Внеурочная деятельность
Рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_shkola_gto_1-4_klass_2020-2021.docx | 37.34 КБ |
vneurochnaya_deyatelnost_nastolnyy_tennis_2019-2020_g.docx | 35.44 КБ |
vneurochnaya_deyatelnost_pionerbol.docx | 40.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи
имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого
Рассмотрено: Утверждаю:
на педагогическом совете Директор МБОУ НОШ №2 г. Охи Протокол № ___ от ______ 2020 им. Г. Г. Светецкого
________________ Е.В. Финенко
Приказ №_______ от _____ 2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ГТО»
начальное общее образование
1-4 классы
срок реализации 1 год
составлена на основе авторской программы
учителем физической культуры Лушовой Галиной Николаевной
Оха
2020 год
Данная программа создана на основе положения «О всероссийском физкультурно-
спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Цель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления — формирование физической культуры личности обучающихся, совершенствование физической подготовки.
Реализация данной цели основана на решении следующих задач:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности
- спортивная подготовка к соревнованиям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной деятельностью, накоплении знаний и формировании умений использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопарного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни.
Предметные результаты
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенстве человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, реактивной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной елевой ориентацией;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Тематический план 1 ступени
68 часов (2 часа в неделю)
Раздел | Содержание | Кол-во часов |
1 | Основы знаний | 3 |
Комплекс ГТО: понятие, цели, задачи, структура, нормативные требования, значение в физическом развитии детей школьного возраста. | 1 | |
Правила техники безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями и правила поведения в спортивном зале и на пришкольной спортивной площадке. | 1 | |
Комплексы упражнений для утренней зарядки, на развитие физических способностей, дыхательные упражнения, дозирование физической нагрузки. | 1 | |
2 | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей. | 29 |
Челночный бег 3х10 м | 3 | |
Бег 30 м | 5 | |
Бег (смешанное передвижение) 1000 м. | 3 | |
Подтягивание из виса на высокой перекладине | 3 | |
Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине | 2 | |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа | 2 | |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке | 2 | |
Прыжки в длину с места | 3 | |
Метание теннисного мяча в цель | 2 | |
Поднимание туловища из положения лёжа на спине | 1 | |
Бег на лыжах на 1 км | 3 | |
3 | Физкультурно – оздоровительная деятельность | 2 |
Выполнение норм комплекса (тестирование) | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1 -я ступень
Возрастная группа 6—8 лет (1—2 классы)
Раздел 1. Основы знаний (3 ч)
Комплекс ГТО: понятие, цели, задачи, структура, нормативные требования, значение в физическом развитии детей школьного возраста. Правила техники безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями и правила поведения в спортивном зале и на пришкольной спортивной площадке. Комплексы упражнений для утренней зарядки, на развитие физических способностей, дыхательные упражнения, дозирование физической нагрузки.
Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей (29 ч)
Челночный бег 3х10 м (3 ч). Правила техники безопасности. Техника выполнения челночного бега. Высокий старт от 5 до 10 м. Бег с максимальной скоростью 10 м: с места, с хода. Челночный бег 4х10 м с последовательным переносом кубиков (набивных мячей, кеглей) с одной линии на другую.
Бег на 30 м (5 ч). Правила техники безопасности. Техника выполнения. Имитация движений рук при беге (на месте) 5—10 с. Бег с высоким подниманием бедра (на месте, с продвижением вперёд). Бег на месте на передней части стопы 5 с с последующим переходом на бег с продвижением вперёд. Высокий старт от 5 до 10 м. Бег с ускорением от 15 до 25 м. Бег с максимальной скоростью до 20 м (бег наперегонки). Бег на результат 30 м. Подвижные игры и эстафеты с бегом с максимальной скоростью: «Вороны и воробьи», «Встречная эстафета» (расстояние 15—20 м), «Линейная эстафета» (расстояние до поворотной стойки, конуса 15 м).
Смешанное передвижение на 1 км (3 ч). Дистанция 1 км (на беговой дорожке): 1) ходьба 50 м — бег 100 м — ходьба 50 м и т. д.; 2) бег 100 м — ходьба 100 м — бег 100 м и т. д.; 3) бег 200 м — ходьба 150 м — бег 150 м — ходьба 100 м — бег 100 м — ходьба 50 м — бег 50 м — ходьба 50 м — бег 150 м;
Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики) (3 ч). Правила техники
безопасности. Техника выполнения. Подтягивание на перекладине из виса с помощью.
Вис на перекладине (5 с и более) на полусогнутых руках. Подтягивание из виса на высокой перекладине хватом снизу, хватом сверху.
Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (мальчики, девочки) (2 ч). Правила
техники безопасности. Техника выполнения. Подтягивание на низкой перекладине из виса сидя. Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине хватом снизу, хватом сверху.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (2 ч). Техника выполнения. Сгибание и
разгибание рук с гантелями в локтевых суставах. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, руки на повышенной опоре (скамейке). Подвижная игра «Вперёд на руках».
Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу (2ч). Техника выполнения.
Сидя на скамейке наклоны вперёд к прямым ногам до касания грудью бёдер. Ходьба с наклонами вперёд и касанием пола руками.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (3 ч). Правила техники безопасности. Техника выполнения. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд и подниманием колен к туловищу и прыжки на обеих ногах (в приседе) с продвижением вперёд 10—15 м. Прыжок в длину с места через препятствие высотой 50—70 см (натянутая резиновая лента), установленное на расстоянии 0,8—1 м от места отталкивания. Прыжки в длину с места согласно нормативам комплекса ГТО. Подвижные игры с прыжками: «Кто дальше прыгнет», «Встречные прыжки».
Метание теннисного мяча в цель (2 ч). Правила техники безопасности. Техника выполнения, держание мяча, исходное положение. Метание теннисного мяча в вертикальные цели разного размера, обозначенные на стене и расположенные на различной высоте, с расстояния 4—6 м (правой и левой рукой). Подвижные игры с метанием: «Снайперы», «Меткий мяч».
Поднимание туловища из положения лёжа на спине (1 ч). Техника выполнения.
Бег на лыжах (3 ч). Правила техники безопасности Передвижение попеременным двухшажным классическим ходом. Подъёмы и спуски с небольшого склона. Бег на лыжах на отрезках 300—500 м с соревновательной скоростью. Передвижение на лыжах до 1 км с равномерной скоростью в режиме умеренной интенсивности. Игры на лыжах: «Кто сделает меньше скользящих шагов», «Быстрый лыжник».
Раздел 3. Физкультурно – оздоровительная деятельность (2 ч). Выполнение норм комплекса ГТО (тестирование).
Тематический план 2 ступени
68 часов (2 часа в неделю)
Раздел | Содержание | Кол-во часов |
1 | Основы знаний | 3 |
Комплекс ГТО: цели, задачи, виды испытаний (тестов) 2-й ступени комплекса. | 1 | |
Техника безопасности при выполнении физических упражнений комплекса ГТО. | 1 | |
Разминка и её значение в занятиях физическими упражнениями, последовательность их выполнения, дозирование физической нагрузки в разминке. | 1 | |
2 | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей. | 29 |
Бег 30 м | 2 | |
Бег 60 м | 2 | |
Бег 1000 м | 2 | |
Подтягивание из виса на высокой перекладине | 3 | |
Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине | 2 | |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа | 2 | |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке | 2 | |
Челночный бег 3х10 м | 3 | |
Прыжки в длину с разбега | 3 | |
Прыжки в длину с места | 2 | |
Метание мяча весом 150 г на дальность | 2 | |
Поднимание туловища из положения лёжа на спине | 1 | |
Бег на лыжах на 1 км | 3 | |
3 | Физкультурно – оздоровительная деятельность | 2 |
Выполнение норм комплекса ГТО (тестирование) | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
2-я ступень
Возрастная группа 9—10 лет (3—4 классы)
Раздел 1. Основы знаний (3 ч)
Комплекс ГТО: цели, задачи, виды испытаний (тестов) 2-й ступени комплекса. Техника безопасности при выполнении физических упражнений комплекса ГТО. Разминка и её значение в занятиях физическими упражнениями, последовательность их выполнения, дозирование физической нагрузки в разминке.
Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей (29 ч)
Бег 30 м (2 ч). Правила техники безопасности. Техника выполнения. Имитация движений рук при беге (на месте) 5—10 с. Бег с высоким подниманием бедра (на месте, с продвижением вперёд).
Бег на 60 м (2 ч). Бег с ускорением 20—30 м с последующим переходом на свободный бег. Высокий старт, принятие стартовых положений по командам «На старт!», «Внимание!», выполнение команды «Марш!». Бег с максимальной скоростью 30—40 м (бег наперегонки). Бег на результат 60 м. Эстафеты с бегом с максимальной скоростью: «Встречная эстафета» (расстояние 15—20 м), «Линейная эстафета» (расстояние до поворотной стойки, конуса 20—25 м).
Бег на 1000 м (2 ч). Бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой: бег 200 м — ходьба 100 м — бег 200 м; бег 400 м — ходьба 200 м — бег 400 м и т. д. Эстафетный бег с этапами 300—400 м. Подвижные игры: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием».
Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики) (3 ч). Перемещение с помощью рук лёжа на гимнастической скамейке на животе, хват руками за края скамейки. Вис на перекладине (5 с и более) на полусогнутых руках. Подтягивание из виса на высокой перекладине: хватом снизу, хватом сверху.
Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (мальчики, девочки) (2 ч). Вис лёжа на низкой перекладине (5 с и более) на полусогнутых руках. Подтягивание на низкой
перекладине: из виса сидя; из виса лёжа прямые ноги на гимнастической скамейке; из виса лёжа хватом снизу; хватом сверху.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (2 ч). Сгибание и разгибание рук в упоре
лёжа с изменяющейся высотой опоры для рук. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади, руки на гимнастической скамейке.
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (2 ч). Из упора присев
разгибание ног, не отрывая рук от пола, наклоны вперёд из положения сидя, ноги прямые. Ходьба с наклонами вперёд и касанием пола руками.
Челночный бег 3х10 м (3 ч). Правила техники безопасности. Техника выполнения челночного бега. Высокий старт от 5 до 10 м. Бег с максимальной скоростью 10 м: с места, с хода. Челночный бег 4х10 м с последовательным переносом кубиков (набивных мячей, кеглей) с одной линии на другую.
Прыжок в длину с разбега (3 ч). Имитация движений рук и ног при отталкивании на месте.
Прыжки в длину с места толчком одной ноги с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с 2—3 шагов разбега. Прыжки в длину с 8—10 шагов разбега способом «согнув ноги» через ленту, расположенную на расстоянии 190, 210, 250 см от места отталкивания.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (2ч). Прыжки на обеих ногах (в приседе) с продвижением вперёд 10—15 м, прыжки в длину с места из упора присев. Прыжки в длину с места согласно нормативам комплекса ГТО.
Метание мяча весом 150 г на дальность (2 ч). Имитация метания и метание мяча способом «из-за спины через плечо» из исходного положения стоя боком к направлению броска с места. Метание мяча с одного, двух, трёх шагов.
Поднимание туловища из положения лёжа на спине (1 ч). Техника выполнения.
Бег на лыжах на 1 км (3 ч). Передвижение попеременным двухшажным ходом без палок и с палками. Передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью в режиме умеренной интенсивности. Встречная эстафета с этапами 50—80 м без лыжных палок. Игры на лыжах: «Быстрый лыжник», «Гонка с преследованием».
Раздел 3. Физкультурно – оздоровительная деятельность (2 ч). Выполнение норм комплекса ГТО (тестирование).
Тестирование осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства спорта Российской Федерации от 29.08.2014 г. № 739 «Об утверждении Порядка организации и проведения тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Тестирование, позволяющее определить уровень развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков лиц, участвующих в испытаниях 2 (тестах) (далее - участник), осуществляется в конце учебного года в следующей последовательности по видам испытаний (тестов):
Гибкость
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу или на гимнастической скамье.
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из исходного положения (далее – ИП): стоя на полу или гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 - 15 см. При выполнении испытания (теста) на полу участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и удерживает касание в течение 2 с. При выполнении испытания (теста) на гимнастической скамье участник по команде выполняет два предварительных наклона, ладони двигаются вдоль линейки измерения. При третьем наклоне участник максимально наклоняется и удерживает касание линейки измерения в течение 2 с. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-», ниже - знаком «+».
Сила
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине.
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине выполняется из ИП: вис лежа лицом вверх хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см. Высота грифа перекладины для участников I - III ступеней комплекса - 90 см. Для того чтобы занять ИП, участник подходит к перекладине, берется за гриф хватом сверху, приседает под гриф и, держа голову прямо, ставит подбородок на гриф перекладины. После чего, не разгибая рук и не отрывая подбородка от грифа, шагая вперед, выпрямляется так, чтобы голова, туловище и ноги составляли прямую линию. Помощник спортивного судьи подставляет опору под ноги участника. После этого участник выпрямляет руки и занимает ИП. Из ИП участник подтягивается до подъема подбородка выше грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 с ИП, продолжает выполнение испытания (теста). Засчитывается количество правильно выполненных попыток, фиксируемых счетом спортивного судьи.
Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики по выбору).
Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется из ИП: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Участник подтягивается так, чтобы подбородок поднялся выше грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав ИП на 0,5 с, продолжает выполнение испытания (теста). Засчитывается количество правильно выполненных попыток.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.
Выполнение сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу, может проводиться с применением «контактной платформы», либо без нее. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу выполняется из ИП: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Участник, сгибая руки, касается грудью пола или «контактной платформы высотой 5 см, затем, разгибая руки, возвращается в ИП и, зафиксировав его на 0,5 с, продолжает выполнение испытании (теста). Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом спортивного судьи в ИП.
Скоростные возможности
Челночный бег 3х10 м.
Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются две параллельные линии – «Старт» и «Финиш». Участники, не наступая на стартовую линию, принимают положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомеров) участники бегут до линии «Финиш», касаются ее рукой, возвращаются к линии «Старт», касаются ее и преодолевают последний отрезок без касания линии «Финиш» рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Участники стартуют по 2 человека.
