Консультация для родителей "Пальчики"

Шевцова Любовь Николаевна

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_palchiki.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

консультация С пальчиками играем – речь развиваем

Слайд 2

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Эти выводы не случайны. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Какую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Прежде всего, обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Выполнение упражнений с пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Вот одни из упражнений, которые нужно применять дома:

Слайд 3

«Солнце» Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало . (Л адошки скрестить, пальцы широко раздвинуть) «Человечек» Топ-топ-топ!» - топают ножки, Мальчик ходит по дорожке. (Указательный и средний пальцы «ходят» по столу) «Посчитаем» Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Раз- два – три - четыре-пять! Будем пальчики считать – Крепкие, дружные. Все такие нужные… (Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого)

Слайд 4

«Встали пальчики» Этот пальчик хочет спать, этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — «Ура!» В детский сад идти пора! (Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.) Составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик). Игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). "Замок" На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок) Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях) Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли. (расцепить пальцы)

Слайд 5

«Рыболовы» В тазик с водой можно положить мелкие игрушки. Выдайте малышу ложку, пусть вылавливает. (Не забывайте, что всё должно иметь игровой подтекст). Например, возьмите любую игрушку (мишку, куклу и т.д.) скажите малышу, что она шла по мостику через речку, и обронил все «грибочки» из корзинки. Попросите малыша выловить их! «Переносим воду» В одну миску наливаем воду, а вторую оставляем сухой. Теперь, показываем малышу, как с помощью губки, мы собираем воду и переносим ее в другую миску. Когда упражнение будет выполнено, налейте немного воды на стол и попросите малыша убрать лужицу со стола. «Из миски в миску» Переливать воду из миски в миску можно чем угодно. Например: ложкой, кофейной чашечкой, пипеткой, резиновой грушей, шприцом. Научите ребенка управляться с этими предметами, покажите сами и сделайте несколько движений его ручкой. Конечно, учитывайте возраст малыша: работа с пипеткой и шприцом под силу ребенку 2-х лет и старше. Дети могут делать это до бесконечности.

Слайд 6

«Взбиваем пену» Научите ребёнка взбивать пенку. Налейте в миску воду, добавьте немного шампуня. Теперь, покажите ребёнку, как надо правильно взбивать. Придерживая миску левой рукой, делать вращательные движения правой рукой, по часовой стрелке. Обратите внимание вашего малыша на образование пены, как бы, удивляясь и радуясь вместе с ним. Вначале помогите ему, придерживая его руку. «Купание» Вы купаете ребенка, пусть он помоет игрушку, сначала губкой, а потом и водой смыть пену. Прищепки. Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки, ёжика, солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке или ёжику - иголки из прищепок, солнышку – лучики и т.д.

Слайд 7

Игры с крупами. Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Теперь вам понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль. Как можно пересыпать? Ложкой из миски в миску (или из чашки в чашку), раскладывать ложкой крупу поровну в 3 маленькие чашечки. Главное: учите ребенка держать ложку правильно, не в кулаке, а 3 пальцами. Чем раньше вы правильно вложите ложку в ручку малыша, тем меньше проблем у вас будет с переучиванием в 4 или 5 лет. Как только потянулся сам кушать – тут же и вкладывайте ложку, и сразу – правильно. Годовалый малыш вполне может освоить это нехитрое дело. «Волшебное сито» Скажите: “в этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

Слайд 8

«Посыпаем дорожки» Предложите ребенку посыпать “песком” (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их “щепоткой”), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать “сахаром” песочный “торт” и т.п. «Сортировка» Попросите малыша разложить крупинки на 3 кучки: в одну кучку пусть кладет гречку, в другую – горох, а в третью – фасоль. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка – это простейшая мыслительная операция.

Слайд 9

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.