11. Внеурочная деятельность

Трохина Юлия Владимировна

Рабочие программы предметно-ориентированных курсов по русскому языку и математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ι. Пояснительная записка

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы курса «Занимательное языкознание» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни.

Цель курса: расширение, углубление знаний младших школьников по русскому языку.

Задачи курса:

  • Развивать интерес к изучению тайн русского языка. 
  • Воспитывать умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
  • Развивать мотивацию к познанию и творчеству.
  • Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся. 
  • Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
  • Создавать условия для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Программа предназначена для учащихся 4в класса. Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год. Занятия проводятся в рамках оказания учащимся платных образовательных услуг. На изучение отводится 1 час в неделю. Изучение курса начато в октябре. Количество учебных часов за год – 25 часов.

II. Планируемые предметные результаты освоения учебного

предмета

  • Уметь правильно употреблять изученные слова и выражения в речи.
  • Уметь находить и исправлять речевые ошибки.
  • Знать виды омонимов.
  • Уметь составлять загадки, шарады и ребусы.
  • Знать, что такое  наука «ономастика».
  • Знать, откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения; некоторые термины и понятия.  
  • Уметь правильно употреблять изученные слова и выражения в речи.
  • Уметь извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

III. Содержание учебного предмета

1. В мире безмолвия и неведомых звуков (2ч)

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

2. В Королевстве Ошибок. (1ч)

Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

3. Слова-двойники. Омонимы. (1ч)

Знакомство с омонимами. Инсценирование рассказов.

4. Наши имена. (1ч)

Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов

5. Интеллектуальные игры. Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы) (1ч)

Знакомство с творческими играми.

6. Прятки с предлогами (1ч)

Обучение решению и составлению криптограмм, шарад, метаграмм.

7. Творческие игры. ("Наблюдатель", "Буриме", "Коллективное стихотворчество", "Коллективное рисование") (2ч)

Знакомство с творческими играми.

8. Карусель загадок (1ч)

Обучение разгадыванию и составлению загадок. Загадки – шарады

9. Секреты анаграммы (1ч)

Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению

10. Крылатые слова (2ч)

Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением

11. Пословица недаром молвится (2ч)

Работа с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц

12. Шиворот – навыворот (1ч)

Логические задачи с синонимами и антонимами

13. Решение заданий конкурсов "Русский медвежонок" прошлых лет (1ч)

14. Игры на эрудицию (1ч)

"Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка"

15. Экскурсия в прошлое. (2ч)

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. В «музее» древних слов

16. Полёт в будущее. (1ч.)

Знакомство с неологизмами. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

17. Устойчивые сравнения (1ч)

Углубить и расширить знания и представления детей об устойчивых сравнениях.

18. Скатерть-самобранка (1ч)

Выяснить, откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

19. Игра «Счастливый случай». (1ч)

20. Подведение итогов (1ч)

IV. Календарно – тематическое планирование

урока

Тема урока

Количество часов

Дата урока

1

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.

1

08.11

2

Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням».

1

15.11

3

В Королевстве Ошибок.

1

22.11

4

Слова-двойники. Омонимы.

1

29.11

5

Наши имена.

1

06.12

6

Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы)

1

13.12

7

Прятки с предлогами

1

20.12

8-9

Коллективное стихотворчество, коллективное рисование

2

27.12

17.01

10

Карусель загадок

1

24.01

11

Секреты анаграммы

1

31.01

12-13

Крылатые слова

2

07.02

14.02

14-15

Пословица недаром молвится

2

21.02

28.02

16

Шиворот – навыворот

1

06.03

17

Решение заданий конкурсов "Русский медвежонок" прошлых лет

1

13.03

18

Игры на эрудицию

1

20.03

19-20

Экскурсия в прошлое

2

03.04

10.04

21

Полёт в будущее.

1

17.04

22

Устойчивые сравнения

1

24.04

23

Скатерть-самобранка

1

08.05

24

Игра «Счастливый случай».

1

15.05

25

Итоговое занятие.

1

22.05



Предварительный просмотр:

C:\Users\Trohina\Documents\Scanned Documents\Documents\Рисунок (8).jpg

Ι. Пояснительная записка

Основная задача обучения математики в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

          Актуальность программы заключается в том, что данная программа соответствует современным представлениям о целях школьного образования и ставит в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Программа позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

           Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

 Цель программы: привитие интереса учащимся к математике, углубление и расширение знаний учащихся по предмету, формирование умения решать нестандартные задачи.

Задачи программы:

- расширять знания учащихся о числах и арифметических действиях;

-  воспитывать интерес к предмету «Геометрия»;

- развивать умение работать над различными видами задач;

- обучать умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Рабочая программа по курсу «Всезнайка» предназначена для учащихся 2в  класса. Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год. Занятия проводятся в рамках оказания учащимся платных образовательных услуг. На изучение отводится 1 час в неделю. Изучение предметно-ориентированного курса по математике  начато в октябре. Количество учебных часов за год – 29 часов.

II. Планируемые предметные результаты освоения учебного

предмета

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- знать римскую нумерацию и уметь пользоваться ею;

- решать комбинаторные задачи с помощью таблиц;

- решать задачи повышенной сложности;

- уметь находить несколько способов решения задачи;

- уметь читать графическую информацию при работе с геометрическим материалом;

- проводить простейшие математические исследования.

 

III.  Содержание учебного предмета

29  часов

Путешествие в прошлое (2ч). История о нуле. Арабские цифры, римская нумерация.

Числа. Арифметические действия. (4ч) Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Занимательные задания с римскими цифрами. Задачи, имеющие несколько решений.  

Закономерности (2ч) Находить закономерность в записи числовой последовательности и продолжать её по тому же правилу.

Геометрия (5ч) Углы. Многоугольники. Многогранники. Применяются сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии.

Комбинаторика (5ч). Решение комбинаторных задач способом перебора (хаотичного или системного), а затем с помощью таблиц.

Мир занимательных задач (6ч) Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений.

Математические игры (5ч) Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания математических  правил. Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

  1. Календарно – тематическое планирование

урока

Тема урока

Количество часов

Дата урока

Характеристика деятельности учащихся

1

Организационное занятие. История о нуле.

1

07.10

Определение интересов, склонностей учащихся.

2

Арабские цифры, римская нумерация.

1

14.10

Выполнение заданий

3

Интересные приемы устного счёта.

                1

21.10

 Устный счёт

4

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

1

28.10

Работа в группе

5

Занимательные задания с римскими цифрами.

1

11.11

Составление и решение математических ребусов

6

Задачи, имеющие несколько решений.

1

18.11

Работа в группе

7

Установление числовых закономерностей.

1

25.11

Находить закономерность в записи числовой последовательности и продолжать её по тому же правилу.

8

Установление числовых закономерностей.

1

02.12

Находить закономерность в записи числовой последовательности и продолжать её по тому же правилу.

9

Поверхности. Линии. Точки.

 

1

09.12

Выполнение различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.

10

Углы. Виды углов.

1

16.12

Чтение графической информации, дифференцирование видимых и невидимых линии.

11

Многоугольники.

1

23.12

Выполнение различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.

12

Многогранники.

1

13.01

Выполнение различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.

13

Многогранники. Практическая работа

1

20.01

Работа в группах

14

Решение олимпиадных задач

1

27.01

Решение заданий повышенной трудности

15

Решение комбинаторных задач способом перебора (хаотично)

1

03.02

Решение задач

16

Решение комбинаторных задач по представлению.

1

10.02

Решение задач

17, 18

Решение комбинаторных задач с помощью таблицы.

2/1

17.02

Решение задач

19

Творческая работа «Создаём комбинаторные задачи».

1

03.03

Работа в группе

20

Решение логических задач на сложение

1

10.03

Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений.

21

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

1

17.03

Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений.

22

Решение задач на развитие смекалки

24.03

Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений.

23

Нестандартные задачи на взвешивание и перемешивание.

1

07.04

Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений.

24

Нестандартные задачи на взвешивание и перемешивание.

1

14.04

Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений.

25

Игра «Космическое путешествие»

1

21.04

Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания математических  правил. Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения.

26

Математический КВН.

1

28.04

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

27

Математический блиц-турнир

1

05.05

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

28

Конкурс  смекалистых

1

12.05

Решение нетрадиционных задач

29

Что узнали, чему научились

1

19.05

Подведение итогов



Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы.

Ментальная арифметика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи.  Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее вашего ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о положительном влиянии ментальной арифметики на умственное развитие детей.  

Отличительными особенностями программы является то, что ментальная арифметика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.

Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.

В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным, общительным, толерантным и отзывчивым, одновременно помогая более слабым

Программа рассчитана на детей 8-10 лет. Плавающий возрастной барьер обусловлен тем, что вхождение в программу «Ментальная арифметика» возможно для детей с 6 до 13 лет в любой промежуток времени, так как по принципу персонализации дополнительного образования посредством выстраивания индивидуальных образовательных  траекторий выставляются свои цели, задачи и планируемые результаты.

Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.

Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.

В объединение принимаются дети разных возрастов и категорий (ЗПР, ЗПРР, ЗРР, РАС) на основе просмотра детей и рекомендаций ПМПк. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора.

Общеобразовательная программа «Ментальная арифметика» (сложение и вычитание) рассчитана на 1 год обучения (162 часа).

Занятия по общеразвивающей программе дополнительного образования «Ментальная арифметика» для каждой группы проводятся для детей 8,9 и 10 лет – по 1 разу в неделю по 1,5 часа с 15-минутным перерывом (3 группы).

Цель программы: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Основные задачи

Обучающие:

- совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметических счет Абакус;

- обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.

Развивающие:

- развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;

- развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;

- развитие познавательной активности через применение технологии личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода.

Воспитывающие:

- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.

- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.

- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.

 

  1. Содержание программы

Раздел 1

Теория: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. (2 часа)

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (2 часа)

Раздел 2.

Теория: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. (2 часа)

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (3 часа)

Раздел 3.

Теория: Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99 (2 часа)

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (3 часа)

Раздел 4.

Теория: Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999(2 часа)

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (4 часа)

Раздел 5.

Теория: Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5.  Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».

Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата». Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата» (5 часов)

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы  (7 часов)

Раздел 6

Теория: Сложение с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга».

Вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом  «Помощь друга» (8 часов)

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы  (10 часов)

Раздел 7.

Теория: Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом.

Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом (4 часа)

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (8 часов)

Раздел 8.

Теория: Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел.

Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. Диагностика (2 часа)

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (6 часов)

Планируемые результаты

В результате освоения программы дети должны:

-иметь элементарное представление о ментальной арифметике, об Абакусе и его конструкции (братья и друзья);

 -знать правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использования большого и указательного пальцев;

 -уметь правильно использовать обе руки при работе с абакусом;

 -уметь набирать числа  (1-10000) на абакусе;

 -освоить простое сложение и вычитание на абакусе;

 -освоить метод сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;

 -освоить метод сложения и вычитания «Помощь друга» на абакусе;

 -освоить комбинированный метод сложения и вычитания.

- иметь конкретные представления о составе многозначных чисел;

- уметь оперировать многозначными числами на абакусе.

В результате прохождения программы у обучающихся повысятся вычислительные навыки и  улучшится успеваемость в школе.

У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе

Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными, отзывчивыми, уверенными в себе,

  1. Календарно-тематический план

(2-е классы)

п/п

Дата

Название темы

Коли-чество

часов

Вид кон-троля

1

01.09

Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья»/

Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев.

1,5

Решение примеров

2

08.09

Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-4.

1,5

Решение примеров

3

15.09

Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 5-9

1,5

Решение примеров

4

22.09

Набор чисел от 10 до 99

1,5

Решение примеров

5

29.09

Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99.

1,5

Решение примеров

6

06.10

Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Простое вычитание.

1,5

Решение примеров

7

13.10

Простое сложение. Примеры на простое сложение. Примеры простое вычитание  

1,5

Решение примеров

8

20.10

Сложение с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формула сложения с 5: +1=+5-4  и базовое упражнение к ней: 4+1

1,5

Решение примеров

9

27.10

Формула сложения с 5: +2=+5-3 и базовые упражнения к ней: 3+2 и 4+2

1,5

Решение примеров

10

10.11

Формула сложения с 5: +3=+5-2 и базовые упражнения к ней: 2+3, 3+3, 4+3

1,5

Решение примеров

11

17.11

Формула сложения с 5:  +4=+5-1 и базовые упражнения к ней: 1+4, 2+4, 3+4, 4+4

1,5

Решение примеров

12

24.11

Вычитание с помощью пятерки методом «Помощь брата».

 Формула вычитания с помощью пятерки: -4= -5+1 и базовое упражнение к ней: 5-4, 6-4, 7-4, 8-4

1,5

Решение примеров

13

01.12

Формула вычитания с помощью пятерки: -3=-5+2  и базовые упражнения к ней: 5-3, 6-3, 7-3

1,5

Решение примеров

14

08.12

Формула вычитания с помощью пятерки: -2=-5+3 и базовые упражнения к ней: 5-2 и 6-2

1,5

Решение примеров

15

15.12

Формула вычитания с помощью пятерки: -1=-5+4 и базовые упражнения к ней: 5-1. Сложение с 10 методом «Помощь друга»

1,5

Решение примеров

16

22.12

Формула добавления с помощью десятки: +9=+10-1 и базовые упражнения к ней 1+9, 2+9, 3+9, 4+9, 6+9, 7+9, 8+9, 9+9. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

17

29.12

Формула добавления с помощью десятки: +8=+10-2 и базовые упражнения к ней: 2+8, 3+8, 4+8, 7+8, 8+8, 9+8. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

18

12.01

Формула добавления с помощью десятки: +7=+10-3 и базовые упражнения к ней 3+7, 4+7, 8+7, 9+7. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

19

19.01

Формула добавления с помощью десятки: +6=+10-4 и базовые упражнения к ней 4+6, 9+6. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

20

26.01

Формула добавления с помощью десятки: +5=+10-5 и базовые упражнения к ней 5+5, 6+5, 7+5, 8+5, 9+5. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

21

02.02

Формула добавления с помощью десятки: +4=+10-6 и базовые упражнения к ней 6+4, 7+4, 8+4, 9+4. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

22

09.02

Формула добавления с помощью десятки: +3=+10-7 и базовые упражнения к ней: 7+3, 8+3, 9+3. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

23

16.02

Формула добавления с помощью десятки: +2=+10-8 и базовые упражнения к ней: 8+2, 9+2. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

24

23.02

Формула добавления с помощью десятки: +1=+10-9 и базовые упражнения к ней: 9+1. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

25

02.03

Вычитание с 10 методом «Помощь друга» . Формулы вычитания с помощью десятки -9=-10 +1 и  базовые упражнения к ней: 10-9, 11-9, 12-9, 13-9, 15-9, 16-9, 17-9, 18-9. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

26

09.03

Формулы вычитания с помощью десятки  -8 = -10 +2 и  базовые упражнения к ней: 10-8. 11-8, 12-8, 15-8, 16-8, 17-8. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

27

16.03

Формулы вычитания с помощью десятки  -7 = -10 +3 и  базовые упражнения к ней: 10-7, 11-7, 15-7, 16-7. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

28

23.03

Формулы вычитания с помощью десятки:  -6 = -10 +4 и  базовые упражнения к ней: 10-6, 15-6. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

29

30.03

Формулы вычитания с помощью десятки: -5 = -10 +5 и  базовые упражнения к ней: 10-5, 11-5, 12-5, 13-5, 14-5. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

30

06.04

Формулы вычитания с помощью десятки: -4 = -10 +6 и  базовые упражнения к ней: 10-4, 11-4, 12-4, 13-4. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

31

13.04

Формулы вычитания с помощью десятки:  -3 = -10 +7 и  базовые упражнения к ней: 10-3, 11-3, 12-3. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

32

20.04

Формулы вычитания с помощью десятки:  -2 = -10 +8 и  базовые упражнения к ней: 10-2, 11-2. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

33

27.04

Формулы вычитания с помощью десятки:  -1 = -10 +9 и  базовые упражнения к ней: 10-1. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

34

04.05

Формула сложения комбинированным методом

1,5

Решение примеров

35

11.05

Формулы вычитания комбинированным методом

1,5

Решение примеров

36

18.05

Диагностика

1,5

Решение примеров

3-и классы

п/п

Дата

Название темы

Коли-чество

часов

Вид кон-троля

1

02.09

Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья»/

Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев.

1,5

Решение примеров

2

09.09

Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-4.

1,5

Решение примеров

3

16.09

Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 5-9

1,5

Решение примеров

4

23.09

Набор чисел от 10 до 99

1,5

Решение примеров

5

30.09

Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99.

1,5

Решение примеров

6

07.10

Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Простое вычитание.

1,5

Решение примеров

7

14.10

Простое сложение. Примеры на простое сложение. Примеры простое вычитание  

1,5

Решение примеров

8

21.10

Сложение с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формула сложения с 5: +1=+5-4  и базовое упражнение к ней: 4+1

1,5

Решение примеров

9

28.10

Формула сложения с 5: +2=+5-3 и базовые упражнения к ней: 3+2 и 4+2

1,5

Решение примеров

10

11.11

Формула сложения с 5: +3=+5-2 и базовые упражнения к ней: 2+3, 3+3, 4+3

1,5

Решение примеров

11

18.11

Формула сложения с 5:  +4=+5-1 и базовые упражнения к ней: 1+4, 2+4, 3+4, 4+4

1,5

Решение примеров

12

25.11

Вычитание с помощью пятерки методом «Помощь брата».

 Формула вычитания с помощью пятерки: -4= -5+1 и базовое упражнение к ней: 5-4, 6-4, 7-4, 8-4

1,5

Решение примеров

13

02.12

Формула вычитания с помощью пятерки: -3=-5+2  и базовые упражнения к ней: 5-3, 6-3, 7-3

1,5

Решение примеров

14

08.12

Формула вычитания с помощью пятерки: -2=-5+3 и базовые упражнения к ней: 5-2 и 6-2

1,5

Решение примеров

15

15.12

Формула вычитания с помощью пятерки: -1=-5+4 и базовые упражнения к ней: 5-1. Сложение с 10 методом «Помощь друга»

1,5

Решение примеров

16

22.12

Формула добавления с помощью десятки: +9=+10-1 и базовые упражнения к ней 1+9, 2+9, 3+9, 4+9, 6+9, 7+9, 8+9, 9+9. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

17

30.12

Формула добавления с помощью десятки: +8=+10-2 и базовые упражнения к ней: 2+8, 3+8, 4+8, 7+8, 8+8, 9+8. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

18

13.01

Формула добавления с помощью десятки: +7=+10-3 и базовые упражнения к ней 3+7, 4+7, 8+7, 9+7. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

19

20.01

Формула добавления с помощью десятки: +6=+10-4 и базовые упражнения к ней 4+6, 9+6. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

20

27.01

Формула добавления с помощью десятки: +5=+10-5 и базовые упражнения к ней 5+5, 6+5, 7+5, 8+5, 9+5. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

21

03.02

Формула добавления с помощью десятки: +4=+10-6 и базовые упражнения к ней 6+4, 7+4, 8+4, 9+4. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

22

10.02

Формула добавления с помощью десятки: +3=+10-7 и базовые упражнения к ней: 7+3, 8+3, 9+3. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

23

17.02

Формула добавления с помощью десятки: +2=+10-8 и базовые упражнения к ней: 8+2, 9+2. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

24

24.02

Формула добавления с помощью десятки: +1=+10-9 и базовые упражнения к ней: 9+1. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

25

03.03

Вычитание с 10 методом «Помощь друга» . Формулы вычитания с помощью десятки -9=-10 +1 и  базовые упражнения к ней: 10-9, 11-9, 12-9, 13-9, 15-9, 16-9, 17-9, 18-9. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

26

10.03

Формулы вычитания с помощью десятки  -8 = -10 +2 и  базовые упражнения к ней: 10-8. 11-8, 12-8, 15-8, 16-8, 17-8. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

27

17.03

Формулы вычитания с помощью десятки  -7 = -10 +3 и  базовые упражнения к ней: 10-7, 11-7, 15-7, 16-7. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

28

24.03

Формулы вычитания с помощью десятки:  -6 = -10 +4 и  базовые упражнения к ней: 10-6, 15-6. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

29

31.03

Формулы вычитания с помощью десятки: -5 = -10 +5 и  базовые упражнения к ней: 10-5, 11-5, 12-5, 13-5, 14-5. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

30

07.04

Формулы вычитания с помощью десятки: -4 = -10 +6 и  базовые упражнения к ней: 10-4, 11-4, 12-4, 13-4. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

31

14.04

Формулы вычитания с помощью десятки:  -3 = -10 +7 и  базовые упражнения к ней: 10-3, 11-3, 12-3. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

