Конспекты ООД

Харламова Валентина Николаевна

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим. Тема: "Вода обычная-такая необычная!". Старшая группа.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим и ручному труду. Тема: "Где - то в стране Зазеркалья". Старшая группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность

 Тема: «Вода обычная - такая необычная!»

Автор: Харламова В.Н., воспитатель

МБДОУ детский сад №5 «Звездочка» г.Оха

2015 г.

Тема: «Вода обычная - такая необычная!»

Цель: углублять и систематизировать представления детей о свойствах воды (текучесть, вкус, цвет, запах).

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Программное содержание:

Образовательные задачи: учить детей определять основное состояние воды как жидкое (поэтому она жидкость); помочь детям выявить свойства воды: прозрачная, без запаха,  без вкуса, льется, может менять окраску и запах.

Развивающие задачи: развивать мышление, познавательную активность в процессе экспериментирования; развивать способность устанавливать причинно – следственные связи; развивать речь,  обогащать словарь детей.

Воспитательные задачи: воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при проведении эксперимента.

Целевые ориентиры дошкольного образования:  проявляет любознательность; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при рассказе воспитателя; может отвечать на вопросы педагога, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и со сверстниками в решении игровых и познавательных задач; интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения; склонен наблюдать, экспериментировать.

Предварительная работа: беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?», игры – экспериментирования «Что вода умеет?», «Волшебная вода», «Цветные капельки»; отгадывание загадок.

Педагогические методы и приемы:

Наглядные: символы или картинки.

Словесные: рассказы воспитателя, рассказы детей, художественное слово, беседы, вопросы поискового характера.

Практические: игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризный момент, путешествие в научную лабораторию); элементарные опыты.

Здоровьесберегающие технологии: создание благоприятного климата, физкультурная минутка.

Материалы и оборудование: аудио проигрыватель, мольберт, символы, обозначающие свойства воды, письмо от Буратино.

Инвентарь для опытов: белые халаты, шапочки, очки на всех детей, салфетки, стаканы пластиковые прозрачные 5 штук на ребенка, разноцветные стеклянные шарики по 2 штуки на ребенка, одна пиала на ребенка, 1 ложка, 1 тарелка на одного ребенка, молоко, сахар, соль, пищевой краситель разных цветов, гуашь, лимон, вода кипяченая.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Вводное слово воспитателя

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли конверт, на нем написано для детей старшей группы (название группы).

 Воспитатель: Вы бы хотели узнать, что в нем? (ответы детей).

Воспитатель открывает конверт, достает письмо и читает его: «Здравствуйте, дети старшей группы (название группы), пишет вам Буратино. Ребята, я заболел и поэтому в школе пропустил важный урок, на котором учительница рассказывала о свойствах воды. Теперь я переживаю, что получу плохую оценку. Надеюсь с вашей помощью узнать больше о свойствах воды. Большое спасибо! Ваш друг, Буратино!

Воспитатель:  Ребята, поможем Буратино узнать больше о свойствах воды и получить хорошую оценку? (ответы детей).

Воспитатель: Тогда нам следует отправиться в научную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Сегодня мы с вами превратимся в таких ученых и будем сами проводить опыты с водой.

Воспитатель вместе с детьми: Покружись, повернись в лаборатории окажись (дети закрывают глаза и вместе с воспитателем говорят слова и выполняют движения под музыку).

Воспитатель: Вот мы и оказались с вами в лаборатории (дети открывают глаза, подходят к столам со всем необходимым оборудованием, надевают белые халаты и специальные шапочки, очки).

Воспитатель:  Занимайте свои рабочие места (дети рассаживаются по два человека за один стол).

Воспитатель: В любой научной лаборатории ученые соблюдают правила безопасности, поэтому и нам следует аккуратно пользоваться емкостью для воды, своевременно поддерживать порядок на рабочем столе, вытирать разлившуюся на стол воду.

2. Опытная деятельность

Опыт 1  «Вода жидкая, она льется»

      Воспитатель:  Перед вами два стакана – один с водой, другой – пустой. Аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая). Правильно, вода жидкая, ее можно перелить, разлить, вода имеет свойство растекаться, поэтому воду называют – жидкостью. Если бы вода не была жидкой, она бы смогла течь в реках и ручейках? А из водопроводного крана? (Ответы детей).

Воспитатель: Теперь отметим результат нашего опыта вот такой картинкой – символом, которая обозначает что вода – это жидкость (на мольберт вывешивается картинка).

Опыт 2  «Вода прозрачная»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать еще одно очень интересное свойство воды? (Ответы детей).

Воспитатель: Перед вами стоят 2 стакана. Скажите что в них налито? (Молоко и вода.)

Воспитатель: Положите в стакан с молоком и в стакан с водой разноцветные шарики. Сравните их, что заметили? (Ответы детей). Как вы думаете, почему в стакане с молоком шарика не видно, а в стакане с водой – видно? (Ответы детей: вода прозрачная, бесцветная, а молоко непрозрачное, оно белое, мутное).

Воспитатель: Правильно, вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

Воспитатель: Отметим результат нашего опыта вот такой картинкой, которая обозначает, что вода не имеет цвета (на мольберт вывешивается соответствующая картинка).

Опыт 3 «Вода может изменять свой цвет»

Воспитатель:   Ребята, а как вы думаете, вода может изменить свой цвет? (Ответы детей).

Воспитатель:  Хотите проверить  это? (Ответы детей). У вас на столе стакан с обычной чистой водой, добавьте в него пищевой краситель или гуашь. (По желанию дети добавляют в воду пищевой краситель или гуашь).

Воспитатель: Изменила вода свой цвет? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей: потому что в воду мы добавили пищевой краситель или гуашь, а они окрашивают воду в разный цвет).

Воспитатель: Совершенно верно, вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили (вывешивается соответствующая картинка).

Воспитатель: А как вы думаете, изменит ли вода свой цвет, если в неё добавить варенье? (Ответы детей). Попробуйте этот опыт  сделать дома, а завтра расскажите мне о своих новых открытиях.

Воспитатель:  Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём в центр группы.

3. Физкультурная минутка

«Дождь»

Капля - раз, капля - два, (Хлопки руками на каждое слово

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом – 

Все бегом, бегом, бегом. (Бег

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой

«Капельки»

   Раз, два, три, четыре, пять,

Любят капельки играть. (Загибают и разгибают пальчики)

Мы ногами топ – топ, (Топают ногами)

Мы руками хлоп – хлоп, (Хлопают в ладоши)

Мы глазами миг – миг, (Подмигивают друг другу глазами)

Мы плечами чик – чик. (Поднимают одно плечо, затем другое)

Раз туда, два сюда (Повороты вправо, влево, руки на поясе)

Повернись вокруг себя. (Поворачиваются вокруг себя)

Раз присели, два привстали, (Приседания)

Руки к верху все подняли.

Раз – два, раз – два вот и кончилась игра! (Поднимают руки вверх, встают на носочки и опускают руки вниз)

Опыт 4 «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель:   А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей). Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная.

А чтобы вы, ребята, не забыли, я приготовила вам вот такую картинку (вывешивается соответствующая картинка – символ, что вода не имеет вкуса).

Опыт 5 «Вода может менять свой вкус»

(На столах у детей находятся пиалы с солью, с сахаром и ложечки)

Воспитатель:  А теперь положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая вода стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей). Какой мы можем сделать вывод? (Вода, которая не имеет вкуса, стала сладкой, соленой, потому что мы добавили в нее сахар и соль).

Воспитатель: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (на мольберт вывешивается соответствующая картинка).

Опыт 6 «У воды нет запаха»

Воспитатель:   А теперь попробуем выяснить, имеет ли чистая вода запах? Перед вами один стакан с чистой водой, понюхайте чистую воду, чем пахнет чистая вода? (Ответы детей: чистая вода ничем не пахнет, она без запаха. На мольберт вывешивается картинка, что вода не имеет запаха).

Воспитатель: А теперь, в этот стакан с водой положите кусочек лимона, понюхайте и почувствуйте запах, чем теперь пахнет вода. (Ответы детей: вода пахнет лимоном, потому что мы его добавили в воду).

Воспитатель: Правильно, ребята, вы настоящие ученые! Чистая вода не имеет запаха, вода может пахнуть лишь, тем, что в нее положили. Отметим результат нашего опыта вот такой картинкой  (вывешивается соответствующая картинка).

   

 4. Рефлексия

  Воспитатель:  Вот и подошли к концу наши опыты с водой, вам понравилось быть настоящими учеными? (Ответы детей).

 Воспитатель: Ребята, а что нового мы с вами узнали о воде? (Ответы детей: что вода не имеет цвета, что вода это жидкость, что у воды нет вкуса и нет запаха). Мы теперь сможем помочь Буратино? Тогда давайте мы отправим ему наши картинки о свойствах воды, чтобы  он  смог рассказать своей учительнице и всему классу много нового о воде? (Ответы детей).

  Воспитатель:   Ну, а теперь пора возвращаться в детский сад, снимайте халаты и подходите ко мне, и не забудьте взять с собой картинки.

Покружись, повернись в детском саду окажись (дети закрывают глаза и вместе с воспитателем выполняют движения под музыку, открывают глаза).

  Воспитатель:  Ребята, вот мы с вами и в детском саду, теперь скорее пойдем писать письмо Буратино о наших открытиях и обязательно положим в конверт картинки – помощники.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и ручному труду в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельность

 Тема: «Где – то в стране Зазеркалья»

Автор: Харламова В.Н., воспитатель

МБДОУ детский сад №5 «Звездочка» г.Оха

2016 г.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Познакомить детей с историей появления зеркала;
  • Закрепить знания о необходимости этого предмета;
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать;
  • Учить делать выводы;
  • Развивать внимание, память, мышление, воображение; логического мышления;
  • Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Активизировать речь детей;
  • Обогащение активного словаря.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

  • Формировать умение действовать по правилам;
  • Развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
  • Воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности;
  • Вызывать положительный эмоциональный настрой;
  • Закрепить правила безопасности при работе с зеркалом.

  Образовательная область «Физическое развитие»

  • Развивать двигательную активность во время физкультурной минутки;
  • Укреплять психическое здоровье дошкольников через ритуалы начала и окончания ООД.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

  • Развивать умение выполнять работу из природного материала;
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Методы и приёмы: ритуалы начала и окончания ООД, загадка, беседа, экспериментальная деятельность детей (проведение опытов), рассказ воспитателя, решение логических задач.

Оборудование: мультимедийная установка, зеркала различной формы, волшебный сундучок, ёмкость с водой, листы цветного картона, стекло, речные ракушки, камни, песок, рамка, фольга, металлические предметы, пластилин, цветные карандаши и фломастеры, домики-коробочки для зеркал.

Ход ООД:

Ритуал «Приветствие»:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Мы по кругу пойдем,

Хоровод заведем.

С Добрым утром, глазки!

С Добрым утром, ушки!

С Добрым утром, ручки!

С Добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят,

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают!

Ура, мы проснулись!

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, по дороге мне встретились две совершенно одинаковые, весёлые и озорные девочки – Оля и Яло. И они подарили мне вот этот красивый сундучок. Но как я не пыталась его открыть, так и не смогла. И тогда, девочки загадочно улыбаясь, мне сказали, что этот сундучок не простой и откроется он, если мы с вами угадаем, что там лежит. Вы мне в этом поможете? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда слушайте загадку:

В деревянной раме
Художник перед нами.
Художник честный много лет,
Дарит каждому портрет.
А портрет на диво!
И выполнен правдиво.

Воспитатель: Правильно, это - зеркало.

Вводная часть:

Воспитатель: Вот и сундучок открылся. А какие красивые зеркала в нем лежат (Показать детям). Я сейчас вам дам подержать зеркала в руках (Раздаю каждому ребёнку по зеркалу, дети его рассматривают).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на своё зеркало и зеркало своего друга и скажите мне, все ли зеркала одинаковы? (Ответы детей: нет!) 

Воспитатель: А чем же они различаются друг от друга?

Дети: по форме (круглые, квадратные, овальные, прямоугольные); по величине (большие, маленькие); по цвету…

Воспитатель: Правильно, ребята, вы назвали все отличия. А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Домик для зеркала!»

Воспитатель: Ребята, вам надо найти дом для вашего зеркала. Перед вами три коробки – это домики для зеркал. Сейчас выйдут те ребята, у кого круглые зеркала и найдут для них домик, затем найдут домик для овальных и прямоугольных зеркал (Дети поочереди подходят к столу и находят коробку, которая соответствует форме их зеркала).

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Ребята, есть такая сказочная страна под названием – страна Зазеркалья! Не хотите ли вы туда отправиться в путешествие? (Ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель: Вот мы с вами и попали в страну Зазеркалья! А как вы думаете, почему эта страна называется так? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, эта страна состоит из зеркал. Ребята, представьте себе, что вокруг нас нет ни одного зеркала. Как же нам увидеть своё изображение и где мы можем увидеть его? (Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! А хотите посмотреть, где еще можно увидеть свое отражение? (Ответы детей и просмотр презентации «Отражение»)

Воспитатель: Вам понравилось? Узнали для себя что – новое? (Ответы детей)

Воспитатель: А теперь мы с вами проведем опыт «Отражение в воде»

(Дети работают группами. На каждом столе посуда с водой, песком, речными камешками и ракушками, цветная бумага. Вода налита в прозрачную посуду и поставлена на белую бумагу)

Воспитатель: Давным – давно человек сначала смотрелся в воду озера или реки. И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение. Мы с вами сказали, что свое отражение можно увидеть в воде рек и озер. Вот у нас тоже вода. Мы видим свое отражение? Правильно, не видим. Почему? Потому что на дне реки песок, ил и дно темное, поэтому и отражение есть. А у нас дно и вода прозрачная, поэтому и отражения нет.

 Воспитатель: А как можно сделать так, чтобы мы сейчас тоже смогли увидеть свое отражение? (Путем опытов приходим к выводу, что посуду с водой нужно ставить на темную бумагу, чтобы дно стало темным. Тогда отражение станет четким)

 Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, а если налетит сильный ветер, мы свое отражение сможем увидеть? (ответы детей). Попробуйте подуть. А если будет солнечная погода и легкий ветерок будет рябить воду? (Ответы детей: будут видны только солнечные блики).

Воспитатель: Это очень неудобно, так как хорошая погода бывает не каждый день! Как хорошо, что люди научились делать зеркала!

Воспитатель: Ребята, однажды человек нашел кусочек металла и долго полировал его, то есть натирал мягкой тряпочкой, а потом увидел в нем свое отражение. Так появилось первое зеркало.  

Физкультурная минутка «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
 (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем.
(Руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
(Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.
(Ходьба на месте)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся)

Опыт «Отражение в металле»

Воспитатель:  Ребята, посмотрите это отполированный кусочек металла, а этот нет (Взять пластину металла – показать детям, что она не блестит, можно увидеть свое отражение. Показать, как полируют металл. Сравнить с неотполированной)

Воспитатель:  А давайте с вами еще поиграем? 

Игра «Найди отражение в предмете из металла»

 (Дети подходят к общему столу и находят предметы (металлические: ложки, кастрюли, половник и т.д.), в которых можно увидеть свое отражение)

Воспитатель:  Так в каких предметах мы с вами можем увидеть свое отражение? (ответы детей: в предметах, которые сделаны из металла)

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»


Этот пальчик хочет спать.        
 (Загибать пальцы на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
И тихонечко сопит.                  
 (Руки кладём под щёку.)
Солнце красное взойдет,
          (Поднять левую руку и
Утро ясное придет,
                               распрямить все пальчики)
Будут птички щебетать,
           (Шевелить пальцами.)
Будут пальчики вставать!

Совместное открытие нового

Самостоятельна деятельность детей «Изготовление зеркала»

Воспитатель:  Но прошло какое-то время, и человек начал изготавливать маленькие зеркала. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей: Чтобы всегда при себе иметь зеркало).

Воспитатель:  После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений.

Воспитатель:  Давайте представим, что я мастер, а вы мои ученики, и сейчас мы попробуем сделать свое зеркало. Берем стекло, держим его на свет. Мы себя видим?

Дети: Нет.

Воспитатель:  Почему?

Дети: Потому что стекло прозрачное.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы увидеть свое отражение?

Дети: Наложить что-нибудь темное, чтобы исчезла прозрачность.

Воспитатель: Возьмем стекло и фольгу. Фольга – это тонкий слой металла. Стекло вещь хрупкая, легко бьющаяся. Осколки разбившегося стекла могут поранить вас, вы можете порезаться. Поэтому мы должны обращаться со стеклом очень осторожно! Я вам в этом помогу и сама наложу фольгу на стекло.

Воспитатель: Вот мы и сделали зеркало! Кто может рассказать, что нужно для изготовления зеркала? (Ответы детей)

Мы с вами продолжаем наше путешествие по стране Зазеркалья. Но чтобы пройти дальше, мы с вами должны сосчитать все отражения, какие встретятся на нашем пути (презентация – показ слайдов)

***

В тихой заводи пруда

Отражались два бобра,

Три енота, пять ежей

Сколько было всех зверей? (10)

***

Я в зеркале увидел отраженье:

Два ёжика жевали печенье,

Две мартышки бросали банан,

Два зайчишки били в барабан,

Подскажи скорей,

Сколько было всех зверей?

***

У крылечка протекала речка

Отражались в речке той:

Дед с седою бородой,

Внук-мальчишка озорной,

Бабушка с лукошком,

Пёс и рыженькая кошка.

Сколько в водичке

Отражалось птичек?

Воспитатель:  Молодцы! Все отражения мы нашли и сосчитали.

Продукт деятельности

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться назад в детский сад, но прежде чем мы вернемся, давайте сделаем страну Зазеркалья еще красивее? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам, взять картонные зеркала и украсить их так, как вам захочется, с помощью пластилина, крупы, ракушек, карандашей. (По завершению дети любуются своими зеркалами и зеркалами своих сверстников)

Заключительная часть

 Ритуал «Прощанье»

А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда,
Умным станешь ты тогда! 

Рефлексия

Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия? (Ответы детей)

Воспитатель: Ну что же, ребята, кому понравилось наше путешествие по стране Зазеркалья? Протяните ручки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину. Молодцы, ребята мне было приятно с вами путешествовать, до новых встреч!