Артикуляционная гимнастика.

Новикова Татьяна Николаевна

По большому счету, человек разговаривает «головой» — именно в коре головного мозга рождается замысел высказывания, подбираются нужные слова, отдается приказ мышцам артикуляционного аппарата произнести тот или иной звук. Но и мышцы эти должны быть готовы к правильному произнесению звуков. Раньше наши бабушки «играли» с младенцами во всякие непонятные «жужжалочки» и «трещотки», пальчиком по губам, чтобы получалось странное «брим-брим». А вообще-то это и были самые первые артикуляционные упражнения, развивающие силу и подвижность губ, щек, языка. Ребенок и не знал, что он сейчас занимается логопедическими упражнениями. Давайте сделаем так же – поиграем с малышом. Точнее, он будет «играть», а мы, взрослые, сначала узнаем, что и как делать правильно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Правила выполнения артикуляционной гимнастики.

По большому счету, человек разговаривает «головой» — именно в коре головного мозга рождается замысел высказывания, подбираются нужные слова, отдается приказ мышцам артикуляционного аппарата произнести тот или иной звук. Но и мышцы эти должны быть готовы к правильному произнесению звуков. Раньше наши бабушки «играли» с младенцами во всякие непонятные «жужжалочки» и «трещотки», пальчиком по губам, чтобы получалось странное «брим-брим». А вообще-то это и были самые первые артикуляционные упражнения, развивающие силу и подвижность губ, щек, языка. Ребенок и не знал, что он сейчас занимается логопедическими упражнениями. Давайте сделаем так же – поиграем с малышом. Точнее, он будет «играть», а мы, взрослые, сначала узнаем, что и как делать правильно.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений, определенных положений и развитие силы мышц органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Правила проведения….

1. Мы, логопеды, говорим родителям «Заниматься гимнастикой нужно ежедневно». Точно. Только лучше, если ребенок будет думать, что он играет с мамой 2-3 раза в день, между делом: почистили зубки утром и поиграли заодно перед зеркалом с губами и язычком. Или же это может быть «очень серьезным делом» — «Мы делаем зарядку для языка. Ведь даже удавы делают зарядку для хвоста!». В общем, мама лучше знает, как ей преподнести своему ребенку эту идею – тренировать органы артикуляции (рассказывать сказку про веселый язычок, который живет в домике за белым заборчиком из зубов, читать забавные стишки для каждого упражнения, или «взять на слабо» — «А ты так можешь?») и при этом весело проводить время.

2. Заниматься лучше всего сидя перед зеркалом – перед большим можно сидеть рядом с ребенком, а если взять в руки маленькие зеркала – то садитесь друг напротив друга, чтобы ребенок в зеркале видел себя, а поверх зеркала – маму, как получается у нее. Зачем нужно зеркало? Для того, чтобы зрительно контролировать движения языка в полости рта, ведь сделать это наощупь очень трудно даже взрослому. А некоторые упражнения, особенно простые, доступные ребенку 2-3х лет (на развитие силы мышц губ, челюстей, щек) можно выполнять даже на прогулке. Другие же упражнения (на развитие дыхания, с мыльными пузырями, с корабликами или же те, где ребенок может помочь своему языку руками) можно выполнять сидя в ванне.

3. За один раз не следует брать больш 3-4х упражнений, причем новым может быть только одно. То, что получается легко и просто выполняется меньше, более сложные упражнения выполнять тщательнее, добиваясь качественного выполнения.

4. Статические упражнения (там, где нужно удерживать одну позу) выполняются по 5-10 секунд, время удержания позы увеличивать постепенно. Динамические упражнения (с переключением органов артикуляции с одной позы на другую) выполняются под счет по 5-7 раз.

5. Сначала взрослый объясняет последовательность выполнения упражнения (например, «нужно улыбнуться, показать зубки, поставить их друг на друга…»), потом нужно показать упражнение на себе и предложить ребенку повторить.

6. Если ребенку нужно поставить какие-либо звуки и для этого требуется провести подготовительную работу – посмотрите «Комплексы упражнений» для нужных звуков – свистящих, шипящих и соноров. Если же вашему малышу 2-3 годика, и вы хотите подготовить органы артикуляции к произношению звуков заранее, чтобы избежать в дальнейшем встреч с логопедом – вам подойдут более простые упражнения на развитие губ, щек, дыхания.



Предварительный просмотр:

  1. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц)

  1. «Улыбка – Трубочка»(развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

  1. «Лопаточка»(расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

Внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.

Язычок наш как лопатка —
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.

  1. «Наказать непослушный язычок»(расслабление мышц языка).

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.

Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.

  1. «Забить гол»(выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка).

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф,   сдуть ватный шарик  на противоположный край стола.

Внимание:     Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Я послушный язычок
Превращаю в желобок.

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

  1. «Чистим зубки»(научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.

  1. «Горка»(научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

Внимание: следите, чтобы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык должен быть широким. Если сразу не получается, попросите произнести звук И с открытым ртом – язык примет правильное положение.

Горка длинная у нас!
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.



Предварительный просмотр:

  1. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч)
  1. «Улыбка – Трубочка»(развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

  1. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

  1. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние — смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

  1. «Ириска»(для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать стёрку, вставленную между коренными зубами. Выполнять медленно.

Ах, как это вкусно,

Ах, как это сладко.

Что это? Ириска?

Или шоколадка?

  1. «Грибок»(вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Гриб мне надо удержать.

  1. «Вкусное варенье»(вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание: нижняя челюсть должна быть  неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.

  1. «Чашечка»(вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.

  1. «Лошадка»(укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.



Предварительный просмотр:

  1. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ)

  1. «Улыбка – Трубочка»(развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

  1. «Футбол»(развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

3. «Грибок»(вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Гриб мне надо удержать.

  1. «Гармошка»(укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения  надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

На гармошке мы играем.
Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.

  1. «Качели»(отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.

  1. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние — смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

  1. «Индюк»(отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед  назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится  «бл-бл» (как индюк).

Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.

  1. «Лошадка»(укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.

  1. «Маляр»(отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

  1. «Барабан»(отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком  «Д-Д-Д». Стучать язычком  7 – 15 секунд (на весь выдох).

Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.

В барабан мы бьем
Нашим язычком.
Громкий, громкий звук
Слышен звонкий стук.

  1. «Комар»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).



Предварительный просмотр:

Подготовительные упражнения

(артикуляционная гимнастика) для детей 2-4 лет.

Упражнения для губ и щек

1. Массаж щек.

Описание: Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.

Лучше всего выполнять во время купания или умывания.

2. Сытый хомячок.

Описание: губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» — надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).

3. Голодный хомячок.


Описание: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.


4. Шарик лопнул.

Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Описание: зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.

2. Трубочка.
Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй.

3. Заборчик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).
Описание:  в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.

4. Бублик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции).
Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок.

(Цель – развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие).
Описание: Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались.

6. Кролик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф).
Описание: Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы 

Упражнения для развития подвижности губ

1. Массаж губ зубами.

Описание: Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы.

2. Пятачок.
Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

3. Рыбки разговаривают.
Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).

4. Еще Рыбки разговаривают.

Описание: Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку (вертикально) и двумя пальцами другой руки нижнюю губу (вертикально) и растягивать их вверх-вниз.


5. Снова Рыбки разговаривают.

Описание: Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя». Воздух втягивается внутрь.

6. Уточка.
Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

7. Недовольная лошадка.
Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» — если улыбаться, то не получится.

8. Спрятать губки.

Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.

Еще несколько упражнений для маленьких.
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, («сколько ты можешь не дышать?»)
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат) в воздухе или на бумаге.
— удерживать губами (но не зубами) марлевую салфетку — взрослый пытается ее плавно вытянуть.

— пить через трубочку, дуть в воду через трубочку.

-мелко нарезать бумагу, сложить кучкой на столе перед ребенком, попросить ребенка набрать побольше воздуха в рот и «напугать бумажки» — выдохнуть с резким звуком П, чтобы бумажки разлетелись.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.
Описание: Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы.
Описание: Рот приоткрыт, на счет «один» челюсть двигается вправо, на «два» — челюсть возвращается на место, на счет «три» — челюсть двигается влево, на «четыре» — челюсть возвращается на место, на «пять» — челюсть выдвигается вперед, на «шесть» – челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна.
Описание: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Силач.
Описание: Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц.

6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Следить, чтобы голова не двигалась вверх и назад.

8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

 



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика в картинках

"Окошко"
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно"

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

"Грибочек"
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
прикососать широкий язык к нёбу

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая

"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

"Орешки"
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

"Качели"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы

"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

"Блинчик"
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу

"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

"Шарик"
надуть щёки
сдуть щёки

"Гармошка"
улыбнуться
сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

"Барабанщик"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

"Парашютик"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                       Звук “С”

При произнесении звука “С” губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – не производят голос. При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Звук «С»

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС  

для свистящих

1. «Улыбочка» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.

2. «Трубочка» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.

3. Чередовать «Улыбочка» и «Трубочка». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз.

4. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя». Повторить 3 раза.

5. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, удерживать («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.

