Полезная информация для педагогов

Шипунова Людмила Алексеевна

Информация для воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования в детском творчестве. Фроттаж.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Правильно говорят, что все новое - это забытое старое. Помню, как в детстве подкладывали под лист бумаги монеты, а затем заштриховывали бумагу в этом месте, получая вполне приличные "деньги "для игры в магазин.                                                    Как-то все подзабылось. Я не знала, что существует подобная техника рисования и называется она ФРОТТАЖ. Использовать в этой технике можно любые предметы, имеющие рельефную фактуру.

Название «фроттаж» произошло от французского trotter — «натирать ». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность. Появление этой техники связывают с именем художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году таким образом перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных половых досок. Он не стал его перерисовывать, а, положив на пол бумагу, натер ее углем. Новая техника с восторгом была принята многими сюрреалистами, которые достигали все новых эффектов преимущественно путем натирания бумаги куском свинца. При этом на ней проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных. Описание подобной техники иногда можно встретить под названием «техника воскового резиста».                                              Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые ткани, выпуклые изображения, в нашем случае — плотные, с интересным рисунком листья, ажурные или линейные элементы. Натирание — фроттаж — производите аккуратно, придерживая лист бумаги, не сдвигая формы под ней.  Цвета, которыми штрихуется поверхность, для получения художественного эффекта добавляются и накладываются друг на друга.                                                                                                                  Подобрав несколько подходящих предметов, поэкспериментируйте с ними. Попытайтесь использовать карандаши разной мягкости. Одни рельефы лучше передаются карандашами В или 2В, о другие - более мягкими. Хотя это совсем не означает, что чем мягче - тем лучше. Очень мягкий карандаш скорее скрывает, чем проявляет рельеф. Попробуйте штриховать в разных направлениях - результаты могут очень отличаться. Зачастую в работе используют несколько плоскостей одного предмета .

Фроттируя листья и другие растительные элементы, мы можем получить живое и точное изображение растительных форм. Для цветочного коллажа эта техника интересна еще и тем, что в ней несложно сделать активный фон. Для этого положите под бумагу и натрите пастелью или мелками понравившуюся вам фактуру холста, ткани, кружева, керамической плитки, обоев. Обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка.

Давайте попробуем вместе…                                                                                                 Пора цветов и зеленых листьев уходит. Пытаясь сохранить память о теплых днях, можно составить гербарий. Правда, эта задача – для терпеливых, а что делать тем, кто не хочет ждать, пока растения высохнут? – Нарисовать его!                                                 Подберите крупные листья для композиции. Лучше, если они будут не засушенными, а свежими, – это позволит сделать более ясный отпечаток. Поместите первый из листьев или цветков под лист тонированной бумаги. Проведите по бумаге боковой стороной стержня для рисования или воскового мелка, "проявляя" изображение. Не смещая рисунок, стержнем более яркого цвета выделите выступающие части растения, например жилки. Так рисунок станет более объемным. Ластиком очистите фон. В каждом рисунке – листья. Шаг 1

Эту же технику можно использовать иначе. Накройте растение белым листом бумаги. Парафиновой свечой натрите бумагу так, чтобы в местах прожилок остался след.

В каждом рисунке – листья. Шаг 2

При помощи широкой кисти тонируйте бумагу акриловыми красками или гуашью. В тех местах, где бумага была натерта свечой, краска не ляжет, и на бумаге проступит светлый отпечаток.

В каждом рисунке – листья. Шаг 3

Дайте краске высохнуть, затем ножом или краем лопатки счистите с изображения воск, чтобы отпечаток стал более ярким. Готовые работы дополните паспарту и одинаковыми рамками, объединив композицию.

В каждом рисунке – листья. Шаг 4

В каждом рисунке – листья. Шаг 5

Дополнить композицию можно "прямым" отпечатком растения. В качестве «штампа» возьмите, например, ажурный крупный лист папоротника.



Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Эту гимнастику часто называют парадоксальной, так как она противоречит классическому варианту утренней зарядки, согласно которому перед упражнением нужно глубоко вдохнуть и широко развести руки, обеспечивая воздуху доступ к легким. В гимнастике Стрельниковой все происходит наоборот: вдох (короткий, энергичный, через нос) совершается одновременно с самим упражнением (например, наклоном), при этом делаются еще и дополнительные движения, на первый взгляд затрудняющие вдох и преграждающие воздуху дорогу в легкие. На самом деле парадокса здесь нет, так как при этом совершаются абсолютно логичные действия, которые способствуют максимальной вентиляции легких. Форма легких конусообразная: они узкие вверху и широкие внизу, к тому же разделены перегородками на сегменты. При традиционном вдохе, когда руки поднимают вверх или разводят в стороны, заполняются только узкие верхушки легких. Вновь поступивший воздух не тяжелее уже  находящегося в легких, поэтому он не может опуститься в нижние отделы и провентилировать их.

При выполнении упражнений "по-стрельниковски", поскольку вдох идет на сжатии грудной клетки, воздух, не помещаясь в узких легочных верхушках, заталкивается туда, где есть объем, - то есть в нижние доли легких, на предельную глубину. При этом происходит не только полноценная вентиляция всего объема легких, но и тренировка внутренней мускулатуры дыхательных путей. А все, что тренируется, - развивается. В результате уходят такие болезни, как аллергия любого происхождения, хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония. Такая гимнастика способствует рассасыванию новообразований, исчезновению воспалительных процессов, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, исправляет деформации грудной клетки и позвоночника, способствует нормализации процессов возбуждения-торможения в коре головного мозга и т. д.

Общее оздоровительное воздействие "стрельниковской" гимнастики абсолютно бесспорно и засвидетельствовано десятилетиями напряженной работы Центра дыхательной гимнастики имени А. Стрельниковой. Благодаря активным вдохам, без лекарств нормализуется давление, исчезают гипертония, вегетативно-сосудистая дистония и спазм мозговых сосудов, утихают головные боли различного происхождения, даже сокращается количество эпилептических припадков. То есть уходят многие проблемы, вызванные состоянием сосудов. Кроме того, насыщенная кислородом кровь улучшает внутритканевое дыхание и более интенсивно питает внутренние органы - печень, почки, желудок, сердце.

Такая дыхательная гимнастика помогает при диатезе, нейродермите, псориазе, угревой сыпи, заикании, аденоидах, гайморите. Астенический синдром, при котором ослабляются память и внимание, наблюдаются раздражительность, плаксивость, нарушения сна (сонливость или бессонница), головные боли, тоже лечится этим способом. Гимнастика улучшает кровоснабжение рук и ног, показана при хронической ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и гипотонии. Она рекомендуется курильщикам с целью замедления прогрессирования воспалительных процессов в бронхах и легких.

Гимнастика оказывает на организм комплексное воздействие:

положительно влияет на обменные процессы, улучшает кровоснабжение;

способствует восстановлению нарушенной болезнью нервной регуляции;

улучшает опорожнение бронхов;

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

повышает сопротивляемость организма, его тонус;

улучшает нервно-психическое состояние;

устраняет спайки в бронхолегочной системе;

способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легких, устраняет местные застойные явления;

нормализует нарушенные функции сердечно-сосудистой системы.

Обычная дыхательная гимнастика - это дыхание в благоприятных, облегченных условиях, а гимнастика Стрельниковой - своего рода тренировка с отягощением. Такая гимнастика сходна с тренировками, которые проводят спортсмены в среднегорье, а также при плавании. И здесь и там несколько затрудненное дыхание является превосходным тренирующим средством. Известно, что наибольшие показатели жизненной емкости легких пловцы имеют прежде всего благодаря тому, что постоянно выдыхают в воду, то есть дышат с сопротивлением. Эта гимнастика предусматривает ускоренное развитие мышц, помогающих дыханию, что достигается обратной согласованностью движений с дыханием. Мышцы рук и груди создают дополнительное сопротивление дыхательным мышцам. Им приходится работать с полной нагрузкой и при этом, разумеется, они развиваются, крепнут. При таком способе дыхания активизируется газообмен, совершенствуется работа мозговых центров управления дыханием. Исследования эффективности дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой показали, что у совершенно неподготовленного человека после нескольких минут занятий жизненная емкость легких возрастает сразу на 10-15%, а это огромный прогресс. Для объективности следует констатировать, что "стрельниковская" дыхательная гимнастика подвергалась критике некоторых ученых за то, что вследствие высокого темпа вызывает избыточную вентиляцию, вымывание двуокиси углерода из крови, а это ведет к появлению головокружения, головной боли, слабости. В то же время другие исследователи констатируют, что эти претензии безосновательны, так как избыточную вентиляцию вызывают чрезмерные усиленные выдохи, а в гимнастике Стрельниковой выдохи как раз очень ограничены; они даже более экономны, чем при обычном нормальном дыхании, что способствует сохранению или даже накоплению двуокиси углерода. В свою очередь форсированные вдохи обеспечивают дыхание повышенными дозами кислорода.

Противопоказаний к выполнению гимнастики А. Стрельниковой немного: инсульт и тяжелые нарушения сердечной деятельности. Следует знать, что при повышенном артериальном и внутриглазном давлении, камнях в печени, почках и близорукости более 5 диоптрий нельзя низко наклоняться; при сердечно-сосудистых заболеваниях не рекомендуется высоко поднимать ноги. Строгого запрета на выполнение упражнений после еды нет, и все же удобнее делать их натощак. Очень осторожно нужно заниматься при тромбозе глубоких вен нижних конечностей - есть вероятность, что усилившийся кровоток может оторвать тромб. Поэтому занятия лучше проводить сидя и после консультации с врачом.

Правила выполнения упражнений

“1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох — предельно активный, шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).

Вы как бы шумно, на всю квартиру, нюхаете воздух. Специально плотно сжимать губы в момент вдоха нельзя, они смыкаются слегка, абсолютно свободно и естественно. Помогать вдоху мышцами лица (гримасничать) категорически запрещается! Запрещается также в момент вдоха поднимать нёбную занавеску, посылать воздух в глубь тела, выпячивая при этом живот. Не думайте о том, куда идет воздух (куда надо, туда и пойдет!), думайте только о том, что вы шумно и коротко (как хлопок в ладоши) нюхаете воздух. Плечи и грудная клетка в акте дыхания не участвуют. Если в момент вдоха у вас плечи все-таки поднимаются, а грудь выпячивается, встаньте перед зеркалом и, делая подряд по 4 шумных, коротких вдоха носом в упражнении «Ладошки» постарайтесь насильственно удерживать плечи в спокойном состоянии.

2. Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Выдох — абсолютно пассивный, желательно через рот (не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!

Комплекс дыхательной гимнастики ( по Стрельниковой)

1.«Ладошки»

И.П.:

Встать прямо, согните руки в локтях (локти внизу) и «покажите ладони зрителю» - поза экстрасенса. Делайте шумные, ритмические, короткие вдохи носом,  и одновременно сжимайте ладони в кулак («хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха (т.е. шмыгните 4 раза) затем руки опустите и вдохните 3 – 4 секунды – пауза.

2.«Погонщики»

И.П.:

Встать прямо, кисти сожмите в кулак и подожмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкните кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся  к полу). Затем кисти возвращаются в и.п. на уровне пояса. Плечи расслаблены – выдох. Выше пояса кисти не поднимать. Сделайте подряд уже не 4 вдоха – движения, а восемь. Затем отдых 3 – 4 секунды. И снова 8 вдохов - движений

3. «Насос»

И.П.:

Накачивание шины

Встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки вдоль туловища (о.с.) Сделайте легкий наклон вперед (руками тянуться к полу, но не касаться его)  и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен закончиться вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь (но не выпрямляйтесь)  и снова наклон и короткий шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте себе, что накачиваете шину автомобиля. Наклоны выполняются ритмично, легко. Низко не наклоняйтесь спина круглая (а не прямая), голова опущена. 12 раз по 8 вдохов движений.

4.«Кошка»

И.П.:

Приседание с поворотом

Основная стойка (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте легкое танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо – резкий вдох. Затем  такое же приседание с поворотом влево и короткий, шумный вдох носом. Вправо – влево, вдох справа – вдох слева. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое , неглубокое). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот выполняется только в талии. 12 раз по 8 вдохов – движений.

5.«Обними

     плечи»

И.П.

Вдох на сжатой грудной клетке

Встаньте, руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «пошмыгайте» носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу, а не крест накрест, ни в коем случае их не менять ( все равно, какая рука сверху – правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка) 12 раз по 8 вдохов – движений.

6.«Большой

     маятник»

И.П.

Насос + обними плечи

Основная стойка. Наклон вперед, руки тянутся к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад, руки обнимают плечи. И тоже вдох. Наклоняйтесь вперед – откидывайтесь назад, вдох «с пола – вдох с потолка». Выдох уходит в промежутки между вдохами сам ( не задерживайте выдох). 12 раз по 8 вдохов – движений.

Литература:  Методическое пособие Айрис дидактика М.Н. Щетинин Стрельниковская

                      дыхательная гимнастика для детей.

                 



Предварительный просмотр:

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации.

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.

Давайте вспомним, как это делается.

Начнём с титульного листа

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему: «……………»

для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с программного содержания.

Туда входит цель и задачи НОД.

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели:

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.
  5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.
После этого указывается
предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

 В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей - при необходимости помещается план размещения.

Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
И, наконец, начинается
описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Занятие завершается словами анализа.


Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта, выглядит следующим образом:

  1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей
  2. Программное содержание

 (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).

  1. Словарная работа.
  2. Оборудование занятия.
  3. Демонстрационный материал.
  4. Раздаточный материал.
  5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
  6. Предварительная работа с детьми

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально).

  1. Индивидуальная работа с детьми на НОД

(какая, с кем, в какой части занятия).

  1. Структура занятия и методические приемы.
  2. Организаций детей на занятии.
  3. Ход занятия (в прямой речи).

В конце завершающие фразы или анализ занятия.

Напоминаем типы занятий: 


1. Занятия, по сообщению новых знаний.
2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
3. Занятия по обобщению и систематизации.
4. Итоговые.
5.Учетно-проверочные.
6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
7. Комплексные.
8. Интегрированные

(по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).

Интеграция может быть по тематическому принципу.

Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

 

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива.

Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому.  Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.