Самообразование

Зотова Жанна Юрьевна

Самообразование предполагает развитие преподавателя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений. Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков. В своей педагогической деятельности:  совершенствую свой педагогический опыт по различным направлениям:

 - в профессиональной сфере;

 - в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.); 

- в сфере педагогической психологии и т.п.

 В ходе самообразования я  использую различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом   выбираю различные  формы обучения: индивидуальные  групповые, традиционные или дистанционную. 

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательной организации. Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх. Если ты остановился, разрыв будет только увеличиваться. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра. Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: - самопознание; - самопрограммирование; - самовоздействие. Самообразование процесс очень долгий и трудоемкий. Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары, педсоветы и т.д.) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают преподавателя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот педагог, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет необходимыми навыками, сможет осуществить переход от педагогического воздействия к е педагогическому обучению, то есть, организовать образовательное пространство с субъект-субъектными отношениями. 

 

Тема: Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению. Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.

Логическое мышление можно сравнить с длинной интеллектуальной лестницей, а игры – это своеобразные ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них пропустит, то дотянутся до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит эти ступеньки он уже “перерос” - и пусть бежит. Но впереди обязательно появиться такая, перед которой он приостановиться и возможно здесь ему надо помочь.

План самообразования по теме: Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

 

Содержание работы

Сроки

Результат деятельности

1 й  этап работы над проблемой Организационно - ознакомительный

1

Проанализировать свои профессиональные затруднения

Сентябрь

Аналитическая справка

2

Изучение методической литературы

Октябрь

Оформление каталога методической литературы, по теме самообразования

3

Изучение работы педагогов региона,

Сентябрь- декабрь

Посещение семинаров

4

Составление плана работы по самообразованию

Сентябрь

План по самообразованию

5

Посещение НОД воспитателей, занимающихся данной проблемой

Сентябрь – май

Приобретение  новых знаний

6

Повышение знаний в области ИКТ и внедрение их в образовательный процесс

Март

Приобретение новых знаний

7

Педагогическая диагностика детей

Май

Диагностические таблицы

2        й этап – основной

1

Создание банка дидактических игр по проблематике самообразования

Сентябрь – ноябрь

Банк дидактических игр

2

Разработка и реализация игровых образовательных ситуаций по ОО «Познавательное развитие»

Декабрь – январь

Конспекты НОД

3

Семинар «Презентация методических разработок для педагогов ДОУ»

Февраль

Выступление на педагогическом совете

4

Показ мастер – класса для педагогов и родителей ДОУ

Февраль

Мастер - класс

5

Проведение педагогического мониторинга

Май

Карты мониторинга

3        -этап заключительный

1

Консультация для молодых специалистов «Дидактические игры в обучении детей основ математики»

Сентябрь

Консультация

2

Изготовления совместно с родителями пособий для дидактических игр

Октябрь – ноябрь

Пособия

3

Тематическая фотовыставка: «Как и во что играют наши дети»

Декабрь

Фотовыставка

4

Публикации в социальной сети педагогических работников

Январь – май

Размещении на сайте консультаций, методических разработок

5

КВН «Знатоки математики»

Февраль

Грамоты для детей принявших участие в КВН

6

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов и родителей

Март – апрель

Практический материал

7

Проведение педагогического итогового мониторинга

Май

Карты мониторинга

8

Разработка парциальной программы для детей старшего дошкольного возраста по математическому развитию детей

Июнь- август

Программа