Инновационная деятельность на базе КФУ

Денисова Светлана Викторовна

На данной странице я  планирую размещать  конспекты уроков, технологические карты, выступления с обобщением опыта работы, сценарии внеклассных мероприятий, презентации, исследовательские  работы и др.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАШ СПОСОБ СДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ /о работе школьной театральной студии / Руководитель: Денисова С.В., учитель русского языка и литературы, МБОУ « Айшинская СОШ ЗМР РТ»

Слайд 2

Творчество - это не привилегия избранных, а шанс каждому выразить себя

Слайд 3

Цель: гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования, развитие его художественно-творческих умений, нравственное становление. Задачи: 1.Развивать и реализовывать творческие возможностей детей. 2.Развивать познавательную сферу (мышление, речь, память, воображение). 3. Воспитывать культуру речи, формировать навыки дикции, мимики и пластики. 4. Развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на его эмоциональное состояние 5.Формировать умения детей взаимодействовать друг с другом на сцене и в реальной жизни. Планируемые результаты: воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; формирование духовных и эстетических потребностей. --

Слайд 4

Имя : театральная студия «Семь Я» Дата рождения: 2011 год Возраст: от 11 до 17 лет Адрес: МБОУ « Айшинская СОШ ЗМР РТ» Обязанности: актеры, режиссеры, декораторы, костюмеры Награды: аплодисменты, сладкие призы, грамоты Достижения: 1 место в муниципальном конкурсе школьных театров, 2015 г.

Слайд 5

Серьезным постановкам предшествует серьезная работа над текстом, дикцией, движениями, длительные репетиции…

Слайд 6

Театр - не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло . В.Маяковский

Слайд 7

Хорош тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях. Сара Бернар

Слайд 8

За пять минут до спектакля…

Слайд 9

Для хороших актеров нет дурных ролей. Шиллер

Слайд 10

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге. Вольтер

Слайд 11

Театр - это такая кафедра , с которой можно много сказать миру добра. Н.Гоголь

Слайд 12

Зрители ходят в театр смотреть на исполнение, а не на саму пьесу; пьесу они могут прочесть. Александр Островский

Слайд 13

В дни подготовки к 9 Мая перед ребятами стоит особая задача…

Слайд 14

Театр - замечательное поле для игры, да еще в таком возрасте, когда формируется мировидение ребенка и закладывается мировоззрение. В общем, школьный театр – дело замечательное. Н.Казьмина



Предварительный просмотр:

Наш способ сделать мир лучше

/ о работе школьной театральной студии /

Руководитель: Денисова С.В.,  учитель русского языка и литературы

        МБОУ «Айшинская СОШ ЗМР РТ»        

  Имеет ли смысл сегодня организовывать школьный театральный кружок, когда образовательный рынок переполнен предложениями всевозможных профессиональных театральных студий различного  уровня вне школы  ?

Основатель системы развивающего обучения  Л.В. Занков придавал большое значение внеурочной занятости детей, указывая, что «внеклассная работа в самой школе очень существенна. Она способствует еще большему сближению детей между собой и учителем. Создаются еще более благоприятные условия к тому, чтобы школа стала вторым родным домом для учащихся, чтобы у них росла любовь и привязанность к школе».

    Закомплексованный  троечник, недолюбленный хулиган на сцене школьного театра может примерить роль отважного героя и удачливого отличника, что в реальности сделать не так просто, проникнуться этой психологией и дотянуться до недосягаемого.  К тому же, театр - это всегда радость, и для тех, кто на сцене, и для тех, кто в зале, - радость общая, объединяющая. И если  подросток испытает истинную радость от искусства театра, уменьшится вероятность того, что он отправится на поиски радостей ложных. Школьный театр помогает увидеть жизнь, задуматься  о ней. Научить детей отличать прекрасное от безобразного, сохранить первое и бороться со вторым – одна из задач современного школьного театра.

    Театральная студия, существующая в Айшинской СОШ с 2010 года, носит доброе и теплое название «Семь Я». Особенность коллектива заключается в том, что труппа артистов  разновозрастная: от 11 до 17 лет.  Другой особенностью «Семьи»  является ее тесная связь с родителями и педагогами, которые зачастую выступают как в роли артистов, так и в роли технических работников сцены.  

     В начале каждого учебного года, определив стратегические задачи, распределив обязанности (от актеров, режиссеров, музыкальных руководителей до художников и костюмеров), учтя все пожелания, мы начинаем подыскивать репертуар.  Результаты такой «разведки» ложатся в основу принимаемого коллективом студии плана. Как правило, жизнь школьного театра подчинена жизни самой школы, потому сценарии выступлений связаны с календарными праздниками: 8 марта, Днем матери, Днем учителя и др. Особого внимания заслуживают муниципальный конкурс школьных театров,  Новогоднее представление и выступление на митинге ко Дню Победы.

Но наши театральные подмостки уже знавали и «Василия Теркина» А. Твардовского, и «Премудрого пескаря» М.Е.Салтыкова-Щедрина, и «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, и «Федота-стрельца» Л.Филатова.

    В  студии существует правило – каждый участник коллектива обязательно получает роль. Поэтому, когда текст будущего спектакля читается, каждый вправе примерить ее  на себя или предложить того, кто с этой ролью действительно справится.  Пока продолжается  репетиция, часть коллектива подбирает музыку, оформители готовят декорации, идет поиск костюмов. Вначале уделяется  особое внимание сценической речи актеров: правильности и четкости произношения, определенной громкости, темпу, выразительности.  А научиться двигаться по сцене такое же  большое искусство, как и говорить. Через жесты и мимику порой передается гораздо больше. Конечно же,  репетиции отдельных сцен, их состыковка, работа с каждым персонажем поглощает много времени, но зато какая от этого отдача! Бывает, что какой-то кусок текста не дается актеру, зато его уже выучил весь состав труппы, и они терпеливо, желая помочь, подсказывают ему  и поддерживают своего неудачливого коллегу. Во время генеральной репетиции текст читается в костюмах.  Здесь интерес и волнение не  меньше, чем во время первого выступления, потому что чаще всего это работа наших ответственных родителей, совместная фантазия детей и взрослых.

    Большое костюмированное  шоу было у нас на муниципальном конкурсе школьных театров. Сказка С.Михалкова «Как старик корову продавал» разыгранная, как история на осенней ярмарке, требовала того. Голосистые зазывалы, торговцы,  веселые балалаечники, покупатели и зеваки выходили на сцену в ярких  костюмах, продуманных до мелочей. Повествование истории вели три торговки, которые, разговаривая между собой:

 На рынке корову старик продавал.

 Никто за корову рубля не давал,

еще  успевали предлагать свой товар зрителям, выкрикивая:  «Рыба, рыба, рыба! Семки, семки, семки! Пироги, пироги!» В процессе репетиций, оттачивая выход каждого персонажа, ребята даже придумали смешную реплику для, казалось бы, безучастной ко всему коровы.  Трогательная и забавная история про незадачливого старика нравилась нам самим, понравилась она и жюри. Зрители и комиссия единогласно присудили нам  первое место.

    В этом спектакле принимали участие  и внештатные актеры труппы: родители и учителя.  При всей своей занятости они посещали все репетиции, учили роли, готовили костюмы и… переживали. Но надо было видеть, что все это приносит им истинное наслаждение. А ребятам это давало возможность сделать для себя открытие и убедиться в актерских способностях своих близких.

     Музыкальное сопровождение – неотъемлемая часть выступления. Классическая и популярная музыка, звучащая со сцены, чудесным образом настраивает струны человеческой души на нужный лад, помогает донести все нюансы задуманного, передает характер действия и даже организует публику. Работая над постановкой спектакля о зарождении славянской письменности «От Кирилла и Мефодия до наших дней»,  мы  с ребятами пришли к выводу, что о таком грандиозном событии нельзя говорить не используя классическую музыку. И зазвучали «Половецкие пляски» Бородина,  заряжал своей энергией испанский танец Кармен,  очаровывала мазурка в момент  пушкинского бала, звучал Моцарт, Бетховен. И даже музыка Прокофьева и Шостаковича,  олицетворявшая времена советских строек, органично вплеталась в наше выступление. Конечно же, мы не забыли о главном действующем лице – языке; начиная с монологов Ярославны на древнерусском языке, заканчивая красивым и образным  Великим русским языком современности в прозе и стихе.

    Нужно помнить, что игра на сцене -  колоссальная  эмоциональная нагрузка. Я не раз замечала, как взрослеют, меняются дети, когда мы готовим выступления о событиях военного времени. Трагические судьбы молодежи целого поколения: солдат Брестской крепости, жителей блокадного Ленинграда, юных девушек-летчиц, партизан и многих других   заставляют посерьезнеть даже самых отъявленных весельчаков.  В дни подготовки к 9 Мая перед ребятами стоит особая задача: донести до зрителя каждое слово так, чтобы оно горечью воспоминаний жгло сердце и не давало зреть душевной глухоте.  Звенящая тишина во время таких спектаклей, слезы на глазах ветеранов и  пожилых людей  обязывают работать с максимальной самоотдачей. Иногда в такие дни ребята выступают по нескольку раз, выезжая в соседние села. Это их вклад в тот венок памяти, что возлагается по всей стране к могилам павших воинов, к могилам неизвестных солдат.

     Учиться  актерскому мастерству нам помогают поездки в Казанские театры: ТЮЗ,  театр им. Качалова, театр им Г.Камала и др. Репертуар их  широк. Но особенно полюбился моим студийцам  Молодежный театр на Булаке. Оживленные обсуждения вызвали постановки по пьесам Е. Гришковца и спектакль «14 писем к…» по произведению Эрика-Эммануила Шмитта.  Актриса  Резеда Хадиуллина в последнем спектакле 2.5 часа играет одна. Играет настолько талантливо, заполняя собой сцену, что вы не допускаете мысли о необходимости других актеров. Для моих ребят такой моноспектакль был настоящим открытием.  

      После своей  премьеры мы тоже проводим обсуждение, потому что желание поделиться переживаниями, выплеснуть накопившиеся эмоции есть у каждого. Заслуженные чай с большим  тортом стали традицией.  Учитывая множество нюансов, я никогда не  журю своих актеров после выступления. А вот хвалю всегда, стараясь подметить все, что особенно хорошо удалось. Но дети, понимая, что общий успех зависел и лично от них, к себе относятся намного строже, открыто признают свои промахи. Это происходит потому, что основная установка давалась на репетиции и, отработав свой выход максимально тогда,  хуже сделать  сейчас  ты  не имел права. Выход на сцену после спектакля – особый трепетный момент. Это радость от совершившегося творческого чуда, это восхищение зрителей. Это минута славы!  Стоит поблагодарить всех, кто приложил усилия для того, чтобы спектакль получился: хореографа, художника, костюмеров, музыкантов, родителей.

    У   нашего школьного театра впереди еще много планов и задумок для того, чтобы, усовершенствовав себя, сделать мир  лучше.  За годы работы  в студии  сыграли свои главные и неглавные роли множество ребят.  Конечно, они не стали профессиональными актерами, но любовь к сцене пронесут через свою жизнь и, я надеюсь, передадут своим детям.  Театральный критик Н. Казьмина как-то сказала: « Театр воспитывает чувства. При всех режимах. Ничего уж тут не поделаешь, душа обязана трудиться, чтобы жить.  А лучшего средства, чем театр, для тренировки мышцы сердца я не знаю. Ну, может быть, еще чтение книг? Но это процессы взаимосвязанные.  Театр  - замечательное поле для игры,  да еще в таком возрасте, когда формируется  мировидение ребенка и закладывается мировоззрение. В общем, школьный театр – дело замечательное». (1.3)   

Список литературы:

  1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
  2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
  3. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
  4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.