Бег 30, 60 м
Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твердым покрытием. Бег на 30 м выполняется с высокого старта, бег на 60 м - с низкого или высокого старта. Участники стартуют по 2 - 4 человека.
Скоростно-силовые возможности
Метание теннисного мяча в цель.
Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 г. Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 м в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 м от пола. Участнику предоставляется право выполнить пять попыток. Засчитывается количество попаданий в площадь, ограниченную обручем.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Место отталкивания должно обеспечивать хорошее сцепление с обувью. Участник принимает ИП: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками допускается. Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания любой ногой до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника. Измерение производится по перпендикулярной прямой от ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника, до линии отталкивания. Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.
Выносливость
Бег 1 км.
Бег на выносливость проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности. Максимальное количество участников забега 20 человек.
Смешанное передвижение на 1км.
Смешанное передвижение состоит из бега, переходящего в ходьбу в любой последовательности. Проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности. Максимальное количество участников забега 20 человек.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи
им. Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого
Рассмотрено: Утверждаю:
на педагогическом совете Директор МБОУ НОШ №2 г. Охи Протокол № 7 от 31.05. 2019 им. Г. Г. Светецкого
________________ Е. В. Финенко
Приказ №95-ОД от 11. 06. 2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
начальное общее образование
базовый уровень
1-4 классы
срок реализации 1 год
составлена учителем физической культуры Лушовой Галиной Николаевной
Оха
2019 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису.
Предметные результаты
характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса;
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о физической культуре
История зарождения и развития настольного тенниса, его роль в современном обществе. Место настольного тенниса в Олимпийском движении. Главные турниры в международном календаре. Выдающиеся зарубежные и отечественные теннисисты.
Основные термины и понятия в настольном теннисе. Размеры стола (названия и назначения линий стола) и Правила игры. Классификация ударов в настольном теннисе, способы держания (хватки) ракетки. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств средствами настольного тенниса. Значение занятий настольным теннисом в формировании здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Физкультурно-оздоровительные занятия настольным теннисом, как средство всестороннего и гармоничного развития личности.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий по настольному теннису. Подготовка места для занятий по настольному теннису, размеры игровой площадки и теннисного стола, инвентарь (выбор ракетки, мячей). Подбор упражнений, выполнение индивидуальных комплексов утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз. Упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия и их коррекции. Подводящие и подготовительные упражнения в настольном теннисе, необходимые для освоения двигательных действий. Проведение самостоятельных занятий по физической подготовке. Основы саморегуляции эмоционального состояния при занятиях спортом. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия. Организация досуга посредством игры в настольный теннис.
Оценка эффективности занятий по настольному теннису. Самонаблюдение и самоконтроль на занятиях по настольному теннису. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. Оценка эффективности занятий по результатам участия во внутришкольных турнирах. Правила самостоятельного тестирования физических качеств в настольном теннисе.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы упражнений для развития физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы ЛФК для лиц с отклонением в состоянии здоровья.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Способы держания (хватки) ракетки. Стойки: нейтральная, правостороння, левосторонняя. Набивание мяча различными сторонами ракетки (ладонной и тыльной). Удары: справа и слева: толчком, срезкой и накатом. Выполнение простейших подач ладонной и тыльной стороной ракетки. Выполнение ударов по направлениям: линия, диагональ. Выполнение ударов по мячам с различной траекторией полета по высоте: высокий средний, низкий.
Передвижения: вперед, назад, в сторону, зигзагом, веером; бег, прыжки, бег приставным и скрестным шагом.
Упражнения для воспитания гибкости и подвижности в суставах. Упражнения для воспитания скоростно-силовых способностей. Упражнения для воспитания скоростных и координационных способностей. Упражнения для воспитания выносливости. Упражнения на расслабление.
