Главные вкладки

    Классному руководителю


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    «Первые трудности подросткового возраста»

    Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога

    ХОД СОБРАНИЯ

    (сопровождение к презентации)

    (Слайд 1)  Уважаемые родители,   сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать в этот период, и мы вместе попробуем найти выход из трудных ситуаций.

     (Слайд 2)

    Кто же такой подросток? Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.

    Какие изменения происходят с ребенком в подростковый период?

    Некоторое время  до собрания с учащимися проводилась небольшая анкета, с целью выявления предпочтений ребят.

    Проанализируем результаты анкеты.

    (Слайд 3)

    Первый вопрос – необходимо было выбрать между выполнением домашней работы и общением с друзьями. Первый пункт выбрали 2 ребят, второй – общение с друзьями 10. Огромное значение для подростка имеет общение со сверстниками.

    (Слайд 4)

    Привлекательность школы для подростка порой определяется не столько возможностью учения, сколько возможностью общаться с широким кругом товарищей, друзей. Это во многом определяет его поведение, деятельность. Для подростков важно не только быть со сверстниками, главное занимать удовлетворяющее его положение.

    Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

    (Слайд 5) Следующим пунктом анкеты было выбрать между поговорить о возникшей проблеме с родителями, классным руководителем или с подругой, другом. С первым пунктом согласились 6 ребят, остальные 6 предпочитают решать проблему со сверстниками.

    (Слайд 6) На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Учитель и родители для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности взрослых. Устанавливая отношения с родителями, учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит свое отношение к ним.

    (Слайд 7) Далее учащимся предлагалось выбрать согласятся ли они с мнением родителей, учителей, если даже у них совсем иное мнение или стараются высказать свое мнение, т.к. они у же достаточно взрослые и у них есть свое мнение. Первое утверждение оказалось близко 9 обучающимся, второе – 3 учащимся.

    (Слайд 8) Стержневым новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости, которая выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы и сверстники, и в первую очередь взрослые относились к нему как к взрослому человеку. В общении в частности это проявляется в требовании подростка разговаривать с ним на равных.

    И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития.

    (Слайд 9) В четвертом пункте анкеты ребята выбирали нравится им читать книги, ухаживать за животными, ходить в гости с родителями либо послушать музыку, сходить с друзьями погулять. Оказалось, что заниматься животными, читать книжки, ребятам уже не так интересно 4 ч., и они предпочитают послушать музыку, погулять с друзьями и т.д. 8 ч., что тоже не удивительно.

    (Слайд 10) Ведь для подростков характерна разбросанность интересов. Для него вдруг становится неинтересным то, что волновало вчера, на смену приходят совершенно новые интересы, увлечения, потребности. Именно в подростковом возрасте начинает образовываться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. В старших классах интерес всё больше перемещается с учебных предметов, с уроков в другую среду вне школьной деятельности. Очень часто более активно формируется не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные. Это, конечно, отражается на школьных занятиях, интерес к ним снижается, успеваемость падает. Делая что-то дополнительно, учащиеся не всегда выполняют задание учителя, так как эти задания для них уже неинтересны.

    (Слайд 11)

    Из результатов анкетирования видно, что дети хотя и доверяют своим родителям в большинстве случаев, сверстники занимают важное место в жизни подростков. Необходимо поддержать на таком уровне детско-родительские отношения, несмотря на все трудности, которые могут произойти во взаимоотношениях с детьми в подростковый период. Для этого нужно строить доверительные отношения друг с другом, уважать мнение детей, понимать их, оказывать им поддержку и помощь, уделять внимание, окружать заботой, лаской, теплом и любовью.

            (Слайд 12)

    А сейчас я предлагаю родителям ответить на вопросы анкеты, для того, чтобы узнать какие мы родители, понимаем ли мы своих детей и получить небольшие рекомендации как лучше строить свои взаимоотношения с детьми.

    (Слайд 13-18)

    И в конце я бы хотела сказать, что последним заданием анкеты было написать несколько качеств, которые они хотели бы видеть в своих родителях.

     (Слайд 19)

     И самыми распространенными пунктами было любовь, доброта, ласка, справедливость, мудрость, чувство  юмора  и забота.

    Уважаемые родители, прислушайтесь к ответам детей, постарайтесь строить свои отношения на равных, учитывая все особенности, о которых мы сегодня говорили.

    (Слайд 20) И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: (Слайд 14) “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.

     (Слайд 21)   Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    Приложение 2

    Анкета «Хорошие ли вы родители

    На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:

    1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
    2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
    3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
    4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
    5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
    6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
    7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
    8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.
    9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
    10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
    11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
    12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
    13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
    14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
    15. У вас конфликты с собственным ребенком.

     

               Подсчет результатов.

         За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

            100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

           50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться не хваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

          0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Всякое насилие – это свидетельство не силы, а бессилия. Р.Эмерсон Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости. К. Гельвеций

    Слайд 3

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к многообразию форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Особенно трудно в этот период - подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

    Слайд 4

    лат. Aggression- «нападение, приступ»- это поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее физический вред, а также моральный ущерб живым существам. - это личностная особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого.

    Слайд 5

    ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (человек не ставит своей целью действовать агрессивно); ПРЕДНАМЕРЕННАЯ АГРЕССИЯ (действия, которые имеют осознанный мотив).

    Слайд 6

    ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ СКЛОННОСТЬ К РАЗДРАЖЕНИЮ НЕГАТИВИЗМ

    Слайд 7

    бедность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, отсутствие духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, озлобленность, крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

    Слайд 8

    врожденные побуждения или задатки; потребности, активизируемые внешними стимулами; познавательные и эмоциональные процессы; актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.

    Слайд 9

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !