Инновационная деятельность на базе КФУ

Роженко Виктория Акифовна

На базе ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Института психологии и образования, который является республиканской инновационной площадкой (РИП), я участвую в инновационной деятельности по теме «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования при психологическом сопровождении учебного процесса». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_innovatsionnoy_deyatelnosti_za_2016_g.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности по теме

«Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования при психологическом сопровождении учебного процесса»

за 2015-2016 уч.г.

Система работы психологической службы школы

по сопровождению ФГОС

В настоящее время педагогическое образование превращается в образование психолого-педагогическое. Школа меняет своё направление и её целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.

Введение ФГОС требует усиленной работы всех школьных служб, в том числе и работы психолога. При переходе на ФГОС в деятельности психолога произошли изменения. Принципиально новой задачей деятельности педагога и психолога становится формирование у детей метапредметных умений — универсальных учебных действий (УУД).

Мы понимаем, что успех школы сегодня напрямую зависит от способности каждого специалиста отслеживать и проектировать свою деятельность по формированию УУД. С нашей точки зрения, необходимость отслеживания развития метапредметных умений требует новой системы диагностики образовательных достижений ребенка, новых критериев оценки, новых инструментов измерения. Диагностика УУД не может быть только психологической или только педагогической. Нужен комплексный психолого-педагогический подход, единый диагностический инструментарий. В связи с этим, нами была разработана система диагностики сформированности универсальных учебных действий учащихся 1-5 классов.

Диагностическое направление.

Данная работа проводилась в трех направлениях:

  1. Создание методической базы мониторинга метапредметных результатов в начальной школе и 5-х классах: разработка и описание концепции мониторинга, особенностей работы педагога и психолога на каждом этапе.
  2. Создание диагностических комплектов для 1-5-х классов: разработка программы мониторинга и создание банка диагностических методик.
  3. Внедрение программы мониторинга: обучение педагогов начальной школы и среднего звена процедуре проведения, обработке и анализу результатов диагностики.

Данная система нашла своё отражение в положении о внутришкольном мониторинге образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – еще и оценке. Универсальные учебные действия формируются постепенно и поэтапно.

Диагностика проводилась фронтально и индивидуально. Проведены следующие мониторинговые исследования:

  1. стартовая проверочная работа, направленная на оценку метапредметных образовательных результатов выпускников начальной школы (5 классы)
  2. исследования процесса адаптации к школе учащихся 1-х классов (в рамках сопровождения ФГОС)
  3. мониторинг познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 1-х классов. Экспертная оценка учителя;
  4. мониторинг познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 4-х классов. Экспертная оценка учителя;
  5. оценка уровня развития познавательных УУД обучающихся 2-х классов;
  6. оценка уровня сформированности личностных УУД в 3-5-х классах;
  7. исследование особенностей развития отдельных метапредметных и личностных УУД в 5-х классах и др.

Таким образом, создан банк данных об интеллектуальном и личностном развитии обучающихся, о формировании УУД учащихся 1-5-х классов.

Особое внимание уделялось сопровождению ФГОС в 5-х классах. Комплекс методик обследования включает в себя наиболее показательные для адаптации пятиклассников процессы: мотивация учения, эмоциональное состояние ребёнка, тревожность, исследование интеллектуального развития.

Целью мониторинга было отслеживание динамики формирования и развития УУД у учащихся 5 классов. С помощью данной работы оценивались метапредметные образовательные результаты, которые разделены на три блока: информационная грамотность, учебная грамотность и коммуникативная грамотность. В работу были включены именно те умения, которые являются для начала обучения в основной школе базовыми и необходимыми для дальнейшего обучения. Именно эти образовательные результаты должны обеспечивать нормальный (эффективный) старт учащихся пятых классов (прил. 1). А именно:

- работа с инструкциями и по инструкциям;

- работа с знаково-символическими средствами (моделями);

- работа с таблицами, графиками и диаграммами;

- все, что связано с экспериментами (выдвижение гипотез и их опытная проверка);

- позиционность (работа с разными точками зрения, их сопоставление и выдвижение собственных);

- умение учиться: определение границы знания/незнания и поиск необходимой информации;

- контрольно-оценочные действия учащихся;

- сравнение, классификация, анализ и обобщение данных. 

