Творческая инновационная деятельность

Зотова Жанна Юрьевна

Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

 

C 2020 г. наше образовательное учреждение  участвует в реализации  регионального инновационного проекта "Развитие личностного потенциала", я  вхожу в творческую группу по реализации проекта.

 

У каждого человека есть потенциал, и очень важно реализовать его

Мы привыкли, что воспитатели, родители, образовательная система в целом и даже сами дети оценивают свои способности как нечто фиксированное и заданное заранее: гуманитарий или технарь, талантливый или бездарный. Мы делим детей на одарённых и нет, часто не думая о том, сколько мы сделали, чтобы дать ребёнку возможность раскрыться и показать себя вне шаблона.

Что такое личностный потенциал?

Согласно исследованиям, самодисциплина больше влияет на академические успехи, чем IQ. И даже для творчества личность важнее, чем одаренность. Способности важны, но куда важнее умение использовать свои способности — это и называется ЛИЧНОСТНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ. Он нужен для решения ключевых вызовов, с которыми человек сталкивается каждый день: принять решение в ситуации неопределенности, достичь поставленной цели, а в ситуации угрозы и давления — сохранить себя и измениться, при этом не изменяя себе. В этом помогают разные компоненты личностного потенциала, в том числе эти три:

  •     Жизнестойкость — способность справляться со стрессовыми ситуациями, сохраняя самообладание. Жизнестойкий человек уверенно принимает решения, берёт на себя ответственность за них и получает удовольствие от ощущения контроля за собственной жизнью. Он осознаёт, что рисков не избежать, и принимает их.
  •  Мотивационная направленность — то, что движет человеком. Стимулы могут быть как внешними, так и внутренними. К примеру, кому-то важнее получить признание и награду за достижение, а другому достаточно чувства выполненного долга и удовлетворения.
  • Оптимизм — не только «стакан заполнен наполовину». Оптимисты куда реже сталкиваются с выученной беспомощностью, им легче налаживать контакты и строить долгосрочные отношения, договариваться с другими. А ещё они ведут более здоровый образ жизни и раньше пессимистов обращаются к врачу.

Как же его можно развить?

Родитель должен видеть в ребёнке личность, возможности которой практически безграничны. Его главная задача — показать те перспективы и направления, в которых ребёнок может развиваться. Ведь составляющие, из которых складывается личностный потенциал, универсальны, то есть их можно применять в любой сфере. Следовательно, и развивать их можно с помощью разных активностей.
Продолжая традицию легендарного психолога Льва Выготского, современные методисты и педагоги разработали концепцию личностно-развивающей среды. Её суть в том, что ребёнок живёт и учится в условиях, где всё создано для самостоятельного обучения и саморазвития. Здесь каждая деталь играет свою роль: игровые площадки, проблемно-ориентированный подход к преподаванию, доверительные и открытые отношения с педагогами, — важно всё. Находясь в такой среде, детям комфортно общаться друг с другом и со взрослыми, они охотно проявляют инициативу и учатся быть проактивными, ставят перед собой волнующие их вопросы и ищут на них ответы. Дружественная атмосфера позволяет каждому ребёнку спокойно высказывать своё мнение, делиться желаниями, страхами, планами, мечтами. Такая образовательная организация идёт по пути развития навыков в комплексе с достижением личностных результатов. Причём очень важно, чтобы эта среда начиналась не с первого класса, а ещё с дошкольного этапа. И чтобы в ней вместе с детьми на равных работали и родители, и педагоги. Создание такой среды — это первый шаг к созданию школы возможностей, школы, в которой развивается личностный потенциал ребенка.

С 2018 являюсь участником Всероссийского инновационного проекта по реализации учебно- методического комплекса по программе "Детский сад 2100"

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА «Мы вместе: дети, родители, педагоги» Дата 01.03.2021г. МБДОУ «Детский сад №4 « Янтарик » МО «Янтарный городской округ» Федина А.Э. – заведующий Белякова Е.В. – заместитель по ВМР Паскаль М.Д. – педагог-психолог Зотова Ж.Ю. - воспитатель

Слайд 2

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА Проект создает условия для совместного продуктивного взаимодействия родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов образовательной организации, в целях формирования личностного потенциала каждого ребенка, его гармоничного развития с учетом имеющихся способностей и ресурсов.

Слайд 3

КРАТКАЯ СПРАВКА ОБ Образовательной Организации дом культуры, музей, детская школа искусств, библиотека, спорткомплекс Социокультурное окружение образовательной организации Ключевые данные в цифрах и фактах Введено в эксплуатацию - 1964 год. Численный состав обучающихся - 115 человек. Численный состав педагогов – 8 человек Имеющийся опыт по теме проекта Родительский клуб «Наш ребенок»

Слайд 4

Результаты и предварительные выводы Исследования СРЕДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СРЕДЫ (профессор В. А. Ясвин ) Анализ результатов показал, что существует различия в отношении к развивающей среде образовательной организации со стороны различных категорий участников образовательного процесса.

Слайд 5

Результаты и предварительные выводы Исследования СРЕДЫ ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СООТНЕШЕНИЯ ТИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (профессор В. А. Ясвин ) Результаты экспертизы среды показали, что среда имеет смешанный характер. Наиболее сильно выражена творческая среда.

Слайд 6

КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА Пассивность, занятость и недоверие родителей к образовательной организации ведет к отсутствию единого образовательного пространства, в том числе в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ожидаемый результат - создание личностно-развивающей образовательной среды; - у крепление детско-родительских отношений посредствам создания эмоционального контакта между родителями и детьми; - п овышение психолого-педагогической культуры общения; - п риобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.

Слайд 7

Целевые группы проекта Администрация образовательной организации Педагоги и специалисты Родители Дети

Слайд 8

ЦЕЛИ ПРОЕКТА установление партнёрских отношений с семьями обучающихся; п рофессиональное развитие педагогов в области социально-эмоционального и когнитивного развития детей и их психолого-педагогической поддержки; - трансформация образовательной среды в детском саду, в которой условия превращаются в возможности для саморазвития и самообучения ребенка;

Слайд 9

Результаты проекта Способы их ДОСТИЖЕНИЯ Семейные клубы, родительские гостиные, консультации (в том числе и в рамках консультационного пункта), конкурсы, выставки, праздники и развлечения, совместный досуг, мастер-классы, тематические акции, тематические группы в сети Интернет

Слайд 10

оценка ПРОЕКТА

Слайд 11

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Слайд 12

КОНТУРЫ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» Этапы Содержание деятельности Март 2021-Июнь 2021 Июнь 2021 – Август 2023 Сентябрь 2023 – Декабрь 2023 Подготовительный Обучение управленческой и педагогической команд + + + Презентация проекта и его обсуждение + Разработка плана поэтапной реализации проекта + Экспертиза предметно-пространственной развивающей среды + + + Стартовый мониторинг качественных показателей образовательной среды + Разработка и внедрение нормативно-правовой базы проекта + + + Самообразование педагогов + + + Тренинги, семинары-практикумы, мастер-классы по теме ЛРОС + + + Практический Информационная поддержка проекта в средствах массовой информации + + + Сопровождение профессионального развития педагогов + + + Организация сетевого взаимодействия + + + Оборудование и комплектование помещений образовательной организации + + + Организация досуговых клубов для обучающихся, родителей + + + Сопровождение родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ + + + Организация совместных выставок творческих работ, конкурсов и др. + + + Разработка комплекта методических материалов + + + Аналитический Входной анализ предметно-пространственной развивающей среды + Предварительная оценка эффективности проекта + Промежуточный анализ реализации проекта + + + Итоговый анализ реализации проекта +

Слайд 13

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА