Открытые уроки и мероприятия.

Норвидене Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Рагнит-Неман: путешествие из прошлого в будущее».

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1 г.Немана: Норвидене С.Н.

Возраст: обучающиеся 4-х классов

Цель: - расширить знания обучающихся о прошлом г.Немана, о достопримечательностях современного города.

Задачи:

- формирование познавательных интересов во внеурочное время;

- воспитание чувства гордости за родной город.

Планируемые результаты:

Предметные:

- обучающиеся получат возможность углубить знания о прошлом г.Немана, о значимых местах, достопримечательностях современного города.

Метапредметные:

Регулятивные:

- контролируют и оценивают свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

- развитие умения работать с информацией (систематизация, хранение, использование).

Познавательные:

- используют общие приёмы решения учебных задач.

Коммуникативные:

- формирование умения взаимодействовать в группах, распределять роли и функции совместной проектной деятельности;

- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Личностные:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

– развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, презентация к уроку (ppt), музыкальные композиции,  нетбук, клип с песней Дмитрия Прокопенко  «Я люблю Неман».

Форма проведения мероприятия: групповое (заочное путешествие с выполнением проекта).

Метапредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Предварительная подготовка:

В процессе подготовки к мероприятию обучающиеся подбирали необходимый материал  о прошлом и настоящем г.Немана.

Ход мероприятия.

1.Организационная часть.

- Здравствуйте, ребята, дорогие гости!

- Занятие хотелось - бы начать со слов американсмкой модели и киноактрисы Шарлиз Терон «Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как путешествия».

Слайд.

- Как вы понимаете смысл этих слов? (Обучающиеся отвечают)

2. Постановка цели и задач мероприятия.

Учитель: - Приближается самый чудесный праздник – Новый год. Люди  стремятся в праздничные дни всей семьёй отправиться в путешествие. Я бы  хотела совершить путешествие по Золотому кольцу России. 

Россия – огромная страна с уникальнейшими природными, историческими достопримечательностями.

Но недаром в народе говорится «В гостях хорошо, а дома лучше».

Многие даже не догадываются, сколько удивительных и  прекрасных мест есть в нашем городе Немане.

Предлагаю, совершить путешествие по родному городу. По маршруту «Рагнит-Неман: путешествие из прошлого в будущее».

                                            (На доске тема занятия).

Ваше исследование поможет привести ряд доказательств того, что город Неман обладает рядом достоинств в нём можно прекрасно отдохнуть.

3. Основная часть.

3.1.Учитель:

Говорят под Новый год,

Что не пожелается,

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

- Повернём время вспять и волею мысли окажемся в прошлом, настоящем и будущем г.Немана.

- В жизни бывают разные дороги: одни светлые, другие темные. Но те и другие способны привести нас к неожиданным открытиям. Надеюсь, что и вы в конце пути найдете для себя что-то новое и приятное.

- В дорогу люди часто говорят добрые и тёплые пожелания. Они выполняют своего рода роль оберега.

Обращаясь к одноклассникам, продолжите предложение, используя весомые фразы на экране.

Слайд.

«Я желаю  …»

Удачи!

Счастливого пути!

Доброго пути!

Счастливо добраться!

Попутного ветра!

В добрый путь!

Приятного путешествия!

Быстрого пути!

Скорейшего возвращения!

Ни гвоздя, ни жезла – излюбленное выражение всех автомобилистов.

Ни пуха, ни пера. Старинное выражение, при этом путник должен ответить «к черту».

Дороги без ям, без выбоин и без ухабов!

Попутного ветра! Подойдет для любого прощания, но более распространено среди моряков.

"Пусть все получится"

"Пусть исполнятся твои мечты и ты достигнешь своей цели"

3.2. Работа в группах.

- Работать будем в группах. Разрешите представить организаторов каждой группы:

1 группа – Чернова А.;

2 группа – Мельник А.;

3 группа – Гончаров Д.;

4 группа – Акулова Ю.

- Ответственные за работу познакомят вас, ребята, с заданием, которое находится в конверте на вашем столе.

                                                       Слайд.

1 группа. Продукт – газета.

Задание:

1.Изучите информацию о прошлом г.Немана (Рагните).

2. Оформите газету. (Варианты названий рубрик «Замок Рагнит», «Жизнь г.Немана с 1947 года», «Интересные факты»).

3.Сообщите интересные факты о прошлом г.Немана.

2 Группа. Продукт – презентация.

Задание:

1.Создайте презентацию «Достопримечательности г.Немана».

2.Сделайте краткое сообщение о памятниках и скульптурах города.

3 группа. Лего-проект.

Задание:

1.Работая с конструктором, создайте лего-проект «Город Неман будущего» (город  2216 года).

2. Защитите проект (составьте рассказ о построенных объектах по плану: название здания (производства).  

(Установка и соединение всех объектов проекта на нескольких плато).

4 группа. Стихотворение, собственного сочинения.

Задание:

1.Выпишите синонимы к слову «родной» из словаря «Синонимов».

2.Сочините  стихотворение, по заданным рифмам. Посвятите его городу Неману.

Рифмы:

…………..живём

………….. поём

…………..дети

…………на свете

3.3. Защита проектов.

                                                               Слайд.

Учитель: - Наш город имеет своё лицо. Нельзя быть культурным человеком, не обогатив свой разум знанием истории своего края, не проникшись уважением перед памятью людей, живших на этой земле задолго до нас, творивших историю, обустроивших быт.

Слово предоставляется первой группе, которая совершила путешествие в прошлое города Немана.

                          (К доске выходят обучающиеся 1 группы. Рассказывают о рубриках  газеты.  Читают стихотворение «Моя родина»).

Моя родина

У каждого есть родина своя

Не та, большая, без конца и края,

А та, родная – милая земля,

Что навсегда ты в сердце сохраняешь.

В нём отчий дом с его большим теплом,

С его любовью, лаской материнской.

И та берёза под моим окном,

Что рядом ветви опустила низко.

Здесь раньше жили рыцари с крестом,

Народом мирным часто угрожая.

Рагнит любил размахивать мечом,

Своих соседей близких унижая.

Теперь навек здесь родина моя.

И сердцу нет её дороже.

Пусть для кого-то малая Литва,

Но для меня здесь малая Россия.

Душа по павшим плачет и скорбит,

Повержен насмерть злобный Прусский демон.

Борись за то, чтобы воинственный Рагнит

Мы превратили в добрый мирный Неман.

                                                     Ухаботнова Л.П.

Учитель: - У нашего города есть славное прошлое. Приятно осознавать то, что вы, молодое поколение, его знаете. И сможете рассказать о нём своим детям.

(Учитель на доске вывешивает карточку «родной город славен своей историей»).

- Аплодисменты 1 группе.

(Аплодисменты).

Слайд.

Учитель: - Чьи бабушки и дедушки жили на этой земле?

- Поднимите руки те, кто из вас живёт в городе Немане со своими родителями?

- Прогуливаясь по улицам города, можно столкнуться с объектами культурного наследия (памятниками истории), которые украшают Неман сегодня.

 Об этом вам расскажет вторая группа, которая совершила путешествие в настоящее города.

(Выступление 2 группы).

- Вы смогли доказать, что город богат достопримечательностями. Наша задача – сохранить это наследие.

(Учитель вешает карточку «город богат достопримечательностями, памятниками»).

- Молодцы! Подарим ребятам 2 группы аплодисменты.

Учитель: - Что нужно сделать, чтобы город всегда оставался таким красивым и чистым? (Не мусорить, не рисовать на стенах домов, не ломать заборы, качели и другое).

- Предлагаю совершить доброе дело - убраться на улицах нашего родного города.

(Звучит музыка)

Дети повторяют движения за учителем:

- подметают метлой

- посыпают  тротуар песком

- долбить лёд

- убирать лопатой мусор.

Слайд.

Учитель: - Третья группа побывала в будущем (на 200 лет вперёд) и создала Лего- проект «Город Неман будущего».

                                           (Выступление 3 группы).

-Аплодисменты!

                                                             Слайд.

Учитель: - Сегодня мы много раз использовали в устной речи слово «родной» город.

Ребята четвёртой группы, работая со словарём синонимов, выписали слова синонимы к этому слову.

А так же сочинили стихотворение о Немане. Вам слово, ребята.

(Выступление 4 группы).

Учитель: - В своём произведении вы выразили любовь к родному городу, гордость за него.

(Учитель вешает карточку «жители города любят и берегут  родной город»).

Учитель: - Жители города посвящают ему не только стихи, но и песни. Послушайте песню в исполнении Дмитрия Прокопенко «Я люблю Неман».

Клип-песня «Я люблю Неман».

4.Рефлексия.

Учитель: - Ребята, чему же мы посвятили наше занятие? (совершили путешествие из прошлого в будущее г.Немана)

                                                       Слайд.

 - Выскажите свои впечатления и чувства от проделанной работы. Я предлагаю вам закончить предложения.

- Я узнал ….

- Я люблю родной город  за……

- Я хочу пожелать ему …..

- Мне понравилось …

Наше путешествие «из прошлого г.Немана в будущее» подошло к концу.

Спасибо всем за проделанную работу.

Вы молодцы, ребята!



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс)

Норвидене С.Н.

учитель начальных классов

МАОУСОШ№1 г.Немана

Тема: Реальное и фантастическое в сказке Г.К. Андерсена «Снежная королева».

 Тип: урок усвоения новых знаний, умений

 Задачи:

 • выделить характерные черты личности Андерсена, характерные черты его творчества;

• показать связь содержания произведения с философскими убеждениями автора, его нравственными представлениями;

 •  учить видеть отношение автора к герою и изображаемым событиям, говорить об отношении автора, доказывая своё понимание этого отношения

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимать позицию автора в произведении, обосновывать это понимание;
  • находить художественную деталь в повествовании, понимать роль детали для передачи отношения автора к описываемым событиям, роль детали в создании образа;
  • различать фантастическое и реальное в произведении, понимать роль фантастического элемента в произведении, объяснять его;
  • отбирать в тексте произведения фрагменты, подтверждающие понимание авторской позиции в произведении;
  • рассказывать о своём восприятии произведения;
  • осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;
  • примерять высказывание к характеру героев.

 Метапредметные:

 регулятивные:

• ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности;

• внимательно слушать объяснения учителя и задание, уметь задавать вопросы на уточнение;

• определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи;

 коммуникативные:

• понимать произведение в соответствии с замыслом автора;

• вести диалог с учащимися класса, с учителем;

• высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии.

Личностные:

• определять своё отношение к прочитанному;

• совершенствовать культуру речи;

• развивать способность сопереживать литературному герою;

• понимать и принимать позицию автора, с уважением относиться к этой позиции;

• стремиться к развитию эстетического вкуса;

• осознавать свою связь с окружающим миром, свою нравственную позицию.

Межпредметные связи: география (Дания); история (Дания и Россия в середине XIX в.); русский язык (значение слов фантастика, фантастический, символ, символический).

Ресурсы урока: Хрестоматия; слайды, подготовленные учителем, с портретом Андерсена; литературоведческий словарь.

Цели и задачи урока:

  • формировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования;
  • обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; обобщить знания учащихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания;
  • формировать умение отыскивать нужную информацию в книге; умение определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание);
  • формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);
  • учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;
  • учить детей примерять высказывание к характеру героев;
  • способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

                                             Ход урока

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний. Рефлексия.

Слайд.

а). Учитель держит глобус.

- У меня в руках глобус. Это путеводитель. На нём обозначено место, которое напрямую  связано с темой нашего урока.

- Поможет разгадать это место - книжная выставка.

               (На выставке сказки Андерсена и одна книга другого автор).

- Что объединяет книги на выставке? Какие это сказки? (Авторские сказки).

- Какая книга здесь лишняя? Почему?

                  (Обучающиеся убирают книгу другого автора.)

Слайд.

C:\Users\User\Pictures\_20120120_1265361844.jpg

- Какие сказки этого автора вы читали?

- Кто догадался, какой географический объект на глобусе? (На севере Европы маленькая скандинавская страна ДАНИЯ. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник — Ганс Христиан Андерсен.).

3.Сообщение темы урока.

Слайд.

C:\Users\User\Pictures\5110_1f0ae2e6052bf02b52a5b71228c3f6b0.jpg«Что такое сказка? Настоящая сказка?- задал вопрос отцу маленький Андерсен.

 Тот ему ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».

 

- Иными словами, это связь реального мира с фантастическим.

- Как вы понимаете слово фантастический? (Фантастический - значит волшебный, воображаемый, это мир сказочной мечты, мир морских чудищ, сирен и русалок).

- А что значит мир реальный? (Это мир, в котором мы живём).

- Прочитайте тему урока.

(На доске: Реальное и фантастическое в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»).

- Сформулируйте  задачи урока?

- Насколько же Андерсену удалось выполнить завет отца и соединить, казалось бы, несоединимое - реальность и фантазию в сказке «Снежная королева», это  мы и узнаем сегодня.

- Итак, вперёд!

4. Прослушивание пьесы «В пещере горного короля» Эдварда Грига из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».  

- Сейчас вы прослушаете пьесу норвежского композитора Эдварда Грига из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».

В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии. Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится со знаменитым датским поэтом и сказочником Гансом Христианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена.

- Будьте внимательны. Постарайтесь представить героя из сказки Андерсена «Снежная королева».

                                                (Слушание)

- Кого представили? Где оказались? Поделитесь впечатлениями. Опишите место.

- Пьеса называется «В пещере горного короля» (танец троллей).

- Я рада, что вам удалось представить тот таинственный мир, который создал музыкальными средствами норвежский композитор Григ. 

5.Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы.

1). - В какой по счёту истории вы познакомились с главным действующим лицом – троллем? (История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках).

- Сколько всего историй в сказке «Снежная королева»? (7).

- Откройте хрестоматию (с.67). Работаем с текстом.

  • Как описан тролль в 1 истории? (прочитай фрагмент из текста).

 «Жил-был тролль, злой-презлой; сущий дьявол». (С.67) Дьявол для Андерсена, как и для всякого христианина, - абсолютное воплощение зла. Его отличительные признаки: неправильное (искажённое) видение предметов и насмешливость.

  • Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели?

«Он смастерил такое зеркало…» Зеркало- средство обезобразить подлинный облик человека. «Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде».

  • Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или сердце?

«А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот… (с.69). Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце…»

2). - Используя эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту)  назовите, какими  становились люди?

На доске плакат:

добрыми

насмешливыми

злыми

терпеливыми

бессердечными

мягкими

честными

чёрствыми

эгоистичными

завистливыми

жадными

                (Учитель выделяет стикером правильные ответы)

- Но ведь мы не найдём эти эпитеты у автора.

- Откуда же мы знаем про эти человеческие качества? (К сожалению, эти качества встречаются не только в сказочном, но и реальном мире).

- А вы знаете таких людей, которые до сих пор носят в своём сердце осколки зеркала?

- А может, это именно они мучают животных, ломают деревья, причиняют зло и обиду, обзывают и оскорбляют?

- А может и кому-то из вас в сердце попали осколки зеркала злого тролля? (Я этому очень рада).

- Чем важна первая история для понимания сказки Андерсена?

6.Физминутка.

7.Обобщение и систематизация знаний.

Давайте вспомним главных героев сказки. Подумаем, есть ли некая  связь между сказочными героями и реальным миром?

- Для этого проведём небольшую исследовательскую работу.

- Посмотрите в листы исследования.

Сказочный (фантастический) мир

Реальный мир

Герой сказки

Характеристика героя  

                                                     1 группа.

Задание:  (Лист ватмана)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Подберите эпитеты к слову «ледяное сердце», запишите.

_________________________________________________________________

3.На одной половине листа нарисуйте «ледяное сердце», на другой – «горячее сердце».

Текст.

- Ай! - вскрикнул вдруг Кай. - Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!
Девочка обвила ручонкой его шею, он часто-часто моргал, но в глазу как будто ничего не было.
- Должно быть, выскочило, - сказал он. Но это было не так. Это были как раз осколки того дьявольского зеркала, о котором мы говорили вначале.
Бедняжка Кай! Теперь его сердце должно было стать как кусок льда. Боль прошла, но осколки остались.
- О чем ты плачешь? - спросил он Герду. - Мне совсем не больно! Фу, какая ты некрасивая! - вдруг крикнул он. - Вон ту розу точит червь. А та совсем кривая. Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат.
И он пнул ящик ногою и сорвал обе розы.
- Кай, что ты делаешь! - закричала Герда, а он, видя ее испуг, сорвал еще одну розу и убежал от милой маленькой Герды в свое окно.

 (Выступление 1 группы).

Слайд.

C:\Users\User\Pictures\46d8f8d2e8c3450c8e7c17e7014adf96.jpg

Вопросы: 

- Переживает ли сказочник за Кая в момент попадания ему в глаз осколка зеркала, или ему всё равно?

- Почему автор говорит о нём «Бедняжка Кай»?

- Почему сердце, в которое попадает осколок становится ледяным (а не железным, не каменным)?

- Как понимаете эпитет «ледяное сердце»? (холодное, лишённое тепла, жизни).

- Тогда, как мы назовём сердце, способное прийти на помощь другу, умеющее сострадать? (Горячим).

- У кого из героев сказки сердце оказалось ледяным?

- А у кого горячим?

- Данная скульптура из самого необычного материала — стеклянная композиция "Сердце Снежной Королевы" в городе Дельфт (Нидерланды). 

Слайд.

C:\Users\User\Pictures\71589cde87e6cd2ede5f2ceb4f0bbc9c.jpg

- Заполним первую строку таблицы 1 и 2 столбика. (Кай - злой, дерзкий, эгоистичный).

Человек, который не видит прекрасного в людях, природе, не умеет любить, — человек с холодными чувствами, холодным сердцем.  

                                                  2 группа.

Задание: (Конверт с цитатами)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты.

Текст.

Олень опять принялся просить за Герду, а сама Герда смотрела на финку такими умоляющими, полными слез глазами, что та опять заморгала, отвела оленя в сторону и, меняя ему на голове лед, шепнула:
- Кай в самом деле у Снежной королевы, но он вполне доволен и думает, что лучше ему нигде и быть не может. Причиной же всему осколки зеркала, что сидят у него в сердце и в глазу. Их надо удалить, иначе Снежная королева, сохранит над ним свою власть.
- А не можешь ли ты дать Герде что-нибудь такое, что сделает ее сильнее всех?
- Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу, ее сила в ее сердце, в том, что она невинный милый ребенок. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколок, то мы и подавно ей не поможем!

 (Выступление 2 группы).

Слайд.

C:\Users\User\Pictures\f0d9bce79fe553ec157090b2874d00f9.jpg 

Вопросы:

- Как относится сказочник к Герде? Какие чувства к ней испытывает?

- Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды?

- Почему вы так думаете? (Её искренняя любовь и доброта не подвластны злым силам).

- А в жизни всегда так бывает? Как быть, если зло оказывается сильнее? (Нужно бороться)

- Заполним 2 строку 1 и 2 столбика таблицы. (Герда - добрая, смелая).

Тролль

«…злой-презлой, сущий дьявол…»

Снежная королева

«Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая!»

Кай

«…он сидел всё такой же неподвижный и холодный…»

Герда

«Ах, как ныли её бедные усталые ножки!»

Маленькая разбойница

«Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные…»

Принц

«… держался он вообще непринуждённо и мило …»

Принцесса

«Умница, каких свет не видывал!»

Колдунья

«… в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами…»

                                                       3 группа.

Задание: (Конверт с разрезанной картинкой)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Соберите картинку. Назовите героев сказки «Снежная королева».

Текст.

Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых кур. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина - Снежная королева; и шуба и шапка на ней были из снега.
- Славно проехались! - сказала она. - Но ты совсем замерз - полезай ко мне в шубу!
Посадила она мальчика в сани, завернула в свою медвежью шубу. Кай словно в снежный сугроб опустился.
- Все еще мерзнешь? - спросила она и поцеловала его в лоб.
- Мои санки! Не забудь мои санки! - спохватился он.
Санки привязали на спину одной из белых кур, и она полетела с ними за большими санями. Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.
- Больше не буду целовать тебя, - сказала она. - Не то зацелую до смерти.
Кай взглянул на нее. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему.

 (Выступление 3 группы).

Слайд.

C:\Users\User\Pictures\5110_8373f9a1c50f3054eeb1d6eec0f468ad.jpg

- Заполним 3 строку 1 и 2 столбика таблицы. («Снежная королева» - безжалостная, бессердечная, бездушная).

 (Коллективное заполнение таблицы. Анализ работы обучающихся  в группах).

- Можно ли встретить в реальном мире людей, подобных героям сказки (прототип - первообраз, оригинал, первоначальный образец, действительное лицо)? Докажите.

8. Игра «Зеркальце».

Слайд.

C:\Users\User\Pictures\246_0.jpg

- В сердце каждого человека живёт и добро, и зло. Зло несут отрицательные черты характера, с которыми человек ведет постоянную борьбу.

И вот сегодня я предлагаю, глядя в наше волшебное зеркало, назвать свою отрицательную черту, от которой вам бы хотелось избавиться. Это нелегко, но  у вас есть такое желание. Попробуем…

9. Итог урока. Рефлексия.

1).- Итак, ребята, наше путешествие по сказочной Дании подходит к концу. Пора подвести итоги.

- Для чего же, создавая  сказку «Снежная королева», Г.Х. Андерсен соединяет реальное и фантастическое? (Сказка помогает понять и увидеть в нашем, реальном мире, что зло ещё существует и с ним надо бороться, а для этого надо прежде всего изжить в себе и чёрствость, и эгоизм, и злобу, и желание посмеяться над кем – то и самим быть нравственнее, чище, добрее).

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, и человек обязательно достигнет своей цели).

Слайд.

Не думайте, что холод длится вечность,

Его растопит теплота сердец.

Восторжествует в мире человечность,

Любовь и Доброта всему венец!

2).- «Закончи предложение, выбирая нужное слово»
C:\Users\User\Pictures\podviedieniie_itoghov_uroka__rieflieksiia31.png

10.Д/З: написать отзыв о прочитанной сказке.

Памятка №1.

1.Какое произведение понравилось?

2.Кто его автор? Кто из героев понравился? Почему?

3.Назовите положительного героя?

4.Чем понравилось это произведение?

Памятка №2

1.Какое произведение понравилось?

2.Кто его автор? Какие произведения этого же автора читал?

3.Назовите положительного героя? Какими поступками он запомнился?

4. Что бы хотели взять положительного от этого героя?

5.Чем понравилось это произведение?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

«Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей».

Цель урока

Формирование у обучающихся представления  о разнообразии   животного мира зоны лесов, о роли леса в природе и жизни людей.

Тип урока

Комбинированный урок

Задачи урока

  1. Повторить и углубить знания обучающихся о природных сообществах леса, о роли леса в природе и  жизни людей.
  2. Развивать коммуникативные компетенции,  навыки учебного сотрудничества. 
  3. Воспитывать бережное и внимательное отношение  к окружающей нас природе.

Планируемые результаты

Предметные:

Обучающийся научится:

- Находить типичных представителей  фауны зоны лесов.

- Составлять цепи питания, которые складываются между обитателями зоны лесов.

Метапредметные :

  1. Познавательные УУД:
  • Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления.
  1. Регулятивные УУД:
  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Слушать и понимать речь других.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Уметь работать в парах, в группе.

Личностные:

- Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Ресурсы

Основные: Окружающий мир. 4 класс.  О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

М. Академкнига/Учебник. 2014

Дополнительные:

Карта «Природные зоны России», карточки с изображением животных, карточки с разноуровневыми заданиями, конверты с заданиями, фильм

Формы  урока

 Ф- фронтальная,  Г- групповая,  И- индивидуальная


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Универсальные действия

1.Организация начала урока Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Наблюдение учителя за организацией обучающимися рабочего места и настроя на совместную коллективную

Включение учащихся в учебную деятельность Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

1. Итак, друзья, внимание –

    Ведь прозвенел звонок.

    Садитесь поудобнее –

    Начнем скорей урок!

2.Эмоционально-художественная рефлексия.

Презентация. Слайд 2.

- На экране два изображения.

- Какое изображение соответствует вашему настроению в начале урока?

1- радостное, весёлое настроение

2 – грустное, печальное  настроение

                 (Учитель делает выводы).

        Целепологание и мотивация

- Как вы думаете, какие качества вам понадобятся сегодня на уроке?
(Умение внимательно читать и вчитываться, умение слушать других, старание, трудолюбие, умение делать выводы, давать полные ответы).

 

Личностные УУД:

положительное отношение к уроку.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем

2.Актуализация опорных знаний Цель: выявить знания из опыта детей по изучаемой теме

Предлагает поделиться своими знаниями по изучаемой теме из своего жизненного опыта.

Демонстрируют свои знания по изучаемой теме из своего жизненного опыта. Отвечают на вопросы викторины.

1.Загадка.

- Вы большие поклонники загадок о природе. Предлагаю разгадать очередную.

- Константин Георгиевич Паустовский описал одно чудесное место. Послушайте, отгадайте, о чём идёт речь?

 «… это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки». 

Ответ:  лес.

- Назовите ключевые слова, которые помогли разгадать слово «лес». (Ответы).

 

2.Проверка д/з.

2.1.Заполни пропуски недостающими словами.

                           Презентация. Слайд 4.

- Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Природная зона, где мы с вами живем_____________. Лесная зона находится южнее зоны__________, на карте она обозначена ______________цветом. Эта природная зона - самая___________, делится на__________части: ________, ______________, _______________________.

Ответ:

тундры;

зеленым цветом;

большая;

тайга, смешанные леса, широколиственные леса.

2.2. Работа с картой «Природные зоны России».

Вопросы учителя:

- Покажите на карте зону тундры.

- Покажите на карте зону тайги.

- Покажите на карте зону смешанных лесов.

- Покажите на карте зону широколиственных лесов.

3.Индивидуальная работа на карточке№1.

 - Привести примеры растений тайги, смешанного и широколиственного леса поможет следующее задание.

                            Презентация. Слайд 6.

– Стрелкой укажите, в каком лесу можно встретить данные растения.

- Приготовьте карточку №1.

- На интерактивной доске будет  работать  Чернова Анастасия.

Растения хвойного леса

Растения

смешанных и широколиственных лесов

                           папоротники

                           пихта

                           дуб

                           липа

                           сосна

                           лиственница

                           ясень

                           ель

                           калина

                           чистяк

                           мхи

 Ответ:

Тайга: папоротники, пихта, сосна,

Лиственница, ель, мхи.

Смешанные и широколиственные леса: дуб, липа, ясень, калина, чистяк.

(Проверка.)

- Дайте словесную оценку  работы одноклассницы.

(Ответы обучающихся).

- Оцените качество выполнения своей работы. (Устные ответы).

(Учитель оценивает работы 2-3 обучающихся).

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои знания

3 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке.

Предлагает определить  тему и цель урока, корректирует ответы учащихся

Формулируют тему и цели урока, намечают план урока

                                    (На доске план)

- На прошлом уроке мы составили план путешествия по природной зоне лесов. Согласно этому  плану, назовите пункты, которые   изучили.

           (Учитель отмечает зелёным стикером пункты плана).

                             План урока:

  • местоположение зоны лесов;
  • особенности природы (неживая природа, живая природа);
  • значение зоны лесов для человека,  её  использование;
  • влияние человека на природу зоны лесов; охрана зоны лесов.

- Прочитайте тему урока. Сформулируйте задачи урока.

                               Презентация.  Слайд 8.

«Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей».

- Составьте план урока.

(Обучающиеся называют пункты, учитель отмечает красным стикером на доске).

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные

4 этап. Первичное закрепление.

Цель: формировать знания и умения по изучаемой теме.

Организует фронтальную работу. 

Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Выполняют задание, работая в парах. Индивидуально под руководством учителя.

Обучающиеся работают самостоятельно.

1. Работа по учебнику (с.90).

- Откройте учебник на с. 90. Прочитайте 1 абзац текста о животных тайги. (Обучающиеся читают вслух).

2. Работа со словарём. Хрестоматия с.183.

- Прочитайте значение слова «летяга».

(Обучающиеся читают толкование слова «летяга»).

3.Работа в парах уч. с.90. Рассматривание иллюстрации (с.88-89).

- Выполните задание в учебнике на с.90,  работая в паре.  

- Кто желает выступить у доски?

(Обучающиеся отвечают у доски).

Презентация. Слайд 10.

- Хочется дополнить ваш ответ.

Презентация. Слайд 11.

- Животные тайги приспособились к жизни в тех зонах, где снежный покров держится более 200 дней в году, а морозы достигают –40 °с. Мышевидные грызуны и землеройки под снежным покровом спасаются от мороза и находят себе пищу на протяжении всей зимы. На ночь в снег закапываются глухари и рябчики, зайцы. Многие животные имеют «механизмы», помогающие им передвигаться по глубокому снегу (широкие лапы у росомахи, зайца­беляка, соболя). У животных тайги густой подшерсток или плотное оперение, слой подкожного жира. Это помогает им переносить сильные морозы.

Можно также отметить покровительственную окраску животных, форму их клювов, крыльев, хвостов. Например, окраска оперения рябчика, сыча­воробья гармонирует с цветом древесных стволов, а короткие, закругленные крылья и длинный хвост у пернатых хищников позволяют им успешно маневрировать между густыми ветвями в полете за добычей (ястреб, сокол).

4.Работа по тексту с.90-91. Самостоятельное чтение.

- Прочитайте про себя 2 и 3 абзацы текста. Постарайтесь составить полный ответ на вопрос «Какие животные обитают в зоне смешанных и широколиственных лесах.

(Ответы. Оценивание).

5.Выступление обучающихся с докладами «Животные зоны лесов».

- Дома вы готовили сообщения о животных лесной зоны. Поделитесь интересными фактами из жизни этих животных.

(Сообщения:  благородный олень, белки-летяга, зубр) Презентация, слайд 12.

6.Самостоятельная работа на карточке №2. Слайд 14.

- Составь цепи питания в лесной зоне.

  • Волк    лось    ветки деревьев
  • Сова    заяц   кора деревьев
  • Куница    белка   орехи
  • Дуб     мышь    лиса
  • Осина    заяц     лиса

- Оцените свою работу. Внимание на доску. Правильный вариант ответа. Слайд 15.

- Верно, ли вы оценили свою работу первоначально? Почему?

 (Самопроверка. Презентация. Слайд 7.)

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность.

5.Физминутка.

Цель: снять утомляемость обучающихся.

Повторяют движения за животными.

Видеоролик.

6. Этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Цель:

формировать навыки использования изученного материала. 

Организует проверку в группах.

Контролирует правильность выполнения задания

Выполняют задания в группе. Отрабатывают полученные навыки

Просматривают видеоролик.

1.Работа в группах.

-Чтобы ответить на следующий волнующий нас вопрос, выполним работу в группах.

- Вспомните правила работы в группах, расскажите о них.

- Прочитайте задание. Составьте план выполнения требования.

1.Изучить информацию из учебника с.92-94.

2.Заполнить таблицу.

- Ответственными будут: ____, _____, ____ и так далее.

                                  Карточка №3.

Роль леса в природе

Роль леса в жизни человека

Ответы:

1: лес — общий дом для растений, животных, грибов, бактерий;

лес – источник создания почвы;

лес защищает почву от ветра и потоков воды;

лес - участник кругооборота воды в природе;

лес - фабрика кислорода (источник чистого воздуха).

2.Источник вдохновения и любимое место отдыха людей;

место отдыха;

лес — кладовая грибов, ягод, лекарственных растений (место сбора ягод, грибов, лекарственных растений);

лес - источник древесины.

                            (Выступления групп).

- Какой вывод можно сделать? (Лес имеет большую роль в природе и жизни людей).

- Нужно ли охранять лес? (Ответы).

- Прочитайте слова. Как вы понимаете смысл прочитанного?

          «Беречь лес нужно не от пожара, а от человека».

Александр Минченков

2.Работа по карте уч. с.146-147. 

- В зоне лесов России  много мест с заповедными территориями.

- Изучите условные обозначения.

- Назовите какие заповедники и национальные парки расположены в природной зоне лесов.

3. Просмотр видеоролика. (3 мин).

- Посмотрите видеоролик о Приокско­Террасном заповеднике, который находится на юге Московской области, питомник зубров и бизонов. 

Познавательные УУД, коммуникативные УУД.

7.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Цель: проверить усвоение темы.

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

1. Рефлексия деятельности.

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Мы их достигли?

- Продолжите предложения.

                                    Презентация. Слайд 17 .

2.Рефлексия настроения.

- У вас на столах смайлики. Нарисуйте улыбку так. Чтобы  определить ваше настроение в конце уроке.

                         Презентация. Слайд 19 .

Регулятивные УУД, познавательные УУД.

8.Домашнее задание.

Цель: закрепить пройденный материал.

Выбирают то домашнее задание, которое понравилось и записывают его в дневник.

Домашнее задание

 По выбору:

- уч. с.90-94 перес;

- подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников.

9.Резервный материал

Карточка №4.

Задание: укажите верную цепь питания, которая сложилась в лесной зоне.

1.Ель – жук-короед – дятел

2.Кустарник – лемминг – песец

3. Лишайник – олень – волк

4.Опавшая листва – дождевой червь – ёж

5.Орешник – белка – лиса - волк

Карточка № 5. 

Найдите лишний объект растительного или животного мира:

б) лиственница, сосна, клен;

в) олень, бурый медведь, лемминг;

г) рысь, тюлень, белый медведь.

Викторина:

Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи (цепи питания)

Ива – белая куропатка – кречет (тундра)

Дуб – сойка – сова (лесная зона)

Растения – тушканчик медведь (Арктика)

Растения – суслик – орел (степь)



Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык. УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс

Тема: Имя существительное. Буквы О/Е после шипящих.

Тип урока: урок повторение

Цель:

1) обеспечить готовность обучающихся к включению в продуктивную обучающую деятельность по повторению изученного материала о правописании  букв О и Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных;

2) формировать умение обучающихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовать проект выхода из затруднений.

Задачи:

1.Актуализировть знания обучающихся о частях слова.

2.Обеспечить повторение правила правописания букв О/Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных.

3.Помочь использовать имеющиеся знания по правописанию букв О и Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях существительных в практической деятельности.

4.Организовать проверку и самооценку обучающимися работы на уроке.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, нетбуки, компьютер, экран, карточки.

1.Организационный этап.

 Эмоциональная  рефлексия.

- Добрый день, ребята, гости!

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Повернитесь и подарите тепло своей улыбки нашим гостям!

2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Какие умения помогут нам продуктивно  поработать на уроке и сохранить хорошее  настроение?

(Ответы)

- Запишите  в тетрадь число, классная работа. (Заранее).

3.Постановка цели и задач урока.

(Презентация. Слайд.)

Мужич.к,  овраж.к, пч_лка, за туч.й.

- Прочитайте слова. Какой частью речи являются?

- Что знаете об имени существительном? (Ответы обучающихся).

- Вставьте пропущенные буквы. Для этого поднимите карточку с нужной буквой.

(Работа с карточками О/Е).

(Презентация. Слайд).

-  Многие сомневались в выборе буквы. А в чем возникла трудность? (Необходимо повторить ранее изученное правило).

- В каких частях слова были пропущены буквы?

- На какой вопрос нам предстоит ответить? (Когда пишется О или Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных).

- Откройте содержание учебника, найдите предполагаемую тему, назовите нужную страницу.

(Ответы: уч. с.85 «Буквы о/е после шипящих»).

- Прочитайте тему урока.

(Презентация. Слайд.)

- Знакома ли вам тема?

- Значит, это  урок открытие новых знаний или повторение изученного? (Ответы)

- Сформулируйте цель урока.

                                             Презентация. Слайд.

Цель: повторить правописание букв О и Е  после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных.

- Определите задачи урока, опираясь на ключевые слова на экране.

                                             Презентация. Слайд.

1. Вспомнить правило написания О и Е после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях существительных.

2.Учиться использовать имеющиеся знания в практической деятельности.

3.Проверять и оценивать результаты своей работы.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1).Работа в парах. Карточки.

                                         (Презентация. Слайд).

Червяч_к, здоровяч_к, ореш_к, старич_к.

- Прочитайте слова. Какой частью речи выражены?

-В какой части слова пропущена орфограмма? (Суффиксе).

- На какие группы можно разбить данные слова? (Одушевлённые, неодушевлённые).

- Ещё по какому признаку? (Орфограмма в ударном и безударном суффиксе).

- Какое правило написания орфограммы нужно применить? (Ответы: в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения - Е.)

(Учитель крепит на доске карточку – памятку № 1).

- Пользуясь правилом,  вставьте пропущенную букву и выделите суффикс.

(Работа обучающихся на карточке).

- Проверьте качество выполнения работы.

Презентация. Слайд. Эталон.

- На листе самооценки по пятибалльной системе оцените свою деятельность в графе «Работа в парах».

(Обучающиеся оценивают свою работу на листе самооценки в графе «Работа в парах»).

2).Работа по учебнику с.85- 86 у.85.

- На страницах 85 и 86 самостоятельно прочитайте требование к 85 упражнению.

- Составьте план выполнения задания. (Ответы обучающихся)

- Первые два слова запишите на доске.

Стих-стишок

Друг-дружок

                                                (У доски работает 1 обучающийся).

- Следующие два слова прокомментирует  с места  Ф.И. обучающегося ____________________ .

Сапог-сапожок

Станок-станочек

(Комментированное письмо).

- Сделайте вывод: когда в существительных, корень которых оканчивается на шипящий, пишется суффикс –ек-, а когда суффикс – ок-? (Ответы).

5.Физминутка.

6. Обобщение и систематизация знаний.

(Презентация. Слайд).

(С малыш_м, со свеч_й, за туч_й, сердц_м, синиц_й, мудрец_м, с лапш_й).

- Прочитайте слова. Какой частью речи являются? В какой части слова пропущена орфограмма?

- Какое правило написания орфограммы нужно применить? (В окончаниях существительных в ед. числе под ударением, как правило пишется О, без ударения – Е.)

(Учитель крепит на доске карточку – памятку №2).

- Запишите самостоятельно данные слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания.

(Самостоятельная работа в тетради. Учитель открывает часть доски, на которой записаны слова.

За компьютером работает 1 ученик (Ф.И. _______________).

- Проверим выполненное задание. Жестами покажите, так ли у  вас.

(Учитель показывает жесты).

 (Проверка).

- Оцените на листе самооценки в графе «Самостоятельная работа» качество выполнения вашей работы.

(Обучающиеся оценивают свою работу на листе самооценки в графе «Самостоятельная работа»).

- Сделайте вывод: когда в окончаниях существительных после шипящих пишется о, е? (Ответы)

7.Обобщение и систематизация знаний.

1). Работа в группах (на столах конверты с карточками).

- Займите рабочие места для работы в группах, четвёрками.

- В конвертах (4)  слова. Подумайте и решите, какое слово лишнее. Объясните свой выбор. Ответственные группы прикрепят выбранное слово на доску.

 (Ответственные прикрепляют карточки со словами на доску)

шёпот

щёлка

 шорох

крыжовник

шов

- Объясните свой выбор. (Ответы)

2.Работа у доски.

-  В какой части слова пропущена орфограмма. (В корне)

- Какое правило написания орфограммы нужно применить? 

(В корне слова после шипящих пишется «ё», если можно подобрать однокоренное в котором после шипящей — е.).

(Учитель крепит на доске карточку – памятку №3).

- Запишите слова, выделите корень. Рядом напишите проверочное слово.

- Заранее включите нетбуки, пусть загрузятся.

(У доски 1 ученик).

- Сделайте вывод: Когда в корне слова после шипящего под ударением пишется О, а когда Е.

(Ответы. Учитель обращает внимание на карточку-памятку №3).

8. Контроль усвоения материала.

Работа в группах с компьютером. Тренажёр.

 - Какие правила  работы в группах вы знаете? Займите рабочие места за компьютерами.

- Откройте тренажёр.

 (Обучающиеся работают за нетбуками).

- На листе самооценки в  графе «Тренажёр»  оцените свою работу.

(Обучающиеся оценивают свою работу на листе самооценки в графе «Тренажёр»).

- Запишите итоговую отметку в самой нижней строке.

- Поднимите руки те, у кого «5». У кого «4»? Молодцы!

9.Домашнее задание: карточки разноуровневые.

- На карточках  жёлтого цвета –  облегчённый вариант задания.

- На карточках голубого цвета – задание посложнее.

- На карточках  красного цвета – сложное задание.

- Выберите любую  карточку.

10. Итог урока.

1). Рефлексия деятельности.

–Какую цель ставили в начале урока? 

- Добились ли поставленной цели?

- Что же нужно знать, чтобы правильно писать буквы О/Е в существительных после шипящих? (Определить в какой части слова пропущена орфограмма).

- Как выбрать нужную букву в суффиксе? В окончании? В корне?

(Учитель акцентирует внимание на карточки-памятки на доске.

Ответы обучающихся).

 - Как вы считаете,  мы выполнили задачи урока? 

 − Какие задания вызвали больше всего затруднений?

- В чем была причина ваших затруднений?

- Что легко получилось?

- Продолжите предложения, выбирая нужное из столбика справа.

Презентация. Слайд.

     

2) . Рефлексия настроения.

 - Молодцы, ребята!

- Вы хорошо потрудились на уроке.

- А сохранили ли хорошее настроение?

- Поднимите карточку с нужным смайликом.

Презентация. Слайд.

- Урок окончен!



Предварительный просмотр:

Тема урока: Наша малая родина

Класс: 2

Цель:  формировать представление о малой родине.

Тип урока: открытие нового знания

Задачи урока:

- раскрыть понятие «малая родина»;

- расширить знания о родном крае;

- узнать, чем богата Калининградская область;

- развивать связную речь, активизировать словарь по теме;

- способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающийся научится:

- понимать, что такое Родина, малая родина.

Метапредметные :

Познавательные УУД:

- Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления.

Регулятивные УУД:

- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- Слушать и понимать речь других.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

- Уметь работать в группе.

Личностные:

- воспитание уважительного отношения, любви к родному краю.

Основные понятия: малая родина

Межпредметные связи:

Ресурсы:

- Окружающий мир. 2 класс. О. Т. Поглазова. Учебник,  2ч.;

- клей;

- электронные физминутки;

- презентация к уроку.

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.(2 мин)

- Ребята, мне хочется начать урок со слов русского советского писателя Александра Трифоновича Твардовского: «Какое это счастье дорогое — иметь свою родную сторону!» (Слайд)

- Как понимаете слова?

- Произнесите хором данные слова. (Дети повторяют хором)

II. Постановка темы урока, цели (5 мин)

- У нас всех есть один общий дом. Как он называется? (планета Земля) (Щелчок)

 - На этой планете есть место, где мы с вами  живём,  живут наши близкие и друзья. (Щелчок)

- Это слово предлагаю составить по буквам.

               Составьте слово: о р д и а н  (Щелчок) (Ответ: Родина)

                                                          (Слайд)

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

                                                 Мы Родиной нашей зовем.

(Учитель крепит карточку РОДИНА)

- Так что же такое Родина? (Ответы)

- Прочитайте значение понятия РОДИНА из толкового словаря. (Слайд)

- Сколько значений имеет Родина? (Родина – это то место, где мы родились и живем. Родина – государство.)

- А как ещё ее называют? (Наша страна – это Россия)

-  Составьте словосочетание со словом РОДИНА? Она какая?

(На доске слова:

сладкая

полосатая

воздушная

малая)

- А что мы называем «малой родиной»? (Ответы)

- Почему вы затруднились при ответе на вопрос? (Не изучали, не знаем).

- Вы сами того не заметили, как определили тему урока. Прочитайте.

- Знакома ли вам тема? (Да. Всё ли вы знаете? Нет. Что хотите узнать на уроке?)

- Сформулируйте цель урока. (Раскрыть понятие «малая родина»)

III. Изучение нового  (5мин)

1). Беседа.

Учитель: - Россия – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая родина у каждого своя!

2) Работа по учебнику с.54.

- Прочитайте 1 абзац текста.

                                                   (Чтение текста вслух).

- Что называют малой родиной? (Это город, село, край, в котором человек родился).

3) Работа по карте Калининградской области.

(На каждой парте лежит карта Калининградской области).

- Назовите нашу малую родину. (Калининградская область)

- Назовите и покажите на карте Калининградской области главный город. (Калининград)

                                    (Ученик показывает на карте г.Калининград)

- Встаньте те, кто родился в г.Калининграде.

- Встаньте те, кто родился в другом городе или  селе Калининградской области.

- Посмотрите, как нас много. И у   всех  у нас одна малая родина – это Калининградская область.

4. Контролирующее задание.

1). - Предлагаю вам узнать побольше  о своем крае!

- Для этого разобьёмся на группы.

- Выберите карточку любого цвета. (На столах карточки 6 цветов).

- Встаньте со своих мест и пройдите  ко мне те, у кого карточка красного цвета. Вы ЭКОЛОГИ. Это люди, которые контролируют экологическое состояние нашей  планеты. Займете место за этим рабочим столом.

(Учитель ставит на стол карточку с названием «ЭКОЛОГИ», дети рассаживаются).

- Подойдите те, у кого карточка жёлтого цвета, вы «АРХЕОЛОГИ». Это люди, которые раскрывают тайны недр земли. Это люди, которые заботятся о природе, об окружающей среде. Займите рабочее место.

(Учитель ставит на стол карточку с названием «ГЕОЛОГИ», дети рассаживаются).

- Подойдите те, у кого карточка зелёного цвета, вы «АКАДЕМИКИ». Это люди, которые хорошо знают растения и животный мир.  Займите рабочее место.

(Учитель ставит на стол карточку с названием «АКАДЕМИКИ», дети рассаживаются).

- Подойдите те, у кого карточка синего цвета, вы «СИНОПТИКИ». Это специалисты, предсказатели погоды. Займите рабочее место.

(Учитель ставит на стол карточку с названием «СИНОПТИКИ», дети рассаживаются).

- Подойдите те, у кого карточка розового цвета, вы «ПОЭТЫ». Это люди, создающие произведения в стихах. Займите рабочее место.

(Учитель ставит на стол карточку с названием «ПОЭТЫ», дети рассаживаются).

- Подойдите те, у кого карточка оранжевого цвета, вы «АНИМАТОРЫ». Это люди, которые организовывают праздники, мероприятия. Займите рабочее место.

(Учитель ставит на стол карточку с названием «АНИМАТОРЫ», дети рассаживаются). (2-3 мин)

2).Проведение инструктажа. Работа в группах. (6-7 мин)

- Вспомните правила работы в группах . (Ответы)

- Ваша задача:

 1) прочитать текст-справку.

2) выбрать в конверте слова и картинки, которые будут ответом на задание и наклеить на лист.

1 группа: Погода.

2 группа: полезные ископаемые Калининградской области

3 группа: животный и растительный мир

4 группа: Редкие животные и растения Красной книги Калининградской области

5 группа: поэзия

6 группа: обряды и обычаи

- На столах конверты с заданием и  текст-справка. На работу отводится 5 минут.

(под музыку)

3). Физминутка. (2 мин)

4).Отчёты о работе каждой группы. (9 мин)

4.1. Синоптики

4.2.Археологи (Учитель раздаёт янтарь)

4.3. Академики

4.4.Экологи

4.5.Аниматоры

Учитель: - Масленичные обряды отличаются своей необычностью и невероятным праздничным настроением.  В них гармонично сочетается окончание зимнего периода, связанных с ним ритуалов и начало нового периода весны.

- Разыграем «борьбу Зимы и Весны».

(Дети делятся на 2 команды. Ведущие: ЗИМА и ВЕСНА)

Учитель: - Не сердись на нас, матушка-Зима, за потеху нашу веселую. Чтим мы тебя за твою красу небывалую, за работу твою великую, что украшаешь своим покрывалом белым Землю-матушку. Игры твои снежные помним, любим. Потому провожаем тебя с почетом и ласкою! Прими от нас поклон до земли, да люби нас как прежде! (Кланяется Зиме).

- Традиционная забава «Лазание по столбу за призом». Кто желает получить приз прямо сейчас?

Отгадайте загадку.

Сам задира, забияка,
Но красавец он, однако.
Очень громкий голосок...
Кто поёт нам? ...
(ПЕТУШОК)

(Учитель дарит, отгадавшему, игрушку).

4.6.Поэты

Учитель: - Вы составили отрывок из гимна, посвящённому городу Калининграду. Этому краю посвящено немало стихотворений. Наш край богат писателями. Это Владимир Львович Корниенко, Юрий Иванов, Ольга Красникова.  (Слайд. Щелчок 1. 2)

                          (На доске дети крепят листы с заданиями)

(Слайд)

5.Д/З:

1- Нарисовать рисунок или принести фотографию красивого уголка своего родного города.

2- Составить устный рассказ о малой родине (Калининградской области).

3 – Написать четверостишие о г.Калининграде.

6.Итог урока.

1). Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

- Предлагаю пройти небольшой тест.

              (На столах карточка «Лист самооценки).

- Ваша задача дать ответ: если «да» - 1 балл, если «нет» - 0 баллов.

1. Знаю, какая погода в Калининградской области.

2. Могу назвать полезные ископаемые своего края.

3. Знаю, какие животные и растения есть в лесах калининградской области.

4. Познакомился с редкими животными и растениями, занесёнными в Красную книгу Калининградской области.

5. Знаю, какие праздники отмечают люди, которые здесь живут.

- Посчитайте общее количество баллов.

- У кого «5», «4», «3».

- Все молодцы!

2). - Предлагаю вам закончить три предложения: (Слайд)

1.Моя малая Родина – это…

2. Я люблю её за …

3. Я хочу пожелать ей …

Учитель: - Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.

“Для России деревня – частица,
 А для нас – родительский дом.
 И мы рады, что можем гордиться
 Малой родиной, где мы живем”.

- Малая Родина для каждого человека своя, но главное, чтобы он любил её, не забывал и приносил ей пользу!

- Сегодня вы здорово поработали на уроке! Молодцы!

- Хочу подарить вам каждому «солнышко». Пусть оно всегда светит, греет вашу душу, чтобы настроение было «солнечное».

-Урок окончен! Прошу вас встать.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научиться воспроизводить название страны; знать, как называется то место, где человек родился, живёт, учится или работает; познакомить с достопримечательностями столицы России

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивныецелеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы

Познавательныеобщеучебные – выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; предметные – повторить и расширить знания о том, что означает слово «Родина», работать с текстом учебника; находить необходимую информацию.

Коммуникативныевзаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностныенравственно - этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; ценить и принимать базовые ценности (родина, уважение к своему народу, к своей Родине), понимают красоту и природу родного края.

Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ, обобщение.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Итог:

- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте (1 класс)

УМК «Школа России»

Тема урока: «Закрепление знаний о буквах Б, б. Письмо слов и предложений с изученными буквами».

Цель:  закрепить знания об изученных звуках и буквах; создать условия для формирования навыка слогового, правильного, выразительного чтения; пополнять словарный запас.

Тип урока: закрепление новых знаний.

Задачи урока:

- Читать слова, тексты с буквой Б.

- Составлять слого-звуковые схемы слов.

- Писать слова и тексты с изученными буквами по образцу в прописях.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающийся научится:

- Распознавать в словах звуки [б], [б'].

- Читать слова, текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста

- Понимать значение слов «один», «много», правильно их употреблять в речи.

- Составлять предложения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- Делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях.

Регулятивные УУД:

- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

- Выполнять гигиенические правила письма.

- Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

Коммуникативные УУД:

- Слушать и понимать речь других.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

- Применять правила поведения  на уроке.

- Рассказывать о необходимости учения.

Ресурсы:

- Обучение грамоте. 1 класс. В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. Учебник,  1ч.

- Электронная физминутка.

- Пезентация к уроку.

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

1). Итак, друзья, внимание –

      Ведь прозвенел звонок.

      Садитесь поудобнее –

      Начнем скорей урок!

2). Эмоционально-художественная рефлексия  «Настроение».

Слайд 2.

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке?

- Желаю вам поработать на уроке так,  чтобы  настроение у всех было радостным.

3) Целеполагание.

- В любом деле нужно выполнять определённые правила. Какие правила нужно соблюдать на уроке?

- не кричать

- не перебивать

- слышать друг друга

- работать сообща.

2. Актуализация знаний.

1). Работа с чистоговорками.

- Повторяйте за мной.

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.

Бу- бы- ба - из окна торчит труба.

Бе-бе-бе — горит лампа на столбе,

Би-би-би — ты деревья не губи.

- Какие звуки встречаются чаще всего? ( [Б], [Б']).

- Что знаете о звуках [б], [б']?

- Какой буквой на письме обозначаются звуки [б] и [б']? (Буквой Б).

                                                                  Слайд 3.

2). Разгадывание загадок.

- Разгадайте загадки.

- Что общего у слов? (Начинаются на букву Б).

- Дайте характеристику 1 звуку в отгадке.

                   (Барабан – согласный твёрдый; белка – согласный мягкий).

3. Постановка темы урока, цели (1 мин).

- Предположите, какой сегодня урок: открытие новых знаний или  закрепление изученного. (Ответы детей).

- Какова цель урока? (Закрепить умение читать тексты со словами, содержащими буквы Б, б, распознавать звуки [б] и [б']; писать слова, предложения с изученными буквами).

3.Применение знаний в новой ситуации. Работа по учебнику с.100.

1). Чтение слов с буквами Б, б.

- Прочитайте слова в столбиках цепочкой,  по одному слову каждый. С последующим проговариванием  этого слова хором. Начнёт чтение обучающиеся 1 ряда.

(На доске слова, записанные в 4 столбика.

Чтение слов цепочкой).

- Сравните столбики слов. Какой столбик лишний, почему? (Ответы).

(Первое слово обозначает  предмет, второе слово – обозначает действие).

- Прочитайте слова, обозначающие 1 предмет. (Ответы).

- Приведите свои примеры. (Ответы детей).

- Прочитайте слова, обозначающие много предметов. (Ответы).

- Приведите свои примеры. (Ответы детей).

2). Чтение текста.

- Прочитайте текст, расположенный ниже.

                                    (Хорошо читающие дети читают).

- Определите сколько слов в 1 предложении, во 2 предложении. (Ответы детей).

- У кого были кубики?

- Что собрал Боря из кубиков?

- Какое слово собрал Борис?

3).Работа с рисунком.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Назовите предметы, в названия которых встречаются звуки б, бь. (Забор, труба, берёза, сугробы).

- Составьте слого-звуковую модели слова ТРУБА.

(Обучающие работают на доске для письма маркером, один ученик - у доски с наборным полотном).

Слайд 5.

4). Слушание стихотворения С.Есенина «Берёза»

- Послушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Берёза».

                                      (Учитель читает стих).

- Какой увидел берёзу автор стихотворения? (Белой)

- Почему?

5). Оценка деятельности на «Листе самооценки».

                                                              Слайд 6.

- В самой верхней строке таблицы справа раскрасьте тот смайлик, который соответствует качеству вашей работы по учебнику.

1 смайлик – Я молодец!

2 смайлик – Старался, но не всё получилось.

3 смайлик – Допускал много ошибок.

4.Физминутка.

5.Работа в тетради на печатной основе с.14.

                                                        Слайд 7.

1). Элементы изученных букв.

- Определите по данным элементам в верхней части тетради, какие буквы рассыпались. (Ответы)

- Обведите элементы строчной буквы б и п.

- Запишите в красной рамке строчную букву б и п.

                                                     (Дети пишут).

2).Задание «Узор».

- Обведите узор по образцу и допишите до конца строки. Если вам понравилось, как вы написали узор,  от строки справа поставьте зелёным карандашом знак +.

3).Задание «Вставьте буквы б или п».

- Какое задание вам предлагает Вопросик?

- Напишите в 1 слово букву б.

                    (Обучающийся пишет на доске и в тетради).

- Прочитайте слово. Спасибо за работу.

- Во второе слово впишите букву п.

                     (Обучающийся  пишет на доске и в тетради).

- Прочитайте слово.

4).Задание «Обведи по серому фону».

- Прочитайте словосочетание на следующей строке.

- Назовите 1 слово. Как оно записано?

- Назовите 2 слово в словосочетании. Проговорите по слогам.

- Обведите словосочетание по серому фону, шёпотом проговаривая.

                               (Обучающиеся обводят).

5). Задание «Запись предложения».

- Прочитайте предложение на следующей строке.

- Сколько слов в предложении.

- Как записано первое слово в предложении?

- Назовите последнее слово в предложении.

- Что стоит в конце предложения?

- Запишите комментировано.

                         (У доски работает обучающийся).

- Проверьте написанное. (Обучающиеся читают вслух).

- Что можете сказать о работе _________?

                                           (Дети аплодируют).

6). Оценка деятельности на «Листе самооценки».

                                                         Слайд 8.

- Во второй строке таблицы справа раскрасьте тот смайлик, который соответствует качеству вашей работы в тетради.

1 смайлик – Я молодец!

2 смайлик – Старался, но не всё получилось.

3 смайлик – Допускал много ошибок.

6. Дополнительно.

Игра «Хлопушки»

- Продолжим выделять звуки {б} и {б’} и поиграем в игру «Хлопушки».

- Я называю слово, если в нем встречается звук [б] или [б`], вы хлопаете в ладоши, но вы должны ещё и догадаться, где находиться этот звук в начале, в середине или в конце слова.

- Всем ясно задание?

ЗЕБРА, БАНКА, ВАЗА, БИЛЕТ, РОЗА, КОБРА, БЕЛКА, ПИОН

7. Итог урока.

1). Рефлексия «Настроение».

Слайд 9.

- Покажите свое настроение после урока.

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке?

- Я очень рада, что настроение у вас, ребята, стало лучше?  

2).Оценка деятельности учеников на уроке.(2 мин)

- Какую цель поставили перед собой на уроке?  

Мы достигли ?

- Как называется буква, которую повторили?

-Какие звуки она обозначает?  

- Что запомнилось на уроке?

- Приготовьте  «Лист самооценки». Оцените свою деятельность на протяжении всего урока.

- Закрасьте 1 смайлик те, кому на уроке было легко.

- 2 смайлик - кому было трудно.

- 3 смайлик те ребята, кто старался,  но не всё получилось.

                                 (Дети заполняют «Лист самооценки»).

- Покажите друг другу «Лист самооценки».

-Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

- Я бы хотела похвалить тех ребят, кто помогал мне в течение всего урока.

     (Учитель называет имена учеников, дарит медаль «МОЛОДЕЦ»).

-  Спасибо всем за урок. Урок окончен.