Педагогическая копилка.

Норвидене Светлана Николаевна

Необходимый материал для современного педагога.

Учебное пособие 1 класс "Школа России".

                                               Учебники

математика часть 1  https://drive.google.com/file/d/18XMYKZGTpsE1J7gDT...

математика часть 2  https://drive.google.com/file/d/1hdRUiJXUE9tk0sp0I...

окружающий мир часть 1  https://drive.google.com/file/d/1XcCn_m_dI4Z7kv3DC...

ИЗО  https://drive.google.com/file/d/1nVdFPn8Uq1GK157Qm...

                                        Рабочие тетради

литературное чтение  https://drive.google.com/file/d/13-99hS_EEdvCkW2-b...

лит.чт. (работа с текстом)  https://drive.google.com/file/d/1xeyFidFpheuFVrjJn...

математика часть1  https://drive.google.com/file/d/1HXWzumUR3ZzkCHr4s...

математика часть 2  https://drive.google.com/file/d/1--YWXNpMVNBrbY8W7...

математика (проверочные работы)  https://drive.google.com/file/d/1dSCGijU2nFBojyGDM...

окружающий мир часть 1  https://drive.google.com/file/d/1ef8xGRZoqUmWAo4_8...

окружающий мир часть 2  https://drive.google.com/file/d/0B0atkW1m24yxSkRCR...

окружающий мир (тесты)  https://drive.google.com/file/d/0B2iC692W3xFRRjZKS...

пропись часть 1  https://drive.google.com/file/d/1ql2FLgNPMkmE7toZJ...

пропись часть 2  https://drive.google.com/file/d/1DjrmwMvMH8WbcVqx-...

пропись часть 3  https://drive.google.com/file/d/1-bQYqO22iV501mkLq...

пропись часть 4  https://drive.google.com/file/d/19VSfalJB_9LCLKq4W...

русский язык https://drive.google.com/file/d/1BhR2-N9tjzCoUHkRz...

                             Поурочные разработки уроков

математика  https://drive.google.com/drive/folders/1c7A0ax3OF5...

обучение грамоте (добукварный период)  https://drive.google.com/file/d/1B7e1bkK09KjXZ_I_0...

обучение грамоте  https://drive.google.com/file/d/1juor6DWvqovvpPwdy...

окружающий мир  https://drive.google.com/file/d/1Ri0hznTxGl09VvHMK...

русский язык  https://drive.google.com/file/d/1yzrzPAIBhtNdIy6-M...

русский язык (сборник диктантов)  https://drive.google.com/file/d/1BwWBG79sDEwYJxMjk...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ

Игровые методы развивающего и психокоррекционного характера обязательно должны быть введены в начальных классах. Это продиктовано необходимостью создания постоянного психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их мышления и личности.

1. Игры на развитие внимания

Рекомендуется детям, характеризующимся повышенной активностью, испытывающим трудности в концентрации внимания и удержании его длительное время на одном предмете.

Игра  «Будь внимателен!»

Игра  «Буквы алфавита»

Игра «Пишущая машинка»

2. Игры на развитие памяти

Игра «Повтори за мной»

Игра «Запомни свое место»

3. Игры на развитие произвольных движений и самоконтроля

Игра  «Замри!»

Игра «Волшебное слово»

Игра  «Запрещенное движение»

Игра  «Игра в мяч»

        

4. Игры на развитие произвольной активности, Формирование их эмоциональной и волевой сфер, коррекция личностных нарушений. Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации

Игра  «Лисонька, где ты?»

Игра «Сова»

5. Игры, способствующие успокоению, уменьшению возбуждения и развитию самоконтроля

Игра «Слушай команду»

Игра  «Кто за кем?»

6. Игры на развитие эмоциональной сферы

Игра  «Я не знаю»

Игра «Возьми и передай!»

7. Игры на развитие коммуникационных способностей (этюды на выражение основных эмоций — внимания, интереса и сосредоточенности)

Игра «Командиры»

Игра  «Раздумье»

8. Игры на снятие страхов

Игра «Битва со змеем-горынычем»

Игра  «Нарисуй свой страх»

Игра «Темнота»

9. Игры на снятие боязни школы

Игра «Школа»

Игра «Кляксы»

10. Игры на развитие мышления и речи

Игра «Картинки-загадки»

Игра «Парные картинки»

Игра «Определи игрушку»

Игра  «Угадай игрушку»

Игра «Лишняя игрушка»

ИГРЫ

НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Рекомендуются детям, характеризующимся повышенной активностью, испытывающим трудности в концентрации внимания и удержании его длительное время на одном предмете.

