Корниенко Наталья Сергеевна

Эссе специалиста.

«Научить человека быть счастливым – нельзя,

но воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно»

А.С. Макаренко

Еще в детстве я решила, что моя профессия в будущем будет связана с воспитанием или обучением детей. В дипломе окончания детского сада наши воспитатели записали мою мечту: «Когда я вырасту, я стану воспитателем». Педагогическая династия в моей семье наверно оказала большое влияние на мое самоопределение в профессии: бабушка – учитель начальных классов, папа – учитель физической культуры и безопасности жизнедеятельности, две родные тети – воспитатели. Однако в школе я стала задавать себе разные вопросы, наверно изначально они больше были на интуитивном уровне: «Как начать разговор с определенным ребенком? Почему дети по - разному себя ведут? Как успокоить ребенка, когда он плачет?» и многие другие. В школе наш педагог – психолог познакомил со своей профессией, проводил различные тесты по изучению себя, своих качеств, черт характера, темперамента. Мне очень нравилось, что она была доброжелательна, не учила нас, не заставляла что-то делать, а разговаривала на равных, привлекала наше внимание различными способами и многим было интересно. В старших классах я поняла, что хочу стать педагогом – психологом.

Любовь к детям – это Дар с Выше, но многое закладывается в семье, родительская любовь – это основа для любви к миру, к детям, к другим людям. Если ребенок испытывает дефицит любви, то он и в жизни не сможет подарить ее другим, будет замкнутым, тревожным, ведь тогда, в детстве его не научили любить, не привили веру в себя, в свои возможности. Сейчас я не только специалист, но и мама замечательной доченьки, жена, поэтому стараюсь передать свою любовь, знания, умения и навыки своей семье, развить положительное отношение дочери к миру уже с детства.

В нашей профессии важно, на мой взгляд, услышать того или иного ребенка, его проблемы, то, что его тревожит, тем, чем бы он хотел поделиться, а самое главное научить этому родителей, ведь они не всегда прислушиваются к своему ребенку. Проще всего сказать: «Я занята, не сейчас, иди, поиграй один…». Так мы прививаем ребенку неуверенность в себе, замкнутость, обиды, которые ребенок затем переносит в жизнь, также ведет себя в своей молодой семье, со своими детьми, так рушатся семьи. И мы только в этот момент начинаем понимать, в чем причина, чему мы не научили своего ребенка в детстве, ведь родители – это и учителя, и воспитатели, и помощники, и союзники, и партнеры по любой деятельности со своим малышом.

Мир ребенка чрезвычайно разнообразен и не всегда нам понятен. Но этот мир – мир детского сознания – рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит нам его голосом, выражает себя в его поступках. Когда-то и мы были такими, но забыли это и готовы «наброситься» на малыша, стащившего из песочницы чужое ведерко, с физическим или моральным наказанием. Дорогие родители, загляните в себя, научили ли вы своего ребенка общаться, определенным нормам и правилам, показали ли вы хороший им пример своего поведения?

Как же понять ребенка? Заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить, объяснять, играть с детьми. Дети любят вас и ждут от вас взаимности, тепла, заботы. Вы – тот мир, в котором сосредоточены все детские надежды и чувства. Только вы способны заложить основу развития и формирования важных качеств личности ребенка, которые затем он воплотит в своем поведении и отношении к жизни, другим людям, детям, животным.

Только любовь и понимание поможет увидеть вам своего ребенка с другой стороны, разобраться в его непростом внутреннем мире, осознать мотивы тех или иных его поступков. И тогда какие-то недостатки ребенка вам покажутся не столь страшными и уж, по крайней мере, не свидетельствуют о формирующейся испорченности, что многие черты, вызывающие у взрослых неодобрение и настороженность, объясняются простыми и естественными причинами и легко изживаются сами по себе без крика и рукоприкладства.

Я педагог – психолог, но я не волшебник. Моя задача: помочь ребенку найти себя, справиться с неудачами, развить в себе и увидеть важные качества, которые, может быть, никогда не видели в нем родители и педагоги, которые будут помогать ему в жизни, общении, деятельности, а родителям – увидеть эту индивидуальность в своем ребенке, принять его таким, какой он есть, не пытаясь воплотить в нем свои несбывшиеся мечты и надежды. Ребенок – это самостоятельная личность, у него своя судьба.

Очень важным направлением работы педагога – психолога с ребенком является диагностика личности ребенка, раннее выявление проблем в психическом и познавательном развитии и их коррекция. От того, чем раньше выявлены проблемы развития ребенка, зависит успех коррекционно – развивающей работы, успех коррекционного процесса. Очень важно уметь заинтересовать ребенка, замотивировать его на занятиях с педагогом – психологом, чтобы он сам понял, что это важно для него, для его дальнейшего обучения и развития.

Не мало важным направлением в работе педагога — психолога также является психологическое консультирование и психологическое просвещение родителей, педагогов, так как они являются основным источником чувств, знаний, умений и навыков для детей. Консультации могут проводиться в виде групповой работы: родительские собрания, тренинги, мастер – классы, обучающие семинары, также и в индивидуальной – изучение и проработка проблемы ребенка или детско – родительских отношений с родителями, обучение родителей взаимодействовать с ребенком в паре, на равных.

Стремление к профессиональному развитию, к повышению психологических знаний, к применению в своей работе новых, а главное эффективных способов работы с детьми и их родителями – это важно. Но успехи детей и отзывы родителей – это движущая сила в моей работе. Своими знаниями и умениями, как специалист буду делиться с вами в разделе «Советы педагога – психолога» и буду очень рада, если вам что-то пригодится в общении и развитии своего ребенка.

Добавить запись

Защита от спам-роботов