Методическая работа

Яковская Татьяна Анатольевна

Методические разработки, мастер-классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка квест-игры для детей старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие в страну Финансов»"

  Введение

Формирование  у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности – это новое направление в современной системе  дошкольного образования, так как является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети,  в силу разных обстоятельств,  непроизвольно включаются в финансовую  жизнь семьи: знакомятся  с многочисленной рекламой, деньгами, товарами, кредитами,  овладевая, таким образом, первыми экономическими знаниями, пока еще в самом простом виде.

 Дошкольный возраст является самым продуктивным в плане приобретения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, экономность, сила воли, которые необходимы в дальнейшем для становления  финансово-грамотного человека.

Цель нашей работы – разработать конспект квест – игры «Путешествие в страну Финансов» для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

  1. Изучить методическую литературу по формированию основ финансовой грамотности  с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Разработать конспект квест-игры «Путешествие в страну Финансов».

1.Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Финансы и дошкольники лишь только на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. На самом деле дети уже в дошкольном возрасте  включаются в финансовую  жизнь семьи, взаимодействуют с деньгами, ходят с родителями в магазин, банк, овладевая, таким образом экономическими отношениями на потребительском уровне. Многие ли родители разговаривают со своими детьми о деньгах, их происхождении, об экономии и бережливости?  Наверное, нет.

 Формирование финансовой грамотности детей нужно начинать уже в старшем дошкольном возрасте.  Так как уже в этом возрасте дети стоят на пороге большого этапа своей  жизни – перехода из  статуса дошкольника в статус школьника, где дети будут иметь свои первые карманные деньги, и их использование должно быть разумным и осознанным.

Наблюдая за дошкольниками, в их разговорах мы часто слышим слова: «банк»«банкомат»«карточка»«кредит»«пинкод»  и другие, значение которых многие из них не понимают, но произносят без всякой необходимости.

Также дошкольников интересуют такие вопросы, как: откуда появились деньги, почему в других странах деньги другие, почему мои родители не покупают мне игрушки, когда я захочу, что делать когда нет денег, всё ли можно купить за деньги,  откуда в банкомате появляются деньги что такое банкомат. Причина такой любознательности  детей кроется во всё большем проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей.

Развивать основы формирования финансовой грамотности у  старших дошкольников можно при помощи  применения современных, более эффективных и разнообразных форм работы. Одной из таких форм является квест – игра

Квест –  это игровая технология в основе,  которой лежит проблемно – поисковый метод, что напрямую связывает её с развивающим обучением. Дошкольники не только получают  необходимые  знания, умения и навыки, но и учатся самостоятельно думать, принимать решения, учатся отстаивать свою точку зрения, пытаются придумывать объяснения, т. е. добывают знания самостоятельно, что немало важно для обучения в школе.

Квест в переводе с английского, это и есть «поиск, предметов поиск, поиск приключений» – один из способов построения сюжета: путешествие героев к определённой цели через преодоление препятствий.

Деньги и взаимоотношения с ними – достаточно сложная тема для дошкольников  и тут важно создать мотивацию к образовательной деятельности, завлечь, заинтересовать детей.

По содержанию   квест –игры бывают следующих видов: линейная, штурмовая и кольцевая.

Часто  проводят линейные квесты, где  дети по заданному  маршруту передвигаются  от одной точки к другой, выполняя разные и  увлекательные  задания, пока не будет достигнута  намеченная цель.

Для составления  маршрута используются разные варианты:

Маршрутный лист (на нем могут быть написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, ответ на которые и будет то место, куда надо следовать);

«Заколдованный  клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться, постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран» (ноутбук или планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны отправиться участники);

Формируя финансовую грамотность с использованием квест – игр, необходимо следовать  определённым принципам и условиям.

- игры и задания должны быть безопасными;

- все задания, которые должны выполнить дошкольники должны соответствовать их возрастным и индивидуальным возможностям;

- в  сценарии квест-игры необходимо сочетать различные виды деятельности;

- задания следует  продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;

- рассчитать время на выполнение заданий так, чтобы дети не устали и сохранили интерес;

- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью эффекта неожиданности, сюрпризного момента, музыкального сопровождения, предметно – пространственной среды;

- воспитанники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например: найти клад, помочь  расколдовать героя,  разрушить злые чары);

- роль воспитателя в игре — направлять детей, на правильное решение,  но  делать это косвенно, так как окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Перед проведением квестов педагогу  необходимо проводить предварительную работу с детьми: беседы (например«Зачем нам деньги?»«Откуда берутся деньги»«Возможности и желания»«Что такое банк?», играть в игры (например«Давай поменяемся»«Интересный обмен»«Доход – расход»«Найди в сказке экономику»; сюжетно–ролевые игры: «Банкомат»«Супермаркет», и т.д., разучивать пословицы и поговорки, просматривать мультфильмы (например: «Уроки тётушки Совы»«Кот Бориска и финансовая грамотность»«Как появились деньги»«Фиксики», отгадывать загадки, ребусы, кроссворды об экономических понятиях, рассматривать коллекции монет, денег, читать сказки, рассказы, где раскрываются финансовые отношения, всё это способствует эмоциональному настрою и погружает ребёнка в мир финансов. 