Игра  «Будь внимателен!»

Цель игры. Стимулировать внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Ход игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно 0,5 м. Звучит маршевая музыка (рекомендуется «Марш» С. Прокофьева). Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается.

В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Игра  «Буквы алфавита» (для детей, знающих буквы)

Цель игры. Развитие внимания.

Ход игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

Игра «Пишущая машинка» (для детей, знающих буквы)

Цель игры. Развитие волевого (произвольного) внимания, закрепление навыков чтения.

Ход игры. Каждому ребенку присваивается буква алфавита. Не следует присваивать только буквы Й, Ь (мягкий знак), т. к. они редко встречаются в односложных словах.

Ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.

Слова для игры: еж, дом, ты, папа, мама, цирк, щека, чаша, каша, рама, рука, ложка, вода, бык, герб, заря, сон, эра, я, стул.

Примечание. Старайтесь подбирать слова, так, чтобы каждый ребенок хотя бы раз поучаствовал в игр.

ИГРЫ

НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Игра «Повтори за мной»

Цель игры. Развитие моторно-слуховой памяти. Процедура игры.

Ход игры. Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и четкой. Один из детей (по желанию) повторяет ритм. Затем ведущий спрашивает детей: «Правильно ли Саша повторил?» Если кто-то из детей считает, что неправильно, он предлагает свою версию (простукивает ритм).

Игра «Запомни свое место»

Цель игры. Развитие моторно-слуховой и пространственной памяти.

Ход игры. В зале каждый ребенок запоминает «свое место». Например, у одного ребенка это место — угол, у другого — стул, у третьего — около двери, у четвертого — центр зала и т. д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде ведущего «Место!» они разбегаются по своим местам.

Примечание. Команду ведущего можно заменить включением какой-либо ритмичной муз

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Игра  «Замри!»

Цель игры. Развитие произвольных движений.

Ход игры. Играет веселая музыка. Дети прыгают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Через 1—1,5 минуты музыка вновь возникает, и дети продолжают движение

Игра «Волшебное слово»

Цель игры. Развитие произвольности, самоконтроля и внимания.

Ход игры. Вариант I. Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.

Примечание. «Волшебное слово» ведущий произносит в случайном порядке, через 1—5 движений.

Вариант II. Процедура игры такая же, как в первом варианте, но тот, кто ошибся, должен выйти на середину и исполнить какой-нибудь «номер» (спеть песенку, прочитать стишок, придумать новую игру и др.).

Примечание. Если тот или иной ребенок отказывается от игровых заданий, не заставляйте, продолжайте игру дальше. Постепенно дети станут свободнее и увереннее в себе и будут отказываться все реже и реже.

Игра  «Запрещенное движение»

Цель игры. Развитие произвольности.

Ход игры. Звучит веселая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом, в центре — ведущий. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) — запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного.

Тот, кто ошибся, становится ведущим.

Игра  «Игра в мяч»

Цель игры. Развитие самоконтроля.

Ход игры. Дети свободно двигаются под веселую музыку. У одного из детей (водящего) в руках мяч. Он кидает его и кричит: «Таня!» Девочка по имени Таня быстро подбегает и хватает мяч. Подумав, подбрасывает мяч и кричит новое имя.

Примечание: Тот, кто заигрался и не услышал своего имени, становится «зрителем» (выбывает из игры). Следите, чтобы дети не называли одни и те же имена. В игре должны участвовать все ребята.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Игра  «Лисонька, где ты?»

Цель игры. Развитие произвольности.

Ход игры. Дети становятся полукругом, ведущий — центр. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы.

По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто лиса. Ведущий зовет: «Лисонька, где ты?» Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.

Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.

Игра «Сова»

Цель игры. Развитие произвольности.

Ход игры. Дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение «дня» дети двигаются.

Затем ведущий командует: «Ночь!» Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить.

Кто из играющих пошевелится или рассмеется, становится совой.

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПОКОЕНИЮ, УМЕНЬШЕНИЮ ВОЗБУЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЮ САМОКОНТРОЛЯ

Игра «Слушай команду»

Цель игры. Развитие способности к сосредоточению.

Ход игры. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается, и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. п.).

Примечания: Команды  даются  только  на  выполнение  спокойных движений. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.

Игра  «Кто за кем?»

Цель игры. Снижение возбужденности детей.

Ход игры. Звучит спокойная музыка (например, «Гавот» А. Ферро или «Инвенция» И. С. Баха). В комнате расставлены стулья. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул. (Другие дети — стоят в стороне и смотрят.)

Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв.

Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Игра  «Я не знаю»

Цель игры. Развитие выразительности движений ребенка, его коммуникативных способностей.

Ход игры. Ведущий выбирает мальчика-незнайку. О чем его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «Не знаю», «Ничего не видел».Выразительные движения: поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.

Игра «Возьми и передай!»

Цель игры. Развитие воображения.

Ход игры. Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Саша передает Свете «тяжелый чемодан», она еле-еле его поднимает, демонстрируя, какой он тяжелый.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Игра «Командиры»

Цель игры. Развитие сосредоточенности и способности к концентрации.

Ход игры. Все дети сидят на стульях полукругом. Ведущий задает ситуацию:  «Вы — командиры, перед вами карта, и вы ее сосредоточенно и внимательно изучаете».

Выразительные движения и мимика: сощуренные глаза, нижняя губа закушена, голова наклонена вперед, указательный палец движется по воображаемой карте.

Игра  «Раздумье»

Цель игры. Укрепление способности к концентрации, успокоению.

Ход игры. Звучит спокойная музыка. Один из детей — «грибник» (пошел в лес по грибы), а другие — лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями, он заблудился. Когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?»

Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди, смотрит перед собой. (Роль грибника должен сыграть каждый ребенок.)

ИГРЫ

НА СНЯТИЕ СТРАХОВ

Игра «Битва со змеем-горынычем»

Цель игры. Снятие страха перед агрессией (нападением сказочного существа); реализация индивидуального подхода.

Ход игры. Игра направлена на снятие страха у одного-двух участников. Другие дети выступают в качестве одного из условий успешной коррекции (групповая помощь).

Например, кто-то из детей очень боится змея-горыныча. Страх перед сказочным персонажем снимается за 1—2 игровых занятий.

Сначала детям предлагается самим нарисовать змея-горыныча. Затем сыграть битву со змеем-горынычем. Сказочный город (поставленные по кругу стулья), в нем живут царевич, царевна и ремесленники. Город сторожат 2 стражника. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна готовит обед. Ремесленники работают (кузнец кует, маляр красит и др.). Стражники обходят город.

Вдруг налетает змей-горыныч. Он ранит стражников, убивает ремесленников, а царевну уводит в свою пещеру. Змей-горыныч встает перед пещерой
и сторожит ее.        

Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник (раненый) показывает, куда змей-горыныч увел царевну. Иван-царевич идет сражаться со змеем-горынычем. Они борются, Иван-царевич побеждает змея-горыныча. Из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет ее в город. Ремесленники радуются, кричат «ура», хлопают в ладоши.

Примечания:

Все роли распределяются между детьми.

Ивана-царевича предлагается сыграть тому ребенку, у кого замечен ярко выраженный страх перед сказочными персонажами.

После окончания игры обсудить, что чувствовал каждый ребенок в игре. Показать, что не надо бояться  страшных  персонажей.

Стимулировать импровизацию и фантазию детей в игре.

Игра  «Нарисуй свой страх»

Цель игры. Снятие страхов.

Ход игры. Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх».

После того как дети выполнят задание, необходимо обсудить, чего боится каждый ребенок.

Игра «Темнота»

Цель игры. Снятие страха перед темнотой.

Ход игры. Игра «Темнота» состоит из пяти этюдов.

1-й этюд. Выбирается ребенок, боящийся темноты (по результатам анализа рисунков детей или после бесед с родителями). В присутствии других детей в ярко освещенной комнате его сажают посреди ее на 5—7 минут, и ребенок воображает, что он один. Другие дети могут рисовать или играть в какую-либо спокойную игру. Можно также организовать с ними разговор: «Видите, Сережа сидит один и ничего не боится! А вы не боитесь?..»

