогало развивать тело, вырабатывать быструю реакцию и выносливость. А вы хотите попробовать с шашкой управиться?

Дети (хором): Да, хотим!

Казак:  На коня тогда садитесь,

Крепко за него держитесь.

С шашкой круг вы проскочите

Да кубанку сберегите!

Эстафета «Казак шашкой владеть умеет»

Первые участники команд берут в правую руку «шашку» (гимнастическую палку или деревянную саблю), на которую надета кубанка, другой рукой держат «коня». По сигналу Казака они скачут по кругу, затем возвращаются к своей команде и передают коня и шашку с кубанкой следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.

Ведущий: Чтобы зваться казаком,

Нужно метким быть стрелком!

Свою удаль покажите,

Метко в цель вы попадите!

Игра «Казаки – очень меткие стрелки»

Участники команд выстраиваются в две шеренги и по очереди кидают мешочки с песком в цель. Казак считает, сколько раз участники каждой из команд попали в цель, и в конце игры называет команду-победителя.

 Ведущий : Вы мишень переверните, что найдете, заберите.

Под мишенью находится часть зашифрованного послания – картинка с изображением атаманской грамоты.

 

Когда казаки были на войне, казачки могли заменить их и в хате, и в поле. Недаром пословица гласит: «Пока казак в походе, казачка везде: и в хате, и в огороде».  

Игра «В пословице мудрость народная»

Дети должны продолжить пословицы и объяснить их значение:

  • Казак скорей умрет, чем (с родной земли уйдет.)
  • И один в поле воин, если он по-казачьи (скроен.)
  • Казачья смелость порушит (любую крепость.)
  • Веселы привалы,( где казаки запевалы.)
  • Где тревога, туда казаку и (дорога.)
  • От безделья не бывает у казака( веселья.)

 Ведущий : Продолжите еще одну пословицу: «Казачья хата угощеньями…»

Дети  (хором): Богата.

Ведущий: Верно. Скоро наши мальчики-казачки вернутся с боевого задания. Вот я посмотрю, какие вы хозяйки, – приготовьте-ка для них угощение.

Игра «Казачья хата угощениями богата»

(Девочки делятся на три команды и выбирают картинки с изображениями продуктов или бутафорские продукты из набора, из которых можно приготовить: борщ, компот, вареники с картошкой. Казак проверяет, все ли они правильно выбрали.)

Ведущий:   А сейчас отгадайте загадку:

«В каждой хате у хозяйки

Находил свой уголок,

Пузатый, глиняный…»

Дети  (хором): Горшок!

Ведущий: Таю, таю, закликаю,
Вас в игру я приглашаю.
А в какую – не скажу!
Зазывалку расскажу:
«Чичары, чичары,
Собирайтесь, гончары!»
Вы на ярмарку спешите
И горшки там прикупите.

«ГОРШКИ»

Играющие делятся на две команда. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один их играющих – водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

- Почем горшок?

Хозяин отвечает:

- По денежке

- А он не с трещиной?

- Попробуй

Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:

- Крепкий, давай сговор!

«Хозяин» и «Покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: «Чичары, чичары, собирайтесь гончары, по кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!»

Со словом «Вон» и «Хозяин» и «Покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «Хозяин», а опоздавший – Водящий.

Казак:  Горшок в хате вы найдите

И в него вы загляните!

(Дети  ищут по залу горшок, находят горшок, в котором лежит часть послания – картинка с календарем.)  

 Ведущий : Ну, ребята-казачата, все прошли вы испытания?

Справились ли вы с заданием?

(Дети отвечают.)

Что нашли, сюда несите,

Воедино все сложите.

На столе лежит послание атамана, дети вклеивают части, которых не хватало.

Казак:  Зачитаем теперь послание,

Чтобы исполнить атамана желание.

  По поручению атамана награждаю вас грамотами  за вашу смелость, за то, что вы вырастите и будете настоящими защитниками Родины. Любо!

Исполняется Песня  «Мы казаки!» (муз. и сл. Ю. Горяинова)


Предварительный просмотр: