ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Рябова Ольга Александровна

Представление педагогического опыта

воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Рябовой О.А.

Введение

Тема: «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

Автор: Рябова Ольга Александровна

Образование: «Олигофренопедагог»,«Учитель-логопед»Мордовский государственный педагогический институт  им. М.Е. Евсевьева,  № диплома: 0820232, дата выдачи: 27 января 2005 г. Прошла профессиональную переподготовку в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Мордовия «Ичалковский педагогический колледж» по дополнительной программе профессиональной переподготовки «Дошкольное образование» ,№ диплома: 000057, дата выдачи: 16 февраля 2017г.

Педагогический стаж: 8 лет

Стаж работы в данном ДОУ: 3 года

Стаж работы в должности: 8 лет

Повышение квалификации: 2018 г. ГБУ ДПО «МРИО»

Квалификационная категория: первая

Дата последней аттестации: 22.10.2018г

Занимаемая должность: воспитатель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetoterapiya.docx69.81 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Рябовой О.А.

Введение

Тема: «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

Автор: Рябова Ольга Александровна

Образование: «Олигофренопедагог»,«Учитель-логопед»Мордовский государственный педагогический институт  им. М.Е. Евсевьева,  № диплома: 0820232, дата выдачи: 27 января 2005 г. Прошла профессиональную переподготовку в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Мордовия «Ичалковский педагогический колледж» по дополнительной программе профессиональной переподготовки «Дошкольное образование» ,№ диплома: 000057, дата выдачи: 16 февраля 2017г.

Педагогический стаж: 8 лет

Стаж работы в данном ДОУ: 3 года

Стаж работы в должности: 8 лет

Повышение квалификации: 2018 г. ГБУ ДПО «МРИО»

Квалификационная категория: первая

Дата последней аттестации: 22.10.2018г

Занимаемая должность: воспитатель.

       

Актуальность и перспективность опыта.  

В жизни детей происходит много адаптационных периодов, одним из которых является адаптация к детскому саду, поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями. А одна из первостепенных задач ФГОС направлена на охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Современная наука цветотерапия подтвердила воздействие определенных цветов на человека, благодаря чему можно добиться значительных результатов в коррекции поведения детей, снижении апатии, раздражительности, повышении активности, и помочь детям в управлении своими эмоциями. Цвет, при умелом его использовании, является мощным стимулятором эмоционального, интеллектуального и физического развития детей.

Цвет - это источник определенной энергии, который несет в себе информацию о психическом и физическом состоянии каждого из нас. Дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. В 2-3 года не все дети могут выразить словами гамму чувств, переживаний, которые они испытывают. А цвета, которые они выбирают, скажут о многом: о чувствах, эмоциях, желаниях, а также о страхах и проблемах.

Здоровьесберегающая технология –цветотерапия, соответствует современным тенденциям развития образования и её использование не требует специальных медицинских знаний и доступно каждому педагогу.

Основная идея опыта.

Цвет обладает силой менять настроение ребёнка, улучшать его поведение, регулировать сон и аппетит, корректировать самочувствие- всё, что так необходимо в период адаптации.

Используя цветотерапию, я поставила перед собой цель: обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников в период адаптации к детскому саду средствами цветотерапии.

Задачи:

- формировать высокий уровень эмоционально – психического состояния детей в период адаптации к детскому саду;

- развивать цветовосприятие;

- воспитывать чувство эмпатии.

Условия реализации данных задач:

- создание комфортной среды;

-проведение мероприятий, направленных на эмоциональное благополучие детей;

- сотрудничество с семьями воспитанников в вопросах здоровьесбережения через применение цветотерапии.

При этом важно учесть принципы:

- Принцип «Не навреди!».Все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, не наносящими вреда здоровью.

- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников. Все происходящее в образовательном процессе оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье воспитанников.

- Принцип триединого представления о здоровье. Единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

- Принцип непрерывности и преемственности. Здоровьесберегающая работа проводится в системе, путем интеграции.

- Принцип индивидуализации. Учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка, индивидуально ориентированная помощь.

Теоретическая база опыта.

Цвет— неотъемлемая часть нашей жизни. Разноцветный мир с детства окружает человека, оказывает влияние на его здоровье и настроение. Цветотерапия родилась в глубокой древности. Еще тогда ученые заметили, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных психических и физических недугах.

Воздействие цвета на психику и тело человека не переставало быть актуальной темой и позже. Так французский общественный деятель Жак Вьено говорил: «Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу». А известный русский психиатр Владимир Михайлович Бехтерев утверждал: "Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры". В конце XIX века лауреат Нобелевской премии по медицине датчанин Нильс Рюберг Финсен основал «Институт цвета», в котором лечил одну из форм туберкулёза. В 1949 году швейцарский психолог Макс Люшер создал цветовой тест, с помощью которого исследовал психофизиологическое состояние человека. В современной Франции цвет иногда применяют в особых целях. Например, в роддомах инкубаторы для недоношенных младенцев, родившихся с желтухой, помещают под голубые лампы, чтобы снизить уровень билирубина. В дерматологии рубцы и шрамы в 80% случаев в результате облучения мощным красно-оранжевым светом уменьшаются на половину. А в одной из клиник Санкт-Петербурга анестезиолог С.Комарец применяет цветотерапию для вывода пациентов из наркоза. Таким образом, современные учёные единодушны в признании благотворного воздействия цвета на здоровье человека.

Новизна опыта .

Ситуация, в которой ребенок остается один, без мамы в малознакомом месте с малознакомыми людьми, — сильный стресс. Что в организме ребенка происходит при стрессе? В больших количествах выделяется адреналин — гормон, который командует организму драться, бежать и спасаться.

Если стрессовая ситуация раз за разом продолжается, адреналин накапливается в крови, и это служит сигналом для начала выработки кортизола. Это тоже стрессовый гормон, но действует он совсем по-другому: сосуды, наоборот, сужаются, все системы жизнеобеспечения организма затихают (раз драться и бежать организм почему-то не торопится), а все питательные вещества поступают мозгу (видимо, для того, чтобы он лучше работал и придумал наконец выход из этой ужасной ситуации).

При часто повторяющихся стрессах, во время которых проблема на уровне адреналина не решается, а в кровь раз за разом выделяется кортизол, начинаются проблемы со здоровьем — следствие долгого угнетения всех систем жизнеобеспечения, включая иммунную. 

Новизной данного опыта является использование цветотерапии с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду, что поможет активизировать внутренние силы организма ребёнка, который начнёт  самостоятельно бороться с негативными явлениями психоэмоциональной сферы.

Технология опыта.

Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок и новые обстоятельства потребуют времени для адаптации ребенка к новым условиям. И мы, педагоги, должны создать для ребенка такие условия, которые позволят ему безболезненно этот этап пройти.

В своей работе для достижения поставленных задач, я использовала:

-цветодизайн(оформляя групповые помещения, учитывала, что одни цветовые гаммы могут успокоить ребёнка, а иные, наоборот-возбудить. Поэтому, в спальне использован успокаивающий и расслабляющий нежно голубой цвет; в группе-нежный персиковый цвет тепла и уюта; в раздевалке, где требуется активность детей- яркие шкафчики и цветные стенды);

-определённую гамму в одежде и аксессуарах (излишне яркие наряды негативно влияют на ребёнка, отдавала предпочтение однотонным спокойным тонам).

-арт-терапевтические упражнения (рисование пальчиками, игры с цветным кинетическим песком, цветным рисом);

-визуализацию(игры с игрушками определённого цвета, рассматривание альбомов с цветными станицами, накрывание цветной тканью);

- цветофильмы (в практике применяла цветовые фильмы, в сюжете фильма объекты, предметы подобраны по цвету, которые помогают настроить детей на нужный лад: оранжевый цвет - повышает активность,применяется при коррекции застенчивости, замкнутости,  зеленый – успокаивает,  красный цвет - это импульс к моторному действию);

-цветотерапевтические игры (за время работы по данной теме, была составлена картотека игр по цветотерапии. Игры помогают скорректировать поведение детей, повысить познавательную и двигательную активность,  учат управлять своими эмоциями, стабилизируют эмоциональное состояние). Возбудимым стараюсь предложить спокойные цвета, медлительным и заторможенным- активные.

Взаимодействие воспитателя и родителей, единая их позиция - это важная часть работы. Цель работы -  не просто донести родителям информацию, а привлечь их к совместной деятельности, стать единомышленниками.

Родители были информированы по вопросам цветотерапии, повысилась их компетентность в вопросах цветотерапии как технологии здоровьесбережения. Они увлеклись данной темой и теперь являются активными участниками: помогают идеями и материалами в оснащении здоровьесберегающей среды.

Результативность опыта.

Результаты работы показывают, что дети благополучно справились с проблемами адаптации, не испытывают эмоционального напряжения, легко вступают в контакт со взрослыми и друг с другом.

Среда группы стала содержательней, разнообразнее, красочней. В ней появились необходимые условия для эмоционального благополучия и развития цветовосприятия и цветоощущения.

Была проведена цветодиагностика «Паровозик». Цель: определение эмоционального комфорта пребывания детей в группе.  

Тестирование

Обследованное

 кол-во детей

Негативное отношение

Амбивалентное отношение

Положительное отношение

Первичное

22 ч.

68%

23%

9%

Вторичное

22 ч.

нет

14%

86%

Вторичное обследование показало, что 86% детей группы чувствуют себя позитивно, им комфортно в группе, у 14% детей проявляется некоторая тревожность.

Следует отметить, что при сравнении первичного и вторичного обследования -  у 77% детей группы улучшилось эмоциональное состояние, преобладают положительные эмоции.

В связи улучшением психологического состояния детей, произошло улучшение физического здоровья.

Месяц

Кол-во пропущенных дней всего

Кол-во дней пропущенных по болезни

 Посещаемость

сентябрь

28

10,6

72%

апрель

22

10,1

78%

По результатам социологического опроса родителей «Применение в работе с детьми цветотерапии как здоровьесберегающей технологии» проводимое с целью определения удовлетворенности родителей.

Число респондентов

Да, в полной мере

Да, частично

Скорее нет, чем да

Нет удовлетворенности

22

19

3

-

-

В своих анкетах родители отметили, что применение цветотерапии благотворно повлияло  на эмоциональное состояния детей. В группе созданы хорошие условия для комфортного пребывания детей, дети с удовольствием идут в детский сад.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

 Для успешной реализации данного опыта педагогу необходимо подходить творчески: создать развивающую среду, адаптировать игры и упражнения для детей раннего возраста так, чтобы они вызвали у малышей интерес и эмоциональный отклик; так же большую помощь педагогу в реализации опыта может оказать психолог, в случае же, если в детском саду нет ставки психолога, педагогу придётся самому искать ответы на возникающие вопросы.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Информацию о накопленном мною положительном опыте «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду» открыто представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада.С целью распространения положительного педагогического опыта, размещаю опыт работы и его описание на интернет сайте: https://nsportal.ru/ryabova-o-a.

Так же представляла данный опыт на конкурсах «Поиск. Технология. Успех» среди педагогических работников образовательных учреждений Лямбирского муниципального района, в котором стала победителем,  на региональном этапе VII Всероссийского конкурса «Воспитатели России», где стала победителем в номинации «Лучший воспитатель-профессионал, работающий со здоровьесберегающей образовательной технологией», на VII Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» стала лауреатом.

 Данный педагогический опыт работы рекомендован  для   педагогов ДОУ   в работе с детьми раннего возраста.

Литература:

1. Т.А. Андреенко «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками»,Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

2. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение. СПб., 2000.

3. Жан-Габриэдь Кросс «Цвет.Четвёртое измерение»,Москва, 2018.

3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

3. Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.

4. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.

5. http://domognenko.com/Н.В. Погосова «Цветовой игротренинг».

6. https://bewoman.club «Что такое цветотерапия».

7. https://pedportal.net «Цветотерапия в работе с дошкольниками».

8. https://pups.su «Основные принципы цветотерапии для детей».
9. http://v-vs.blogspot.ru«Выявление тревожности у дошкольников. Методика «Паровозик».

10.https://www.ronl.ru «Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии».

11.https://nsportal.ru "Методы и приемы цветотерапии в детском саду".

12. http://www.rastut-goda.ru  «Лечение цветом. Цветотерапия в детском саду».

13.http://mirdoshkolnikov.ru  «Цветотерапия. Влияние цвета на самочувствие ребенка».

14.Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования», Сфера,2014.

Приложение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе.

Тема:  «Если ты грустишь, то без сомненья,

Цвет оранжевый поднимет настроенье».

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Методические приемы: минутка вхождения в НОД, просмотр цветофильма «Осень в лесу», беседа по просмотренному фильму, пальчиковая гимнастика, рисование пальчиками «Ягоды рябины», игра «Прятки под оранжевым покрывалом», заключительная беседа.

Цель: способствовать улучшению настроения у детей первой младшей группы в период адаптации к детскому саду.

Задачи:

1. Расширять знания детей об осени, как о времени года.

2. Учить детей быть отзывчивыми.

3. Развивать речь.

4. Развивать крупную и мелкую моторику.

5. Развивать творческие способности.

6. Воспитывать любовь к природе.

7. Воспитывать усидчивость. 

Материал: бумажные оранжевые листочки, чехлы на стульчики «пенёчки», цветофильм «Осень в лесу», игрушки: белка и лиса, заготовка «Веточка рябины», краски, салфетки, легкие прозрачные покрывала оранжевого цвета.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: 

-Доброе утро, дети! У сегодня меня хорошее настроение, и я хочу, чтобы вы тоже сегодня были веселыми: я улыбаюсь вам, а вы посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь. Молодцы! (Дети смотрят друг на друга, улыбаются).

Минутка вхождения в занятие «Доброе Утро».

Воспитатель: 

-Поздороваемся с нашими глазками, ушками, ножками и ручками. Посмотрите на меня. (воспитатель показывает движения)

«Доброе утро»

Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ножки!

Вы проснулись?

Доброе утро, дети!

Мы проснулись!

(Дети повторяют движения за воспитателем: гладят глазки, гладят ушки, прикладывают ладошки за ушки, гладят рука об руку, хлопают в ладоши, гладят ножки, поднимают руки вверх).

2. Основная часть.

Воспитатель:

-Отлично, все дети у нас проснулись и сегодня мы с вами отправимся  гулять в осенний лес. Посмотрите, как много оранжевых листочков вокруг, пойдём по листочкам ножками, послушаем, как они шуршат. (Дети шагают по бумажным листочкам, прислушиваются, как они шуршат).

Воспитатель:

-А вот «пенёчки», сядем-посидим, немного отдохнём и полюбуемся, как красиво вокруг. (воспитатель на проекторе демонстрирует цветофильм «Осень в лесу»(оранжевый цвет) под песенку «Осень,осень,осень снова к нам пришла,осень,осень,осень чудная пора…») (Дети садятся на «пенёчки», смотрят цветофильм).

Воспитатель:

-Вот какая оранжевая осень в лесу, что вы увидели?

(Предполагаемые ответы детей: солнышко, оранжевые листочки, белочку, лисичку, грибы-опята).

Воспитатель:

-Молодцы, вы очень внимательные. А вот и белочка к нам с веточки спрыгнула. (воспитатель показывает детям игрушку-белочку) А вы заметили, что делала белочка? (Белочка готовит запасы- собирает шишки).

 Правильно, белочка собирает шишки. А что еще любит есть белочка? (Белка любит грибы, орехи, ягоды).

Воспитатель:

-Поможем белочке подготовится к зиме, нарисуем для неё ягодки рябинки. Но сначала подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Белочка»:

Сидит белка на тележке,

Раздаёт она орешки,

Лисичке-сестричке,

 Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

 (Дети выполняют движения за воспитателем: разгибают каждый пальчик поочерёдно).

На мольберте большой лист с нарисованной веткой рябины, воспитатель демонстрирует детям, как нарисовать ягоды.

Воспитатель:

- Посмотрите дети, на веточке рябинки нет ягод, сейчас я макну пальчик в оранжевую краску и прижму к веточке, получилась ягодка. А теперь вы нарисуйте ягодки пальчиком.

Я(Дети подходят к воспитателю, макают пальчики в краску, прижимают их к веточке. Помощник воспитателя помогает детям вытереть пальчики салфетками).

Воспитатель:

- Молодцы, яркие ягодки у нас получились, белочка очень рада, она соберёт ягоды и засушит на зиму. А кто это здесь прячется у нас под кустиком? (воспитатель достаёт игрушку лисичку).

Дети отвечают:

- Это лисичка.

-Лисичка играет с нами в прятки, спрячемся от неё под оранжевыми покрывалами. (Помощник воспитателя раздаёт легкие прозрачные покрывала оранжевого цвета каждому ребёнку. Воспитатель предлагает детям накрыться оранжевой тканью. Помощник воспитателя  под спокойную музыку ходит с лисичкой в руках между детьми и ищет их). Воспитатель прячется вместе с детьми, говорит слова:

   Под платочек спрячусь я,                                  

  Ты, лиса, найди меня!                                      

  Ля-ля-ля, ля-ля-ля,                                                        

 Ты, лиса, найди меня.            

 Дети вместе с воспитателям прячутся от лисички под оранжевыми покрывалами.  Лисичка никого не находит из детей.             

Воспитатель:

-Молодцы, как хорошо спрятались, не нашла нас лисичка.  

 

  1. Заключительная часть. Подведение итогов.

Воспитатель:

– Пора, дети, белочке к себе бежать в дупло, а лисичке в норку, а нам с вами в свою группу возвращаться. Скажите лесным зверям: «До свиданья». (Дети прощаются с белочкой и лисичкой).

  Воспитатель:

-Беритесь за ручки и дружно шагайте по листочкам в детский сад. Дети идут, держась за ручки по бумажным листочкам на полу за воспитателем.

Наши дети по дорожке,

Ножками затопали.

Посмотрите, хороши,

Наши детки, малыши.

  Воспитатель:

-Вот и вернулись мы в детский сад. Скажите, где мы были? Что видели в лесу? Кому помогли? С кем играли в прятки? (Предполагаемые  ответы детей: мы были в лесу, видели оранжевые листья, солнышко, грибы, белку и лису. Помогли белочке -нарисовали ягоды. С лисичкой играли в прятки.)

-Всё правильно, мы гуляли в лесу, помогали белочке, играли с лисичкой. Вы молодцы!