ПРОЕКТЫ

Долматова Вероника Юрьевна

ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_na_blago_ili_vo_vred.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

4 Городская проектная неделя

«Обучение. Вдохновение. Творчество»

Секция: МУЗЫКА

МУЗЫКА…

НА БЛАГО  ИЛИ  ВО ВРЕД?

Краснов Роман

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Канаш, 9 «А» класс

       Научный руководитель:

                                                                                             Долматова Вероника Юрьевна,

                               учитель музыки  СОШ №8 г Канаш

Канаш – 2009

Оглавление:

1. Введение

             

2. Основная часть

3. Заключение

4. Библиографический список

5. Приложение


Введение.

Актуальность.

Музыка – явление уникальное. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние …

 Музыка, как, пожалуй, никакое другое из искусств, может влиять на настроение, создавать его.

Велика потребность в музыке, когда настроение праздничное, когда хочется усилить общий подъем, создать атмосферу большей торжественности, приподнятости.  Музыка может нам помочь и в минуты печали, волнения, тревоги.

Со звуками, с музыкой связаны все явления окружающего мира. И надо ли удивляться тому, что  она может оказывать разнообразное влияние на человека: может радовать и печалить, возбуждать и успокаивать, повышать работоспособность и создавать фон для отдыха. Никто не может толком объяснить, почему он слушает музыку. Общеизвестно, что музыка способна действовать на нас определенным образом. Именно это стало причиной использования музыки не только как развлекательного фона и элемента, но и конкретного инструмента воздействия на организм человека.

Музыка окружает нас повседневно, вместе с радио, телевидением, новыми информационными технологиями  она вошла в каждый дом. И в этих условиях очень важно, чтобы человек овладел культурой восприятия музыки, умел регулировать ее «дозы».

Часто  музыка звучит непрерывно с утра до ночи. Звуковая мощь электромузыкальной техники во много раз превосходит уровень, безвредный для человеческого организма, молодые ее поклонники целый день слушают музыку на максимальной громкости, едят, читают, гуляют, занимаются, даже смотрят телепередачи под музыку. При этом восприятие любой информации в таких условиях притупляется. Музыка превращается в каскад звуков, шумовой фон, далеко не безразличный для организма.

Установлено, что звуки воспринимает не только орган слуха, но и вся поверхность тела, причем нет способов, позволяющих полностью блокировать этот раздражитель…

Проблема.

Ежедневно мы становимся свидетелями, как повсеместно  подростки ходят с наушниками в ушах. Такое ли это безобидное  увлечение, как нам кажется?

Сегодня такого рода  увлечение зачастую приводит к тому, что музыка из великого блага превращается в огромное зло.

Среди причин, влияющий на здоровье поколения, ученые называют не только менее здоровый образ жизни современных родителей, плохую экологию и прочие факторы, но и то, что сегодня серьезно изменились музыкальные предпочтения, появилось много «вредных» для здоровья музыкальных направлений, а популярность «полезной» классики или, к примеру, народной музыки упала.  Но все они доказывают одно – музыка ВЛИЯЕТ! Другое дело, что помимо положительного влияния, музыка может оказывать и прямо противоположный эффект – провоцировать развитие всевозможных заболеваний и нервных расстройств, и даже быть причиной суицидальных намерений. Именно поэтому важно знать, какая музыка считается полезной, а какая нет.

Какая же музыка нужна в доме?   Какая музыка считается для человека «вредной», а какая благотворной, «целебной» для организма? ....

Ответы на эти вопросы рассматриваются в данном проекте.

Цель проекта:

Изучить проблему   разнообразного влияния музыки на человека, помочь разобраться  в  сложной, разнообразной окружающей  нас повседневно музыкальной  атмосфере, когда музыка из великого блага превращается  в огромное  зло.

Задачи:

1. Помочь выбрать «правильную», безвредную для организма человека музыку.

2. Выработать иммунитет против пошлой, безнравственной, безвкусно- развлекательной музыки.

3. Пробудить интерес к высокохудожественной, классической  музыке.

4. Развить  культуру восприятия музыки, уметь регулировать ее «дозы».

Новизна.

Идея изучения, исследования проекта возникла не случайно.

 Невозможно без крайней тревоги отмечать, что интерес молодежи к подлинному искусству       ослабевает, интерес легкой, бессмысленной и антихудожественной музыке возрастает  с каждым днем.

Наш  проект нацелен на изучение проблем  разнообразного влияния музыки на человека, помочь  в выборе благотворной,  безвредной для организма человека музыку. Развить  культуру восприятия музыки, уметь регулировать ее «дозы».

Проект   поможет:

  • выяснить  предпочитаемую музыку подрастающим поколением  и  на основе полученных результатов  дать ценные рекомендации о влиянии и возможных  последствий  разнообразной музыки  на организм человека,
  • составить «рецепт» благотворно влияющей на человека музыку.

Изучение и исследование данного проекта  позволит  комплексно подойти к решению задач  духовно – нравственного, художественно – эстетического характера.

Данная работа поможет  найти ответ на важный  и актуальный вопрос: « Что делать, чтобы музыка не «калечила» души, сознания и организм подрастающего поколения»

Методы достижения цели проекта:

  • Изучение литературы;
  • Анкетирование  учащихся старших(8-11)классов;
  • Анкетирование населения старшего поколения;
  • Составление диаграмм;
  • Наблюдение;
  • Сбор и анализ информации;
  • Поиск информации на сайтах  интернета;
  • Беседа со школьным психологом, медицинским работником;
  • Консультации  учителем  музыки;

Основная часть.

Теоретические основы и исследовательская работа.

В том, что музыка может создавать определенное настроение и вызывать соответствующие эмоции, никого убеждать не надо. А вот то, что она является еще и отличным лекарем, известно не каждому. Между тем способность исцелять давным-давно была подмечена древними врачевателями.

Лечебные свойства музыки были замечены давно. Еще в Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. Здесь был выстроен специальный музыкально-медицинский центр.

Целая система оздоровления с помощью музыкальных инструментов существовала в Древнем Китае. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от тех недугов, которые неподвластны врачам.

Большое значение придавалось музыкотерапии в Индии. В начале XX века этот метод лечения стали активно применять в США, Западной Европе, Канаде, Австралии. Дошел он и до России. Известно, что музыкотерапию «прописывают» при заболеваниях сердечнососудистой системы. При заболеваниях органов дыхания, хроническом бронхите и бронхиальной астме, рекомендуется сочетать музыкотерапию с вокалом.

Уже давно доказано, что она лечит различные заболевания нервной системы - неврозы, неврастении, депрессии, бессонницу, а также некоторые психические заболевания - эпилепсию, шизофрению, оказывает благотворное влияние на состояние желудочно-кишечного тракта: с ее помощью лечат гастриты, колиты, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

Многие западные специалисты активно используют музыку в педиатрии. Всевозможные научные  исследования подтвердили, что хороший лечебный эффект наблюдается при прослушивании целебных мелодий детьми, отстающими в развитии.

Немецкие врачи установили, что при прослушивании музыкальных композиций накануне операции использование успокоительных и обезболивающих средств в этот период сокращается по сравнению с обычными нормативами вдвое. Гораздо легче протекает под музыку и послеоперационный период: быстрее затягиваются швы, заживают раны.

Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии

Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

Для древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения.

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией  и арттерапией  музыкотерапия.

В  России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт.

Научно доказана, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех.

Доказано, под воздействием классической музыки улучшается рост растений, даже удой молока у коров. Она благотворно влияет на плод у беременных женщин, помогает усвоению иностранных языков, стимулирует умственную способность… Таких примеров можно привести  много. Ведь классика – это отобранное веками лучшее, что есть в человеческой культуре. Благотворной, полезной  для человека  считается  также музыка  детская и народная.

А вот что касается некоторых современных направлений в музыке, то примеров негативного  воздействия  на психику и здоровья человека немало. Не единичны случаи, когда после концерта рок-звезд в зале остаются  лишь обломки стульев, или в самом разгаре концерта  приходится  вызывать пожарную команду, которая струями воды охлаждала сильно разогревшие страсти фанатов.

Некоторые рок- группы  играют музыку настолько громко, что глухота становиться чуть ли не профессиональной болезнью. Однако экспериментами установлено, что   рок музыка, воздействуя ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые слышат все наши органы, способна разрушать мозг. А громкость музыки  превышающий  100 децибел, может слушателей довести   в полуобморочное состояние.

По мнению психолога Д.Азарова, рок-музыка способна подтолкнуть человека на крайний шаг. Азаров «прогнал» через компьютер многие  сочинения рок-групп  и обнаружил, что в их музыке часто повторяется  роковое сочетание нот, ведущее к самоуничтожению.  Психолог утверждает, что это и есть тот  «звуковой яд», который способен довести человека до сумасшествия.

Различают  множество современных музыкальных направлений, вызывающие  у слушателей сильную агрессию. Если на концерте солист в состоянии экстаза, например, порезал себя стеклом, то некоторые считают это высшим проявлением “искусства” энной группы. Классика же, как и здоровая пища, противостоит вышеупомянутым музыкальным наркотикам.

  В ходе исследовательской работы,  мы - автор проекта, вместе с моим научным руководителем учителем музыки, составили вопросы для учащихся старших(8- 11-х) классов и старшего поколения  с целью выяснения  какую музыку, как часто, на сколько громко предпочитают слушать музыку подростки и поколение постарше (папы-мамы, бабушки и дедушки).

В результате, при анализе и в сравнении результатов анкетирования пришли к выводу: что 90 % опрошенных  учащихся  предпочитают эстрадно- развлекательную музыку, причем на вопрос: «на сколько громко вы любите слушать музыку», 70% из них ответили  «чем громче, тем лучше». Если учесть то, что эти же ребята слушают музыку  всегда,  можно представить, какие  плачевные последствия  могут ожидать любителей такой музыки!

Результаты анкетирования  среди населения старших поколений оказались намного  утешительнее: 50% любителей народной и 40 % классической музыки при предпочитаемой в умеренном звучании музыки, вряд ли нанесет ущерб организму человека, скорее всего наоборот, только поможет справиться с некоторыми недугами... (см.диаграмму в разделе Заключение)

Специалисты уверяют, что музыка тем полезнее, чем она менее ритмична и тише. Так, музыка с ритмом 60 ударов в минуту – как медитация – замедляет бета-волны в головном мозге, и мозг в таком расслабленном состоянии прекращает испытывать стресс и стабилизируется. Именно поэтому прослушивание музыки с таким ритмом позволяет избавиться от нервозности и тревоги, улучшить трудоспособность и внимательность, нормализовать общее состояние и вернуть чувство умиротворения. Зато когда мы начинает слушать максимально ритмичную музыку, происходит обратное воздействие. Частота волн головного мозга начинает превышать допустимые нормы, и мозг начинает испытывать стресс. И если таким нагрузкам мозг подвергать постоянно, появляется не только повышенная утомляемость, раздражительность и бессонница, но и более серьезные проблемы.

Влияние музыки разной частоты на поведение и людей изучали многие ученые. В частности специалист из Израиля Уоррен Бродски наблюдал за студентами, которые ездили по улицам виртуального города под музыку разной частоты. В итоге он выяснил, что с увеличением темпа музыки, водители чаще выезжали на красный свет и попадали в ДТП. И в целом у них было в два раза больше шансов попасть в автокатастрофу, чем у любителей медленных записей.

К аналогичному выводу пришел и американский психолог, консультирующий RAC Конрад Кинг. Он отметил, что, если скорость музыкальной композиции превышает 60 ударов в минуту, то у людей, которые слушают такую музыку, учащается сердцебиение и повышается кровяное давление.

Ежедневно мы становимся свидетелями, как повсеместно  подростки ходят с наушниками в ушах.         Такое ли это безобидное  увлечение, как нам кажется?

