Раздел: Работа с классным коллективом

Дензин Чечена Крылововна

Предварительный просмотр:

Эрзин кожууннун Мореннин муниципалдыг бюджеттиг ниити-билиг ортумак школазы

3-к\ класска экскурсия хевиринге  класс шагы:

«Эки-турачыга тураскаадыг»

Эрттирген башкы: Дензин Ч.К.

Сорулгазы: 1.Ада-чурттуё Улуг дайыны-биле  бичии уругларны каксы таныштырар.

                      2. Т=рээн чуртунга ынак болурунга, ооё маадырларын билир болурунга кижизидер.

                       3. Патриотчу \зел-бодалдарын хевирлээр болгаш патриотчу сагыш-сеткилге кижизидер.

                       4. Уругларныё ниити кругозорун бедидер, бодамчалыг чоруун сайзырадыр, боттарыныё кылдыныглары дээш харыысалгалыг болурунга ==редир.

Херек ч\\лдер: компьютерге презентация; чуруктар;  саннарлыг, с=стерлиг карточкалар.

ЧОРУДУУ:

  1. Организастыг кезээ: уругларныё кайы-хире, каяа, канчаар

дыштанганын  кысказы-биле эштеринге сонуургадып чугааладыр

  1. Киирилде беседа: (слайд №1)

- Чурукта ч\н\ к=р\п тур силер?

- Каяа к=рген силер?

- Ол тураскаал дугайында кым ч\н\ билирил? Ында кымны сиилбээнил?

  1. Ада-чурттуё Улуг дайыны-биле каксы таныштырылга:

- Ол Ада-чурттуё Улуг дайыныныё киржикчизи. 1941 чылда (карточка) ССРЭ(карточка) дээр чуртче немец-фашистиг эжелекчилер Гитлер (карточка) деп дайынзырак кижиге баштаткаш халдап келген. («Ыдыктыг дайынныё» аялгазы ырлап турар).  Тыва ынчан аёгы к\р\не турган (карточка:ТАР). Ынчалза-даа тыва чон акы-дуёма орус чонга дузалажыр изиг к\зелин дайынныё бирги х\ннеринден-не эгелеп илереткен болгаш тыва эки-турачылар 1943 чылдан (карточка) эгелеп дайынга киржип эгелээн.

YI. Маадыр-биле таныштырылга:  (слайд №2)    

- 1943 чылдыё сентябрьда (карточка) тыва эки-турачыларныё ийиги б=л\\ - аьттыг эскадрон 8-ки кавалерисчи дивизияга барып каттышкан. Оларныё аразынга Эрзин кожууннуё М=рен сумузундан Дажыба Данил Чалзырааевич дайылдажып четкен. (Слайд №3)

          Ол   1923 чылдыё июнь 23-те М=рен сумузунга т=р\тт\нген.  Ол дайынныё баштайгы х\ннеринде-ле фашистер-биле демисежир к\зелин илередип билдириишкинни киирген турган богаш баштайгыларныё одуруунда дайынга киржип чедип келгени ол. Дайылдажыышкыннар \езинде бистиё сумувустан барган эки-турачы эрес-дидим чоруун к=рг\з\п келген. Б=д\\н болгаш чугаакыр Данил коргуш чок чоруун к=рг\з\п,  дайылдажыышкыннарныё эё-не берге изиг черлеринге чоруп, аёаа б\з\рээн кезээн билдилиг удуртуп, шын болгаш ч=пт\г, д\рген шиитпирлерни х\лээп алыры-биле ылгалып чораан.  Ол Украинада Ровно хоорайны хосташканы дээш дайынчы «Кызыл Сылдыс» ордени-биле шаёнаткан (Слайд №4).  

 Данил Чалзырааевич Курск, Киев, Воронеж, Корсунь-Шевченск   хоорайлар дээш тулчуушкуннарга база  Москва чоогунга дайыннарга киришкен.  Ада-чурттуё Улуг дайыныныё фронтуларынга дайынчы чедиишкиннери дээш  Данил Чалзыраевич дараазында шаёналдарны база алган  «Ада-чурт дайыныныё 1-ги чергези» орден (Слайд №5),   «Х\нд\лелдиё Демдээ» (слайд №6),  «За боевые заслуги», «За победу над Германией и Великой Отечественной войне 1941-1945гг»-деп медальдар-биле (Слайд №7). Дайын соонда-даа тайбыё ажыл-ишче ээп келгеш, ол дайынчы адын сыкпайын, т=лептиг ажылдап чораан болгаш дыка х=й ажы-т=лд\ кижизидип =ст\рген ада.

         М=рен сумузунуё чону бодунуё т=лептиг оглунга четтиргенин болгаш чоргааралын илередип ооё ады-биле суурнуё кол кудумчузун адаан болгаш аёаа тураскаалды м=ёгежидип тургускан.

     

Y. Мемориалдыг самбыраже болгаш тураскаалче экскурсия. Чечектер салыры.

Тураскаалды 2013 чылдыё май 5-те тургускан. Ооё ажыдыышкынын май 8-те кылган. Тураскаалдыё авторлары болгаш кылган улус эки-турачыныё оолдары: Дажымба Тимур Данилович, Дажымба Денис Данилович, Лопсан Денис Бурбужукович , Дажымба Танов Данилович.

YI. Класс шагыныё т\ёнели: викторина

  1. Кым деп маадырга тураскаал болду?
  2. Оон ыёай ооё адын кайда адаан-дыр? Кымнар ол кудумчуда чурттап турарыл?
  3. Кандыг дайынга киржип турган маадыр болду?
  4. Ол дайын каш чылда эгелээн болган ийик?
  5. Кымнар-биле дайылдажып турганыл?
  6. Ч\ге эжелекчилер дээр бис?
  7. Кым деп кижи баштап турганыл?
  8. Тываларны ч\ге эки-турачылар деп адап турганыл?
  9. Ол \еде Тыва ч\\ деп к\р\не турган дээн ийик мен?
  10.  Данил Чалзырааевич кандыг шеригге турганыл?
  11.  Бистиё клазывыста ооё т=релдери бар бе?
  12.  Суурда ооё т=релдеринден кымнарны билир силер?
  13.  Дайын дээрге эки бе, багай бе? Ч\ге?
  14.  Ам дайын болуп турар черлер бар бе?
  15.  Силер ч\\ деп бодаар силер, ч\ге ол черлерде дайын болуп турарыл?
  16.  Силер бистиё суурувуска дайын чедип кээрин к\зээр силер бе?
  17.  Суурувуска, чер-чуртувуска дайын болбазын дээр болзувусса БИСТЕР ч\н\ кылыр ужурлуг бис боданып к=р\ёерем, уруглар. Ада-иелериёерден база айтырып, с\мележип, чугаалажып к=ргеш ам дараазында х\н болур бирги кичээлге чугаалап бээр силер.

(Класс шагын «Пусть всегда будет солнце»-деп ыры-биле т=нд\рер)



Предварительный просмотр:

Муниципалдыг Морен ортумак школазынга Билиглер хунунде 1-ги класска Дензин Ч.К.-нын эртирген кичээли

Тема: Хамааты мен.

Сорулгалары: 1. Торээн черинге ынакшылын, чуртунга чоргааралын оттурар, кижизидер база торээн черинин тоогузу-биле баштайгы таныштырылганы эгелээр.

                              2. «Куруне», «хамааты», «чурттун хоойлулары» база куруне символдарынын дугайында билиглерни бээр.

                             3. Торээн суурунун, черинин, чуртунун тоогузунге, культуразынга сонуургалды кижизидер.

Херек чуулдер: парламал ужуктер, РФ-тин символдары, В.В. Путиннин, С.К. Шойгунун чуруктары; торээн черинин чуруктары (Ак-Хайыракан, Морен хемнин чуруу, кудумчу чуруу)

Чорудуу:

  1. Организастыг кезээ

- Кайы хире дыштандынар?

- Кым каяа дыштанган, чуну кылып чайладынар?

- Школага келиксеп турдунар бе?

- Кым кончуг оорениксеп турду?

  1. Кичээлдин сорулгазын дыннадыры.