32

21.04

Формулы вычитания с помощью десятки:  -2 = -10 +8 и  базовые упражнения к ней: 10-2, 11-2. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

33

28.04

Формулы вычитания с помощью десятки:  -1 = -10 +9 и  базовые упражнения к ней: 10-1. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

34

05.05

Формула сложения комбинированным методом

1,5

Решение примеров

35

12.05

Формулы вычитания комбинированным методом

1,5

Решение примеров

36

19.05

Диагностика

1,5

Решение примеров

4-е классы

п/п

Дата

Название темы

Коли-чество

часов

Вид кон-троля

1

03.09

Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья»/

Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев.

1,5

Решение примеров

2

10.09

Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-4.

1,5

Решение примеров

3

17.09

Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 5-9

1,5

Решение примеров

4

24.09

Набор чисел от 10 до 99

1,5

Решение примеров

5

01.10

Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99.

1,5

Решение примеров

6

08.10

Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Простое вычитание.

1,5

Решение примеров

7

15.10

Простое сложение. Примеры на простое сложение. Примеры простое вычитание  

1,5

Решение примеров

8

22.10

Сложение с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формула сложения с 5: +1=+5-4  и базовое упражнение к ней: 4+1

1,5

Решение примеров

9

29.10

Формула сложения с 5: +2=+5-3 и базовые упражнения к ней: 3+2 и 4+2

1,5

Решение примеров

10

12.10

Формула сложения с 5: +3=+5-2 и базовые упражнения к ней: 2+3, 3+3, 4+3

1,5

Решение примеров

11

19.10

Формула сложения с 5:  +4=+5-1 и базовые упражнения к ней: 1+4, 2+4, 3+4, 4+4

1,5

Решение примеров

12

26.10

Вычитание с помощью пятерки методом «Помощь брата».

 Формула вычитания с помощью пятерки: -4= -5+1 и базовое упражнение к ней: 5-4, 6-4, 7-4, 8-4

1,5

Решение примеров

13

03.11

Формула вычитания с помощью пятерки: -3=-5+2  и базовые упражнения к ней: 5-3, 6-3, 7-3

1,5

Решение примеров

14

10.12

Формула вычитания с помощью пятерки: -2=-5+3 и базовые упражнения к ней: 5-2 и 6-2

1,5

Решение примеров

15

17.12

Формула вычитания с помощью пятерки: -1=-5+4 и базовые упражнения к ней: 5-1. Сложение с 10 методом «Помощь друга»

1,5

Решение примеров

16

24.12

Формула добавления с помощью десятки: +9=+10-1 и базовые упражнения к ней 1+9, 2+9, 3+9, 4+9, 6+9, 7+9, 8+9, 9+9. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

17

07.01

Формула добавления с помощью десятки: +8=+10-2 и базовые упражнения к ней: 2+8, 3+8, 4+8, 7+8, 8+8, 9+8. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

18

14.01

Формула добавления с помощью десятки: +7=+10-3 и базовые упражнения к ней 3+7, 4+7, 8+7, 9+7. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

19

21.01

Формула добавления с помощью десятки: +6=+10-4 и базовые упражнения к ней 4+6, 9+6. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

20

28.01

Формула добавления с помощью десятки: +5=+10-5 и базовые упражнения к ней 5+5, 6+5, 7+5, 8+5, 9+5. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

21

04.02

Формула добавления с помощью десятки: +4=+10-6 и базовые упражнения к ней 6+4, 7+4, 8+4, 9+4. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

22

11.02

Формула добавления с помощью десятки: +3=+10-7 и базовые упражнения к ней: 7+3, 8+3, 9+3. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

23

19.02

Формула добавления с помощью десятки: +2=+10-8 и базовые упражнения к ней: 8+2, 9+2. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

24

26.02

Формула добавления с помощью десятки: +1=+10-9 и базовые упражнения к ней: 9+1. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

25

04.03

Вычитание с 10 методом «Помощь друга» . Формулы вычитания с помощью десятки -9=-10 +1 и  базовые упражнения к ней: 10-9, 11-9, 12-9, 13-9, 15-9, 16-9, 17-9, 18-9. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

26

11.03

Формулы вычитания с помощью десятки  -8 = -10 +2 и  базовые упражнения к ней: 10-8. 11-8, 12-8, 15-8, 16-8, 17-8. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

27

18.03

Формулы вычитания с помощью десятки  -7 = -10 +3 и  базовые упражнения к ней: 10-7, 11-7, 15-7, 16-7. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

28

25.03

Формулы вычитания с помощью десятки:  -6 = -10 +4 и  базовые упражнения к ней: 10-6, 15-6. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

29

01.04

Формулы вычитания с помощью десятки: -5 = -10 +5 и  базовые упражнения к ней: 10-5, 11-5, 12-5, 13-5, 14-5. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

30

08.04

Формулы вычитания с помощью десятки: -4 = -10 +6 и  базовые упражнения к ней: 10-4, 11-4, 12-4, 13-4. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

31

15.04

Формулы вычитания с помощью десятки:  -3 = -10 +7 и  базовые упражнения к ней: 10-3, 11-3, 12-3. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

32

22.04

Формулы вычитания с помощью десятки:  -2 = -10 +8 и  базовые упражнения к ней: 10-2, 11-2. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

33

29.04

Формулы вычитания с помощью десятки:  -1 = -10 +9 и  базовые упражнения к ней: 10-1. Решение специально подобранных примеров.

1,5

Решение примеров

34

06.05

Формула сложения комбинированным методом

1,5

Решение примеров

35

13.05

Формулы вычитания комбинированным методом

1,5

Решение примеров

36

20.05

Диагностика

1,5

Решение примеров

  1. Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Материал

Примечание

Ноутбук

Для работы педагога

Интерактивный стол

Для демонстрации информации

Индивидуальные счёты Абакус

Для работы детей в классе и дома

Демонстрационные счеты Абакус

Для работы педагога

Стол, стул

Индивидуальное рабочее место ребенка

Принтер

Для распечатки материала

Флеш-карты

Для работы педагога и детей

Формы аттестации: решение детьми примеров на время, проверка освоения детьми первого (второго, третьего, четвертого) уровня работы с абакусом, показательные выступления одаренных детей.

Мониторинг проводится после каждого уровня счета на скорость .

Высокий уровень (ребенок говорит ответ в течении 5 секунд)

Средний уровень (ребенок говорит ответ в течении 6 -7 секунд)

Низкий уровень (ребенок говорит ответ в течении 8 секунд и более)


Таблица индивидуального мониторинга освоения программы

(диагностическая карта)

ФИО обучающегося ___________________________

Возраст (класс) ________

Показатели для мониторинга

Уровень на начало учебного года

Уровень на конец учебного года

Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии

Умение набирать и распознавать числа 1-1000 на абакусе (работа двумя руками, работа пальцами)

Умение складывать и вычитать числа на абакусе простым способом

Умение складывать и вычитать числа на абакусе с пятеркой методом «Помощь брата»

Умение складывать и вычитать числа на абакусе с десяткой методом «Помощь друга»

Умение складывать и вычитать числа на абакусе комбинированным методом

Ментальный счет

Сформиро-ваны увлеченность, толерантное поведение, готовность и способность вести диалог со сверстниками и педагогом

Способен к самостоятельному поиску методов решения практических задач

Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий:

на счётах «Абакус»

при ментальном счете (скорость, кол-во чисел)

По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.

Уровни освоения программы

1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.

2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.

3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий.

Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.

  1. Список литературы

1.Х. Шен. «Менар. Абакус 1,2,3,4,5,6»

2. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»

3. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.

4. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.

5. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.

6.Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»

7..Учебник по ментальной арифметике

8..Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»

9.http://menar.ru.com

10.YouTube «Ментальная арифметика для каждого

11.Онлайн-тренажер «Абакус»



Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предлагаемое тематическое планирование интегрированного курса кружковых занятий, включающего в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство.

Учебный материал курса кружка предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей.

1.Цель и задачи программы кружка

- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка,

- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.

Задачи:

• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.

• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.

2. Принципы интегрированного курса

Интегрированный курс кружка предусматривает такие виды деятельности как, чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся.

- интеграция;

- систематичность;

- наглядность;

- деятельностный подход;

- личностно-ориентированный подход.

Структура занятий:

Беседа, рассказ учителя.

Слушание.

Различные виды чтения.

Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

Устный журнал, театрализация.

Лепка из пластилина.

Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

Конкурсы, викторины.

Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

3. Сроки реализации программы 

Программа кружка рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7-8 лет. Занятия продолжительностью 40 мин проводятся 1 раз в неделю (итого 33 занятия).

4. Ожидаемый результат

В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.

Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса кружка:

      Должны знать:

- способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный и подвижный);

- чертёж, рисунок, набросок, иллюстрация;

- работа с разными средствами изобразительного искусства.

    Должны уметь:

- выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;

- реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;

- с помощью учителя анализировать произведение, планировать практическую работу,

 -осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;

- размышлять о характере и поступках героя;

- высказывать своё отношение к прочитанному;

- различать народную и литературную сказки;

- находить в сказке зачин, концовку, сказочные приметы;

- относить сказочных героев к одной из групп — положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи.

     Личностные результаты.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Гуманистическое сознание.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Мотивация любой деятельности.

Самооценка на основе критериев успешности этой деятельности.

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Проявление интереса к творческим успехам товарищей.

 

II. Содержание программы

         Курс «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.

В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.

Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:

рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

III. Тематическое планирование

п.п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество часов

Дата

Тема: «Русские народные сказки» - 10 ч

1,2

Русская народная сказка «Репка».

Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка»

04.09

11.09

3,4

Русская народная сказка «Заячья избушка».

Прослушивание сказки. Герои сказки.

Лепка персонажей.

18.09

25.09

5

Русская народная сказка

Чтение сказки читающими детьми. Иллюстрирование.

02.10

6

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки

09.10

7

Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко»

Чтение сказки. Работа над пересказом. Озвучивание героев.

16.10

8

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту.

23.10

9

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки

30.10

10

Праздник русской народной сказки

Инсценирование. Выставка рисунков к любимым русским народным сказкам.

13.11

Тема: «Народные сказки» - 7 ч

11

Украинская народная сказка «Колосок»

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.

20.11

12

Белорусская народная сказка «Пых»

Слушание сказки. Инсценировка.

27.11

13

Латвийская народная сказка «Заячий домик»

Прослушивание. Герои сказки. Иллюстрирование.

04.12

14

Украинская народная сказка «Рукавичка»

Инсценировка

11.12

15

Белорусская сказка « Сынок-с-кулачок»

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.

18.12

16

Сказка «Теремок» в разных обработках

Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.

25.12

17

Моя любимая сказка.

Рассказывание. Лепка.

15.01

Тема: «Авторские сказки» -10 ч

18,19

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Чтение. Иллюстрирование.

22.01

29.01

20

Е Чарушин «Теремок»

Чтение сказки. Инсценировка сказки

05.02

21

В.Сутеев "Палочка-выручалочка"

Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина

19.02

22

А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...»

Составление вопросов по содержанию сказки

26.02

23,24

В. Катаев «Цветик-семицветик»

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.

05.03

12.03

25

Моя любимая сказка.

Пересказ любимых сказок.

19.03

26

Работа над детским театральным представлением

Инсценировка сказки.

02.04

27

Итоговый спектакль.

Инсценировка сказки.

09.04

Тема: «Сказки в мультфильмах» -5 ч

28

Русская народная сказка «Лиса и Дрозд»

Устройство декорации.

16.04

29

В.Сутеев « Грибок теремок»

 Подбор музыкального и светового оформления

23.04

30

Г. Андерсен «Гадкий утенок»

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций

30.04

31

Праздник «В гостях у сказки»

Литературный праздник.

07.05

32

Любимый герой сказки.

Иллюстрация. Рассказ о персонаже.

14.05

Итоговое занятие -1ч

33

Итоговое занятие

Конкурс сценических постановок.

21.05

IV. Планируемые образовательные результаты обучения

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

- учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе;

- выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

V. Учебно-методическое обеспечение программы

1. Методические пособия:

1. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011

  1. Мультимедийные презентации:

- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru

- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/

- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/

- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/

- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/

  1. Сайты:

http://www.kostyor.ru/tales/

http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/

http://skazki.yaxy.ru/

http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html

http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/

http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg

4.  Мультимедийное обеспечение:

1. компьютер

2. проектор

5. Литература:

1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.

2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.

3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.

4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.

5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.