Описание опыта работы

Роженко Виктория Акифовна

Описание опыта работы Роженко В.А., педагога-психолога МБОУ «Школа №23» Ново-Савиновского района г.Казани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_rozhenko_v.a.docx64.1 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы Роженко В.А.,

 педагога-психолога МБОУ «Школа №23»

 Ново-Савиновского района г.Казани.

Основа моей профессиональной философии – стремление к внутриличностной целостности человека. В своей работе я опираюсь на положения о признании человеческого в каждом и изначальное уважение к уникальности и автономии человека. Данное положение сформулировано в рамках экзистенциально-гуманистического подхода, которого я придерживаюсь в своей профессиональной деятельности (К.Роджерс, В.Франкл, Ф.Пёрлз). Также опираюсь на положение гуманистической психологии о сопровождении процесса развития ребенка, направлении его развития, а не навязывании ему цели и пути, правильного с точки зрения педагога, родителя и т.д.

Методическая тема, над которой я сейчас работаю – это «Развитие личностных ресурсов обучающихся в условиях инновационной деятельности школы». Работа ведётся по направлениям взаимодополняющим друг друга.

Опираясь на вышесказанное, выделяю основную цель своей работы, которая заключается в создании психологических условий для эффективного и полноценного личностного развития детей и подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями, а также в формировании у них принципов толерантности, ответственности и уверенности в себе, способности к социальному взаимодействию, оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, с учётом способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.

Задачи, решаемые в ходе работы:

  1. Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе  развития личности;
  2. Создание психолого-педагогических условий для реализации ФГОС НОО и ООО, развития универсальных учебных действий у обучающихся;
  3. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами воспитательного процесса;
  4. Содействие гармонизации психологического климата в коллективе и повышению психологической компетентности сотрудников школы;
  5. Проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогов, родителей;
  6. Создание системы консультативной работы с семьей;
  7. Психологическая помощь родителям в формировании активной и позитивной родительской позиции, в соответствии с возрастом ребенка и его индивидуально-психологическими особенностями. 
  8. Проведение профилактической работы и пропагандирование здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.

Приоритетные основные направления работы:

 Работа с обучающимися

Свою работу с личностью, группой начинаю с момента социального заказа от педагогов, родителей и администрации на выявление существенных закономерностей индивидуального развития личности учащегося, социально-психологических закономерностей группы и систем отношений. В течение года все участники педагогического процесса охвачены основными направлениями работы. Я  работаю по заранее разработанным и апробированным программам, входящим в систему  сопровождения отельных категорий учащихся и их родителей.        

Работа с учащимися.

По программе «Адаптация», 1-е классы.

Вид деятельности

Мероприятие

Д

Диагностика уровня готовности  к обучению в школе, уровня адаптации

Д

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Д

Методика исследования мотивации учения у первоклассников М.Р. Гинзбурга

Д

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” (О.А. Орехова)

Д

Методика исследования самооценки «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)

Д

Дополнительное исследование детей с недостаточным уровнем адаптированности к школьному обучению с использованием методики определения готовности к школе «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» Л.А. Ясюковой

Д

Наблюдение. Посещение уроков.

Д

По запросу

КЗИ

Индивидуальная коррекция проблем дезадаптации

ИК

Индивидуальные консультации по проблемам поведения и личностным проблемам

КРИ

Индивидуальные консультации: «Рекомендации  по проблемам адаптации»

КРГр

Родительское собрание: «Первый раз в первый класс… Результаты изучения учащихся в период адаптации»

Пр

Информационный стенд

Программа «Адаптация», 5-е классы

Вид деятельности

Мероприятие

Д

Диагностика уровня школьной тревожности (тест Филлипса)

Д

Диагностика уровня сформированности учебной мотивации (Анкета Лускановой)

Д

Методика «Самооценка» Д. Лонга

Д

Методика «Социометрия». 

      Д

Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»

      Д

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка. (Определение показателя отклонения от аутонормы – модификация цветового  теста М. Люшера).

     Д

Методика исследования самооценки младших школьников как составляющей Я-Концепции (по Б.Лонгу, Р.Зиллеру, Р.Хендерсону)

КЗИ

Индивидуальная коррекция проблем личности и поведения

КУ

Индивидуальные консультации  по проблемам поведения и личностным проблемам

КРИ

Консультации по проблемам поведения, особенностям формирования познавательных способностей

КЗУГр

Коррекционно-развивающие занятия по программе «Первый раз в пятый класс»

КРГр

Родительское собрание: «Этот трудный возраст»

КПИ

По проблемам сопровождения учащихся и проблемами в поведении и личностными проблемами

Программа «Адаптация», 10-е классы

Вид деятельности

Мероприятие

Д

Методика диагностики уровня тревожности (Р.Кондаша, модификация А.Прихожан)

Д

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (А.Д. Андреевой)

Д

Диагностика структуры учебной мотивации школьника М.В. Матюхиной

Д

Привлекательность группы. Индекс групповой сплоченности Сишора

Д

Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»

Д

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка. (Определение показателя отклонения от аутонормы – модификация цветового  теста М. Люшера).

КЗИ

Индивидуальная коррекция проблем личности и поведения

КУ

Индивидуальные консультации  по проблемам поведения и личностным проблемам

КРИ

Консультации по проблемам поведения, особенностям формирования познавательных способностей, профессиональных интересов и склонностей

Содержание и анализ психодиагностической деятельности

В течение года провожу диагностические исследования в 1–11-х классах, направленные на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

Психолого – педагогическое сопровождение представлено следующими комплексными диагностиками:

  • Обследование учащихся 1-х классов на этапе адаптации к школьной среде;
  • Дополнительное (углублённое) исследование  учащихся 1-х классов, имеющих проблемы прохождения процесса адаптации;
  • Диагностика уровня социально-психологической готовности к обучению в среднем звене (5 кл.);
  • Диагностика психолого-педагогической готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено обучения;
  • Исследование уровня адаптация учащихся 10 класса при переходе в старшее звено;
  • Психолого-педагогическая диагностика на этапе предпрофильного обучения обучающихся 8-9-х классов;
  • Психолого-педагогическая диагностика обучающихся 10-11-х классов на этапе профильного обучения;
  • Исследование мотивационной сферы учащихся начальной школы (2,3,4-е классы);
  • Исследование межличностных отношений в классном коллективе (6-7 классы).

Для исследования особенностей личности, поведения учащихся, состоящих на всех видах учёта, диагностики межличностных отношений и детско-родительских отношений мной используется разнообразный диагностический материал. Это позволяет сформировать психолого-педагогический банк данных, эффективно взаимодействовать в системе отношений: классный руководитель - ученик – родитель.

Представленные диагностические комплексы, входящие в программу психолого – педагогическое сопровождения учащихся охватывают все параллели обучающихся школы.

Также диагностика проводится по следующим направлениям (групповая, индивидуальная, по запросу):

  • Диагностика психофизиологического состояния учащихся;
  • Исследование уровня школьной тревожности учащихся;
  • Исследование мотивационной сферы учащихся;
  • Диагностика степени зависимости от компьютера, Интернета;
  • Исследование уровня агрессивности и враждебности учащихся;
  • Диагностика умственного развития обучающихся;
  • Диагностика познавательных процессов, навыка чтения, мотивации учения и эмоционального отношения к учению
  • Исследование профессиональных интересов учащихся;
  • Исследование психологического климата, межличностных отношений в классном коллективе;
  • Исследование особенностей личности учащихся;
  • Исследование межличностных отношений ребёнка с родителями;
  • Диагностика суицидального риска у детей.

Полученные результаты мониторингов и исследований после анализа и интерпретации результатов предоставляются педагогам, родителям и учащимся. В течение года по результатам диагностики ведётся психологическое консультирование учеников, их родителей, педагогов школы.

Работа с родителями.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений деятельности школьной психологической службы. Цель данной работы заключается в формировании общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) действий взрослых. Именно согласованность является важнейшим условием эффективности работы.

Работа осуществляется через:

  • Проведение родительских собраний;
  • Оформление информационных стендов;
  • Изучение межличностных отношений между членами семьи;
  • Индивидуальные беседы с родителями;
  • Тематические консультации для родителей;
  • Диагностика учащихся и родителей;
  • Проведение индивидуального собеседования с каждым классным руководителем по изучению учащихся и их семей.

Не секрет, что некоторые родители неохотно идут на консультации, нечасто обращаются за помощью. Как же заинтересовать родителей? Как привлечь их к школьным и личностным проблемам ребёнка? Эти и другие вопросы ставятся для себя, готовясь к родительским собраниям, групповым консультациям, которые стараюсь разрабатывать и проводить нестандартно. И вот, в поисках новых интересных форм работы с родителями, мы поняли, что новое – это хорошо забытое старое. И вернулись к форме родительского лектория, клуба для родителей. На основе книг Ю.Б.Гиппенрейтер мной подобраны темы актуальные для современных родителей (приложение 7). Это групповые встречи с родителями 2-3 раза в месяц. Информационные тексты, возникающие дискуссии, групповая работа дают родителям возможность не только получить полезные знания, но и осознать собственную родительскую позицию. Немаловажно, что такие встречи помогают мамам и папам привыкнуть к наличию в школе  психолога как значимого лица.

Работа с педагогическим коллективом.

   Психологическое сопровождение учителей позволяет педагогам преодолевать психологические барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, развивать стилевые характеристики общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, родителями, детьми. Проводятся тематические индивидуальные и групповые консультации.

В течение учебного года я выступаю на педагогических советах школы, МО учителей, на республиканских семинарах, открытых уроках, занятиях. Участвую в научно-практических конференциях, семинарах федерального и регионального уровня. Мои выступления прозвучали на:

  • мастер-классе Республиканского семинара зам.директоров по ВР, педагогов-организаторов на тему: «Технология разработки и практическое использование электронного образовательного ресурса «МОЙ ВЫБОР», 2013 год;
  • открытом уроке Республиканского семинара зам.директоров по ВР, педагогов-организаторов на тему: «Секреты выбора профессии», 2013 год;
  • открытом занятии по теме: «Собираемся в дорогу…» на Республиканском семинаре учителей начальных классов «Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях введения ФГОС», г. Казань, 2012 год;
  • выступление по теме: «Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников» на Республиканском семинаре учителей русского языка и литературы «Использование информационных технологий на уроках русского языка», г.Казань, 2012 год;
  • выступление на круглом столе «Психолого-педагогическая подготовка учащихся в ситуации социально-интеллектуальной ответственности», проводимом в рамках Республиканского семинара по теме: «Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ», г.Казань, 2012 год;
  • мастер-класс на II Набережночелнинском образовательном форуме «Наша новая школа: инновации, инвестиции, инфраструктура, институты», секция «Электронные образовательные ресурсы», тема: «Электронный образовательный ресурс «Мой выбор», 2010 год;
  • мастер-класс на августовской конференции педагогических работников, секция педагогов-психологов, на тему: «Технология разработки и практическое использование электронного образовательного ресурса «Мой выбор», 2010 год.

Содержание и анализ

коррекционно – развивающей деятельности

Целью коррекционно – развивающей работы является содействие и формировании «оптимальной» модели развития учащихся, имеющих проблемы в развитии и адаптации.

Основанием формирования содержания коррекционно – развивающих программ становятся результаты психодиагностических исследований и наблюдений за учащимися.

В течение года проводится индивидуальная и групповая коррекция с дезадаптированными детьми, детьми, имеющими затруднения в учебной деятельности и в общении с другими учащимися.  

Используются следующие программы:

  • «Первый раз в пятый класс», В.А.Роженко;
  • «Я создаю проект», Т.М. Прасова, В.А. Роженко;
  • «Мой выбор»,Т.М. Прасова, В.А. Роженко;
  • «Я+ТЫ = Мудрые отношения +» Ю.Рэйс, А.Рэйс;
  • «Задачи взросления», К.С.Лисецкий, С.В. Березин и др.;
  • «Профилактика асоциального поведения» Г.И.Макартычева;
  • «Путешествие насекомых» А. Зака;
  • «Я – школьник» Т.А. Синдякова;
  • «Самочувствие» Костина Л.М.;
  • «Это – Я» Костина Л.М.;
  • «Гармония и Я» Спиваковская А.С.;
  • «Эмоции и чувства», Н.А. Волкова;
  • «Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми, испытывающими трудности в поведении» Н.А. Азарова.

