Консультации для педагогов

Толстова Светлана Геннадиевна

Консультации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx35.72 КБ
Microsoft Office document icon konsultatsiya_stihi.doc612 КБ
Файл master-klass.docx23.2 КБ
Файл seminar-praktikum.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 202 «Золушка» города Буденновска Буденновского района»

Консультация

 «Использование инновационных  технологий

в образовательной деятельности по  речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

                                                                  Подготовила: воспитатель

Толстова Светлана Геннадиевна

2020 год

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Решением проблем развития речи являются инновационные технологии. Это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. К инновационным технологиям относятся: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ, мнемотехника,

Мнемотехника.

В переводе с греческого мнемотехника означает «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

• Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

• Схемы составления рассказа - служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

1. развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образногомышления;

2. перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

3. развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы используются в совместной деятельности с детьми для:

• заучивания стихов, загадок, пословиц;

• пересказа текстов;

• составления описательных рассказов;

• составления рассказов по сюжетной и пейзажной картине;

• речевые игры;

• словесно-дидактические игры;

• упражнения со схемами и моделями, составление их вместе с детьми;

• чтение художественных произведений, беседы.

Синквейн.

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Дети

Любимые, ласковые

Играют, радуют, умиляют

Дети — цветы жизни

Счастье

Эти строчки похожи на японские лирические стихи, но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна

1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа

Весёлая, дружная

Учимся, играем, танцуем

Наш любимый дом

Мы — дружные!

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

• слова-предметы (существительные)

• слова-признаки (прилагательные)

• слова-действия (глаголы)

• слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память….

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

• Синквейн является игровым приемом.

• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

• Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

1. Котёнок

Чёрненький, пушистенький

Играет, спит, ест

Он мой друг

Домашнее животное

2. Дом

Большой, красивый

Защищает, греет

Нужен всем людям

Убежище

3. Арбуз

Круглый, вкусный

Катится, растёт, зреет

Арбуз – это большая ягода.

Лето

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

1. Семья

2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется)

4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

Кинезиология.

Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как организовать детский досуг с пользой, не перегружая любимое чадо? Есть очень интересные и несложные игры, которые не требуют специальной подготовки и много времени. Это кинезиологические игры и упражнения.

Формирование и развитие нервной системы и головного мозга начинается еще задолго до рождения малыша и заканчивается не сразу после окончания школы. Активная фаза развития приходится на первые годы жизни, когда ребенок познает мир, у него возникает речь и улучшается синхронная работа двух полушарий головного мозга. Всем родителям хотелось бы видеть своего кроху внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Существует отдельная наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Чем и занимается кинезиология. Нам всем известно, что любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Именно такую связь головного мозга и действий взяли за основу создатели этой науки. Они утверждают, что оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия - кинезиологические упражнения. После их продолжительного выполнения результат порадует любого родителя как дошкольника, так и ребенка, посещающего школу. Основная их польза заключается в том, что они способствуют: синхронизации работы полушарий; развитию мелкой моторики; развитию памяти, внимания, речи, мышления; снижению утомляемости, формированию произвольного контроля; повышению стрессоустойчивости.

Как организовать игры и занятия? Занятия проводятся ежедневно утром по 7-10 минут, как часть занятия для детей дошкольного возраста.

В доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя или сидя за столом. Вот некоторые из них.

Для самых маленьких и для начинающих:

1. «Колечки». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

2. Дом – замок – ежик. Поочередная смена позиций: дом - пальцы прижаты друг к другу, руки образуют крышу, замок - (пальцы обеих рук переплетены в «замок», ежик - ладони сомкнуты, пальца правой руки пересекаются между пальцев левой руки «иголками» вверх.

3. Фонарики / звездочки. Руки вытянуты перед собой. Одна ладонь сжата в кулак, вторая - пальцы расставлены в стороны. Ритмичная смена позиций (звездочки зажглись и погасли)

Для старших дошкольников, школьников и взрослых:

4. Кулак-ребро-ладонь. Поочередная смена позиций на плоскости стола: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

5. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

6. Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Биоэнергопластика

Это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой преподносится детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Цель. Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения

• Выработка качественных, полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).

Задачи.

•Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.

•Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.

•Совершенствовать пластику движений. Улучшать координацию движений пальцев рук.

•Развивать нравственные качества личности ребёнка посредством работы со сказочными героями.

• Вырабатывать правильное речевое дыхание.

•Развивать эмоциональную сферу ребёнка является средством профилактики речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста, где может использоваться воспитателем: фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи; беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Предлагаю выполнить упражнения биоэнергопластики.

Упражнение «Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь,

которая движется под счет влево – вправо)

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

(пальчики расставлены в стороны, как лучики

солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются

и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек. ,

на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)

Упражнение «Слонёнок»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

(ладонь собрана в щепоть, большой палец

прижат к среднему.)

Упражнение «Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами

соединяем дуг с другом)

Упражнение «Чашечка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

(пальцы прижаты друг к другу,

имитируя положение «чашечки»)

Упражнение «Лошадка»

Я- весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.

(Рука в горизонтальном положении (лежит

на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами

согнута. Под счёт поочерёдно касаются

стола кончики пальцев и запястье.)

Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. (Педагоги разделены на 3 группы. У каждого на столах задание.)

Группа 1

Два цыплёнка,

Два мышонка

Учат бегать

Лягушонка.

Расшумелась мелкота –

Видно, близко нет кота!

Группа 2

Ходит по двору индюк

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача,

Рассердился сгоряча.

Группа 3

Кот Тимошка жил на крыше.

Ниже, в доме, жили мыши.

По стене взбирались мыши,

Не боясь кота на крыше.

Далее предлагаю вам объединиться группами и рассказать сказку с использованием биоэнергопластики. Упражнения биоэнергопластики придумайте самостоятельно. На подготовку пять минут.

Сказка «У Солнышка в гостях»

Однажды большая туча занавесила небо. Заскучали Цыплята без солнечного света.

- Куда это Солнышко подевалось? – говорят. – Нужно его поскорее на небо вернуть.

- Разве вы знаете, где оно живёт? – закудахтала Наседка.

- Мы не знаем, а кого встретим, того спросим, - ответили Цыплята.

Собрала их Наседка в дорогу. Положила вкусные зёрнышки.

Отправились Цыплята. Шли-шли и увидели Индюка.

Спрашивают:

- Индюк, ты не знаешь, где Солнышко живёт?

- Знать не знаю, давайте вместе искать.

Идут они мимо леса, видят, Дятел на дереве сидит и дупло долбит.

Спросили они у Дятла про Солнышко, но Дятел тоже не знает, где Солнышко живёт. Пошли все вместе искать.

Мимо скакала Лошадка и тоже отправилась с ними Солнышко искать.

Долго шли они. Увидели Ёжика.

Он сидел под деревом и играл на гармошке.

- Ёжик, Ёжик, ты не знаешь, где Солнышко живёт? – спрашивают Цыплята. – Три дня его не было на небе, уж не заболело оно?

- Как не знать. Знаю, вон там, за большой горой. – ответил Ёж.

Взял Ёж палку, нанизал на иголки грибы и зашагал впереди всех дорогу показывать.

Забрались Цыплята, Индюк, Дятел, Лошадь и Ёж на гору и увидели солнцев дом. А в доме темно, света нет, заспалось, видно Солнышко и просыпаться не хочет.

Тут Цыплята запищали, Индюк заболботал, Дятел застучал, Лошадь заржала, Ёж зафыркал.

- Кто под моим окошком кричит? – спросило Солнышко. – Кто мне спать не мешает?

- Это мы. Пришли тебя будить. Утро настало.

- Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла. Я теперь и заблестеть не смогу…

Лошадь взяла ведро, стала воду таскать.

Дятел – Солнце водой умывать. Индюк – полотенцем вытирать.

Ёж – давай колючей щетинкой начищать.

А Цыплята – те стали с Солнышка соринки смахивать.

Выглянуло Солнышко на небо, чистое, ясное и золотое. И всюду стало весело, светло и тепло.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 202 «Золушка» города Буденновска Буденновского района»

Консультация

 «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений

 детьми дошкольного возраста»

                                                                  Подготовила: воспитатель

Толстова Светлана Геннадиевна

2020 год

Цель: 

     Способствовать увеличению «педагогического багажа» новыми формами и методами обучения стихов дошкольниками.

     Повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по теме.                                                                                                                                                       Задачи: 

     Оказание методической и практической помощи воспитателям при разучивании с детьми стихов нетрадиционными способами.

     Познакомить с нетрадиционными методами заучивания стихотворений.

     Научить использовать нетрадиционные технологии при разучивании стихотворений с детьми.    

     Оборудование: иллюстрации, мнемотаблицы.

     В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.

     Когда малыш учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

     Воспитатели при заучивании с детьми стихов наизусть сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.

     Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.

     При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.

     При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная.

     Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.

     При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – ИГРУ.

     Существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов, такие как: разучивание стихов по картинкам, в движении, использование мнемотехники,  построчно, с помощью различных театров (пальчиковый, перчаточный, настольный), проговаривание хором.

     1способ. Учим стихи по картинкам.

     Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»

     Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение (предлагают воспитателям воспользоваться этим способом и попробовать выучить стихотворения «Зайчики»). 

     2 способ. Учим стихи в движении.

     Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста.  (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения (предложить воспитателям с помощью этого способа выучить стих «Зимние забавы»).

Мы идем с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом на коньках,

Но упали мы. Ах.

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали,

И домой мы побежали.

     Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.

     3 способ. Мнемотехника.

     Мнемотехника — система различных приѐмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своѐм воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы.

     Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

     4 способ. Учим стихи построчно.

     Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.

     Применяя этот способ, попробуем выучить стихотворение «Дни недели».

В понедельник я стирал,

А во вторник подметал.

В среду с медом пек калач,

А в четверг играл я в мяч,

В пятницу посуду мыл,

А в субботу торт купил

В воскресенье отдыхал,

Сказки добрые читал.

     5 способ. «Театральный».

    Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

     Например: стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).

     Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.

     Например, прочитайте детям «Два барана» С. Я. Маршака и изобразите животных двумя руками, выставив пальцы-рога. А затем попросите детей изобразить баранов и действия. Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном.

     Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.

     Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.

     Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступеньках «разложить» весь текст стиха (можно использовать опорные буквы (звуки) первых слов каждой строки), а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение. 

     6 способ. Запоминания и проговаривания хором.

     Этот способ можно считать удачным, так как этот прием дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевно-речитативные. Например:

Взял я лук и крикнул: «Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг.

И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!»  

     Данная система имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста.

    Разнообразие способов по заучиванию стихотворений помогут сделать этот процесс для детей наиболее интересным и не трудным.

    Список используемой литературы:

1. Дмитриева Т.И. Речевая мозаика. Коррекция у детей с        задержками речевого развития. Детство-пресс, 2007.

2.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.  «Просвещение», 1980.                                           

3. Лопоухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. «Дельта», 1998.

4. Коротаева Г.А. Воспитание правильной речи у детей. Москва, 2005.

5.Филичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. «Просвещение», 1980

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 202 «Золушка» города Буденновска Буденновского района»

Мастер-класс

для воспитателей

«Путешествие в экологию»

                                                                  Подготовила: воспитатель

Толстова Светлана Геннадиевна

Апрель, 2020 год

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

Задачи:

1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

3. Развивать познавательный интерес у педагогов;

4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Ход :

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Путешествие в экологию»

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю разделиться на две команды, посовещаться и придумать название

команде и представить ее.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

1. РАЗМИНКА,

1. И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

2. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

4. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

5. Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию? (Консультации, круглые столы, выставки поделок из природного материала, родительские собрания).

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУРНИР.

1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; паспорта растений).

2. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)

3. Что должно быть в уголке природы?

(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

4. Что должно быть на участке детского сада?

(Деревья, кустарники, цветники, огород.)

5. Какие методы используются для экологического воспитания детей?

(Наглядные, практические, словесные.)

6. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.

(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

7. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра; элементарные опыты; моделирование.)

8. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.

(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

9. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

10. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т. д.);

3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

4. Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых, растений);

5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

6. Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы; (4, 3, 1, 2, 6, 5, 7)

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

3. Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

9. - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

10. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

11. - Ворона кричит зимой – (к метели).

12. - Лягушки квакают – (к дождю).

13. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

14. - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

4. Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит«Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает«Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

- А сейчас предлагаю немного расслабиться.

Шуточная игра «Концовки обманки».

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка …. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает …. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

5. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать

экологический кроссворд.

По вертикали:

1. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

2. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (листок)

По горизонтали:

3. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

4. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

5. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

6. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне, одна, а зовут меня …» (луна)

7. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

8. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

9. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (снег)

10. Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

11. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

12. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

13. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

14. Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

15. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

6. Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2. Готовь сани летом, а телегу зимой.

7. Музыкальный конкурс.

Командам поочередно предлагается исполнить отрывок из песен о цветах.

А сейчас я хочу рассказать вам одну легенду об одном цветке. Она пришла к нам из глубокой древности. Говорили, что в золотистом бутоне этого цветка (желтого тюльпана) было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить эти цветы (тюльпаны) только тем, кто испытывает счастье. Ещё об этом цветке говорят, что он приносит удачу. Мы сами любим природу и воспитываем у детей гуманное отношение к ней. Поэтому я предлагаю вам сделать этот цветок своими руками способом оригами и пусть удача и счастье будут в каждом уголке нашего детского сада. (Педагоги выполняют задание).

Заключение:

На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Благодарю всех за участие!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 202 «Золушка» города Буденновска Буденновского района»

Семинар - практикум

 «Творческий педагог – творческие дети»

(Речевое развитие)

                                                                  Подготовила: воспитатель

Толстова Светлана Геннадиевна

Ноябрь, 2020 год

Цель: формировать креативное мышление, повысить свой  профессиональный уровень.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вы знаете самую точную примету: если встретились два педагога, то обязательно начнется педсовет? Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!

Я приветствую вас в творческой гостиной на семинаре-практикуме «Творческий педагог-творческие дети». Надеюсь, что здесь произрастет много новых идей. Почему творческий? Потому что в этом зале  собрались люди  творческие, инициативные. И очень надеюсь, что скучно нам не будет.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

Итак, тема семинара-практикума «Творческий педагог – творческие дети» и эпиграфом для нашей встречи я выбрала такие слова:

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

Действительно, результат деятельности педагога не измерить общепринятыми мерками, результат нашей деятельности – создание ценностей. Неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и каждое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагог по определению не может быть не творческим! Как метко об этом сказал Борис Пастернак:

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Печально, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

И надо жить без самозванства –

Жить так, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Как точно в каждой строчке написана судьба педагога. Творческий педагог – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет», как выразился Николай Константинович Рерих. Педагог вкладывает в своих воспитанников некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, т.е. вдыхает жизнь. Поэтому невозможно говорить о творчестве отдельно от педагога!

 «Творчество». Слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Наше время – время контрастов.  С одной стороны, жизнь -  шаблонные действия, ритуалы и правила. Рутина заставляет плыть по течению, действовать по пути наименьшего сопротивления - это все подавляет стремление к творчеству. С другой стороны, наше время – время перемен.  Оно задает высокую планку успешному человеку, это и 

  • способность быстро анализировать ситуацию,
  • находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем,
  • умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе, 
  • оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира.

К решению проблем больших и малых, серьезных и не очень необходимо подходить с разных точек зрения - творчески. И именно этому учатся дети у нас – своих наставников. Педагог – это не просто профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является притча: в сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь! Уверена, что и нам тоже некогда и незачем ржаветь.

И сегодня в раках организационно-деятельностной игры с элементами тренинга я предлагаю вам поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.

Итак, открываем новый сезон идей.

Игра «Ситуация успеха» (на фоне музыки «Давайте говорить друг другу комплименты»)

Для начала я  хочу предложить вам участие в одной интересной игре. Порой бывает, нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, а ведь без тёплого слова и летом холодно. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как заведующий, педагог, методист, учитель-логопед, дефектолог, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.

Такие откровения убеждают в неповторимости, незаменимости педагогических личностей, в том, что в надёжных руках Центр, когда педагоги  ощущают собственную ценность, уважают коллег, любят детей.

  Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего.

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

- Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?

Эксперимент – отступление.

Предлагается одному человеку за 1 минуту назвать 20 известных педагогов. Затем эта работа делается коллективно. Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе.

Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы объединились в группы. Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:

Слайд на экране  «Памятка»

  • обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всей игры;
  • откровенность и доброжелательность в общении;
  • «работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, званий и педагогического стажа;
  • четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным»  себе и другим.
  • помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.

Итак, что же такое творчество? Пассивный, но судьбоносный дар, счастливый случай, удача, которая появляется и исчезает независимо от желания человека?   Или это все-таки выбор, настойчивость, работа над собой  и «запланированное везение»?

Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

Коллеги, предлагаю вам легкую «интеллектуальную разминку». У каждой группы (педагоги разбиты на команды предварительно, в соответствии с этим – рассадка) на столе находится карточка со словом «творчество» (карточки со словом «творчество», крупноформатные) Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «творчество»? Напишите слова/словосочетания, которые начинаются с букв ключевого слова, при этом они могут представлять любую часть речи.

Т – талант, терпение

В- восторг, великолепие

О- оригинальность, организованность

Р- развитие, результат, развития интуиция

Ч- чувство меры, чувство прекрасного, чрезмерная увлеченность

Е- единство…

С- стремление, сотрудничество, судьба, счастливый случай, соперничество, совершенствование, скорость, способность

Т- труд, тандем

В- вспышка

О-осведомленность, откровенность

(т- труд, терпение, толерантность; в- вдохновение, воображение, восхищение, воспитанность, вежливость, вера; о- оригинальность, одарённость, организованность; р- развитие, разум, радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность; ч- чувство новизны, чистота, чувство юмора, чёткость, человеколюбие, честность; е- единство целей и действий, естественность; с- сотворчество, созидание, солидарность, счастье, старание, свобода, совесть, стимул, сочувствие, свобода выбора, смелость, справедливость, старательность, самосовершенствование; т- талант, творчество, трудолюбие; в- время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля, вариативность, важность, великолепие; о- опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование.)

 

Ну что ж, очень интересный ассоциативный ряд у нас получился.

А теперь предлагаю перейти к заданию «Открытая трибуна». Группам раздаются карточки с вопросами:

  • Что бы я сказал, если бы был ребенком?
  • Что бы я сказал, если бы был директором?
  • Что бы я сказал, если бы был министром образования и науки?
  • Каждый ли может быть педагогом-исследователем?
  • Мозги ржавеют без употребления?
  • Творчество и мастерство - одно и то же или нет?
  • Стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества.
  • Творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт.
  • Творчество в педагогической работе можно спланировать.
  • Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда
  • Назовите несколько вещей, к которым слово "творчество" не относится.
  • Назовите несколько вещей, для понимания которых можно использовать слово "творчество".
  • Как именно вы могли бы передать свое понимание слова "творчество" другому человеку?
  • Каким слово "творчество" кажется вам сейчас?
  • Как ваше определение слова "творчество" помогает вам быть свободным? достигать успеха в жизни?
  • Что препятствует творчеству?

как вариант:  Систематизация мнений (работа с интерактивной доской, слайд для записи с «пустыми облаками)

Отвечая на вопрос: «Что препятствует творчеству?», группы, систематизируя мнения коллег, определяют «проблемные облака»: недостаток времени, загруженность уроками и подготовкой к ним, сформировавшиеся стереотипы, недостаток информации, недостаток общения с учёными, психологическая напряжённость, лень собственная и лень некоторых учащихся.

        Как часто дети бывают непредсказуемы. Как часто педагогу бывает нужно терпение, находчивость, педагогический талант, чтобы выйти из затруднительного положения на занятии, чтобы быть «на высоте».

Предлагаю всем принять участие в игре-тренинге «Педагогические ситуации или поговорим со своими чувствами» (конверты с ситуациями, альбомные листы, маркеры), цель которой – узнать вашу точку зрения по рассматриваемому аспекту, определить уровень умений принимать правильные с точки зрения психологии и педагогики решения. Листочки с записями педагогических ситуаций вложены в конверты. Я предлагаю каждой группе выбрать  по два конверта, прочитать предложенные ситуации, подумать и обсудить в группе, а затем предложить вариант решения и разыграть ситуацию в следующем формате: разбирается ситуация, выясняется, какие чувства она вызвала у педагогов; несколько педагогов «назначаются» этими чувствами. Организуется беседа педагога и «педагогов-чувств».

  1. Представьте ситуацию. Вы разработали и провели интересное, на ваш взгляд, воспитательное мероприятие/учебное занятие, на котором присутствовал методист. Вы остались довольны собой, детям понравилось. При анализе вашей работы методист сказал, что ей ваше мероприятие не понравилось, что дети много шумели, выполняя задания, ходили по группе и т.д. Как вы поступите, если вам придется снова дать открытое творческое занятие?
  2. Представьте следующую ситуацию: администрация предложила вам выступить на педсовете и поделиться своими находками с коллегами. После педсовета к вам подошли старшие коллеги и сказали: «Не рано ли вам делиться опытом?» Согласитесь ли вы выступить в следующий раз? Как вы поступите?
  3. Представьте себе следующую ситуацию: вы разработали занятие в нетрадиционной форме с применением современных педагогических и информационных технологий, но после его проведения поняли, что многое не получилось, что некоторые ваши задумки оказались неэффективными. Будете ли вы экспериментировать в следующий раз?
  4. Вам предстоит провести открытое занятие, на котором будут присутствовать завуч, коллеги. Будете ли вы стремится разработать что-то новое или воспользуетесь готовыми методическими разработками?
  5. Представьте такую ситуацию: у вас в группе ученик, который постоянно задает вопросы (и по темезанятия, и нет), часто дополняет ваш рассказ. Выразите, пожалуйста, ваше отношение к этому ученику. Предположите, как вы будете с ним общаться.
  6.  Вас попросили прийти в группу, в котором Вы не работаете, на замену. Вы пришли и обнаружили, что обучающиеся не обращают внимания на Вас, выполнять Ваши требования отказываются.

Важное условие раскрытия творческого потенциала ребенка –взаимодействие с семьей. Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха зависит от того, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и педагог. Какие бы задачи общество ни ставило перед учреждениями образования, без помощи и поддержки родителей, их глубокой личной заинтересованности, наличии у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его развитие и образование.

Контрольный тест на креативность.

Не нужно ни бумаги, ни карандаша, ни калькулятора.

Просто следуйте моим инструкциям - так быстро как сможете. Не надо записывать задания и ответы, считайте в уме.

Сколько будет:

 15+6?  

 3+56?  

 89+2  

 12+53

 75+26  

 25+52  

 63+32

 Я знаю, вычисления - это тяжелая работа, но финиш близок... Еще немного... 

123+5  

250+77 

А теперь  БЫСТРО! ЗАДУМАЙТЕ РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ И ЦВЕТ!

Итак…..Вы только что задумали красный молоток, не так ли?

Если нет, то вы среди 2% людей, кто имеет "другое" или "нестандартное" мышление.  98% людей отвечают в этом тесте "красный молоток". Если вы не верите в это, проверьте на своих родственниках и знакомых.

 Будущее за теми, кто приучил себя мыслить нестандартно. Впрочем, прошлое тоже!

Рефлексия

  1. Игра "Проблема на ладошке”

Ход игры:

- Сейчас предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему развития, совершенствования творческого потенциала как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке.

(ведущий держит на ладошке красивый мяч)

- Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким образом я хотел бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность  обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие.

 И что нового я узнал на деловой игре?

(Я хотела бы развить в себе такое качество как красноречие, потому что мне порой очень трудно высказать свои мысли, я могу развить в себе это качество если буду обогащать свой словарный запас.

 (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

(участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.)

  1. Рефлексия.

  “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

“Все в твоих руках”

  • Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
  • Большой – для меня было важным и интересным…
  • Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
  • Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • Мизинец – для меня было недостаточно

В заключении, чтобы наша встреча завершилась на позитиве предлагаю всем встать, взяться за руки, поднять их и повторить «Кредо творческих педагогов» (слайд)

- Мы имеем творческий потенциал

- Мы хотим реализовать его

- Мы уверены, что у нас всё получится

- Мы  склонны рисковать

- Мы умеем видеть проблему и возможности её преодоления

- Мы имеем критическое и гибкое мышление

- Мы в поиске

- Мы воспитываем творческих людей!

Памятка «рецепт приготовления хорошего занятия, мероприятия» (можно просто раздать, а можно где-то в серединке вклинить)

Ну и напоследок поделюсь с вами рецептом приготовления хорошего мероприятия. Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. И обязательно пойте!

Непременно добавьте в каждое свое мероприятие:

•      12 порций мудрости,

•      11 порций терпения,

•      10 порций храбрости,

•      9 порций работоспособности,

•      8 порций оптимизма,

•      7 порций преданности своёму делу,

•      6 порций вольнодумия и свободомыслия,

•      5 порций доброты,

•      4 порции отдыха и заботы о здоровье,

•      3 порции юмора,

•      2 порции такта,

•      1 порцию веры в каждого своего ученика.

 

    Для того чтобы придать остроты и сладости вашему мероприятию, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте все хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте все блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей мероприятие сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом.

Следуйте четко этому рецепту, в точности соблюдая ингредиенты блюда, при подготовке каждого своего мероприятия. Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги!  Аппетита к своему труду и творчеству! До новых встреч!