Методическая работа с педагогами
ПАМЯТКИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Развитие навыков самоконтроля у старших дошкольников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
«Занятие – форма организации занимательного дела в детском саду»
1. Подготовка воспитателя к занятию.
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:
· Планирование занятий (подборка источника, автора, название игры- занятия указание страницы);
· Подготовка оборудования ;
· Подготовка детей к занятию.
Планирование занятий:
- Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.
- Составить план – конспект игры-занятия, который включает в себя:
· программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи);
· оборудование;
· Предварительную (и индивидуальную) работу с детьми (если необходимо);
· Ход занятия и методические приёмы.
Подготовка оборудования:
Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).
При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.
Подготовка детей к занятиям:
Создание интереса к предстоящей работе. ( Мотивация)
Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 7- 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие.
Организация работы дежурных по подготовке к занятию.
1. Структура занятия.
Занятие включает в себя три этапа:
- Организация детей;
- Основная часть занятия (вводная, основная, заключительная части);
- Окончание занятия.
Организация детей:
- Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);
- Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).
Основная часть занятия:
- Вводная часть. Организация детского внимания: чтение стихотворения, наблюдение, словесная дидактическая игра; создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску её решения. (3 – 5 мин);
- Основная часть. Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение; дать новые знания для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов Программы; работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Это может быть беседа, рассматривание, составление рассказа, дидактическая игра, работа с поговорками и т.д. (10 – 20 мин);
- Заключительная часть. Самостоятельная работа рисование и т.д. (5–10 мин.).
Окончание занятия:
- Подведение итога. Рефлексия (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии);
- Переключение детей на другой вид деятельности.
Памятка! Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнять какие-то действия, это указывается в конспекте.
Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта следующая:
Если есть титульный лист, то вторая страница начинается с «Культурно-смыслового контекста.( Цели), если без титульного листа, то выглядит следующим образом:
1. Составитель занятиея- Ф.И.О. должность, место работы
2.Тема занятия.
3.Культурная практика (Познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, сюжетная игра и т.д.)
4. Культурно-смысловой контекст.( Цель)
5. Комментарии. (Основная цель, задачи, методы, приемы)
6. Материал и оборудование.
7. Организация детей на занятии.
Структура :
I. Вводная часть:
II. Основная часть:
III. Заключительная часть:
IIIа.Итог. Рефлексия.
Ход занятия:
Классификация занятий
Основание классификации | Название |
|
|
| · Однотемные (Классические занятия по образовательным областям). · Комплексные. · Интегрированные. |
|
|
Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части.
Виды занятий:
· Комбинированное занятие
В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методика развития речи, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.).
· Тематическое занятие (Занятие посвящено конкретной теме)
· Комплексное занятие
Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности.
Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.
Например: прежде чем нарисовать букет для мамы, дети разучивают песни о маме, к празднику 8 марта, учат стихотворения.
· Интегрированное занятие
Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.
· Нетрадиционные занятия
- Занятие – творчество.
Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) «Сочиняем сказки «наизнанку», «Придумаем несуществующее животное, растение».
- Занятие – посиделки.
Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.
- Занятие – сказка.
Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.
- Занятие – пресс-конференция журналистов.
Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность «Юные журналисты».
- Занятие – путешествие.
Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.
- Занятие – эксперимент.
Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.
- Занятие – конкурс.
Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами « КВН», «Что? Где? Когда?», «Форд Боярд», «Умники и умницы» и другими.
- Занятие – рисунки - сочинения.
Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.
Используемая литература
1.Геврасёва Лидия Юрьевна. Старший воспитатель ГБОУ Школа № 121, Дошкольное отделение 28А, г. Москва.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА
РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ. ТРЕБОВАНИЯ К КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем.
Не умея мыслить критически, дети дошкольного возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.
1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. "Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы” (здесь предлог "из” заменяется "со”). ""Не ложи сюда” (вместо "не клади”). "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.
3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.
Во время обеда в младшей группе воспитатель обращается к детям, которые медленно едят: "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют.
В этой же группе другая воспитатель совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде: "Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается. Или: "Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. "И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. "Верно, Слава, у тебя зубки крепкие, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитатель. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.
4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.
Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни.
Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя.Образец как один из основных приёмов в обучении надо рассматривать в неразрывной связи с другими приёмами, так как и вопрос, и пояснение, и указание содержат в себе речевой образец.
Ребёнок младшей группы обращается к воспитателю: "Завтра было праздник”. "Завтра будет праздник”, — поправляет воспитатель. В этом примере на образце речи воспитателя ребёнок приобретает умение выражать свою мысль, слышит правильную речь педагога. Навыки точного употребления слов и правильность согласования формируются в беседах, в разговорах с детьми, на образце речи воспитателя.
Вот воспитатель во время прогулки проводит с детьми младшей группы наблюдения за осенними явлениями в природе. "Дуют сильные ветры, — говорит она. — Стало холодно, идут дожди, на земле лужи. Листья с деревьев опали. В парке стало тихо. Птицы улетают в тёплые края”. Сопровождая наблюдение детей словом, воспитатель применяет образец в целях уточнения и систематизирования знаний детей. В этом случае воспитатель использует объяснения как один из приёмов обучения на основе речевого образца. Применяя образец в обучении детей родной речи, мы воспитываем у детей культуру слушания, повышаем у них интерес к слову. Но это может быть осуществлено только тогда, когда воспитатель выразительно, образно сообщает детям материал, опирается на их чувства. При проведении беседы об осени, подытоживая высказывания детей, воспитатель говорит: — Да, дети, осенью птицы собираются в большие стаи и улетают на юг, в тёплые края. Одна писательница видела перелёт журавлей и написала про них такое стихотворение:
Жалко мне цветных полянок
И журавликов моих.
Только я тужить не стану,
— А весною встречу их... М. Познанская
Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать. Воспитатель проводит занятие гимнастикой и подвижными играми с детьми средней группы. Чтобы повысить у детей интерес к правильному выполнению движений, она прибегает к выразительным приёмам. "Зайчикам надо идти по прямой дорожке, лес густой, заблудиться можно, не отставайте друг от друга”. Дети-зайчики начинают прыгать быстрее. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.
Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе над развитием речи. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.
Образец используется:
а) при работе с картинкой;
б) при пересказе;
в) при рассказывании из личного опыта;
г) для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитателем.
д) образец грамматически правильной речи используется на специальных занятиях по обучению детей грамматической и звуковой культуре.
При помощи дидактических игр, загадок воспитатель упражняет детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений.
Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна.
В младшей и средней группах при рассматривании картинки и рассказывании по ней всегда надо исходить от образца воспитателя, так как малыши ещё не владеют самостоятельными навыками рассказывания.
В старшей же группе на первом занятии с картинками образец воспитателя необходим, а на следующих занятиях по этой же картинке его можно не применять. Слушая рассказ воспитателя по картине (старшая группа), дети могут целиком подражать образцу, а могут говорить своими словами. И в том и в другом варианте есть свои положительные стороны: повторяя образец воспитателя, ребёнок учится правильным оборотам, которыми он ещё самостоятельно не владеет; рассказывая же своими словами, не искажая смысла картины, ребёнок привлекает свой речевой опыт. Воспитатель, зная индивидуальные стороны детей, использует при проведении работы тот или иной приём.
Как проводится, например, работа с картинкой? После самостоятельного рассматривания картинки и анализа её по вопросам воспитатель даёт детям короткий связный рассказ, не отступая от изображения, рассказывает только о том, что нарисовано на картине.
Вот образец такого рассказа по картине "Шар улетел”: "Девочка гуляла около дома. Подул ветер и вырвал у девочки шар. Шар полетел высоко и зацепился за дерево. Девочка заплакала: ей жаль шара. Мимо проходили школьники, они увидели, что девочка плачет. Один мальчик влез на балкон и отвязал шар от дерева. Он отнёс его девочке”.
Воспитатель предлагает детям повторить рассказ. В этом случае дети упражняются в воспроизведении образца воспитателя. И это имеет большое значение: дети учатся грамотно строить предложения, упражняются в связной речи.
В творческом рассказе воспитателя допускается не только описание того, что изображено на картине, но и предположения о том, почему и как произошло событие. Пример: "В доме жила маленькая девочка с мамой. Однажды мама была на работе, а девочка спала в своей кроватке. В это время в доме случился пожар. Вдруг запахло дымом, дышать стало трудно, и девочка проснулась, она закричала от страха: кругом был огонь. Пожарные быстро подъехали к дому, они услыхали крик девочки, подставили лестницу и полезли на второй этаж. Пожар становился сильнее, но пожарные смелые, ловкие. Они спасли девочку из горящего дома”. Данный образец творческого рассказа воспитателя раскрывает не только эпизод картины, но и переживание девочки, а также воспитывает у детей уважение к труду пожарных.
Образцом может служить литературное произведение. Значение такого образца заключается в том, что дети, повторяя литературное произведение, учатся правильным оборотам речи, более глубоко понимают содержание рассказа.
Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей.
Действительно, роль вопроса очень велика: прежде всего, вопрос собирает и направляет внимание детей. Вот, например, воспитатель ведёт занятие по картине "Новенькая”. Первый же вопрос педагога: "Где собрались эти дети?”— направляет внимание детей на основное в содержании картины. « Кому они показывают свои игрушки? Кто к ним пришёл?» — спрашивает далее воспитательница. Эти вопросы раскрывают детям смысл картины: в детском саду очень приветливо встречают новеньких.
Неправильно поставленный вопрос отвлекает внимание детей в сторону, не учит сосредоточивать его на основном. Так, например, в практике работы по картине воспитатели часто ставят такой вопрос: "Что нарисовано на этой картине?” Этот вопрос направляет внимание детей в равной мере на всё, что нарисовано на картине: и на основное, и на детали, — и поэтому совершенно естественно, что дети начинают перечислять всё, что они видят. Нужно, чтобы первый вопрос сразу заставил детей обратить внимание на главное, на то, что надо выяснить при рассматривании картины, а затем задавать вопросы о подробностях, деталях, уточняющих основную идею.
Большое значение имеет вопрос как средство повышения у детей умения слушать. Воспитатели мало внимания уделяют умению детей точно слышать вопрос и точно на него отвечать. Например, в беседе о школе воспитатель спрашивает: "Кого учит учительница?” Боря: «Учительница учит читать и писать». Воспитательница (не обращая внимания на ответ, данный не по существу заданного вопроса) не исправляет ошибку Бори и говорит: "А ещё чему учит детей учительница?”
Наконец, значение вопроса ещё в том, что вопрос активизирует детскую речь. Если некоторые приёмы обучения, как, например, разъяснение, образец, требуют от детей в первую очередь умения внимательно слушать, то вопрос по самой своей форме вызывает ответ ребёнка, т. е. активизирует его речь. Итак, вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь. Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:
Первое требование — вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, рассматривая с детьми картину А.Саврасова "Грачи прилетели”, воспитатель спрашивает: "Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник прилёт грачей?”
Второе требование к вопросу — точность и конкретность. Проводя занятие с детьми, воспитатели часто ставят слишком общие, а потому и мало конкретные вопросы. Например, в итоговой беседе о весне воспитатель спрашивает: "Дети, вспомните, чем была интересна весна в своём начале?” Такой вопрос недопустим по своей общей расплывчатой формулировке. Или другой пример. Воспитатель спрашивает. "Какие изменения произошли весной с растениями?” В этом общем вопросе детям неясно, и о каких растениях спрашивает воспитатель (о деревьях или цветах), и о каких изменениях. Подобные общие вопросы мало доступны или совсем недоступны детям. Гораздо проще, точнее и потому доступнее детям будет вопрос: "Что появляется весной на деревьях?” Доступность вопроса зависит также и от его формулировки. Небрежное, неправильное построение вопроса делает его мало понятным. Например: "Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете светофора?” Этот вопрос следовало бы разделить на два: "При каком свете светофора машины могут ехать?” и "Кто следит, чтобы машины ехали правильно?” Часто, ставя вопрос, воспитатель не обращает внимания на точность словоупотребления. Например: "Куда почтальон кидает письма?” или "Где получают дети грамоту?” На последний вопрос, в частности, ребёнок, так ответил: "Нина получила в школе, а маме на работе дали”.
Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки.
На занятии по пересказу воспитатель говорит: "Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?” Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. Словесное нагромождение содержит и такой вопрос: "Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?” Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитатели впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным. Например, на занятии по пересказу воспитатель спрашивает: "Куда шёл Женя?” Нина: «Женя шёл в школу». Воспитатель: «Ну и что?» Девочка молчит, не понимая, о чём спрашивает воспитатель.
Очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.
Воспитатель должна помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано, не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными. Эта целенаправленность вопросов обусловливает и последовательность их.
Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.
Методика использования вопросов разнообразна, так как вопросами пользуются при проведении различных видов занятий и во время беседы, и на занятиях по картине, и при пересказе, и при чтении книги, и в дидактической игре. Необходимо, чтобы использование вопросов при обучении было методически правильным.
Педагогически неверно пользоваться вопросом в отрицательной формулировке. Например: "Ты не знаешь, как называется этот цветок?”, или "Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?”, или "Не можешь сказать, что бывает после весны?”. Такая формулировка вопроса косвенно внушает ребёнку отрицательный ответ и не мобилизует его на активную работу мысли и языка.
Предъявляя к вопросам воспитателя определённые требования, необходимо предъявить требования и к ответам детей, чтобы дети учились говорить правильно, пользуясь точными словами для выражения своих мыслей, добивались правильного построения предложения, составляли осмысленные и содержательные ответы.
Например, если на вопрос воспитателя: "Кто выращивает хлеб и овощи?” — ребёнок отвечает: "Колхозники”, — воспитатель, желая получить полный ответ, ставит дополнительные вопросы: "Что выращивают колхозники?” — "Овощи, хлеб”, — отвечает ребёнок. — Теперь послушайте, как надо сказать правильно, — уточняет педагог: "Колхозники выращивают хлеб и овощи”. В тех случаях, когда вопрос требует односложного ответа, полный ответ носит искусственный характер и следует требовать от детей точного, но краткого ответа. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения.
Дети часто беспорядочно располагают слова в предложении или делают ошибки в согласовании слов в предложении. Например, на вопрос: "Какое время года изображено на картине?”— Коля отвечает: "Была погода зима. Дети состроили кормить птичек кормушку”. Или на вопрос: "Кто провожал Ваню в школу?” — Валера отвечает: "Ваню провожала собачка Дружок”.
В заключение необходимо сказать ещё об одном требовании к детским ответам, а именно: не допускать стандартных ответов, т. е. ответов, всегда одинаковых по формулировке. Часто подобные словесные штампы даются при ответах только на определённые вопросы. У многих воспитателей дети начинают свой рассказ по картине с такой стереотипной фразы: "На этой картине я вижу...” Итак, правильно поставленный вопрос является одним из очень действенных и эффективных приёмов обучения маленьких детей, и задача каждого воспитателя.
Выводы: Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи. Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ
"ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
"Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ «КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ»
Следует обратить внимание:
- все навыки формируются постепенно;
- лучший пример для подражания – взрослый;
- у ребенка есть свои вкусы и привычки;
- в игре обучение проходит легче.
Следует избегать:
- необоснованного поторапливания и одергивания детей;
- публичного осуждения ребенка за неумение;
- излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.;
- затягивания по времени процесса еды, одевания и т.д.
1 младшая группа: (2 до 3 лет)
Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой (намыливать до образования пены, смывать водой, отжимать руки над раковиной), насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Обучать порядку одевания и раздевания; при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду, обувь. Дети могут: снимать самостоятельно шапку, шарф (если он развязан), колготки, носки; надевать обувь, если она стоит правильно; подтянуть колготки, носки; просунуть руки в рукава; убирать одежду в шкаф.
Во время еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку и вилку в правой руке, аккуратно есть суп, второе блюдо, откусывать хлеб, печенье, фрукты, пить из чашки, вытирать рот салфеткой.
ВТОРАЯ младшая группа: (с 3 до 4 лет)
Приучать детей следить за своим внешним видом.
Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки (закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, намыливать их до образования пены с последующим смыванием, отживать над раковиной), насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Обучать детей аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, не забывать спускать воду из бочка для слива.
Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, салфеткой; есть все по порядку; не крошить хлеб; правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов; хорошо, тихо, равномерно жевать, глотать, прилагая старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идет ко рту, а не голова к тарелке, локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища); не набирать в рот много пищи, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать, не отвлекаться; спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо; ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные гигиенические салфетки, столовые приборы; полоскать рот после еды.
Средняя группа: (с 4 до 5 лет)
Совершенствовать ранее приобретенные навыки.
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных: аккуратно стелить салфетки, расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи, чайные ложки).
Старшая группа: (с 5 до 6 лет)
Подготовительная группа (с 6 до 7 лет)
Необходимо совершенствовать технику уже имеющихся навыков.
Продолжать учить детей замечать неполадки в одежде, в своем внешнем виде и делать то, что могут, для их устранения, помогать друг другу.
Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.
Учить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно убирать постель.
Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных: сервировать стол, раздавать второе блюдо, предварительно собрав тарелки из-под первого блюда и ложки, убирать посуду после еды.
Закреплять у детей осознанное отношение к выполняемым процедурам, формировать постоянство навыков, чтобы, независимо от того, где возникла необходимость в том или ином действии (дома, в детском саду, в гостях), ребенок поступал так, как нужно.
Учить детей в тех случаях, когда кому-то не хватает чего-либо для выполнения процедуры в полном объеме (нет туалетной бумаги, отсутствует мыло, забыли положить нож и т.п.), обращаться к взрослому с просьбой предоставить недостающее.
Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о непорядке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ «ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ (УМЫВАНИЕ, ПИТАНИЕ И ДНЕВНОЙ СОН).
Необходимо выработать в группе приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры. Воспитатели и помощник воспитателя должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Все трое должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении.
Прививать детям навыки самообслуживания необходимо с учетом возрастных особенностей
1 Требования к организации умывания. Во время умывания детей воспитатель следит одновременно за детьми в туалетной комнате и группе. Если в группе находятся два воспитателя, то один из них находится с детьми в групповой комнате, другой – в туалетной комнате. Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Важно помнить, что дети тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому:
- будьте внимательны в отношении температуры воды: она должна быть теплой;
- не настаивайте на проведении таких процедур, которых дети боятся (мытье лица с мылом и т.д.);
- следите за тем, чтобы кожа ваших рук была гладкой, мягкой и сухой. Ваши прикосновения должны быть приятны ребенку. Недопустимо иметь длинные ногти, которыми можно нечаянно поранить ребенка.
В туалетную комнату дети входят из расчета по 1-2 человека к каждой раковине. У детей необходимо формировать определенные навыки умывания:
- взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу;
- создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук;
- смыть мыло водой;
- отжать руки или стряхнуть остатки воды с рук над раковиной, не допуская, чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей;
- взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место;
- при необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо.
2. Требования к организации питания.
Перед обедом воспитатель организует спокойные виды деятельности. Организуется дежурство детей (со средней группы), выставляются на стол индивидуальные салфетки, столовые приборы, блюдца, чашки, тарелки, хлеб в хлебницах, салфетки в салфетницах. Дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы. Помощник воспитателя следит за правильностью сервировки стола, обучает детей. Требования к сервировке стола:
- сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным;
- индивидуальная салфетка в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится глубокая тарелка (кроме 1 младшей группы), столовые приборы (справа нож (кроме 1 младшей группы), ложка, слева вилка);
- над верхним углом салфетки ставится блюдце, на него – чашка, при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами);
- в центре стола ставятся хлеб или бутерброды в хлебнице (одна на 2-4 человека), салфетки в салфетнице (одна на 2-4 человека).
Дежурные первыми садятся за стол. Воспитатель организует гигиенические процедуры. Дети моют руки, очищают нос. После гигиенических процедур дети садятся за стол на свои места. Необходимо следить за осанкой детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кисти рук на столе, локти прижаты к телу). Если воспитатель садится обедать вместе с детьми, для него необходима полная сервировка стола. При организации питания необходимо обратить внимание:
- перед ребенком должно находиться только одно блюдо;
- блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным;
- не допускать громких разговоров и звучания музыки;
- не допускать понуканий, поторапливания детей;
- не допускать насильного кормления детей;
- не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов;
- не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;
- при нежелании ребенка есть, можно уменьшить порцию, отделив ложкой часть гарнира или каши, нарезать бутерброд, булку или яблоко на несколько частей;
- помните, что дети очень внимательны, они все видят, все слышат. Следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо;
- не забывайте хвалить ребенка за аккуратность, неторопливость, культурные навыки;
- не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.
У детей необходимо формировать навыки приема пищи:
- брать в рот пищу небольшими кусочками, хорошо пережевывать ее;
- не разговаривать во время еды;
- вытирать руки и рот бумажной салфеткой;
- правильно пользоваться столовыми приборами.
3. Требования к организации дневного сна.
Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном порядке:
- снимают обувь;
- носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;
- шорты помещают на сиденье стула;
- юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;
- колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;
- последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.
Внимание! Переодевание – это не просто необходимость, а богатейшая возможность для развития детей. Необходимо подчеркнуть, что ритуалы переодевания должны быть постоянными, как по времени, так и по «технологии» их выполнения. Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню. Завершающая процедура перед сном – это освобождение волос от бантов, заколок и т.п. В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают рубашку для сна, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, другой – в туалете, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (1 младшая группа). Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Можно напеть колыбельную. Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон – это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть. Спать ребенку лучше всего на правом боку при положении тела дугой. Это естественная, физиологически оптимальная поза. Обязательно следует наблюдать за дыханием ребенка – оно должно быть носовое. Во время сна один из воспитателей должен постоянно находится в спальне с детьми.
Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей как бы одновременно, но и индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза – улыбнулся – потянулся и размялся, но не валялся просто так в постели). Необходимо помнить, что пробуждение – серьезнейший момент для насыщения жизни ребенка движениями. Исследования физиологов доказывают, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект. При этом она доступна и приятна любой категории детей – и лежебокам, и подвижным. Поэтому после сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут рубашки для сна, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм, а не только открылись глаза.
Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры. Они традиционны: ребенок освобождает организм от ненужного, моет руки и лицо, тщательно вытирает их.
Затем дети старших групп помогают застилать постель: стряхивают простынь, складывают и убирают белье, застилают постель покрывалами. Выходят в группу, одеваются, ставят свой стул на место.
4. Требования к продолжительности режимных моментов (умывания, питания, дневного сна). На подготовку к приему пищи, гигиенические процедуры отводится от 5 до 10 минут, в зависимости от возраста детей. На завтрак – от 15 до 25 минут, на обед и ужин – от 15 до 30 минут, на прием фруктов и сока – 10 минут, в зависимости от возраста детей.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
"Развитие навыков самоконтроля у старших дошкольников"
Трудности, возникающие в связи с отсутствием навыков саморегуляции и самоконтроля у детей, - проблема, с которой сталкиваются, прежде всего, родители и педагоги дошкольных учреждений. Эти трудности представляют собой широкий спектр поведенческих особенностей: ребенку тяжело соответствовать требованиям распорядка, он плохо справляется с просьбами взрослых, также появляются проблемы с адаптацией в новом коллективе (если ребенок не умеет контролировать свои эмоции и поведение – его могут не принять).
Развитие саморегуляции во многом зависит от реакции взрослых на ошибки ребенка. С целью успешного формирования навыков самоконтроля необходимо своевременно предоставлять ребенку возможность действовать самостоятельно, а также целенаправленно обучать его умению себя контролировать, начиная с раннего возраста.
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или уже совершенных ошибок. С помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе, труде, в поведении. Умение осуществлять самоконтроль — это необходимое условие успешности обучения и благополучных взаимоотношений с окружающими. Однако многие дети не умеют действовать по образцу и испытывают значительные затруднения в осуществлении самоконтроля. В дальнейшем у таких детей могут возникнуть затруднения в освоении учебной программы, поэтому лучше всего начинать формирование навыков самоконтроля уже с дошкольного возраста, на этапе подготовки к школе. Как и все остальные умения, формирование и развитие самоконтроля у детей - дошкольников легче происходит при помощи различных игровых приемов, «игр с правилами». Умение сравнить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку; убедиться в правильности) — важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.
Приведу несколько занятий для развития навыков самоконтроля у детей. Эти игры могут применяться с детьми дошкольного возраста при подготовке к школе, а также с младшими школьниками для совершенствования навыков самоконтроля. Эти задания будут также полезны для гиперактивных детей.
Занятие 1
Приветствие «Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие.
Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Доброе утро ребята!»
1. Дыхательное упражнение.
Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а (чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).
2. Глазодвигательное упражнение.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Движения глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и с подключением языка – односторонние, разносторонние движения.
3. Игра «Сделай так же». Предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
∙ квадрат из треугольников по заданному образцу:
∙ Нарисуй фигурку по точкам в соответствии с образцом:
∙ Составь композицию:
∙ Найди закономерность и нарисуй следующий или пропущенный предмет:
∙
Ребенку нужно собрать фигуры в соответствии с образцом. Затем задание усложняется, собрать фигуры по порядку цифр.
∙ Детям необходимо их закрасить, ориентируясь на образец: 5 — красный, 4 — синий, 3 — желтый, 2 — коричневый, 1 — черный.
4. Игра «Слушай хлопки».
Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, ребенок принимают соответствующую позу (на 10-20 сек.)
1 хлопок – поза «плачущей ивы»
2 - поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь, ладони рук между ступнями)
3 – поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге, поджав другую)
4 - ребенок возобновляет ходьбу на месте.
Замечание: до начала игры выучить позы.
5. Игра "Число-контролер".
Задание: решить примеры, все ответы сложить, чтобы получилась сумма:10.
6. Игра "Сохрани слово в секрете". Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть разные слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов — это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вы должны молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов: окно, Коля, стул, кот, апельсин, ромашка, ириска, волк, Маша, просо, Алена, плечо, шкаф, Ваня, василёк, книга, Илья, заяц, скамья, роза, незабудка, телевизор, медведь, индюк, Ксюша, тетрадь, Ульяна, колокольчик, стол, диван, ботинок, ручка, Оля, машина, поле, лиса, велосипед, игра, незабудка, Ирина, собака, Денис, мойка, лось, конь, ветер, свет, Иван, хризантема, ракета, аист, кабан, лист, мальва, Марина, лось и т. д.
∙ нельзя повторять имена мальчиков;
∙ нельзя повторять названия животных;
∙ нельзя повторять имена девочек;
7. Игра «Колпак мой треугольный»
Все произносят слова из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется снова, а слово «колпак» заменяют его жестом (например, хлопок ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно движение больше.
8. Игра «Составь слово»
Вместо нектара пчелка собирает буквы. Если она соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.
Задание: пчелка находится снизу у третьей клетке справа (ш), полетела вверх на три клетки (к), спустилась на одну (о), поднялась на одну вверх и одну вправо (л), потом перелетела на две влево и вниз на одну (а).
Получилось слово: « ШКОЛА»
9. Игра «Как сказать слово, не произнося ни звука?»
Под каждой буквой написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.
к | и | с | а |
2 | 1 | 4 | 3 |
10. Подведение итогов. В конце занятия ребенок должен оценить себя:
∙ Если все получилось – поднять руки вверх;
∙ Если что-то получилось, а что-то нет – руки вытянуть вперед;
∙ Если не получись ничего – опустить руки вниз.
Прощание с группой.
Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять.
Занятие 2.
Давайте поздороваемся
Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если педагог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два — плечиками, если три — спинками.
1. Дыхательное упражнение.
И.п. — сидя на стуле. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
2. Глазодвигательное упражнение.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
3. Игра «Кричалки, шепталки и молчалки»
Психолог говорит: «Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат — можно прыгать, бегать, кричать. Если желтый — можно только шептаться, а если синий — нужно замереть на месте и замолчать».
Взрослый показывает квадраты, дети выполняют его инструкцию.
4. Игра «Репка»
Психолог вместе с детьми рассказывают сказку «Репка» по одному предложению, друг за другом. При этом заменяют названия и имена главных персонажей таким образом:
Репка – на два хлопка в ладоши
Дедка – на слова «кхе-кхе»
Бабка – на слова «ой-ой»
Внучка – на слова «ля-ля»
Жучка – «гав-гав»
Кошка – «мяу-мяу» или «мур-мур»
Мышка – «пи-пи»
Получается примерно следующее: Посадил кхе-кхе хлоп-хлоп (два хлопка). Выросла хлоп-хлоп большая - пребольшая. Пошёл кхе-кхе тянуть хлоп-хлоп. Тянет - потянет – вытянуть не может. Позвал кхе-кхе ой-ой. Ой-ой за кхе-кхе, кхе-кхе за хлоп-хлоп, тянут-потянут… Ну, и т.д.
