Методическая система учителя (из опыта работы)

Манакова Татьяна Викторовна

 

«Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка» 

писание педагогического опыта по теме)

              Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка и требуют новых форм организации учебного процесса, новых методов и приемов подачи информации.

             Формирование высокого уровня лингвистической компетенции возможно только при системном подходе к организации познавательной деятельности учащихся.

             Целью данного опыта является создание условий на уроке для формирования лингвистической компетенции обучающихся, для повышения качества знаний учащихся по предмету и качества обучения русскому языку.

             Актуальность разработки обусловлена необходимостью создания практико ориентированных условий организации учебной деятельности в рамках урока для активизации познавательной деятельности учащихся, для создания условий развития индивидуальных способностей каждого ученика.

             При планировании урока важно все: и педагогическая технология, ложащаяся в основу деятельности конкретного учителя, и методы, и приемы подачи информации, и правильная организация учебной деятельности учащихся.

             Эффективность урока складывается из продуманной структуры, эффективного сочетания методов и приемов, рациональных форм организации учебной деятельности и педагогического мастерства педагога.

             Структура современного урока предполагает некоторое варьирование этапов урока.

             Но любой урок должен начинаться с мотивирующего этапа.

             Наиболее эффективной и рациональной на данном этапе является работа с высказыванием, пословицей, афоризмом, выступающим в роли эпиграфа урока или девиза, настраивающим учащихся на активную плодотворную работу на уроке. Например, ученикам 11 класса в качестве эпиграфа к уроку подготовки к ЕГЭ по русскому языку могут быть предложены слова римского философа Сенеки: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Ученикам предлагается ответить на вопрос, куда они держат свой «путь»? Высказывание позволяет нацелить учащихся на понимание значимости предстоящей работы на уроке для них в будущем, в частности для достойной сдачи ЕГЭ. Ребятам с самого начала урока становится понятно, что их «путь» к успешному прохождению итоговой аттестации напрямую зависит не только от работы на уроке, но и от их личной заинтересованности в этом.

              Языковой материал, используемый в качестве мотивации к учебной деятельности, -  это еще и богатый языковой материал для организации работы над орфографией и пунктуацией, над лексическим значением слова; для организации индивидуальной проверки знаний, как на этапе актуализации опорных знаний, так и любых других этапах, для организации дифференциальной работы или в качестве подсказки при определении темы урока и практически всегда в качестве опорных слов при постановке целей каждым учеником.

              Также мобилизации внимания учащихся, активизации познавательной деятельности на уроке русского языка способствует прием запланированного результата, когда ученики на этапе мотивации и целеполагания предвосхищают свой будущий результат, а на этапе рефлексии сравнивают запланированный и полученный результат. Приемы самооценки, как и прием запланированного результата,  способствуют формированию регулятивных и личностных универсальных действий, обеспечивает индивидуальный подход в оценивании учеников, трансформирует нормативные задачи в личностно-значимые цели. Чтобы организовать деятельность учащихся по самооценке своей деятельности, в первую очередь, нужно разработать единообразные критерии для оценивания выполненных заданий в течение урока При проведении самооценки обязательным является выяснение пределов успехов каждого ученика. Учитель может попросить поднять руку тем ребятам, которые получили 5 баллов, 4 балла, 3 балла. Данная система критериев удобна тем, что напоминает пятибалльную школьную отметку. При использовании приема запланированной оценки подвести итоги урока поможет соотнесение полученной в конце урока оценки с запланированной оценкой в начале урока.  Сквозная связь мотивации и цели на протяжении всего урока позволяет ученикам осознать свои успехи. Каждый ученик при этом понимает, смог ли он достичь поставленной в начале урока цели, что получилось, что оказалось трудным, над чем следует еще поработать.

              Этап актуализации опорных знаний предполагает не только повторение материала, проверку домашнего задания, но и подготовку к восприятию новой темы. На данном этапе большое внимание уделяется выполнению грамматических разборов, как индивидуально у доски, так и в парах или группах разного состава. Данный вид работы позволяет организовать деятельность дифференцированных групп обучающихся. Он может быть использован как элемент проверки домашнего задания, так и элемент повторения, индивидуальной проверки знаний. На этапе актуализации возможна организация индивидуальной или коллективной работы с текстом высказывания (мотивационный этап), выступающего в качестве девиза урока. Также на этапе актуализации знаний закономерно провести теоретический опрос. Очень эффективен будет систематический письменный опрос теоретических знаний посредством приемов «Слепая схема», записи по памяти опорного конспекта, «Найди и исправь ошибку» в правиле, в схеме и др. Данный вид работы позволяет учителю в короткие сроки и массово определить степень усвоения темы. Проверка может быть проведена самим учителем, может быть организована само или взаимопроверка.

               Устный опрос может быть эффективнее, если в его подготовке задействовать самих учеников, предварительно дав домашнее задание (можно индивидуально, по желанию, на «4 и 5» или всем в зависимости от конкретных целей учителя). Например, ученикам нужно подготовить вопрос для блиц-опроса «Вопрос – ответ» или «Верно ли, что…» по теме урока. Проверочная работа также позволяет проверить уровень сформированности практических умений и навыков. Это может быть реализация индивидуального домашнего задания по теме предыдущего урока. Например, каждый ученик получает задание подготовить словарный диктант из 3, 5 слов по изученной теме или отдельный ученик в качестве индивидуального задания составляет словарный диктант из 10-15 слов с изученной орфограммой.
«Третье лишнее», «Тест», «Верно ли, что…», «Словарный диктант», «Верно – неверно». Введение игрового элемента способствует творческой переработке информации, важной для усвоения. Данные приемы обеспечивают высокий уровень познавательной активности.

              С целью осуществления дифференцированного подхода, выявления и развития высокомотивированных и одаренных детей, с целью развития коммуникативной компетенции обучающихся на этапе актуализации знаний или на завершающем этапе уроке можно практиковать монологический ответ по теме предыдущего урока или изучаемого раздела. Например, сообщение «Орфограммы имени прилагательного», «Что произойдет, если из речи исчезнут все числительные?», «Имя прилагательное как часть речи» и др.

              Деятельность учащихся по выявлению места и причины затруднения, определения темы урока и целеполагания может быть построена путем решения лингвистической задачи. Наиболее распространенным на данном этапе является прием наблюдения над языковым материалом. Создание проблемной ситуации при определении и формулировании темы урока активизирует познавательную деятельность учащихся в течение урока. Интересен обучающимся прием «Коллизия», который создает противоречие между имеющимися знаниями по теме и еще не известными. Например, на уроке обучения написанию сочинения-рассуждения в 10-11 классах можно предложить ребятам выразить свою точку зрения по поводу цитат, прочитанных на форуме сайта по подготовке к ЕГЭ:

«Современному человеку не обязательно уметь грамотно писать, да и совсем не обязательно уметь писать сочинение».

-Выскажитесь, согласитесь с мыслью или опровергните её.

             Определить и сформулировать новую тему, параллельно повторив ранее изученный материал, позволит решение кроссворда (коллективно, в парах, в группах). Также возможно формулирование темы урока посредством работы с лингвистическими понятиями.

             Четко сформулированные цели и задачи урока на основе изучаемой темы и умело и своевременно корректируемые во время учебного процесса способствует достижению планируемых результатов на каждом уроке.

              Открытие новых знаний посредством сравнения, сопоставления примеров, дополнения правил, составления схем, заполнения «слепых» схем, анализа языкового материала, составления опорных конспектов при использовании групповых, коллективных, дифференцированныхформ организации деятельности учащихся становится увлекательным процессом для всех категорий учащихся.

              Хочется остановиться на таком приеме, как составление опорного конспекта и работа с ним. Составление опорного конспекта – это еще один вид переработки, трансформации учебного материала. Работа с опорным конспектом позволяет структурировать материал, обобщать и систематизировать. Работу с опорным конспектом можно использовать на любом этапе урока: при формировании умений и навыков, при закреплении учебного материала, в контексте включения в систему знаний.

               Если опорный конспект по теме был составлен в предыдущих классах или на предыдущих уроках и требуется его дополнение, то можно предложить самостоятельно изучить материал нового параграфа с пометками «+, -, ?» (прием «ИНСЕРТ») и соотнести новый материал с уже имеющимся опорным конспектом. Этот вид работы применим к таким темам, как «О-Ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях», «Н и НН в словах разных частей речи», «НЕ с разными частями речи» и мн. др.

               Также корректировке уже имеющего опорного конспекта может служить сообщение-объяснение новой темы заранее подготовленного ученика.

               Кроме того на этапе открытия нового знания уместны такие приемы, как лингвистический эксперимент, анализ материала таблиц, анализ слов и предложений, прием «Соотнесите» и др. Открытие нового знания в отдельных случаях можно поручить сильному ученику, который способен изучить новый материал самостоятельно и представить его на уроке в той или иной форме. Чаще это сообщение-объяснение с использованием составленного самостоятельно опорного конспекта.

               Сочетание активных приемов, методов и форм организации познавательной деятельности на этапе открытия знаний позволяют подготовить крепкий «фундамент» для формирования умений и навыков учеников всех дифференцированных групп.

               На этапах формирования умений и навыков и включения в систему знаний целесообразно использовать дифференцированные формы организации учебной деятельности. Например, выполнение тестового задания (разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой по ответам) или выполнение упражнений разной трудности. Традиционными видами работы остается распределительный цифровой диктант или распределительный словарный диктант.

               Наиболее эффективным видом работы на этапах формирования умений и навыков и включения в систему знаний является работа с текстом.

Пространство текста позволяет на одном материале реализовать несколько задач.

               Неотъемлемой частью урока была и остается творческая работа. В контексте современного урока это сочинения разных жанров: сочинение-миниатюра, сочинение – ответ на вопрос к тексту, сочинение-рассуждение по цитате, монологический ответ – сообщение по теме урока, сочинение-сообщение от лица придуманного героя (элементы театрализации), сочинение-сказка, сочинение-рассказ, сочинение-отзыв о прочитанной книге, сочинение-заметка в газету, сочинение-описание картины и др.

               Завершающим этапом любого урока является этап рефлексии, который включает рефлексию учебной деятельности и эмоционального состояния и самооценку.

               Практически каждый урок заканчивается выяснением степени усвоения учебного материала. Это могут быть вопросы:

- Что не понятно? Есть вопросы по теме?

- Кому бы вы хотели задать вопрос по теме?  (Сильные слабым и наоборот)

Это может быть выяснение вариантов практического применения полученных знаний, умений и навыков:

- Пригодится ли вам материал, изученный на данном уроке?

               Эффективным на данном этапе становится прием «Возвращение к целям урока», а соответственно, к мотивирующему этапу (к эпиграфу, к девизу и т.д.):

Показательным становится прием «Продолжи предложение»:

 «Моих знаний достаточно, чтобы …»

              Использование приемов самооценки на этапе рефлексии способствует формированию регулятивных и личностных универсальных действий, обеспечивает индивидуальный подход в оценивании учеников, позволяет деятельность каждого ученика сделать значимой.

Прием запланированного результата обеспечивает трансформацию нормативных задач в личностно-значимые задачи:

- У кого «5»?  «4»? «3»?

-Совпала ли ваша реальная отметка с намеченной отметкой в начале урока?

Данный вид самооценки обеспечивает мотивацию к дальнейшей учебной деятельности, позволяет наметить цели на следующий урок:

-Кто доволен своей работой? Кто нет? Что нужно сделать, чтобы…?

-Можете ли вы с уверенностью сказать, что теперь знаете все о…?

- Какую цель поставите на следующий урок?

                Не менее важной структурной частью урока является этап информации о домашнем задании. От правильно подобранных заданий, выполняемых учениками самостоятельно, во многом зависит эффективность урока. Так обычно задание для всех учащихся заключается в заучивании нового материала в параграфе учебника или по опорному конспекту, выполнение задания упражнения среднего уровня сложности. Обязательным задание должно стать дополнительное задание – выполнение грамматических разборов. Для выполнения по желанию могут быть предложены такие задания, как «Верно ли, что…», «Вопрос-ответ», составление словарных диктантов, тестов по теоретическому и практическому материалу, распределительный диктант,  знакомство с новой орфограммой, работы творческого характера. Индивидуальные задания могут быть следующие: написать сочинение-рассуждение по теме урока, подготовить сообщение по изученному материалу, подготовить объяснение новой темы, выполнить задание повышенной трудности и т.д.

                Только совместная активная творческая деятельность учителя и учащихся, основанная на взаимном доверии, ситуация успеха и ситуация постепенного успешного продвижения в усвоении учебного материала, создание эффективной системы работы, нестандартные приемы в обучении способствуют положительной динамике успеваемости обучающихся по преподаваемому предмету.

                 Только «правильно» организованный урок, грамотно подобранные формы, методы, приемы работы, систематичность обеспечивают положительные результаты и позволяют повысить интерес обучающихся к предмету «Русский язык», их познавательные способности, повысить качество знаний обучающихся по предмету, сформировать языковую и коммуникативную компетенции.

                 Максимальная результативность применения описанных методов и приемов достигнута благодаря их эффективному сочетанию с разнообразными формами организации учебно-познавательной деятельности.  Результативность выражается 1) в активизации познавательной деятельности каждого учащегося, 2) в повышении интереса к русскому языку, 3) в высоком уровне лингвистической компетенции и качества знаний учащихся по предмету.

                  О продуктивности представленной сиситемы работы учителя Манаковой Т.В. по теме «Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка» говорят стабильные результаты обучения по русскому языку, выражающиеся

  1. в качестве знаний и успеваемости обучающихся одного из  экспериментальных классов (9 класс)

 

5 класс

2016-2017

6 класс

2017-2018

7 класс

2018-2019

8 класс

2019-2020

9 класс

2020-2021

Качество знаний

57

53

53

63

 

Успеваемость

100

100

100

100

 

 
  1. в мониторинге образования учителя по русскому языку за последние пять лет

 

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Качество знаний по русскому языку

57

66

 

Успеваемость

100

100

 

 
  1. в результатах ОГЭ

 

2016-2017

Качество знаний

77%

Успеваемость

100%

 
  1. в результатах ЕГЭ

 

2015-2016

2018-2019

2019-2020

Максимальный балл

78 б

94 б

85 б

Минимальный балл

59 б

72 б

69 б

Средний балл

68 б

83 б

77 б