Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности школьников"

Грибанова Оксана Павловна

Мастер-класс

«Развитие функциональной грамотности чтения»

 

Цель:  мотивация педагогов к применению  в своей деятельности приёмов, направленных на формирование навыков функционального чтения у обучающихся начальной школы.

Задачи:

- создать  условия для восприятия опыта работы по развитию навыков функционального чтения;

- познакомить с  некоторыми приёмами, предоставить возможность для оценки их эффективности на практике;

- содействовать формированию мотивации на осуществление  деятельностного подхода в обучении.

- познакомиться с возможностями образовательной платформы learningapps.

   

Ход мастер-класса:
 

 Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Грибанова Оксана Павловна, учитель начальных классов гимназии № 33.  Тема моего мастер-класса «Развитие функциональной грамотности чтения  в начальной школе» 

 

         Входная самооценка.

Сейчас предлагаю заполнить оценочные листы по нашей теме. Прошу отметить то число, которое показывает, насколько Вы владеете знаниями по данной теме.

 

  1. Знаком(а) с основными понятиями темы

                                        1    2    3

  1. Осознаю проблему формирования функциональной грамотности

                                        1     2    3

  1. Знаком(а) с понятиями «грамотность», «функциональная грамотность».

                                         1    2    3

  1. Связываю необходимость формирования функциональной грамотности с целями своего предмета.

                                         1    2    3

  1. Различаю разные уровни развития функциональной грамотности и уровни сложности заданий, направленных на ее формирование.

                                         1    2    3

  1. Рассматриваю понятие «чтение» широко, в том числе, как чтение графиков, схем, таблиц.

                                        1    2    3                                     

  1. Владею приемами организации работы, направленной на формирование функциональной грамотности.

                                     1   2    3

Если Вы  5 - 6 вопросов отметили  число 3, это означает вашу  подготовленность 70-80 %, что замечательно.

 

Поскольку наш мастер-класс проходит в дистанционной форме, все задания будем выполнять онлайн с использованием платформы learningapps.

 

Справка: LearningApps – полностью бесплатный онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать 20 видов интерактивных упражнений для отработки и проверки знаний. 

 

1. Психологический настрой.

Приём «Облако слов»

Перейдите по ссылке   Облако слов

Напишите  свои ожидания (или опасения) от мастер-класса. Там же можете выбрать цвет фона, цвет текста и форму облака. При желании облако можно сохранить и распечатать или вставить в свой сайт.

Например, такое облако может получиться:

               Ожидания

Повысится интерес к чтению у детей

С помощью данных приёмов повысится техника чтения

Хорошей работы

Узнаем новые методы и приёмы работы

Знакомство с новыми, интересными людьми

2. Введение в тему.

 Перед вами высказывание, но оно разрознено, восстановите его

Пройдите по ссылке Восстановите высказывание

 

«МЫ ПОНИМАЕМ НЕ ТЕКСТ, А МИР, СТОЯЩИЙ ЗА ТЕКСТОМ»

Восстанавливая высказывание российского психолога, лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева, который большое внимание уделял проблемам развития смыслового чтения,  мы отрабатываем один из приёмов «Преобразование и интерпретация текста». Действительно, наша задача – научить ребенка воспринимать все виды информации, заложенной в тексте:

  • концептуальную (система взглядов автора, его мировоззрение, его «личность»);
  • фактуальную (факты, событие, место, время, портрет героя, предыстория, эпилог);
  • подтекстовую (детали, художественные средства, порядок слов, монтаж предложений, интонация);

3 Стадия вызова

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

Давайте попробуем составить определение этого понятия, используя  уже известные понятия:

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.

Функциональность - набор возможностей (функций), которые предоставляет данная система или устройство.

 

Чтобы определиться с этим понятием, предлагаю приём 2 X 2!

Сначала каждый участник записывает на листе своё определение, затем, они записывают его в паре, затем 2 пары и т.д. в итоге делают общий вывод и его зачитывают…

 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А.А. Леонтьев в статье «Педагогика здравого смысла» писал, что это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо).

С этой точки зрения, человек, который, например, видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, не умеет выделить главное в прочитанном, сжато изложить содержание текста, составить простейшую схему, план или таблицу, не может считаться грамотным.

 

4. Стадия осмысления

         Функциональная грамотность подразумевает овладение некоторыми компетенциями.

         Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, «метапредметные» умения, применимые в разных видах деятельности. Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?

  1. Способность выбирать и использовать различные технологии.
  2. Способность видеть проблемы и искать пути их решения.
  3. Способность учиться всю жизнь.

         Таким образом, функциональная грамотность:

  1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
  2. направлена на решение бытовых проблем;
  3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;
  4. связана с решением стандартных, стереотипных задач;  
  5. используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения. 

        

         В зависимости от решения разнообразных жизненных задач различают различные виды функциональной грамотности:

http://images.vfl.ru/ii/1586717834/e91f1b87/30203189.png

 

         Для ознакомления с индикаторами функциональной грамотности предлагаю задание: подберите умения,  которые, на ваш взгляд, соответсвуют определенному

индикатору.

         Перейдите по ссылке  Компоненты функциональной грамотности

 

Таким образом, мы можем охарактеризовать те индикаторы, по которым мы можем судить об уровне развития того или иного вида грамотности.

 

5. Функциональное чтение как один из важнейших путей развития каждого вида функциональной грамотности.

         Сегодня главной задачей каждого учителя начальных классов является: научить своих учеников применять полученные общеучебные навыки в повседневной жизни. Чтобы жить в современном мире, человек должен уметь читать и понимать "бумажные", электронные и звучащие тексты. Развитие навыков грамотного чтения становится первоочередной задачей школы. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев). Современные средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий могут развить навыки функционального чтения. Правительство утвердило Концепцию развития детского чтения . Она представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения, базовые принципы, цели, задачи, основные направления формирования программы и этапы ее реализации.

Итак, что же такое функциональное чтение?

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, восприятия и образования.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится умение учиться. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, которые позволяют учащемуся действовать самостоятельно при получении образования. УУД носят метапредметный характер и имеют универсальное значение для различных видов деятельности ученика. Значение чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык функционального чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через функциональное чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Цель функционального чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Это внимательное вчитывание  и проникновение в смысл с помощью анализа текста. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

 

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Оно строится на приемах просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Формированию функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.

Сплошные тексты – художественные и нехудожественные – бывают трех типов – повествование, рассуждение и описание.

Что же относится к несплошным текстам? Давайте выполним задание

Перейдите по ссылке Виды несплошного текста

 

Процесс обучения функциональному  чтению состоит из последовательных действий, расположите их в нужной последовательности

         Перейдите по ссылке Этапы формирования навыков функционального чтения

 

         Мы отработали один из приёмов «Восстановление последовательности процессов, событий» Для формирования функционального чтения предлагаются различные задания, которые можно посмотреть по ссылке  Типология заданий на функциональную грамотность

 

Таким образом,  мы видим, что формирование читательских умений проходит в несколько этапов.

http://images.vfl.ru/ii/1586717650/ebca2ec6/30203169.png

Распределите планируемые метапредметные и предметные результаты  по уровням сформированности функционального чтения.

         Перейдите по ссылке Уровни сформированности функционального чтения

 

Заполните таблицу

 

Читательские умения

Уровень узнавания и понимания

Уровень понимания и применения

Уровень анализа и синтеза

Уровень оценки (рефлексии)

 

 

 

 

 

 

         6. Работа по определению существенного признака

А теперь я предлагаю вам рассмотреть несколько заданий, направленные на формирование функционального чтения. Попробуйте определить, какое именно умение отрабатывается в данном задании.

Перейдите по ссылке  Задание 1

Перейдите по ссылке  Задание 2

 

7. Практическое задание.

На основе этого рекламного буклета попробуйте придумать свои задания на формирование функционального чтения.

http://images.vfl.ru/ii/1586717698/30bc5669/30203174.png

 

Примеры:

  1. Ответьте на вопросы

- Какая техника рекламируется?

- В каком городе находится магазин, который реализует товар?

- Как можно связаться с представителями этого магазина?

- Товары каких фирм рекламируются?

- Определите технику по характеристике данной в рекламе

- Как представители магазина привлекают внимание покупателей?

- Какой товар ты бы выбрал учитывая семейный бюджет?

2. Создайте рекламный слоган к данной рекламе.

3. Составьте копирайт (обзор) какого-либо товара и т.п.

 

8. Подведение итогов.

Итак, прочитав материалы данного мастер-класса и выполнив задания, давайте еще раз попробуем определить ключевые понятия темы.

Перейдите по ссылке. Итоговое задание.

 

9. Рефлексия

Вернемся опять к облаку слов. Какие бы из них Вы изменили? Изменили бы цветовую гамму облака? Изменили бы форму облака? Почему?

Здесь вы можете посмотреть 18 способов использования облака слов в учебной работе

 

Мне было бы очень приятно получить Ваши облака на почту в знак того, что мастер-класс был интересен и полезен.

Спасибо!