Технологические карты

Шевелева Наталья Андреевна

Предварительный просмотр:

ФИО:   Шевелева Н.А.                                                  

Предмета : Информатика

Класс: 7

Дата: 26.11.2018

Тема урока: Персональный компьютер

Цель урока: Определение понятия персональный компьютер, составных частей системного блока, внешних устройств компьютера.

Задачи урока:

  • Систематизировать знания обучающихся об основных устройствах персонального компьютера;
  • Рассмотреть основные количественные и качественные характеристики устройств ПК;
  • Развивать представления о компьютере как средстве выхода в Интернет, формировать общее представление о компьютерных сетях, ввести понятие о скорости передачи данных.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание основных устройств персонального компьютера и их актуальных характеристик.

Личностные:

  • понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом.

Метапредметные:

  • понимание назначения основных устройств персонального компьютера.

Этап урока/занятия

Цель

Содер

жание учеб

ного материала

ФОУД

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация (самоопре

деление) к учебной деятельности

Создать благоприят

ную обстановку и условия успешной работы.

Фрон

тальный.

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас здоровыми, бодрыми. Надеюсь на плодотворное сотрудничество!

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. Создает атмосферу погружения.)

Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности Быстрое включение в деловой ритм.

Актуализа

ция и фиксирование индиви

дуального затрудне

ния в пробном действии

Определе

ние уровня подготовленности обучающих

ся к уроку и восприятию нового материала. Научиться выделять наиболее значимую для себя информацию.

Стр

61-62 учебни

ка

Фронтальный,

Парный

Коммуникативные:

умение слушать и исправлять ошибки других

Личностные:

развитие речи, умение кратко формулировать мысль

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

-Прежде чем начнем работать, давайте оговорим критерии оценивания каждого этапа. У вас на партах лежат оценочные листы. Вы будете заполнять их в ходе урока. Выполнил безошибочно- 5, выполнил с 1-2 ошибками – 4, выполнил с 3-4 ошибками- 3, испытывал большие затруднения – .

(Приложение 1)

-Начинаем урок  с проверки домашнего задания

- Дайте определение современного компьютера.

- Почему современный компьютер называют универсальным электронным программно управляемым устройством?

- Для чего предназначен процессор?

Работа в парах:

В каждой из приведённых групп терминов один термин является «лишним». Найдите его и подчеркните. Объясните своё решение.

  1. Драйвер, принтер, монитор, звуковые колонки, плоттер.
  2.  CD – ROM, графопостроитель, жёсткий диск, ОЗУ.
  3. Сканер, тачпад, клавиатура, джойстик, ПЗУ
  4. Таблица, диаграмма, текст, число, схема, рисунок, камера.
  5. Манипулятор «мышь», видеокарта, ПЗУ, звуковая карта

Проверка

- Сделайте отметки в оценочном листе.

Знакомятся с оценочными листами

Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.

Работают в парах.

Проверяют, объясняют решение

Ставят знак  «+» в нужной графе.

Выявление места и причины затрудне

ния. Построение проекта выхода из затрудне

ния

Оценить стремление каждого обучающегося преодолеть трудности и готовность к активной деятельности на уроке. Первичное осмысление урока.

Слайд № 1

Слайд № 2

Фрон

тальный.

Регулятивные: целеполагание, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения

Познавательные: постановка и решение проблемы,

Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 -Ребята, в чем нам помогает компьютер?

-Почему сегодня компьютер есть почти у каждого человека?

- А как называется компьютер, который использует один человек?

-  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока?

- Запишите тему урока в тетради.

- Какие учебные задачи поставите перед собой?

 Отвечают на вопросы учителя.

Тема урока – Персональный компьютер

Записывают тему урока в тетради

Формулируют задачи урока.

Открытие нового знания

Слайд №3

Слайды № 4,5,6,7,8,9,10,11,12

Фрон

тальныйиндивидуальный

Коммуникативные: умение выражать свои мысли устно; умение решать проблему коллективно.

Регулятивные: учиться высказывать свою точку зрения; определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Сначала мы поговорим о внутренних устройствах персонального компьютера, которые спрятаны в системном блоке.

В системном блоке находятся:

Находят  и подписывают их на картинке. (Приложение 3)

Материнская  плата.

Центральный процессор.

Видеокарта.

Оперативная  память.

Блок питания.