  1. Бичии, улуг торээн чуртунун дугайында билиндирери:

- Бо чуу деп черил? Ол кандыг дагыл?

- Ында чулер барыл? Оларнын ажыы чул?

- Бо даг кайда турарыл?

- А бистин суурувустун адын билир силер бе?

- Суур иштинде ол атка оон ынай каяа-каяа таваржыр ийик бис?

             ( чуруктарын коргузер: хем, кудумчу)

- Чуге Моренни бистин торээн черивис дээр бис?

- Морен бистин бичии торээн чуртувус. Ол Эрзин кожуунунун, Тыва Республиканын бичии суурларынын бирээзи. А Тыва бодунун ээлчээнде Россиянын база бир бичии кезээ болуп турар.

Туннел: Морен суурувус – Россия деп улуг чуртувустун база Тывавыстын бичии кезии –бичии торээн чуртувус болуп турар.

  1. Россиянын хамаатызы мен.

- Бистин улуг чуртувустун адын сактыптаалынар.

- Россия – хой чоннуг, бай-байлактыг, арга-эзим, шынаа-шыктыг, тайга-тандыларлыг, далай-холдерлиг чурт – тускай куруне-дир.

- Курунелер база хой. Ынчангаш олар бот-боттарындан ылгалып турар тускай демдектерлиг болур. Ам бистин куруневистин ылгавыр демдектери-биле таныжар бис.

( Тук, герб(сулде демдек), гимн (ыдык ыры) биле тус-тузунда коргузуп тургаш таныштырар)

- Оларны каяа-каяа коруп, таваржып болур бис?

- А курунеде чурттап турар улустарны кымнар дээр-дир, самбырада азып каан ужуктерни кожуп номчуптар кижи бар бе?

-Бис шуптувус Россия деп куруненин хамаатылары, россияннар-дыр бис.

-Ам шупту мени оттунуп, хорээнерге холунар салгаш чугаалаар силер: Мен -Тыва мен, мен – Россиянын хамаатызы мен.(2-3 катап катаптадыр)

- Куруненин хамаатыларынын албан сагыыр, чагыртыр ужурлуг кол чуулдери – чурттун Хоойлулары ( кол эргелерин, кол хулээлгелирин каксы таныштырар). Хоойлу езугаар уругларнын бир эргези эгелеп турарын чугаалаар.

- Куруневистин эн-не кол хоорайын билир кижи бар бе?

- А бо кым деп кижил? ( В.В. Путиннин Тывага чораанын, оон бистин черивиске, чонунга хамаарыштыр бодал-сагыштарын кыска таныштырар)

Туннел: (Башкы эгелээрге, уруглар тондурерлер)

Бистин бичии торээн чуртувус – Морен суур, Тыва.

Улуг чуртувус – Россия.

Россия тускай – куруне.

Куруненин чурттакчылары оон – хамаатылары

Куруневистин ылгавыр демдектери – тук, герб, ыдык ыры.

Куруневистин кол хоорайы – Москва.

Бистин куруневистин Президентизи – В.В. Путин.

  1. Шойгу С.К.-биле уругларны таныштырары

- А бо кижини таныыр кижи бар бе?

- Улуг куруневис РФ-тин  улуг даргаларынын бирээзи, айыыл чок чорукту харыылаар министр. Ол боду  тыва. Бистин бичии Тывавысты Россияда база дыка хой даштыкы курунелерде алдаржыдып чоруур чангыс-чер чуртуувус.

        Ол – улуг генерал шериг эргелиг.

        Россиянын Маадыры –деп сылдыстын эдилекчизи.

  1. Кичээлдин туннели

МОУ  СОШ с. Морен Эрзинского кожууна РТ

Урок гражданина на тему:

«Хамааты  мен».

Составитель: Дензин Чечена Крылововна

классный руководитель  1 класса.

2007-2008 уч.год



Предварительный просмотр:

Управление образованием Эрзинского кожууна

МБОУ  СОШ  с. Морен

Занятие-практикум

в  4 классе: 

 

Классный руководитель:

Дензин Ч.К.

Сентябрь – 2018

Разработка урока по правилам дорожного движения для учащихся  4 класса

Тема: «Управление велосипедом»   

Пояснительная записка.

Езда на велосипеде - одно из самых любимых увлечений  мальчишек  и девчонок. Почти все ребята умеют ездить на велосипедах. Но многие думают так: сел в седло, держи руль и крути педали – вот и все правила. Не изучив устройство велосипеда, правила дорожного движения, не овладев приемами управления велосипедом ребята торопятся выезжать на улицы и дороги, попадают в сложную обстановку дорожного движения. При этом они часто испытывают чувство растерянности и легко могут попасть в беду.

 Важно, чтобы правила безопасного движения на дорогах знал каждый  велосипедист.

Взрослые должны постоянно напоминать детям, что выполнение правил безопасного движения - это условие сохранения жизни себе и окружающим.

Цель:

  • обобщить знания детей о безопасном  движении на  велосипедах, формировать у школьников умения применять данные знания на практике.

Задачи:

  • закрепить теоретически  знания и умения по правилам вождения велосипеда;
  • воспитывать ответственное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах;
  • привлечь ребят к участию в творческих конкурсах.

Форма урока: урок-игра.

Подготовительная работа:

Ребята получают задание:

  • повторить  правила  дорожного движения;
  • сочинить загадку или стихотворение о велосипеде.

Учитель готовит презентацию «Правила велосипедистов»; игровые карты командам, памятки велосипедистам (Приложение №1).

Оборудование урока: мультимедийный проектор, листы бумаги формата А4, фломастеры.

Структура  урока-игры:

1. Вступительная часть. Учитель разъясняет цели и задачи урока.

2. Основная (игровая) часть. Урок состоит из нескольких конкурсов. Участники выполняют различные задания.

3. Практическая часть. Участники выполняют различные практические задания на велосипедах.

4. Заключительная часть. Подведение итогов,  выставление оценок, выявление победителей.

Ожидаемый результат:

  • выполнение юными велосипедистами правил вождения велосипеда;
  • сокращение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Ход урока.

Вступление.

1-й слайд  презентации  «Правила велосипедистов»

Учитель: Легко ли управлять велосипедом? Как не допустить роковую ошибку на дороге и сохранить самое ценное, что есть у человека – жизнь? Всегда ли велосипед наш друг? Какие правила должны соблюдать велосипедисты? Ответить на эти  вопросы, да и на многие другие   поможет наше занятие. Для того чтобы начать игру, вам необходимо разделиться на две команды и выбрать капитанов. Первой команде дадим название «Колесо», второй- «Звонок». Итак, начинаем!

Велосипед самый неустойчивый и потому опасный вид транспорта. Неожиданная неровность или выбоина на дороге, обгоняющее слишком быстро транспортное средство, резкое торможение – все это может вывести его из равновесия. Велосипед так же, как и автомобиль, невозможно мгновенно остановить. Путь торможения у него больше, чем у автомобиля. Отсюда делаем вывод: …Какой? (Учитель обращается к ребятам)…Наш вывод будет первым правилом велосипедистов.

 2-й слайд  Правила велосипедистов

«Езда на велосипеде  требует  умения и хорошего навыка»

Учитель: Велосипедист должен  ехать так, чтобы не случилось несчастья ни с ним, ни с кем-либо другим. Сегодня на уроке мы повторим и другие правила велосипедистов.

Учитель: Первый конкурс- конкурс «Разминка». Команды  будут отвечать на вопросы моих помощников. Кто больше даст правильных ответов, тот больше заработает для своей команды баллов. В том случае если опередившая команда дает неверный ответ, вторая команда может предложить свой вариант.

Вопросы:

1. Каким правилам подчиняется велосипедист, если он ведет велосипед руками?

2. В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на проезжую часть дороги?

3. Разрешена ли буксировка велосипеда другим велосипедом?

4. Какой  механизм  поможет, если у велосипеда спустило колесо?

5. Как называется время суток, когда участники движения очень плохо видят друг друга?

6. «Горючее» для велосипеда.

7. Что означает в переводе с латинского слово «велосипед»?

8. Название первого велосипеда, который не имел ни руля, ни педалей.

9. Разрешено ли перевозить пассажира на раме или багажнике?

10. Дорожный знак, на котором внутри круга велосипед, но проезд запрещен.

Ответы:

1. Правилам для пешеходов.

2. Не моложе 14 лет.

3. Не разрешается.

4. Насос.

5. Ночь.

6. Мускульная сила ног.

7. «Быстрые ноги».

8. «Бегунок».

9. Не разрешается.

10. Дорожный знак «Движение на велосипедах запрещено».

Учитель: Конкурс - «Разминка»  завершен, и мы  запоминаем следующие правила …

3-й слайд  Правила велосипедистов

«Не выезжай на велосипеде на дорогу, если тебе нет 14 лет!»

4-й слайд  Правила велосипедистов

 «Нельзя перевозить пассажира на раме или багажнике».

Подведение итогов 1 конкурса.

Учитель: И так, как выглядит современный велосипед? На этот вопрос нам помогут ответить художники-профессионалы. Прошу от каждой команды по одному представителю. Следующий конкурс «Художник». Задание: с закрытыми глазами нарисовать велосипед.

Подведение итогов 2 конкурса.

Учитель: Велосипед надо всегда подбирать по росту, управление им должно быть удобным. Велосипед,  чтобы ездить на нем безопасно, необходимо всегда поддерживать в исправном состоянии. Предлагаем капитанам команд подготовить велосипеды  к  старту. Перед вами рисунки велосипедов, но они еще не завершены. Мы объявляем конкурс «Сервис». Что  должен иметь исправный велосипед? Подпишите  на рисунках, что должен иметь велосипед и объясните назначение оборудования. Приложение №3.

Учитель: Конкурс «Сервис»  завершен, и  мы  запоминаем  правило…

5-й слайд  Правила велосипедистов

«Велосипед необходимо всегда использовать в исправном состоянии»

Подведение  итогов  3 конкурса.

Учитель: Человек на велосипеде – водитель! Он равноправный участник движения, так же как шофер, водитель автобуса, автомобиля или какого-нибудь другого транспортного средства.  Надо заранее подготовиться к роли водителя и хорошо знать, чего потребует от водителя дорога. Надо понимать дорожные знаки, дорожную разметку, сигналы светофора, сигналы регулировщика. Знать, как они согласуются между собой, знать правила безопасного движения на дорогах.

Следующий конкурс «Дорога» - практические задания

Учитель: Мы подводим  итоги конкурса «Дорога»,  тот из вас кто был внимателен во время конкурса, поможет  сформулировать следующее правило «Нельзя ездить на велосипеде  по… тротуарам».

6-й слайд  Правила велосипедистов

«Нельзя ездить на велосипеде  по тротуарам!»

Подведение  итогов  4 конкурса.

Учитель: Настало время пятого конкурса – конкурса «Тренинг безопасности». На наших дорогах, время от времени происходят дорожные происшествия. Причина происшествий – незнание или несоблюдение правил безопасности движения. Сейчас мы вспомним, что еще запрещается велосипедистам. Будьте внимательны. Каждой  команде будут предложены задачи, с описанием ситуаций (по две ситуации на одну команду), которые вам предстоит проанализировать. На решение каждой задачи  у вас, ребята, будет по две минуты.

Ситуация  1:

Велосипедист ехал посередине правой стороны дороги.

  • Нарушил ли он правила передвижения велосипедистов по проезжей части? Если да, то в чем состоит его ошибка?

Ответ. Велосипедист нарушил правила движения. По дороге он имеет право двигаться на расстоянии не более 1 метра от ее правого края.

Ситуация 2:

Ребята колонной в два  ряда ехали  на велосипедах  по правой стороне  дороги.

  • Нарушили  ли они  правила передвижения велосипедистов по проезжей части? Если да, то в чем состоит их ошибка?

Ответ. Велосипедисты нарушили  правила движения. Движение на велосипедах разрешается по проезжей части  только в один ряд.

Ситуация 1:

Коля прекрасно ездит на велосипеде. Мальчик решил показать, какой он герой. Коля выиграл  гонки велосипедистов  на проселочной  дороге, при этом он финишировал,  не держась за руль.

  • Нарушил ли Коля  правила передвижения велосипедистов по проезжей части? Если да, то в чем состоят его ошибки?

Ответ. Велосипедист нарушил  правила движения. Устраивать гонки на проезжей части дороги, ездить, не держась за руль - запрещается.

Ситуация 2:

Шестиклассник  Иван возвращался на велосипеде с рыбалки. Его друзья ехали на автобусе. Мальчик почти весь путь следовал непосредственно за автобусом, он был очень доволен.

  • Нарушил ли Иван  правила передвижения велосипедистов? Если да, то в чем состоят его ошибки?

Ответ. Велосипедист нарушил  правила движения. Ивану еще нет 14 лет, поэтому ему нельзя  ездить по дороге на велосипеде, а также ездить за автобусом запрещается.

Учитель: Ребята, какие еще  правила  должен соблюдать велосипедист?

7-й слайд  Правила велосипедистов

«Движение  на велосипедах разрешается по проезжей части только в один ряд»

8-й слайд  Правила велосипедистов

«Движение  на велосипедах разрешается по дороге  на расстоянии не более одного метра от ее правого края»

9-й слайд  Правила велосипедистов

«Устраивать гонки на проезжей части дороги – запрещается!»

10-й слайд  Правила велосипедистов

«Ездить, не держась за руль, запрещается!»

11-й слайд  Правила велосипедистов

«Ездить непосредственно за транспортным средством – запрещается!»

Подведение  итогов  5 конкурса.

Представление ребятами творческих работ-сочинить стихи о велосипеде или загадки для ребят  Приложение № 5

Подведение  итогов  творческих конкурсов.

Учитель:

  • О чем мы говорили сегодня?
  • Какие  правила  должен соблюдать велосипедист?

Каждому велосипедисту мы подготовили памятки.

12-й слайд  Памятка велосипедисту

Напоминая о Правилах движения, просим запомнить, что Ваша безопасность на дороге зависит от того, насколько точно Вы эти правила соблюдаете.

13-й слайд 

Подведение итогов урока-игры, выявление победителей.

Приложение № 5

Загадки о велосипеде.

Едет на двух колесах, не буксует на откосах.

И бензина в баках нет. Это наш…

Держусь я только на ходу,

А если встану, упаду.  (С. Маршак.)

Вот так чудо - чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу!

Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем.

Только лучше правь рулем.

Эта техника знакома,
Но чтобы не было у вас бед.
То катайтесь возле дома до 14 лет.        

Не похож я на коня,
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я, так и знай.

Приложение

Ситуация  1:

Велосипедист ехал посередине правой стороны дороги.

  • Нарушил ли он правила передвижения велосипедистов по проезжей части? Если да, то в чем состоит его ошибка?

Ответ:

Ситуация 2:

Ребята колонной в два  ряда ехали  на велосипедах  по правой стороне  дороги.

  • Нарушили  ли они  правила передвижения велосипедистов по проезжей части? Если да, то в чем состоит их ошибка?

Ответ:

Ситуация 1:

Коля прекрасно ездит на велосипеде. Мальчик решил показать, какой он герой. Коля выиграл  гонки велосипедистов  на проселочной  дороге, при этом он финишировал,  не держась за руль.

  • Нарушил ли Коля  правила передвижения велосипедистов по проезжей части? Если да, то в чем состоят его ошибки?

Ответ:

Ситуация 2:

Шестиклассник  Иван возвращался на велосипеде с рыбалки. Его друзья ехали на автобусе. Мальчик почти весь путь следовал непосредственно за автобусом, он был очень доволен.

  • Нарушил ли Иван  правила передвижения велосипедистов? Если да, то в чем состоят его ошибки?

Ответ:



Предварительный просмотр:

 Классный  час в 4 классе

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

2018-2019 уч.год                                                                Классный рук-ль: Дензин Ч.К.

Цель классного часа:

Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.

Предполагаемый результат: расширение понимания учащимися значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличать плохое от хорошего.

Ход классного часа

  1. Вступительное слово учителя:

Крошка-сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Эти строчки стихов В.В. Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам.

- А вам  они известны? (Учащиеся дают ответ на вопрос учителя. Если ребята знают стихотворение, то могут его рассказать).

