"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Проектирование читательских умений и навыков обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Проектирование читательских умений и навыков обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения»

  (На примере разбора понятия «сюжет»)

                         Автор: Хадиева Рамзия Разиловна –

                            учитель русского языка и литературы

                                    МБОУ «Нурминская СОШ» Балтасинского

           муниципального района РТ

Содержание                                                                                      Страница

1. Особенности организации уроков  литературного чтения

в 1-ом классе в условиях введения ФГОС ООО………………….....  3-6

2. Материалы для первоначального формирования понятия

«сюжет»…………………………………………………………………  7-8

    3. Методические рекомендации к использованию материала……9-12

4. Использованная литература………………………………………13

1. Особенности организации уроков  литературного чтения

в 1-ом классе в условиях введения ФГОС ООО

  Переход российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требует коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы. Одной из центральных идей ФГОС является понимание образовательных результатов НОО как совокупности личностных, метапредметных и предметных.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным. Каждый педагог реально должен представлять себе те учебные задачи, которые он ставит на каждом уроке, стимулируя учеников к чтению того или иного литературного текста.

     На уроках литературного чтения ученик осваивает новую позицию – позицию читателя. В диалогах с авторами, с одноклассниками через пространство текстового материала в нем может открыться много каналов, через которые и потянуться ниточки от его души, его внутреннего мира к душе автора, писателя или поэта. Крайне важно, чтобы учитель понимал, что происходит с читателем на уроке, как он взрослеет, почему задает такие вопросы, почему молчит, в каком случае спорит…

Урок развивающего обучения начинается с особой ситуации – установления контакта между детьми и учителем, создания атмосферы доверия, доброжелательности. Учитель «как бы» протягивает руку каждому из учеников и приглашает к сотрудничеству, к диалогу. Этот психологический момент организации учебной деятельности особенно важен в 1 классе, когда ребенок еще не знает своих собеседников, не умеет вступать в диалог. В данном случае ученикам нельзя сразу предлагать решать учебную задачу, они могут оказаться неготовыми к работе, поскольку для этого не создано благоприятной почвы. Атмосфера стихийности только повредит дальнейшему течению учебного процесса, осложнит организацию учебной деятельности.

После установления межличностного контакта, создания атмосферы доверия можно включать учеников в предметную деятельность – знакомить с новым литературным произведением. С течением времени этот процесс станет естественным, знакомым, ученики его будут ожидать как новое коммуникативное событие, как встречу с новым интересным автором.

Для того чтобы каждому ребенку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение, учитель часто прибегает к созданию особой проблемной ситуации, он интригует учеников ситуацией неопределенности, незнания того, что ученикам самим предстоит узнать, разгадать, понять в тексте.

   Такую проблемную ситуацию можно создать с опорой на авторский текст, который предлагается не только для чтения, но и исследования. Выбор текста крайне важен, поскольку в нем должна быть спрятана какая-то загадка, интересная авторская задумка, идея, которую хочется понять, разгадать, которая приводит читателей к размышлению, к диалогу с автором и собеседниками.

В результате освоения программы курса «Литературное чтение»  в 1-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих личностных результатов:

- учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;

- принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

- имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;

- имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;

- имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.

метапредметных результатов:

- считают книгу источником информации;

- читают текст целыми словами;

- отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;

- определяют тему  самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;

- имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;

- выделяют в тексте абзац;

- контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;

- находят страницу книги по номеру;

- пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;

- умеют соотносить текст и иллюстрацию;

- участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);

предметных результатов:

- имеют представление об авторе, художественном произведении, сюжете, персонаже;

- различают прозаический и стихотворный тексты;

- связывают заглавие произведения с его содержанием;

- имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);

- имеют представление о разнообразии интонации в произведении;

- определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);

- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;

- способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события;

- способны кратко описать образа персонажа;

- имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.

 Рассмотрим пример разбора  понятия «сюжет».

2. Материалы для первоначального формирования понятия «сюжет»

Лев, медведь и лисица

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.          

                                                                                                (Л. Н.Толстой)

Добрая девочка

     Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

 Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.

                                                                               (К.В. Лукашевич)

Кто хозяин?

     Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

- Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!

- Нет, моя, - сердился Ваня, - я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

- Моя! Моя! - кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

- Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

- Чья собака? - сердито закричал он.

- Моя, - сказал Коля.

Ваня молчал.

                                                                                        (В. Осеева)

3. Методические рекомендации к использованию материала

Работа с повествовательным текстом начинается в начальной школе с 1 класса, еще в период обучения грамоте. К повествовательным текстам можно отнести и рассказ, и сказку, и басню, и другие произведения. В основе повествовательных текстов лежит сюжет. Эти тексты вызывают у учеников большой интерес. Их внимание привлекают действия героев, изменения, происходящие в их жизни, события, влияющие на становление характера.            

Рассказы, изучаемые в 1 классе, в большинстве случаев не требуют специальной подготовки учащихся перед восприятием текста. Очень важно при этом организовать этап первичного восприятия. Так как уровень чтения учащихся 1 класса невысок, то будет лучше, если рассказ прочитает учитель. Однако полноценная работа с текстом невозможна, если дети не перечитают текст целиком. После первого прочтения почти все дети уверены, что они все поняли в этом тексте и перечитывать его еще раз нет необходимости. Поэтому на каждом уроке предлагается решить некую учебную задачу, ответить на вопросы, цель которых — вызвать потребность в анализе текста.

 Анализируя текст рассказа, мы опираемся прежде всего на развитие действия. Последовательность событий и действий, описанных в рассказе,  и отношения между героями произведения называется сюжетом.

Работа над сюжетом является традиционной для начальной школы. Однако типичный недочет в работе учителя заключается в том, что основное внимание педагог уделяет только установлению временной последовательности изображенных событий.

Целесообразно напомнить, что сюжет в литературном произведении выполняет две главные функции: во-первых, через сюжет и его элементы раскрывается конфликт произведения, важнейшая сторона художественного содержания. Во-вторых, именно через движение сюжетных событий раскрываются характеры персонажей, устанавливаются отношения и связи между ними.

Поэтому, обращаясь к сюжету, учитель должен стремиться помочь школьникам не только понять последовательность событий, но и постичь причинно-следственные связи между этими событиями, сложные отношения между персонажами.

Наиболее эффективными приемами для формирования этого умения являются следующие: составление плана эпического произведения и озаглавливание его основных смысловых частей; создание диафильма, сценария для инсценировки текста.

  Учитель учит детей выделять в произведении основные события на примере рассказа Л.Н.Толстого «Лев, медведь и лисица»:

  - Что добыли лев и медведь?

  - Почему они стали драться?

  - Кто победил в драке?

  - Что сделала лисица?

    Вывод. События в рассказе происходят последовательно.

      Учитель развивает умение обучающихся запоминать в тексте детали сюжета, воссоздавать их в устных пересказах. Он даёт ряд слов из прочитанного в классе рассказа К.В. Лукашевича «Добрая девочка». Например: зима, воробушки, девочка Маша, хлебные крошки, корм, весна.  Дети должны назвать произведение, о котором идёт речь, и пересказать его с использованием опорных слов.

     Вывод. По опорным словам легко пересказывать содержание рассказа.

Рассмотрим фрагмент  урока по тексту В. Осеевой «Кто хозяин?»

Первичное закрепление

-Давайте ещё раз прочитаем рассказ В. Осеевой.

Вопросы к тексту:

- Как у Коли и Вани появилась собака Жук? (Коля и Ваня её подобрали.)

- Как мальчики отнеслись к собаке? (Они ухаживали за ним.)

- Почему поспорили мальчики? (Спорили о том, кто является хозяином Жука.)

- Что произошло с собакой ребят? (Овчарки бросились на Жука и повалили его на землю.)

- Кто бросился на помощь к собаке Жук? (Коля спас Жука)

- Можно ли ответить на вопрос В. Осеевой кто хозяин Жука? Почему?                              

Применение знаний и умений в новой системе

Диафильм

- Ребята, а сейчас давайте вспомним все события, которые произошли в этом рассказе и  расположим картинки в нужном порядке.

(На доску выставляются картинки, дети их ставят на свои места и в это время пересказывают)

Можно ли переставить картинки? Почему нельзя переставить?

Вывод. В рассказе всегда есть порядок. Его нельзя нарушать.

Последовательность событий и действий, описанных в рассказе,  называется сюжетом.

Контроль и самооценка знаний.

Прочитайте пословицы. Подчеркните ту, которая подходит к рассказу В.А. Осеевой « Кто хозяин?»

Сделал добро не хвались.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

За друга умей постоять.

Рефлексия.

-Молодцы. Ребята, вы хорошо поработали. Скажите, с каким произведением мы сегодня познакомились? (с рассказом В. Осевой « Кто хозяин?»)

- О ком этот рассказ? (о детях)

-Ребята, если вам было интересно на уроке и у вас всё получилось, то нарисуйте своё настроение.

Подводя итог, можно сказать, что именно в начальных классах закладываются основы читательской культуры, умения осмысленно выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. Во многих учебниках художественный текст выступает в качестве основного средства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную речевую деятельность.

4. Использованная литература

 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

  2. Матвеева Е. И. Литературное чтение. 1-4классы: учим младших школьников понимать художественный текст. М.: Эксмо, 2007. – 228 с.

 3. Матвеева Е. И., Панкова О. Б., Патрикеева И. Е. Деятельностный подход на уроках литературного чтения в условиях перехода на новые образовательные стандарты. – М.: Московский центр качества образования, 2010. – 128 с.

 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)

 5. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

6. Оморокова, М.И. и др. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Кн. для учителя /М.И. Оморокова, И.А. Рапопорт и др. – М.: Просвещение, 1990.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Вестник образования. № 2, 2010, с.