В ходе наблюдения  за своими одноклассниками, ровесниками при исследовательской работе я обратил внимание  на то, что часто музыку, которую слушают те или иные  подростки в наушниках, слышно  и окружающим. Эта громкость часто равняется 100%, что особенно губительна для слуха. Между тем, учеными установлен  фактор, от которого зависит степень влияния музыки – это громкость. В частности, канадскими учеными удалось доказать, что под громкую музыку на выполнение физических и умственных упражнений уходит примерно на 20% больше времени. В своем исследовании специалисты просили добровольцев выполнять различные задания под музыку, изменяя громкость от 53 дБ (типичный уровень шума в офисе) до 95 дБ (уровень). В итоге было отмечено, что с ростом громкости реакция людей сильно падала.

В исследованиях  специалистов из Гарвардской Медицинской школы (США), которые изучали, насколько опасно прослушивание громкой музыки через наушники,  сделаны выводы, что громким считается звук, когда он превышает 80% возможной громкости. И слушать музыку такой громкости безопасно для здоровья только в том случае, если это делать не дольше 90 минут в день. Что же касается наушников, было доказано, что прослушивание музыки таким образом при 10-50% громкости в течение продолжительного времени не опасно для слуха. Но если включить музыку на 100% громкость и надеть наушники (именно этот факт привели в качестве примера в ходе наблюдении в), то даже 5-минутное прослушивание может привести к глухоте. Причем относится это и к детям и к взрослым.

Также, по словам авторов исследования, у людей, которые постоянно громко слушают музыку, ухудшение слуха может проявиться уже в течение 10 лет. И у подростков, привыкших к громкой музыке, слух нарушится уже к 25 годам и уже не вернется.Сегодня такого рода  увлечение зачастую приводит к тому, что музыка из великого блага превращается в огромное зло.

Врачи и музыковеды не без оснований встревожены тем, что зачастую первые мелодии, которые слышит и к которым привыкает ребенок,— это грохочущие шквалы современных эстрадных шлягеров, а не ласковая мамина колыбельная, и не песни, специально созданные для детей выдающимися  композиторами мира. Достаточно изучено  и доказано  особенно неблагоприятное воздействие  навязчиво-громкой, ритмически подчеркнутой  музыки. Известно, что  ребенок  с первых лет жизни реагирует на громкую музыку общим  возбуждением, учащением сердцебиения, дыхания. Что делать, чтобы музыка не навредила хрупкий детский организм? Врачи и музыковеды рекомендуют   приобрести, например, «Детский альбом» Чайковского, «Картинки выставки» Мусоргского, другие диски, предназначенные специально для детей. Но даже спокойную, мелодичную музыку ребенок дошкольного возраста оказывается  должен слушать не более получаса.  Конечно, усадив   малыша и сказав: слушай! не ограничишься —  вряд ли будет на это способен. Но пока он играет с игрушками, складывает кубики, лепит, рисует,  советуют включить ему  музыку с подходящей записью. Также рекомендуют  приучать ребенка и к «исполнительству»: петь вместе с ним, купить ему детский ксилофон, губную гармошку, научить наигрывать простые мелодии - все это приносит радость, обогащает эмоции, служит общему развитию. Таким образом, следует с самого раннего детства  привить любовь и  культуру восприятия «правильной», безвредной для организма ребенка музыки.

В целом, медикам и психологам все же удалось доказать общую закономерность положительного и отрицательного воздействия конкретных музыкальных направлений. В частности, к «вредной» музыке были отнесены  хип-хоп, панк-рок, Хард-рок ( тяжелый рок), хэви-метал, итд. А вот в список «полезных» попали практически все произведения классиков. Причем, самой целебной и необыкновенной по воздействию принято считать музыку Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная – этот музыкальный феномен даже получил свое определение, как «эффект Моцарта». Не менее полезно слушать детские и народные песни, которые формируют ощущение защищенности и полного спокойствия. Но и это еще не все. Специалистами были выделены конкретные музыкальные композиции, которые рекомендовано «принимать» для лечения и профилактики всевозможных недугов.

Исследования не оставляют никаких сомнений - звуки определенной частоты, возникающие с определенной периодичностью, чем, собственно, и является музыка, способны исцелять и душу, и тело!  Ученые даже утверждают, что музыка воздействует не только на психику человека, что звуковые волны способны проникать в наш организм через кожу и оказывать благоприятное воздействие на внутренние системы и органы.

В специальных  выпусках  газет «Музыкальная лечебница»,  и в буклете «Рецепт лечебной музыки»,  основанные  на советах  известных педагогов, врачей, ученых, психологов, каждый найдет для себя  полезные советы о лечебных свойствах  музыки.  


Заключение.

       В результате исследовательской работы был изучен материал по данной теме.

  •  Проведен опрос  среди  учащихся старших(8- 11-х) классов.  По результатам   анкетирования   составлены  диаграммы. Выяснилось,  что 90 % опрошенных  учащихся  предпочитают эстрадно- развлекательную музыку, причем на вопрос: «на сколько громко вы любите слушать музыку», 70% из них ответили  «чем громче, тем лучше». Если учесть то, что эти же ребята слушают музыку  всегда,  можно представить, какие  плачевные последствия  могут ожидать любителей такой музыки!

  • Результаты анкетирования  среди населения старших поколений оказались намного  утешительнее: 50% любителей народной и 40 % классической музыки при предпочитаемом  в умеренном звучании музыки, вряд ли нанесет ущерб организму человека, скорее всего, как утверждают врачи, ученые, музыковеды, повлияют только положительно, поможет справиться с некоторыми недугами...

  • В ходе наблюдения  за своими одноклассниками, ровесниками при исследовательской работе было замечено, что часто музыку, которую слушают те или иные  подростки в наушниках, слышно  и окружающим. Эта громкость часто равняется почти 100%, что особенно губительна для слуха. Между тем, учеными установлен  фактор, от которого зависит степень влияния музыки – это громкость. Также, известно, у людей, которые постоянно громко слушают музыку, ухудшение слуха может проявиться уже в течение 10 лет. И у подростков, привыкших к громкой музыке, слух нарушится уже к 25 годам и уже не вернется.
  • Был выпущен  специальный  выпуск газет «Музыкальная лечебница»,  буклет «Рецепт лечебной музыки»,  основанные  на советах  известных педагогов, врачей, ученых, психологов, каждый найдет для себя  полезные советы о лечебных свойствах  музыки.  

  • Для наглядного и эффективного восприятия исследуемого  материала по данной теме,  была создана компьютерная презентация, где  можно проследить цели, задачи, проблему и актуальность, этапы  и результаты  исследования.

    Благодаря данному проекту, мы смогли изучить проблему   разнообразного влияния музыки на человека, пытались разобраться  в  сложной, разнообразной окружающей  нас повседневно музыкальной  атмосфере. Старались убедить в необходимом выборе «правильной», благотворной,  безвредной для организма человека музыку.  Развить  культуру восприятия музыки, уметь регулировать ее «дозы».

   Проект   помог  выяснить  предпочитаемую музыку подрастающим поколением  и  на основе полученных результатов  дать ценные рекомендации о влиянии и возможных  последствий  разнообразной музыки  на организм человека, составить «рецепт» благотворно влияющей на человека музыку.

     Изучение и исследование данного проекта  позволило комплексно подойти к решению задач  духовно – нравственного, художественно – эстетического характера.

        Библиографический список.  Интернет-ресурсы.

1. Ежемесячный научно методический журнал  «Дошкольное воспитание»

2. Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель»

3.  Научно- методический журнал  «Музыка в школе»

4. http://zuzn.ru/lechebnaya-muzyka/lechebnaya-muzyka/

5. http://relax-cd.ru/

6. http://www.perevozki24.ru/piano2.html

7. http://www.smakmusic.ru/vrac.html

8. http://www.eurolab.ua/news/world-news/11713/

 

9. http://indigohealth.ru/?p=538

10. http://smart-paradox.metdioz.ru/publ/24-1-0-165

Словарь терминов.

Музыкальный центр “Эйдос” -   центр, занимающийся проблемой воздействия музыки на психоэмоциональное состояние человека.

Фитотерапия  - музыкальная терапия, занимающийся  методом лечения средствами

растений, лечебных трав.

Арттерапия  - музыкальная терапия, занимающийся методом лечения средствами изобразительного искусства.

Музыкотерапия – восстановление  здоровья человека при помощи занятий музыкой.

Классика (латинское - образцовая, первоклассная) - отобранное веками лучшее,  что есть в человеческой культуре.