Мои статьи

Яковлева Марина Рашитовна

Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                         Мареева Елена Борисовна,

                                                                            Яковлева Марина Рашитовна

                                                                                     ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкое    

                                                               училище (техникум)

                                                                    олимпийского резерва»

                                                                   г. Ленинск-Кузнецкий

Motivational strategies of students management in the physical education in secondary vocational education  

Аннотация.  В статье рассмотрены основные направления совершенствования   физического воспитания  в системе среднего профессионального образования. Определяющая роль эффективности физкультурного образования отводится формированию ценностно-мотивационных компонентов.

Annotation: the article describes the the main directions of improving physical education in secondary vocational. The decisive role of the effectiveness of physical education is given to values and motivational components formation.

     Изучение состояния и поиск путей совершенствования физической культуры студентов в системе профессионального образования выводят на целый ряд объективных и субъективных факторов. С какой бы стороны не рассматривались реальности физической культуры обучающихся профессиональных образовательных учреждений, оказывается, что уровень, качество, технология, ближайшие педагогические результаты и отдаленный эффект, прямо или опосредованно обусловлены господствующими в обществе социальными и индивидуальными личностными потребностями, установками, ценностными приоритетами, которые  несут в себе соответствующее мотивационное наполнение.

        Именно ценностно-мотивационные компоненты гарантируют решение таких вопросов физической культуры как программно-методическое построение учебного процесса, повышение эффективности физкультурного образования в отдельных звеньях профессиональной школы, приобщении студентов к  внеклассным и самостоятельным занятиям физкультурно-спортивной деятельности, их физическом воспитании и формировании здорового образа жизни.

         Наиболее концентрированно ценностно-мотивационные компоненты проявляются через ценностное отношение к физической культуре, как на социальном, так и на индивидуально-личностном уровне. В ценностном отношении фокусируются все те социально-психологические проекции в сферу физической культуры, которые привносят в ее функционирование и развитие свой положительный или отрицательный импульс.

      Одним из решающих факторов, которые определяют состояние и дальнейшее развитие физической культуры в обществе, является господствующая в нем система ценностей, ценностных ориентаций и приоритетов, поэтому нужны радикальные меры в направлении по улучшению здоровья и физической культуры обучающихся профессиональной школы. Повышение ответственности государственных и административных органов за состояние здоровья, физического развития принесет реальное улучшение физической культуры студентов.

     Другим важным направлением, по которому должно идти повышение физической культуры студентов  профессиональной школы – формирование ценностного отношения к своему здоровью, физическому состоянию, физическому развитию и физической культуре. Полученные материалы изучения отношения к физической культуре и спорту, ценностных ориентаций студентов показывают, что здоровье в ранговом ряду ценностей жизни, хотя и занимает верхние позиции, явно  недооценивается. В ряде профессиональных образовательных учреждений около трети респондентов не относят его к числу  самых главных ценностей. Конечно, студенты усваивают пренебрежительное отношение взрослых  к своему и чужому здоровью, господствующее в современном обществе. Но это лишний раз указывает на  необходимость специальной работы  во всех звеньях системы образования по формированию такой системы ценностей жизни, где бы здоровью было отведено приоритетное  место.

        Третье направление, по которому следует искать возможности приобщения студентов к физической культуре – повышение эмоционального и смыслового наполнения учебных занятий по физической культуре и спорту, их привлекательности и эффективности.                    

        Преподавателю физического воспитания профессионального образования  необходимо управлять процессом формирования мотивационного компонента, а для этого необходимо знать не только содержательную сторону, но и процессуальную.

        Преподаватель ставит цель, она должна быть принята студентом, только в этом случае может быть следующий этап формирования мотива - побуждения. Чтобы общественно  значимая цель, поставленная преподавателем, стала личностно-значимой, недостаточно просто предъявлять социальные требования и призывы (ты должен, тебе это пригодится, ты должен понять), надо сделать их фактором сознания (студент осмысливает цель).  Но оказывается и этого недостаточно. Необходимо, чтобы студент принял цель. Это происходит путем соотношения нового мотива с теми, которые уже были у студентов.

       Цель может быть ближняя, решаемая на данном этапе, или дальняя – перспектива – воображаемое будущее. Принятые личностью студента перспективы, служат стимулом ее дальнейшей деятельности. Важно, чтобы перспектива была связана не только с конечным результатом, но и с самим процессом выполнения задания.            

       После принятия личностью цели (перспективы) идет побуждение к действию и само действие (формирование новых двигательных умений, действий).  Следующий важный этап – подкрепление, стимулирование к действию. В мотивации различают смысловой и стимульный  моменты. Именно стимул позволяет не только включить новый мотив в имеющуюся систему, но и закрепляет его. В результате сначала у студента возникает неустойчивый мотив. При благоприятных дальнейших условиях мотив может быть окончательно принят  и  превратиться в устойчивый.

       К  смыслообразующим  мотивами занятий  спортивной направленности, относят:

    - сохранение здоровья;

    - удовлетворение от двигательной активности;

    - игровая деятельность, привносящая положительные эмоции;

    - самосовершенствование;

    - оценка окружающих;

    - принятие окружающими;

    - эффективное общение;

    - приобретение практических навыков и др.  

       Стимулирующие факторы проявления мотивов:

    - зрелищность спортивных мероприятий;

    - атмосфера азарта;

    - эстетичность физической культуры и спорта;

    - сохранение и укрепление здоровья;

    -  поддержка уровня работоспособности;

    - личная безопасность;

    - профилактика вредных привычек;

    - расширение круга общения;

    - возможность стать кумиром;

    - внешняя физическая привлекательность;

    - повышение конкурентоспособности в учебной и трудовой деятельности.    

      Данная мотивационная стратегия способствует формированию позитивного отношения к занятиям физической культурой, решает задачу личностного развития, повышает уверенность в себе, расширяет коммуникативные связи, а также сохраняет хорошее самочувствие, так как отсутствует фактор давления на личность со стороны преподавателя.  

     

Список литературы

1.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Учебное пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. –   512с.

2. Изаак С. И. Управление физкультурно-оздоровительной работой: учеб.- метод.         пособие  / С.И. Изаак, М. Х. Индреев, М. Н. Пуховская. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 96 с.

3.Сулейманов И.И. Общее физкультурное образование: учебник / И.И. Сулейманов, О. А. Аюшеева, П. А. Коротаева. – Тюмень: Вектор Бук, 2000. – 128 с.

4. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.  Курамшина.    

 – М.: Советский спорт, 2010. – 464с.

        



Предварительный просмотр:

СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНОЕ

 НАПРВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

 ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ  

г. Ленинск-Кузнецкий

Яковлева М.Р.,

преподаватель  

ГПОУ «Кузбасское УОР»

   

     В данной статье рассматривается один из основных  методов спортивной метрологии – метод средних величин. Цель статьи – на наглядных примерах показать практическую значимость данного метода в работе педагога по физической культуре и спорту.    

     Спортивная метрология отвечает на два основных вопроса: как измерить и выразить числом  те явления и процессы,   которые происходят в физической культуре и спорте, и  как их математически обработать?   Численная мера позволяет выявить тенденции и закономерности, и как следствие, осуществить  качественный контроль  спортивной деятельности. В частности,  контролируются  функциональное состояние человека в процессе занятий спортом, возможности и особенности адаптации организма к различного рода нагрузкам, характер двигательной активности и технико-тактические показатели  двигательной деятельности.

     Педагог по физической культуре и спорту должен  уметь использовать в своей работе  современные научные направления, одним из которых является спортивная метрология.

     Одним из популярных методов статистики в практике физической культуры и спорта является, который состоит из трех основных этапов. Первый  этап  -  сбор данных или, говоря языком статистики,  формирование статистической  совокупности  (чем она больше по объему, тем качественнее будет проведено исследование).  Второй этап -  определение параметров, характеризующих  совокупность (что мы хотим узнать в результате исследования).  Третий  этап -  практическая реализация данных параметров (какие выводы мы сделаем на основе полученных результатов).  Возникает закономерный вопрос: какие практические задачи, полезные для тренерской работы, позволяет решить данный метод?  Например, можно сравнить  контрольную и экспериментальную группы для выявления принципиальных отличий спортсменов, занимающихся  по различным программам, методикам. Во-вторых, можно сравнить группы спортсменов, занимающихся  в различных условиях, режимах, с разнообразным объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок, с использованием различных комбинаций временных, пространственных и силовых показателей. Также данный метод позволяет проследить динамику индивидуальных  возможностей спортсмена, что позволит внести коррективы в методику его тренировки.

     Рассмотрим  конкретные примеры  применения метода средних величин  в спортивной педагогической деятельности. Тренеру важны  не только высокие результаты  своего воспитанника, но и стабильность этих результатов.

     

     Пример 1.  Сравнить стабильность  и  высоту прыжка  двух спортсменов (табл.1)

Средняя высота прыжка  

Коэффициент вариации   vx = 10,28673653 %                            

(табл.2)

Средняя высота прыжка  

Коэффициент вариации   vx = 3,694637851 %      

 Таблица1

                    

 

Таблица2

   Вывод.  Несмотря на фактически равные средние значения высоты прыжка обоих спортсменов, нельзя сделать заключение об их  равной квалификации, т.к. результаты второго спортсмена значительнее стабильнее (почти в 3 раза). Об этом говорит его более низкий коэффициент вариации (10.3% - у первого и 3,7 % - у второго спортсмена). 

     Пример 2. У группы испытуемых  измерена ЧСС (уд./мин) до и после тренировки. Необходимо оценить характер тренировки.

(табл.3)

Средняя ЧСС    уд./мин

Коэффициент вариации   vx = 2,91113368 %

(табл.4)

Средняя ЧСС    уд./мин

Коэффициент вариации   vx =3,398364 %    

   

Таблица3

 

Таблица4

 Выводы. Полученные данные свидетельствуют о том, что ЧСС существенно   возросла от 11,5 до  176,8 уд./мин. При этом стабильность результатов почти не изменилась: 3,4-2,9=0,5%,  что свидетельствует о том, что тренировка была интенсивной, а спортсмены -  примерно одинаковой квалификации.

    Все вычисления произведены в электронных таблицах, что делает использование представленного  метода  технически несложным и наглядным.

     Таким образом, применение метода средних величин в работе тренера имеет большую практическую значимость для выбора методик и программ тренировочного процесса, а также позволяет в полной мере оценить стабильность  как групповых, так и индивидуальных показателей  спортсменов, отследить важные параметры физических нагрузок на  их организм.

        

Список информационных источников:

1. Начинская, С.В. Спортивная метрология: учебное пособие для   студ.  высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»., 2012.- 240 с.

2. Осетров И.А. Спортивная метрология: учебное пособие для   студ.  высш. учеб. заведений. – М.: Издательство Юрайт, 2020.- 209 с.



Предварительный просмотр:

Условия организации самостоятельных занятий по выполнению физических упражнений у учащихся основной школы

Шишкин М.М., Яковлева М.Р.

г. Ленинск-Кузнецкий, ГПОУ «Кузбасское училище олимпийского резерва»

Приобщение школьников к физической культуре — важный компонент в формировании здорового образа жизни. С дальнейшим совершенствованием разнообразных форм занятий физической культурой, большое значение имеет организация самостоятельных занятий физической культурой.

Влияние двигательной активности на умственные способности и настроение детей, как показывают многочисленные исследования, очень значимо. Дети, ведущие малоподвижный образ жизни, хуже усваивают учебный материал как по физической культуре, так и по общеобразовательным дисциплинам. Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением режима питания и нарушением режима труда и отдыха приводит к появлению избыточной массы тела и, как следствие, к нарушению обменных процессов в формирующемся организме. Необходимы самостоятельные систематические занятия физической культурой и спортом. К сожалению, в повседневной жизни добиться этого, как правило, очень сложно, так как организованные занятия проводятся лишь на уроках физической культуры, чего совершенно недостаточно не только для восполнения дефицита необходимой ежедневной двигательной активности, но и тем более для улучшения функционального состояния основных систем организма.

Как показывают проведенные наблюдения, обучающиеся общеобразовательной школы, посещающие спортивные секции, обучены заниматься физическими упражнениями только под пристальным наблюдением учителя. Большое значение имеет вовлечение учащихся в специально организованные спортивные кружки и секции, но и активно внедрять физическую культуру и спорт в повседневную жизнь школьников и повышать тем самым их двигательную активность. Но, к сожалению, умениям организовывать и проводить самостоятельные занятия физической культурой школьников не обучают в рамках школьной программы. Не решены следующие задачи: не разработана методика обучения доступным элементам самостоятельных занятий, не разработана структура самостоятельных занятий. Немногочисленные разработки в этой области не структурированы и не носят системный характер, что не позволяет выстроить методику организации самостоятельных занятий.

Проблема, рассматриваемая в данной статье, касается, прежде всего, условий организации самостоятельных занятий по выполнению физических упражнений у учащихся основной школы. Целью, соответственно, ставится вопрос о выявлении этих условий, в процессе чего рассмотрим следующие задачи: проанализировать характеристику физических упражнений;

изучить анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста, выявить условия организации самостоятельных занятий физических упражнений.[2]

Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста

В связи с тем, что с наступлением среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция меняется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрестный характер. У девочек 12-13 лет рост находится в диапазоне 152-162 см, а вес - 42-52 кг. У мальчиков 12-13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 152 см; к 14 годам средний рост мальчиков превышает среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с весом тела.

Артериальное давление со взрослением ребенка повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм ртутного столба. Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичностью, они легко сокращаются и расширяются. Хорошо развиты верхние дыхательные пути. Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухоносные пути достаточно широки и прекрасно разветвлены.

Мышечная система развита хорошо в том случае, если ребёнок имеет хорошую физическую нагрузку и ведет весьма подвижный образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость.[1]

Ребенок среднего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом, то может достигнуть в спорте высоких результатов. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, что-нибудь конструировать и т.д.

   Таким образом ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологических качествах, поэтому необходимо выделять ряд периодов или этапов развития.

    Значимые анатомо-физиологические особенности каждого периода имеют большое значение для научно обоснованной разработки медицинских, социальных и других мер охраны здоровья и развития ребенка. Поэтому периоды детства важны как для врачебной деятельности, так и для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и т.д. [4]

Понятие физических упражнений их виды

 Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

    Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств). Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм, которые дают возможность:

- во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;

- во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;

- в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни - от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры.[3]

Особенности организации самостоятельных занятий физических упражнений

В самостоятельные занятия необходимо включать: общеразвивающие упражнения с предметами (гири, гантели, скакалка, обруч, резиновый эспандер); различные висы и упоры, акробатические упражнения: бег, прыжки, бросание мяча, метание, толкание; различные подвижные и спортивные игры: катание на роликовых коньках, скейтборде, велосипеде, упражнения на тренажерах. [3]

Ребенок, начиная заниматься самостоятельно, должен усвоить, что дадут ему эти занятия. Он целенаправленно должен понять, что это:

1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.

    2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.

    3. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.  

   4. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.

