Для родителей

Красноперова Вероника Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Безопасности детей в интернете.

В настоящее время сеть Интернет получила огромное распространение, не только на работе, но и дома. Интернет вошел в каждый дом. Родители с ранних лет дают в руки детям телефоны или планшеты, а дети с легкость могут войти в интернет и выбрать понравившийся мультик, или  включить игру. Но помимо полезной информации, в интернете много мусора.

Так как защитить ребенка от негативного воздействия интернета? Взрослым следует уделять этому большое внимание, так как надо понимать, что выходя в сеть ребенок может встретиться с различными видами угроз, о которых он даже не подозревает.

Возможные опасности для ребенка:

  • Заражение вирусами. В настоящее время существует огромное количество вирусных реклам, спамов и т.д. А ребенок не понимает и может даже не заметить как скачал, установил вирусный файл.
  • Доступ к нежелательным сайтам. «Гуляя» по просторам интернета, Ваш ребенок может наткнуться на картинки порнографического характера, на кровавые сцены, рекламу наркотиков или алкоголя. Бывает, что появляется рекламный ролик на весь экран и его не возможно закрыть.
  • Контакты с незнакомыми людьми. Через социальные сети с ребенком знакомиться человек, втирается в доверие, в то время ребенок не предполагает насколько печально может все может обернуться. Целью таких знакомств может быть возможность узнать личную информацию, склонить к какому-то действию, но ничего хорошего от такого общения ждать не приходится.
  • Самостоятельное совершение покупок. Многие люди сейчас совершать покупки не выходя из дома. Интернет-магазинов становится все больше, а пользоваться их услугами очень просто, даже ребенок в состоянии заказать себе понравившуюся вещь, не обговаривая с родителями.

Правила безопасности детей:

Взрослые должны серьезно относиться к увлечениям своих детей, ведь легче предупредить и предотвратить проблему, чем бороться с ее последствиями. Предлагаю несколько правил:

  1. Обсудите с детьми опасности Интернета. Открыто поговорите с детьми об опасностях Интернета, в том числе о недопустимом контенте, вторжении в частную жизнь и нежелательных связях с другими детьми или взрослыми. Объясните им, как их собственное поведение может снизить угрозу обеспечить безопасность в Интернете. Эти знания очень помогут детям.
  2. Выясните,  для чего Ваши дети используют Интернет. Важно знать, для чего Ваши дети используют Интернет, чем они там занимаются, а также быть в курсе того, что они при этом испытывают, в какие игры играют, и поиграйте с ними, чтобы действительно понять их. Время от времени проверяйте их блоги и зайдите в чаты, которые они посещают. Изучите их профили в сообществах, чтобы узнать, как они себя представляют в Интернете, и убедитесь, что они не делятся лишними личными сведениями.
  3. Договоритесь с детьми, чтобы они предупреждали вас о том что их пугает или угрожает.
  4. Установите четкие правила использования интернета.
  5. Договоритесь о правилах покупок в интернете. Покупки должны совершать с одобрения родителей.
  6. Научите не скачивать, не открывать, не устанавливать подозрительные файлы, во избежание заражения компьютера вирусами.
  7. Используйте программы для семейной безопасности, чтобы контролировать детей в интернете.
  8. Предупредите, об опасности разглашении личной информации, фотографий и видео материалов.
  9. Установите правило: игнорировать непристойные сообщения, приглашения в группы, где темой обсуждения являются вопросы религии, порнографические ролики. Прекращать общение с теми, кто настраивает против членов семьи, учителей, друзей.
  10. Помнить, что собеседник, не всегда то, кем хочет казаться!



Предварительный просмотр:

«Им уже – 13! Будем вместе с ними »

      « Подросток – это цветок, красота

   которого зависит от ухода за растениями.

                                                                    Заботиться о красоте цветка нужно

                                                                    задолго до того, как он начнет цвести.

                                                                   Особенности подростка зависят от того,

                                                                    как он воспитывался в годы детства,

                                                                   что заложено в него в период от рождения

                                                                   и до начала подросткового возраста».

                                   

                                              В. Сухомлинский.

Вы стали замечать в детях появляющиеся ростки взрослости? Как же правильно построить линию поведения в этот сложный для них возраст?

    Да, наши дети поднялись на более высокую ступень физического и психологического развития. И мы с  вами осознаём существенные  изменения, которые происходят в познавательной деятельности, в развитии их способностей, творческой активности. Они   взрослеют не только физически, но и умственно, нравственно. В связи с этим меняется и состояние нервной системы. Психологи отмечают у детей этого возраста появление желания и стремления научиться управлять собой, познать себя, у них свой подход к области человеческих отношений. Главное – это проблема самоуважения, самооценки, личностного самоопределения. Возникают новые чувства и переживания, появляются новые критерии оценки других людей. Они особенно ершисты, дерзки, сосредоточены на себе. Как локаторы, настроены на мир внешний и словно глухи к нашим самым правильным наставлениям и словам. А нам надо, чтобы дети, ещё не взрослые, но уже кажущиеся себе взрослыми, слышали нас, понимали, что мы им говорим, на что их направляем. Потому что, не услышав нас, они могут услышать и воспринять совсем другие голоса. Но как  воспитывать без назиданий, монологов? Не поискать ли нам ответы вместе с детьми?  Наши дети нуждаются в искренности, откровенности близких, они ждут ясности, устойчивости отношений и, кстати, не являются противниками наказаний. Большинство детей считает, что их иногда надо наказывать, но они хотят понимать, за что и почему.

  Известно, что психологи и физиологи пришли к выводу о волнообразной цикличности в настроении и поведении детей.

    Давайте с пониманием отнесёмся к перепадам в поведении и настроении детей и будем терпеливо ждать более благоприятной поры. А сегодняшнее их 13-летие – это время кризиса роста, когда они чувствуют себя несостоятельными, находятся в тревожном настроении и особенно нуждаются в нашей поддержке. Как наблюдательные родители, вы конечно же, обратили внимание на то, что наши дети быстро утомляются, у них низкая сопротивляемость болезням, сонливость. От этого часто снижается аппетит. Всё это не может не повлиять на окружающий их мир. Отсюда раздражительность, недисциплинированность, которую мы принимаем за агрессию. Но это временное явление. Наберитесь терпения, вспомните о психологической цикличности и постарайтесь быть чуткими.

  К сожалению, очень часто родители, используя силу своей власти, сами вызывают более или менее активный протест детей, не объясняя необходимость или пользу предъявляемых требований. Не жалейте времени и раз, и другой, и третий объяснить, почему надо сделать то или другое. Не унижайте самолюбие ребёнка, не запугивайте ограничениями. Страх никогда не был позитивным фактором совершенствования. Иными словами, будьте просто РЯДОМ, а не над ними. В этом выражении   заложен глубокий смысл.

 Особенности подросткового периода.

  • ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ
  • РЕЗКАЯ СМЕНА НАСТРОЕНИЙ
  • БЫСТРАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ И УСТАЛОСТЬ
  • МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ И
  • НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
  • ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ, К ОБРАЗЦУ.

  Помните, что отношения  с детьми надо улучшать. Терпеливо их поддерживайте, ведь вы – любящие родители. Но иногда так трудно разрядить накопившееся напряжение. Надеемся, что советы психолога вам в этом помогут.

 Взаимными обидами и криками ничего не добиться, а словесные баталии только отстраняют вас друг от друга. Поэтому необходимо помнить:

ПАМЯТКА

  • Забудьте всё плохое, что было в отношениях, оставьте в памяти только хорошее.
  • Вы - самые близкие люди своим детям. Помните: подросткам важно не столько то, как вы решаете их проблемы, сколько в каком тоне вы объявляете им своё решение.
  • Постарайтесь быть в курсе дел своего ребёнка, общайтесь с его друзьями.
  • Анализируйте всё, что происходит, чаще всего выясняется, что есть доля вины и своя, и других, и обстоятельств.
  • Окружите детей чуткостью и заботой, но без назойливости, оскорбительной подозрительности.

        

Хотите ли вы,

Не хотите ли ,

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего мы - родители,

А всё остальное - потом.

Р.Рождественский.



Предварительный просмотр:

Особенности психического развития детей в подростковом возрасте.  Кризис подросткового возраста.

Подростковый возраст является трудной порой для ребёнка. Но и родители детей-подростков переживают в этот период стрессы, растерянность, беспокойство. В этот период важно понять, какие реакции и формы поведения являются нормальными для подростков и их родителей. Иногда родители воспринимают поступки своих детей как проблемные, тогда как на самом деле они являются нормальными для их возраста. Понять подростков, особенности данного возрастного периода может помочь знание о той особой нише развития, в которой они живут.

Впервые слово «подросток» появилось в литературе в 1904 году. Считалось, что данный период является промежуточной стадией между детством и взрослостью. Впервые заговорили о парадоксальности характера подростка. Разные учёные называли этот период периодом «бури и натиска», периодом «врастания в культуру» т.д. Одни считают, что кризис в подростковом возрасте – явление неизбежное и универсальное из-за его биологической предопределённости, связанной с половым созреванием, другие утверждают, что кризиса можно избежать, если взрослые будут «правильно себя вести».

Стремительные физиологические и эндокринные изменения, происходящие в этом возрасте, в первое время отодвинули в глазах учёных на второй план собственно психологические проблемы. Но изучение процесса социализации детей в разных культурах доказало, что особенности полового созревания, формирование сознания, наличие и острота проживания подросткового кризиса зависят, в первую очередь, от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. В ряде исследований было показано, что в большинстве примитивных культур существуют церемонии, которые «вводят» подростков во взрослую жизнь. Такие обряды называли инициацией. Формы обрядов были разными, но в каждом из них можно наблюдать общие черты: временная изоляция подростка от прежнего социального окружения, приобщение к тайным знаниям, получение нового имени, знаков отличия, имеющих символическое значение. По сути, инициация оформляла переход в новую статусную роль, показывая всем и самому ребёнку его новую социальную позицию. Именно этот внешний, видимый всеми переход снимал многие проблемы взросления, неопределённости положения подростка, вызывающие конфликты и трудности в формировании их самосознания.

Сложности, сопутствующие подростковому возрасту, во многом связаны с тем, что существенные психические изменения не сопровождаются внешними изменениями в статусе, материальном или социальном положении детей, а потому не всегда своевременно осознаются взрослыми. Особенности поведения подростков, их стремление к созданию собственной культуры (одежды, жаргона и т.д.), к более тесным контактам со сверстниками, а не со взрослыми, объясняются именно их положением – уже не дети, но ещё и не взрослые.

Взаимоотношения подростка с окружающим миром выстраиваются в двух направлениях: с одной стороны – ребёнок стремится освободиться от родительской опеки; с другой – он постепенно входит в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнёрами обоих полов.

Общение подростка со взрослыми насыщено проблемами. Родители и учителя в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении этого возраста, пытаясь сохранить «детские» формы контроля. Отношение к подростку как к ребенку со стороны значимого окружения не только тормозит развитие социальной зрелости в подростковом периоде, но и вступает в противоречие с представлениями самого подростка о собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником конфликтов и трудностей, которые возникают в отношениях подростка и взрослого.

Учитывая сложность периода и специфику отношений со взрослыми, в первую очередь – ограничение влияния родителей, необходимо особенно внимательно относиться к тому, какие формы приобретает общение со значимыми взрослыми в целом и с родителями в частности. Д. Фонтенел формулирует условия успешного общения взрослых с подростками следующим образом:

  • Помните, что в переходном возрасте общение обычно сокращается и ребёнок становится менее склонен поверять свои мысли и чувства родителям. Это вполне нормальный процесс, который не должен вызывать у вас беспокойство и отрицательные реакции.
  • Слушайте, что вам говорят, то есть постарайтесь понять чувства подростка, его логику. Вместо того, чтобы выдумывать контраргументы и возражения, просто слушайте.
  • Отложите свои дела и просто смотрите на подростка. Когда подросток говорит с вами, слушайте. Вы должны оказывать подростку надлежащее внимание. Следите за тем, чтобы он разговаривал с вами, а не обращался к вашему затылку или газете, в которую вы уткнулись.
  • Постарайтесь, чтобы общение проходило в позитивном ключе. Не заостряйте внимания на ошибках, промахах, упущениях подростка. Сделайте общение позитивным, говорите об успехах, достижениях, интересах, хорошем поведении.
  • Разговаривайте с подростком о том, что ему интересно. Это может быть музыка, спорт, танцы, автомобили, мотоциклы. Если у вас завязался разговор, не старайтесь воспользоваться им для поучений, для того, чтобы в чём-либо убедить подростка, произвести на него желаемое вами впечатление. Главной целью разговора должен быть сам разговор и поддержание положительного взаимодействия.
  • Избегайте говорить слишком много. Остерегайтесь слишком длинных или подробных объяснений, многократного повторения своих наставлений, излишних расспросов, а также других форм общения, которые делают подростка глухим к вашим речам.
  • Постарайтесь проникнуться чувствами подростка. Ему не требуется, чтобы вы с ним соглашались или не соглашались, просто скажите, что вы понимаете, что он чувствует. Не пытайтесь разубеждать его, чтобы утешить. Случается, от вас не требуется, чтобы вы улаживали какие-то ситуации или повышали настроение подростка. Понимание его чувств с вашей стороны может быть для него главным утешением.
  • Не допускайте излишне бурных реакций на слова подростка. Помните: иногда подростки рассчитывают вызвать своими словами определённую реакцию родителей. Кроме того, не говорите «нет» слишком поспешно. Лучше обдумать просьбу и только потом дать ответ. Иначе говоря, подумайте, прежде чем открывать рот.
  • Старайтесь сами создавать ситуации, благоприятные для общения. Чаще бывайте с ребёнком. Старайтесь разделять с ребёнком его занятия, хотя подросток едва ли будет часто принимать ваши предложения. Дополнительным препятствием к общению может стать телевизор.
  • Остерегайтесь мериться силами с подростком, вступать с ним в конфронтацию. Стремитесь ориентировать общение на компромисс, а не на битву. При каждом удобном случае вовлекайте подростка в принятие решений.

Результатом неправильных отношений взрослых, общества в целом к подросткам, по мнению ряда исследователей, является острое течение подросткового кризиса. Кризис подростка является нормой возраста. Но то, как он будет протекать, во многом определяется поведением взрослых. Попытки взрослых избежать проявления кризиса путём создания условий для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Подросток как бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к ним, чтобы иметь возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить и собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы его самостоятельности. Именно через это столкновение подросток узнаёт себя, свои возможности, удовлетворяет потребности в самоутверждении. В этом заключается положительное значение кризиса в жизни человека. Если этого не происходит и кризис проходит бесконфликтно, в дальнейшем могут проявиться либо запоздалый, а потому особенно болезненный и бурно протекающий кризис в 17-18 лет и даже, позже либо затяжная инфантильная позиция «ребёнка», характеризующая человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

К наиболее типичным вопросам, которые волнуют родителей в этот период, можно отнести следующие:

  • Надо ли установить жесткие ограничения или дать подростку больше свободы?
  • До каких пор можно предоставлять ребенку свободу?
  • Как относиться к некоторым шокирующим моментам в поведении ребенка?
  • Какие особенности поведения ребенка можно считать типичными для данного возраста, а какие сигнализируют о неблагополучии в его развитии?
  • Почему не хотят учиться и бросают учебу наши дети?

Как это ни странно, последний вопрос все чаще и чаще задают психологам и педагогам современные родители подростков. Порой можно встретить семьи, в которых дети годами прогуливают школу. И совсем не потому, что у них нет возможности или условий. Как раз родители таких детей очень хотят, чтобы дети учились, создают все условия, чтобы они могли заниматься, но дети сначала делают вид, что уходят в школу, но туда не доходят, а потом, когда обман раскрывается, вообще перестают даже делать вид, что учатся. По сути, видимых причин, чтобы не учиться, нет: умственные способности нормальные, отношения с одноклассниками хорошие. Но на уговоры родителей пойти в школу реагируют вопросом, который большинство родителей ставит в тупик: «А зачем?». И ни попытки поговорить по душам, ни перевод в другую школу, ни физические наказания, ни лишения карманных денег и удовольствий не приносят результата. Главный вопрос таких родителей – «Что делать?». Но психологи рекомендуют разобраться в причинах подобного поведения подростка, определяя одной из ведущих лень!

Для большинства людей лень – это что-то нехорошее, заслуживающее презрения, или просто блажь, к которой не надо относиться серьезно. И бороться с ней очень просто: надо себя заставить. Но в том-то и дело, что когда лень, то и заставить себя лень. Получается замкнутый круг, из которого не окрепшему в психологическом плане подростку выбраться очень сложно. В психологии под ленью чаще всего понимают отсутствие мотивации. Проще говоря, смысла ходить в школу нет, нет интереса, нет стимула. Вот дети и спрашивают родителей: «А зачем?». При этом следует отметить, что не всегда ответы родителей поистине аргументированы и откровенны. Например:

  1. Чтобы иметь профессию, чтобы много зарабатывать, чтобы хорошо жить и т.д. А дети видят: для того чтобы хорошо жить, совсем не обязательно иметь образование, и родители подчас самый наглядный тому пример – одни неплохо зарабатывают без высшего образования, а другие, имея за плечами институт, еле сводят концы с концами.
  2. Чтобы тебя уважали, ценили, чтобы реализоваться, чтобы приносить пользу людям (Родине). Если ребенку 10-12 лет, то от него это далеко, а пока его ценят и уважают сверстники совсем за другие заслуги (что, кстати, естественно).
  3. Чтобы было интересно, потому что учиться, узнавать что-то новое – это здорово. А подростку неинтересно, ведь он никогда не учился из интереса, всегда была программа, по которой надо было «овладевать знаниями и навыками».

В садике, когда формируется интерес к познанию и творчеству, он делал на занятиях то, что было определено воспитателем, и только тогда, когда это было определено воспитателем. Возможно, дома с его интересами тоже не часто считались родители. А главное – он не видел, как познают, как трудятся его папа и мама, он не видел по-настоящему увлеченных родителей – не телевизором, не чтением детектива или любовного романа, а увлеченных узнаванием нового.

Но существует еще один важный аспект лени. Отсутствие мотивации (лень) может быть и от усталости. Усталость бывает физическая, интеллектуальная и эмоциональная. Проще всего с физической: поспал, полежал, расслабился, и опять готов бежать, делать, желать. Но подростки чаще страдают не от физических, а от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок. Родителям очень хочется, чтобы ребенок был лучшим, чтобы он многого достиг, да и ребенок тоже бывает честолюбив. Его отдают в школу с максимальной нагрузкой, но не каждый ученик обладает такими интеллектуальными способностями, чтобы освоить самую сложную и объемную программу. И совсем не потому, что он глуп, просто у всех разный объем памяти, разные скорости мыслительных процессов и т.д. И родителям это надо просто принять. Не стоит насиловать природу, ведь тогда к интеллектуальной перегрузке добавляется постоянное эмоциональное напряжение. И происходит душевный срыв: ребенок уже ничего не может запомнить, не в состоянии выполнить даже самые элементарные задания, теряет интерес ко всему и перестает что-либо делать вообще.

Также не надо забывать, что проблема может быть вовсе не в усталости или лени, а во взаимоотношениях с учителями или одноклассниками, а может быть, и с самими родителями. И то, что ребенок не ходит в школу, – это протест. Причин может быть много, и самое главное – чувствовать своего ребенка, чтобы вовремя оказать ему необходимую психологическую помощь. В качестве рекомендаций, если проблем с общением в школе нет и ребенок не учится именно потому, что ему неинтересно, можно предложить следующее:

  • самое трудное – принять это как данность и перестать бороться со своим ребенком, то есть отнестись к этому серьезно и осознать, что ему нужна помощь. Он должен почувствовать, что родители принимают его таким, хотя это не нравится, но они его все равно любят и готовы ему помогать.
  • помочь ребенку осознать, что у него есть проблема и что ему нужна помощь.
  • разобраться со своими собственными увлечениями и интересами. Родителям полезно посмотреть на своего ребенка как на свое отражение в кривом зеркале, которое, конечно, преувеличивает недостатки, но не придумывает их. При этом не стоит навязывать сыну или дочери собственных.
  • если у ребенка появляется хоть какое-то увлечение, даже не очень серьезное, не нужно сразу говорить «нет», подсмеиваться, а также не торопиться с помощью и советами, делая тут же этот интерес семейным достоянием. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением.

Необходимо начинать отдавать ответственность за жизнь ребенка ему самому: перестать его все время контролировать, выдавать ценные указания, и главное – принимать за него решения. Для многих родителей это самое сложное, потому что надо перестать относиться к ребенку как к своей части, как к своему продолжению. Иногда без помощи профессионального психолога здесь бывает не обойтись.


Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

Признаки кризиса подросткового возраста:

  • пререкания по пустякам, иногда из-за каждого слова с родителями;
  • стремление настоять на своем, во что бы то ни стало;
  • быстрые перемены в настроении;
  • частые недомогания (сердцебиения, головные боли, падение или повышение артериального давления, расстройство желудка);
  • неадекватное поведение;
  • странное, с точки зрения взрослых, чувство юмора;
  • девиантное (отклоняющееся поведение) — воровство, наркотики, алкоголизация, драки, половая распущенность;
  • шокирующие высказывания, грубость;
  • экзальтация поступков;1
  • вызывающий внешний вид;
  • повышенный интерес к теме секса и навязчивое стремление не показать вида, что эта тема его волнует;
  • собственные теории в философии, политике, склонность к теоретизированию;
  • обидчивость, болезненное самолюбие;

Чтобы избежать проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески.

Поведенческие особенности

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами:

пубертатным периодом - половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным периодом - социальным положением пребывания подростка на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Наблюдается повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный рациональный контроль над внешним проявлением эмоций и возникающих импульсов, а также более высокая, чем у взрослых, физическая активность.

Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается образование смешанных подростковых и юношеских групп.

В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно.

Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых - реакция эмансипации. Реакция эмансипации представляет собой «стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще», что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

Наиболее частыми причинами семейных конфликтов являются: выбор друзей и партнеров, частота посещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, время отхода ко сну, укоренившиеся убеждения, выбор одежды и прически, необходимость работы по дому. Родители по-прежнему остаются для молодых людей наиболее важной референтной группой и теми людьми, к которым подростки предпочли бы обратиться в трудные минуты жизни. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.

Конфликты с ровесниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков — за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек — за представителя противоположного пола.

В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Девушки больше стремятся к любви, нежности, уважению и безопасности. Они склонны к более длительным отношениям, и сексуальность для них является составляющей общих доверительных отношений с партнером.

Юноши более склонны к получению непосредственного сексуального опыта и стремятся к более частым половым сношениям.

Стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются также в так называемой реакции увлечения, или хобби-реакции.

Выделяют следующие типы увлечений подростков:

интеллектуально-эстетические, основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу — музыке, рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов и т. д., сюда же относится изобретательство и конструирование;

телесно-мануальные — связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах;

лидерские увлечения — поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать, направлять других;

накопительские увлечения представляют собой коллекционирование во всех видах;

эгоцентрические — любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например, художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные занятия;

азартные увлечения — картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;

информативно-коммуникативные увлечения связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не требующую критической переработки.

Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.

Ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

Социальная ситуация развития – переход от зависимого детства к самостоятельной ответственной взрослости. Промежуточное положение между детством и взрослостью.

Агрессия подростка

Период взросления, как уже говорилось, характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, к самоутверждению. Подросток стремится играть определённую значимую социальную роль, причем не только среди своих ровесников, но и среди взрослых людей, ощущает настоятельную потребность поступать так или иначе, исходя из собственных желаний и мотивируя свои поступки только собственными устремлениями.

Большинству же взрослых подобная позиция ребенка кажется противоестественной, а иногда — просто недопустимой, и они, в свою очередь, стремятся любыми путями ограничить его самостоятельность, пытаясь заставить его продолжать жить по той схеме, которая до определенного периода считалась нормальной, естественной и единственно возможной: решения принимают родители, ребенок же просто слушается. В результате подобной воспитательной тактики, как правило, возникает психологический барьер между взрослеющим ребенком и родителями, преодолеть который с течением времени становится все труднее. Подросток принимает по отношению к родителям позицию противоборства. Его орудием в этой нравственной борьбе чаще всего становится агрессивность.

Одна из наиболее распространенных причин возникновения агрессии - жесткое подавление стремления подростка к самостоятельности со стороны взрослых. Проявления агрессивности могут быть различными, однако специалисты выделяют две основные группы: вербальную (словесную) и физическую агрессию.

Словесная агрессия гораздо более широко распространена среди подростков и не настолько опасна, как агрессия физическая. Однако это вовсе не повод для того, чтобы поведение подростка не вызывало тревоги у родителей. Ведь словесная агрессия при наличии определенной склонности и благоприятных обстоятельств легко может привести к агрессии физической, последствия проявления которой могут быть самими различными — вплоть до уголовного наказания. Словесная агрессия в поведении подростка выражается в:

  • постоянных отпорах, противоречии точке зрения окружающих, выраженном в грубой словесной форме;
  • отрицательных отзывах о ком-либо и не всегда объективных критических замечаниях, облаченных в экспансивную и грубую форму — высказывании мыслей активно-агрессивного содержания ("Я его убью!" "Я ему руки-ноги переломаю!" и т.д.) или проклятий в адрес кого-либо;
  • выражении недовольства действиями других в виде ругани, брани, использовании обидных слов, а также выражений, смысл которых явно направлен на причинение обиды другому человеку (акцентирование внимания на недостатках, обидные прозвища, высмеивание каких-либо особенностей внешности или поведения человека, высказывание чувства ненависти и злости по отношению к кому-либо и т.д.);
  • беспричинных оскорблениях как знакомых, так и незнакомых людей;
  • попытке подчинить своей воле путем словесных угроз или словесного принуждения;
  • частых упреках, по большей части безосновательных, в адрес взрослых членов семьи или педагогов;
  • повышенном общем тоне разговора.

Физическая агрессия выражается в различных формах физического воздействия — причинении боли, физических страданий, драчливости. 

Агрессия может также быть косвенной, то есть конкретно ни на кого не направленной. Этот вид агрессии также очень часто распространен среди подростков. Необъяснимые и немотивированные взрывы ярости, громкий крик, топанье ногами, удары ногами об стену или кулаками по столу — все это проявления косвенной агрессии. В качестве агрессивного поведения со стороны подростка можно также рассматривать и его общую склонность к раздражению, а также пассивное или активное противостояние установившимся авторитетам (негативизм).

Так же, агрессивное поведение может стать для подростка:

  • способом достижения какой-либо цели (как конкретной, так и абстрактной);
  • своеобразным способом разрядки психики в условиях, когда она необходима и когда других способов он либо не может найти, либо их на самом деле не существует;
  • способом "блокирования" тех или иных потребностей и желаний, подавляемых более сильными (чаще всего, старшими по возрасту) людьми.

Причины агрессивности могут быть различными. Развязность и грубость, агрессия в словах и в действиях могут быть обусловлены стремлением подростка к подражанию. Ведь период взросления — это и период поиска идеалов, жизненных ориентиров. Одним из парадоксов этого возраста является одновременное стремление подростка быть самим собой, и в то же время — быть на кого-то похожим, подражать человеку или образу, который укореняется в сознании как идеал. Однако, этот идеал далеко не во всех-случаях является положительным.

Как объяснить то, что подросток, имея возможность выбирать между "хорошим" и "плохим" (обозначим таким образом понятия "положительного" и "отрицательного" идеалов), во многих случаях сознательно выбирает "плохое"?

Ссоры родителей, взаимные оскорбления, свидетелем которых периодически становится взрослеющий сын или дочь, частые наказания — все это трансформируется в своеобразную модель агрессивного поведения, которая передается ребенку от взрослых. Само по себе физическое или грубое словесное наказание ребенка, насильственное принуждение его к чему-либо — это уже прямой путь к возникновению в его сознании модели агрессивного поведения. Особенно часто агрессию проявляют те дети, которые подвергались физическому насилию со стороны отца. Общая бездуховность семьи, отсутствие положительных нравственных ориентиров приводит к негативизму и агрессии в поведении подростка даже в том случае, если нет никаких иных предпосылок. Подростки, воспитанные на принципе "выживает сильнейший, а слабый достоин только презрения", способны получать удовольствие, причиняя физические страдания другим, более слабым людям; при этом они не испытывают чувства вины.

Одной из разновидностей агрессивного поведения является аутоагрессия - специфическая форма воздействия, при которой человек причиняет вред собственному здоровью. Это может быть неконтролируемый прием спиртного или наркотиков, суицидальные мысли, странные желания, касающиеся опасности и экстрима. Стремление нанести себе вред зачастую бывает абстрактным и подсознательным, но, независимо от этого, итог может быть печален.

Немотивированные приступы агрессии по отношению к себе чаще встречаются у людей, которые пережили психологическое и физическое насилие со стороны близких, претерпевали постоянное давление со стороны матери («Ты не такой умный, образованный, развитый, как…»), подвергались осуждению и насмешкам со стороны сверстников. Все эти душевные раны не проходят для психики бесследно.

В сознательном возрасте они перерастают в реальную ненависть к себе, постоянные укоры в свою сторону, психологическую дисгармонию. Аутоагрессия распространена у подростков, более того, именно в пубертатном ( взросление) возрасте она проявляет себя наиболее ярко. Реже встречается у детей.

Аутоагрессия выражается в таких действиях:

  • намеренный отказ от еды и пищи (нервная анорексия);
  • нанесение вреда себе и своему здоровью (порезы, синяки);
  • целенаправленное желание попасть в аварию или катастрофу;
  • суицидальные попытки;
  • злоупотребление алкоголем, никотином и наркотиками «для снятия стресса»;
  • жертвенное поведение (внушение близким и окружающим тем наподобие «я умру, а ты пожалеешь»);
  • мелкие девиантные факторы (человек давит прыщи до крови, грызет ногти, срывает корочки с язв и ран).
  • Вещи, которые гарантированно приведут к аутоагрессии:
  • физические наказания (насилие, побои, указы стоять на крупе в углу и пр.);
  • приказы «придумать себе самому наказание» («Ты получил плохую оценку, теперь придумай, в чем я могу тебя ограничить, чтобы ты задумался над своим поведением»);
  • ментальное угнетение ребенка («Ты учишься хуже, чем твой одноклассник Саша, ты глупее, чем дочь моей знакомой, ты слишком толстый, чтобы съесть пирожное»);
  • унижение и насмешки над чадом (даже «добрые»);
  • игнорирование проблем малыша, связанных с социальной адаптацией и коммуникативными способностями;
  • отсутствие проявления нежности и заботы с вашей стороны (особенно во время приступов);
  • предоставление ребенка самому себе («Если ты сейчас же не пойдешь за мной, я уйду!», «Решай свои проблемы сам»);
  • активная защита оппонента в уличных или школьных конфликтах («Ты сам спровоцировал ссору! Женя ни в чем не виноват!»).

Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии

Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними.

Проявление тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) наблюдается у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследованиях, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности. 


Памятка для родителей подростков


  • Теперь вы имеете дело не с ребёнком, а с подростком, без пяти минут взрослым. Те формы контроля, которые вы применяли к маленькому ребёнку, не обязательно будут эффективны для воспитания подростка.
  • Существуют типичные изменения, которые характерны для поведения, настроения подростка, моделей его общения с семьёй в этот период. Вы должны лишь осознать, что подросток – это уже не тот ребёнок, которого вы знали прежде, что он меняется, начиная всё более походить на взрослого. Ознакомьтесь с естественными переменами, которые происходят с подростком, и попытайтесь справляться с ними естественно.
  • Подросток менее разговорчив и теперь реже общается с родителями, чем в детстве. Если ваше общение примет негативный тон, подросток может просто «отключиться» от родителей, перестать реагировать на их просьбы и желания. Важно, чтобы вы попытались увеличить позитивное общение с ребёнком.
  • Наказания, если их использовать в качестве первичного метода управления, могут оказаться недействительными, а то и вовсе ухудшить ситуацию. Надо использовать вознаграждения и поощрения. Поощрение может включать ослабление ограничений, предоставление ребёнку дополнительной свободы.
  • Ещё одной причиной неэффективности воспитательных приёмов может оказаться отсутствие последовательности. Бывает, что сегодня родители поступают так, а завтра – иначе, не придерживаясь однажды избранного метода.
  • Даже если родители проявляют последовательность в применении одного и того же воспитательного приёма, возможно, их метод не сработал просто потому, что они применяли его недостаточно долго. Человек не меняется в одночасье. То, что формировалось годами, не может измениться за две недели.
  • Необходимо обращать внимание на мелкие изменения и отмечать постепенное улучшение.
  • Какие бы приемы ни применялись, положительные или отрицательные, необходимо чтобы они были важны для подростка. Определяя вознаграждение или наказание, вы должны учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его ценности и использовать последствия, важные для подростка. Кроме того, следует помнить: подросток меняется, то, что для него было важно позавчера, не обязательно сохранит свою значимость до послезавтра.
  • Иногда при применении эффективных воспитательных приёмов поведение вначале ухудшается, а затем начинает улучшаться. Не надо скоропалительно отказываться от воспитательных приёмов, даже если есть временное ухудшение. Ухудшение поведения как раз может свидетельствовать об эффективности данной тактики воспитания, и родителям не следует сдаваться.
  • Когда надо уклониться от действия воспитательных приёмов, подросток проявляет исключительную изобретательность по части манипуляции родителями. Если родители выстоят и сохранят правило, процедура начнёт работать.

Если, несмотря на соблюдение большинства из предложенных рекомендаций, проблемы в отношениях с подростком сохраняются, стоит обратиться за помощью к специалистам, имеющим опыт работы с подростками.

Сайты, на которых Вы можете получить информацию по данной теме:

http://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/vospitanie-podrostkov-tipichnyie-oshibki-roditeley.html

http://azps.ru/handbook/p/podr638.html

http://www.jurnal.org/articles/2014/psih7.html



Предварительный просмотр:

Наладить отношения с ребенком-подростком

Ваш сын, который раньше делился всеми секретами, вдруг стал отвечать на все вопросы угрюмым «да» или «нет», а дочь уже не хочет ходить с вами на шопинг? Вероятно, это подростковый возраст. Не отчаивайтесь. Это вполне естественно и даже более того – детям важно в этот период отдалиться от родителей. Но для взрослых такое отдаление может быть болезненным, и они думают, как стать классным родителем для подростка. Мы выбрали несколько советов, как найти общий язык с подростками.

Дайте подростку немного свободы

Предоставьте им больше независимости. Это поможет им создать себя, свою индивидуальность. Но это не значит, что вы не должны вмешиваться, если подросток свяжется с плохой компанией.

Запрещайте мудро

Не придирайтесь к подросткам из-за незначительных вещей. Фиолетовые волосы или беспорядок в комнате – не повод для скандала. Другое дело – татуировки или плохие поступки. Аргументируйте свои запреты – это поможет найти общий язык с подростками.

Определите правила и дисциплину заранее

В воспитании подростков участвуют оба родителя, поэтому заранее обсудите, что для вас приемлемо, а что – нет. Будете ли вы запрещать подростку пользоваться интернетом или уменьшите сумму карманных денег – все должно быть обговорено заранее.

Обсудите границы

Давайте подросткам самостоятельность, которая соответствует его возрасту. Но вы всегда должны знать, где они находятся. Если вы считаете необходимым, потребуйте от подростка, чтобы он позвонил вам в течение вечера.

Поговорите с подростком о рисках

Наркотики, вождение, добрачный секс – воспитание подростков включает в себя обсуждение всех этих тем. Дети должны знать, какие последствия могут быть при тех или иных поступках. Не знаете, как обсуждать щепетильные темы? Смотрите видео о том, как поговорить с подростком о сексе

Обсудите план действий

Скажите подростку: «Если единственный вариант – сесть в машину с пьяным водителем, позвоните мне. Меня не волнует, если это будет в три часа ночи». Проговорите с ребенком разные потенциально опасные ситуации и их возможные решения. Так вы не только по возможности обезопасите его, но и покажете, что вам можно доверять. А это важный шаг, если вы хотите найти общий язык с подростком.

Позволяйте ребенку чувствовать себя виноватым

Очень многое зависит от самооценки. хорошее мнение о себе – это нормально. Но люди должны чувствовать себя плохо, если причинили кому-то вред или сделали что-то неправильно. Подростки тоже должны иногда чувствовать свою вину. Вина – это здоровая эмоция. И чувствовать ее, когда мы сделали что-то не та, это нормально.

Приглашайте друзей подростка на ужин

Если вам не нравятся друзья вашего ребенка, не говорите об этом очень открыто. Так вы только оттолкнете от себя подростка. Пригласите друзей ребенка к себе. Когда дети будут видеть. Как из друзья ведут себя с родителями, они могут узнать их получше. Да и вы, возможно, рассмотрите в них что-то хорошее.

Будьте открыты к диалогу

Чтобы найти общий язык с подростком, с ним нужно общаться. Но не допрашивайте ребенка – просто интересуйтесь. Делитесь своими переживаниями за день, спрашивайте, как прошел его день. Если же подросток не хочет обсуждать что-то именно сейчас – не выспрашивайте. Скажите, что вы все понимаете и ребенок сможет рассказать тогда, когда будет готов.

Будьте примером для подражания

Ваши действия – даже больше, чем слова – помогают в воспитании подростков. Вы своим примером можете научить правильным ценностям. Если у ребенка изначально есть хороший пример, вероятно, они будут меньше оступаться в подростковом возрасте.



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Выполнение ребенком домашних заданий является проблемной сферой для многих семей. Часто дети не справляются с подготовкой уроков самостоятельно (отвлекаются, делают уроки не на должном уровне или тем или иным способом избегают этого), нуждаются в помощи и контроле со стороны родителей.


Сталкиваясь с подобными проблемами, родители обычно задают такие вопросы: 
1. Как правильно помогать ребенку в выполнении домашних заданий? 
2. Какие формы контроля выбрать, чтобы это шло на пользу? 
3. Какими могут быть причины сложностей ребенка?
Ниже даны стандартные рекомендации и описаны самые типичные причины сложностей при выполнении домашних заданий. Возможно, они Вам помогут в понимании и коррекции сложившейся ситуации.


ПОМОЩЬ И КОНТРОЛЬ

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ
Есть две типичные ошибки, которые родители совершают, помогая ребенку в чем-то или контролируя его действия. 
1. Стараются помочь ребенку, когда он об этом не просил. Руководствуются при этом лучшими побуждениями: чтобы ребенок достиг более хорошего результата, быстрее научился, почувствовал поддержку и т.д.
2. Не помогают, когда, наоборот, ребенок просит в чем-то помочь. Происходит это обычно либо в силу того, что родитель не замечает непрямых сигналов ребенка о том, что требуется помощь (таких, например, как хныканье, резкое захлопывание книжки или тетрадки, жалобы «Не получается!» и проч.) либо из-за чрезмерного стремления родителей научить ребенка самостоятельности, стойкости, волевым качествам.

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ И КОНТРОЛЯ.


1. Чем меньше помощи и контроля, тем лучше. С тем, с чем ребенок может справиться сам, пусть он справляется сам.


2. Помогать и контролировать можно по-разному. Иногда достаточно просто обратить внимание ребенка на что-то  ( «Посмотри, всё ли у тебя правильно», «Что тебе еще нужно сделать?», «Напоминаю, что после обеда нужно садиться за уроки»), но бывают и ситуации, когда взрослому приходится фактически делать уроки вместе с ребенком. Важно, чтобы помощь и контроль были дозированными и оказывались по минимуму. К более«массированной» помощи следует прибегать только после того, как не помогла помощь в меньшем объеме.


3. Важно, от кого исходит инициатива. Лучше принимается та помощь, о которой человек(любого возраста, не только ребенок) попросил сам. Помощь, которую нам оказывают без нашей просьбы, воспринимается как давление. Аналогичная ситуация и с контролем: он приносит пользу в том случае, если ребенок столкнулся с тем, что ему самому сложно проконтролировать себя, что он не справляется с этой задачей самостоятельно и просит помочь (например, «Мама, проверь этот пример!»). В этом случае внешний контроль будет восприниматься как помощь, а не как вторжение и давление. Следовательно, нужно создавать такую ситуацию, чтобы ребенок сам попросил помочь ему в чем-то и проверить, напомнить и т.д. Если ребенок не просит помочь, а, напротив, с увлечением самостоятельно выполняет какое-то задание, то не следует вмешиваться, даже если у него не очень хорошо и быстро получается, «почерк корявый», «очевидная глупая ошибка» и т.п. Вспомните себя: Вы ведь тоже не сразу научились всему, что умеете сейчас, не сразу все делали без ошибок.


4. Если ребенок просит помочь ему, то надо обязательно помочь (руководствуясь правилами, описанными выше). Есть такой психологический термин «зона ближайшего развития» — это действия, которые на сегодняшний день ребенок не способен выполнить самостоятельно, но способен выполнить с помощью взрослого. То, что сегодня входит в «зону ближайшего развития», в скором времени станет областью самостоятельности ребенка (при условии, что взрослый сможет мягко и своевременно ослабить и свести к нулю свой контроль). А в«зону ближайшего развития» войдут другие действия, задачи, навыки. Фактически именно таким образом происходит расширение сферы самостоятельности и компетентности ребенка.


5. Совместные действия должны осуществляться в спокойной обстановке, тон родителя должен быть доброжелательным. Если просьба ребенка о помощи оборачивается нервотрепкой, скандалом, то в следующий раз он приложит максимум усилий, чтобы обойтись без Вас, даже если понимает, что сам не справляется. Лучше избегать также иронии, которую многие дети воспринимают как издевку или высмеивание, а также не допускать того, чтобы совместные занятия излишне затягивались. Если ребенка заставлять «доделать, что надо», когда он, очевидно, устал, то такое выполнение задания сопровождается сильным эмоциональным дискомфортом, вырабатывается своего рода «рефлекс избегания».


6. Существенным является отношение к ошибкам. Часто ошибки ребенка вызывают раздражение у родителя и ссоры. У ребенка в таком случае формируется страх ошибок, который не помогает, а напротив, мешает их исправлять или не допускать. Ошибку лучше воспринимать как своего помощника, сигнализирующего о том, что вот над этим и этим еще нужно поработать.



ГРУППЫ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛОЖНОСТЕЙ С ДОМАШНИМИ ЗАДАНИЯМИ:

1. ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Интеллектуальные функции, задействованные при учебной деятельности, тесно связаны с особенностями работы нервной системы. Часто то, что кажется родителям «ленью», «недисциплинированностью» или «глупостью» ребенка, оказывается проблемами работы нервной системы. Например, ребенку трудно сосредоточить внимание, удержать внимание. Он излишне импульсивен, возбудим или, напротив, заторможен. Такие поведенческие реакции могут говорить о неврологических особенностях – недостаточном тонусе, чрезмерности процессов возбуждения нервной системы и др. Еще большие основания предполагать специфику со стороны нервной системы имеются в том случае, если такие черты свойственно ребенку «по жизни», а не только за письменным столом. Перед тем, как его «воспитывать», «приучать» и т.д., нужно исключить (или скорректировать) проблемы со стороны работы нервной системы.

Необходимы обследования у невропатолога (невролога, психоневролога), нейропсихолога,  логопеда. Особое внимание следует уделять левшам (в том числе – переученным левшам). Делать уроки надо в проветренном помещении, при хорошем физическом самочувствии, после отдыха. Ребенок не должен быть усталым, голодным и т.п. Подбирать режим смены работы и отдыха следует индивидуально (зачастую путем неоднократных проб и ошибок).


2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Несформированность учебного мотива / преобладание игрового мотива над учебным. Ведущая роль игрового мотива – психологическая норма для дошкольника. Учебный мотив(желание учиться) должен быть сформирован к поступлению в школу, сочетаться с игровым в течение первых месяцев обучения, но постепенно стать преобладающим. В силу ряда факторов (среди которых, с одной стороны, чрезмерно раннее начало обучения дошкольников, а с другой стороны, воспитательная стратегия родителей, направленная на ограждение детей от уместного социального опыта и приобщения к выполнению посильных работ по дому и проч.) учебный мотив у многих современных младших школьников является очень слабым. Проще говоря, ребенок хорошо себя чувствует, когда играет, стремится к игре, но не чувствует интереса к овладению знаниями, выполнению заданий учителя, учеба его не увлекает, в силу чего ребенок практически не способен прилагать самостоятельные усилия в учебной деятельности. Это очень распространенная проблема. 


Общая рекомендация в таких случаях состоит в том, чтобы заниматься с ребенком преимущественно в игровой форме и постепенно, по мере того, как его станет увлекать сам процесс учения, снижать игровой компонент. Абсолютно противопоказано устанавливать жесткий контроль над школьной жизнью ребенка и добиваться таким образом выполнения домашних заданий. Оценки при неусыпном контроле родителя будут, несомненно, лучше. Однако самостоятельный учебный мотив не сформируется. Таким образом, семья, скорее всего, окажется в ловушке: либо пытаться контролировать ребенка до окончания образования, в т.ч. высшего (что относительно легко в младших классах школы, но становится гораздо сложнее начиная с младшего подросткового возраста, сопровождается скандалами, резким ухудшением отношений, да и просто становится непосильным), либо в какой-то момент перестать контролировать подростка с по-прежнему несформированным учебным мотивом(что оборачивается весьма неприятными социальными последствиями). Как бы это ни казалось нелегко, но направить усилия на формирование учебного мотива лучше всего в младшей школе.

Опыт неуспеха и выработка негативизма по отношению к школе/урокам. Если ребенок, особенно амбициозный, имел период, когда у него постоянно что-то не получалось, он испытывал по этому поводу ряд весьма неприятных чувств (даже если со стороны этого не было видно). В таком случае ребенку свойственно начинать избегать той деятельности, которая ему приносит негативные переживания. Это распространенная реакция на неудачи и связанные с ними переживания – отказываться от той деятельности, в которой человек неуспешен. 


Особенно тяжелы ситуации, когда ребенок не просто не справлялся с учебой, но и подвергался критике, оскорблениям, унижениям за неуспех со стороны взрослых. Надо понимать, что критика и оскорбления – не всегда нечто вопиющее. В сердцах оброненная фраза «Ну, что ж ты за бестолковый-то такой!» или «Как же можно такую простую вещь не понимать?» может глубоко врезаться в память ребенка и сильно его ранить. Ирония над неуклюжестью или медленным темпом деятельности ребенка также является очень неблагоприятной, обижает детей.

Коррекция негативизма требует от родителей терпения и такта. Нужно хвалить ребенка за успехи, даже минимальные. Реагировать на неудачи следует спокойно, сдержанно, доброжелательно. Нужно ободрять ребенка: «Сейчас получилось действительно не очень хорошо, но ты еще постараешься, я тебе помогу. И постепенно всё получится». 
Обязательно должна быть сфера жизни родителя и ребенка, не связанная с уроками, — игры, прогулки, чтение, совместные приятные занятия. Не бойтесь оказать таким образом«антипедагогическое воздействие» и как бы подтвердить ребенку, что можно плохо учиться и получать приятный досуг. Ребенку нужна поддержка и понимание того, что родители любят его в любом случае. Это придаст ему сил справляться с трудностями в учебе.
Существует специфическая для подростков ситуация, осложняющая учебную деятельность – особая групповая динамика (система отношений в классе или значимой группе сверстников), при которой хорошо учащиеся дети становятся непопулярными. Следовательно, либо они подвергаются прессингу – высмеиванию, мелким нападкам, бойкотам, либо начинают хуже учиться, чтобы повысить свой статус.
Если такая ситуация обнаружена, на это обязательно нужно обратить внимание классного руководителя. В экстренных случаях, когда не удается наладить отношения и организовать нормальную учебную среду (а часто речь идет уже не о психологическом комфорте, а о физической безопасности подростка), рекомендуется перевести учащегося в другую школу. Кроме того, подростку в такой ситуации нужна психологическая поддержка.

Несовпадение знаний (чему учит педагог) и способа применения этих знаний. Речь идет о том, что в школе зачастую объясняют правила, но не обучают способам их применения. У некоторых детей спонтанно складывается правильный способ, а у некоторых – нет. Например, ребенок может знать и уметь ответить, что «не с глаголом пишется раздельно», но не понимать, что нужно сделать – по шагам – чтобы это правило применить. Эта проблема есть очень у многих детей и с ней, при определенном терпении, можно справиться в домашних условиях. Нужно выяснить, что именно у ребенка не получается, на чем конкретно происходит сбой, что неправильного в способе применения того или иного правила.


Если ребенок раз за разом совершает похожие ошибки, и объяснения ему не помогают, рекомендуется действовать по следующему алгоритму: 
1. Задать вопрос «Как ты это делаешь? Что ты делаешь, чтобы…?».
2. Записать дословно, что отвечает ребенок. Не перебивать, не корректировать раньше времени.
3. Найти ошибку в способе (вместе с ребенком, насколько позволяют возможности).
4. Скорректировать ошибку в способе.
5. Новый правильный способ оформить в виде наглядного материала (лучше, чтобы ребенок это сделал по максимуму сам; если не получается, то нужно, чтобы он хотя бы участвовал) и разместить на рабочем месте (чтобы можно было смотреть). 
5. Включить первым или последним пунктом в новый способ обращение к этому наглядному материалу.

Если Вы узнали свою ситуацию в одной из описанных, Вы можете попробовать решить проблему самостоятельно, используя наши рекомендации. Однако это не всегда удается. Если Вы чувствуете, что не справляетесь (за несколько недель не наступает заметных изменений), целесообразно обратиться за помощью специалиста-психолога.



Предварительный просмотр:

Беседа для родителей.

Чего никогда нельзя говорить ребёнку

«Как же ты мне надоел!», «Посмотри на Настю, вот как надо!», «Ты меня в гроб вгонишь!». Мало кто сможет честно признаться, что никогда не позволял себе подобных выражений в адрес своего ребёнка. Да, зачастую эти слова вырываются у нас сгоряча, необдуманно, но от этого они только точнее попадают в цель, больно раня детей.

Cлово может ударить посильнее кулака, эту истину родителям нельзя забывать в разговоре с ребёнком с самого раннего его возраста. Он простит своих родных, но вся беда в том, что синяк от удара, полученного в драке, со временем заживёт, а неосторожные слова взрослых могут оставить неизгладимый след, задав жизненную установку или прилепив вечный ярлык.

Совсем маленький ребёнок верит во всё, что ему говорят. Слова родителей воспринимаются детьми буквально, и именно из-за этого так важно избежать многих запретных слов.

«Если ты сейчас же не прекратишь, я тебя вон тому дядьке отдам!» - родитель говорит эти слова, не собираясь претворять в жизнь свою угрозу, но малыш об этом не подозревает. Он больше не ощущает себя в безопасности, не чувствует себя нужным и любимым, а это скажется и на его уравновешенности и на доверии к родителям и всему миру.

Сюда же относятся и угрозы, призванные заставить ребёнка хорошо себя вести, есть или спать, а не то придёт кто-то страшный (милиционер, доктор со шприцем, бабай) и тогда... Желая накормить или унять разбушевавшегося малыша, родители сами зарождают в нём страхи и комплексы. Поэтому замените кнут на пряник. Не обязательно обещать новую машинку за съеденную тарелку супа, всегда можно найти нематериальный стимул. В конце концов, никто лучше вас не знает, что ценит ваш малыш.

«Ты меня замучил!», «Отстань от меня!», «Не мешай» - выплёскивая своё раздражение или усталость, родитель отталкивает ребёнка, который ищет его внимания, разрушая его бессознательную уверенность в том, что он всегда любим и важен для своих папы и мамы.

«Ну ты молодец…», «Да-а, покрасить обои - это была блестящая мысль…» - не надо забывать о том, что такое понятие, как сарказм, ребёнок сможет оценить в лучшем случае после семи лет, а пока понимает он всё в прямом смысле. Так что не нужно удивляться, что в следующий раз юный художник распишет ещё пару комнат, желая услышать ещё раз о том, какой он молодец.

Крайне вредны ребёнку и шуточные или иронические обращения к нему, например, когда отец зовёт его «балбес ты мой», а мама ласково величает «глупеньким» или «дурачком». Сами того не желая, родители программируют ребёнка, приучают его к мысли, что он глуп и непонятлив. Общаясь со своим чадом, обойдитесь без иронии и сарказма. Тогда вы будете услышаны и поняты, а ребёнок избежит ненужных ему программных жизненных установок.

Дети взрослеют и постепенно учатся тому, что не все слова родителей надо воспринимать всерьёз. Но только они поймут, что Баба-яга не прилетит, даже если каша останется несъеденной, как окажется, что у родителей остался в запасе достаточный арсенал запрещённых приёмов.

«Да что ж ты такой безрукий!», «Опять всё платье заляпала, неряха!» - досадуя на несовершенство собственных детей, родители часто награждают их такими ярлыками. «Лентяй», «бестолочь», «бездельник» - подобные слова словно ставят штамп «не годен» на лбу ребёнка, напрочь убивая в нём веру в свои силы и подрывая его самооценку. Не обвиняйте ребёнка в том, что он тугодум и неумеха, это не прибавит ему вдохновения и ясности мысли. Помогите разобраться в непонятном, похвалите, как только представится такая возможность, критикуйте мягче, не припечатывая.

«Не тронь, разобьешь!», «Не подходи, укусит!», «Отойди, свалишься!» - необходимая забота о ребёнке может легко превратиться в разрушительную гиперопеку. Резкие, категорические запреты провоцируют рождение страхов и тревожности у детей. Даже в отношении самых маленьких такими словами нельзя злоупотреблять, а уж когда ребёнок подрос и его самостоятельность не ограничивается желанием самостоятельно влезть на горку или натянуть ботинок, эти окрики и вовсе становятся губительными. Речь не идёт о том, что ребёнок должен бесконтрольно познавать мир, лезть в огонь, воду и в пасть незнакомых собак. Подстрахуйте юного первооткрывателя, но не акцентируйте внимание на том, как сильно вы боитесь за него.

«Вот Саша успевает и уроки сделать, и на тренировку сходить, а ты!..» Примеров сравнения собственных несовершенных детей с чужими идеальными отпрысками можно привести бесконечно много. Это жестокий и бесполезный приём, который даст результат совершенно противоположный задуманному. Услышав, что он хуже других в родительских глазах, ребёнок чувствует себя униженным и ненужным. А ради чего стараться тому, кто не важен и не нужен своим близким? Не сравнивайте своих детей никогда и ни с кем. Если слова «Ты самый умный и красивый на свете!» кажутся вам непедагогическим преувеличением, добавьте в конце два слова - «для меня». Вашему ребёнку ведь только этого и надо - быть самым лучшим для вас.

Дети становятся старше, но проблема ярлыков и сравнений остаётся для них всё такой же болезненной. Кроме того, сложный подростковый возраст, которого так опасаются родители, кажется, сам собой провоцирует взрослых на использование запретных словесных приёмов.

«Будешь делать, потому что я так сказал!», «Что ты понимаешь!», «Мало ли чего ты не хочешь!» - все эти слова, казалось бы, наполненные безапелляционной уверенностью в собственной правоте, на самом деле выдают беспомощность и бессилие родителей, их неспособность справиться с изменившейся ситуацией. Стремительно взрослеющие дети, претендующие на равноправие и полную самостоятельность, пугают взрослых. Не найдя подходящих аргументов, родители пытаются задавить подростка авторитетом, но лишь расписываются тем самым в том, что не смогли найти общего языка со своими детьми.

Придётся признать, что с подростком надо договариваться, спорить, объяснять, почему «нет» и отчего «нельзя». Только так он почувствует, что его уважают и с его точкой зрения считаются, научится понимать других, а главное, вас, своих родителей.