Дисковод для лазерных дисков.

Жёсткий диск (винчестер).

Внутренняя память компьютера

Звуковой адаптер.

Сетевая карта (Приложение 4)

- Назовите внешние устройства ПК?

- Системный блок, клавиатура, мышь и монитор образуют минимальный комплект устройств, обеспечивающих работу компьютера

Открывают новые знания, по мере поступления информации делают записи на картинке

Перечисляют: клавиатура, мышь, сканер, монитор, микрофон, колонки, наушники.

(вывод)

Физкульт минутка

(Приложение 5)

Выполняют гимнастику для глаз

Первичное закрепле

ние с проговари

ванием во внешней речи

Обеспечить условия для совместной деятельнос

ти, давая возможность каждому обучающемуся научиться принимать решения

Слайд №13

Взаимопроверка

Самостоятельная работа. ИКТ.

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять контроль УД.

- Ребята, перед вами  таблица с двумя колонками текста. Необходимо сформировать словосочетания из двух частей (по одному из каждой колонки), разделить на группы (Приложение 6)

- Взаимопроверка. Оцените работы

Выполняют самостоятельную работу

Проверяют ответы с помощью слайда, делают отметки в оценочном листе

Открытие нового знания (продолжение)

Учебник на стр. 67

Коммуникативные: умение выражать свои мысли устно; умение решать проблему коллективно.

Регулятивные: учиться высказывать свою точку зрения; определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

- Ребята, существуют компьютеры, работающие автономно, и компьютеры, объединенные в компьютерные сети.

Интернет- это глобальная компьютерная сеть, связывающая между собой миллионы компьютеров. Подробнее можно узнать из учебника на стр 67. Прочитайте и ответьте, что является основной характеристикой подключения компьютера к сети Интернет

- Дополнительный вопрос:

- В каких единицах измеряется скорость передачи данных

Читают материал учебника, находят ответ на вопрос

Отвечают на вопрос

Примене

ние новых знаний (самостоя

тельная работа, практичес

кая работа)

Развитие способности правильно планировать свою работу.

Карточка

парный

Самоконтроль.

Личностные: объективно оценивать свою работу.

Познавательные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, уметь изменить свое собственное мнение

Предлагает выполнить задания в парах

Проверка

Ребята, рассаживайтесь за компьютеры

- Напоминаю правила поведения при работе за компьютером. (краткий инструктаж)

 - Приступайте к  практикуму согласно инструкции для выполнения практической работы. (Приложение 7)

Проверка правильности заполнения таблицы

Решают задачу в парах

Проходят за рабочие места

Слушают инструктаж

Выполняют практическую работу

Домашнее задание

Создание условий, позволяю

щие каждому обучающемуся испытать успех при выполнении задания.

Учебник

 п.2.2, вопросы и задания №1-4.

Диффе

ренцированный. ИКТ.

Личностные: самоопределение

Познавательные: умение извлекать информацию

Коммуникативные:

умение слушать других

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. На дом Р:§2.2 выполнить задания №1-4 к параграфу.

П: Дополнительно (по выбору) подготовить сообщения на тему «История мыши» или «Современные процессоры"

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Задают вопросы.

Рефлексия учебной деятельности

Обозначение связи данного урока со следующим. Комментирование и анализ конечного результата каждого обучающегося.   Умение вести диалог

Слайд 15

Индивидуальный. Фронтальный. Беседа.

Личностные: самоопределение, следование с поведением моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные: оценка своих достижений на уроке

Познавательные: понимание причин успеха-неуспеха, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей полно и точно.

- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к задачам урока и ответим решили ли их?

А в этом вам помогут незаконченные фразы:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Выберите понравившиеся и закончите их

Возьмите оценочные листы и посчитайте «+» в каждой графе, оцените себя

(Выставление оценок, комментирование)

- Благодарю за плодотворную работу!

Отвечают на вопрос. Ученики выражают свое мнение о занятии.

Оценивают свою работу на уроке.