   5. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний. [1]

В данной статье рассмотрены вопросы обучения детей тренировочным занятиям, планированием физической нагрузки и самоконтроля, построением тренировочного занятия. В начале каждого занятия необходимо выполнять разминку, для того чтобы подготовить организм к предстоящей физической нагрузке. Начинать занятия следует с упражнений, требующих точности движений, ловкости, повышенной скорости. Упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног, туловища. Затем приступают к упражнениям, которые требуют максимальной силы и выносливости. Увеличивают нагрузку постепенно. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию всего организма. Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления. Для правильного распределения физической нагрузки каждому необходимо определить максимальный результат. Для этого в начале занятий нужно выполнить упражнение с соревновательной интенсивностью. Затем, исходя из максимального теста, определяют тренировочную нагрузку. Выделяют четыре типа нагрузок:

  1. Умеренный – 30%;
  2. Средний – 50%;
  3. Большой – 70%;
  4. Высокий – 90%.

Для развития силовой выносливости применяются такие упражнения, как приседания, отжимания, подтягивания, т.е. отягощенные массой собственного тела; а также упражнения с внешним отягощением (гантели, гири, резиновые амортизаторы, упражнения на тренажерах) и т. п. После некоторого времени (например, нескольких недель тренировок) снова проводится максимальный тест, и, если он даст результат выше прежнего, значит, ваша физическая выносливость увеличилась. В этом случае расчет тренировочной нагрузки делается повторно. Первые 2 – 3 месяца работа осуществляется с отягощением 35 – 45% от максимального теста, что позволяет укрепить мышечно-связочный аппарат. Затем, в последующие 2 – 3 месяца, можно перейти к работе с отягощением в 55 – 60% от максимального, и только после этого, через 5 – 6 месяцев занятий, переходят к работе с отягощением в 75 – 80% от максимального. При занятиях физической культурой самостоятельно необходимо помнить: 1. Занятия должны носить оздоровительную и развивающую направленность. 2. В процессе занятий необходимо осуществлять самоконтроль и врачебный контроль над состоянием своего организма, своей физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом. [5]

    В процессе обучения детей проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями, мною разработаны правила проведения самостоятельных занятий, которые       получает каждый ученик.

     1. Начиная самостоятельные занятия физическими упражнениями, выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности.

    2. Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).

     3. Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузки.

      4. Не стремитесь к достижению высоких результатов в кратчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению.

     5. Физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.

    6. Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств). Это позволит вам достичь успехов в избранном виде спорта.

     7. Если вы почувствовали усталость, то на следующих тренировках нагрузку надо снизить.

     8. Если вы почувствовали недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки и посоветуйтесь с учителем физической культуры или врачом.

     9. Старайтесь проводить тренировки на свежем воздухе, привлекайте к тренировкам своих товарищей, членов семьи, родственников, братьев и сестер.

    10. Результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4 – 5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий.

     11. Помните, что эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы будете использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим питания.

    Приобщение детей основной школы к физической культуре важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

    Итак, жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью самостоятельных занятий физическими упражнениями помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.[6]

        Литература

1. Арбузов Е.А. «Физическая культура».- М.: Физкультура и спорт, 2008.-220с.

2. «Введение в теорию физической культуры». / Под ред. Л.П.Матвеева. - М.,2004.-106с.

3. Дергунов Н.И. «Физическая культура». - М.: Академия, 2005.-245с.

4. Змановский Ю.Ф. «Круговая тренировка в школе».- М:Знание, 2008. -290 с.

5. Клевенко В.М. «Физическая культура». - М.: Академия, 2004. - 327с.

6. Кузнецова В.В. «Круговая тренировка в физическом воспитании». - Физкультура и спорт,2007.-330с.        



Предварительный просмотр:

file:///C:/Users/ZarodinaOI/Downloads/sbornik_statey_moskva.pdf 



Предварительный просмотр:

file:///C:/Users/ZarodinaOI/Downloads/sbornik_statey_moskva.pdf