Работа с родителями

Грибанова Оксана Павловна

Разработки классных родительских собраний, материалы для консультации с родителями

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Слайд 2

Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Закон «Об образовании» (2007г.), устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Поручение Президента РФ (02.09.09г.) и Распоряжения Председателя Правительства РФ (11.09.09г.) ФГОС начального общего образования Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ.

Слайд 3

В декабре 2007 г. вступили в силу поправки в Закон Российской Федерации "Об образовании», Разработанные Минобрнауки России, изменившие понятие и структуру государственного образовательного стандарта.

Слайд 4

Одна из основных задач образования- ф ормирование духовно-нравственной личности

Слайд 5

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная область - «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

Слайд 6

Из анкет родителей в 12 субъектах РФ, опрошено более 170 тысяч родителей

Слайд 7

Курс ОРКиСЭ

Слайд 8

С 1 сентября 2012 года . преподавание курса вводится во всех субъектах Российской Федерации

Слайд 9

Цель комплексного учебного курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Слайд 10

Задача курса - формирование общества, основанного на согласии и понимании. «Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур » Андрей Фурсенко «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики»

Слайд 11

Задачи ОРКСЭ : знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Слайд 12

Курс основы религиозных культур и светской этики Включает в себя 6 модулей: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики . Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Слайд 13

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей: 1. Основы православной культуры; 2. Основы мировых религиозных культур; 3. Основы светской этики; 4. Основы исламской культуры; 5. Основы буддийской культуры; 6. Основы иудейской культуры.

Слайд 14

Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа ) Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Слайд 15

Характеристика содержания блоков Блоки 1 и 4 - посвящены содержанию межкультурного и межконфессионального диалога. Блоки 2 и 3 - знакомят с основами религиозных культур и светской этики. Блоки 2 и 4 - завершаются творческими проектами.

Слайд 16

Учебный курс ОРКСЭ - единая комплексная учебно-воспитательная система Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы .

Слайд 17

Межпредметные связи Служит связующим звеном гуманитарного образования и воспитания школьников Дополняет аспекты предмета «Окружающий мир» Предваряет изучение предмета «История» в 5 классе.

Слайд 18

Базовые ценности Содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций. Содержание каждого из модулей организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество , семья , религия

Слайд 19

Зачем в школе вводится курс «Основы религиозной культуры и светской этики » Курс «ОРКСЭ» вводится в учебный процесс в 4-ом классе . В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребенок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребенка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, прямым навязыванием собственных планов и принципов

Слайд 20

Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция. Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками

Слайд 21

Курс основы религиозных культур и светской этики Носит не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна - культура многонационального народа . Направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним .

Слайд 22

Принципами апробации выступают : соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства; взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями; содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах; институты учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.

Слайд 23

Перспективы развития курса ОРКСЭ Разработка новой концепции курса для начальной и основной школы ( Решение Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 4 октября 2011 г.). • Начальная школа – пропедевтический курс (4 кл., 1 час в неделю) • Основная школа – системное изучение модулей курса в течение ряда лет, интеграция содержания модулей с содержанием гуманитарных предметов, воссоздание культурно-исторического мира России

Слайд 24

Перспективы развития курса ОРКСЭ 2013 и последующие годы Доработка программ и учебников ОРКСЭ для начальной школы Разработка программ и учебников ОРКСЭ для основной школы в контексте модернизации системы школьного гуманитарного образования

Слайд 25

Опасения и риски Опасения и риски Комментарии В школу придут священнослужители Это нарушение статьи 14 К РФ (религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом Д.А. Медведев 21 июля 2009 г.: «Преподавать знания о религии будут светские педагоги». Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер Все модули курса будут преподавать учителя, хорошо известные родителям. Главная задача педагогов – донести общие знания об исторических и культурных основах определенной религии. Выбор веры – частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ. Учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам Культура – одна (российская) Общая цель – воспитание личности Три базовые национальные ценности (отечество, семья, культурная традиция)

Слайд 26

На основании обобщения отчетов по апробации курса ОРКиСЭ можно сделать следующие выводы Курс ОРКиСЭ востребован учителями, учащимися и родительской общественностью Большинство участников мониторинга оценивают данный курс положительно Педагоги применяют новые интерактивные методики, основанные на взаимном диалоге Школьники с интересом изучают данный курс (большинство из них хотели бы продолжить изучение курса в дальнейшем) Установлены бесконфликтные отношения между тремя равноправными сторонами учебного процесса: педагогами, учащимися и их родителями Созданы региональные и муниципальные рабочие органы, координирующие апробацию курса ОРКиСЭ

Слайд 27

Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель. Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках . Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения . Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Слайд 28

«Основы религиозных культур и светской этики» Спасибо за внимание

Слайд 29

Пособия для учителей и родителей

Слайд 30

Учебные пособия для обучающихся

Слайд 31

Учебные пособия для обучающихся



Предварительный просмотр:

Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. 

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!

Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. 

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!

Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. 

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема «Агрессивность. Как с ней бороться?»

Уважаемые родители, приглашаем вас к разговору на тему проявления детьми жестокости и агрессивности. Тема эта серьёзна и трудна и, поверьте, она не случайна. Агрессивное поведение детей особенно ярко проявляется во внеучебной деятельности - во что бы то ни стало стремиться отобрать игрушку, выставить на первое место своё “Я”, не считаясь с другими, проявляет враждебную агрессию, стремиться причинить другому боль, унизить его, осмеять и т.п.

Детская агрессия – явление, к сожалению, часто возникающее. Взрослые реагируют по-разному: либо усиливая строгость в отношениях с ребёнком, либо, в противовес, обрушивая на малыша лавину любви и ласки. С агрессивностью бороться бесполезно, но надо понять её причины, чтобы направить эмоции ребёнка в нужное русло.

Современная школа провозгласила родителей субъектами образовательного процесса и возложила на них ответственности за качество воспитания и образования.

Однако часто на практике бывает, что многие родители осуществляют воспитание интуитивно, испытывают трудности в установлении контактов с детьми из-за нехватки времени, из-за незнания возрастных и индивидуальных особенностей ваших детей. Задумайтесь над вопросом: как ваши дети относятся к вам? В народе не даром говорят, что человека нужно оценивать по отношению к матери. Предлагаем вам дома провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребёнок и куда он рассадит остальных членов семьи. Посмотрите на доску, там изображен рисунок:

Если ваш ребёнок выбирает стул рядом с мамой, папе следует призадуматься о своем отношении с ребенком и наоборот, если он выбирает стул рядом с папой, пусть задумается мама. Если ребенок захотел сесть между родителями и просит пересесть кого-либо из вас, - радуйтесь, он относится к вам практически одинаково. Но если ребенок садиться отдельно куда-то в угол, вашему ребенку в семье тоскливо и одиноко. Уделите ему значительно больше внимания и любви. Недостаток внимания и любви со стороны взрослых рождает у ребёнка агрессивность.

Что же такое агрессия?

Это поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драка, ударил и т.п.) и вербально (нарушение прав человека посредством оскорбления, унижения и т.п.)

Психологи утверждают, что существуют два вида агрессии: инструментальная, которая проявляется человеком для достижения определённой цели, что очень часто выражается у младших детей (помните пример с первоклассником?), и враждебная, направленная на то, чтобы причинить боль, она чаще свойственна старшим детям. Однако, уважаемые родители, не путайте агрессию с настойчивостью. Настойчивость не допускает оскорблений, издевательства и т.д. уровень агрессивности детей в зависимости от ситуации часто меняется, но иногда принимает устойчивые формы. Причин для этого очень много: положение в коллективе, отношение к ребенку сверстников, взаимоотношение с учителем, воспитателем и.т.д.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставить «точный» диагноз, или «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.
Психологами  разработаны  критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.

Упражнение «Проверь своего ребенка» 

Анкетирование взрослых с целью выявления агрессивности у ребёнка, применяется  специальная  анкета, разработанная российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
         Родители отмечают 1 баллом те качества , которые встречаются у их детей, 0 баллов если не встречаются.

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то,  что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11.  В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все  наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Подсчитайте количество баллов в сумме по  анкете:

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Причины агрессии:

Столкновение же с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, - наказывают ребенка. Если проявления агрессии становятся постоянными, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у детей каких-либо психических отклонений. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности.

Давайте рассмотрим их.

  • Разовые вспышки агрессии могут перерасти в психическое нарушение, если детство ребенка сопровождается грубым общением родных между собой и с посторонними. Тогда он «заражается» их агрессивностью. Это один из факторов. Постарайтесь быть мягче, терпимее в семье, но без заискивания и льстивости.
  • Второй - когда ребенок живет в атмосфере повышенной строгости, что воспринимает как неприятие eгo, нелюбовь к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира. Необходимо найти такое сочетание снисходительности и строгости, чтобы избежать развития агрессивного поведения ребенка.
  • Исследования показали, что, когда взрослые заранее не делают свое отношение к грубости и жестокости ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, это приводит постепенно к закреплению в нем агрессивности. Но и всепрощающая снисходительность мам и пап приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать нормы поведения. Такие дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Как же мы, взрослые, должны себя вести? Наибольший эффект даст осуждение агрессии ребенка, обсуждение с ним причин ее проявления, совместный поиск выхода из конфликтной ситуации, но без строгих наказаний.
  • Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со сверстниками. Потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику. Необходимо учить детей адекватно воспринимать поступки по отношению к себе.
  • Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.
  • Еще одна причина - непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Ребенок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

Наиболее распространенными являются следующие проявления агрессии:
1. Агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).
2. Ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).
3. Агрессия проявляется в играх ребенка.
4. Агрессия по отношению к животным.

Итак, что делать, если ваш ребенок агрессивен в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У сына или дочки закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. У кого-то это быстро проходит, с кем-то приходится вести разъяснительные беседы.

Наверное, в этом случае лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место. Поводом поверить вам и принять вашу точку зрения будет акцентирование случаев неприличного поведения в общественных местах. Действительно, неприятно на улице проходить мимо компании подростков, которые через слово вставляют в свои высказывания мат и неприличные выражения. Особенно, если это делают девочки. Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка. Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

  • Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
  • Следите сами за собственной речью.
  • Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребенку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.
  • Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
  • Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Если подытожить сказанное, родителям не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, но мне они не нравятся». Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, оскорбляют и унижают человека.

Следующее направление выражения агрессии детей - это их игры. Они начинают появляться впервые в 4-5 лет. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети pacтyт с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, «взрослым». Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении. В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 1З тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью. Необходимо обдумать дома этот вопрос, организовать контроль за просмотром телепередач, самим быть внимательнее при выборе программ, если ребенок находится перед телевизором. Подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывает по нескольким причинам:

  • желание самоутвердиться;
  • защита;
  • от безысходности;
  • от несдержанности.

Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант- показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей - неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку?

Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями. Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста - истерика. Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные, нервные. Агрессивные дети, каковы бы ни были причины их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они еще больше отталкивают их. А враждебное отношение окружающих, в свою очередь, провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева.

Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отношению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребенку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.

Какие же рекомендации можно дать родителям?

  • Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.
  • Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство. С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах – тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.
  • Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими.

 Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем и они осознают это.
Например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием.
Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.
Давайте сделаем эти упражнения все вместе.

Упражнение «Воздушный шарик»

Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

Упражнение  «Кулачок»

Просят участников сжать кулачок крепко-крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабится.

Упражнение «Кричалка»

Попробуйте в момент накала страстей, осознав, что ребёнок кипит от испытываемого им протеста, помочь ему выразить чувства, постепенно навязав и правила игры. Пусть он просто громко покричит. Глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс, если ребёнку хочется чего-нибудь стукнуть, то дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушки.

Игра  «Обзывалки»

Предложите поиграть в обзывалки. Единственное условие – слова не должны быть обидными и иметь ругательный смысл в реальной жизни. А дальше по очереди обзывайте друг друга, сколько душе угодно: “А ты – “морковка!”, “А ты - мухомор!”. В процессе таких игр острота негативных эмоций, как правило, уходит, и все вообще заканчивается смехом. В конце игры обязательно скажите друг-другу приятное. Такая игра полезна не только для агрессивных, но и для не в меру обидчивых детей.

Еще один способ побороть гнев – с помощью бумаги. Заведите листок “гнева”. Это обычный лист бумаги, достаточно большой, на котором изображено какое-то чудовище. Хозяин листа может выместить на нем свои негативные эмоции, скомкав лист или разорвав его. Зачастую эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Нетрудно догадаться, что в этом случае они просто не понимают ни своих, ни чужих эмоций. Для тренировки можно нарисовать характерные рожицы с разными эмоциями, например выражающие радость, гнев, зло, обиду, скуку, жалость, сострадание и др. Вместе с ребёнком подпишите эти эмоции под каждой рожицей и потом просите время от времени, чтобы, глядя на листок, он показывал, какое у него в тот или иной момент состояние.

Поговорим о поощрении и наказании.

Поощрять своего ребёнка вы можете взглядом, жестом, действием, ласковыми словами и т.д., если он сумел сдержаться, найти конструктивный выход своему гневу.

Наказание же допустимо, если оно:

  • следует немедленно за поступком;
  • объяснено ребёнку;
  • не жестокое, хотя может быть суровое;
  • оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества;
  • не унижает ребёнка, а способствует пониманию негативности его поступка.

Подводя итог, хотелось бы дать несколько советов родителям:

  • Наблюдайте за играми ребенка. Если вы заметили, что в ходе них ребенок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Давно известно, что в играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи.
  • Обсуждайте с ребенком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.
  • Приучите ребенка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что не нравится. Высказывая свои мысли, сами применяйте для выражения чувств выражения «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился» и введите эти слова в активный словарный запас своего ребенка. Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
  • Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребенка - он будет копировать ваше поведение и слова в общении как с животными, так и людьми. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
  • Не критикуйте действия учителей, воспитателей в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.
  • Самое главное: Умейте принять и любить своего ребенка таким, каков он есть. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.

 

Предлагаю прослушать музыкальную притчу «Гвозди». 

Спасибо, что выслушали, надеюсь, эта тема стала для вас нужной. И в заключе5ние хотела бы открыть вам один простой рецепт счастья: «Возьмите полную чашу терпения, влейте в нее полное  сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути!».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Готовность ребенка к школе

Слайд 2

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» ( Венгер Л.А.).

Слайд 3

Труднее проходит процесс адаптации в 1 классе; Трудности в овладении знаниями, усвоении программного материала; Отставание в развитии от сверстников; Нарушение здоровья (особенно психоневротической сферы); Проблемы, связанные с неготовностью ребёнка к школе

Слайд 4

Готовность к школе Психологическая готовность интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная; Физиологическая готовность физическое развитие, состояние здоровья, моторика рук, координация движений; Нравственная готовность нравственные установки, позволяющих работать во взаимодействии с учителем и одноклассниками; Мыслительная готовность развитие мыслительных процессов Специальная готовность чтение, счёт, учебные умения

Слайд 5

Психологическая готовность

Слайд 6

Мотивационная готовность У ребёнка высокая учебная мотивация, если он: хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний.

Слайд 7

Коммуникативная и социально-психологическая готовность. Принятие позиции школьника. Потребность в общении. Умение общаться со сверстниками и взрослыми, доброжелательность, отсутствие агрессии. Умение действовать совместно с другими детьми, подчиняться интересам группы.

Слайд 8

Волевая готовность Волевая регуляция поведения (умение контролировать и сдерживать своё поведение). Умение сознательно подчинять свои действия общим правилам, ориентироваться на заданную систему требований. Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, вникнуть в содержание того, о чём говорит учитель). Умение работать в соответствии с предлагаемой инструкцией. Умение доводить начатое дело до конца.

Слайд 9

Физиологическая готовность Уровень физического развития в соответствии с возрастными нормами. Состояние здоровья. Развитие мелких мышц руки. Пространственная организация и координация движений, в том числе координация «глаз-рука». Готовность к учебным нагрузкам.

Слайд 10

Нравственная готовность НЕЛЬЗЯ: сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей; принуждать работать ради «оценки»; ЧАЩЕ ХВАЛИТЕ своего ребенка, даже за малейшие успехи. Вежливость, сдержанность, послушание; Знание и соблюдение общепринятых норм поведения; Правильные нравственные установки; Правильное отношение к себе (отсутствие заниженной и завышенной самооценки)

Слайд 11

Мыслительная готовность Умение ориентироваться в окружающем мире. Наличие кругозора, запаса знаний об окружающем мире. Любознательность, желание познавать н овое. Способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи, сравнивать, находить лишнее, обобщать. Развитие речи, внимания, памяти, фонематического слуха в соответствии с возрастной нормой.

Слайд 12

Специальная готовность Общие знания. Знать свои фамилию, имя, отчество; домашний адрес. Знать состав семьи; фамилию, имя, отчество родных, их место работы и профессии. Знания об окружающем мире (растения, домашние и дикие животные, явления природы, люди, техника и т.д.) Знать цвета и их оттенки.

Слайд 13

Математические представления Числовая последовательность в пределах 20. Сложение и вычитание в пределах 10. Отношения « больше-меньше », « выше-ниже » и т.д. Основные геометрические фигуры. Измерения и построения с помощью линейки .

Слайд 14

Умение составить связный рассказ по картинке. Умение пересказать небольшой текст. Умение связно рассказывать истории из своей жизни. Умение рассуждать. Умение различать отдельные звуки (фонематический слух). Умение читать крайне желательно, но необязательно. Развитие речи

Слайд 15

Готовность родителей к обучению ребенка в школе Все время поддерживать ребенка Научиться сопереживать с ребенком тяжелые моменты; Удержаться от замечаний и претензий; Относится к ребенку крайне деликатно; Много разговаривать, искренне интересоваться мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед; Относиться с уважением к педагогу.

Слайд 16

Как построить отношения с учителем Относитесь всегда к учителю уважительно. Не сравнивайте предыдущего учителя с настоящим; Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке; Не забывайте, что 95% педагогов –женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания.

Слайд 17

Терпеливо выслушайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Не сердитесь если в речи педагога уловите поучительный тон. Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится. Конструктивно принимайте критику в свой адрес; Не давайте воли эмоциям.

Слайд 18

Памятка родителям от ребенка Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного. Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим и я единственный такой на всей земле.

Слайд 19

Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя. Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая Вас несчастными. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, сто мои ошибки-преступления. Все люди могут ошибаться. Никто не совершенен.

Слайд 20

Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне хочется рассказать о себе и моих проблемах. Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: «Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!» Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых. Помните, что я многому учусь у Вас и хочу быть похожим на вас. Будте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и не похожую на вас. Представляйте требования, которые соответствуют моему возрасту. Не делайте мне замечаний в присутствии других людей.