статья по теме "Слушание музыки как уникальный вид музыкальной деятельности".

Лоза Кристина Юрьевна

"Слушание - один из уникальных видов музыкальной деятельности дошкольника. В данной статье речь пойдет о том, какими способами научить каждого ребенка слышать музыку, разбираться в ней, научиться говорить музыкальными словами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающихся возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразие, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют "языком чувств", она дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.

Музыкальное искусство включает в себя и интелектуальное начало. Б.В. Асафьев писал:"Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим". Именно при восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализа у дошкольника развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, он становится более свободным и творческим.

Слушание музыки - универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел. Ведь без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности:перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу, их необходимо прослушать.

Такое большое значение слушания музыки, казалось бы, должно было обеспечить ему соответствующее положение в музыкальной работе с дошкольниками.

Однако, работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится "по остаточному" принципу. В стремлении "обеспечить" проведение очередного праздника музыкальный руководитель старается за счет слушания "выкроить" на занятии дополнительное время для повторения песен, танцев, сценок и т.д. В результате слушание проводится от случая к случаю, дети не воспринимают музыку как носителя определенного содержания, не овладевают музыкальным языком, не накапливают музыкальные впечатления, и в конечном итоге, их пение, игра и музыкальные движения становятся гораздо менее выразительными. Преодолеть эти недостатки возможно при правильной организации слушания музыки на музыкальных занятиях. Такая организация слушания предусматривает:

1. Специальный подбор музыкального репертуара.

2. Использование адекватных возрасту методов работы с репертуаром.

3. Включение других видов музыкальных действий (музыкальное движение, игра в оркестре, пение, дирижирование).

4. Использование различных видов художественной деятельности детей, произведений художественной литературы и изобразительного искусства.

 Значение этого вида музыкальной деятельности в детском саду нашло отражение в создании специальной программы по слушанию музыки - программа "Синтез". Это программа основана на взаимодействии трех основных видов искусства:музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

Музыкальный репертуар, представленный в программе, отвечает двум основным принципам: высокой художственности и доступности детям - и включает в себя произведения разных эпох и стилей: И.С. Бах и В.А. Моцарт, А.Вивальди, Й. Гайдн, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев и др. Достаточно широко представлена музыка современных композиторов: Г.Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В.Кикты, В.Агафонникова, Р. Леденева и др. Знакомить детей со столь разными по стилю музыкальными произведениями очень важно - это позволяет значительно расширить круг их музыкальных впечатлений, способствует формированию основ музыкальной культуры, приобщает к ее ценностям.

Раздел "Слушание музыки" представлен и в программе "Гармония". В ней больший акцент сделан на "чистом" слушании и анализе музыки. Использование на занятии произведений других видов искусства и художественной деятельности происходит эпизодически, хотя полностью и не исключается.

Важным принципом организации работы по слушанию музыки является движение музыкального репертуара "по горизонтали" или "по спирали". "Горизонтальное"движение музыкального репертуара связано с тем, что одно и то же музыкальное произведение проходит, как правило, не в одном, а в нескольких видах музыкальной деятельности. Так, например, прослушав "Вальс-шутку" Д.Шостаковича, дети воплощают характер этой музыки в творческом движении, а также исполняют ее на детских музыкальных инструментах.

Движение музыкального репертуара "по спирали" связано с тем, что к лучшим, эталонным произведениям, предлагаемым младшим дошкольникам, в старшем дошкольном возрасте мы возвращаемся снова, но решая более сложные задачи.

Необходимо передать детям достаточный объём теоретических сведений о музыке, который позволит лучше и глубже понять её. Так, детям дается представление о жанре - ключевом понятии как музыкального, так и любого другого искусства. Знакомства с жанрами начинается с "трех китов" (по Д.Б. Кабалевскому): марша, песни, танца.

Слушая инструментальную музыку, мы продолжаем знакомство с тембрами различных инструментов.

Работа по программам "Синтез" и "Гармония" эффективна не только в плане развития музыкальности детей и их художественной культуры в целом, но и в плане их общего психического развития:мышления, речи, креативности.