Родительское собрание в первом классе.

Овечкина Светлана Юрьевна

Итоги адаптационного периода в первом  классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с.Логиновка

2010-2011 учебный год

Родительское собрание в 1 классе.

Тема: Итоги адаптационного периода.

Цель: Познакомить родителей младших школьников с итогами адаптационного периода.

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей младших школьников с результатами психологической работы.

2. Формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.

Ход собрания:

Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы!

Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.

Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребенка. Так распорядилась природа. Однако мы, взрослые, иногда пытаемся поспорить с природой и пытаемся внести свои коррективы в существование и развитие ребенка. Пытаясь максимально защитить свое дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждая желания и потребности, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу.

Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не учится бороться с трудностями жизни и с честью выходить из этой борьбы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям.

Медики бьют тревогу: в школе большой процент учащихся страдает нервными заболеваниями. Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.

Что такое адаптация к школе.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных  и ответственных моментов в жизни детей как в социально - психологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется  вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести – семи лет именно, эта нагрузка является наиболее утомительной.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе.

Выделено три основных этапа (фазы) адаптации.

Первый этап ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (две – три недели).

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит всё, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должна отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно пять – шесть недель, то есть этот период продолжается до 10 – 15 октября, а наиболее сложными являются первая – четвертая недели.

Под «школьным стрессом» понимают такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенка успешно справиться с учебной нагрузкой.

Большое значение имеют такие факторы, как особенности жизни ребенка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного).

Безусловно, первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», не привычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения.

Одним из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению, является состояние здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него, и насколько этот процесс будет эффективен.

Поэтому, смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Каковы же задачи адаптационного периода?

Нужно помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Г.А. Цукерман называет этот период своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой. Отсюда задача – "выращивание" собственных правил взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества (дается опыт взаимодействия в парах, в группах, в классе), на основе осмысления того, что мешает и помогает общей работе. Для этого важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, непохожее на собственное. Ребята обнаруживают ожидания друг друга на предстоящий учебный процесс, учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий. Все это способствует снятию тревожности. Кроме вышеназванных общих задач, есть специфические задачи для каждой возрастной группы.

Первый этап адаптации первоклассников завершён.  Педагоги  провели диагностический минимум по отслеживанию процесса адаптации первоклассников к школе. Констатация итогов адаптации – не самоцель и не конечная цель деятельности школьного психолога.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К СОБРАНИЮ

Первичная диагностика 1-2 класса на начало 2010-2011учебного года.

-общая ориентация;

-мотивация;

-тревожность;

-самооценка;

-сенсо-моторика;

-копирование по образцу;

-словарный запас;

-количественное и качественное соотношение;

-логическое мышление;

-математические способности;

-общий показатель НС

Слово классному руководителю по результатам диагностики

Десять заповедей для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Индивидуально-типологические особенности учащихся с разным типом мышления

Учащиеся с правополушарным типом мышления (левши) «образники»

Они обладают чувственным мышлением, способны обрабатывать большой объём информации. Для них характерны замедленное освоение письма, счёта, чтения, неаккуратность при письме, высокая отвлекаемость. Однако эти ученики имеют хорошую зрительную и непроизвольную память. Больше следуют чувству, чем рассудку, медленно усваивают нормы поведения. Предпочитают гуманитарные предметы, могут плохо ладить с  математикой. Речь эмоциональная, богатая интонацией. Темп работы медленный. Им требуется сначала видеть правила в действии, а потом их учить. Методы и приёмы обучения:

- «Мозговой штурм»;

- «Метод проб и ошибок»;

- «Наглядно-словесный метод»;

-Ролевые дидактические игры;

-Драматизация;

-Разыгрывание ситуаций;

-Соревнования.

Нельзя давать задания на поиск ошибок. При работе со словарными словами их необходимо связывать в предложения. Любят рисовать, работать с дополнительной литературой. Выполняя логические задания, им рекомендуется постоянно проговаривать все действия, использовать алгоритмы. При организации обучения ведущий принцип дидактики «от общего к частному».

Учащиеся с левополушарным типом мышления (правши) «логики»

Эти дети подчёркнуто рациональны, реалистичны, хорошо осознают требования действительности, быстро усваивают нормы поведения, в поступке больше подчиняются логике, чем чувствам. Предпочитают предметы математического цикла. Речь точная, логически быстра, неэмоциональна, отсутствуют прилагательные. Они обладают нормальным темпом усвоения учебных программ, речевой и письменной активностью. Хорошо развита произвольная память. Методы и приёмы обучения:

-Диалог;

-Дидактическое объяснение;

-Рефератные работы;

-Лекции;

-Словарные диктанты;

-Разбор слов;

-Анализ текстов;

-Задания на поиск ошибок.

Успешно и с желанием решают примеры в столбик, задачи, им нравится делать сообщения.

При организации обучения ведущий принцип дидактики «от частного к общему».

Учащиеся с равнополушарным типом мышления «гармоники»

Реалистичны, хорошо осознают требования действительности, быстро усваивают нормы поведения, эмоциональны. У них высокий темп усвоения, высокий уровень развития речи и активности на уроке. Они работоспособны, внимательны к окружающим, инициативны, артистичны. Вместе с тем у них может проявляться «звёздная болезнь». Хорошо развита письменная и устная речь, которая богата интонациями. Для них значимо поощрение учителя. Критичны к окружающим. Чаще всего отличники. Для них необходима частая смена деятельности. Методы и приёмы обучения:

-проблемное обучение;

-Ролевые игры;

-Обобщение;

-Нестандартные задания;

-Диалог.

Любят редактировать тексты, разбирать слова и предложения. Часто пишут стихи. Они могут видеть несколько вариантов решения проблемы и замечать новое применение объектов. Большой интерес проявляют к геометрическому материалу. Предпочтение в выборе учебных предметов нет. При выборе содержания и методов обучения необходимо часто их варьировать, так как монотонность пагубно влияет на умственную деятельность «гармоников».