Конспект квест-игры « Путешествие в страну Финансов» для детей подготовительной группы

Задачи:

-   способствовать формированию экономического образа мышления;

- воспитывать ответственность и нравственное поведение в области финансовых отношений в семье;

-  формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности дошкольников.

Оборудование: муляжи денежных купюр, копилка, презентация, карточки с изображением действий в магазине,  цветные карандаши, листы, три картинки банков с изображением денежных начислений по вкладам, четыре ценника, плюшевый мишка, конфеты по числу детей, машинка, шоколадка.

                         Ход образовательной деятельности:

    Здравствуйте, дети! Сегодня  нас ждет интересное занятие – квест- игра по финансовой грамотности. Квест – это игра, в которой много  ребусов, загадок и задач, которые вам предстоит решить. Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным (умственным) трудом. Мы совершим путешествие  в страну «Финансов» по 8-ми станциям, на которых вы будете получать интересные задания. За правильное их выполнение вы будете получать деньги. На последней станции станции, каждый из вас подсчитает количество заработанных  мы подсчитаем количество заработанных денег, за правильные ответы. Ну что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие? Тогда в путь.

Станция 1. «Трудовая»  ( ИКТ с картинками профессий)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что такое профессия? (Профессия-это труд).

 Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. А вы знаете пословицы о труде? (ответы). 

Я буду называть начало пословицы, а вы дополнять её, если пословица названа правильно, на экране появится картинка

Без труда не вытащишь рыбку...                          (пруда)

От труда здоровеют, а от лени...                          (болеют)

Сделал дело...                                                         (гуляй смело)

Дело мастера….                                                       (боится)

Делу время потехе ….                                             (час)

Труд человека кормит, а лень….                           (портит).

Дети получают за ответ– 5 руб.

Станция 2. «Супермаркет»

Воспитатель: Вы пришли в супермаркет. Выберите картинки и расположите их по порядку действий, которые надо совершить, делая  покупку в магазине.

А. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.

З. Сложить покупки в пакет

И. Выйти из магазина

Дети получают за ответ– 5 руб.

               Станция 3. «Волшебная» (ИКТ на экране с картинками)

Воспитатель: Кому из сказочных  героев принадлежат следующие слова:

1. "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет" (Дядя Федор из "Простоквашино" или  Буратино)

2. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино или Красная Шапочка)

3. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад или галчонок принес)

4. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа или Бычок смоляной бочок).

5. В какой сказке сказочный персонаж снёс золотое яйцо? (Курочка Ряба ил Жар-птица)

6. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха или Красная Шапочка)

7. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

8. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)

Дети получают за ответ– 5 руб.

                              Станция 4. «Рекламная пауза»

 Воспитатель: Всем известно, что для успешной продажи товара очень важна его реклама.

На экране появляются две плитки шоколада. Одна – красочная, (50 руб.), а другая – в прозрачной упаковке (20 руб.).

Ребята, посмотрите на эти шоколадки, какую вы купите? Почему? (ответы)

Воспитатель объясняет, что красивая упаковка, это реклама для лучшей продажи. Задание: Дети делятся по парам, каждой паре выдаются цветные карандаши и листы с изображением плиток шоколада. Нужно украсить на листах изображенные плитки  для привлечения внимания покупателей.

Молодцы, с такой рекламой невозможно не купить товар!

За рекламу шоколада каждая подгруппа получает по1 руб.

                                          Станция 5. «Товарная»

Воспитатель: Взрослые  работают и производят определённый продукт. Например, пекарь испек хлеб. Он хочет его продать, и поэтому хлеб становится товаром. Товар – это то, что производится для продажи. Потренируемся: «Повар испек торт и продал его» - товар, «Бабушка испекла торт для внука» - не товар.

А теперь игра: «Назови товар, или не товар».

1.Фермер привез на рынок  картошку (товар)

2.Дедушка  починил детям игрушку (не товар)

3.Мама испекла пирог к празднику (не товар)

4.Швея  сшила занавески  шкаф и продала их (товар)

5.Маша сварила варенье для Миши (не товар)

6.На заводе  сделали  велосипеды и отвезли их в магазин (товар)

7.Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)

8.В издательстве напечатали много детских книг (товар)

9.Дедушка смастерил кормушку для птиц. (не товар)

Дети получают за ответ– 5 руб

                                  Станция 6. «Игровая»

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру:

 «Что можно купить за деньги?»

 Я буду называть слово, а вы должны определять, можно ли это купить.

Если да – хлопаем в ладоши, если нет – быстро, быстро топаем ногами.

 (слова: гроза, машина, снег, конфеты, солнце, вода, пирог,  куртка,  горы, дождь, платье...)

Дети получают– 5 руб

                                             Станция 7. «Банкир»

Воспитатель: Вы хорошо потрудились и получили большой доход благодаря своему уму. Давайте посчитаем ваш доход. Как вы думаете, что можно сделать с этими деньгами? (Увеличить).

Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? (Ответы детей). А в шкафу можно? (Ответы детей).

 Деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный счет – депозитный, на котором будут находиться ваши деньги. Депозит – это банковский вклад, то есть сумма денег, переданная человеком банку с целью получения дохода в виде дополнительных денег. И за то, что вы принесли свои сбережения через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё деньги.

 Перед вами изображения трех банков, каждый банк увеличит ваши деньги, я предлагаю подумать и сделать выбор, в какой из трёх банков вы положите свои деньги.

(На столах карточки с изображением Банков и нескольких вариантов депозитных счетов (первая карточка +10 руб за полгода, вторая карточка + 5 руб за полгода., третья карточка +15руб за год.). Детям необходимо посчитать и выбрать более выгодный вариант).

Определите в каком банке наиболее выгодно получить прибыль, не снимая деньги целый год?

+10 руб если пролежит полгода (за год 20 руб) самая выгодная

+5 руб если пролежит полгода (10 руб за год)

+15 руб если пролежит год (15 руб за год)

Дети получают за ответ– 5 руб

                                        Станция 8. «Загадочная»

Воспитатель: А пока ваши деньги приумножаются, отгадайте загадки, если отгадаете все, то получите еще дополнительные монеты...

1. Если хочешь в магазине,

Ты купить, к примеру, сок.

Отправляясь за покупкой,

Возьми с деньгами. (кошелек)

2. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (деньги)

3. Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет. (монета)

4. Мы кладем их не в платок

Мы кладем их в кошелек (деньги)

5. Очень вкусная витрина

Овощного (магазина

6. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (зарплату).

7. Из какого аппарата

Выдаётся всем зарплата? (банкомат)

8. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

9. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

10. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

11. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

Молодцы, вы заработали еще 5 рублей

                                           Станция «Конечная»

Воспитатель: Сколько всего денег вы заработали? (дети считают деньги)

Я предлагаю вам купить за ваши заработанные деньги приз, но подумайте и посчитайте внимательно, хватит ли вам денег...

На прилавке призы: печенье по числу детей (цена 50 р.), игрушечный робот (150 р.),  сок  (30 р.), книга (70р). Детям необходимо  выбрать и купить себе приз на свои деньги.

                                                 Рефлексия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами много  путешествовали  и говорили о финансах. Вы молодцы. Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями. Вам понравилась сегодняшняя игра? (Ответы детей). 

Спасибо всем за увлекательную и интересную игру. Вы все молодцы!

                           

                          Список используемой литературы

  1. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2017. – 48 с.: ил.
  3. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2018. № 11. с.75.
  4. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2016. – 88 с.
  5. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
  6. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2016. №4. с.55.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:  «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: ознакомление  педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи у детей дошкольного возраста

Задачи:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, линейки, мнемотаблицы для заучивания стихотворений, мнемотаблицы для составления описательных рассказов, задания для двух команд, проектор, презентация, готовый сборник мнемотаблиц, используемых в работе, для каждого участника мастер-класса памятки «Мнемотехника»

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты: Получение педагогами представления о мнемотехнике;

Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

                                   

 Ход мастер – класса

1 Мотивационный этап

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Яковская Татьяна Анатольевна.  Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс.  «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Я рада нашей встрече!

Прошу Вас ответить на мои вопросы да или нет

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…

Что же делать нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне сейчас ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (Да)

Знаю, знаю наперед -

Вы смекалистый народ.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

Все мы замечаем что речь детей стала очень простой, ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное завершенное предложение, минимальный бедный словарный запас, который не соответствует возрастной группе детей. Дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них, не может строить правильные логические выводы и утверждения, поэтому развитие речи становится очень актуальной проблемой.  Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью, и облегчить этот процесс я использую в своей работе приемы мнемотехники.

Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. 

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Ещё  К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. О чем говорит нам это предложение,

Для запоминания падежей русского языка – «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

В геометрии — Биссектриса — это крыса бегает по углам и делит их пополам.

Это мнемотехника просто тогда мы не знали, что это так называется.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

 Как и любая работа, работа по Мнемотехнике строится от простого сложному: мнемоквадратмнемодорожкамнемотаблица

Мнемоквадрат — это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет (цылленок – желтый, елка - зеленая), задача малыша заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.

Затем педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки.

Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Это уже квадрат из  2- 4  картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.  Ребенку нужно не просто назвать слова, но и расположить в правильной последовательности. Я часто  использовала  в виде алгоритмов умывания, одевания и т. д.  Сначала детям предлагаются простые мнемотаблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз например, подходя к шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы одевания. К примеру, сначала я надеваю майку, потом носки, затем брюки, свитер, сапоги, куртку.

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. 

Научить детей анализировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – не просто. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

    Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.  

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :

• Заучивания стихов, потешек, пословиц, поговорок;

• При отгадывании и загадывании загадок;

• При пересказе текстов;

• При составлении описательных рассказов;

• Заучивание и проговаривание чистоговорок, скороговорок;

• При проведении артикуляционной гимнастики

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Коллеги разберем алгоритм разучивания стихотворения при помощи мнемотаблицы.

1.Взрослый читает выразительно стихотворение.

2.Разбиваем стихотворение на блоки  ( т.е. мы разбиваем стихотворение на кусочки – по 1 слову или 1 сторочке и т.д.

3.Рисуем табличку или сгибаем лист бумаги на 2, 4, 6, или8 частей, в зависимости от того сколько нам нужно клеточек.

4. Рисуем возникшие образы на каждый блок стихотворения,  делаем это схематически, но понятно для детей.

5.Читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу, задаем вопросы по содержанию и разбираем непонятные слова.

После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагала готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы.

Давайте приведем пример. Я сейчас прочитаю выразительно стихотворение

( читаю).

Разобьем его на блоки по  слову, получились вот такие картинки

Получилась такая таблица.

Уважаемые педагоги давайте прочитаем текст с опорой на таблицу.

Описательные рассказы

Очень удобно пользоваться  мнемотаблицами  при составлении описательных рассказов. Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; и  обогатить  словарный запас детей.

Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Это развивает у детей умственную активность, выразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки.

Попробуйте отгадать зашифрованную загадку.

  С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

     Алгоритм:

1. Чтение взрослым текста;

2. Рассматривание мнемотаблицы;

3. Ответы на вопросы по содержанию:

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц

 

Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса

Уважаемые педагоги я вам предлагаю апробировать приемы мнемотехники на себе. Для этого Вам необходимо разделится на 2 группы. Каждой группе будет предложено по 2 задания. Это составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения и  пословицы.

 Перед вами листы бумаги и карандаши и все что нужно для работы.

Приступайте.

А теперь приглашаю  показать что же у вас получилось .

Прочитайте сначала стихотворение, а теперь представьте мнемотаблицу.

 Уверена, так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Я думаю, что вы согласитесь со мной что нарисованное запечатляется в памяти намного лучше, потому, что закрепляется не только слово но и образ.

Мнемотехника многофункциональна. На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры, развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении, составлять рассказы и описательные загадки.

Таким образом, с помощью приемов мнемотехники удается достичь следующих результатов:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам  подвести итоги нашего  мастер-класса следующим образом. Перед вами лист с изображением чемодана, мусорной корзины и мясорубки. Вам необходимо написать на листе то что вы вынесли от сегодняшней работы и приклеить под любой картинкой.

Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии, готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.

Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».

Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить».

 Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

Спасибо за плодотворную работу сегодня.

 А сейчас каждый составит рассказ о домашнем животном. И чтобы рассказы получились красивыми нам понадобиться схема-помощница.

- Давайте с вами вспомним, что обозначает каждая картинка схемы:

1 картинка – нужно рассказать о частях тела животного.

2 картинка – место, где живет животное.

3 картинка – чем питается.

4 картинка – как зовут детеныша.

5 картинка – какую пользу приносит человеку.

- Я сейчас расскажу вам о кролике, а вы глазками следите за схемой, внимательно слушайте и запоминайте, о чем я говорю.

Это кролик. У него есть туловище, маленькая головка, усы, длинные уши, короткий хвост, мягкие лапы.

Кролик живет в клетке. Он питается морковкой, капустой, травой. У кролика детеныши крольчата. Кролик дает человеку вкусное мясо, пух и шкурки.

- А сейчас каждый по очереди у доски составит рассказ о своем животном с помощью схемы.