Материал для учителей

Баскова Наталья Николаевна


Методические разработки уроков и внеурочных занятий.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (учитель Баскова Н.Н.)

Тема урока

Религия древних египтян

Предмет

история

Класс

5

             Цель урока

Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян, зародившимися еще в первобытные времена.

Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формировать не сложные выводы, пересказывать содержание  текста учебника.

Задачи урока

1. Способствовать созданию благоприятного психо - эмоционального климата на уроке;

2. Систематизировать полученные данные;

3. Закрепить фактологические знания учащихся;

4. Воспитывать дисциплинированность учащихся

Тип урока

Изложение нового материала

Методы обучения

Иллюстративно-словесный,  наглядный, практический

Формы работы

Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос)

Индивидуальная

Работа в парах

Предметные результаты

Научатся: формировать представление о религии древних египтян. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Личностные результаты

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Метапредметные результаты

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий

Основное содержание темы, понятия и термины

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Жрец – служитель богам у древних египтян.

Фараон – правитель древнего Египта.

Образовательные ресурсы

Учебник. Всеобщая история Древнего мира 5 класс, А.А. Вигасин, Г.И. Годер.

Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер)

Презентация к уроку

Дидактический материал к уроку.

Организационная структура урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

I Организационный момент (1 минута)

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствует учащихся

Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе

Приветствуют учителя

Организуют свое рабочее место

Личностные:

проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

 II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов». (6 минут)

Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность учащихся

Организация взаимопроверки

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Карточка

Для этого вспомни:

v    Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

v    Как было вооружено войско фараона?

v    Как выглядели боевые колесницы?

v    Что привозили из походов их участники?

v    Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

Сейчас выполним работу.

Работа в парах. Письменно на листочках.

- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.

Выдвигают варианты ответов, аргументируют свои позиции

Выполняют самостоятельную работу по инструкции

Демонстрируют знания по теме

Проводят поиск необходимой информации в учебнике

Выполняют задание «Найди лишнее утверждение»

Познавательные:

закрепление и углубление знаний полученных на предыдущих уроках

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей

Регулятивные:

умение принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других

III Формулировка темы урока, постановка учебной задачи (5 минут)

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Этап актуализации субъектного опыта

Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования. Постановка проблемы 

Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия.

Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы

Формулируют тему урока

Отвечают на поставленные вопросы.

Предметные:

умение строить высказывания

Личностные:

устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива

Регулятивные:

умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале

IV Физкультурная минутка (2 минуты)

Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока

Проведение физкультминутки

Физминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра – вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.

Выполняют упражнения

Личностные:

проявление эмоционального отношения к физкультминутке

V Усвоение новых знаний и способов действий (18 минут)

Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и в парах, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать.

Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию.

Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом

Рассказ учителя.

Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.

Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.

 

2. Работа  с текстом учебника.

 - Прочитайте п.2 §10 (стр. 49-50) учебника.

- Выясните, какие боги существовали у древних египтян?

- Заполните таблицу в тетрадях.  Выпоните задание № 32, 1

Продолжим работу с учебником (стр. 53-54). Познакомимся с мифом об Осирисе и Исиде. После чего вы должны ответить на вопрос: «Какое явление природы получило отражение в этом мифе?»

Выпоните задание № 32, 2

Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью?

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале нашего. А именно: «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?»

Давайте так же ответим с вами на ряд  вопросов:

-Фараон считался сыном бога?

-В честь кого возводились храмы?

-В качестве кого фараон совершал религиозные обряды?

-Существовала ли связь между фараоном и жрецами?

-Наличие одного или множество богов?

-Что играло главенствующую роль в жизни египтян?

-Молодцы!

Отвечают на поставленные вопросы

Проводят поиск необходимой информации в учебнике

Зачитывают полученный текст

Обобщают знания о деятельности человека.

Проводят поиск необходимой информации в учебнике для решения проблемного вопроса

(Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей.  Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)

Отвечают на вопросы учителя (1. да египтяне считали его богом на земле. 2. храмы возводились в честь множества богов. 3. фараон совершал обряды в качестве верховного жреца. 4. связь существовала, так как жрецы являлись главными помощниками фараона. 5. у египтян было множество богов. :. Религия играла главную роль в жизни древних египтян.)

Познавательные:

умение читать осмысленно;

умение определять основную и второстепенную информацию;

умение отбирать и разносить нужную информацию

Коммуникативные:

умение работать в паре со сверстником;

использование средств устного общения для решения коммуникативных задач

Регулятивные:

умение формулировать свои мысли;

умение сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями

 

VI Подведение итогов. Рефлексия (4 минуты)

Включение нового знания в систему знаний;

Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание

Создание ситуации успеха

-Итак, вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили?

-Сегодня я узнал

-Мне было интересно

-Мне было трудно

-Я доволен собой

Целостное осмысление, обобщение полученной информации

Регулятивные:

уметь осуществлять познавательную рефлексию

уметь обобщать и делать выводы

Коммуникативные:

уметь полно и точно выражать свою мысль

VII Информация о домашнем задании (3 минуты)

Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения

-Ребята, домашнее задание каждый выберет для себя сам. Вам предлагаются задания, выполнив которые вы можете получить «3», «4», «5»

На «3» Прочитать текст  параг.10 и подготовить пересказ прочитанного.

На «4» Прочитать текст параграфа 10 и ответить на 1-3 вопросы письменно.

3) На «5» Составить кроссворд по теме «Боги Древнего Египта»

Воспринимают задание, уточняют

Выбирают домашнее задание

Регулятивные:

уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

VIII Выставление отметок (1 минута)

Мотивация к дальнейшему обучению

Выставление отметок учащимся

Личностные:

проявление эмоционального отношения к отметке



Предварительный просмотр:

ФИО автора: Баскова Наталья Николаевна,

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории

Полное название учебного учреждения:

МБОУ Озерная СШ № 9, с.Черное Озеро, Ширинского района, Республика Хакасия,

Редактор, среда, в которой выполнена разработка: Word 2010, PowerPoint 2010

Тема занятия: «Боевой и трудовой подвиг жителей Ширинского района».

Полное название разработки: внеклассного занятия внеурочной деятельности по курсу «Родной край-Хакасия для 9 класса на тему: «Боевой и трудовой подвиг жителей Ширинского района», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Область применения разработки: внеурочная деятельность 9 класс.

Конкурс «Исследовательские компетенции современного педагога в условиях ФГОС»

Номинация конкурса: Внеурочная деятельность

Возрастная группа обучающихся: 14-15 лет, в классе 10 учащихся.

Сценарий к внеурочному занятию для 9 класса на тему: «Боевой и трудовой подвиг жителей Ширинского района», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Актуальность темы. Актуальность обусловлена тем, что одной из главнейших тем патриотического воспитания в школе является тема: «Великая Отечественная война». Великая Отечественная война 1941-1945гг. – война, которая не обошла стороной,   всю нашу многонациональную страну.  Изучение боевого и трудового вклада  в дело победы над врагом является неотъемлемым долгом современников с последующей передачей его другим поколениям. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Именно поэтому необходимо донести до нового поколения правду о минувшей войне, о незабываемом горе миллионов нашего народа. Хакасия в том числе и наш Ширинский  район имеет военную историю и свой боевой, трудовой вклад в победу. Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, памяти матерей, памяти детям войны, памяти трудящихся, посвящается…

Цель: на примере краеведческого материала закрепить и расширить знания о вкладе жителей Ширинского района в Победу

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, на территории района;
  • Познакомить с печатными изданиями, написанными в годы войны;
  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к малой Родине, уважение к славным страницам прошлого.

Оборудование:

  • раздаточный материал для работы в группах (газета 1941-1945, Ширинского района «Знамя Советов»),
  • компьютерный класс (кабинет информатики), интерактивная доска,
  • презентация.
  • Стенд «ВОВ 1941 г., 1942 г.,1943 г., 1944 г., 1945г.»;

Форма организации внеурочного занятия: групповая с элементами проектной, поисковой, исследовательской деятельности.

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения, интерактивный метод (работа в группах).

Формирование  универсальных  учебных  действий:

Регулятивные УУД:

- формулировать тему и цель урока  помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе краеведческого материала;

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД: 

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием дополнительной литературы и в открытом информационном пространстве, (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

 Коммуникативные УУД: 

 - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;

- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в группах, вести диалог.

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вступительная часть

(звучит музыка «Священная война»)

- О чем эта песня?

- Что такое война?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании мелодии?

В этот 2020 год  наш народ отмечает знаменательную дату - 75- летие Великой Победы. Не только на полях сражений ковалась Победа. Одним из факторов, обеспечивших её, был трудовой подвиг тружеников тыла.

На территории нашего района не рвались бомбы и снаряды, не топтали железными гусеницами хлебные поля грозные фашистские танки, не ходили по улицам отряды карателей. Но была здесь своя особая война, и в ней тоже надо было выжить, выстоять и победить.

Скажите тему нашего занятия?

Так как же жители нашего района помогли в борьбе с вражескими захватчиками, какой вклад внесли в общее дело Великой Победы?    

Сегодня мы проводим особое занятие. Основным источником для его проведения является не учебник истории, а нечто более ценное. Что же это?

Основным источником информации для нашего занятия, нам послужит газета 1941-1945, Ширинского района «Знамя Советов» опубликованные статьи того времени сохранившие  переживания, эмоции наших земляков.

Как вы, думаете, чем ценны для нас указанные источники? Все ли сказано и написано о войне?

Что можно выяснить и узнать на основе указанных вами источников?

Учащиеся формулируют цель и задачи занятия, основные вопросы

Слушают песню

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения,

формулируют тему занятия

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения.

Отвечают на поставленные вопросы, ставят цель, определяют задачи

Основная часть

Работа в группах: анализ документов и ответы на вопросы

Индивидуальная работа. Учащимся раздаются листы Приложение 1,2.

 Анализируют обращение И.В. Сталина к советскому народу, с которым он обратился 3 июля 1941 года (Приложение 1).

Вопросы:

  • В чем И.В. Сталин видит необычность Великой Отечественной войны? Согласны ли вы с ним? Почему?
  • Знаете ли вы другие примеры освободительных, общенародных войн в истории человечества?

Знакомство с выступлением У.Черчилля по радио 22 июня 1941 года (Приложение 2

Работа в группах по обсуждению боевого и трудового подвига  в Великой Отечественной войны.  С помощью краеведческого материала газеты «Знамя Советов», (учащиеся работают с отсканированными газетами,  находящиеся в свободном доступе на сайте. Национальной библиотеки им. Доможакова.

Работа продолжается в  2-х группах. Каждая группа получает задание,  Великой Отечественной войны с акцентом на выявление причинно-следственных связей.

Группа 1.  Рассматривают  трагические события первого года Великой Отечественной войны. На материалах газеты «Знамя Советов»  выпуск от 23 июня 1941 г.,  от 26 июня 1941г., от 29 июня 1941 г.

Перед обучающимися, стоят два основных вопроса:

Как жители Ширинского района продемонстрировали мужество и героизм  с самых первых дней войны?

 Какое действие предприняли жители  с. Озерный, когда узнали о войне?

Вместе с тем стоит обратить внимание, что с первых дней войны весь советский народ продемонстрировал мужество и героизм как на фронте, так и в тылу.

 Примеры этого могут быть приведены самими учащимися, в том числе и с опорой на краеведческий материал.

Группа 2.  Акцентируют внимание на источниках победы СССР в Великой Отечественной войне и общих итогах.

Работа с газетой «Знамя Советов» 1944 г., 1945 г.

 Даны дополнительные материалы, по истории Хакасии, а также предложено найти информацию в различных источниках самостоятельно.

Общие итоги

В качестве источников победы нашей страны в Великой Отечественной войне могут быть названы следующие (дается примерный вариант ответа, который может дополняться и корректироваться):

  • героизм советских воинов и всего народа (военный и трудовой героизм граждан );
  • боевая мощь Советских Вооруженных Сил (в том числе и появление нового оружия);
  • национальное единство всех народов СССР.

Фокусируют свое внимание на слайды и слушают учителя

Используют раздаточный материал. Приложение 1,2

Знакомятся с предложенными  краеведческим материалом

Определяют план действия.  Распределяют роли.

Проводят поиск необходимой информации в дополнительной литературе, в газете периода 1941-1945 гг.,  для решения проблемного вопроса

Составляют  план ответа

Отвечают на поставленные вопросы

Заключительная часть

Прошло больше 75   лет. Выросло не одно новое поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, нашим народом, навсегда останется в нашей памяти!
Заканчиваем наше занятие,  отрывком из стихотворения Сергея Михалкова

«Солдат»

(стихотворение читает учитель)

Его бомбили – он лежал.

К нему летел снаряд.

В него стреляли – он бежал

Вперед, а не назад.

«Чем дольше я пойду вперед,

Мечтал солдатик мой,

Тем больше хлеба в этот год

Засеем мы весной.

Чем больше немцев уложу,

Смекал он на ходу,

Тем раньше путь освобожу,

Скорей домой приду!

При немцах на моей земле

Мне не бывать в родном селе…»

И беззаветно потому

Солдат мой воевал,

 И было некогда ему,

И он ночей не спал.

                                                                       Никто не забыт и ничто не забыто…

Слушают учителя

формулируют свое мнение и отношение к войне

Список используемых источников и литературы, для подготовки материала к внеурочному занятию:

                 Литература: 

  1. Сунчугашев Я. И., Важова Н. М., Карачаков Д. М., и др. Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг / ХакНИИЯЛИ - Абакан: УПП «Хакасия»,  1995 г. - 336 с.
  2. Тугужекова В. Н.,  Данькина Н. А. , Есин Ю. Н. , Дмитриев В. Е., кол. авт.; МО Ширинский р-он РХ.  Ширинская летопись от века камня до современности / ХакНИИЯЛИ - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 2007. - 336 с.

                Интернет – источники:

  1. Газета 1941-1945, Ширинского района «Знамя Советов» Хакасская национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова. Электронный ресурс:  https://nbdrx.ru/lk/el-bibl_znam_sov.aspx (дата обращения 15.02. 2020).

         

Приложение № 1

Сталин И.В. Из обращения к народу 3 июля 1941 г.        

Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, – продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьезная опасность…

Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма. В этой освободительной войне мы не будем одинокими. В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки, в том числе в лице германского народа, порабощенного гитлеровскими заправилами. Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера. В этой связи историческое выступление премьера Великобритании г. Черчилля о помощи Советскому Союзу и декларация правительства США о готовности оказать помощь нашей стране, которые могут вызвать лишь чувство благодарности в сердцах народов Советского Союза, – являются вполне понятными и показательными...

Вопросы:

  • В чем И.В. Сталин видит необычность Великой Отечественной войны? Согласны ли вы с ним? Почему?
  • Знаете ли вы другие примеры освободительных, общенародных войн в истории человечества?

Приложение 2

Из выступления У.Черчилля по радио 22 июня 1941 года

Черчилль У. Вторая мировая война. –

М., 1991. Кн. 2. – С. 170–172.

Я воспользовался случаем выступить перед вами, потому что мы достигли одного из поворотных моментов войны.

Один из этих напряженных поворотных моментов настал год тому назад, когда Франция пала под ударами германского молота и когда нам одним пришлось встретить бурю. Второй поворотный момент настал, когда королевский воздушный флот прогнал налетчиков-гуннов из дневного неба и тем самым предотвратил нацистское вторжение на наш остров в то время, когда мы были еще плохо вооружены и плохо подготовлены. Третий поворотный момент настал, когда президент и конгресс Соединенных Штатов принял Закон о ленд-лизе, позволивший отдать почти два миллиарда фунтов стерлингов богатств Нового Света делу защиты наших и их свобод.

Таковы были эти три поворотных момента.

Теперь наступил четвертый. Сегодня, в 4 часа утра, Гитлер вторгся в Россию. При этом обычные для него формы коварства были соблюдены со всей скрупулезной точностью. Между обеими странами был торжественно подписан остававшийся в силе договор о ненападении.

Германия не заявила ни одной жалобы по поводу того, что этот договор о ненападении между Германией и СССР не выполняется.

Прикрываясь договором, Германия производила концентрацию огромных армий на линии, простирающейся от Балтийского до Черного моря. А в это время воздушные эскадры и бронетанковые дивизии Германии постепенно и методично занимали свои позиции.

Внезапно, без объявления войны, даже без предъявления ультиматума, на русские города посыпались германские бомбы, германские войска нарушили границу; а спустя час германский посол, который еще накануне вечером изливался перед русскими в уверениях дружбы и говорил чуть ли не о союзе, посетил русского министра иностранных дел, чтобы заявить ему о наличии состояния войны между Германией и Россией.

Таким образом, было повторено, в еще гораздо большем масштабе, такое же преступление против всякой формы подписанного договора и международных норм взаимодоверия, свидетелями которому мы были в Норвегии, Голландии и Бельгии, – преступление, которому сообщник Гитлера, шакал Муссолини, так добросовестно подражал по отношению к Греции. Все это не явилось неожиданностью для меня…

Гитлер – это исчадие ада, ненасытное в своей жажде крови и разбоя… Единственная суть и принцип нацистского режима – это жадность и расовое господство. В своей деловитой жестокости, свирепой агрессии он превзошел все виды человеческой низости.

На протяжении последних 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, ошибками и трагедиями отступает в сторону.

Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома. Я вижу десятки тысяч русских деревень, где средства к существованию с таким трудом вырываются у земли, но где существуют исконные человеческие радости, где смеются девушки и играют дети.

Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам ползущей саранчи. Я вижу в небе германские бомбардировщики и истребители с еще незажившими рубцами от ран, нанесенных им англичанами, радующиеся тому, что они нашли, как им кажется, более легкую и верную добычу.

За всем этим шумом и громом я вижу кучку злодеев, которые планируют, организуют и навлекают на человечество эту лавину бедствий.

Я должен заявить о решении правительства Его Величества . У нас лишь одна единственная неизменная цель. Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима. Ничто не сможет отвратить нас от этого, ничто. Мы никогда не станем договариваться, мы никогда не вступим в переговоры с Гитлером или с кем-либо из его шайки.

Мы будем сражаться с ним на суше, мы будем сражаться с ним на море, мы будем сражаться с ним в воздухе, пока с божьей помощью не избавим землю от самой тени его и не освободим народы от его ига.

Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером, – наши враги.

Такова наша политика, таково наше заявление.

Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы обратимся ко всем нашим друзьям и союзникам во всех частях света с призывом придерживаться такого же курса и проводить его так же стойко и неуклонно до конца, как это будем делать мы.

Мы предложили правительству Советской России любую техническую и экономическую помощь, какая в наших силах и может оказаться полезной ей. Мы будем бомбить Германию днем, равно как и 51 ночью, все с большей силой, сбрасывая на нее из месяца в месяц все большее количество бомб и заставляя немецкий народ с каждым месяцем отведывать и проглатывать все более тяжелую дозу тех бедствий, на которые немцы облекли Человечество.

Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций, без различия расы, вероисповедания или партии.

Не мне говорить о действиях Соединенных Штатов, но я скажу, что если Гитлер воображает, будто его нападение на Советскую Россию вызовет малейшее расхождение в целях или ослабление усилий великих демократий, которые решили уничтожить его, то он глубоко заблуждается. Напротив, это еще больше укрепит и поощрит наши усилия спасти человечество от его тирании. Это укрепит, а не ослабит нашу решимость и наши возможности.

Поэтому опасность, угрожающая России, – это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам, точно так же как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, – это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара.

Удвоим же наши усилия и, пока жизнь и силы нас не покинули, ударим по врагу объединенной мощью.