Приложение 1

Оценочный лист

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная

Выполнил

Выполнил с 1 ошибкой

Выполнил с

Испытывал

деятельность

безошибочно

ошибками

большие

затруднения

Начало

Настрой на урок

урока

Повторение

1 шаг

пройденного

материал

Выполнение

2 шаг

пробного задания -

действия

Построение

3 шаг

проекта выхода из

затруднения

Реализация

4 шаг

проекта выхода из

затруднения

5 шаг

Первичное

закрепление

Самостоятельная

6 шаг

работа с

самопроверкой

Применение нового

7 шаг

материала в

системе знаний

8 - 9

шаги

Инструктаж по

домашнему заданию и

итог урока

Приложение 2

В каждой из приведённых групп терминов один термин является «лишним». Найдите его и подчеркните. Объясните своё решение.

  1. Драйвер, принтер, монитор, звуковые колонки, плоттер.
  2.  CD – ROM, графопостроитель, жёсткий диск, ОЗУ.
  3. Сканер, тачпад, клавиатура, джойстик, ПЗУ
  4. Таблица, диаграмма, текст, число, схема, рисунок, камера.
  5. Манипулятор «мышь», видеокарта, ПЗУ, звуковая карта

Приложение 3

D:\уроки информатики для 56 бит\мат пл.jpg                 D:\уроки информатики для 56 бит\блок питания.jpg             

                               D:\уроки информатики для 56 бит\дисковод.jpg                            D:\уроки информатики для 56 бит\видеок.jpg       

D:\уроки информатики для 56 бит\жесткий диск.jpg         D:\уроки информатики для 56 бит\звук карта.png

D:\уроки информатики для 56 бит\опер память.jpg             D:\уроки информатики для 56 бит\сетевая карта.jpg           

          D:\уроки информатики для 56 бит\ц проц.jpg

Приложение 4

Материнская (системная) плата.

Без неё компьютер работать не будет, т.к. она служит для объединения всех компонентов и передачи данных между ними.

Управлением данных занимается специальная микросхема, находящаяся на материнской плате, которая называется чипсет. Существует несколько производителей системной платы: фирмы – Intel, VIA, nVidia. Часто на материнской плате встроены звуковая и видеокарта (но не подходит для работы с графикой и игр, но хороши для работы в офисе).

Центральный поцессор.

Основное устройство, которое обрабатывает любую информацию, является центральный процессор (или процессор). Он представляет собой Большую микросхему, но не в плане размеров. Процессор обрабатывает информацию в цифровом компьютерном коде в форме последовательности 0 и 1. Сегодня различают 2 вида процессоров: Intel и АМД.

Основные характеристики процессоров:

  • Тактовая частота (количество операций в единицу времени), измеряется в Мгц, Ггц.
  • разрядность.

Совтеменные процессоры выделяют очень много тепла, п.э. для их охлаждения используют специальные вентиляторы, которые называют кулерами.

Видеокарта.

Служит для вывода изображения на экран монитора.

Аккумуляторная батарея.

Служит для того, чтобы сохранять некоторые настройки компьютера даже тогда, когда компьютер выключен из розетки питания (например, календарь, часы).

Слоты для модулей оперативной памяти.

Оперативная память играет важную роль. Во время работы компьютера, в ней хранятся текущие данные. Когда мы запускаем какую-нибудь программу, она сначала помещается с жёсткого диска в оперативную память. При выключении компьютера оперативная память очищается.

Блок питания.

Это устройство, предназначенное для обеспечения питания компьютера электрической энергией, при соответствии требованиям её параметров: напряжения, тока, и т. д. путём преобразования энергии других источников питания.

Дисковод для лазерных дисков.

Нужен для того, чтобы читать информацию с лазерных дисков и записывать данные на диски.

Жёсткий диск (винчестер).

Долговременная память компьютера. Основной характеристикой является ёмкость, измеряемая в байтах, Мбайтах, Гбайтах, Терабайтах.

Чтобы узнать характеристики вашего компьютера можно обратиться к свойствам папки Мой компьютер, диспетчера задач или специальным программам.

Внутренняя память компьютера состоит из двух частей: оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) и постоянного запоминающего устройства (ПЗУ).

Оперативная память (ОЗУ), предназначена для хранения информации, изготавливается в виде модулей памяти. Оперативную память можно представить как обширный массив ячеек, в которых хранятся данные и команды в то время, когда компьютер включен. Процессор может обратится к любой ячейки памяти. Важнейшей характеристикой модулей памяти является быстродействие. Модули памяти могут различаться между собой по размеру и количеству контактов, быстродействию, информационной емкостью и т.д.

