Развитие социально-педагогической компетенции

Щукина Елена Анатольевна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические рекомендации родителям «непослушного» ребенка. 

Сознательно выстраивайте отношения с «непослушным» ребенком, придерживаясь следующих правил:

1. уделяйте ребенку достаточно внимания;

 2. проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

3. помните, что поступки ребенка не всегда бывают умышленными;

4. стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

 5. избегайте, с одной стороны излишней мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

 6. старайтесь реагировать на действия ребенка неожиданным способом;

7. не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

8. выслушивайте то, что хочет сказать ребенок!;

 9. чаще хвалите и поощряйте ребенка при минимальных успехах и даже, если их нет, но он постарался;

 10. не прибегайте к физическому наказанию!;

 11. Никогда не отказывайте ребенку в общении!

При любой возможности осуществляйте с ребенком телесный (погладить, обнять, взять за руку, легкий массаж тела и т.д.) и визуальный контакт (посмотреть ребенку в глаза желательно на одном уровне с ним, т.е. присесть);

Соблюдайте баланс между запретами и разрешениями – запретов должно быть немного, и они должны быть однозначными и постоянными. В большинстве ситуаций необходимо избегать слова «нельзя», следует сразу дать ребенку правильную программу поведения (не нужно говорить «не беги», нужно сказать «давай пойдем шагом»… и т.д.). В то же время не должно быть вседозволенности. Ограничения воспитывают волю, способность регламентировать свои желания и действия. Таким образом, они тоже тренируют мозг.

Создайте благоприятный климат в семье:

 1. выработайте единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи;

2. по возможности, проводите досуг всей семьей;

3. обязателен ровный спокойный тон взаимоотношений в семье и, особенно, по отношению к ребенку;

 4. избегайте бурных негативных и позитивных эмоций, особенно вечером, перед сном;

5. избегайте крика, раздражения, запугивания, жесткого наказания.

Помогайте ребенку регулировать свою деятельность и поведение:

 1. контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

2. составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену;

3. постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;

 4. без уважительной причины не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

5. не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

6. помогайте ему приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;

7. не давайте ребенку одновременно несколько указаний;

8. воспитывайте у детей навык управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией (посчитать до 10, сделать 5-6 глубоких вдохов и выдохов) ;

9. объясните ребенку его проблемы и научите с ними справляться;

10. придумайте гибкую систему поощрений за хорошо выполненное задание или хороший поступок и наказаний за плохое поведение (можно использовать бальную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля);

11. повторяйте свою просьбу спокойным тоном одними и теми же словами много раз;

12. по возможности, для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Организация режима дня и занятий:

1. установите твердый распорядок дня для ребенка и всей семьи;

 2. показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь;

3. снижайте воздействие отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

4. ограничьте время просмотра телепередач и занятий на компьютере;

5. по возможности, избегайте больших скоплений людей;

 6. регламентируйте нагрузки:- интеллектуальные;- эмоциональные;- физические.

Помните! Для «непослушного» ребенка наиболее действенными будут средства убеждения «через тело» (лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет просмотра телепередач, внеочередное «дежурство» на кухне и т.д.).

Помните! Невозможно добиться исчезновения непослушания за несколько месяцев или даже лет. Причем признаки непослушания исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняется и во взрослой жизни. Необходимым условием успеха является понимание родителями проблем ребенка!



Предварительный просмотр:

Рекомендации классному руководителю по результатам социометрии:

  1. Вовлечь изолированных учеников в совместную деятельность.
  2. Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (например: преодоление неуспеваемости и т.д.)
  3. Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.
  4. Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
  5. Избегайте неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.
  6. Часто, самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.
  7. Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.
  8. Желательно, не включать в совместную деятельность детей (в групповую или парную работу), которые имеют друг к другу неприязнь, а также одностороннюю антипатию.

Рекомендации классному руководителю по преодолению тревожности детей:

1.  Отказывайтесь от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других, от прямого противопоставления ребят друг другу.

2.  Не «пилить» и не ругать при всем классе, говорить чаще наедине. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать резко это как нечто неожиданное.

3.  Называть всех по именам и добиваться этого в обращении ребят друг к другу.

4.  Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других, от класса к классу воспитывать понимание того, что способность к хорошему учению лишь одно из многочисленных свойств личности.

5.  Чаще разговаривать с замкнутыми, “неинтересными” ребятами, ведь поведение ребят во многом подражательно и дети начинают проявлять интерес к этому “неинтересному”.

6.  Все, что происходит с ребятами, принимайте всерьез.

7.  Внимательно относитесь ко всем внешним проявлениям личности ребят.

8.  Изучать свойства каждой личности, определять мотивы поведения, выяснять причины каждого “отклонения”.

9.  Изучать круг интересов, выяснять, чем может быть интерес каждый для других.

10.   Учить ребят анализировать прожитое время.



Предварительный просмотр:

Советы родителям гиперактивного ребенка.

1.Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, какими бы незначительными они ни были. Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Ведите бальную или знаковую систему вознаграждений. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

 2. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить "нет", "прекрати", "нельзя". Говорите сдержанно, спокойно. Не прибегайте к физическому наказанию. Стройте ваши отношения на доверии, а не на страхе. Совместно решайте возникшие трудности. Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка. Нет хладнокровия – нет преимущества.

 3. Отличайте формы поведения, которые вам не нравятся, от проявления личностных качеств ребенка, например: "Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь грязь по всему дому".

4. Предлагайте ребенку очень четкое расписание повседневных дел. Следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство, так как ребенок все равно будет его нарушать. Такая организация жизни позволит ему обрести уверенность в себе и он сможет в будущем создать собственную структуру организации своей жизни.

5. Учите ребенка выполнять новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки, пока он не научится выполнять то, что надо. Для закрепления результатов в обучении используйте его зрительные, слуховые и кинестетические способности. Для закрепления навыков и умений вашему ребенку требуется больше времени, чем здоровым детям. Проявляйте терпение, повторяйте обучение снова и снова.

6. Постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть, которая будет его собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в оформлении этой комнаты. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребенок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой ничто не отвлекает его. Ребенок, у которого повышена активность, не в состоянии сам отфильтровывать внешние возбудители, сделать так, чтобы ничто постороннее не мешало ему заниматься делом.

 7. Предлагайте ребенку не больше одного дела на короткий промежуток времени, чтобы он мог его завершить. Ставьте перед ним задачи, соответствующие его способностям. Когда ребенок садится за домашние задания, выключайте радио и телевизор.

8. Определите для ребенка круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития. Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под постоянным наблюдением и контролем. Следует отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

 9. Старайтесь расшифровывать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении ребенка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. В этих случаях полезно увести его на несколько минут из зоны конфликта в его комнату.

10. Избегайте большого скопления людей, шумных компаний. Ограничивайте число товарищей по играм до одного, или самое большее, двух человек одновременно – из-за того, что ребенок слишком легко возбуждается. Лучше всего приглашать детей к себе в дом, так как здесь вы можете обеспечить контроль над ситуацией и влиять на направление игры или занятий. Объясните маленьким гостям правила, действующие в вашем доме.

11. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

12. Предоставляйте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Ему полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия.