Эссе "Моя педагогическая инициатива"

Бурнашева Ольга Иннокентьевна

"Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать"

Ян Амос Коменский.

Моя педагогическая инициатива

(Эссе)

Взялась написать эссе к конкурсу. Первым шагом стал «поход» во всемирную сеть с целью ознакомления с творчеством других воспитателей. В итоге пришла к выводу, что все они как то между собой перекликаются. Хотя убеждена, слова «любовь к детям», «путь к сердцу ребенка», «принципы равенства, сотрудничества…», «…и учитель, …и товарищ, …и вторая мама», «индивидуализация образования» - это не просто слова для всех воспитателей, которые избрали профессию неслучайно. И я, как педагог с 25-летним стажем (12 лет - учитель начальных классов, 13-й год - воспитатель), принимаю эти слова умом и сердцем, опираясь на свой опыт.

Далее – размышления на тему эссе. Что меня первоначалу смутило, так это вопрос: «Подпадает ли моя каждодневная педагогическая деятельность под оценку «инициатива?». По словарю: инициатива (франц. initiative, от лат. initium- начало), почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях. Раздумья привели к утверждению - «да».

Перефразируя великих К.Д. Ушинского и И.В. Гете, хочу сказать – дает свои ростки и расцветает все то, что заложено в детстве и в дальнейшем питается обстоятельствами жизни. Сколько себя помню, я всегда «инициативная». В средних классах школы, в наше советское время, всегда была ассистентом знаменосца. Помните тех, которые на сборах пионерских дружин всегда рядом со знаменосцем в белых перчатках? А между тем, в белые перчатки кого попало «не наряжали» и к знамени близко не подпускали. В старших классах – неизменная активистка, генератор, инициатор идей.

В семье я четырнадцатый ребенок, самый младший. Сколько себя помню, много нянчилась со своими племянниками. И потом у самой пятеро детей. Как же в таких обстоятельствах без «педагогической инициативы»?

Разрешите маленькое отступление от темы, воспоминание из детства, что повлияло на выбор профессии. Помню, в детстве к нам из города приезжала сестра матери. О ней шепотом говорили: «Образованная…». Как же нам девочкам хотелось стать на нее похожими! Наша мама, простая многодетная женщина, каждый день короткой жизни которой – это  подвиг ради своих детей, мечтала, что детки ее вырастут и станут такими же «образованными», как ее сестра. Так вот, с гордостью называю имя сестры матери – это  Мария Петровна Захарова – Воспитатель воспитателей, преподаватель и основатель музея Якутского педагогического училища N2, обладатель многих наград и званий. Впоследствии три моих сестры и я выбрали профессию воспитателя.

Вернемся к теме. В нашем деле без инициативы никак. Требования к личностным и профессиональным качествам воспитателя постоянно повышаются. В соответствии с целевыми ориентирами, заложенными в ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен быть любознательным, способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, проявлять самостоятельность и инициативу, должен обладать развитым воображением и речью.

Уверена, в современном, быстро меняющемся мире, эти личностные качества в воспитанниках может развить педагог,  ищущий и применяющий действенные формы работы для реализации поставленных целей, креативный и инициативный. В последнее время, уже ряд лет, заметно, что у детей возникают трудности в формировании чувства коллективизма, наверное, это влияние времени. В своей работе я нашла две пути решения преодоления таких педагогических ситуаций, организовала две формы коллективной деятельности, которые объединяют детей благодаря наличию в них общих целей, общего результата. Это сплочение детей вокруг работы танцевального ансамбля «Дьэргэлгэн» и студии кино «Калейдоскоп». К тому же, как показала практика, эти формы работы охватывают  все направления развития ребенка, решают широкий спектр задач, определяющих разностороннее развитие детей, включают развитие таких психических процессов, как восприятие, представления, образное мышление и воображение, что создает основу для творчества.

В репертуаре ансамбля несколько танцев, в постановке которых дети принимают непосредственное участие, создают танцевальные образы и движения. Участвовали в различных улусных, республиканских и международных конкурсах, есть очень неплохие достижения.

Студия кино «Калейдоскоп» уже выпустила 7 фильмов. Есть результаты в улусном, региональном, республиканском конкурсах. В создании образов, жестов, разучивании диалогов, ролей дети вносят свои коррективы, могут в корне изменить первоначальные наброски режиссера. Они полноправные соавторы конечного результата. Из семи фильмов две сняты по моему авторскому сценарию, но первоисточники тоже – они. Толчком к задумке идеи фильма «Алаас Сыһыыга айан» послужила мечта моих мальчиков найти волшебное дерево олонхо – Аал Луук мас и стать большими и сильными, как богатыри олонхо. А задумка фильма «Кыһыӊӊы остуоруйа» («Зимняя сказка») возникла из разговора с детьми о похожих сказках разных народов, когда один мой воспитанник спросил: «Есть ли у нас, у якутов, сказка о двенадцати месяцах?»

Как видите, во всем, что создается в наших коллективах, дети – непосредственные участники, творцы и реализаторы идей. Перечитав, с какой гордостью пишу о наших достижениях, поймала себя на мысли, что главное не достижения, а сам процесс сотворчества воспитателя и детей, его воспитательное значение. Хотя отмечу, что моим детям есть, чем гордиться.

Теперь несколько слов о развивающей среде. В последнее время много говорится об организации предметно-развивающей среды. Каждый детский сад, педагоги и раньше стремились использовать окружающую детей среду в воспитательно-образовательных целях. Сегодня развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное – она  должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Нашу группу по моей инициативе мы преобразовали в город Детства, в «зданиях» которого развернулись сюжетно-ролевые, театрализованные игры, центры науки, искусства, конструирования и т.д. Так как развивающая среда не может быть построена, оборудована окончательно, в дальнейшем предполагается осуществление поиска инновационных подходов к ее организации.  

Я очень благодарна родителям своих воспитанников за их неоценимую помощь и участие в работе ансамбля и студии, за постоянное сотрудничество и сотворчество в вопросах воспитания,  за понимание и помощь в преодолении возникающих трудностей. Благодаря совместной работе родителей и педагогов нашим детям некогда скучать, они  увлеченно играют, с радостью занимаются интересной и продуктивной деятельностью.

Возможно, читающим мои рассуждения покажутся слишком простыми, а мысли, может быть, недостаточно ясно изложенными. И все же думаю, простота выражений не обесценивает изложение, и это лучше, чем гладкие, обкатанные, но чужие мысли.