Инновационная деятельность на базе КФУ

Проблемы семьи всегда волновали не только писателей, но и учёных-  социологов, педагогов, психологов; начинают волновать политиков. Особенно актуальным вопрос сохранения института семьи становится сегодня. В настоящее время он претерпевает изменения. Учёные отмечают тот факт, что институт семьи становится неактуальным. Неуклонно растёт число гражданских браков, разводов, усугубляются проблемы сиротства, увеличивается число неполных семей, отмечается кризис отцовской воспитательной роли. Однако семья была и остаётся одним из ключевых факторов стабильного развития общества.

Воспитание будущего семьянина нужно начинать задолго до достижения им брачного возраста. Именно этому посвящен данный элективный курс. Он поможет учителям и классным руководителям проводить занятия по семейному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_dlya_11-h_klassov.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ИНСТИТУТ СЕМЬИ И РОДИТЕЛЬСТВО»

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ (22 ЧАСА)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Проблемы семьи всегда волновали не только писателей, но и учёных-  социологов, педагогов, психологов; начинают волновать политиков. Особенно актуальным вопрос сохранения института семьи становится сегодня. В настоящее время он претерпевает изменения. Учёные отмечают тот факт, что институт семьи становится неактуальным. Неуклонно растёт число гражданских браков, разводов, усугубляются проблемы сиротства, увеличивается число неполных семей, отмечается кризис отцовской воспитательной роли. Однако семья была и остаётся одним из ключевых факторов стабильного развития общества.

Воспитание будущего семьянина нужно начинать задолго до достижения им брачного возраста: во-первых, через позитивный опыт семейных отношений его родителей -  но многие дети воспитываются в неполных семьях и такого опыта не получают; во-вторых, через просветительскую работу в общеобразовательных учреждениях, создавая систему педагогических условий для формирования готовности к осознанному вступлению в семейную жизнь и родительство.

Курс предназначен для учащихся 11-х  классов общеобразовательных школ –  рассчитан на 22 часа,  относится к предметной области «Биология и обществознание». Этот элективный курс призван дать представление об основных функциях семьи, об ответственности, которая возлагается на человека, решившего вступить в брак и в будущем воспитывать своих детей.

ОСНОВНЫЕ  ЦЕЛИ  КУРСА:

- Интеллектуальная сфера личности: способствовать формированию у старшеклассников знания об одном из наиважнейших социальных институтов - институте семьи, о наиболее важных функциях родительства; ознакомить с некоторыми понятиями социологии и психологии.

-Эмоционально – волевая сфера личности: способствовать формированию у старшеклассников чувства глубокого уважения к старшему поколению, уважения к противоположному полу, ответственности за собственные поступки; формированию правильных ценностных ориентаций.

- Действенно – практическая сфера личности: способствовать овладению старшеклассниками некоторыми навыками решения (избежание) семейных конфликтов, исследовательскими методами социальной и психологической диагностики.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:

- ознакомить старшеклассников с функциями института семьи;

-ознакомить старшеклассников с понятием «осознанное родительство» и функциями родителей;

- предоставить старшеклассникам возможность закрепления знаний, получаемых при изучении данного курса. В связи с этим кроме теоретических  программой курса предусмотрены практические занятия по составлению социального портрета семьи; проведению тестирования и интерпретации результатов тестов, диагностирующих детско- родительские отношения и распределение ролей в семье; моделированию путей выхода из кризисных семейных ситуаций.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

- лекции, дискуссии, эвристические беседы;

-проведение практических исследований и интерпретация результатов;

- решение сложных жизненных ситуаций, связанных с воспитанием детей ;

- встреча со специалистами социальной сферы деятельности (отдела ЗАГС, центра социальной защиты, детского дома и др.).

Изучение раздела «Родительство» целесообразно начать с рассмотрения темы «Дети, оставшиеся без попечения родителей». Посещение старшеклассниками (в рамках волонтёрского движения) детского дома должно послужить серьёзным мотивом для освоения учебного материала по данному разделу.

 Условия получения зачёта по курсу и критерии оценок

Форма итоговой аттестации  по курсу – «зачёт». Для получения положительной оценки по итогам курса необходимо: участие в дискуссиях, проведении практических исследований, решении практических задач, защита курсовой работы (это может быть доклад, презентация, сценарии клипов, журналистский очерк, сочинение – эссе, проект плаката).

ПРОГРАММА  КУРСА

№  занятия

Тема занятия

Форма занятия

Семья как один из фундаментальных институтов общества

1

Введение в курс

Теоретическая часть: ознакомительная лекция, встреча с работником отдела ЗАГС

2

Из истории семьи и семейных отношений

Теоретическая часть: лекция

3-4

Институт семьи. Типология семьи

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы

5

Функции семьи

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы

6

Классификация семьи

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы

Практическая часть: освоение методики диагностики отношения к семейным ролями

7

Жизненный цикл семьи и её социальный статус

Теоретическая часть: лекция.

Практическая часть: составление психологического портрета семьи

8-9

Ценностные ориентации общества. Семейные ценности

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы.

Практическая часть: освоение методики «Ценностные ориентации»

Родительство

10-11

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Теоретическая часть: лекция

Практическая часть: посещение детского дома в рамках волонтёрского движения

12

Компоненты формирования родительства

Теоретическая часть: лекция, встреча со специалистами детского дома

13

Факторы, определяющие формирование родительства

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы

14

Типы и стили родительских отношений

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы.

Практическая часть: поиск решения сложных ситуаций

15-16

Родительская любовь

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы

Практическая часть: поиск решения сложных ситуаций

17

Представление о родительстве

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы

Практическая часть: освоение методики диагностики отношения родителей к ребёнку – методика PARI(Е.Шеффер и Р.Белл)

18

Основные концепции воспитания родителей

Теоретическая часть: лекция

Практическая часть: дискуссия о приоритетности моделей

19-20

Типичные ошибки родителей в воспитании детей

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы

Практическая часть: решение конфликтных ситуаций

21-22

Зачёт

Теоретическая часть: защита курсовых проектов, дискуссия

КРАТКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

1-е занятие.          Понятия «семья», «родительство». Состояние современного института семьи и родительства. Политика государства в области семейных отношений и демографии. Демографическая ситуация в городе. Основные аспекты семейной жизни: социальный, нравственно-эстетический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, хозяйственно-экономический.

2-е занятие. Образ жизни homo erectus (человека  прямоходящего). Первичные факторы организации социальной жизни. Протосемья. Элементы первобытной морали. Образ жизни homo sapiens neanderthalensis (неандертальца). Зарождение духовной жизни. Появление homo sapiens (человека разумного). Эндогамия, агамия, экзогамия – путь к групповому (дуально-родовому) браку. Дарообмен как первый шаг на пути к образованию семьи. Тенденция развития семьи в первобытном обществе. Становление классовых отношений как основа моногамии, патриархальный характер семьи. Семья в буржуазном обществе. Семейно-брачные отношения рабочего класса в капиталистическом обществе. Социалистический брак. Кодекс о браке и семье.

3-4-е  занятия. Понятие «социальный институт». Институт семьи. Институт брака. Домохозяйство. Преемственность поколений. Комплексная (психолого-социолого-педагогическая) типология семьи: благополучная семья, семья группы риска, неблагополучная, асоциальная семья.

5-е занятие. Семейный образ жизни. Репродуктивная функция семьи. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция семьи. Функция первичной социализации. Воспитательная функция семьи. Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи.

6-е занятие. Антропологическая классификация семьи: консангвинальная и коннъюгальная семья. Социологическая классификация: родительская и прокреационная семья; расширенная и нуклеарная семья; полная и неполная семья; бездетная, однодетная и многодетная семья; патернальная, матернальная и эквивалентная семья. Классификация по демографическому составу.

7-е занятие. Определение понятий  «жизненный цикл индивида», «жизненный цикл семьи». Начало семьи. Рождение детей и уход за ними. Семья с дошкольными детьми. Семья с детьми-школьниками. Семья с тинэйджерами. Семья как ячейка, которую начинают покидать дети. Семья в середине пути. Пожилая семья.

8-9-е занятия. Определение понятия «ценности». Формирование ценностей  в современных условиях.

Терминальные ценности: активная деятельная жизнь,  жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства, любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, познание, продуктивная жизнь, развитие, развлечения, свобода, счастливая семейная жизнь,  счастье других,  творчество,  уверенность в себе.

Инструментальные ценности: аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность, независимость, непримиримость к недостаткам в себе и других, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов, твердая воля,  терпимость, широта взглядов, честность, эффективность в делах, чуткость.

10-11-е занятия. Опека. Попечительство. Сироты. Социальные сироты. Усыновление. Государственное попечение. Приёмная семья. Система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребёнка. Деятельность учреждений государственного попечения.

12-е занятие. Определение понятия «родительство». Семейные ценности. Родительские установки и ожидания. Родительское отношение. Родительские чувства. Родительские позиции. Родительская ответственность. Стиль семейного воспитания.

13-е занятие. Общественно-экономические факторы, определяющие формирование родительства. Факторы культурной среды. Естественно-географические факторы. Уровни репродуктивного поведения: макроуровень, мезоуровень, микроуровень, индивидуальный уровень.

14-е занятие. Определение понятия «родительское отношение». Безусловное эмоциональное принятие ребёнка. Условное эмоциональное принятие. Амбивалентное эмоциональное отношение к ребёнку. Индифферентное  отношение к ребёнку. Скрытое эмоциональное отвержение. Открытое эмоциональное отвержение ребёнка. Стили родительских отношений: строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, ситуативный, потакающий.

15-16-е занятия. Характеристики родительской любви: контекстуальность, интенциональность. Биологические и социальные детерминанты развития и проявления родительской любви. Модели родительской любви: инфатицидная, бросающая, амбивалентная, навязчивая, социализирующая, помогающая. Материнская любовь. Отцовская любовь. Родительская любовь как единство любви отца и матери.

17-е занятие.  Определение понятия «Представление о родительстве». Идеальный родитель на макро-, микро- и индивидуальном уровне.

18-е занятие. Адлеровская модель. Учебно-теоретическая модель (Б.Ф.Скиннер). Модель чувственной коммуникации (Томас Гордон). Модель, основанная на трансактном анализе (М.Джеймс, Д.Джонгард). Модель групповой терапии (Х.Джинот). Модель родительского всеобуча и подготовки молодёжи к семейной жизни (И.В.Гребенников).

19-20-е занятие.  Причинны ошибок в семейном воспитании. Гиперопека. Факторы гиперопеки. Причины жестокого отношения к ребёнку. Гипопротекция.

21-22-е занятия. Защита курсовых проектов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ТЕМАТИКА    РАБОТ:

  1. Генеалогическое дерево моей семьи.
  2. Здоровый образ жизни – залог здоровой семьи.
  3. Интеллектуальное развитие детей в семье.
  4. Как воспитывать в семье одарённого ребёнка.
  5. Развод глазами ребёнка.
  6. Отцовская любовь к детям.
  7. Материнская любовь к детям.
  8. Отличие материнской любви от отцовской.
  9. Портрет идеального родителя.
  10. Взаимоотношение детей и родителей в сельской семье.
  11. Трёхпоколенные семьи.
  12. Семейные ценности. Семейные традиции.
  13. О родителях, родительской любви в афоризмах, пословицах, поговорках.
  14. Ваш беспокой подросток.
  15. Как строить себя и свою семью.
  16. Игра, детство, семья.
  17. Из истории опеки и попечительства детей в России.
  18. Причины и последствия девиантного поведения детей.

Допускается другая тема по согласованию с учителем.

УЧЕБНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для сту. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 440с.
  2. Волков Ю.Г.Социология. Издание 2-е./ Под общей ред. доктора философских наук, проф. В.И.Добренькова. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – 576с.
  3. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под общ. ред. М.А.Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416с.
  4. Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001. – 536с.
  5. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений/ А.Г.Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432с.
  6. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319с. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. – М., Институт практической психологии, 1997. – 365с.
  7. Слободчиков В.И., Исаева Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416с.: ил.
  8. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДРС-ПРЕСС, 2003 – 272с.: ил. – (Психология для всех).
  9. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.: ил. – (Психология для всех).
  10. Шевандрин Н.И. Психология, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 512с.: ил.
  11. Энциклопедия психологических тестов. – М.:ТЕРРА – Книжный клуб, 2000. – 400с.