И психологический, и метапредметный мониторинги рассматриваются как система информационного сопровождения учебного процесса. Их необходимость обосновывается возможностями получения такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной работы, администрации – для содержательной рефлексии деятельности школы, психологу – для планирования своей деятельности по созданию условий для эффективного или продуктивного развития каждого ребёнка.

Полученные результаты позволили:

  • определить преимущества и проблемные стороны готовности на индивидуальном и групповом уровне;
  • определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного);
  • сформулировать задачи по профилактике дезадаптации в основном звене;
  • выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно - развивающих программ;
  • провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).

Профилактическое и коррекционно-развивающее направление.

Особое значение приобретает организация проектной деятельности обучающихся, т.к. это способствует достижению требований к подавляющему большинству личностных и метапредметных результатов. Выполнение проектной работы на сегодняшний день является обязательным для учеников 5-х классов.

В этом учебном году психологом школы велась работа над групповыми, коллективными проектами в 5-м классе по программе «Я создаю проект». Итогом реализации данной программы стал собственный проект учащегося. Для каждого 5-го класса было предложено свое наполнение проектной деятельности, учитывающее характер взаимоотношений в классе и индивидуальные особенности учащихся.

Тема проектной деятельности: «Портфолио класса»

Тип проекта: комплексный (практико-ориентированный, информационный, творческий с элементами исследования)

Участники проекта: педагог-психолог, учащиеся 5-х классов

Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая

Продолжительность проекта: среднесрочный

Продукт проекта (результат):

  • 5А - альбом «Наш любимый 5А»
  • 5Б - альбом «Энциклопедия школьной жизни»
  • 5В - альбом «Наша школьная страна»
  • 5Г - альбом «Сказки о школе»

Результатом работы учащихся стали альбомы-портфолио классов, которые они представляли на общешкольной защите проектов «Фестиваль идей». Эксперты данного мероприятия оценили работы 5-тиклассников очень высоко.  

Выводы, особенности, недостатки и преимущества работы над проектом описывались учащимися в итоговом аналитическом отчёте, который они представили на защите проектной работы. Учащиеся анализировали, какие знания, умения и навыки получены во время выполнения проекта, какие источники информации ими использовались, какие умения и навыки усовершенствованы, какое личное достижение каждого в проектной работе, что было особенно интересным в работе. Таким образом, это позволило участникам дать объективную оценку выполненной проектной работе, определить, достигнута ли запланированная цель.

Участие каждого ученика в проектной деятельности, собственная рефлексия и экспертная оценка психолога при защите проектного продукта – всё это позволило оценить актуальный уровень каждого 5-классника к большинству личностных и метапредметных планируемых результатов.

Методическое сопровождение ФГОС. Работа с педагогическим коллективом.

Нами было проведено анкетирование для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ООО. Результаты представлены в виде графиков (прил.2.) Несмотря то, что учителя в своей педагогической практике сталкиваются с вполне очевидными трудностями, с проблемами выбора методов и приёмов обучения, только 44 % готовы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления, чтобы эффективно реализовывать ФГОС. На наш взгляд, это противоречие, недостаточная профессиональная инициативность, самостоятельность тормозит процесс эффективной реализации перехода на ФГОС ООО.

Работа по сопровождению реализации ФГОС позволяет получать актуальные данные и отслеживать этот процесс в режиме реального времени. Это способствует разработке адекватных рекомендаций и позволяет планировать дальнейший образовательный процесс более эффективно. В течение 2015/2016 уч.г. полученные данные обсуждались на тематическом педагогическом совете, на методических объединениях учителей, в общем виде представлялись на родительских собраниях.