Командные форматы для соревнований 4 и более человек. Личные форматы соревнований для 2-3-х человек. Лично-командные форматы соревнований для 4-х и более человек. Способы ведения счета и правила зачисления очков. Смены подач и сторон.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-4 классы
1 час в неделю, всего 135 ч
1-ый класс (33 ч) | ||
Знания о физической культуре | ||
История развития настольного тенниса. Возникновение настольного тенниса. Основные этапы развития настольного тенниса. | Основные содержательные линии. Выдающиеся зарубежные и отечественные теннисисты. Правила игры в настольный теннис. | Знать: историю развития настольного тенниса, ведущих теннисистов мира; общие правила игры в настольный теннис. |
Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие. | Основные содержательные линии. Значимость правильной осанки для физического развития. Средства формирования правильной осанки. | Называть: основные признаки правильной осанки. Выполнять: упражнения для формирования и профилактики осанки. |
Способы физкультурной деятельности | ||
Оценка эффективности занятий физической культурой. Способы самоконтроля на занятиях настольным теннисом. | Основные содержательные линии. Самоконтроль на занятиях настольным теннисом. Ведение дневника самонаблюдений. | Вести: дневник самонаблюдений. Выполнять: тестовые задания для определения физической подготовленности. |
Физическое совершенствование | ||
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений утренней зарядки и домашних заданий. | Основные содержательные линии. Комплекс упражнений утренней зарядки. Комплекс упражнений для домашних заданий. | Выполнять: упражнения из комплекса утренней зарядки и домашние задания. |
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Контроль мяча и ракетки. Осознанное передвижение в пространстве. Освоение основных ударов с отскока. Активное взаимодействие с другими учениками. | Выполнение разнообразных действий с ракеткой и мячом («школа мяча»); Контроль частей тела, позиций тела; видение пространства одновременно с контролем передвижений. Имитация ударов справа и слева срезкой. Выполнение ударов справа и слева срезкой с отскока от пола и от стены. Комбинированные действия в парах и группах. | Выполнять: упражнения с мячом - чеканка, броски, метания, жонглирование. Выполнять: имитацию ударов толчком и срезкой справа и слева. Выполнять: удары справа и слева срезкой с отскока от пола и от стены. Выполнять: итоговые тесты «Школа мяча» и «Школа ударов на столе». |
2-ой класс (34 ч) | ||
Знания о физической культуре | ||
История физической культуры. История настольного тенниса в Олимпийском движении. Основные термины и понятия в настольном теннисе. | Основные содержательные линии. Цель, задачи Олимпийского движения. Настольный теннис – как один из олимпийских видов спорта. Успехи российских теннисистов на Олимпийской арене. | Знать: Основные термины и понятия в настольном теннисе. Углубление знаний в правилах игры (парная игра). |
Базовые понятия физической культуры. Классификация ударов в настольном теннисе. Подготовка игровой площадки и стола для занятий настольным теннисом. | Основные содержательные линии. Удары справа и слева с нижним вращением. Подачи ладонной и тыльной стороной ракетки. | Знать: основные удары в настольном теннисе. Уметь: готовить стол и площадку для занятий настольным теннисом. |
Способы физкультурной деятельности | ||
Организация и проведение занятий физической культурой. Требования к технике безопасности при занятиях настольным теннисом. Правила личной гигиены. | Основные содержательные линии. Основные требования к технике безопасности при занятиях настольным теннисом. Правила личной гигиены. | Соблюдать правила безопасности на занятиях настольным теннисом. Соблюдать правила личной гигиены во время занятий и в повседневной жизни. |
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдений. Результаты тестирования общей и специальной подготовленности. Результаты выступлений в соревнованиях. | Основные содержательные линии. Ведение дневника самонаблюдений. Наблюдение за динамикой показателей физической подготовленности с помощью тестовых упражнений | Вести дневник самонаблюдений. Выполнять тестовые задания для определения уровня физической подготовленности. Выполнять тесты для оценки уровня физической подготовленности. Участвовать: во внутриклассных соревнованиях. |
Физическое совершенствование | ||
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития основных физических качеств (домашнее задание). | Основные содержательные линии. Комплексы упражнений для развития основных физических качеств с учетом индивидуальных особенностей физического развития. | Выполнять: комплексы упражнений для развития основных физических качеств (домашнее задание). |
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Обучение стабильному обмену ударами. Обучение подачи. Обучение простейшим тактическим приемам настольного тенниса. Воспитание физических качеств. | Обучение ударам справа и слева, подаче и приему подачи. Понимание «направления» удара и контроль траектории полета мяча. Игра по средней траектории полета мяча. Стабильность в выполнении простейших технических действий. Контроль собственного тела (позы, баланс), контроль движений. Воспитание скоростных и координационных способностей. Координация зрительного и двигательного анализаторов. | Выполнять: имитацию основных технических действий (удары справа и слева толчком и срезкой; выполнение и прием подач толчком и срезкой). Выполнять: удары справа и слева толчком и срезкой, подачу. Выполнять: итоговые тесты «Школа игры с ракеткой и мячом» и «Школа ударов на столе» и имитацию подачи. Выполнять: тесты по физической подготовленности. Знать: простейшие тактические приемы настольного тенниса. |
3-ий класс (34 ч) | ||
Знания о физической культуре | ||
История физической культуры. История настольного тенниса в средние века. История зарождения современного настольного тенниса. История происхождения теннисного счета. | Основные содержательные линии. Упрощенные правила и размеры детского стола для настольного тенниса. | Знать: историю настольного тенниса в средние века, историю зарождения современного настольного тенниса, происхождения теннисного счета. |
Базовые понятия физической культуры. Направления удара. Удары по прямой и диагонали. Зависимость направления удара от точки удара и направления сопровождения мяча. Постановка ног при ударах. Понятие длинного и короткого удара. | Основные содержательные линии. Организация самостоятельных занятий по настольному теннису. Значение занятий настольным теннисом в формировании здорового образа жизни. | Знать: направления ударов в настольном теннисе (диагональ и прямая). Знать: Понятие длинного и короткого удара. Уметь: провести разминку перед занятием по настольному теннису. |
Способы физкультурной деятельности | ||
Организация и проведение занятий физической культурой. Тестирование физической и специальной подготовленности. Помощь учителю в организации и проведении тестирования. | Основные содержательные линии. Тесты для определения уровня физической и специальной подготовленности. | Знать: тесты для определения уровня физической и специальной подготовленности. Уметь: оказывать помощь учителю в организации и проведении тестирования. |
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдений. Результаты тестирования общей и специальной подготовленности. Результаты выступлений в соревнованиях. | Основные содержательные линии. Ведение дневника самонаблюдений. Наблюдение за динамикой показателей физической подготовленности с помощью тестовых упражнений | Вести дневник самонаблюдений. Выполнять тестовые задания для определения уровня физической подготовленности. Выполнять тесты для оценки уровня физической подготовленности. Участвовать: во внутриклассных соревнованиях. |
Физическое совершенствование | ||
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Удары справа и слева по направлениям диагональ и прямая. Удары с разной траекторией и длиной. Удары с разным вращением мяча (верхним и нижним). | Обучение и закрепление умений направлять мяч по диагонали и по прямой. Обучение и закрепление умений направлять мяч по разной траектории. Обучение ударам с разным видом вращений мяча (верхним и нижним). | Уметь: направлять мяч по линии и кроссом. Тест «Школа направления ударов». Уметь: выполнять удары, разные по длине. Тест «Школа управления мячом». Уметь: выполнять удары с разным вращением мяча. |
4-ый класс (34 ч) | ||
Знания о физической культуре | ||
Физическая культура и спорт в современном обществе. Значимость здорового образа жизни в современном обществе. | Основные содержательные линии. Значение занятий настольным теннисом в формировании здорового образа жизни. | Знать: о здоровом образе жизни. Знать: о значении занятий настольным теннисом в формировании здорового образа жизни. |
Способы физкультурной деятельности | ||
Организация и проведение занятий физической культурой. Понятие об очке, партии, встрече, командном матче. Проведение заключительной части урока. | Основные содержательные линии. Общие представления о значимости заключительной части урока. Подвижные игры, упражнения на гибкость. | Знать: понятия об очке, партии, встрече, командном матче. Уметь: Проводить заключительную часть урока. Знать: подвижные игры, упражнения на гибкость. |
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдений. Результаты тестирования общей и специальной подготовленности. Результаты выступлений в соревнованиях. | Основные содержательные линии. Ведение дневника самонаблюдений. Наблюдение за динамикой показателей физической подготовленности с помощью тестовых упражнений | Вести дневник самонаблюдений. Выполнять тестовые задания для определения уровня физической подготовленности. Выполнять тесты для оценки уровня физической подготовленности. Участвовать: во внутриклассных соревнованиях. |
Физическое совершенствование | ||
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Понятия о стабильности технических действий. Понятия об атакующем и завершающем ударах. Простые тактические комбинации. Комбинации с началом атаки со своей подачи. Комбинации на приеме подачи. | Основные содержательные линии. Совершенствование стабильности технических действий. Обучение и совершенствование атакующих ударов. Простейшие варианты тактических комбинаций. | Знать: понятия о стабильности технических действий. Знать: понятия о стабильности технических действий. Знать: понятия об атакующем и завершающем ударах. Знать: простые тактические комбинации. Комбинации с началом атаки со своей подачи. Комбинации на приеме подачи. |
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Простейшая тактика одиночной игры. | Основные содержательные линии. Совершенствование техники выполнения ударов с различными видами вращения, выполнение подачи, прима подачи Тактика одиночной игры. Тактика парной игры: способы расстановки игроков на площадке; перемещения игроков на площадке. Упражнения специальной физической подготовки. | Демонстрировать технику ударов с различными видами вращения, выполнение подачи, прима подачи. Знать: Тактику одиночной игры. Тактику парной игры: способы расстановки игроков на площадке; перемещения игроков на площадке. Выполнять: атакующие и завершающие удары. Демонстрировать: простейшие тактические комбинации. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу 1-го года обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- свободно обращаться с ракеткой и мячом, уверенно ловить мяч руками с отскока и с лета, катать мячи руками и ракеткой по различным направлениям (линия, диагональ), останавливать ракеткой катящийся мяч, уверенно выполнять «чеканку» (отбивания мяча от пола), подбивать мяч на ладонной и тыльной сторонах ракетки, контролируя при движении высоту и вертикальное направление отскока мяча;
- выполнять имитацию ударов срезкой справа и слева с правильным балансом, показывать расположение точки контакта, делать окончание удара с поднятым локтем на уровне плеч;
- выполнять серии розыгрышей ударами срезкой друг с другом в паре только справа или только слева с акцентом на: а) технику исполнения, б) удержание мяча в игре;
- перемещаться в стороны от центра стола на 2-3 шага и играть с чередованием ударов срезкой справа – слева;
- уверенно выполнять удары срезкой в средней точке полета мяча в правильной стойке;
- иметь представление о правилах игры и способе начисления очка при игре на счет;
- активно сотрудничать с другими детьми на занятии, проявлять положительные эмоции при двигательной активности.
К концу 2-го года обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- демонстрировать все умения, приобретенные за 1-ый год обучения;
- выполнять удары накатом справа и слева одиночными ударами, серией ударов только справа или только слева, чередованием справа – слева;
- вводить мяч в игру подачей с укороченным замахом и правильным ритмическим рисунком удара, выполнять быстрый накат;
- при розыгрыше очка выполнять прием подачи, уметь отвечать ударами с высокой, средней и низкой траекторией полета мяча;
- свободно перемещаться при игре по площадке на 1-3 шага в сторону и 1-2 вперед-назад; понимать процесс соревновательной деятельности, уметь бороться за очки, активно взаимодействовать с другими детьми в позициях «соперничество» и «сотрудничество»;
- уметь самостоятельно проводить короткие соревновательные игры на счет.
При правильно организованном педагогическом процессе у детей закрепляется положительный настрой на занятия физической культурой вообще и настольным теннисом в частности.
К концу 3-го года обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- пользоваться умениями, полученными за первые два года обучения, значительно расширив вариативность ударов за счет использования различных траекторий (высокая, низкая, средняя), направлений (линия, диагональ) и длины (длинный, короткий) удара, а также способов вращения мяча (крученый, резаный);
- свободно перемещаться по всей игровой площадке у стола вправо-влево на 2-4 шага, вперед-назад и по диагонали на 2-3 шага, выходить к короткому мячу, демонстрировать активную игру, используя весь арсенал полученных умений.
- уметь вести счет во врем я соревнований;
- при самостоятельном судействе придерживаться теннисного этикета, доброжелательно относиться к другим детям в группе.
К концу 4-го года обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- демонстрировать стабильность выполнения технических действий: подачи, приема подачи, ударов справа и слева срезкой, накатом и топ-спином;
- иметь представление о точке удара, выполнять удар в средней и низкой точках отскока мяча,
- выполнять закрытые комбинации по заданной схеме выполнения ударов и открытые комбинации с заданным способом выигрыша очка;
- при розыгрыше очка использовать атакующий удар, при игре накатами уметь выигрывать очко завершающим ударом;
- активно двигаться по всей площадке, демонстрируя стабильную точку удара, правильное перемещение к мячу, остановку и возврат в исходное положение;
- при игре с соперником уметь переводить мяч, чтобы сыграть в свободную сторону, понимать геометрию стола, видеть правильный момент защиты и атаки, для выигрыша очка связывать удары между собой;
- знать порядок ведения счета в партии, встрече, командном матче;
- иметь положительный настрой на соревнования.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи
имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого
Рассмотрено: Утверждаю:
на педагогическом совете Директор МБОУ НОШ №2 г. Охи Протокол № ___ от ______ 2020 им. Г. Г. Светецкого
________________ Е.В. Финенко
Приказ №_______ от _____ 2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПИОНЕРБОЛ»
начальное общее образование
4 класс
срок реализации 1 год
составлена на основе авторской программы
учителем физической культуры Лушовой Галиной Николаевной
Оха
2020 год
Рабочая программа «Пионербол» основывается на Примерной рабочей программе В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича М.: Просвещение – 2016
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Цель – обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности.
Задачи:
- сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства;
- содействовать укреплению здоровья, развитию физических качеств;
- воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, умение взаимодействовать в команде.
Программа курса «Пионербол» для детей 4 классов рассчитана на один год, 34 часа по 1 часу в неделю. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионерболу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и
соревновательной деятельности.
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
– использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Учащиеся должны знать:
- Назначение разметки игровой площадки;
- Простейшие игровые приемы (способы перемещений, приема мяча, передачи мяча, удары);
- Правила игры.
Сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям пионерболом, к необходимости развития физических качеств, к самосовершенствованию технических приемов игры.
Учащиеся должны получить опыт:
- Взаимодействия с ровесниками;
- Ставить цель и добиваться результата;
- Участия в соревнованиях.
Тематический план
34 часа (1 час в неделю)
Раздел | Содержание | Кол-во часов |
1. | Основы знаний | 2 |
1.1 | Цель и задачи на учебный год. Инструктаж по ТБ. | 1 |
1.2 | Физическая культура-важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся». Повторить правила игры. | 1 |
2 | Общая физическая подготовка и техническая подготовка | 15 |
2.1. | Развитие технических навыков, работа с теннисным и волейбольным мячом. | 2 |
2.2. | Передача и ловля мяча в движение и на месте. Акробатические упражнения. | 2 |
2.3. | Развитие координационных способностей. Челночный бег 5 по 9 м. | 1 |
2.4. | Передача мяча в парах через сетку. Легкоатлетические упражнения. | 3 |
2.5. | Подвижные игры. Игра через сетку 3 на 3 и 6 на 6. | 2 |
2.6. | Развитие технических навыков, работа с волейбольными мячами. Подвижные игры. | 2 |
2.7. | Развитие силовых качеств, работа с набивным мячом. | 1 |
2.8. | Ловля в/мяча и передача в/мяча. Работа с мячом на время. | 2 |
3 | Специальная физическая подготовка | 10 |
3.1. | Работа в группе. Командные действия игроков. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. | 2 |
3.2 | Защитные действия игроков. Тактическое выполнение упражнения. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. | 3 |
3.3. | Действия игроков в нападение. Упражнения для развития прыгучести и качеств, необходимых при нападении. Точное выполнение действий. | 3 |
3.4. | Тактическое перемещение игроков. Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения приёма и передачи мяча. Игра через сетку волейбольными мячами. | 2 |
4 | Техническая и тактическая подготовка | 3 |
4.1 | Взаимосвязь техники и тактики. Техника нападения. Игра через сетку в/мячами. | 2 |
4.2. | Выполнение технических и тактических действий. Подача мяча. Тактика нападения. Игра 2 на 2, 3 на 3 и 6 на 6. | 1 |
5 | Соревнования по пионерболу | 4 |
5.1. | Соревнования по пионерболу между классами. | 2 |
5.2. | Участие в школьных соревнованиях. | 2 |
Всего | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Основы знаний (2ч)
Цель и задачи на учебный год. Инструктаж по ТБ. Физическая культура-важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся». Повторить правила игры.
Раздел 2. Общая физическая подготовка и техническая подготовка (15 ч)
Развитие технических навыков, работа с теннисным и волейбольным мячом. Передача и ловля мяча в движение и на месте. Акробатические упражнения. Развитие координационных способностей. Челночный бег 5 по 9 м. Передача мяча в парах через сетку. Легкоатлетические упражнения. Подвижные игры. Игра через сетку 3 на 3 и 6 на 6. Развитие технических навыков, работа с волейбольными мячами. Подвижные игры. Развитие силовых качеств, работа с набивным мячом. Ловля в/мяча и передача в/мяча. Работа с мячом на время.
Раздел 3. Специальная физическая подготовка (10 ч)
Работа в группе. Командные действия игроков. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. Защитные действия игроков. Тактическое выполнение упражнения. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. Действия игроков в нападение. Упражнения для развития прыгучести и качеств, необходимых при нападении. Точное выполнение действий. Тактическое перемещение игроков. Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения приёма и передачи мяча. Игра через сетку волейбольными мячами.
Раздел 4. Техническая и тактическая подготовка (3 ч)
Взаимосвязь техники и тактики. Техника нападения. Игра через сетку в/мячами. Выполнение технических и тактических действий. Подача мяча. Тактика нападения. Игра 2 на 2, 3 на 3 и 6 на 6.
Раздел 5. Соревнования по пионерболу (4 ч)
Соревнования по пионерболу между классами. Участие в школьных соревнованиях.
Оценка практической подготовленности
по контрольным упражнениям
Технический прием | Контрольное упражнение | Возраст, лет | Оценка | |||||
Мальчики | Девочки | |||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |||
Подача мяча | 1. Подача мяча (из 5 попыток) | 10 11 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 3 4 | 2 3 | 1 2 |
2. Подача мяча по зонам (из 3 попыток) | 10 11 | - 2 | - 1 | - - | - 2 | - 1 | - - | |
Прием мяча | 1.Прием мяча после подачи (из 5 попыток) | 10 11 | 4 5 | 3 3 | 2 2 | 3 4 | 2 2 | 1 1 |
2.Прием мяча от сетки (из 3 попыток) | 10 11 | 1 2 | - 1 | - - | 1 2 | - 1 | - - | |
Нападающий бросок | 1.Нападающий бросок с первой линии (из 3 попыток) | 10 11 | - 2 | - 1 | - - | - 2 | - 1 | - - |
2.Нападающий бросок со второй линии (из 5 попыток) | 10 11 | 1 3 | - 2 | - 1 | 1 2 | - 1 | - - | |
Блокирование | Блокирование нападающего броска (из 5 попыток) | 10 11 | - 2 | - 1 | - - | - 2 | - 1 | - - |