Главное – не ошибиться и не пропустить нужное слово. На начальном этапе можно заменять не всех персонажей сразу, а одного-двух. По мере освоения игры добавлять и другие замены.
5. Корректурная проба.
6. Игра «Запретное число»
Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2 ,4, 6,8,10); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).
Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух.
7. Упражнение «Кулак – ладонь – ребро»
По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются.
Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.
8. Продолжи ряд, не нарушая закономерности.
9. Игра «Пол – нос – потолок»
Психолог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала психолог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.
10. Игра «Сделай так же»
∙ Сложи узор из геометрических фигур:
11. Подведение итогов. В конце занятия ребенок должен оценить себя:
∙ Если все получилось – поднять руки вверх;
∙ Если что-то получилось, а что-то нет – руки вытянуть вперед;
∙ Если не получись ничего – опустить руки вниз.
Прощание с группой.
Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять.
Занятие 3:
Приветствие.
Дети приветствуют друг друга ладошками, говоря друг другу «Доброе утро, Маша…»и т. д. Затем берутся за руки и говорят хором: «Здравствуй, друг, вот и я, мы хорошие друзья».
1. Дыхательное упражнение.
И. п. — сидя на стуле. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, и др.) и их сочетания.
2. Глазодвигательное упражнение.
И. п. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжать отработку движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Усложнение — упражнение выполняется с легко прикушенным языком.
3. Упражнение «Руки—ноги».
И.п. — стоя.
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ногу вправо - руки влево,
Ногу влево - руки вправо,
Ногу вправо - руки вправо,
Ногу влево - руки влево.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
4. Построй домик.
5. Игра «Да и нет» - не говори
Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»
ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ? ТЫ МАЛЬЧИК (девочка)?
ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ? ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?
ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ? ТЕБЕ 6 ЛЕТ?
ТЫ ЛЮБИШЬ ИГРАТЬ В КУКЛЫ? СЕЙЧАС ЗИМА?
ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЙТИ В ШКОЛУ? У ТЕБЯ ЕСТЬ МАМА?
ТЫ СЕЙЧАС СПИШЬ? ТЕБЯ ЗОВУТ ВАСЯ?
НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ? КОРОВЫ ЛЕТАЮТ?
ЗИМОЙ ЖАРКО? СОЛНЦЕ СИНЕЕ?
ТЫ ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ К ВРАЧУ? ЛЕД ТЕПЛЫЙ?
ТЫ УМЕЕШЬ ПЛАВАТЬ? ТЫ ПОСЛУШНЫЙ?
6. Найди закономерность и нарисуй следующий или пропущенный предмет:
7. Упражнение « 4 стихии»
По команде ведущего ребенок выполняет определенные движения руками:
«Земля» - опускает руки вниз;
«Вода» - вытягивает руки вперед;
«Воздух» - поднимает руки вверх,
«Огонь» - вращает руками в локтевых суставах, держа кисти рук на плечах.
Затем ведущий «путает» ребенка, показывая одни движения, а называя другие.
8. Вычеркни лишнюю фигуру.
9. Упражнение «Считалочка - бормоталочка».
Психолог просит повторить фразу: «Идет бычок, качается». Ребенок должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «идет бычок», а слово «качается» произносит про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «идет», а слова «бычок, качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносят все три слова про себя, заменяя их тремя хлопками.
Итак, это выглядит следующим образом:
1. Идет бычок, качается.
2. Идет бычок (хлопок).
3. Идет (хлопок) — (хлопок).
4. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
10. Соедини картинки, которые начинаются на одни и те же звуки.
11. Подведение итогов. В конце занятия ребенок должен оценить себя:
∙ Если все получилось – поднять руки вверх;
∙ Если что-то получилось, а что-то нет – руки вытянуть вперед;
∙ Если не получись ничего – опустить руки вниз.
Прощание с группой.
Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять.

