Может возникнуть вопрос - почему бы не использовать для хранения промежуточных данных жесткий диск, ведь его объем во много раз больше? Это делать нельзя, так как скорость доступа к оперативной памяти у процессора в сотни тысяч раз больше, чем к дисковой.

Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), служит для хранения информации, необходимой для первоначальной загрузки компьютера в момент включения питания. Как очевидно из названия, информация в ПЗУ не зависит от состояния. Раньше содержимое ПЗУ раз и навсегда формировалось на заводе, теперь же современные технологии позволяют в случае необходимости обновлять его даже не извлекая из компьютерной платы.

Звуковой адаптер. Может быть интегрирован в чипсете материнской платы или выполнен как отдельная подключаемая плата, которая называется звуковой картой.

Разъемы звуковой карты выведены на заднюю стенку компьютера. Для воспроизведения звука к ним подключают звуковые колонки или наушники. Отдельный разъем предназначен для подключения микрофона. При наличии специальной программы это позволяет записывать звук. Имеется также разъем (линейный выход) для подключения к внешней звукозаписывающей или звуковоспроизводящей аппаратуре (магнитофонам, усилителям и т.п.).

Сетевая карта (или карта связи по локальной сети) служит для связи компьютеров в пределах одного предприятия, отдела или помещения находящихся на расстоянии не более 150 метров друг от друга. При наличии специальных дополнительных устройств можно организовать связь компьютеров и на большие расстояния

Приложение 5

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

  1. Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторите 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурьте глаза (сосчитайте до 3), откройте глаза и посмотрите вдаль (сосчитайте до 5). Повторите 4-5 раз.
  3. Вытяните правую руку вперед. Следите глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторите 4-5 раз.
  4. Посмотрите на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом переведите взор вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.
  5. В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторите 1-2 раза.

Приложение 6

Сформируйте  словосочетания из двух частей (по одному из каждой колонки), разделите на группы

Лазерный

Информации

Материнская

Оперативная

Адаптер

Центральный

        Питания

Колонки

Диск

Блок

Flash

Память

Принтер

Носитель

Жёсткий

Струйный

Системный

Акустические

Плата

Память

Процессор

Принтер

Накопитель

Блок

Звуковой

Постоянная

Приложение 7

Компьютерный практикум по теме «Персональный компьютер»

Задание 1. Познакомится со свойствами вашего компьютера

Для этого:

  • Вызвать контекстное меню для объекта Мой компьютер;
  • Выбрать пункт Свойства;
  • На вкладке Общие прочитать тип процессора, определить характеристики процессора и оперативной памяти, тип используемой операционной системы
  • Создать документ в MS Word и оформить результат в виде таблицы (свойства компьютера), сохранить в своей папке под именем Свойства ПК

Задание 2. Определить размер жесткого диска, объем занятой и свободной дисковой памяти

Для этого:

  • Открыть объект Мой компьютер (выполнить двойной щелчок ЛКМ)
  • Открыть контекстное меню диска С;
  • Выбрать пункт Свойства
  • Изучить информацию в открывшемся окне;
  • Закрыть окно Свойства (С) и Мой компьютер.
  • Изучить информацию о всех имеющихся дисках на компьютере

Результаты оформить в тетради в виде таблицы:

Название устройства

Основное назначение

Основные характеристики

Значения

Оперативная память

Объем памяти

Винчестер

С:

D:

Объем памяти

(Занято, свободно,

всего)



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель

Шевелева Н.А.

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7

Дата

19.12.2018

Тема урока

Пользовательский интерфейс 

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Цель урока

предметные – формирование понимания сущности понятий «интерфейс», «информационный ресурс», «информационное пространство пользователя»;

метапредметные – развивать  навыки оперирования компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

личностные понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространству.

Задачи

1) ввести понятие пользовательского интерфейса, дать представление о его разновидностях;

2) систематизировать представления учащихся об объектно-ориентированном графическом интерфейсе;

3) систематизировать представления учащихся об основных элементах графического интерфейса;

4) рассмотреть вопросы, касающиеся организации индивидуального информационного пространства.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

 формирование понимания сущности понятий «интерфейс»,  «информационный ресурс», «информационное пространство пользователя»; 

Метапредметные:

 Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в обсуждении проблемы, высказывать свое мнение.

Коммуникативные: работать в группе, обсуждать информацию, выслушать чужую точку зрения и обосновать свою, выражать свои мысли и идеи.

Познавательные: развивать навыки оперирования компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

Личностные:

 понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространству.

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

устанавливать связь между целью деятельности и ее содержанием;

оценивать собственный вклад в работу класса.

Основные понятия, изучаемые на уроке

  • пользовательский интерфейс;
  • командный интерфейс;
  • графический интерфейс;
  • основные элементы графического интерфейса;
  • индивидуальное информационное пространство.

Аппаратное и программное

обеспечение

персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся ОС windows.

Электронное приложение

Презентация и видеоролик «Пользовательский интерфейс», информационные, практические и контрольным модули по теме «Основные элементы интерфейса и управления»  (fcior.edu.ru).

Методическое назначение средств ИКТ

Демонстрационные, обучающие.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный этап

(2 минуты)

Добрый день ребята!

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. «Улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Не бойтесь высказывать свое мнение, спорить – Ведь в споре рождается истина.

Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Регулятивные УУД:

  • умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

Личностные УУД:

  • формирование навыков самоорганизации;
  • развитие логического мышления.

Познавательные  УУД:

  • развитие познавательной активности;
  • развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
  • умение кратко формулировать мысль;
  • умение обрабатывать  информацию и делать вывод.
  • Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества между учителем и сверстниками;
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

2

Разминка

Работа в паре

(3 минуты)

Наш урок мы начнем с интеллектуальной разминки. Разгадаем ребусы.

Ребус – это шифровка, носящая развлекательный характер.

Паре предлагаются 2 ребуса.

Учащиеся работают в парах. На карточки записывают ответы. Осуществляют самопроверку.  

3

Мотивация учебной деятельности учащихся

(постановка цели и задач урока)

(3 минуты)

Мы, ребята, в этом классе

Не случайно собрались.
Нас сегодня непременно
Будет ждать один сюрприз.

Выяснить мы сможем точно
В голове засели прочно
Знания у вас 
Иль нет?
Пусть компьютер нам поможет,
Оценить успехи сможет.
Предстоит узнать нам здесь – 
Что такое …

  • Кто-нибудь из вас может объяснить значение этого термина?
  • Раз это взаимодействие компьютера и пользователя. Значит сегодня на уроке мы будем изучать?
  • Итак тема урока:

И что будет являться объектом нашего исследования?

Цель: - познакомиться: 

Чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

Задачи урока:

Первая задача урока определена самой целью:

  • как вы думаете, всегда ли система взаимодействия человека и компьютера была такой, к какой мы все давно привыкли?
  • тогда второй задачей урока будет:
  • с помощью графического интерфейса пользователь настраивает компьютер, устанавливает необходимые для него программы, фильмы, музыку, т.е. использует информационные ресурсы для организации своего индивидуального информационного  пространства. Таким образом, третья задача урока:

 - интерфейс;

- взаимодействие человека и компьютера;

- пользовательский интерфейс;

«Пользовательский интерфейс»

\Ученики свои варианты цели, учитель корректирует.\

- с пользовательским интерфейсом и его разновидностями.

\Ученики свои варианты задач, учитель корректирует.\

  • Познакомиться с термином пользовательский интерфейс

не всегда

  • Узнать какие существуют виды и в чем их отличие;

  • научиться организовывать свое информационное пространство с помощью информационных ресурсов.

4

Первичное усвоение новых знаний

(Работа в группах)

10 минут

Используя страницы учебника (90-92) заполни таблицу «Виды пользовательских интерфейсов».

- заполняют таблицу «Виды графических интерфейсов», с помощью материалов учебника.

Группа выходит рассказывать к доске.

- учащиеся сверяют ответы с готовой таблицей, выставляют баллы.

Познавательные  УУД:

Навыки самостоятельной работы;

Коммуникативные УУД:

Поиск и сбор информации по конкретному разделу;

Контроль, коррекция и оценка действий партнера.

5

Физкультминутка

(2 минуты)

Выполнение упражнения вместе с учителем или под видеоролик.

Учащиеся выполняют упражнения.

6

Работа в группах.

Практическая работа (8 минут)

Просмотр Презентации (Приложение 1): http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-2-5.ppt

- смотрят презентацию.

Учащиеся открывают файл Практическая работа.doc и выполняют задание.

Сверяясь с доской.

Фронтальная работа

(3 минут)

Что такое информационное пространство?

Информационный ресурс – это…?

Какие правила необходимо соблюдать при использовании информационных ресурсов?

Учащиеся отвечают на вопросы. Вспоминают и рассказывают правила пользования информационными ресурсами.

Познавательные  УУД:

  • формирование навыка решения задач с использованием файловой системы

Личностные УУД:

  • развитие самооценки;
  • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

7

Индивидуальная работа

Первичная проверка понимания.

(5 минут)

Контролирует

Выполняют задание

8

Информация о домашнем задании

(1 минута)

Р: п.2.5, вопросы и задания 2-10, тестовые задания для самоконтроля, стр.101-105.

К: задания 12-13, (письм).

П: разработать свой графический интерфейс в виде рисунка.

Работа с дневниками. Учащиеся записывают домашнее задание.

9

Итоги урока.

Рефлексия

(3 минуты)

Оценка за урок составит сумму баллов  самооценки  по ходу урока.

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Самоконтроль учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. Комментируют ошибки, ищут их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения.

Виды пользовательских интерфейсов.

Вид интерфейса

Отличительная особенность

Преимущества

Недостатки

Изображение

Командный интерфейс

Графический интерфейс

Описание: http://www.topdesignmag.com/wp-content/uploads/2011/01/83.png

Объектно-ориентированный графический интерфейс



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Информатика

Класс:  7 класс 

Дата: 05.12.2018

Тема урока: Системы программирования и прикладное программное обеспечение

Тип урока: урок открытия «нового» знаний.

Цели урока:

предметные – формирование понятия программного обеспечения персонального компьютера и основных его групп;

метапредметные – добиться понимания назначения системного программного обеспечения персонального компьютера;

личностные понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности.

Решаемые учебные задачи:  

  1. обобщение представлений учащихся о программном обеспечении персонального компьютера;

2) систематизация представлений о различных категориях системного программного обеспечения;

3) рассмотрение операционных систем и их функций;

4) рассмотрение вопросов антивирусной защиты.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- развитие логического мышления

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль

-  умение обрабатывать  информацию и делать вывод.

2

Запись домашнего задания.

Комментирует домашнее задание,

§. 2.3.3-2.3.4, стр. 79, вопросы 9-18

Работа с дневниками

3

Проверка домашней работы Устное повторение (по 1 баллу за каждый ответ)

  1.  Что называют программным обеспечением?
  2. Какую роль играет операционная система?
  3. Что входит в состав операционной системы?
  4. Как происходит загрузка ОС?
  5. Что такое сервисные программы? Приведите пример.

6.  Какая ответственность предусмотрена за распространение компьютерных вирусов?

Отвечают устно и письменно

- всю совокупность программ компьютера;

- управляет работой всех узлов компьютера;

- аппаратный и пользовательский интерфейс, обслуживающие программы;

- в 3 этапа: загрузка BIOS, поиск загрузчика на Жестком диске, передача загрузчика в оперативную память;

- программы для обслуживания оборудования компьютера(драйверы)

-уголовная ответственность.

4

 Формулирование  темы и целей  урока (по 1 баллу за каждый ответ)

- Вспомни виды программного обеспечения, заполни схему;

- О каком ПО шла речь на прошлом уроке?

_ Какое ПО предстоит изучить?

Тема урока:

 -Назовите цели урока:

- Все  имеет свое назначение:

Программ очень много, нужно:

Любая программа – это чья-то собственность, чтобы ее использовать согласно закону о защите прав собственников, мы должны:

 - системное, прикладное ПО и системы программирования

- о системном;

- прикладное ПО и системы программирования;

- «Прикладное ПО и системы программирования»

-понять: назначение прикладных программ и систем программирования:

-научиться: различать различные виды ПО; 

- познакомиться с правовыми нормами использования ПО.

5

Объяснение темы

-Узнаем видах и назначении прикладного ПО и систем программирования.

- Запиши в тетрадь:

- смотрят видео

- Прикладное ПО – это программы, предназначенные для работы с различными видами информации без программирования. Они делятся на программы общего назначения (офисные) и ПО специального назначения (медицинские, инженерные и т.д.)

Системы программирования – это программы для разработки компьютерных программ на языках программирования.

6

Закрепление

Выполни задание

Выполняют с взаимопроверкой

7

Углубление в тему

 Познакомимся с правовыми нормами использования ПО.

