Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в ДОУ (из опыта работы)

Трубникова Ева Валерьевна

1

Я рада приветствовать вас уважаемые коллеги!  Сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опытом  работы по использованию  здоровьесберегающих технологий, с детьми старшего дошкольного возраста.

2

 Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Особенно остро эта проблема стоит на современном этапе развития общества, так как на фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации» выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей. По данным совместных исследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО, в дошкольном возрасте всего около 6% детей можно назвать абсолютно здоровыми, 23-26% имеют хронические заболевания, а остальные – ослабленное здоровье. В детском саду для решения этих задач складываются исключительно благоприятные условия, так как  в деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходит усвоение основных объёмов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов, закладывается основа здоровья на всю жизнь Одними из основных средств решения задач по  здоровьесбережению  и здоровьеобогащению в ДОУ являются здоровьесберегающие технологии.

 

3

 Данное направление работы детского сада регулируется нормативными документами. Нормативно-правовая база здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения по физическому воспитанию представлена следующими нормативными актами. 

4

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи: формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности; использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала ближайшего окружения,; конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;  обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
Свою педагогическую деятельность я осуществляю согласно созданному оздоровительному режиму дня, предусматривающему разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. В нашей группе осуществляется оздоровительно-профилактическая работа. Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма
считаю использование в своей работе педагогических здоровьесберегающих технологий.

5

 Обратимся к понятию.  Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.  Как мы с вами знаем, все начинается с семьи. Поэтому неправильно работать по здоровьесбережению только с детьми, необходимо привлекать к этой работе еще и родителей. Крайне важно использовать всевозможные активные формы взаимодействия с родителями.

Активное взаимодействие с  позволит оснастить РППС новыми пособиями оздоровительной направленности, что конечно же не только способствует оздоровлению детей, но и оптимизирует детско-родительские отношения.

 И как результат мы получаем:

 повышение результативности воспитательно-образовательного процесса,

 Формирование  у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,

формирование у ребенка

стойкой мотивации на здоровый образ жизни.

 

6

В настоящее время существует много классификаций здоровьесберегающих технологий.  Мне ближе классификация Архиповой Л.К., которую она представила в своей книге   «Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ».

 Автор выделяет  следующие направления:

 1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

 Эти технологии являются основообразующими в системе здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей. Они направлены на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников и реализуются нами в условиях специально - организованных форм физкультурно- оздоровительной работы.

В своей деятельности я условно разделяю здоровьесберегающие технологии на следующие напрравления:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Гимнастика для глаз, Дыхательная гимнастика, Пальчиковая гимнастика,

Прогулки на свежем воздухе,

Физминутки

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика.

Физкультурный досуг.

Музыкальный досуг.

Спортшкола.

3. Коррекционные технологии:

Технология музыкального воздействия.

Пескотерапия.

Улыбкотерапия.

Минута тишины.

Стретчинг

Сказкотерапия

Су-джок терапия

 

7

Технологии обучения ЗОЖ

Непосредственно-образовательная деятельность по физическому развитию – проводим в соответствии с программой 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на открытом воздухе).

Подвижные и спортивные игры – проводим ежедневно как в группе, так и на прогулке.

Физминутки или динамические паузы – помогают активно отдохнуть нашим воспитанникам после умственной нагрузки (а в подготовительной группе она достаточно большая) или вынужденной статической позы. Их мы проводим в любой отрезок времени, когда это необходимо для восстановления работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предотвращения переутомления и нарушений осанки.

Спортивные развлечения, досуги, праздники, Дни здоровья  - это наиболее приемлемый вид активного отдыха. Эти мероприятия способствуют не только совершенствованию  двигательных навыков дошкольников, но и  обеспечивают их  эмоциональный комфорт.

8

Технологии сохранения и стимулирования здоровья направлены на охрану и укрепление здоровья детей, повышение иммунитета, выработку способности организма приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, подготовка к адаптации в школе. Её мы также реализуем через разнообразные формы работы.

Ежедневно с детьми проводим пальчиковую гимнастику, которая направлена на развитие мелкой моторики кистей рук, подготовку руки к письму. Комплексы пальчиковой гимнастики направлены также на расслабление, растягивание, восстановление работоспособности кистей и пальцев после длительной нагрузки. Часто в  них мы включаем и элементы самомассажа. В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. Часто в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пу Жизненная ёмкость лёгких у дошкольников ещё тоже небольшая, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему так необходима дыхательная гимнастика. Она способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Нашим детям очень нравятся такие упражнения, как «Надуем шарик», «Чайник», «Насос», «Соревнования парусников», «У кого шарик взлетит выше» и другие.

говицами, мячами-ёжиками и т.д.

Для укрепления зрения воспитанников и снятия интенсивности зрительной нагрузки мы используем следующие моменты:

зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

массаж глаз, он помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

гимнастика для глаз,  даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся в деятельности по рисованию, лепке, аппликации, при рассматривании картин, длительном наблюдении.

Бодрящая гимнастика – мы проводим её ежедневно после дневного сна для поднятия настроения и мышечного тонуса детей. В неё  часто включаем  элементы корригирующей гимнастики (упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки), дыхательной гимнастики, игровой массаж. Очень нравится детям при её проведении использование музыкального сопровождения.

Игровой массаж – один из самых любимых детьми, поэтому часто мы проводим "Гимнастику маленьких волшебников”. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время.

 

9

Гимнастика для глаз,  даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой, что очень важно для детей подготовительной к школе группы. В своей деятельности использую  разные виды зрительных гимнастик, игровые, с помощью офтальмотренажеров ( как заводского изготовления так и сделанные своими руками), а также применяю электронные комплексы гимнастик для тренировки глаз.

10

 

Коррекционные технологии обеспечивают психическое и социальное здоровье ребёнка. Направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия, снятия напряжения. К ним относятся:

 Элементы данных технологий  я использую  либо во взаимодействии со  специалистами, либо по их рекомендациям и после обучения технологии на семинаре-практикуме или мастер-классе.   Так,  прослушав консультацию музыкального руководителя я включила в свою работу элементы музыкотерапии. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Звуки "шелеста листьев”, "шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Спокойная мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, успокаивает их, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мы широко используем мелодии в разных видах деятельности: при проведении НОД, во время принятия пищи, перед сном. 

Ещё детям нравятся эмоциональные разминки  с элементами психогимнастики («Давайте похохочем», «Море волнуется раз…», «Покажи, как ты удивишься», «Моё отражение» и т.д.) (использую по рекомендации педагога-психолога).

После посещения мастер-класса учителя-логопеда я открыла для себя суджок-терапию. Использую с детьми  в качестве расслабляющего массажа  во время НОД (физминутки) и  как элементы самомассажа.

В этом году я работаю над  проектом по квест-технологии и в рамках реализации проекта активно использую элементы сказкотерапии. Дети в восторге от этой технологии, вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя и мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку

Часто используем релаксацию и минутки покоя, мы называем это «Минута тишины»: посидим молча с закрытыми глазами; ляжем на спину и расслабимся; помечтаем под эту прекрасную музыку.

11

Реализуя проект по «Квест-технологии» я активно включаю в содержание каждого квеста здоровьесберегающие технологии. На данном слайде вы можете увидеть те  здоровьесберегающие технологии,  которые я использовала  в квесте «Слагаемые здоровья»

12

 Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимосвязь с семьёй. Эта работа в группе реализуется через разнообразные формы взаимодействия с родителями. 

Наши родители активно принимают участие в  совместных спортивных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. Мы приглашаем их на открытые просмотры гимнастик, прогулок и т.д.

  На  нетрадиционных родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, мастер-классах и квестах учим родителей укреплять здоровье детей. Вместе составляем памятки здоровья ("паспорт здоровья”), предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советуем литературу, брошюры, консультации.

     В «Уголке для родителей» постоянно:

        работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления;

        оформляем  рекомендации, советы, памятки;

        предлагаем папки – передвижки, папки-раскладушки по вопросам здоровьесбережения детей;

 

13

 Результатом своего опыта я хотела бы  определить:

 - во-первых оснащение и усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы.

 Все мы знаем, что детей воспитывает и развивает то, что их окружает. Поэтому вся РППС  группы (мебель, оборудование, пособия) соответствуют требованиям СанПиНа, правилам охраны жизни и здоровья. В группе создан «Физкультурно-оздоровительный центр», который способствует развитию двигательной активности, моторики. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведёт к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья воспитанников. Этот центр очень любим детьми.

   Создавая развивающую среду, я позаботилась о том, чтобы ребёнок не потерял чувство защищённости и безопасности и, устав от окружающих, имел возможность перебраться в «тихий» уголок или«Центр отдыха», чтобы поиграть одному, полистать любимую книжку, просто помечтать. Красивая мебель, коврик на полу, зелёные  растения помогают ребёнку ненадолго уединиться, как бы спрятаться в норку, расслабиться и восстановить силы.

   В группе имеются книги, энциклопедии, иллюстрации, плакаты по приобщению детей к здоровому образу жизни. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью. Созданы картотеки «Пальчиковых игр», «Дыхательной гимнастики», «Физминуток», «Гимнастики для глаз», «Подвижных игр». Оформлены дидактические игры: "Структура человеческого тела”, "Спорт – это здоровье”, "Чистим зубы правильно”,  "Бережём уши”, «Полезно – вредно», «Витаминная азбука» и другие. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно–гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.

 

14

Данный опыт был представлен мною педагогам нашего ДОУ на педсовете…Также с педагогами был проведен семинар-практикум на тему…Где были даны рекомендации по РППС в группе.

Также с родителями был проведен мастер-класс на тему…

Данный опыт работы был также опубликован на  моем персональном сайте.

В перспективе я планирую продолжить работу по этому направлению, но уже с детьми младшего дошкольного возраста.

15

Литература

16

 Таким образом, созданная в группе система по здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей позволяет нам качественно решать задачу развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития моих воспитанников. У большинства наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использование доступных средств для его укрепления. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости, ловкости. Целостная система образования, оздоровления, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует не только гармоничному развитию детей моей группы и  их успешной подготовке к обучению в школе, но и  приобщению дошкольников к здоровому образу жизни и формированию культуры здоровья. Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую умную личность!

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 61_vystuplenie_na_tematicheskoy_nedele_trubnikova_ev.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в ДОУ (из опыта работы) «Организация здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учетом требований ФГОС ДО и интеграции содержания образовательных областей в группах различной направленности» Подготовила Трубникова Е.В. Воспитатель МБДОУ детский сад№61 1 кв.категории Новочеркасск 2018год

Слайд 2

Актуальность Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста. Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в работе с детьми я использую здоровьесберегающие технологии. Основная цель ДОУ: обеспечение ребенку, в условиях комплексной информатизации образования, возможности сохранения здоровья, сформированности необходимых знаний, умений и навыков не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Слайд 3

Нормативно-правовая база здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения по физическому воспитанию. Федеральный закон от 29.12. 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования СанПиН 2.4.1. 3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26; Концепция дошкольного воспитания от 16.06.1989г. Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ, ст.38, 41, 42, 43. Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23-16 от 14 марта 2000г. Устав образовательного учреждения.

Слайд 4

Модель здоровьесберегающего пространства МБДОУ № 61 Цель: организация работы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у детей, педагогов и родителей осознанного отношения к сохранению собственного здоровья Структура управления Совет ДОУ Родительский комитет Педсовет Создание условий Кадровые Здоровьесберегающая среда Нормативно-правовые Научно-методич . обеспечение -Педагоги -Администрация -Обслуживающий персонал -ООП ДОУ -АОП ДОУ -УМК -КЦП «Здоровье» -Федеральные -Региональные -Муниципальные -Локальные акты ДОУ -Воспитательно-образовательный процесс -РППС ДОУ - Здоровьесберегающие технологии Технология обучения ЗОЖ Технология сохранения и стимулир . здоровья Коррекционные технологии Содержание деятельности Оценка деятельности Педагоги Дети Родители диагностика Мониторинг качества ПМП сопровождение ---Формирование готовности к осуществлению здоровьесб . деятель-ти , повышение компетентнсти , выполнение требований НПД Индивид.-дефференц . работа: - физкульт.-развив . оздоровит. коррекционн . псих.-пед . Формир . актив. позиции в воспит . и оздоровл . детей Псих.-пед . просвещение. - оценка состояния здоровья - оценка уровня развития - оценка показателей физич . рразвития Диагностика уровня психич . здоровья -Определение результатов, -Направление деятельности, -Планирование дальнейшей работы Предполагаемый результат: Создание целостной системы здоровьесбережения

Слайд 5

Здоровьесберегающие технологии в доу - это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Взрослые (родители, педагоги) Цель: содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей Дети Цель: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения Технология (от греческих слов « techne » - искусство, умение и « logos учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности. Здоровьесберегающая образовательная технология – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни ( Смирнов Н.К., к.мед.н ., доцент, зав. кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК и ППРО). повышение результативности воспитательно -образовательного процесса; формирование у педагогов и родителей ценностных ориентиров, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование у ребенка стойкой мотивации на здоровый образ жизни. Результат РППС группы

Слайд 6

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения ЗОЖ ; Коррекционные технологии. «Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ» - Автор Архипова Л.К. Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз); Спортивные и подвижные игры Физкультурные занятия; Гимнастика после сна; Точечный массаж; Спортивные праздники, развлечения; СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра) Компоненты Музыкатерапия . Пескотерапия. Улыбкотерапия . Минута тишины. Стретчинг ( автор неизвестен, Швеция, 1950г.) Сказкотерапия (автор Зинкевич Т.А., 1998г.) Су- джок терапия ( автор Пак Чже Ву , 1986г.) . Компоненты Компоненты

Слайд 7

Технологии обучения ЗОЖ Спортивные развлечения «В здоровом теле-здоровый дух!» (оздоровительный бег) Физкультурные занятия на базе ДЮСпортивной школы мкр.Донской (использованы элементы стретчинга ) Физкультурные досуги: «А ну-ка, мальчики!» «Самые ловкие» ( игротренинги ) Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Психолог, педагоги ДОУ Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Психолог, педагоги ДОУ Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Педагоги ДОУ Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Коммуникативные игры «Познаю себя» (педагог-психолог – воспитатель) Стретчинг Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю со среднего возраста в физкультурном зале Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Инструктор по ФИЗО Оздоровительный бег Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви. Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Слайд 8

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Гимнастика для глаз Дыхательная гимнастика (Надуем шарик, чайник,насос ) Прогулки на свежем воздухе Пальчиковая гимнастика по сезонам Физминутки Виды здоровьесб . технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Динамические паузы (физкультминутки) Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Педагоги ДОУ Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса Все педагоги ДОУ Гимнастика пальчиковая Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Все педагоги ДОУ, логопед Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Все педагоги ДОУ Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Все педагоги ДОУ Гимнастика пробуждения Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Педагоги ДОУ

Слайд 9

Коррекционные технологии. Музыкотерапия (муз. руководитель – воспитатель) Стретчинг (инструктор по физ. культуре – воспитатель) Пескотерапия (педагог-психолог – воспитатель) Сказкотерапия (педагог-психолог – воспитатель ) Минута тишины (воспитатель) Су- джок терапия (учитель-логопед – воспитатель) Улыбкотерапия (воспитатель ) музыкотерраия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель Технологии воздействия цветом ( арт-терапия ) Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Педагоги ДОУ, психолог Технологии коррекции поведения пескотерапия Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. С младшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек или индивидуально. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий Педагоги ДОУ, психолог Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Педагоги ДОУ, психолог Виды здоровьесб . Технологий (элементы) Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный Самомассаж Су-джок терапия В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Слайд 10

Квест «Слагаемые здоровья» Цель: Создать условия способствующие формированию у детей осмысленного отношения к здоровому образу жизни человека Улыбкотерапия Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик» Физминутки « Будем прыгать и скакать!», «Вверх рука и вниз рука!» Пальчиковая гимнастика « Витаминки » Музыкотерапия

Слайд 11

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей Информационно-наглядная форма: Стенды, папки- передвижки,выставки совместных работ с детьми АКТИВНЫЕ ФОРМЫ : НЕТРАДИЦИОННЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, КВЕСТ-ИГРЫ, Мастер-класс, совместные акции, «День здоровья», Дни открытых дверей Печатно-иллюстративный материал: буклеты, памятки, консультации

Слайд 12

Развивающая предметно-пространственная среда группы создан «Физкультурно-оздоровительный центр» создан «Центр отдыха» книги, энциклопедии, иллюстрации, плакаты по приобщению детей к здоровому образу жизни Созданы картотеки «Пальчиковых игр», «Дыхательной гимнастики», « Физминуток », «Гимнастики для глаз», «Подвижных игр». Оформлены дидактические игры: "Структура человеческого тела”, "Спорт – это здоровье”, "Чистим зубы правильно”, "Бережём уши”, «Полезно – вредно», «Витаминная азбука» Результат

Слайд 13

Педсовет № 3 от 16.01.2018 г. « Здоровьесберегающие технологии и здоровье педагога», Семинар-практикум на тему: «Создание здоровьесберегающего пространства» Мастер-класс для родителей: «Речь на кончиках пальцев», «Дыхательная гимнастика» Публикация опыта работы на сайте педагога Публикация на сайт портале Маам.ру Обобщение опыта работы Реализация технологий в своей работе в образовательном процессе Перспективы Использовать накопленный опыт в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Слайд 14

Список литературы 1. Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru 2. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ // Со- циальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru 3. Здоровьесберегающие технологии: Учебно‐методическое пособие по физкультуре // Социальная сеть работников образования [Электронный ре- сурс ]. – Режим доступа: http://nsportal.ru 4. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ / Г.Г. Покрашенко , О.Л. Неняева // Понятие «здоровье». – 2012[Электронный ре- сурс ]. – Режим доступа: http://rpp.nashaucheba.ru 5. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один из способов модернизации физкультурно‐оздоровительной работы в МДОУ // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: http://nsportal.ru 6. Основные требования к проведению физкультминуток [Электронный ре- сурс ]. – Режим доступа: http://lib.podelise.ru 7. Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников // Соци - альная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Здоровьесберегательная деятельность ДОУ 8. От адаптивной школы к школе культуры здоровья: Концепция развития МОУ // Липицкая средняя общеобразовательная школа» (2005–2010 гг.) [ Элек - тронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib2.znate.ru 9. Анкета для родителей / С.Б. Брюханова // МБДОУ «Детский сад» [ Элек - тронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.convdocs.org 10. Современная школа и здоровье учащихся // Фестиваля «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru 11. Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательно‐ воспитательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru

Слайд 15

Будьте здоровы!