Моя авторская программа «Первый раз в пятый класс» входит в систему сопровождения на этапе адаптации 5-классников к среднему звену обучения. Ценность курса в том, что помимо акцента на новой ситуации обучения, связанного с переходом в среднее звено, мы изучаем мир ребёнка, перед которым встают задачи взросления. Один из блоков программы так и называется «Мой мир» - безопасно и бережно мы работаем с внутренними переживаниями ребёнка, он получает возможность открывать и развивать собственные ресурсы, получать опыт межличностной поддержки.  Сравнивая результаты уровня тревожности до и после проведения занятий, мы видим значительное снижение количества детей, попадающих в группу риска. Также у детей, занимающихся по программе, повысились активность на 14,8%, улучшилось самочувствие на 18,3% (приложение 1) 

Формирование научного мышления, общеинтеллектуального потенциала личности, открытие возможностей собственного роста – эти задачи ставятся передо мной, знакомя учащихся с практикумами по проведению психологических и социологических исследований. Используя свою программу «Я создаю проект», мы с ребятами погружаемся в мир научно-исследовательской деятельности. В процессе нашего сотрудничества рождаются исследования, проекты, которые затем представляются на различного уровня конференциях. Участвуя в научно-практических конференциях, мы добились следующих успехов:

  • III место в IV Республиканском конкурсе научно-исследовательских и литературно-творческих работ в области психологии среди учащихся ОУ РТ «Я и мир психологии», 2014 год;
  • II место в Региональной научно-практической конференции школьников «День науки», секция «Психология. Педагогика. Образование», «Институт экономики, управления и права» (г. Казань), 2012 год;
  • II место в II Городской научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее», ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт» , 2011 год;
  • диплом II степени на III школьной научно-практической конференции учащихся, 2011 год;
  • I место в I Городской научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее», ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт», 2010 год;
  • III место в Третьей городской научной конференции учащихся филиала КГУ, 2010 год;
  • почётная грамота Третьей  городской научной конференции учащихся филиала КГУ, 2010 год;
  • II место в VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Наука и интеллект: профессиональное становление студентов», 2010 год;
  • III место в VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Наука и интеллект: профессиональное становление студентов», 2010 год;
  • диплом I степени на II школьной научно-практической конференции учащихся, 2010 год;
  • диплом II степени на II школьной научно-практической конференции учащихся, 2010 год;
  • II место на Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студенчество в науке – инновационный потенциал будущего», 2010 год.

Авторская программа «Мой выбор» активно развивает личностно-профессиональные ресурсы старшеклассников. Особенностью программы является использование в учебно-практических целях электронного пособия «Мой выбор», разработанного мной совместно с учителем информатики. Пособие построено по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов, образующих логическую структуру, что позволяет достаточно легко дифференцировать разделы и темы пособия (приложение 2). С этой программой я принимала участие в профессиональных конкурсах различного уровня, участвовала в научно-практических конференциях и семинарах с мастер-классами и открытыми занятиями, материалы которых опубликованы во всероссийских и региональных научно-методических изданиях.

Наряду с реализуемыми программами следует представить форму работы, к которой я испытываю особое отношение. Это то, что вдохновляет меня, моих ребят, вызывает живой трепет и бесконечный интерес. Регулярно мы с ребятами старших классов отправляемся в эмоциональное приключение, в иллюзию и поиск реальности. Регулярно участники клуба «F5\Обновление» смотрят и обсуждают художественные фильмы с глубоким психологическим содержанием, чтобы с новых сторон открыть для себя мир кино и мир души. Фильм - это своего рода метафора, в которой можно увидеть отражение определенной жизненной ситуации. Он позволяет со стороны посмотреть на собственные трудности. Кинотерапия является прекрасным средством диагностики личностных проблемных областей и зон ближайшего развития человека,  выводя на поверхность бессознательный материал, делая его доступным для анализа и в целом ускоряя процесс позитивных личностных изменений.

