Методическая копилка.

Логинова Светлана Васильевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические игры-тренинги как современное технологическое средство формирования социального поведения дошкольника в сюжетно-ролевой игре.

Слайд 2

Цель методических рекомендаций — оказать практическую помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Слайд 3

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими — добрыми, порядочными, воспитанными.

Слайд 4

Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Слайд 5

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Слайд 6

Целью является развитие навыков конструктивного сотрудничества в межличностном взаимодействии дошкольников. Задачи : • Развитие интереса ребенка к сверстнику, как партнеру общения; • Развитие умения согласовывать собственные интересы с интересами сверстника, способность учитывать противоположную позицию; • Развитие умения дошкольников дружно организовывать работу в мини группах; • Развитие социально-эмоциональной чувствительности ребенка к вербальной и невербальной информации партнеров по взаимодействию.

Слайд 7

При проведении дидактических игр тренингового характера необходимо учитывать следующие условия: 1. Доступность выполнения упражнений. Подбор (разработка) тем должна осуществляться в соответствии с интересом и возрастными потребностями дошкольников; 2. Соблюдение принципов психологически безопасной групповой работы (уважение и умение ребенка считаться с позицией сверстника, эмоциональная идентификация, направленность на взаимопомощь в ситуации затруднения и т. д ); 3. Применение активных методов групповой работы по принципу диалога. Дети как активные участники процесса, взрослый – консультант. 4. Соблюдение правил участниками группы.

Слайд 8

Вопрос: - Какие вы видите преимущества использования дидактических игр тренингового характера ? Ответ: максимальная активность каждого ребенка; возможность дифференцированного осуществления систематизации знаний детей; поддержание устойчивого интереса дошкольников за счет высокого эмоционального фона и динамики игр ; реалистичность игры, в процессе которых дети получают практические навыки и реальный жизнен­ный опыт.

Слайд 9

Вопрос: - Почему на ваш взгляд для развития дошкольников эффективно проводить Дидактические игры тренингового характера ? Выделите правильный ответ* : Для дошкольника включение в игру просто и естественно Дети не играют, они проживают ситуации в реальности Дети должны чем-то заниматься Практические знания подкрепляются яркими эмоциональны­ми переживаниями и не исчезают бесследно, а становятся первой ступенькой будущего опыта; Игра помогает ребенку быть активным в приобретении зна­ний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию.

Слайд 10

Вопрос: - Как может меняться роль воспитателя в процессе игры, тренинга? Ответ: При ознакомлении с игрой — организатор деятельности; затем — непосредственный участ­ник игры; далее, на закрепляющем этапе, — советчик-консультант.

Слайд 11

В Дидактических играх тренингового характера дошкольникам предлагается возможность проиграть различные варианты поведения в конкретной ситуации, что позволяет детям получить новый опыт поведения.

Слайд 12

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактические игры тренингового характера способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.



Предварительный просмотр:

«Луноход».

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Ход игры: Участники игры делятся на пары. Половина детей — «луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

«Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта работы в паре.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони, и левую к правой ладони друг друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по залу, обходя различные препятствия: пройти змейкой, пройти по мостику (усложнение: передвигаться можно прыжками, бегом, на корточках). Играющим нужно напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

При проведении дидактических игр тренингового  характера необходимо учитывать следующие условия:


1.    Доступность выполнения упражнений. Подбор (разработка) тем должна осуществляться в соответствии с интересом и возрастными потребностями дошкольников.

2.  Соблюдение принципов психологически безопасной групповой работы (уважение и умение ребенка считаться с позицией сверстника, эмоциональная идентификация, направленность на взаимопомощь в ситуации затруднения и т. д).

3.  Применение активных методов групповой работы по принципу диалога. Дети как активные участники процесса, взрослый – консультант. 

4.   Соблюдение правил участниками группы.


Картинки по запросу картинки игра детей

МКДОУ Д/С №45 «Солнышко»

г. Пудожа РК 

Картинки по запросу картинки солнышко для презентаций

Дидактические игры тренингового характера

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера,

которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Картинки по запросу картинки для презентации

2017 г.

Картинки по запросу картинки для презентации

 «Приветствия».

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игра тренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем — девочки, во внешнем — мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг  к другу, обмениваются приветствиями.

Вариант 3. Дети свободно танцуют под музыку, после определенного сигнала становятся в пары и приветствуют друг друга.

Вариант 4. Организуется конкурс на самое интересное приветствие.  Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.

«Передача чувств».

Цель: развивать умение понимать и передавать состояние и настроение другого человека.

Ход игры: Вариант 1. Водящему ребенку предлагают выйти, без него группа выбирает определенный вкус пищи. Затем приглашается водящий и участники игры демонстрируют ему мимику, жесты, телодвижения, выражающие задуманные вкусовые ощущения (сладко, горько, кисло, солоно). Водящий угадывает их.

Вариант 2. Можно передавать настроение, эмоциональное состояние (весело, грустно, больно, спокойно, испуг, удивление и т. д.).

Вариант 3. Передаются чувства от музыки с помощью мимики и пантомимики (веселая, грустная, ритмичная, лирическая, задумчивая мелодия).

«Найдем волшебные слова».

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Ход игры: Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа».

«Рукавички».

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ход игры: Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

Сороконожка

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Описание игры: несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперёд, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

В процессе работы у детей формируются социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, воспитывается отзывчивость, сочувствие, забота, доброта.

Картинки по запросу картинка дети для презентации


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МК ДОУ Д/С № 45 «Солнышко» г. Пудожа

Слайд 2

Вступивший в силу с 01 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. определил новый статус дошкольного образования, которое впервые стало уровнем общего образования.

Слайд 3

С одной стороны: — это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны: — это повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Слайд 4

разработан с учетом всего лучшего, что создано за последние годы в российском дошкольном образовании. Он ужесточает требования , в первую очередь, к профессионализму управления и в то же время предоставляет условия для профессионального и личностного роста в педагогическом творчестве, направлен на то, чтобы жизнь детей и взрослых в ДОУ была полноценной и творческой.

Слайд 5

Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС ДО осуществляется в нашем детском саду через:

Слайд 6

1. Создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ДО: -в количестве 5 человек. Утверждение положения о рабочей группе: - разработано и утверждено Положение о рабочей группе (приказ «Об утверждении положения о рабочей группе по введению ФГОС ДО»)

Слайд 7

2. Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС ДО: В дошкольном учреждении собрана необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС ДО Внесены изменения, корректировка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ДО.

Слайд 8

3. Проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, регулирующими введение ФГОС дошкольного образования: На протяжении 2014–2015 учебного года шло активное освещение и разъяснение концепции ФГОС ДО среди педагогических работников ДОУ: Педагогический совет «Реализация ФГОС дошкольного образования, ФЗ «Об образовании». Деловая игра с педагогами по изучению ФГОС дошкольного образования: «Новый ФГОС – новые возможности». Теоретические семинары, семинары – практикумы: «ФГОС в дошкольном образовании»; «Отличительные признаки ФГТ и ФГОС»; «Внесение изменений в ФЗ «Об образовании»; Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС «От рождения до школы»; Структура образовательной и рабочей программы дошкольного образования Работа с родителями по ознакомлению с ФГОС

Слайд 9

4. Размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС ДО: На сайте детского сада открыта страничка: ФГОС дошкольного образования (краткая справка, структура ФГОС дошкольного образования, информация для родителей и др.) На сайте детского сада открыта страничка для каждого педагога, куда они должны выкладывать всю информацию по мероприятиям в группах, по внедрению ФГОС в группах.

Слайд 10

4.

Слайд 11

5. Обеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам введения ФГОС ДО через активные формы методической работы и курсов повышения квалификации: Составлен график повышения квалификации педагогического состава по проблемам внедрения ФГОС ДО. - В настоящее время прошли курсы повышения квалификации 10 педагогов (83 %) по теме: «Современные образовательные технологии и подходы в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» на базе ГАОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж». 2 педагога (17%) пройдут переподготовку в сентябре 2015г.

Слайд 12

6. Разработку и утверждение плана мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО: Разработан План-График введения ФГОС в образовательный процесс ДОУ и утвержден на педагогическом совете. Основные направления Плана-Графика: Нормативное обеспечение введения ФГОС ДО. Финансовое обеспечение введения ФГОС ДО. Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО. Информационное обеспечение введения ФГОС ДО.

Слайд 13

7. Совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды: Изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО: Изучены нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Изучены современные научные разработки в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. Проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ. Выявлены особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

Слайд 14

7. Совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды: Проведены консультации: «Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении» «Организация центров активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ». Частично подобраны и приобретены необходимые игрушки, дидактические пособия, детская, игровая мебель и игровые уголки. Зонированы групповые помещения согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно пространственной среды.

Слайд 15

8. Разработку и утверждение Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО : Внесены изменения в образовательную программу: - модель дошкольного образования ориентирована прежде всего на концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода; - содержание основной общеобразовательной программы охватывает следующие образовательные области: коммуникативно — личностное развитие; познавательное развитие, речевое развитие; художественно — эстетическое развитие; физическое развитие;

Слайд 16

8. Разработку и утверждение Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО : - условия реализации основной образовательной программы; - результаты освоения основной образовательной программы (целевые ориентиры). Проведен анализ ресурсов методической литературы, программного обеспечения используемого для организации образовательного процесса.

Слайд 17

10. Информирование родителей к переходу на новые стандарты: Задача детского сада на данном этапе - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет мне организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы. Родители ознакомлены с сайтом ДОУ Планируем проводить разнообразные формы работы с родителями, которые должны содержать образовательные области.

Слайд 18

10. Информирование родителей к переходу на новые стандарты: Проведены родительские собрания «ФГОС в ДОУ».

Слайд 19

10. Стенд для родителей.

Слайд 20

11. Педагогическая диагностика. Отражение деятельности педагогов по проведению педагогической диагностики в содержании Программы не является обязательным требованием ФГОС ДО, однако не станет лишней позицией. Подтверждением этому являются следующие позиции: Данная оценка необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения обратной связи в процессе взаимодействия с воспитанниками. Степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется программой. Педагогическая диагностика направлена на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями.

Слайд 21

В соответствии с пунктом 3.2.3, а также комментарием Минобрнауки РФ к ФГОС ДО в рамках реализации Программы педагоги обязаны анализировать индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической диагностики для: • индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построение его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов; • оптимизации работы с группой детей.

Слайд 22

Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Слайд 23

Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.); • игровой деятельности; • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности); • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность); • художественной деятельности; • физического развития

Слайд 24

Технология наблюдения 1. Определение темы, цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности со сверстниками и т. д.). 2. Определение 3-5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, так как наблюдение за всеми детьми группы сразу практически невозможно. 3. Выбор ситуации наблюдения (когда наиболее целесообразно проводить наблюдение). 4. Выбор способа фиксации результатов наблюдения (карта наблюдения). Не все проявления нужно и возможно фиксировать, т. к. какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю, но, как советуют исследователи, не надо жалеть времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, выявить тенденцию этого развития. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать эмоциональную или этическую окраску. Результаты должны рассматриваться как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям.

Слайд 25

ООП «От рождения до школы» Образовательная область «Речевое развитие» Развивающая речевая среда : обсуждать информацию о предметах, явлениях, выходящих за пределы привычного окружения . • Дидактическая игра «К кукле пришли гости». Материал: кукла, предметные картинки с изображением посуды . 2. Формирование словаря: пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении . • Дидактическая игра «Игрушки». Материал: два мяча 3. звуковая культура речи :закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение звуков • Дидактическая игра «Назови картинки». Материалы: картинки с изображением шапки, мыши, каши; ножей, ежа; зонта, козы; рыбы, мусора, коры; лампы, колоса, кола; цепи, зайца; чая, ночи, кочки; щепки, овощей, плаща; собаки, косы, автобуса

Слайд 26

ООП «От рождения до школы» Образовательная область «Речевое развитие» 4. Грамматический строй речи: продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи • Рассматривание картины по вопросам. Отгадывание загадок. 5. Связная речь: совершенствовать диалогическую речь. • Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: картина «Собака со щенками», картинки с изображением детенышей лисы, медведя, волка

Слайд 27

Проделана большая работа по внедрению ФГОС ДО, но не полностью реализованы все требования стандартов: были выявлены как положительные стороны, так и сложности по внедрению ФГОС в деятельность ДОУ: - Возникают сложности у педагогов к применению педагогических технологий, обеспечивающих индивидуализацию образования и деятельностный подход в развитии детей дошкольного возраста; - недостаточность оснащения современными техническими средствами, оборудованием; - обеспечение диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения.

Слайд 28

Для успешной реализации ФГОС ДО в 2015–2016 учебном году необходимо: 1. Дальнейшее повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС ДО. 2. Оказание методической, информационной, консультативной помощи педагогам ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС ДО. 3. Продолжение оснащения групп, кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 4. Приобретение диагностического инструментария по оценке достижения планируемых результатов обучения (целевых ориентиров). Мы должны хорошо осознать, что введение в действие ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом.

Слайд 29

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Роль семьи в профилактике социального неблагополучия »

Слайд 2

Семья - это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, осуществляется первая социализация личности

Слайд 3

Семья- это место рождения и становления ребенка В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру. Семья это школа отношений с людьми. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Слайд 4

Учеными доказано, что: влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью; в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут; семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Слайд 5

ТЕРРИТОРИЯ СЕМЬИ Члены семьи Цвет Изображение территории семьи (контур)

Слайд 6

- Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный. -Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный. -Красный : дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный. -Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый. -Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте. -Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный. -Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый. - Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Слайд 7

Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряженности порождают негативные процессы во всех слоях общества, но особенно среди детей и подростков. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных родственных связей, безнадзорности, бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании.

Слайд 8

Типология неблагополучных семей.

Слайд 9

Семьи с алкогольной зависимостью. Признаки семьи: размытость, нечеткость границ «Я» у членов семьи - жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка.

Слайд 10

Семьи с алкогольной зависимостью. Признаки семьи: отрицание: многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.

Слайд 11

Семьи с алкогольной зависимостью. Признаки семьи: непостоянство: потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.

Слайд 12

Семьи с алкогольной зависимостью. Признаки семьи: низкая самооценка: ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.

Слайд 13

Семьи с алкогольной зависимостью. Признаки семьи: недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.

Слайд 14

Дети в алкогольной семье: оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасный секрет семьи»);

Слайд 15

Дети в алкогольной семье: ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);

Слайд 16

Дети в алкогольной семье: наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям;

Слайд 17

Дети в алкогольной семье: испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дома;

Слайд 18

Дети в алкогольной семье: испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им;

Слайд 19

слишком быстро взрослеют– старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей; Дети в алкогольной семье:

Слайд 20

испытывают оскорбления и унижения, насилие– пьющие родители теряют контроль над своим поведением; Дети в алкогольной семье:

Слайд 21

заброшенность– дети предоставлены сами себе – что приводит к не усвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка; Дети в алкогольной семье:

Слайд 22

пониженная самооценка , недостаток самоуважения; Дети в алкогольной семье:

Слайд 23

жизнь в мире фантазий , мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей). Дети в алкогольной семье:

Слайд 24

Конфликтные семьи. Признаки семьи: в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи;

Слайд 25

Конфликтные семьи. Признаки семьи: конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов, или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;

Слайд 26

Дети в конфликтной семье. испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками;

Слайд 27

Дети в конфликтной семье. необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности;

Слайд 28

Дети в конфликтной семье. душевная травматизация детей , нарастание отчуждения, неприязнь к ссорящимся родителям;

Слайд 29

Дети в конфликтной семье. агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей;

Слайд 30

Дети в конфликтной семье. капризность , неадекватные эмоциональные реакции из-за постоянного чувства внутреннего напряжения.

Слайд 31

«Недоверчивая» семья: повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности внешней среды; слабые контакты с окружающими; нередки длительные конфликты с родственниками; в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка.

Слайд 32

Дети в «недоверчивой» семье: у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям, подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками, конфликты с учителями и воспитателями, непризнание детьми ошибок и собственной вины, они трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

Слайд 33

«Легкомысленная» семья. отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем, склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны, семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ и застолий). Такая семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу в ней возникают конфликты.

Слайд 34

Дети в «легкомысленной» семье: вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.

Слайд 35

Семьи, ориентированные на успех ребенка : ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо); упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов; у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи

Слайд 36

Семьи, ориентированные на успех ребенка : ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо); упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов; у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи

Слайд 37

Дети в такой семье: срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (попытки суицида, уход из дома).

Слайд 38

Неполные семьи Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье. Разведенная семья Осиротевшая семья Мать-одиночка с ребенком

Слайд 39

нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы; менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек); затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; Дети в таких семьях:

Слайд 40

Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют мало престижный род занятий или являются безработными, имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками.

Слайд 41

С другой стороны, примерно такой же высокий шанс быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками у детей из внешне благополучных, состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальным положением, напряженность, тревожность, конфликты, часто возникающие в отношениях между бизнесменами и их супругами и детьми, создают неблагоприятную обстановку в семье, что не может не отразиться на психологическом благополучии подростка.

Слайд 42

Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток.

Слайд 43

Характерной особенностью последнего десятилетия является рост числа социально-обусловленных заболеваний среди подростков (токсикомания, наркомания, табакокурение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, туберкулез).

Слайд 44

«НАПИШИТЕ ЛЕВОЙ РУКОЙ» Написать левой рукой, если ведущая правая, фразу: «Мы любим своего ребенка».

Слайд 45

Проанализировать, какие ощущения возникли во время выполнения упражнения, анализируется трудность выполнения упражнения и сравнивается с несформированными навыками ребенка, как трудно учиться новому.

Слайд 46

НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ О ВОСПИТАНИИ Учи жену без детей, а детей без людей. Детки хороши - отцу и матери венец, Худы - отцу и матери конец. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле. Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься. Пример - хороший учитель.

Слайд 47

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ

Слайд 48

Если ребёнка постоянно критикуют -

Слайд 49

- он учится ненавидеть.

Слайд 50

Если ребёнок живет во вражде -

Слайд 51

- он учится агрессивности.

Слайд 52

Если ребёнка высмеивают -

Слайд 53

- он становится замкнутым.

Слайд 54

Если ребёнок растет в упреках -

Слайд 55

- он учится жить с чувством вины.

Слайд 56

Если ребёнок живет в терпимости -

Слайд 57

- он учится принимать других.

Слайд 58

Если ребёнка подбадривают -

Слайд 59

- он учится верить в себя.

Слайд 60

Если ребёнка хвалят -

Слайд 61

- он учится быть справедливым.

Слайд 62

Если ребёнок растёт в безопасности -

Слайд 63

- он учится верить в людей.

Слайд 64

Если ребёнка поддерживают -

Слайд 65

- он учится ценить себя.

Слайд 66

Если ребёнок растёт в атмосфере понимания и дружелюбия -

Слайд 67

он учится находить любовь в этом мире.

Слайд 68

Уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха. Любили тебя без особых причин За то, что ты — внук, За то, что ты — сын, За то, что — малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. В. Берестов

Слайд 69

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тренинг «Роль семьи в профилактике социального благополучия (игровое родительское собрание с элементами тренинга для педагогов).

Семья -это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, осуществляется первая социализация личности.

Семья- это место рождения и становления ребенка

  • В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а  в дальнейшем и саму культуру.
  • Семья это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми.
  • В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
  • С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
  • В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуальную, познавательную, трудовую,

      общественную, игровую,  творческую и другие.

Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы- основы всего этого закладываются в семье.

Исследование многочисленных педагогических теорий доказывает, что:

  • влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
  • в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;
  • семья осуществляет социализацию личности, являющуюся концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

     Семья — главный институт воспитания.

В семье закладываются основы личности.

Социализирующие функции семьи

- семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека

- семья влияет на формирование психологического пола ребенка В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола.

- семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

- семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами

- в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека;

- семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях.

То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Дети – «зеркальное» отражение своих родителей. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

    Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.) Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей.

    Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

  • Авторитарный стиль. При данном стиле воспитания реализуется тактика диктата и опеки. Желание родителя - закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов.  При таком стиле воспитания личность ребенка деформируется. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе,  ребенок растет робким, неинициативным.
  • Демократический стиль. В его основе лежит доверие и уважительное отношение к ребенку, вера в его возможности и способности. Для демократического стиля воспитания в семье характерно стремление взрослого решать все вопросы совместно с ребенком на основе сотрудничества, адекватно оценивать все его успехи и неудачи, оказывать ему  психологическую поддержку. Демократический стиль воспитания создает наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка, налаживания нормальных доверительных отношений в семье, воспитания активной самооценки, чувства собственного достоинства и других положительных качеств.
  • Либеральный стиль. Для него характерно формальное выполнение родителями своих обязанностей, когда все сводится лишь к заботе о том, чтобы дети были сыты и одеты. Что же касается их воспитания, то эта проблема их не волнует. Они не знают, как это делать, или же считают воспитание детей ненужным занятием, так как зачастую больше заняты собой. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей. При данном стиле воспитания нарушается процесс социализации ребенка, психическое развитие замедляется, появляются трудновоспитуемые и педагогически запущенные дети .

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Основные типы неправильного воспитания в семье.

1. Безнадзорность, бесконтрольность.

2.  Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором родителей; приказы, запреты).

3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность гиперопеки). Желания и просьбы ребенка беспрекословно выполняются.

4. Воспитание по типу «Золушки» (эмоциональная отверженность, безразличие, холодность к ребенку).

5. «Жестокое воспитание» (за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе.) К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество).

6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы).

Статья 65 Семейного кодекса гласит: «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».

Для маленького ребёнка семья – это целый мир. В нём он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ О ВОСПИТАНИИ

  • "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной."                    А.С. Макаренко.
  • "Воспитание - это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде поступок, действие, пример."          А.Маркуша.

НАРОДНЫЕ  ПОСЛОВИЦЫ О ВОСПИТАНИИ

  • Учи жену без детей, а детей без людей.
  • Детки хороши - отцу и матери венец,    

   Худы - отцу и матери конец.

  • Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
  • Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.
  • Пример - хороший учитель.

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА?

Чтобы воспитать Человека, нужно:

  •    Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
  •    Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  •    Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
  •    Понимать, что в любых проступках ребёнка следует винить прежде всего себя.
  •    Не пытаться "лепить" своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
  • Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
  • Критиковать только его поступки, а не личность.
  •  Ругать наедине, хвалить при всех.
  •  Ограничить наказания, это путь к взаимной агрессии.
  •  Занять свободное время ребенка интересными делами.
  •  Убедить в том, что нет неисправимых недостатков.
  •  Учить ставить себя в положение другого человека, считаться с мнением других людей.
  •  Стимулировать положительные результаты, создавая ситуацию успеха.
  •  Систематически поддерживать связь с педагогами вашего ребенка.

                  И при этом нельзя:

  • Относится к ребёнку как к Сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают её обратно с процентами.
  • Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, - он вас об этом не просил.
  • Использовать ребёнка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
  • Относится к ребёнку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
  • Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, воспитателей, бабушек и дедушек.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ

  • Если ребёнка постоянно критикуют   он учится ненавидеть.
  • Если ребёнок живет во вражде - он учится агрессивности.
  • Если ребёнка высмеивают- он становится замкнутым.
  • Если ребёнок растет в упреках - он учится жить с чувством вины.
  • Если ребёнок живет в терпимости - он учится принимать других.
  • Если ребёнка подбадривают - он учится верить в себя.
  • Если ребёнка хвалят - он учится быть справедливым.
  • Если ребёнок растёт в безопасности - он учится верить в людей.
  • Если ребёнка поддерживают- он учится ценить себя.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере понимания и дружелюбия -   он учится находить любовь в этом мире.

Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что — малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровой развивающий психологический тренинг для детей дошкольного возраста "Ребенок в безопасном мире"

Слайд 2

Трудности и отклонения ребенка отмечаются в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, в недостаточном развитии самостоятельности, в неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, иногда до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Таким образом, важно сформировать у ребёнка чувство защищённости, уверенности в себе, адекватную самооценку.

Слайд 3

Цели и задачи тренинга: 1. Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. 2. Выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний, которые ребенок не мог своевременно выразить (страхи, обиды, злость и др.). 3 . Социальное познание (познание других людей, разнообразия характеров и стилей поведения человека, механизмов эффективных взаимоотношений с людьми); 4. Развитие навыков эффективного общения, умения отвечать за свои действия, навыков работы в группе. 5. Преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности. 6. Коррекция эмоционально-неуравновешенного поведения детей, снятие агрессии. Развитие навыков контролировать свои эмоции и поведение. 7. Развитие фантазии, творческого подхода к делу, актерских способностей.

Слайд 4

Игровой развивающий психологический тренинг рассчитан на детей 4 - 7 лет и включает в себя 10 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов в кабинете эмоционально-психологической разгрузки, где можно свободно располагаться и передвигаться. Продолжительностью 30 - 40 минут. Количество участников группы: 12-15 человек.

Слайд 6

Игровой развивающий психологический тренинг для детей - эффективный способ работы с проблемами детей : агрессивность, застенчивость, тревожность, медлительность.

Слайд 7

Тренинг включает в себя следующие элементы: Шеринг или обратная связь, во время которого все участники по желанию делятся с группой своим настроением, говорят о самочувствии, о том, что их волнует в данный момент.

Слайд 11

Разогревающее упражнение, направленное на установление контакта между участниками.

Слайд 14

Психогимнастические этюды и упражнения, позволяют отслеживать и различать эмоции, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности, помогает почувствовать состояние другого человека. Пальчиковые игры снимают напряжение, укрепляют мышцы пальцев и развивают мелкую моторику.

Слайд 18

Ролевая игра - это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Такая игра позволяет научиться эффективному общению со сверстниками и со взрослыми, налаживать контакт с группой, и т.д.

Слайд 20

Арт- терапийные упражнения дают выход творческой энергии, развивают талант и творческий подход к делу.

Слайд 27

Релаксация необходима для того, чтобы ребенок научился расслабляться, успокаиваться после активных действий, подвижных игр. РЕЛАКСАЦИЯ

Слайд 39

РЕЗУЛЬТАТ - у ребёнка формируется чувство защищённости, уверенности в себе. Логинова Светлана Васильевна Методист высшей квалификационной категории МКДОУ ДС № 45 г. Пудож Республика Карелия.