-На какие виды делятся программы по правовому статусу?

-Какие программы  являются частной собственностью?

-Какие программы относятся к свободному ПО?

-  читают учебник на с.  77-78, отвечают на вопросы:

-  имеющие правообладателей и свободное ПО

- коммерческие, условно бесплатные;

- свободно распространяемые;

Коммуникативные  УУД:

формирование владения  монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Познавательные УУД: формирование  основных понятий темы

8

Итоги урока,

рефлексия

Оцени себя:

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

- подсчитывают баллы, выставляют оценку

Работа с дневниками



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  

Учитель

Шевелева Н.А.

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7

Тема урока

Файлы и файловые структуры

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Цель урока

изучить основные понятия по теме «Файлы и файловая система» и сформировать умения описывать и составлять имена файлов, развивать информационную компетентность учащихся

Задачи

  • Дать представление о логических именах устройств внешней памяти
  • Обобщить представление о файлах и папках, правилах их именования; научить школьников правильно записывать полное имя файла/каталога, путь к файлу/каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя
  • Сформировать представление о файловых структурах; научить школьников строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать:

-понятия: файл, расширение, тип файла, имя файла, ярлык, файловая система;

Общие представления о хранении файлов.

Уметь:

- осуществлять основные      операции над файлами           - классифицировать файлы по типу и назначению

- составлять дерево файловой системы;

- отслеживать путь по файловой системе

Коммуникативные – умение сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;

Регулятивные-

 Умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других

познавательные – умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, ответственного отношения к учению, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Основные термины и понятия

Файл, расширение, тип файла, имя файла, каталог, файловая система

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Что делают?

УУД

Что делать? (сделать?)

Орг. момент

Приветствует обучающихся

Приветствуют учителя

Учатся приветствовать в соответствии с этикетными нормами

Личностные: самоорганизация

Актуализация знаний

- Прежде чем записать в тетради тему сегодняшнего урока ответьте на вопросы:

-Что такое программное обеспечение компьютера? (совокупность всех программ, установленных на компьютере)

-А для чего нам необходимы программы? (для обработки различных данных)

-Что такое данные? (данные – это информация, представленная в пригодном для компьютера виде – двоичном коде)

-Какие вы знаете виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая, видео)

-А как вы думаете, где в компьютере хранятся все программы и данные (в долговременной (внешней памяти), т. е на дисках)

-Посредством чего осуществляется хранение информации на дисках? (файлов)

-Запишем тему урока «Файл и файловые структуры»

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему в тетрадь.

Познавательные: выделять существенную информацию из слов учителя. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Целеполагание. Создание проблемной ситуации

Сейчас вы будете работать в группах. Для каждой группы на листочке написан вопрос. Ваша задача, используя презентацию на ваших компьютерах, ответить на поставленный вопрос.

Вопросы для групп:

  1. группа: Что такое файл?
  2. группа: Что такое имя файла?
  3. группа: Что такое каталог?
  4. группа: Что такое полное имя файла?

Затем идет обсуждение полученных учениками ответов с использованием презентации и дополнениями учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают определение файла в тетрадь.

Регулятивные: ставить и

формулировать для себя новые

задачи в познавательной

деятельности;

Предметные: строить логическое рассуждение, умозаключение

и делать выводы, умение структурировать материал

Планирование

Организует планирование. Предлагает закончить предложение:

1.Знать…

2.Уметь…

Регулятивные: Самостоятельно планировать пути достижения целей

«Открытие нового знания»

- Как вы различаете файлы в их разнообразии?

-Из каких элементов состоит имя файла?

- Какие правила присвоения имен файлам вы знаете?

(демонстрируется слайд с правилами присвоения имени файлам:

  1. Разрешается использовать до 255 символов.
  2. Разрешается использовать символы национальных алфавитов, в частности русского.
  3. Разрешается использовать пробелы и другие символы, за исключением следующих девяти: /\:*?"<>|.
  4. В имени файла можно использовать несколько точек. Расширением имени считаются все символы, стоящие за последней точкой.)

Работа с таблицей «Расширение

 файлов» (таблица демонстрируется на сайде)

Тип

Значение

.exe, .com

Исполняемые файлы (запускает программу)

.sys, .drv

Системные файлы

.doc, .txt

Файл содержит текстовую информацию

.bmp, .jpg, .gif

Файл содержит графическую информацию

.avi

Файл содержит видеоизображение

.wav, .mp3, .mid

Файл содержит звуковую информацию

.bac, .pas

Файлы на языке программирования

.zip, .rar

Архивные

Задание 1: Вычеркните недопустимые имена файлов:

1)        Index*.doc

2)        Lin?exe

3)        kyky.bmp

4)        A.b.txt

5)        Comp.doc

6)        .gif

7)        Work/x.ppt

8)        Con.gif

9) Ура!.txt

10) 12>13.rar

- На что указывает расширение файла?

Задание 2. На рабочем столе найдите папку «Урок файлы»         (В папке Урок файлы находятся файлы:

1. Файл игра.exe

2. Файл игра.txt

3. Файл игра.bmp

4. Файл игра.avi

5. Файл игра.wav)

Определите файл, в котором может быть записан текст инструкции к игре (2 - текстовая информация).

Определите файл, который нужно открыть, чтобы запустить игру (1 - программа).

Определите файл, в котором может храниться заставка к игре (3 - графическая информация).

Определите файл, в котором может быть записан демонстрационный ролик к игре (4 - видеоинформация).

Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре (5 - звуковая информация).

Задание 3

Выполнить задание по ссылке

http://learningapps.org/1905862

- Может ли пользователь упорядочить файлы, хранящиеся на компьютере? Каким образом?

- На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.

 

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).

Учитель демонстрирует примеры полных имен файлов:)

C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

Задание 3. Напиши полные имена файлов: 

Письмо, Море, Интересный фильм

Задание 4. Постройте дерево каталогов. C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

 (Задание дается на карточках. Правильные ответы выводятся на доску.)

-Какие действия можно выполнить с файлами и папками? (создать, удалить и т.д.) (Учитель раздает карточки с инструкцией по выполнению действий с папками, файлами).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Задание 5 Интерактивное задание по ссылке http://learningapps.org/1753455

Поднимите руку те ученики кто выполнил все задания без ошибок

Допустил одну-две ошибки

Допустили три ошибки

Допустили более трёх ошибок

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают, запоминают.

Один учащийся выполняет задание на доске, остальные на карточках.

Слушают учителя, отмечают какие типы файлов им известны.

Выполняют задания индивидуально на компьютерах.

Отвечают на вопросы учителя. Записывают определение файловой системы в тетрадь.

Учащиеся записывают примеры полных имен в тетрадь. Называют в каждой записи корневой каталог, вложенные папки, имена файлов.

Задания 3 и 4 выполняют самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку.

Задание 5 выполняют индивидуально на ПК

Коммуникативные: – умение сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;

Регулятивные: - умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других

Предметные: – умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке;

Личностные:

Оценивание усвоенного содержания

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные:

Решение проблемы

Применение нового знания

Практическая работа.

  1. На рабочем столе создать папку ФАЙЛЫ.
  2. В папке ФАЙЛЫ создать папки ДОКУМЕНТЫ, РИСУНКИ, МУЗЫКА.
  3. По полным адресам файлов найти их в компьютере и скопировать в соответствующие папки.
  1. C:\Информатика\Урок\7класс\Задания.doc
  2. C:\Новый год\Ёлка.jpg
  1. Переименовать файлы: 1) в Инструкция, 2) в Открытка.
  2. В тетрадях постройте получившееся дерево каталогов.

Выполняют практическую работу, при необходимости обращаются к учителю за помощью.

Предметные: Уметь применять полученные знания на практике. Умение выделять необходимую информацию, умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: Умение работать в группе.

Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.  Соотнесение выполненного задания с образцом. Внесение при необходимости коррективы.  

Контроль и коррекция результатов

- Подведем итог:

- Вся информация на дисках хранится в…?

- На содержимое файла указывает…?

- Расширение файлу задает та программа, в которой был…?

- Файлы объединяются в…?

- Каталоги (папки) в свою очередь также можно объединять в …?

- Набор соглашений, определяющий способ организации, хранения и именования данных на носителях называется…?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: Соотносить свои действия с планируемыми результатами:

 осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Рефлексия

 - Продолжите фразы:

сегодня я узнал…

у меня получилось легко…

Было трудно…

Делают выводы.

Регулятивные: Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: