Филитова Валерия Викторовна

Методическое объединение учителей-логопедов школ города Омска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_rechevoy_gotovnosti_rebenka_k_shkole.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

О речевой готовности ребенка к школе.

Неверно считать, что при подготовке к школе ребенку достаточно выучить буквы,  научиться читать. Есть еще несколько  обязательных  условий для успешного освоения письменной речью. Что же такое  речевая готовность будущего первоклассника к школе?  Прежде всего  это   правильное и чёткое произношение всех звуков речи: свистящих «С», «Сь», «З», «Зь»; шипящих «Ш», «Ж»,  «Щ»; аффрикат «Ц», «Ч»; сонорных «Л», «Ль», «Р», «Рь».

Не менее важно развивать фонематический слух.  Фонематический слух - это фонематическое (звуковое) восприятие и фонематический (звуковой) анализ и синтез. Фонематическое восприятие – это умение слышать и различать звуки речи.   Дети часто плохо различают на слух такие звуки, как: Б-П,  Т-Д,  К-Г, В-Ф,  С-З,  Ш-Ж, С-СЬ,  Т-ТЬ,  Л-ЛЬ,  С-Ш,  З-Ж,  Щ-СЬ,  Р-Л,  ЛЬ-Й  и другие.

Если ребёнку на слух звуки кажутся одинаковыми, то даже при условии правильного  звукопроизношения будут затруднения на письме,  когда звук необходимо будет обозначить буквой.

Фонематический анализ – это умение определять место звука в слове (начало-середина-конец слова), последовательность звуков, количество их, предыдущий и последующий звуки. Сформированный фонематический слух поможет  ребенку в  письменной речи, сократит количество так называемых «глупых» ошибок: пропусков букв, (особенно гласных и согласных в сложных слогах со стечением согласных), перестановок букв, «обрыва» слов.

Формирование понятия о слоговой структуре слова - это умение делить слова на слоги, находить ударный слог, составлять слова из 2-3 слогов.

Важно обратить внимание ребенка на слогообразующую роль гласного звука («сколько в слове гласных звуков, столько и слогов»). Слог – это часть слова, он отличается от слова тем, что не имеет лексического значения («ничего не обозначает»).

Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования: образование слов с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением:      ДОМ – ДОМИК – ДОМИШКО -  ДОМИЩЕ; относительные и притяжательные прилагательные от существительных:  РЕЗИНА – РЕЗИНОВЫЙ,    СНЕГ – СНЕЖНЫЙ  (относительные);  ЛИСА – ЛИСИЙ,                ЛЕВ – ЛЬВИНЫЙ   (притяжательные). Умение образовывать глаголы приставочным способом: ХОДИТЬ – ЗАХОДИТЬ – ВЫХОДИТЬ – ПРИХОДИТЬ – ПОДХОДИТЬ – ПЕРЕХОДИТЬ – УХОДИТЬ.

Образование сложных слов: МЯСО РУБИТ – МЯСОРУБКА, ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ – ЛИСТОПАД.

Образование родственных слов: ДОЖДЬ – дожди, дождливый, дождик, дождевик, дождинка.

Сформированность грамматического строя речи предполагает умение связывать слова в роде, числе и падеже. Внимание на окончания!

При формировании связной речи учим будущего школьника составлению предложений (4-6 слов),  определению количества и последовательности слов  в предложении. Обращаем особое внимание на  употребление предлогов как самостоятельных слов. Пересказ текста из 8 – 10 предложений. Составление  рассказа по серии из 3 – 6 сюжетных картинок. Составление  рассказа по одной сюжетной картинке. Составление  рассказа – описания  предмета.

И, наконец, усвоение основных понятий для успешного обучения грамоте Вашего ребенка. Это такие понятия как звук, буква, слог, слово, предложение, текст. Текст состоит из предложений. Предложения - из слов, слова -  из звуков (в устной речи), из букв (в письменной речи). Слова можно делить на слоги.

 Ваши усилия  не будут напрасными. Проявите терпение, будьте последовательны в оказании помощи будущему ученику  и результатом станет успешность Вашего ребенка с первых дней обучения.