6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-6 движений в каждую сторону.

7. «Язык перешагивает через зубки».  - Рот открыт, губы в улыбке, выполнять следующие движения:    

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;  

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

8. «Птенчик» - широко открыть рот, язык лежит во рту на дне спокойно и неподвижно - удерживать 5-10 секунд.

9. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» за зубы. Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-3 раз.

10. «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться от нижних зубов. Удерживать 3-7 с. Повторить 3-4 раза.

11. «Горка закрывается-открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы — в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Повторить движение 5-6 раз.

12. «Иголочка» - Рот открыть, узкий язык сильно выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

На дыхание:  

«Загони мяч в ворота».

Цель: выработать длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Вдох носом, на выдохе -«Забивать гол». Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.

«Дуем на полоску бумаги».

Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную, целенаправленную воздушную струю, выходящую по середине языка.

Губы в широкой улыбке, язык упирается в нижние зубы и подуть на узкую полоску из бумаги, приставленную к середине рта. При выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вперёд. Стараться как можно дольше удерживать ее в этом положении. Следить, чтобы щеки не надувались.

Подготовила:

учитель-логопед МБДОУ № 81

Новикова Татьяна Николаевна



Предварительный просмотр:

Звук “Ш”

При произнесении звука “Ш”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,  сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения     шипящих звуков

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС

1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.

2. «Трубочка» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать  так 5-7 с.

3. Чередовать упражнения «Улыбочка» (широкая улыбка, зубы сомкнуты, губы тоже) и «Трубочка». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя...». Повторить 3 раза.

5. «Блинчик на тарелочке» —широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.

6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

7. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

8. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл...». Тянуть этот звук 5-7 с, сделав сначала глубокий вдох.

9. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.

10. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

11. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-10 раз.

12. «Мороженое» - поставить ватную палочку над губой, языком дотянуться до палочки, подцепить её и затянуть в рот.

13. «Фокус» - положить кусочек ватки на кончик языка, высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и резко подуть вверх – сдуть ватку с носа. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.

14. «Чашечка» - широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-4 раза.

15. «Качели» - рот приоткрыт, доставать языком поочерёдно то до верхней, то до нижней губы. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и не подсаживала язычок.

     

Подготовила:

учитель-логопед МБДОУ № 81

Новикова Татьяна Николаевна



Предварительный просмотр:

Звук “Л”

            При произнесении звука “Л”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 2-4 мм, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена,

задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу ,боковые края языка опущены,

слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

             При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Звук «Л»

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука "Л"

1. «Блинчик»

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

2. «Улыбочка» - «Трубочка» 

Описание: зубы сомкнуты, делать движения губами – широкая улыбка, затем сильно вытянуть губы вперёд трубочкой. Менять положение губ           5 - 8 раз.

3. «Накажем непослушный язычок».
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти..

4. «Вкусное варенье».
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз
, нижняя челюсть - неподвижна.

5. «Пароход гудит».
Описание: губы в улыбке, прикусить кончик языка и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
6. «Индюк».
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послы- шится бл-бл (как индюк болобочет).
7. «Качели».
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, языком доставать поочерёдно то верхнюю, то нижнюю губу. Нижняя челюсть неподвижна.

8. «Лошадка».
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).Нижняя челюсть неподвижна.
9. «Парус».
Описание: ребенок должен поставить кончик языка за верхние зубы и, удерживая его в таком положении, открыть широко рот.

10. «Маляр».

Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны

      Подготовила:

учитель-логопед МБДОУ № 81

Новикова Татьяна Николаевна



Предварительный просмотр:

Звук “Р”

   При произнесении звука “Р”:положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,  сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

   При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

                       Звук Р.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука "Р"

1.Чьи зубы чище?
Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Веник

Описание: улыбнуться, открыть рот, улыбнуться и делать резкие скользящие движения кончиком языка от горлышка к верхним зубам, произнося ды-ды-ды-ды. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
3. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

4. Индюк
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
5. Барабан.
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам или за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.  

6. Моторчик

Описание: рот прикрыт, дуем на губы, вызывая их вибрацию. То же с просунутым между губами языком.

7. Грибок  (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот. В этом положении стараемся сильно подуть на «Грибок», пытаясь вызвать вибрацию языка.

8. Балалаечка

Делаем упражнение Барабан, при этом ручкой чайной ложки или чистым пальцем вызываем колебания языка быстрыми движениями вправо-влево под языком. Палец- прямой, выдыхаемая струя должна быть сильной, а язык - напряженным.

 

Подготовила:

учитель-логопед МБДОУ № 81

Новикова Татьяна Николаевна