Создание условий для одаренных детей и с ограниченными возможностями здоровья

Протасова Татьяна Владимировна

Организация педагогического процесса с одаренными деми и ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.1.5.doc422.5 КБ

Предварительный просмотр:

2.1.5. Отчет о создании условий психологического развития детей, уровень развития которых отличается от нормативного (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья)

Организация педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от      нормативного (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья).

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физического  воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека, включающее в себя:

• эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены соблюдению режима дня;

• начальные знания, познавательные интересы и способности детей в области физической культуры;

• навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий.

В дошкольном образовательном учреждении созданы все условия для физического развития одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Интенсивность физического развития детей, их здоровье, вхождение в социум, успешность освоения образовательного процесса зависит от создания условий, социума, двигательного аппарата, сформированных физических и волевых качеств. Для успешного решения задач физического воспитания является активная двигательная деятельность в течении всего дня.  

Создала условия для двигательной активности детей в физкультурном  зале, бассейне, спортивной площадке для НОД на  прогулке.  Для детей с низкой и высокой активностью физического

 развития:

  • Соблюдаю индивидуальный и дифференцируемый подход на физкультурном занятии, плавании, НОД на прогулке, соревновательной деятельности.
  • Распределила двигательный режим ребенка в течение дня для детей с ограниченными возможностями развития.
  • Воспитываю физические качества в работе с детьми: сила, скорость, выносливость, гибкость.
  • Организовала совместную деятельность с воспитателями, психологом, методистами, медицинской сестрой.
  • Выработала единые требования по двигательному режиму.
  • Дала консультации родителям по двигательной активности ребенка с ограниченными возможностями и для одаренных детей.

Сформировали систему, которая положительно влияет на развитие

 и здоровье  ребенка.

  • Соблюдение режима дня;
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • занятие физической культурой и плаванием, спортом, танцами, занятий в кружке «Школа здорового человека», «Гимнастика маленьких волшебников, как средство профилактики сколиоза и плоскостопия»;
  • хорошее взаимоотношение с окружающими людьми, сверстниками;
  • В сентябре каждого учебного  года провожу диагностическое обследование детей по таким физическим качествам как:
  • Скорость
  • Выносливость
  • Челночный бег
  • Гибкость
  • Прыжки в длину
  • Прыжки в высоту
  • Метание набивного мяча
  • Метание набивного мешочка правой и левой рукой.

Это позволяет  просмотреть динамику развития двигательной активности и развития физических качеств одаренных, и с ограниченными возможностями здоровья детей дошкольного возраста.

           Использую в работе разнообразные методы:

 наглядный, словесный, практический,  игровой, соревновательный.

Использую принципы:

- Сознательного отношения к своему здоровью, воспитывающего в соревновательной деятельности, систематичности в занятиях, доступности, где каждый ребенок имеет возможность заниматься на любом тренажере, на любимом гимнастическом снаряде, с игрушками, предметами.

 

- Индивидуальности, где я обращаю внимание на способности каждого ребенка.

 Например: выносливости нет, но хорошо развита гибкость, или сила ног, сила рук, плавательные способности.

- Оздоровительной направленности – каждый ребенок посещал сауну, бассейн, выполняет дыхательные упражнения, развивает и укрепляет дыхательный аппарат, нервную и кровеносную системы, укрепляет мышечный корсет и опорно-двигательный аппарат.

  •  Индивидуальную работу с детьми.
  • Разрабатываю индивидуальный маршрут ребенка.

ИОМ для детей, уровень которых отличается от нормативного (одаренные дети)

Ф.И.О. ребенка        

Дата рождения        

Дата поступления в ДОУ        

Возраст на момент обследования        

Дата обследования        

Возрастная группа ДОУ        

Цель: создание условий для физического развития и реализации двигательных способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Основными задачами физического развития дошкольников являются:

- охрана и укрепление здоровья детей;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта;

- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональные режим, питание, закаливание (в повседневной жизни, специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, непосредственная образовательная деятельность по образовательной области "физическая культура").

Ожидаемые результаты:

- участие в соревнованиях;

-участие в открытых мероприятиях;

- участие в спартакиаде дошкольников;

- создана предметно-развивающая среда по физическому развитию в зале, бассейне, спортивной площадке;

- тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

      Развитие физических способностей проходят в рамках индивидуальной работы во взаимодействии со всеми специалистами: воспитателями, психологом, логопедом.

      Средствами обучения являются:

  1. физическая культура;
  2. плавание;
  3. физическая культура и игровая деятельность на прогулке;
  4. кружковая деятельность;
  5. ритмическая гимнастика;
  6. утренняя гимнастика;
  7. фитбол гимнастика;
  8. соревновательная деятельность;
  9. игровая деятельность на прогулке.

      Отбор материала осуществляю с учетом доступности, индивидуальных способностей воспитанников.

      Важную роль играет взаимодействие с родителями дошкольника. Моя задача – заинтересовать родителей процессом физического развития, навыков и умений.    Результативностью и динамикой физического роста их ребёнка; оказать им помощь в правильной организации физического воспитания детей в семье. Родители должны понимать основные цели, которые я, как инструктор по физической культуре, ставлю перед собой в физическом развитии и образовании их детей.

     Опыт показывает: работа с родителями должна рассматриваться как неотъемлемая часть физического развития ребёнка. Только в тесном сотрудничестве с семьёй, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях инструктора по физической культуре и родителей можно достичь желаемой цели в развитии физических и творческих способностей дошкольников. 

Итак, физические способности у всех детей выявляются по-разному: у кого-то все проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, а некоторым детям необходима педагогическая поддержка. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с творческими способностями максимально позволяет построить работу для их развития.

  • Мною были выявлены физические способности у девочек и мальчиков. Они любят заниматься физкультурой, Посещают кружковую деятельность по художественной и спортивной гимнастике, «Школа здорового человека», которая формирует осознанное отношение к своему здоровью и формирует здоровый образ жизни. Эти воспитанники посещают все соревнования в МБДОУ, готовятся на спартакиаду дошкольников, которая будет проходить 19 мая с такими видами:
  • метание набивного мяча;
  • прыжки в длину с места;
  • челночный бег;
  • эстафета между командами. Ребята посещают тренировки, готовятся с настроением и большим желанием.

Для сохранения и развития физических способностей детей был составлен ИОМ

Культурно – досуговая  деятельность

Направление, виды, формы работы

Цель, задачи  мероприятия

Участники

Сроки

1

День здоровья  «Друзья природы»;

Диагностическое обследование;

Взаимодействие с родителями по формированию физических качеств и здоровья дошкольников

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

сентябрь

2

Спортивный досуг

Тема: «Будь здоров без докторов»

Цель:Формировать активную позицию  ДОУ к  формированию ЗОЖ

Задачи:

Создать спортивное настроение у воспитанников

Укрепить навыки  взаимодействие, взаимовыручки при соревновательных формах

Педагоги ДОУ, инструктор по физической культуре

октябрь

3

Спортивный праздник

Тема: «Веселые старты»

Цель: Приобщение к ЗОЖ через взаимодействие с семьёй

Задачи:

  • Пропаганда ЗОЖ среди родителей, детей и педагогов
  • Способствовать активному физическому развитию дошкольников
  • Установить партнерские отношения между детским садом и семьёй

Дети,

родители, педагоги

подготовительной  группы

Инструктор по физической культуре

ноябрь

4

Тема: Путешествие в страну сказок

Дети,

родители, педагоги

2 – й младшей; средней  группы

музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре

ноябрь

5

Традиционный совместный спортивный праздник выпускников ДОУ и детей подготовительных групп «Веселые старты»

Преемственность ДОУ и школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников и развития физических качеств.

Выявление детей для участия в спартакиаде дошкольников

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

Учителя СОШ

декабрь

6

День здоровья «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Взаимодействие с родителями по формированию физических качеств и основ здорового образа жизни дошкольников

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

Специалисты

январь

7

Спортивный досуг посвященный  дню Защитника Отечества

Тема: Шагом марш посвященный дню защитника отечества.

Цель: пропаганда физической культуры и занятие спортом; воспитание у детей чувство уважения к Российской Армии

Дети,

педагоги

старшего дошкольного

( военнослужащие)

музыкальные руководители; инструктор по ф.к.

февраль

8

Музыкально – спортивное развлечение «День воинской славы» в подготовительных группах

Нравственно – патриотическое   воспитание детей и физическое развитие.

Музыкальные руководители

Инструктор по физической культуре

февраль

9

Спортивный праздник

Тема: Остров сокровищ

Цель: Приобщение к ЗОЖ через взаимодействие с семьёй

Задачи:

  • Создать атмосферу дружелюбия, радости. Положительного эмоционального настроя
  • Обеспечить высокую двигательную активность детей, свободное,  непринужденное взаимопонимание
  • Закрепить умения, полученные в НОД

Дети,

родители, педагоги

старшей группы

музыкальный руководитель; инструктор по ф.к.

март

10

Спартакиада

Тема: «Малые олимпийские  игры»

Цель: Приобщение к ЗОЖ

Задачи:

  • Создать здоровое спортивное настроение у детей и зрителей мероприятия
  • Определить степень самостоятельности в использовании приобретенных двигательных навыков у детей и уровень физических качеств (сила, быстрота, ловкость)
  • Определить проявление волевых качеств в соревнованиях

Дети

 подготовительная группа;

музыкальный руководитель; инструктор по ф.к.

апрель

ЗОЖ

Задачи:

  • Создать спортивное настроение у участников
  • Укрепить навыки  взаимодействие, взаимовыручки при соревновательных формах сотрудничества
  • Вызвать желание быть активным участником спортивных мероприятий

12

Спортивный праздник

«Папа, мама, я - спортивная семья!»

Педагоги; родители; музыкальный руководитель, инструктор по ф.к.

май

13

Развлечение

Шоу мыльных пузырей

Показать родителям результат комплексной деятельности с учетом интеграции образовательных областей ФГОС  в практике работы ДОУ.      

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

Музыкальный руководитель

май

14

15

Музыкально – спортивное развлечение «День Победы!»  в старших – подготовительных группах

Спартакиада дошкольников

Нравственно – патриотическое   воспитание детей и физическое развитие.

Формирование ЗОЖ и популяризация спорта

Музыкальные руководители

Инструктор по физкультуре

Воспитатели; родители» психолог; медицинская сестра.

май

Работа с родителями

Направление, виды, формы работы

Цель, задачи  мероприятия

Участники

сроки

1

Родительское собрание: круглый стол (в форме дискуссии)

Тема: Физическое развитие детей

Задачи:

  • Ознакомить с психофизическими особенностями детей 3-4 лет
  • Ознакомить с организацией различной деятельности в ДОУ
  • Вызвать желание тесного сотрудничества  

Родители

II младшейгруппы

октябрь

2

Родительское собрание

Тема: О здоровье в серьёз

Дети,

Родители

старшей группы

февраль

3

Педагогические советы

Тема: Спорт и школа. Куда записать ребенка?

Задачи:

  •  О  необходимости
  • Информировать родителей о возможностях записи и посещения спортивных секций на уровне района

Дети,

родители

подготовительной группы

представители дополнительного образования и спортивной школы

апрель

4

Конкурс рисунков

 «Мы за ЗОЖ»

Цель: Пропаганда ЗОЖ через сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй

Родители, дети, педагоги.

январь

5

Информационно-ознакомительная работа

Неделя открытых дверей

Тема: «Быстрее, выше, сильнее!»

Цель: Вовлечение родителей в педагогический процесс. Продемонстрировать особенности воспитания и обучение в детском саду.

Дети,

родители,

педагоги

февраль

6

Информационно – консультативное обеспечение

родительских уголков

«Будь здоров»

Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Педагоги,

специалисты,

родители.

В течение

года

7

Индивидуальные консультации

По запросу

Цель: Оказание помощи в вопросах педагогической грамотности в вопросах физической культуры

Родители

В течение учебного года

Работа с педагогами

Направление, виды, формы работы

Цель, задачи  мероприятия

Участники

сроки

1

Консультация

«Оформление физкультурных уголков в группах»

Цель: Создание благоприятной предметно-развивающей  среды для сохранения  и укрепления  здоровья  детей

педагоги

сентябрь

2

  • организация наблюдения уровня физического развития детей:
  • комплексное обследование состояния здоровья детей

собеседование с педагогами по материалам программ, применяемых в ДОУ в соответствии с ФГОС

Выявление уровня развития физических качеств

Изучение карт здоровья детей

Выявление антропометрических данных, состояния здоровья детей

Обеспечение выполнения программных требований в соответствии с ФГОС

Инструктор по физической культуре

Старшая медицинская сестра

Заместитель  заведующего по ВМР

сентябрь

3

Оперативный контроль

«Оценка организации утренней гимнастики»

Цель: Определение  уровня

организации утренней гимнастики в ДОУ

Все группы

Октябрь

4

Практикум

Тема: «Дыхательная гимнастика»

Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов в образовательной области «Физическая культура»

педагоги

II младшей,

средней группы

ноябрь

5

Мастер класс

Тема: Подвижные игры

Педагоги

средней, старшей группы

декабрь

6

Семинар-практикум

Тема: «Здоровьесберегающие технологии как средство формирование у детей самооценки»

педагоги

март

7

Мониторинг  состояния образовательного процесса:

-  проведение педагогического наблюдения по программам ДОУ;

-  организация наблюдения уровня физического развития детей.

Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков дошкольников на итоговом  этапе

Выявление уровня развития физических качеств

Изучение карт здоровья детей

Выявление антропометрических данных, состояния здоровья детей

Заместитель  заведующего по ВМР

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Старшая медицинская сестра

май

8

Проведение интегрированной ОД

по желанию  педагога

Цель: Расширить материал совместной деятельности педагога и инструктора по физической культуре в рамках интеграции образовательных областей

Педагоги,

дети

В течение  года

9

Групповые и индивидуальные консультации

По запросу педагогов

Цель: Оказание помощи в вопросах физического развития

педагоги

В течение  года

Взаимодействие с медперсоналом

1

Проведение медико-педагогического контроля.

(система наблюдения)

Цель: Контроль качества проведения НОД инструктором  по физической культуре

Дети, инструктор по физической культуре, медперсонал

1 раз в месяц по возрастной группе

В результате обучения по ИОМ у воспитанников:

- появился повышенный интерес к физической культуре, спорту, здоровому образу жизни;

-  появилось желание участвовать в показательных выступлениях, открытых мероприятиях в спартакиаде дошкольников, фестивале «Дадим шар земной детям». Воспитанники приобрели уверенность в своих физических возможностях.

ИОМ для детей, уровень которых отличается от нормативного (дети с ограниченными возможностями).

Организован педагогический процесс с мальчиком  К. с ЗПР.

Ф.И.О. ребенка        

Дата рождения        

Дата поступления в ДОУ        

Возраст на момент обследования        

Дата обследования        

Возрастная группа ДОУ

Социальный статус семьи: - СОП - группа риска СОП;

Стрессовый фактор семьи (трудности, которые испытывает семья), влияющие на   дошкольника:

- родителями, осуществляется ненадлежащий уход за своим ребёнком;

- один из членов семьи злоупотребляет алкоголем;

- многодетная семья;

 Основания определения  ребёнка в «в группу риска»:

- уровень развития не соответствует возрастным нормативам;

- влияние стрессового фактора семьи, выше оно указанно;

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

I. Социально-личностное развитие.

1. Эмоциональное состояние: спокойное;

2. Особенности общения со сверстниками: пассивный, спокойный.

3. Особенности общения с взрослыми:

- легко идет на контакт, не проявляет инициативу в процессе общения;  подчиняется требованиям, позитивное отношение к взрослому; пассивный, спокойный

4. Особенности поведения:

- пассивность,

- непроизвольность поведения,

- несформированность саморегуляции,

- медлительность.

5. Личностные особенности:

- неуверенный,

- низкая самооценка,

- уравновешенный,

- доброжелательный.

6. Эмоционально-волевые нарушения:

- не наблюдаются;

II. Познавательная сфера

1. Восприятие:

- эталонный тип,

- смешанный тип,

- синкретический тип.

2. Мышление:

- несущественным признакам;

-не использует обобщающие понятия;

- устанавливает причинно-следственные связи  неверно;

- при сравнении объектов называет сходные признаки;

- умение выполнять арифметические операции: знает счет в прямом порядке до 5;

  в обратном порядке не умеет; не совершает вычислительные операции.

3. Память:

- зрительная, не  соответствует уровню;

- слуховая, не соответствует уровню.

4. Устойчивость внимания:

- нестабильная

5. Тип работоспособности:

- медленный неточный;

6. Мелкая моторика:

- праворукость – леворукость;

- слабый нажим;

- штрихует в разных направлениях.

7. Речевое развитие:

- не соответствие возрастной норме.

- имеет речевые нарушения

- физическое развитие на среднем уровне.

8. Готовность к школе:

- незрелый.

Цель: обосновать методические особенности развития детей с ЗПР. Применять  индивидуальный подход к ребенку. Помогать, страховать и сопровождать в движении.

Задачи работы:

1) проанализировать основные подходы исследователей к анализу проблемы детей с ЗПР;

2) изучить основные направления КРО в системе социально-педагогической помощи детям с ЗПР;

3) рассмотреть социально-педагогические проблемы создания условий развития детей с ЗПР средствами физического развития;

4) разработать план мероприятий;

  • Провести оценку физического развития в скорости, выносливости, гибкости, силе.
  • провести консультацию для родителей;
  • предложить  родителям серию игр малой подвижности;
  • предложить воспитателю упражнения в группе для индивидуальной работы;
  • в НОД по физкультуре воспитатель находится рядом с ребенком.

Предполагаемый результат:

- развитие социальной компетентности;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие физических способностей;                                                                                                         - создание предметно-развивающей среды по физическому развитию;                                                                       - участие в праздниках, развлечениях, досугах.

Коррекционно-развивающая работа

Мероприятия

Срок

1.

- подбор и проведение диагностических методик;

- изучение индивидуальных особенностей и интересов ребенка;

- отслеживание эмоционального настроения ребенка в НОД;

Сентябрь

2.

- участие  на празднике осени;

- рекомендации для воспитателей по теме «Физическое  развитие      ребенка с ЗПР»

Октябрь

3.

- разучивание движений по программе с индивидуальным подходом;

- выполнение комплекса упражнений рядом с воспитателем -

Ноябрь

4.

- игровая деятельность средней подвижности;

- развивающие двигательные умения и игры по программе;

- беседа с воспитателями «Творческий потенциал дошкольника»;

Декабрь

5.

- советы родителям «Физическое  развитие в семье»;

- игровая деятельность на прогулке с родителями.

Январь

6.

- Участие в играх средней подвижности на спортивном празднике посвященному дню защитника отечества;

- просмотр ролика «Наша армия»

Февраль

7.

Совместное творчество (в паре с воспитателем договориться и нарисовать картинку к ЗОЖ).  

В течение года

8.

Игровая деятельность в зале со сверстниками;

- подготовка к соревнованиям  на «День Победы»

Апрель

9.

- Участие в соревнованиях  «День Победы»;

- мониторинг эффективности работы, рекомендации.

май

В результате обучения по ИОМ у ребенка:                                                                              

 - появится интерес к физическому развитию;                                                                                          

 - стремление к самовыражению в движениях и упражнениях;                                                                                                                                                                      - умение выполнять движение и упражнения самостоятельно без помощи воспитателя;

Вывод: Таким образом, физическая культура  позволяет компенсировать недостатки в развитии детей с ЗПР, влияет на их развитие, которая во многом определяет психофизиологическое состояние ребенка, формирует их мировоззрение к физкультуре и спорту.

    Заведующий МБДОУ №8                                       Е.К.Сухинина

Протасова Татьяна Владимировна – инструктор по физической культуре

МБДОУ ЦРР – детский сад №8 «Буратино» г.Охи