2-й этюд. Ребенок, боящийся темноты, входит за руку с воспитателем в темную комнату на 3—5 минут. Он представляет себя «робким цыпленком», который вошел «в темную нору».

3-й этюд. Второй раз ребенок входит в темную комнату, представив себя «смелым утенком» (на 3—5 минут).

4-й этюд. Поговорим о ночных звуках, затем ребенок отводится в темную комнату на 2—3 минуты до того момента, пока не зазвучит музыка

Тогда он должен выбежать, имитируя какой-нибудь ночной звук: крик совы, лай собаки, мяуканье кошки и др.

5-й этюд. Поиграем 5—10 минут в веселый цирк. Каждый ребенок заранее приносит из дома какой-либо цирковой атрибут (клоунский колпак веер, нос клоуна, флажок, цветок и др.). Всё предметы они оставили в комнате и запомнили места, куда их положили. Дети переходят в другую комнату, а в первой комнате выключается (как бы «по ошибке») свет. Ведущий сообщает, что со звуками музыки дети должны взять цирковые предметы и начнется игра «веселый цирк».

Начинает звучать музыка, дети бегут в темную комнату, берут свои предметы и имитируют клоунов, акробатов, цирковых животных и т. д.

ИГРЫ

НА СНЯТИЕ БОЯЗНИ ШКОЛЫ

Игра «Школа»

Цель игры. Снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе.

Ход игры. Игра состоит из двух этюдов.

1-й этюд. «Школа для животных»

Из общего числа детей отбираются те, которые боятся школы. Каждый ребенок по желанию выбирает для себя роль какого-либо животного (трясущегося от страха зайца, агрессивного тигра). «Животные» рассаживаются за парты, входит «учитель» (ведущий) и начинает урок. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью. Если у детей есть страх не перед школой, а перед учителем, то один из детей играет учителя: «Здравствуйте, звери! Кто выучил домашнее задание?»

2-й этюд. «Школа для людей»

Если в первом этюде допускались различные «звериные» ситуации, то во втором этюде школа представлена как нечто светлое, возвышенное, доброе. Проводится урок рисования. Дети рисуют сюжет «Школа». Один из детей выполняет роль учителя. Можно модифицировать урок рисования. «Учитель» рисует на доске какую-либо фигуру (круг, квадрат и пр.). Дети перерисовывают эту фигуру. «Учитель» обязательно хвалит тех, у кого получился хороший рисунок.

Игра «Кляксы»

Цепь игры. Снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

 Ход игры. Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».

Агрессивные или подавленные дети выбирают краску темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и др.). Посредством общения со спокойным ребенком на предмет интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается.

Примечания:

Дети,  предрасположенные  к гневу,  выбирают преимущественно черную или красную краску.

Дети   с   пониженным   настроением   выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).

Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к таким тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Игра «Картинки-загадки»

Цель игры. Развитие мышления и речи.

Ход игры. Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать.

Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, описывает предмет,  нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Игра «Парные картинки»

Цель игры. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза (сопоставления) .

Ход игры. Используются картинки из двyx наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.

В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.

Игра «Определи игрушку»

Цель игры. Развитие смысловой памяти и мышления.

Ход игры. Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3—5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его название местоимением «он» или «она», История рассказывается в течение 3—5 минут. Водящий  должен  показать  игрушку,  являющую главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ  неправильный,   ребята дополняют  рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

Игра  «Угадай игрушку»

Цель игры. Развитие восприятия, наблюдательности и мышления.

Ход игры. Выбирается один водящий, который выходит на 2—3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать «загадку». Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка «зайка». Ребенок прыгает, «грызет морковку» и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят «Правильно!» или «Неправильно!».

Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать «загадку». Если ответ неправильный, показать «загадку» предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

Игра «Лишняя игрушка»

Цель игры. Развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации.

Ход игры. Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2—3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть «из одного класса», а третья — из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

Входит первая группа и, посовещавшись, берет «лишнюю игрушку» — ту, которая, по их мнению, «не подходит». Так, в данном примере «лишняя игрушка» — это мячик (кукла и зайка — живые, а мячик — нет).

Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4—5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться «Лишняя картинка»).

Список литературы,

используемой при подготовке материала:

Андреева Е.А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей. – М: РИПОЛ классик, 2005

Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007

Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002

Дубровина И.В. Психология – 6-е изд., стер., - М.: Издательский центр «Академия», 2007

Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006

Рудякова О.Н. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия. – Волгоград: Учитель, 2008



Предварительный просмотр:

Перечень изменений в Федеральном законе об образовании

03.07.2016

  1. Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"
  2. Федеральный закон от 03.07.2016 N 286-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  3. Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"
  4. Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  5. Федеральный закон от 03.07.2016 N 306-ФЗ "О внесении изменения в статью 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
  6. Федеральный закон от 03.07.2016 N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
  7. Федеральный закон от 03.07.2016 N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

02.06.2016

  1. Федеральный закон от 02.06.2016 N 165-ФЗ "О внесении изменения в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федеральный закон от 02.06.2016 N 166-ФЗ "О внесении изменений в статью 96 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

02.03.2016

  1. Федеральный закон от 04.06.2014 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

30.12.2015

  1. Федеральный закон от 30.12.2015 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федеральный закон от 30.12.2015 N 452-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров"

29.12.2015

  1. Федеральный закон от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости"
  2. Федеральный закон от 29.12.2015 N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  3. Федеральный закон от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

14.12.2015

  1. Федеральный закон от 14.12.2015 N 370-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 86 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

13.07.2015

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток"
  2. Федеральный закон от 13.07.2015 N 238-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

29.06.2015

  1. Федеральный закон от 29.06.2015 N 160-ФЗ "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  2. Федеральный закон от 29.06.2015 N 198-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

02.05.2015

  1. Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

06.04.2015

  1. Федеральный закон от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

31.12.2014

  1. Федеральный закон от 31.12.2014 N 489-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  2. Федеральный закон от 31.12.2014 N 500-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  3. Федеральный закон от 31.12.2014 N 519-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"

21.07.2014

  1. Федеральный закон от 21.07.2014 N 216-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии"
  2. Федеральный закон от 21.07.2014 N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
  3. Федеральный закон от 21.07.2014 N 262-ФЗ "О внесении изменений в статьи 81 и 86 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

28.06.2014

  1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 182-ФЗ "О внесении изменений в статью 100 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 39 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

04.06.2014

  1. Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федеральный закон от 04.06.2014 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

27.05.2014

  1. Федеральный закон от 27.05.2014 N 135-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

05.05.2014

  1. Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ (ред. от 27.10.2015) "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

03.02.2014

  1. Федеральный закон от 03.02.2014 N 11-ФЗ "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федеральный закон от 03.02.2014 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности"

25.11.2013

  1. Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

23.07.2013

  1. Федеральный закон от 23.07.2013 N 203-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"

02.07.2013

  1. Федеральный закон от 02.07.2013 N 170-ФЗ (с изм. от 30.10.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву"

07.06.2013

  1. Федеральный закон от 07.06.2013 N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ"

07.05.2013

  1. Федеральный закон от 07.05.2013 N 99-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" и Федерального закона "О персональных данных"



Предварительный просмотр:

Основные положения СанПиН для школ

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

 

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

 

Территория школы

 

Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

Территория школы должна содержаться в чистоте.

 

Здание школы, помещения и их оборудование

 

В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

 

 

Начальные классы

 

В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

 

 

Старшие классы

 

Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

 

Группа продлённого дня

 

Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

 

Образовательный процесс

 

Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

 

 

Ученики

 

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.



Предварительный просмотр:

КОНКУРС ЧТЕЦОВ

НА ТЕМУ «Стихи о Великой Отечественной войне»

Звучит музыка. На сцене ведущий.

Ведущий: - Добрый день, дорогие друзья! В нашем зале царит тёплая, дружеская и вместе с тем торжественная атмосфера, а в воздухе витает дух тесной взаимосвязи эпох и поколений.

Всё дальше вглубь времён уходят события Великой Отечественной войны, и потому наша с вами задача – сохранить в памяти и в сердцах историю своей страны, своего народа.

Ведущий: - Сегодня мы собрались в этом зале, для того чтобы провести конкурс чтецов. Тема нашего конкурса «Стихи о Великой Отечественной войне». 

 Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные, страшные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины. Вы послушаете стихи, которые были написаны в годы войны и после неё.

Ведущий: - Оценивать выступления будет строгое жюри. В его состав входят:

______________

______________

Ведущий называет Ф.И.О. членов жюри.

Ведущий: - Каждый конкурсант оценивается по следующим критериям:

- Выразительность и громкость прочтения.

- Умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

- Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения.

- Эмоциональность исполнения.

- Артистичность.

- Умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения.

Ведущий:- Пока конкурсанты готовятся, перед Вами выступит (Ф.И. ученика) ___________ . Он предлагает Вашему вниманию «10 интересных фактов о танках ВОВ».

Выступление ученика с презентацией.

Ведущий:  - Страшное слово ВОЙНА: оно разрушает и убивает то, что называется жизнью, миром, детством… Сколько  жизней она унесла  в первый, второй и все последующие страшные дни этой поистине ужасной катастрофы. 

Первым на эту сцену я приглашаю (Ф.И. участника конкурса) ______________

Выступление конкурсанта.

Ведущий: - 22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь советских людей ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными сёлами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти…

На сцену приглашаю (Ф.И. участника конкурса) ___________________________

Выступление конкурсанта.

Ведущий: - Война оставила свой след почти в каждой семье. Около 27 миллионов сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Во время Великой Отечественной войны разрушено 1710 городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа: выведены из строя заводы и фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.

На сцену приглашаю (Ф.И. участника конкурса) _________________________

Выступление конкурсанта.

Ведущий: - В рядах тех, кто приближал Победу, были наши ровесники. Юные «сыны полков», партизаны, подпольщики…Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова – быть может, они чуть старше вас, ребята.

За мужество и бесстрашие они удостоены звания Героя Советского Союза. 20 тысяч школьников получили медаль «За оборону Москвы». 15- ти тысячам 249-ти юным ленинградцам вручена медаль «За оборону Ленинграда».

Слово предоставляется (Ф.И. участника конкурса) _________________________

Выступление конкурсанта.

Ведущий: - Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили прямо со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну. А дома оставались женщины, дети и старики. Они взвалили на свои хрупкие плечи тяжкое бремя войны.

Слово предоставляется (Ф.И. участника конкурса) ________________________

Выступление конкурсанта.

Ведущий: - Во время войны почтовые конверты использовались только для похоронных извещений, а письма от родных и близких посылались без конвертов – их сворачивали треугольником так, что на внутренней стороне листа оказывалось письмо, а на наружной - писался адреса. Ах, с какой надеждой ждали дома этих заветных «треугольников»! До сих пор в семьях бережно хранятся письма с той далёкой войны.

Слово предоставляется (Ф.И. участника конкурса) ________________________

Выступление конкурсанта.

Ведущий: - До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов. Из них - 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417. На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым молодым – Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу, Борису Смоленскому – едва исполнилось 20. Проходят зимы и вёсны, сменяются поколения, рождаются новые стихи и песни, а они – не вернувшиеся с кровавых полей той великой страшной войны – остаются всё такими же, какими ушли в свой последний бой. Они будут живы до тех пор, пока не иссякнет наша светлая память об их подвиге.

На сцену приглашается (Ф.И. участника конкурса) ________________________

Выступление конкурсанта.

Ведущий: - Дети, наши с вами ровесники, истощённые от голода и холода, не взирая ни на какие трудности, стояли у станков, вытачивая снаряды для фронта. В тот момент они не думали о том, что совершают великий подвиг, но верили – их помощь необходима там, на фронте, их отцам и братьям.

На сцену приглашается (Ф.И. участника конкурса) ________________________

Выступление конкурсанта.

Ведущий: - Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой, Весной и Трудом, Весной и Миром.

Был великий День Победы

Много лет тому назад.

День Победы помнят деды,

Знает каждый из внучат.

Чтит великий день Победы

Вся огромная страна,

В день Победы наши деды

Надевают ордена.

Ведущий: - А теперь предоставим слово жюри.

                                              Слово жюри. Награждение.

.