-Ребята, давайте продолжим предложения, которые записаны на доске.

Плохо, когда…                                                                                  Хорошо, когда…
Учащиеся продолжают предложения, написанные на доске.

  1. Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо»

«Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.

Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше…»

- Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ. (Учащиеся приводят различные варианты окончания этого рассказа.)

-Что мы можем сказать об этих мальчиках?

-Встречались ли вы с подобными ситуациями?

А теперь послушаем продолжение рассказа.

«                 »

- Почему женщина была возмущена?

- Почему удивились мальчики?

  1. Пересказ рассказа.

Учащиеся пересказывают текст, но изменяют окончание рассказа (мальчики помогли, женщина похвалила их).

  1. Составление сказки.

Учащиеся составляют сказку про Плоха и про Хороша. Сказку ребята составляют по цепочке. Один – первое предложение, второй – второе и т.д. ( к своим сказкам они могут нарисовать рисунки.)

  1. Подведение итогов классного часа.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  с. Морен Эрзинского кожууна РТ

Социальный ПРОЕКТ

в 4 классе

 «Профессии членов моей семьи»

Направление «Образовательные проекты и исследования»

Авторы: учащиеся 4 класса МБОУ  СОШ с. Морен

Руководитель проекта:  Дензин Чечена Крылововна – классный руководитель

Морен

2018-2019 уч. год

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Актуальность проблемы………………………………………………....5

Основные цели и задачи проекта……………………………………….6

План работы……………………………………………………………...7

Продукт проекта…………………………………………………………7

Выводы проекта……………………………………………………….…8

Список используемой литературы……………………………………..10

Введение

Пройдёт какое–то время и перед каждым школьником возникнет вопрос о дальнейшем  профессиональном обучении. Но ведь для того, чтобы кем-то работать, надо сначала обучиться  данной профессии. На свете много разных профессий и все они важны и почётны, начиная от простого дворника и заканчивая учёным академиком.  И это действительно так. Вот давайте на минутку представим, что все дворники вдруг не вышли на работу. Что бы случилось с улицами больших посёлков и  городов через неделю? К чему бы это привело?

Прекрасных профессий на свете не счесть.

И каждой профессии слава и честь.

Сегодня ты школьник, а завтра рабочий,

Художник, ученый, моряк или зодчий.

Для каждого нужное дело найдётся,

Кто с детства всерьёз за работу берётся.

Выбор будущей профессии — дело нелегкое. Во-первых, по одному названию профессии трудно судить о предстоящем содержании работы: обо всех нюансах деятельности человек, как правило, узнает уже в процессе работы. Да и должностные обязанности для одной и той же профессии могут существенно отличаться на разных предприятиях. Во-вторых, человек может приспосабливаться к различным видам деятельности. Трудно представить себе человека, способного работать исключительно кассиром в супермаркете. К тому же на наш выбор часто влияют всевозможные внешние факторы: например, существующие в обществе мнения о престижных и непрестижных профессиях, выбор будущей специальности под влиянием родителей, за компанию с друзьями, увлечение какой-то одной, внешней стороной профессии и т.д. Как сделать правильный выбор?

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

«Профессия» — (лат. professio — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.

Если ребенок с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневается в правильности своего выбора - у него нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, он с упорством фанатика будет штудировать учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представлять себе, что будет делать по окончании школы.

Если это так, то он - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает социальную и психологическую зрелость школьника. Хуже, если пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что "как бы нравится" история), а потом окажется, что терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Что же влияет на выбор профессии? Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. В этом мы и пробовали разобраться, изучая профессии своих родных.

Актуальность проблемы

       В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно формировать представления ребят о различных профессиях и о труде. Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед младшими школьниками не  стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Основные цели и задачи проекта

Цели:  

1. Показать значение семьи в жизни человека, закрепить положительное отношение ко всем членам семьи.

 2. Дать детям информацию о том, что всех членов семьи связывает любовь и нежность, забота друг о друге, дружба и взаимопомощь.

 3. Показать роль родителей и детей в семье, "профессии", которые выполняют члены семьи (знакомство с историей создания и развития семьи, отвечая на вопросы: «От кого и какие черты характера, особенности и способности вы унаследовали?», «Кем вы хотите стать, когда вырастите?», дети задумываются о себе, о своем будущем).

Задачи:

  • обогащение знаний учащихся о мире профессий;
  • формировать у детей представления о семье, профессии родителей;
  •  воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
  • повышение групповой сплочённости, опыт участия в проектной деятельности, опыт презентации проектов.

План работы

  1. Сбор и анализ информации.
  2. Узнаем значение слова профессия.
  3. Изучаем статью Е.А.Климова о факторах выбора профессии.
  4. Продумываем шаги к правильному выбору профессии.
  5. Попытаемся определить профессию для себя (для этого мы провели анкетирование одноклассников).
  6. Вместе с родителями ведем исследовательскую работу, составляя рассказ о профессиях своей семьи.
  7. Интервью с представителями  разных профессий.

Продукт проекта

Рассказы родителей о своей профессии.

Презентация проекта «Я листаю семейный альбом».

       Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Знание детьми информации о своей семье.
  • Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
  • Донести до участников проекта важность данной темы.
  • Составить перспективный план мероприятий по этой теме.

Выводы проекта

Анализируя результаты анкеты «Кем работают мои родители», мы выявили, что из  19  учащихся, обучающих в классе, 9 ребят не смогли назвать профессию своей мамы, 5 ребят не знают, есть ли профессия у папы.

      На вопрос «КЕМ МЕЧТАЕШЬ СТАТЬ ТЫ?»

      4 человека ответили – учителем,

      5 – полицейским,

      2 – предпринимателем,

      2 – поваром,

      1 - парикмахером, путешественником, изобретателем, шофёром, дизайнером и начальником.

      Исходя из этих ответов, стало очевидно, что ребята очень мало знают о том множестве профессий, которое существует в современном мире.

На следующем этапе работы над нашим проектом мы постараемся ответить на основополагающий вопрос: «Все профессии нужны? Все профессии важны?»

Совместно с одноклассниками постараемся найти ответ на проблемный вопрос: «Много профессий! Какая моя?»

Проведем диспут - «Что влияет на выбор профессии»:

Какие профессии наиболее востребованы на рынке труда в современном обществе?

Как сделать правильный выбор?

Кто и что влияет на выбор будущей профессии?

Где и чему учат?

Актуальна ли профессия учителя сегодня?

Проведем классный час на тему: «Кем работают мои родители?»

Выпуск газеты: «Кем я хочу стать»

Игра "Профессия-загадка".

Слушать лёгкие любит он нам

И уколы сделать может.

Градусник поставит сам,

Витаминку в рот положит (врач)

Бегать, прыгать он умеет.

Мяч чеканит очень ловко.

В теннис, в волейбол играет

И в футболе есть сноровка (спортсмен)

Красоту он замечает

И цвета все различает.

Может кистью на бумаге

Твой портрет нарисовать. 

И увидев солнце в небе

Радостный пейзаж создать! (художник)

Нитки, ножницы, булавки:

И работа вся кипит. 

Создаёт из ткани вещи, 

Школьную форму для вас может сшить (швея)

Список используемой литературы

  1. Е. И. Машукова. Все профессии важны. - Начальная школа, 2008. - № 6, с.91 – 92.
  2. Л. В. Новоженина.  Интегрированные  уроки. -  Начальная школа, 2007.-№1, с.49-50.
  3. А. В. Предигер.  Кем быть? -  Начальная школа, 2007. -№7, с. 87-93.
  4. Е. Н. Арсенина.  Все работы хороши.  - Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. -   ООО «Глобус», 2007г., с.71-79.
  5. Энциклопедия.
  6. Статья Е.А.Климова  «Факторы выбора профессии».



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА в 4 классе                '' Золотая осень ''

Подготовила: Дензин Ч.К. – кл.рук-ль

Цель: Воспитывать любовь к русскому языку, родной природе; активизировать лексику учащихся по теме “Осень”.

Задачи:

1) Развивать  творческое воображение детей.

2) Развивать чувство прекрасного.

Оборудование: презентация, карточки для учащихся.

Ход праздника

Слайд №1

I. Учитель: - Разгадав кроссворд, вы догадаетесь, кто у нас главная хозяйка на празднике:

1. Явление природы осенью, когда деревья сбрасывают листья.

2. Название съедобных грибов жёлтого цвета.

-3. Злаковое растение, из которого получается мука высшего сорта.

-4. Название сладкой , душистой лесной ягоды

-5. Вкусный овощ оранжевого цвета, из которого можно приготовить полезный сок, салат, можно добавить его в борщ или суп.

листОпад

лиСички

пшЕница

земляНика

морковЬ

Слайд №2 (читают учащиеся)

В платье пёстро-золотистом

Осень к нам явилась в класс,

Как прекрасная царица,

Открывающая бал.

- Здравствуй, Осень !

- Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

Что в подарок принесла?

- Принесла я вам муки!

- Значит, будут пирожки!

- Принесла вам гречки

- Каша будет в печке!

- Принесла вам овощей!

- И для супа, и для щей!

- Рады ли вы грушам?

- Мы их впрок насушим!

- А уж яблоки, что мёд!

- На варенье, на компот!

- Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла!

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

- Дождику вы рады?

- Не хотим! Не надо!

Осень, осень, где ходила,

Разных красок где купила,

Красок ярких, красок чистых –

Красных, жёлтых, золотистых?

Я вчера прощалась с летом,

Мне дало оно при этом

Красок самых разных:

Для осинок- красных,

Жёлтых- для берёз,

Для приречных ив и лоз.

Только сосны обделила,

Только елям дать забыла.

И они зимой и летом

Всё одним и тем же цветом –

Не меняют свой наряд,

Яркой зеленью горят!

Осень, Осень, ты красна:

Овощей и фруктов ты нам припасла!

Принесла подарков много:

Груши, яблоки, айву!

Вот поэтому все дети

Очень рады  осени.

II. Дети в масках, формах овощей и с их картинками читают стихи

Я- капуста тугая,

В суп, в борщики вкусна я!

Я – братец-чесночок,

Припекаю язычок,

Всех микробов убиваю,

Вас от хвори защищаю.

А я тыквою зовусь,

Сочной мякотью горжусь.

Нет полезней и вкусней

Каши тыквенной моей.

Я сердитый лук, ребята,

Витаминами богатый,

Хоть и слёзы вызываю,

Но от гриппа защищаю.

Нет обеда без картошки –

Ни жаркого, ни окрошки.

Все картошку уважают.

Кто из вас меня не знает?

Я морковка всем на диво:

И румяна, и красива.

Я огурчик наливной,

Кто полакомится мной?

III. Все «овощи» поют частушки.

Мы трудились не напрасно,

Урожай у нас прекрасный.

Не поднять – такой арбуз,

Сочный, сахарный на вкус.

Наши яблоки, на диво,

Эх, румяны, эх, красивы.

Это яблоко одно

Весит больше полкило !

Наши дыни – вот какие-

Золотистые, большие,

Ароматны и на вкус

В сто раз лучше, чем арбуз!

Обойдите хоть полсвета –

Лучше нашей груши нету!

Да весы покажут вам:

В каждой груше – килограмм!

Учитель.

- Осень – «хитрое» время года. Она приготовила для вас, ребята, очень много заданий и надеется, что вы с ними легко и быстро справитесь. Если удастся отгадать все осенние загадки, значит, все дары осени – ваши. В добрый путь, ребята!

IY. ОСЕННИЕ ЗАДАНИЯ:

1) Отгадайте, что это по первым буквам слов.

1. Антоним к слову дочь (сын) ;

2. дневной приём пищи (обед) ;

3. дикое животное: хитрое, с пушистым хвостом и рыжей шерстью (лисица) ;

4. место обитания мышей (норка) ;

5. середина окружности (центр) ;

6. синоним к слову пища (еда)

( СОЛНЦЕ)

2) Шарада

Мне не пройти в ветвистый лес –

Мои рога в ветвях застряли.

Но обменяй мне Л на С –

И листья леса все завянут.

( Олень – осень.)

3) Разбейте слово ОБЛАЧНОСТЬ на маленькие капельки, каждая из которых тоже будет что-нибудь значить.

( Нос, лот, боль, тон, чан, болт, сало, слон, нота, бант, стол, стон, ночь и т. д.)

4) Кроссворд загадок «6К»:

1.Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи, борщи –

Меня в них ищи. ( Капуста)

2. Не видна из грядки.

Играет с нами в прятки.

И никто бы не нашёл,

Да гляди – торчит хохол!

Потяните крепко – вытащится …( Репка )

3. Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … ( Лук )

4. Маленький, горький, луку – брат. ( Чеснок)

5. Зелен и густ

На последней грядке куст.

Покопай немножко –

Под кустом - … (Картошка)

6. Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зелёные прядки. ( Морковь)

К******

* **К*

**К

*****К

К*******

***К***

Y. « Узелки» (на карточках)

Чтобы прочитать зашифрованные слова, необходимо в каждом горизонтальном ряду зачеркнуть одинаковые буквы.

НЗЛНКМТЛПОПМЗ

НХКНОСКЧСЕБТ

ОБСЛРЬСШРЕ

ШВЗЧУАВШТЧНУЬ

ЕТКОЖСМЕКУЖС

ДТВОРВЕНАТРЕ

РМНЗАВНЛОВРЗ

ВНСКПУНВАКТЬУ

( Кто хочет больше знать, тому надо много спать.)

- Все согласны с этим утверждением? А  как будет правильно? Кто как думает?

( Кто хочет больше знать, тому надо много учиться, трудиться, читать, и т.д.)

Учитель: 

- Молодцы, ребята! Вы показали, что умнее и трудоспособнее вас никого не найти. Вы очень много знаете, любите трудиться, поэтому все осенние дары по праву ваши.

YI. Cервировка столов по группам.

YII. Чаепитие

YIII. Подведение итогов праздника



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Морен Эрзинского кожууна

Классный час – игра «О новогоднем празднике»

в 3 классе 2017-2018 уч. год                        Кл. рук-ль: Дензин Ч.К.

Цели: расширить знания детей о том, кто ввёл этот праздник в нашей стране, как его издавна отмечали, о традициях народов других стран; обогащать словарный запас детей; воспитывать уважение к сложившимся традициям

Форма: Поле чудес

Оборудование: барабан, компьютерная презентация «Новый год в разных странах», призы

Ход игры:

  1. Вступление.

Ученик:  Старый год кончается,

                Хороший, добрый год.

                Не будем мы печалиться –

                Ведь Новый к нам идёт!

Учитель: - Что же это такое Новый год? Откуда он к нам придёт. Мы вспомним об этом в ходе нашей игры.

  1. Игра

1-й тур:

- Назовите месяц, в котором древние славяне отмечали Новый год. (Март)

        2-й тур:

- Кто издал указ в России и повелел украшать дома еловыми и сосновыми ветками, чинить стрельбу, пускать ракеты и разжигать огни? Назовите имя этого царя (Пётр)

        3-й тур:

Когда мороз кусал до слёз

И ветер пел без нот,

Открыл январь наш календарь.

Он начал Новый год!

- Кто первым изменил календарь и перенёс начало празднования Нового года на январь? (Цезарь)

4-й тур:

- В каком родстве находятся Снегурочка и Дед Мороз или кем является Снегурочка Деду Морозу. (Внучка)

Заключительный тур:

- В какой стране вместо ёлки приносят мандариновое дерево на Новый год? (Китай)

Суперигра:

- Как называется город,  в котором родился и живёт Дед Мороз? (Великий Устюг)

(Между турами проводятся музыкальные физкультминутки)

  1. Итоги игры

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

4-к\ класска «Самый классный классный»-деп к=р\лдеге белеткээн  ажык класс шагы.

Класс шагыныё темазы: "С.Н. Чыргал. Эрзин Ием"

Класс шагын белеткээн кижи: Дензин Ч.К. – дээди категорияныё эге класстар башкызы

СОРУЛГАЗЫ: т=рээн черинге ынакшылды, чоргааралды кижизидер; ооё т==г\з\нге сонуургалды оттурар, бичии т=рээн чуртун алдаржыдып чораан билдингир болгаш алдарлыг кижилер-биле таныштырар.

БЕЛЕТКЕЛ АЖЫЛДАРЫ: ш\л\кт\ уругларга ==редир, ында кирген черлер аттарынын дугайында шинчилел ажылдары чорудуп, дыёнадыглар белеткээр.

КЛАСС ШАГЫНЫЁ РЕСУРСТАРЫ БОЛГАШ АЖЫГЛААР Ч//ЛДЕРИ: кожууннуё картазы, чуруктар, компьютерлиг презентация, уругларныё дыёнадыглары, С.Н. Чыргалдыё чуруу, ооё дугайында болгаш ш\л\кт\ё т==г\з\н\ё дугайында дыёнадыглар

ВЫСТАВКА: уругларныё дыёнадыглары

КЛАСС ШАГЫНЫЁ ЧОРУДУУ

  1. Организастыг  кезээ

-Эргим уруглар! Б=г\н бистиё клазывыс шагында аалчылар олуржуп турар. Ч\ге дээрге бис онзагай класс шагы эртирер бис. Удавас ч==н ч\к улузунуё календары езугаар уткуурувус Чаа чыл - Шагаа х\н\ кел чыдар болгай.  Ынчангаш  аалчыларны  чолукжуп, уткуп алыр бис бе? (каш башкы барыл, ынча уругларны адаптарга, олар  барып чолукшуур).

  1. Киирилде  кезээ

- Бистиё клазывыс шагында база бир аалчы бар. Ол – Сылдыс-Херелдиё ачазы, бистиё школада музыка башкызы, бот-тывынгыр композитор бодунуё ырызы-биле аалдап келген. Башкыны, клазывыс шагын эгелээринге чугула херек ырыны биске ырлап бээри-биле, чалап алыылыёар!

- Ч\\ дугайында ыры болду?

- Ол ч\\ ч\вел?

- Ч\ге ынчаар адап кааны ол?

- Кандыг хемниё улуг оглу-дээн-дир? Ч\ге ынча дээн деп бодап тур силер? (Эрзин хемче киир агып чыдар хем)

- Аялгазын Радж Бады-Шулууевич бижээн дидим. А ол ырыныё с=з\н кым бижээнин билир кижи бар бе?

- Ол кижини таныыр кижи бар бе?

- Ам ол автор-биле каксы таныжыптаалыёар.  Ооё-биле бисти Арцуяа таныштырар.

  1. Ш\л\к Эрзин-Ием.

- Бо класс шагында бис ол авторнуё база бир ш\л\\-биле чоок таныжып, сайгарылгазын кылып,  эки шиёгээдип  алыр  бис. Класс шагынга белеткенип тургаш, кижи б\р\з\ ол ш\л\кт\ё кезиктерин шээжилеп аар, ында кирген черлер аттарыныё, дириг амытаннарыныё дугайында билип алгаш кээр даалгалар алган силер. Силерниё кезиктериёерден С.Н. Чыргалдыё Эрзин-Ием деп ш\л\\н тургузар бис. Ам боттарывыска кандыг сорулга салып алыр бис? (аянныг чугаалаар, ш\л\кт\ё утказын дыёнакчыларга чедирер)

- Бо Эрзин кожууннуё картазыныё чуруу. Силерде ол картаны ш\л\кт\ чугаалап тургаш  долдурар чуруктар бар. Карта-биле канчаар ажылдаарын д\\н силерге тайылбырлап берген мен, бергедээшкиннер болбас боор деп идегеп тур мен, уруглар.

- Мен Долгар-биле кады  эгелээр бис, а  силер уламчылаар силер.

 

ЭРЗИН-ИЕМ

+скен-т=рээн Эрзинимниё чараш каазын

+ск\жемче шоолуг-ла эскербээн мен.

Чурттар кезип, черлер к=ргеш деёнээримге,

Чурумалыё солуттунмас чараш-тыр сен.

Эскергеним, магадааным харам чокка

Эжим-==р\м немерелеп й=рээзин дээш,

Чоржаё аъттыё чоруу ышкаш дылым-биле

Сонуургаткан чуртум чуруу мындыг ч\ве:

Ивилерлиг Сеёгилеёниё меёгилери,

Уларларлыг Ууту, Д=рг\н чалымнары,

Ч=л\ктерлиг Улуг-Оёгун мээстери,

Чуёмаларлыг  Чартыс, Додуун кашпалдары,

Тооруктуг Ажык, С==лчер к\д\рээзи,

Тогдуктарлыг /негети ховулары,

Тевелерлиг Божалыгныё б\\релери,

Терезинниг Шара-Нуурнуё т\ёгелери.

Элезинниг Чонак-Даштыё маёганнары,

Эштип ойнаар Т=ре-Х=лд\ё оожум чалгыы

Тараалары четчип быжар с\\з\нн\г

Дагылдыныё, Ямаалыктыё аёгыстары.

Кадык каёнаар Бай-Х=л, Нарын аржааннары,

Кара-Х=лд\ё сугда чайнаан чурумалы,

Хамык чону с\з\глээштиё чалбарыыры

Хайыракан, Кежеге-Даа ыдыктары.

Ч\г\р\ктер маёнап \нер калбак хову

ч\з\н малы солуп оъттаар делгем одар.

Улуг-биче суурлары унун каастаан

Улустары каш-даа дылда соотташкан.

Делегейниё д=герезин дээжилээш

Делгеп-чадып =нч\ кылдыр хайырладыё.

Ак-к=к дээрниё, алдын х\нн\ё кежиин к=р\п

Авыралыё й=рээп чурттаайн, Эрзин-Ием.

- Ам шупту катап база ш\л\кт\ чараштыр чугаалаптаалыёар.

- Эр-хейлер! Ам оожум барып олуттарыёар ээлептиёер.

- Кайы-хире чараш чурумалдыг карта тургузуп алган-дыр бис кичээнгейлиг к=р\п к=р\ёерем. Картавыска д\гж\п турар одуругларны кым тыптарыл, база чараштыр чугаалаптарыл?

IY.   Ш\л\кт\ё утказын тодарыдыры-биле ажыл

а)  словарьлыг ажыл

- Ш\л\кте силерниё билбезиёер, утказы билдинмес с=стер бар-дыр бе?

б\\релер, т\ёгелер, маёганнар, с\\з\н, аёгыстар, соотташкан  Слайд №1

(картада чуруктарны ажыглап  ол с=стерни тайылбырлаар)

б) – Ш\л\кте кирген  х=лдер аттарын адап к=р\ёерем  Слайд №2

     - Ш\л\кте кирген хемнер аттарын адап к=р\ёерем  Слайд №3

          - Ш\л\кте кирген черлер аттарын адап к=р\ёерем    Слайд №4

- Ш\л\кте кирген даглар база арт  аттарын адап к=р\ёерем   Слайд №5

          - Ш\л\кте кирген дириг амытаннар аттарын адап к=р\ёерем  Слайд №6

     - Ш\л\кте кирген куштар аттарын адап к=р\ёерем   Слайд №7

- Ш\л\кте кирген \н\штер аттарын адап к=р\ёерем  Слайд №8

в)  _ Ам бичии када ыыт чок олурупкаш, С.Н. Чыргал ч\н\ Эрзин-Ием деп турар-дыр бодангаш, чугаалаптыёарам, уруглар (Эрзин хемни, т=рээн черин, кожуунун)

физминутка

Y.  /легер домак-биле ажыл

- Самбырада аскан \легер домакты номчуптуёар.  Дыёзыдыр номчуптар кижи …

+скен чери – т=рээн ие, =скелернии – соёгу ие.

- Бо \|д домактыё утказын ч\\ деп билип тур силер, кым канчаар тайылбырлаарыл?

(т=рээн чери авазы дег эргим, чараш, чоок, энерелдиг; а =ске черге чоруурга берге, каржы, билдинмес, т=рээн чери ышкаш эргим, энерелдиг эвес)

- Шак бо \легер домак, база ш\л\кт\ё дузазы-биле тургузуп алганывыс чараш чурумалдыг картавыс С. Н. Чыргалдыё т=рээн черинге, ооё бойдус-чурумалынга кайы-хире ынак турганын, т=рээн черин кайы-хире эки билир турганын бадыткап турар ышкажыл.

- Т=рээн чериниё чараш-каазын эскерип билир, ону \нелеп, ыдыкшыдып чоруур кижилерниё сагыш-сеткилинге С.Н. Чыргал ышкаш чараш, ханы уткалыг ш\л\ктер бижиир, Р.Б-Ш. Дангыт ышкаш сагыш-сеткилди х=лзедип кээр ыяёгылыг уян аялгалар бижиир чаяалга ала-чайгаар-ла тыптып кээр ышкажыл, уруглар.

- Силерниё араёарда   ындыг талантылыг кижилер база дыка х=й. Чараш концерттерге, улуг шиилерге киржип, танцы-сам, ыры м==рейлеринге киржип, х\рештерге тиилелгелерни чедип ап турарыёар дээрге-ле силерге база Эрзин-Иевис ховар салым-чаяанны хайырлааны ол-дур. Шак ол салым-чаяаныёарны оон-даа ыёай сайзырадып, кожуунуёарны, Тываёарны алдаржыдып чоруур кижилер силерлерниё араёардан база \нер дээрзинге б\з\рээр мен.

 

YI. Оюн «Кым тыптар?!»

- Ш\л\кт\ё утказын эки билип, сонуургалдыг олурган-дыр силер бе дээрзин тодарадыры-биле  оюндан ойнаптаалыёар. Карточканы к=д\р\п аарыёарга \ж\ктер

бижээш, даалгазын бижип каан. Даалга  езугаар, ол \ж\ктен эгелээн, ш\л\кте бар аттар  адаар.

YII.  Драгоценности Тувы «Тос эртине»-деп номда (1) Ак-Хайыракан, (6) Кежеге, (31)Убсу-Нур ыйгылаажы Т=ре-Х=л-биле кады кирип турар дээрзин уругларга таныштырып, номдан к=рг\зер. (ар 4, 14, 64)

YIII. «Эрзин-96» - ыры, ш\л\к м==рейиниё киржикчизи Хомушку Г.С.-ныё сактыышкыны.

IX. Эрзин- деп с=сте кирген \ж\ктерни столбиктей чыскаай азыптарга, \ж\к б\р\з\нден эгелээн с=стер тыпкаш Эрзинин мактаар.

X. Викторина

- Ш\л\кт\ кончуг эки сайгарып, билип алдывыс. Ам авторнуё дугайында дыёнадыгны база ооё Эрзин-Ием – деп ш\л\\н кайы-хире кичээнгейлиг сонуургаан эвес силер дээрзин  хынаары-биле викторинадан эртириптээлиёер:

1. Ш\л\кт\ё авторунуё долу ады кым болду?

2. Ол каш чылда т=р\тт\нгенил? (1948, апрель 15)

3. Каяа т=р\тт\нген деп билип алдыёар? (Т=ре-Х=лге)

4. «Эрзин-Ием»-деп ш\л\кт\ каш чылда бижээн болду? (1996)

5. Оон бээр каш чыл эрте берген-дир? (23)

6. С.Н.Ч. кандыг мергежилдерлиг чораан-дыр? (механизатор, зоотехник)

7. Спорттуё кандыг хевирлеринге ынак чораан-дыр? (шахмат, аът спорту)

8. «Соотташкан»- дээрге ч\\ дээн уткалыг болду? (чугаалажыр)

9. Эрзин кожуунда чечен-чогаал каттыжыышкыны ч\\ деп аттыг болду? (Сеёгилеё)

10. Ш\л\кте деёнелгени эскерип, билипкен кижи бар бе? Кым чугаалаптарыл?

11. С.Н.Ч.-дыё ш\л\ктериниё чыындызыныё адын кым сактып алды?

                (шын харыы дээш берген смайликтерниё дузазы-биле викторинаны т\ёнээр)

XI. Рефлексия Слайд №8

- Класс шагы меёээ …

- Билип алган ч\\лдерим …

- Сонуургаан ч\\лдерим …

- Мен  …  эки билип албайн бардым

-С.Н. ышкаш ш\л\к бижиксээр к\зели  оттуп келген кижи бар бе?

- Класс шагынга кончуг эки ажылдап, идепкейлиг киришкениёер дээш четтирдим, уруглар!

 

Ажыглаан   литературазы:

  1. Сергей Чыргал. М=гейиг. Кызыл – 2000.

  1. Драгоценности Тувы. По итогам специального проекта «Тос эртине». Фотоальбом  - Кызыл. Тувинское книжное издательство, 2011.



Предварительный просмотр:

Спортивно-игровой праздник, посвященный дню защитника Отечества

Подготовила и провела: Дензин Ч.К. – кл. рук-ль 4 класса 2018-2019 уч. год

1-й ученик: Дата есть особого значенья –

                     Сыновей отважных день рождения.

                     Весь народ российский в эту дату

                     Шлёт привет матросу и солдату!              (В. Матвеев)

2-й ученик: Слава нашим генералам!

                     Слава нашим адмиралам,

                     И солдатам рядовым –

                     Пешим, плавающим, конным,

                     Утомлённым, закалённым,

                     Слава павшим и живым –

                     От души спасибо им!                                       (С. Михалков)

3-й ученик: Не забудем тех героев,

                    Что лежат в земле сырой,

                     Жизнь отдав на поле боя

                     За народ, за нас с тобой…                              (С. Михалков)

План праздника:

  1. Беседа классного руководителя: «Образ  истинно тувинского мужчины в давние времена»
  2. Проекты учащихся: «Мой папа (брат, дядя) – защитник Отечества»
  3. Сочинения учащихся «Мой папа был когда-то защитником Отечества»
  4. Спортивно-игровая часть между командой отцов и командой мальчиков:

          Конкурс 1-й: Разминка: «Кто кого?» - вопросы на засыпку, побеждает та команда, которая получила больше смайликов, первыми дав правильные ответы:

  • Что общего между деревом и копьём? (Ствол)
  • Почему копьё и щит – неразлучные друзья и враги? (Они всегда вместе. Копьё- поражает, и щит - защищает)
  • Кто сказал: «Тяжело в ученье, легко в бою» (Русский полководец А.В. Суворов)
  • Как называют «бойца невидимого фронта»? (разведчик)
  • Как называют подростка, изучающего морское дело? (юнга)
  • Назовите самого известного в настоящее время во всём мире генерала-тувинца?
  • Назовите тувинских солдат, которые носят звания Героя? (Х. Чургуй-оол,
  • Т. Кечил-оол, С. Шойгу).
  • Назовите нашего земляка – участника ВОВ?

          Конкурс 2-й: «Патроны на передовую» - эстафета – по очереди добежать до стула и обратно, не уронив шарика, который лежит в ложке.

          Конкурс 3-й: «Разведка в тыл врага» - обоим участникам завязывают глаза, у разведчика – линейка, у противника – звонок. По звонку противника разведчик должен дотронуться до него линейкой за определенное время (30 сек). В начале игры ставят их спиной к друг другу. Потом играют другие участники команд, только меняются ролями.    

          Конкурс 4-й: Сапёры- «Разминирование поля» (по одному участнику) – по классу разбросаны шары, сапёры должны давить их руками, взять «начинку» (шарики бумаг) и доставить в своё «расположение». У какой команды будет больше  разминированных «мин».

         Конкурс 5-й: Аукцион воинских званий (между капитанами):

Кто последним назовет звание, тот победитель.

Рядовой –ефрейтор- мл. сержант-сержант- стар. сержант-прапорщик – мл.лейтенант – лейтенант – старш. лейтенант – капитан – майор – подполковник – полковник – генерал.

        Конкурс 6-й: передача боевого снаряда (мяча) через голову от первого игрока до последнего и обратно

        Конкурс 7-й: юмористический: по 2 человека из каждой команды берут по одной карточке и показывают походку соответствующего человека или животного: манекенщица, балерина, солдат, гусь.

         Конкурс 8-й: Музыкальный: (концерт-экспромт – каждая пара вытягивает одну карточку с одинаковым заданием). Вытянув, задание должны исполнить сразу.  

         Конкурс 9-й: лучшие сыщики: в классе спрятан пакет с заданием. Команды должны найти его и выполнит содержащееся в нем задание.    

Оборудование:   2 ложки, 20 шаров, 2 шарфа, звонок, линейка, 2 мяча 



Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в мир увлечений.

Цели: 1. развитие интересов, увлечений учащихся

            2. сплочение коллектива детей и родителей

            3.  выявление и развитие творческих способностей детей.

Форма:семейная шоу-программа

Музыкальный фон: И.Николаев «Маленькая страна» и «Авай» А.Монгуша

План шоу:

  1. Магнитофонная запись песни А.Монгуша «Авай». Беседа учителя.
  2. Вступительное слово учителя о целях семейной шоу-программы.
  3. Защита «Городов». Фон: И.Николаев «Маленькая страна».
  4. Фотовыставка.
  5. Выставка технического и прикладного искусства.
  6. Конкурсы.
  7. Подведение итогов.
  8. Закрытие песней  И.Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

ХОД  ШОУ:

  1. На фоне песни «Авай»: беседа о Дне матерей РФ и о Дне отцов РТ.

  1. Вступительное слово учителя:

 -Сегодня мы отправляемся в необычное увлекательное путешествие – в страну любимых увлечений. Этой страны нет на карте, но живут в ней особенные люди, потому что у них есть дело по душе.

        Жители этой страны – мы с вами – люди увлеченные, неравнодушные и поэтому путешествие будет очень интересным.

        Особенно приятно, что увлечения объединяют всю семью – и взрослых, и детей.

        Ну а тем, кто еще не нашел свое хобби, наша встреча поможет это сделать.

  1. Защита «Городов»: (по жребию) – фон : И.Николаев «Маленькая страна»

 (Каждая семья рассказывает об увлечениях своей семьи. Рассказы сопровождаются показами своих коллекций, поделок, изобретений; рассказами о путешествиях с видео-и фотоматериалами; номерами художственной семейной самодеятельности; выступлениями дрессированных домашних животных) – в любой форме, только время – 3-5 минут.)

  1. Город путешественников – семья Дамдын Буянды.

  1. Город любителей  книг – семья Комбу Кудера

  1. Город вокалистов – семья Кулдун Артыша.

  1. Город танцоров – семья Менди Айдаша.

  1. Город коллекционеров- семья Чалзырай Айдыса

  1. Город спортсменов- семья Дамба Чингиса

IV.КОНКУРСЫ:

А) «Подарок»: игрушки, красивые банты, бумаги для оформления подарка, по одному стулу для каждой пары из семей.

Б) игра «Кто первый».

        2 ленты длиной 2-3 м, стул со спинкой.

В) Игра «Веселая неделька» ( 2 команды по 7 человек- каждому – листок с определенным днем недели).

Г) Викторина (вопросы – отдельно для родителей и отдельно – для уч-ся )

V.Подведение итогов.

VI.Закрытие песней  И.Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

МБОУ СОШ с.МОРЕН ЭРЗИНСКОГО КОЖУУНА

Классный руководитель:

Дензин Чечена Крылововна

Ноябрь-2017



Предварительный просмотр:

ТР-нын  билиг болгаш эртем яамызы.

Эрзин кожууннун ооредилге эргелели.

Мореннин муниципалдыг бюджеттиг  ниити-билиг ортумак школазы.

(4 класс)

Класс башкызы:

Дензин Чечена Крылововна

2018-2019 оор.чылы

Тема: Т о о г у н у     б и л и р    с е н    б е?

( викторина хевиринге)

Сорулгазы: 1. ТР-нын хоойлужуткан байырлалдарынын бирээзи-биле

                                таныштырар.

           2. Торээн чуртунун, чонунун тоогузун оорениринге кузелин оттурар база сонуургалын ханыладыр.

           3. Ооренген чуулдеринге даянып чонунга, торээн дылынга хундуткелди, ынакшылды кижизидер.

         

Херек чуулдер: эртемденнер чуруктары, музей материалдары, «Тарлашкын»-деп ырынын магниттиг бижидии, чуруктар.

Ч О Р  У  Д  У У:

I. ТР-нын Россиянын составынга каттышканын демдеглээр хун – ТР-нын хоойлужуткан байырлалдарынын бирээзи – деп беседа-дискуссия.

II. Викторина:

1. Улуг-Хемнин оске аттары?

2. Оттук-Даш тулчуушкуну каш чылда болганыл?

3. «Тарлашкын»-деп шулуктун авторун аданар?

4. «Оттук-Даш тулчуушкуну»-деп чогаалда Кыдаттын эжелекчи шериинин баштыны – чанчыннын ады?

5. Тывага баштай кандыг бижиктерни ажыглап турганыл? (хурээ-хиитке – товут, албан-херек эмгелелинге – моол)

6. Баштайгы Тыва бижик чогааткан тыва кижи ?

7. Тыва бижикти чогаадырынга киришкен совет эртемденнер? (С.Малов, Н.Н.Поппе, А.А.Пальмбах)

8. Баштайгы Тыва бижик кандыг ужуктерге ундезилеттинген турганыл? (латин)

9. ТР каш чылда Россиянын составынга киргенил? Ам каш чыл ою бооп турарыл?

10. ТАР-нын куруне бижии кылдыр Тыва бижик каш чылда хулээп алдынганыл? (1930, июнь)

11. Орус ужукке ундезилээн Тыва бижикти каш чылда хулээп алганыл? (1941, июль8)

12Тыва дылдын шинчээчилери – Тыва эртемдээннерден аданар.

13. Монгуш Лопсан-Чимиттин хурээ талазы-биле эртем ады? (Кешпи. Амгы уеде – доктор)

14. Ол каяа ламалап чорааныл? (Чадаананын Устуу-Хурээге)

15. Амгы уеде ол Хурээ-биле холбашкан делегей чергелиг кандыг улуг болуушкун чылдын-на эртип турарыл?

III. Немелде материалдар:

        Чамдык айтырыгларга немелде тайылбырларны кылып, чуруктарны, музей материалдарын ажыглап уругларнын харыыларын ханыладыр.

«Тарлашкын»-деп ырыны уругларга дыннадыр, утказын сайгартыр.

        «Устуу-Хурээ – дириг музыка»- деп делегей чергелиг хемчегни  уругларга таныштырар.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 -ги класска класс шагы : «/Ж/ГЛЕЛ- б илиглерже д\ лг \\р" 2015-2016 == редилге чылы

Слайд 2

Орус , тыва номнар санай э ёдерик кара хойлар , о ларны бис кожуп тургаш с =стер кылдыр номчуп боор бис. Ч\ лерил ол ?

Слайд 3

/ж\ глелим айтып берген /жен алды \ж\ ктерниё Чурум чыскаал аайы -биле Туруптарын АЛФАВИТ дээр !

Слайд 4

Билетте даалга : 1-ги даалга : ш\л\ кт \ 3 катап номчааш , сактып алганы -биле чугаалаар : Чажывыстан тура Найыралдыг т= лдер бис! Чогушпас-даа , кырышпас-даа Чогум шынчы т= лдер бис! Билбес улус билип алзын , Бистер ышкаш чурттазыннар !

Слайд 6

Билетте даалга : 2 -ги даалга : с= стерде \ж\ ктер холужа берген , оларны шын кылдыр номчуур : нен \р = стрес терж \к\ макод

Слайд 7

/ж\ глелдиё ЧАГЫЫ: ХОЛДАН НОМНУ ЧЕРЛЕ САЛБАЙН КОНЧУГ ЭКИ НОМЧУЁАР-ЛА! УРАН-ЧЕЧЕН Ш/Л/КТЕРНИ УЛАЙ-УЛАЙ ДОКТААДЫЁАР1 ЧАРАШ СОЛУН ЫРЫЛАРДАН ЧАЁГЫЛАНДЫР БАДЫРЫЁАР !

Слайд 8

4-ке, 5-ке == ренирин д = геревис даёгыраглаал ! Найырал дээш , билиглер дээш н азыдада-даа утпас-тыр бис! 6 харлыг бичиилерге а мдыы чылын аалдап кээр сен!

Слайд 9

Бичии чаштар бистерни бижип номчуп == реткен , \ \ле-херээн б\д\ рген /ж\ глелим , байырлыг !


Предварительный просмотр: