I. Продуктивность социально-педагогической деятельности педагогического работника

1.1. Комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности обучающихся 

1.2. Профилактика девиантного поведения учащихся

1.3. Работа с родителями

1.4. Система работы по профилактике правонарушений

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Проведение комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся МБОУ СОШ №2 им.С.К.Тока с.Сарыг-Сеп

                                                   «Социальный педагог - соратник ребёнка,

                                                   и его педагогическое искусство состоит в том,

                                                   чтобы не делать всё за ребёнка, а вовлечь его в деятельность.

                                                   Социальный педагог помогает

                                                   воспитаннику понять окружающий мир…»

                                                                                                                      Ю.В. Василькова.

Работа социального педагога Уйнукай-оол А.С. по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся велась по утвержденному плану на 2017-2022 учебные года.

        Цель деятельности социального педагога - социальная адаптация личности ребенка в обществе. 

Цели:

  1. Обеспечение учащимся социально-педагогическую поддержку, заботу, содействовать по оказанию ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
  2. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
  3. Организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых;

За счет просветительской , социально-профилактической работы, через вовлечение детей и родителей в различные виды деятельности, организацию их социальных инициатив достичь:

-установление связей и партнерских отношений между семьей и школой;

-защита ребенка  в его жизненном пространстве;

-способствовать формированию правовой культуры учащихся;

-способствовать здоровому образу жизни.

Задачи:

1.  Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.

2. Посредничество между личностью учащегося, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами.

3. Организация целевого досуга учащихся.

Для реализации поставленных задач предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:

Профилактическая функция

     - Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;

    - Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся;

   - Организация акций, встреч,  практических занятий, ролевых игр, бесед.

Защитно-охранная функция

      - Создание банка данных  проблемных и конфликтных семей;

    - Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта

Организационная функция

     - Организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспектора ОПДН, ответственного секретаря КДН и ЗП.

     - Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.

      - Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.

      - Организация школьных мероприятий (бесплатное питание, акций)

    - Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.

Работа социального педагога руководствуется следующими документами:

- Конституцией Российской Федерации;

- Гражданским Кодексом РФ;

- Семейным Кодексом РФ;

- Жилищным Кодексом РФ;

- Федеральным Законом «Об образовании»;

- ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»

- ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

- Приказами и постановлениями республики и районных органов власти;

- Уставом школы;

- Правилами внутреннего трудового распорядка школы

- Должностной инструкцией.

- Конвенция о правах ребёнка.

Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог работает по следующим направлениям:

- Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска, многодетных, малообеспеченных, опекаемых, неполных;

- Работа с подопечными детьми и их семьями;

- Работа с родителями, ведет учет и профилактическую работу с неблагополучными семьями;

- Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

- Работа с субъектами профилактики района;

- Работа с классными руководителями.

Для создания  благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального) разрешаю конфликты, проблемы, трудные жизненные ситуации, затрагивающие интересы ребенка. Индивидуально и в группах консультирую детей, родителей, педагогов, классных руководителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье.

В связи с этим установлены связи и контакты с классными руководителями, с родителями (лицами их заменяющими) учащихся, со специалистами социальных служб ЦСПСиД, с врачами ЦКБ, с дополнительными образованиями ДЮСШ, ЦДТ, ДШИ, с инспектором ОПДН №6 «Кызылский», с ответственным секретарем КДН и ЗП при администрации района, с администрацией сельского поселения, с органом опеки и попечительства, благотворительными и иными организациями в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве,  а также попавшим в трудные ситуации.

         Для снижения количества таких семей и учащихся проводились:

1. Социально-педагогическая диагностика контингента учащихся и родителей с целью - выяснения проблем в сфере обучения, воспитания и общения.

 2. Профилактические рейды на дому, рейды в вечернее время, в праздничные дни и выходные дни.

3. Профилактические беседы с целью повышения воспитательного уровня учащихся и семьи.

4. Организовались и проводились мероприятия по профилактике правонарушений, направленные на правовое просвещение учащихся и их родителей.

5. Ежегодно в начале учебного года проводим операции «Всеобуч, занятость», «Безнадзорник» с целью выявления учащихся, не приступивших к занятиям по неуважительной причине. С классными руководителями посещаем квартиры учащихся, проводим рейды в вечернее время в места скопления молодежи и подростков.

 Совместная работа с Центром социальной помощи семье и детям с.Сарыг-Сеп направлена на выявление семей и детей, нуждающихся в социальной  защите, обсуждение списка семей для оказания материальной помощи.  

 Отдел опеки и попечительства по Каа-Хемскому району – совместно со специалистами опеки и попечительства каждый год (2 раз в год) проводятся контрольные обследования жилищных условий жизни и воспитания детей, находящихся под опекой. В течение года ведется контроль за учебой, поведением и участием опекаемых детей в воспитательных мероприятиях.

   

В своей педагогической деятельности я активно использую возможности развития социальной поддержки семей и учащихся через проведение различных акций. Ежегодно провожу благотворительные акции «Помоги собраться в школу», «Поделись теплом», «Новогодний подарок» по сбору теплых вещей, учебных принадлежностей, новогодних подарков в поддержку детей из многодетных и малообеспеченных семей.

Наименование акции, марафона

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

Акция «Помоги собраться в школу»:

- количество детей получивших помощь

17

32

26

36

9

Акции «Поделись теплом, Теплая зима»

11

12

9

9

9

Акция «Новогодний подарок» количество детей получивших помощь

9

10

47

23

4

        

Анализ благотворительных акций «Помоги собраться в школу», «Новогодний подарок» «Поделись теплом» показывает, что увеличился количество детей из многодетных, малообеспеченных семей получающих материальную помощь, этому способствует активное участие учителей школы и других спонсоров администрации района в акциях. Другим показателем эффективности работы школы является привлечение родителей, индивидуальных предпринимателей, администрацию села, также субъектов профилактики района.  

Будем искать и другие эффективные  формы работы с  учащимися и их родителями.



Предварительный просмотр:

1.2. Профилактика девиантного поведения учащихся

МБОУ СОШ №2 им. С.К.Тока с.Сарыг-Сеп

Согласно ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с подростками по предупреждению правонарушений. В связи с этим в работе социального педагога значительное место занимает воспитательная  и профилактическая деятельность с детьми и подростками.

Основная нагрузка по работе с «трудными» детьми и подростками, а также неблагополучными семьями возложена на Совет профилактики школы, куда входят заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по ППВ, социальный педагог, педагог психолог, классные руководители. Проблемы профилактики девиантного поведения  подростков, решаются всем  педагогическим коллективом школы.

Задачи:

1. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, беспризорности, наркомании, табакокурения и алкоголизма среди учащихся школы.

2.Разъяснение существующего законодательства РФ, прав и обязанностей родителей.

3.Проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками.

4.Проведение просветительской деятельности по данной проблеме.

5.Организация работы с социально опасными, неблагополучными семьями.

Вся работа Совет  профилактики  направленна на предупреждение правонарушений и безнадзорности, ведется согласно ФЗ № 120 с учетом социальных групп:

1. дети, находящиеся под опекой;

2. учащиеся «группы риска»;

3. учащиеся, состоящие на учете в ПДН;

4. учащиеся, состоящие на ВШУ;

5. учащиеся из неблагополучных семей;

6. учащиеся из малообеспеченных семей.

В данной таблице представлены данные количества детей МБОУ СОШ №2 с.Сарыг-Сеп, состоящих на профилактических учетах ПДН, КДН и ЗП, ВШК.

Учебные года

ОПДН

КДН и ЗП

ВШК

1

2017-2018

0

0

15

2

2018-2019

5

6

11

3

2019-2020

1

1

5

4

2020-2021

0

0

3

5

2021-2022

0

0

12

В данной диаграмме видно, что количество детей состоящих на учетах идет на снижение, это говорит о том, что профилактическая работа совета профилактики ведется постоянно.

Социальными педагогами, педагогом психологом, заместителем директора по ВР, заместителем директора по правовому и патриотическому воспитанию, классными руководителями проводится ранняя профилактика, которая включает следующее:

- изучение индивидуально-психологических особенностей личности с момента поступления ребенка в ОУ;

- выявление детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер;

- наблюдение за характером, поведением ребенка-подростка.

 С детьми, состоящими на профилактических учетах, проводятся индивидуальные коррекционные работы социального педагога совместно с психологом, заместителем директора по ВР, классным руководителем и специалистами субъектов профилактики района.  

Основной задачей совета профилактики является погружение ребёнка в другую среду ни учебную, где он пока не успешен, а в воспитательную. Дать возможность этим детям проявить себя (почувствовать себя успешным в стенах школы).  В рамках школьной воспитательной программы, дети «группы риска», ВШУ принимают участие в различных мероприятиях школы, спортивных соревнованиях.

Как социальный педагог ежедневно провожу контроль за посещаемостью учащихся, провожу индивидуальные беседы, посещаю уроки, провожу консультации для классных руководителей и родителям.

По ранней профилактике взаимодействую с субъектами профилактики района  (инспектором по делам несовершеннолетних, ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, территориальным органом опеки и попечительства, заместителем председателя сумона по социальной работе, центром социальной помощи семье и детям, с врачами ЦКБ).

Эффективность взаимодействия с данными учреждениями определяется следующими принципами: адресность, доступность, своевременность, добровольность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, инвалидам, родителям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В школе проводятся профилактические мероприятия такие как:

 1. Выявляем и включаем в зону особого внимания и заботы подростков, имеющих риск возникновения девиантного поведения, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, в отношениях со сверстниками и учителями.

2. Созданы программы индивидуального сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности.

3. В совместную работу привлекаем  субъекты профилактики района: КДН и ЗП по Каа-Хемскому району, инспектор ОПДН, ГБУЗРТ «Каа-Хемская ЦКБ», ЦСПСиД, Каа-Хемский районный суд.

В школе ежегодно в начале учебного года проводим операции «Всеобуч и занятость», «Безнадзорник» с целью выявления несовершеннолетних, не приступивших к занятиям уклоняющих от продолжения обучения или пропускающих занятия по неуважительным причинам, выявления и устранения причин способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних.

С классными руководителями посещаем квартиры учащихся, проводим разъяснительную работу среди учащихся и родителей во время обходов семей.  

С 2018 года ежегодно провожу районный конкурс творческих работ учащихся «Вредным привычкам скажем Нет!». Разработано положение о проведении конкурса.

«Согласовано»

начальником Управления образования Каа-Хемского района

_______________ /А.А. Уванзай/

от ___ __________ 2018 года

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 2

 с.Сарыг-Сеп

_____________ /Г.В. Нурсат/

от ___ __________ 2018 года

ПОЛОЖЕНИЕ

о районном заочном конкурсе творческих работ

«Вредным привычкам скажем: Нет!»

Цель конкурса: воспитание у детей и подростков ценностного отношения к своему здоровью, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Отрицательного отношения к распространению  и употреблению псих активных веществ, неприятия алкоголя, табака и наркотиков.

Задачи конкурса: 

- раскрывать творческую индивидуальность и развивать социальную активность молодого поколения;

- формировать здоровый образ жизни, социально-активной гражданской позиции учащихся;

-улучшить социально-психологического климата в коллективах детей и подростков, создавать творческую атмосферу среди несовершеннолетних;

- снизить уровень социальных девиаций в детской и подростковой среде.

Участники конкурса:

К участию в конкурсе допускаются учащиеся общеобразовательных учреждений в возрасте от 7 до 18 лет.

Конкурс проводится по следующим темам:

- «Здоровым быть модно!» (формирование ценностного отношения учащихся к своему здоровью).

- «Скажи, нет!» (профилактика наркомании)

- «Мы свободны от курения!» (профилактика табакокурения)

- «Алкоголь разрушает тебя!» (профилактика алкоголизма)

Требования к работам, представляемым на конкурс:

Работы должны быть выполнены исключительно на формате А 4, к работе должна прилагаться заявка включающая краткое резюме ФИО, возраст, класс, образовательное учреждение, руководитель, контактный телефон.

Работы не должны содержать:

- изображений крови, шприцов, надгробий, гробов, черепа, мертвецов.

Условия проведения конкурса

Каждый участник может представить на конкурс  от 1 до 3 работ.

Представленные на конкурс  работы авторам не возвращаются.

Сроки и место проведения конкурса:

Конкурсные работы принимаются до 10 апреля  2018 года по адресу: Каа-Хемский район, с. Сарыг-Сеп, ул. Енисейская 258 МБОУ СОШ №2 им. С.К.Тока.

Координаторы конкурса: Уйнукай-оол Алдынай Содунамовна социальный педагог, тел. 89235415536.

Руководство проведением конкурса осуществляет оргкомитет  МБОУ СОШ №2 с. Сарыг-Сеп. Состав Оргкомитета утверждается приказом  МБОУ СОШ №2 им. С.К.Тока с. Сарыг-Сеп. (Приложение №1состав оргкомитета).

Порядок формирования и работы Жюри:

Для отбора  лучших работ конкурса создается Жюри. Жюри формируется и утверждается Оргкомитетом из числа опытных учителей школы, специалистов Управления образования Каа-Хемского района Республики Тыва.

Подведение итогов и награждение:

При проведении итогов конкурса учитывается качество, сюжет, композиция выполненной работы.

Победители (1 место) и призеры (2 и 3 места) определяются по наибольшей сумме баллов.

Победители и призеры награждаются дипломами и ценными призами. Всем участникам и руководителям конкурса выдаются сертификаты об участии.

Приложение №1

Состав оргкомитета районного конкурса рисунков «Вредным привычкам скажем: Нет!»

  1. Уйнукай-оол Алдынай Содунамовна – социальный педагог МБОУ СОШ №2 им. С.К.Тока с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района.
  2. Сарыглар Айланмаа Картыг-ооловна – член оргкомитета педагог-психолог МБОУ СОШ №2 им. С.К.Тока с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района.
  3. Арган-оол Анатолий Базыр-оолович – член оргкомитета учитель ИЗО  МБОУ СОШ №2 им. С.К.Тока с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района.
  4. Биче-оол Мариана Юрьевна – член оргкомитета, методист УО Каа-Хемского района.

Приложение № 2

Заявка на участие в районном конкурсе рисунков

«Вредным привычкам скажем: Нет!»

  Ф.И.О. участника

Возрастная группа

(класс)

Образовательное учреждение

Тема работы

Ф.И.О. научного  руководителя, должность, контактный телефон.

Основные проблемы, стоящие перед школой в работе с детьми девиантного поведения актуальны и требуют своевременного и профессионального  решения. Педагогический коллектив работает в данном направлении согласно индивидуальным особенностям образовательного учреждения и контингента учащихся. Главное, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы школы и, конечно, весь педагогический коллектив.

Таким образом, можно сделать вывод:

В своей профессиональной деятельности я вижу, что есть положительная динамика по работе с детьми, состоящими на профилактических учетах, количество учащихся в последние годы уменьшилось в результате системной работы по ранней профилактике.



Предварительный просмотр:

1.4. Система работы по профилактике правонарушений

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» наша школа выявляет и ведет учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, принимает меры по их воспитанию и получению ими среднего (полного) общего образования.

Цель профилактики правонарушения в школе: комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.

Работа по профилактике правонарушений направлена на решение следующих задач:

- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения детей;

- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета;

- повышение уровня правовой грамотности детей и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

- способствование пропаганде здорового образа жизни.

В данной таблице представлены данные количества детей МБОУ СОШ №2 с.Сарыг-Сеп, состоящих на профилактических учетах ПДН, КДН и ЗП, ВШК.

Учебные года

ОПДН

КДН и ЗП

ВШК

1

2017-2018

0

0

15

2

2018-2019

5

6

11

3

2019-2020

1

1

5

4

2020-2021

0

0

3

5

2021-2022

0

0

13

В данной диаграмме видно, если в 2018, 2019  учебных годах на учете в КДН и ЗП состояло 6 учащихся; на учете в ПДН – 5 учащихся, то в 2020-2021 году на учете в КДН и ЗП состоит 0 учеников; в ПДН- 0 учеников, на ВШК количество детей идет стабильно, то эти показатели идут на снижение, это говорит о том, что профилактическая работа совета профилактики ведется постоянно, например сняты с учета 2 учащихся, поставлены на учет 3 учащихся.

Социальными педагогами, педагогом психологом, заместителем директора по ВР, по патриотическому воспитанию, классными руководителями проводится ранняя профилактика, которая включает следующее:

- изучение индивидуально-психологических особенностей личности с момента поступления ребенка в ОУ;

- выявление детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер;

- наблюдение за характером, поведением ребенка-подростка.

 С детьми, состоящими на профилактических учетах, проводятся индивидуальные  коррекционные работы социальным педагогом, педагогом - психологом, заместителем директора по ВР, классными руководителями и другими субъектами профилактики района.  

В системе работы по профилактике школа работает по двум направлениям: меры общей профилактики. Вовлекаем всех учащихся в профилактические мероприятия: тематические классные часы, различные школьные мероприятия ЗОЖ, воспитание правовой культуры, создание и расклеивание листовок по профилактике правонарушений, проведение школьных тематических вечеров, участие в школьных и районных мероприятиях и др., родительские собрания, тематические встречи со специалистами субъектов профилактики района. В школе создан отряд ЮДП (юные друзья полиции), целью которого является оказание помощи в работе с детьми девиантного поведения.

Наряду с этим, в школе внедряются профилактические программы, которые рекомендованы ГБОУ Республиканский Центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»:

1. ПРОГРАММА Психолого-медико-социального сопровождения семьи по предупреждению возможного неблагополучия ребенка» Модуль 1.  Родительские собрания «Заботливый родитель» Модуль 2. Детско-родительский клуб  «Материнская нежность» Автор-составитель:  Полякова Виктория Викторовна, директор,  педагог-психолог высшей категории.

 2. ПРОГРАММА «Пивной алкоголизм» составитель - Арапчор О.К.

3. ПРОГРАММА «Обучение здоровому жизненному стилю» автор - Полякова В.В.

4. Подпрограмма «Система психологической безопасности в семье» авторы - Полякова В.В., Лопарева АС., Артына С.Б-Б. и др.

5. Программа определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения.

Вторым направлением работы школы является обязанности родителей по воспитанию и обучению детей, которые отрицательно влияют на их поведение. Меры специальной профилактики, в котором выявляем учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, семей, находящихся в социально-опасном положении и проведении с ними профилактической работы. С данными детьми и семьями ведется своевременная работа  по оказанию психологической и социальной помощи.

Особое внимание в своей работе уделяю работе с семьями, состоящими на различных видах учета (КДН и ЗП, ПДН, и ВШУ.). Важную роль среди профилактических мероприятий отводим созданию подробного плана ИПР (индивидуально-профилактической работы) на каждого учащегося, состоящего на учете. В реализации плана принимает участие не только социальный педагог, но и классный руководитель, заместитель директора по ВР, школьный педагог-психолог, наставник, в лице любого педагога школы, прикрепленный к каждому учащемуся, состоящему на учете.

В работе с детьми «группы риска» в первую очередь привлекаем несовершеннолетних во внеурочную деятельность. Ежегодно анализируем занятость обучающихся «группы риска» в спортивных секциях ДЮСШ, в кружках школы, ЦДТ и ДШИ. Посещение секций и кружков учащимися отслеживаем с помощью тренеров-преподавателей, руководителей кружков. Таким образом, обеспечивается занятость учащихся состоящих на учетах.

В рамках профилактических мероприятий большое внимание уделяю сотрудничеству с субъектами профилактики района, выражающееся во встречах учащихся школы с представителями ОПДН, КДН и ЗП, ЦКБ кабинет первичной профилактики, представителями районного суда. В этом направлении отлажено работает система взаимодействия социальных органов.

Социально психологическая служба школы вовлекает детей группы риска  в летние лагеря отдыха и труда, с целью профилактики правонарушений с их стороны.

По окончанию реализации плана индивидуально-профилактической работы на каждого несовершеннолетнего составляется подробный анализ проведенной работы, тем самым отслеживается результативность и эффективность проведенных мероприятий. По итогам проведенных мероприятий классные руководители дают характеристики на учащихся. Детей и семей, которые исправились в лучшую сторону снимаем с профилактического учета.

         Основные причины постановки на учет неблагополучных семей и обучающихся, состоящих на учете в ПДН, КДН и ЗП, ВШУ:

1. малая эффективность законодательной базы, оставляющей безнаказанными родителей за злоупотребление спиртными напитками, уклонение от воспитания и ненадлежащее воспитание ребенка;

3. утрата нравственных ориентиров во многих семьях, чему во многом способствуют средства массовой информации;

4. социально-низкий уровень дохода семьи (низкая заработная плата, либо ее отсутствие, неполные семьи, алкоголизм родителей)

Проблемы:

Однако встречаюсь и с определенными трудностями, связанными с неграмотностью родителей в вопросах воспитания. Повышение количества родителей недобросовестно выполняющих или уклоняющихся от выполнения своих обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

Пути решения:

         1. Повышение правовой культуры подростков и их родителей через систему новых форм индивидуальной и групповой работы совместно с семьями подростков.

2. Пути решения вижу, прежде всего, в организации педагогического руководства совместной работы классных руководителей с родителями и учащимися.

3. Усилить и разнообразить профилактическую работу по предупреждению и распространению  социально негативных явлений в среде учащихся школы через совместную работу субъектов профилактики района и расширению волонтерского движения  среди учащихся. Для этого следует привлекать к сотрудничеству службы и ведомства, ведущими работу в данном направлении.



Предварительный просмотр:

1.3. Работа с родителями

«Ребенок – зеркало семьи;

как в капле воды отражается солнце,

так и в детях отражается нравственная

 чистота матери и отца». (В.А.Сухомлинский)

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. В семье осуществляется первичная социализация ребенка. Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью, как один из главных объектов профессиональной деятельности. Основной целью в работе с родителями - это формирование и создание благоприятного климата в семьях, имеющих детей. Повышение педагогической культуры родителей, организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания детей.

Задачи:

- включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность детьми;

- правовое просвещение родителей;

- оказание помощи родителям в семейном воспитании;

- организация здорового образа жизни ребенка в семье и школе.

Работа с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов по отношению родителей. Индивидуальные консультации и беседы одна из важнейших форм взаимодействия на семьи. Консультации способствуют преодолению беспокойства родителей, созданию хорошего контакта между родителями и детьми. Они проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для работы сведения. Неблагополучные, малообеспеченные, многодетные семьи на учете КДН, опекунские, неполные семьи находятся под особым контролем социального педагога.

С целью оказания помощи родителям, сначала всегда анализируется психоэмоциональное состояние семьи. Это помогает определить готов ли родитель действовать в интересах ребенка.

В работе с родителями, как социальный педагог, выполняю посредническую функцию по взаимосвязи со специалистами Центра социальной помощи семье и детям Каа-Хемского района, с педагогом - психологом, с врачами ЦКБ Каа-Хемского района, инспектором ОПДН, ответственным секретарем КДН и ЗП,  представителями органов власти, общественностью в оказании необходимой социальной помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, и других видах социальной помощи.

            В своей работе с семьями, нуждающимися в особой помощи, семьями «группы риска», многодетными, малообеспеченными, опекунскими семьями использую, индивидуальные методы работы, которые зависят от структуры семьи, ее нужд, потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении. Организую разнообразные формы просвещения родителей: индивидуальные беседы, лекции, консультации по проблемам семейного воспитания.

        Каждый учебный год начинается с обновления и создания документации на новый учебный год. В начале учебного года  провожу мониторинг ученического коллектива школы, в ходе которого составляются списки обучающихся по классам, определение материального уровня жизни семей, диагностика контингента. В результате чего определились следующие категории учащихся и их семей. Социальный состав категорий семей  за 5 лет даны в таблице.

Таблица. Мониторинг социального состава семей школы за 5 лет

 

Категории

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

1

Всего семей

268

274

261

261

259

2

Многодетные

117

128

129

124

145

3

Малообеспеченные

107

126

133

133

133

4

Безработные

97 (126 родит

98 (112 родит)

101 (родит 120)

105 (123 родит)

120 (140 родит)

5

Полные

204

215

186

189

186

6

Неполные

из них отцов-одиночек

матерей -одиночек

64

4

60

59

5

54

75

5

70

72

2

70

73

3

70

7

Опекунские

Из них приемных

13

16

12

1

11

1

15

1

8

Семьи группы риска «СОП»

6

4

2

2

2

9

Неблагополучные

18

19

14

12

10

10

Семьи состоят на учете ОПДН

10

7

7

5

8 (9 родит)

11

Семьи состоят на учете КДН

10

9

9

5

8 (9 родит)

12

Семьи, находящие в трудных жизненных ситуациях

1

1

1

9

8

Таблица. Мониторинг социального состава учащихся школы за 5 лет

Категории

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

1

Всего учащихся

377

378

387

363

381

2

Дети из многодетных семей

200

208

205

191

225

3

Дети из малообеспеченных семей

164

188

193

187

193

4

Дети из благополучных семей

284

240

212

293

?

5

Дети из безработных семей

146

138

138

136

155

6

Дети из полных семей

286

292

272

265

241

7

Дети из неполных

из них отцов-одиночек

матерей -одиночек

84

4

80

74

6

68

88

6

82

90

2

88

87

3

84

8

Опекаемые

Из них из приемных семей

18

19

18

5

18

5

27

5

9

Дети из неблагополучных семей

30

32

24

19

18

10

Дети, находящие в трудных жизненных ситуациях

1

1

1

15

13

11

Дети сироты

6

9

9

10

15

12

Дети, оставшиеся без попечения родителей

0

0

0

0

0

13

Дети, состоящие на учете ПДН

0

5

5

0

0

14

Дети, состоящие на учете КДН

0

6

6

0

0

15

Дети, состоят на учете ВШК

15

11

5

3

12

16

Дети инвалиды        

6

5

8

5

8

17

Дети, обучающиеся на дому

2

3

5

5

5

18

Дети, со справкой ОВЗ

13

11

10

15

17

19

Дети, группы риска

27

27

33

15

15

20

Безнадзорные дети

0

0

0

0

0

21

Дети с отчимом

30

39

34

9

15

22

Дети, живущие с мачехой

3

3

2

0

2

23

Дети, живущие с бабушкой и дедушкой

10

10

15

2

5

24

Дети, систематически пропускающие занятия

2

4

2

5

2

        

Из таблицы «Многодетные семьи» видно, что количество многодетных семей в школе увеличивается, из-за того что увеличивается коэффициент рождаемости и социальное благополучие семей.

        Количество социально-опасных семей уменьшилось, этому способствует совместная работа субъектов профилактики района ОПДН, КДН и ЗП, администрация села, врачи ЦКБ. Совместные посещения на дому, вызов семью на заседание КДН и ЗП, проведение профилактических бесед, консультаций и трудоустройство родителей.

Из таблицы «Неполные семьи» видно, что количество неполных семей  увеличилось, т.к. идет рост рождаемости детей в семьях матерей - одиночек, разведенных женщин, увеличилось число вдов и вдовцов. В большинстве случаев в этих семьях один, реже - два ребенка.

 Количество малообеспеченных семей за последние два года в школе увеличилось, этому способствует безработица, зарплата ниже среднего по региону, подорожание товаров первой необходимости.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке со стороны. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках консультации. В таблице «Благополучные семьи», количество благополучных семей в последний год уменьшилось, этому способствует безработица родителей, алкоголизм, из-за большой занятости родителей дети растут сами по себе, окруженные достатком, но лишенные элементарной родительской заботы и ласки.

Все же в благополучной семье каждый чувствует себя комфортно, дети получают  любовь, взаимопонимание, уважение, поддержку.

Количество полных семей за последние три года уменьшилось.

           

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. Работа с этими семьями ведется в тесном контакте с субъектами профилактики района.

Из таблицы «Неблагополучные семьи» можно сказать что, в последние годы количество семей идет к снижению.  Этому способствует проделанная профилактическая работа школы с родителями.

Из таблиц можно сказать что, в последние два года уменьшилось количество семей, состоящих на учете КДН, ОПДН. Этому способствует совместная работа субъектов профилактики района ОПДН, КДН и ЗП, администрация села, врачи ЦКБ. Совместные посещения на дому, вызов семью на заседание КДН и ЗП, проведение профилактических бесед, консультаций, трудоустройство родителей.  

Количество безработных семей возросло. Это говорит о том, что в селе идет безработица, многие родители не могут трудоустроиться и состоят на учете ЦЗН.  

Количество опекунских семей уменьшилось, т.к. контроль и требование со стороны властей к потенциальным опекунам увеличилось.

Анализ социального статуса семей за последние 5 лет убеждают о том, что низкий социокультурный уровень родителей, на протяжении последних лет наблюдается увеличение количества неполных, многодетных, безработных, малообеспеченных семей, также идет снижение роста благополучных семей в последние два года, которые влияют на существенные моменты образовательного процесса. Делая вывод о деятельности социального педагога с семьей, можно сказать, что суть его работы с семьей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Основной метод в моей работе с неблагополучной семьей, с родителями - это социальный патронаж, постоянный доверительный контакт всех субъектов профилактики района с неблагополучной семьей. С каждой семьёй, состоящей на учёте, составлен план индивидуальной профилактической работы, социальная карта семьи в которой указано общие сведения о семье и ее членах. В праздничные и каникулярные дни провожу рейды по обследованию жилищно-бытовых условий семьи совместно с классными руководителями. Во время посещения оказываем разностороннюю помощь в поддержке детей, социально - педагогическую помощь семьям, материальную помощь.  

С неблагополучными семьями ведется работа по следующему алгоритму:

1-й этап: изучение семьи, личностных особенностей членов семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

3-й этап: установление контакта с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

6-й этап: составление карты семьи.

7-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

8-й этап: реализация намеченного плана со всеми заинтересованными организациями (образовательное учреждение, центр социальной помощи семье и детям, органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, центральная районная больница, администрация сумона и т. д.) помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

10-й этап: текущие и контрольные патронирования семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй. 

          Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи бывают очень разные, у каждой семьи свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

           Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Главными задачами педагога в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка.  

В работе с родителями важным считаю вовлечь родителей в деятельность школы, их участие в воспитательно-образовательном процессе,  для успешного развития ребенка. Поэтому для эффективного взаимодействия с родителями использую личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход.

Основная проблема, возникающая в процессе работы с родителями: значительное количество родителей, ненадлежащим образом исполняющих родительские обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей.  В связи с этим провожу массовые мероприятия с учащимися и их родителями такие как:

  1. Конкурс «Лепи добро».
  2. Районный конкурс творческих работ учащихся «Вредным привычкам скажем Нет» с 2018 года по 2020 у.гг.
  3. Конкурс «Курение - опасное увлечение».
  4. Конкурс «Ачам база мен, тергиин эрлер бис».
  5. Интеллектуальная игра «Знатоки права».
  6. Конкурс рисунков «Новый год» среди детей инвалидов.

Считаю, что реализуемая система работы с родителями можно считать эффективной, так как взаимодействие семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка ведется стабильно.