Технологическая карта урока "Религия древних египтян"

Баскова Наталья Николаевна

Технологическая карта урока (учитель Баскова Н.Н.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (учитель Баскова Н.Н.)

Тема урока

Религия древних египтян

Предмет

история

Класс

5

             Цель урока

Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян, зародившимися еще в первобытные времена.

Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формировать не сложные выводы, пересказывать содержание  текста учебника.

Задачи урока

1. Способствовать созданию благоприятного психо - эмоционального климата на уроке;

2. Систематизировать полученные данные;

3. Закрепить фактологические знания учащихся;

4. Воспитывать дисциплинированность учащихся

Тип урока

Изложение нового материала

Методы обучения

Иллюстративно-словесный,  наглядный, практический

Формы работы

Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос)

Индивидуальная

Работа в парах

Предметные результаты

Научатся: формировать представление о религии древних египтян. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Личностные результаты

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Метапредметные результаты

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий

Основное содержание темы, понятия и термины

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Жрец – служитель богам у древних египтян.

Фараон – правитель древнего Египта.

Образовательные ресурсы

Учебник. Всеобщая история Древнего мира 5 класс, А.А. Вигасин, Г.И. Годер.

Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер)

Презентация к уроку

Дидактический материал к уроку.

Организационная структура урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

I Организационный момент (1 минута)

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствует учащихся

Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе

Приветствуют учителя

Организуют свое рабочее место

Личностные:

проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

 II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов». (6 минут)

Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность учащихся

Организация взаимопроверки

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Карточка

Для этого вспомни:

v    Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

v    Как было вооружено войско фараона?

v    Как выглядели боевые колесницы?

v    Что привозили из походов их участники?

v    Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

Сейчас выполним работу.

Работа в парах. Письменно на листочках.

- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.

Выдвигают варианты ответов, аргументируют свои позиции

Выполняют самостоятельную работу по инструкции

Демонстрируют знания по теме

Проводят поиск необходимой информации в учебнике

Выполняют задание «Найди лишнее утверждение»

Познавательные:

закрепление и углубление знаний полученных на предыдущих уроках

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей

Регулятивные:

умение принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других

III Формулировка темы урока, постановка учебной задачи (5 минут)

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Этап актуализации субъектного опыта

Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования. Постановка проблемы 

Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия.

Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы

Формулируют тему урока

Отвечают на поставленные вопросы.

Предметные:

умение строить высказывания

Личностные:

устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива

Регулятивные:

умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале

IV Физкультурная минутка (2 минуты)

Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока

Проведение физкультминутки

Физминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра – вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.

Выполняют упражнения

Личностные:

проявление эмоционального отношения к физкультминутке

V Усвоение новых знаний и способов действий (18 минут)

Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и в парах, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать.

Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию.

Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом

Рассказ учителя.

Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.

Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.

 

2. Работа  с текстом учебника.

 - Прочитайте п.2 §10 (стр. 49-50) учебника.

- Выясните, какие боги существовали у древних египтян?

- Заполните таблицу в тетрадях.  Выпоните задание № 32, 1

Продолжим работу с учебником (стр. 53-54). Познакомимся с мифом об Осирисе и Исиде. После чего вы должны ответить на вопрос: «Какое явление природы получило отражение в этом мифе?»

Выпоните задание № 32, 2

Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью?

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале нашего. А именно: «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?»

Давайте так же ответим с вами на ряд  вопросов:

-Фараон считался сыном бога?

-В честь кого возводились храмы?

-В качестве кого фараон совершал религиозные обряды?

-Существовала ли связь между фараоном и жрецами?

-Наличие одного или множество богов?

-Что играло главенствующую роль в жизни египтян?

-Молодцы!

Отвечают на поставленные вопросы

Проводят поиск необходимой информации в учебнике

Зачитывают полученный текст

Обобщают знания о деятельности человека.

Проводят поиск необходимой информации в учебнике для решения проблемного вопроса

(Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей.  Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)

Отвечают на вопросы учителя (1. да египтяне считали его богом на земле. 2. храмы возводились в честь множества богов. 3. фараон совершал обряды в качестве верховного жреца. 4. связь существовала, так как жрецы являлись главными помощниками фараона. 5. у египтян было множество богов. :. Религия играла главную роль в жизни древних египтян.)

Познавательные:

умение читать осмысленно;

умение определять основную и второстепенную информацию;

умение отбирать и разносить нужную информацию

Коммуникативные:

умение работать в паре со сверстником;

использование средств устного общения для решения коммуникативных задач

Регулятивные:

умение формулировать свои мысли;

умение сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями

 

VI Подведение итогов. Рефлексия (4 минуты)

Включение нового знания в систему знаний;

Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание

Создание ситуации успеха

-Итак, вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили?

-Сегодня я узнал

-Мне было интересно

-Мне было трудно

-Я доволен собой

Целостное осмысление, обобщение полученной информации

Регулятивные:

уметь осуществлять познавательную рефлексию

уметь обобщать и делать выводы

Коммуникативные:

уметь полно и точно выражать свою мысль

VII Информация о домашнем задании (3 минуты)

Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения

-Ребята, домашнее задание каждый выберет для себя сам. Вам предлагаются задания, выполнив которые вы можете получить «3», «4», «5»

На «3» Прочитать текст  параг.10 и подготовить пересказ прочитанного.

На «4» Прочитать текст параграфа 10 и ответить на 1-3 вопросы письменно.

3) На «5» Составить кроссворд по теме «Боги Древнего Египта»

Воспринимают задание, уточняют

Выбирают домашнее задание

Регулятивные:

уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

VIII Выставление отметок (1 минута)

Мотивация к дальнейшему обучению

Выставление отметок учащимся

Личностные:

проявление эмоционального отношения к отметке