Работа с учащимися «группы риска»

В течение всего учебного года я принимаю участие в Советах профилактики, педагогических консилиумах по вопросам психолого-педагогического сопровождения «трудных» подростков.

Для  того, чтобы работа с семьями различных категорий, с учащимися, состоящими на различных видах учёта, была систематической, а не имела ситуативных характер, мной совместно с зам.директором по ВР Е.Ф.Никифоровой и классными руководителями проводится изучение условий проживания детей: организуются рейды-проверки в проблемные семьи, проводятся собеседования с родителями и близким окружением. Составляются психолого-социальные, педагогические карты учащихся, стоящих на различных видах учёта, проводится психологическая диагностика обучающихся и их родителей. По результатам диагностики проводятся индивидуальные консультации (с учащимися, с родителями и учителями).

Как координатор ассоциальных явлений школы стараюсь творчески подходить к решению ежедневных задач. И результаты не заставляют себя ждать – в 2013 году мы завоевали победу в номинации «Эффективное использование творческого подхода в реализации психолого-педагогических технологий в профилактической деятельности среди участников образовательного процесса» городского смотра-конкурса кабинетов профилактики ПАВ.

На сайте школы http://edu.tatar.ru/ создан раздел «Азбука здоровья» для родителей, школьников, педагогов. Подобранные мной материалы доступно и познавательно раскрывают вопросы формирования здорового образа жизни, профилактики употребления ПАВ, даются советы по взаимоотношениям со сверстниками, родителями (приложение 3). 

Содержание и анализ консультативной деятельности

В прошедшем учебном году была апробирована новая форма проведения консультативной работы – это групповая консультация с родителями 1-х классов. На консультацию приглашались родители тех учащихся, чей процесс адаптации протекал с затруднениями, что подтверждалось проведёнными дополнительными исследованиями. Участникам консультации были подробно разъяснены результаты дополнительной диагностики, обозначена суть проблемы, даны развёрнутые рекомендации, контакты узких специалистов. Данная форма консультативной работы зарекомендовала себя положительно и активно реализовывается в настоящее время.

В течение учебного года проводится психологическое консультирование учителей, родителей и учащихся по индивидуальным запросам и проблемам.

Основные обращения родителей за индивидуальной консультативной помощью направлены на гармонизацию типа воспитательных воздействий и устранение возможных нарушений семейного воспитания,  получение  дополнительной информации и рекомендаций по результатам психологических исследований (приложение 4). 

Участие в методической, инновационной, экспериментальной деятельности образовательного учреждения.

В школе организована лаборатория прикладных исследований, которая в данный момент включает в себя 2 направления.

  1. Экспериментальная деятельность в рамках реализации Программы «Школа диалога культур» включает в себя:

I этап - организацию системы диагностики и мониторинга эффективности прохождения Программы, II этап - психологическое сопровождение экспериментального исследования по теме «Формирование навыков толерантного поведения младших школьников». Проведение коррекционно-развивающей работы проводится на базе 3Б класса. Данный запрос был сформирован классным руководителем Бородиной Н.А. в связи с тем, что у обучающихся класса отмечается высокая конфликтность детей между собой, несдержанность в эмоциях, неумение детей решать конфликты доброжелательно. И заключительный – III этап – мониторинг эффективности реализации Программы – т.е. изучение динамики развития толерантности учащихся, сравнение и анализ полученных данных о состоянии воспитательной системы школы как развивающей поликультурной среды, уровне воспитанности обучающихся.  Все эти мероприятия позволят подвести промежуточные итоги реализации Программы.

Итак, I этап включает в себя систему мониторинга. Нами была выдвинута гипотеза о взаимозависимости таких качеств личности как воспитанность и толерантность. Другими словами, мы предположили, что чем выше уровень воспитанности обучающегося, тем осознанней и выше уровень проявления толерантности. Объект исследования - обучающиеся 3-х, 6-х, 8-х, 9-х, 11-х классов в количестве 144 человек. Нам было важно: обнаружить различия в разновозрастных группах, как себя показывают дети, находящиеся в так называемом кризисе подросткового возраста, каким мы получаем выпускника на выходе его из школы и т.п.

Использовались следующие методики:

  • Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
  • Опросник «Типы этнической идентичности»
  • Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников Батрак Я.А.
  • Анкета экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника Батрак Я.А.
  • Стартовый мониторинг этнотолерантности
  • Методика Б.П. Битинаса, М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся

Учащимся предлагалось выразить своё отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), исследовались коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание было уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции)

Исходя из полученных результатов, мы увидели циклическое развитие исследуемого нами качества. В младшей школе учащиеся показывают достаточный уровень межличностной толерантности. Хотя велика доля тех учеников, которые не определились в данном качестве: в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. В среднем звене школы доля обучающихся, не сумевших сформировать и сформулировать свою позицию по данной проблеме, возрастает. Можно предположить, что это связано с процессом взросления подростка и наступлением подросткового кризиса, характеризующимся в том числе и обострением социальных взаимоотношений, установкой новых, в т.ч. личных, границ и т.д. Примерно такую же ситуацию мы наблюдаем и с обучающимися 9-х классов

Итак, при проведении исследования, мы установили взаимозависимую связь между уровнем воспитанности и уровнем толерантности. Результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что чем выше уровень воспитанности учащегося, тем выше уровень развития толерантности.

Это позволило нам обоснованно, опираясь на полученные результаты, разработать дорожную карту, где особое внимание уделяется воспитательному компоненту, т.е. мероприятиям направленным на формирование системы знаний школьника о самом себе и побуждению его к самопознанию, развитие способности к формированию у учащихся потребности в нравственном поведении, развитию умения адекватно воспринимать окружающий мир, людей, себя, разумно реагировать и управлять собой в процессе социального взаимодействия, совершенствование коммуникативных навыков в общении со сверстниками и взрослыми (приложение 5).

Особым событием в жизни нашей школы стал переход на триместровую систему обучения с целью внедрения в практику работы новых инновационных форм с учетом здоровьесберегающих технологий. Наша школа является экспериментальной площадкой и в связи с этим мной организована лаборатория экспериментально-прикладных исследований, которая в данный момент реализовывает комплексное исследование внедрения триместровой системы обучения. Этапы реализации следующие:

  1. Подготовительный – это мониторинг - создание банка диагностических методик, проведение первичного и промежуточного исследований.
  2. Практический - психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей в рамках инновационной деятельности.
  3. Обобщающий – этап итогового мониторинга. Анализ результатов. Разработка практических рекомендаций.

Подготовительный этап включал в себя разработку и реализацию программы мониторинговых исследований. Среди многочисленных показателей мониторинга эффективности экспериментальной деятельности выделены  наиболее значимые. Определены возрастные периоды, которые исследуются. Это дети, проходящие возрастные кризисы развития – 1,5,10 классы.

На мой взгляд, важный показатель инновации – это психологическая комфортность обучающихся в образовательном учреждении. Наиболее общим показателем психологической комфортности является степень удовлетворенности ребенка школой и своим пребыванием в ней. Конкретно это психоэмоциональное состояние детей, комфортность в общении, внутриличностную комфортность, способность к росту.

Сравнительный анализ некоторых показателей адаптированности учащихся 1-х и 5-х классов текущего и прошлого учебного года наглядно демонстрирует, что процесс адаптации в условиях внедрения триместровой системы протекает благоприятно для большего количества обучающихся. В данный момент, конечно, мы подводим только промежуточные итоги (приложение 6). Эксперимент завершится в августе 2017 года. Но, тем не менее, при сопоставлении полученных результатов в начале I и II триместров у испытуемых обнаружены различия по уровню эмоциональной адаптации и показателям отдельных шкал, что свидетельствует о положительной динамике в психоэмоциональном состоянии обучающихся. Доля детей, испытывающих отрицательные эмоции в процессе обучения уменьшается, соответственно, количество детей, процесс эмоциональной адаптации которых протекает благоприятно – растёт. Также обнаружены изменения по шкале «реактивной тревожности», что говорит о снижении уровня ситуативной тревоги. Это позволяет нам сделать вывод о том, что внедрение триместровой системы обучения ведёт к улучшениям функционального и психологического состояния обучающихся, сохраняет эмоционально-энергетические ресурсы детей, позволяет развивать личностный потенциал ребёнка.

Но, на мой взгляд, важно сознавать, что одного внедрения инновационных форм в образовательный процесс недостаточно. Не стоит забывать о том, что мониторинг – это одна из составляющих системы сопровождения. Важно выстроить эту систему так, чтобы, опираясь на личные потенции ребёнка, развивать, направлять и помогать ему расти.

Участие в конкурсах профессионального мастерства,

грантах, конференциях, проектах.

Считаю, что профессиональное развитие неотделимо от личностного — в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации. Руководствуясь данным утверждением, в настоящее время я прохожу обучение в Московском Гештальт Институте по профессионально-подготовительной программе в области Гештальт-подхода. 

Участие в профессиональных конкурсах муниципального, регионального федерального, международного уровня:

  • победитель Всероссийского фестиваля методических разработок и педагогических идей в рамках конкурса «Мой выбор», 2014 год;
  • победа в номинации «Эффективное использование творческого подхода в реализации психолого-педагогических технологий в профилактической деятельности среди участников образовательного процесса» городского смотра-конкурса кабинетов профилактики ПАВ, 2013 год;
  • II место на Республиканском конкурсе программ и методических разработок. Номинация «Программа образовательного учреждения по профессиональной ориентации молодёжи», 2012 год;
  • победитель Конкурса мастер-классов в сфере повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации сертификатов «Учитель-Мастер», 2011 год;
  • лауреат II Набережночелнинского образовательного форума «Наша новая школа: инновации, инвестиции, инфраструктура, институты», 2010 год;
  • III место в городском конкурсе методических разработок по психологии, номинация: «Психологическое сопровождение школьников: методические открытия», МУ «Информационно-методический центр», г. Набережные Челны, 2010 год.

Личные достижения в профессиональной деятельности:

  • благодарственное письмо администрации МБОУ "Школа №23", 2014 год;
  • благодарственное письмо Ассоциации школьных психологов РТ "Параллель" за успешную подготовку учащихся-призёров к республиканскому конкурсу исследовательских работ "Я и мир психологии", 2013 год;
  • грамота Общероссийского проекта "Школа цифрового века", 2012 год;
  • диплом Общероссийского проекта "Школа цифрового века", 2012 год;
  • почётная грамота Управления образования Исполнительного комитета г. Набережные Челны Республики Татарстан, 2011 год;
  • благодарственное письмо администрации ИЭУП, Набережночелнинский филиал, 2011 год;
  • благодарственное письмо оргкомитета II городской школьной конференции "Шаг в будущее", 2011 год;
  • грамота администрации МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №45 с углублённым изучением отдельных предметов", 2011 год;
  • благодарственное письмо администрации Института управления, 2010 год;
  • почётная грамота за подготовку учащейся к III городской научной конференции филиала КГУ, 2010 год;
  • благодарственное письмо администрации НГПИ, 2010 год;
  • почётная грамота III Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студенчество в науке – инновационный потенциал будущего» за высокое качество подготовки участников конференции, НГТТИ, 2010 год;
  • грамота администрации МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45 с углубленным изучением предметов», 2010 год;
  • благодарственное письмо ООД ПДН УВД г. Набережные Челны, 2010 год.

Авторские программы, научно-методические разработки:

  • программа элективного курса «Мой выбор»; рецензирована доцентом кафедры воспитания и дополнительного образования ИНПО г.Набережные Челны И.Е.Нургатиной, дата утверждения 16.04.2010г.; рецензирована ведущим специалистом «Информационно-методического центра» г. Набережные Челны РТ Анисимовой С.А., вх. № 74 от 27.10.2010г.;
  • автор электронного учебного пособия «Мой выбор»; рецензирован доцентом кафедры воспитания и дополнительного образования ИНПО г.Набережные Челны И.Е.Нургатиной, дата утверждения 16.04.2010г.; рецензирована ведущим специалистом «Информационно-методического центра» г. Набережные Челны РТ Анисимовой С.А., вх. № 74 от 27.10.2010г.;
  • автор программы коррекционно-развивающих занятий «Первый раз в пятый класс»; рецензирована ведущим специалистом «Информационно-методического центра» г. Набережные Челны РТ Анисимовой С.А., вх. № 75 от 27.10.2010г.
  • автор программы по научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся «Я создаю проект», 2012 год.

из них опубликованы во всероссийских, региональных научно-методических изданиях:

  • публикация программы «Первый раз в пятый класс» во всероссийском журнале по информационному сопровождению профессиональной деятельности педагогов-психологов школ «Справочник педагога-психолога. Школа», №2 (февраль), 2015 год;
  • публикация статьи "Методическое описание электронного образовательного ресурса и программы элективного курса для старшеклассников "Мой выбор"" в сборнике методических разработок и педагогических идей Всероссийского фестиваля "Мой выбор", 2014 год;
  • публикации программы «Мой выбор», план-конспектов уроков на сайте «Открытый класс» - www.openclass.ru, 2010 год;
  • публикация статьи «Мой выбор (элективный курс для учащихся 9-х классов): Теоретические аспекты профориентации» в научно-методическом журнале «Наука и школа», 2010 год;
  • публикации программы «Мой выбор», план-конспектов уроков на сайте школы №45 - www.nabchelny.ru/school45, 2010 год.

Другие профессиональные достижения:

  • сертификат куратора, подготовившего участников Всероссийской олимпиады по психологии для студентов и школьников 9-11 классов, 2015 год;
  • сертификат участника VII Поволжского Гештальт-интенсива "Волжские встречи", 2014 год; 
  • сертификат участника II Международной научно-практической конференции «Гештальт сегодня и завтра: фигуры психологической практики», 2014 год;
  • сертификат участника мастер-класса «Детстко-родительские отношения или «Искусство жить вместе»»  Республиканской образовательно-практической он-лайн конференции «Современная практическая психология в образовательном пространстве», 2014 год;
  • сертификат участника мастер-класса «Развитие навыков публичного выступления или «Владение искусством убеждать»» Республиканской образовательно-практической он-лайн конференции «Современная практическая психология в образовательном пространстве», 2014 год;
  • сертификат участника мастер-класса «Профилактика суицида у школьников или «Остаться в живых»» Республиканской образовательно-практической он-лайн конференции «Современная практическая психология в образовательном пространстве», 2014 год;
  • сертификат участника мастер-класса «Стратегия принятия решений, как способы организации мышления учащихся в процессе профориентационной деятельности или «Стратегии У.Диснея»» на Республиканской образовательно-практической он-лайн конференции «Современная практическая психология в образовательном пространстве» (сертификат), 2014 год;
  • сертификат участника I Поволжской научно-практической конференции «Гештальт сегодня и завтра: фигуры психологической практики», 2013 год;
  • сертификат научного руководителя IV Городской научно-практической конференции учащихся им. Д.В.Вилькеева, 2013 год;
  • диплом II степени на городском конкурсе вожатского мастерства (руководитель педагогической группы школы), 2011 год;
  • II место в конкурсе "Педагогическая династия" в рамках городской программы "Успех в твоих руках", 2012 год;
  • победитель в номинации "Творческие работы" республиканского этапа VII Всероссийской акции "Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам", 2010 год;
  • сертификат участника республиканского семинара "Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ", 2012 год;
  • сертификат научного руководителя участника XI Республиканского фестиваля исследовательских работ учащихся «Паруса науки», 2010 год;
  • сертификат участника регионального научно-практического семинара по теме: «Формирование социального опыта учащихся средствами вариативной воспитательной деятельности», 2010 год;
  • участие в online-тестировании для преподавателей общеобразовательных учреждений на знание программных продуктов из пакета «Первая помощь 1.0» в Национальной системе тестирования и сертификации Alltests по теме «Microsoft Windows XP» (сертификат, г. Москва), 2010 год.