Кулинская Елена Николаевна

Методическое объединение учителей-логопедов школ города Омска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_v_shkole.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужен учитель-логопед младшему школьнику?

Все мы хотим, чтобы наши дети были успешными: успешными в школе, успешными в творческой или спортивной деятельности, успешными среди сверстников, успешными в работе, да просто успешными в жизни. Но не каждый взрослый человек связывает эту успешность с правильным и своевременным развитием речи своего ребёнка. Бытует мнение, что логопед – это специалист, который «учит правильно говорить буквы». А, если ребёнок, поступая в первый класс, умеет «правильно говорить буквы», то и логопед ему не нужен. Такие родители очень часто негативно воспринимают тот факт, что их первоклассника зачисляют в логопедическую группу в школе. Давайте разберёмся, зачем нужен учитель-логопед младшему школьнику, и нужен ли вообще??

Отдав своего ребёнка в первый класс общеобразовательного учреждения, каждый родитель надеется на то, что его ребёнок будет учиться только на «хорошо» и «отлично». «Мы много потратили времени, сил и денег на то, чтобы подготовить ребёнка к школе, - думает родитель – поэтому всё будет хорошо!» Однако, очень часто уже на первых этапах обучения первоклассника, родители сталкиваются с такой проблемой, как трудности в обучении чтению, трудности в освоении письма. Они ругают своё чадо за «глупые ошибки», ошибки «по невнимательности». Пытаются сами решить эту проблему, но успеха не получают. А всё потому, что эти «глупые ошибки» не возникают просто так, они обусловлены тем, что у ребёнка неполноценно сформированы различные компоненты устной речи. В первую очередь, несформированным оказывается фонематический слух. По мере овладения письменной речью, у детей и родителей возникает следующая проблема. «Мой ребёнок знает все правила, а применять их не может!» - жалуется обеспокоенный родитель. Ведь никому из этих родителей не приходит в голову, что у их ребёнка недостаточный объём словарного запаса, неполноценно сформирован грамматический строй речи. Именно эта проблема мешает ребёнку пользоваться правилами русского языка. Одновременно ребёнка сопровождают трудности в освоении математики, усвоении материалов по «Окружающему миру», и даже технология, ИЗО, музыка и физкультура даются с трудом таким школьникам. И вот тут должен возникнуть вопрос: кто же может решить эту проблему?

Сами родители? Но они уже устали бороться с неграмотностью своего ребёнка. Учитель? Он выполняет свою работу и не всегда может решить эту проблему в тяжёлых случаях. «Может, репетитор нужен ребёнку?» - спрашивает родитель. Попробовав так подойти к этому вопросу, проблема может остаться с ребёнком. Хорошо, что есть знающие педагоги, которые направляют таких детей и их родителей к учителю-логопеду. Некоторые родители приходят в недоумение: «Зачем к логопеду?» Так чем же занимается учитель логопед в общеобразовательном учреждении?

  1. Коррекцией произношения.
  2. Развитием фонематического (речевого) слуха.
  3. Накоплением и совершенствованием словаря.
  4. Развитием грамматического строя речи.
  5. Обучением навыкам словообразования и словоизменения.
  6. Развитием связной речи.

По этим основным направлениям работает учитель-логопед в общеобразовательном учреждении. То есть речь идёт о различных речевых нарушениях. От полноценного формирования всех компонентов речи зависит качество усвоения всей школьной программы. Причины речевых нарушений различны. Решить их быстро не всегда возможно. К таким детях нужен особый, специальный подход, усиленное внимание. Им необходима своевременная, квалифицированная, систематическая помощь. Такой подход и осуществляет учитель-логопед в общеобразовательном учреждении.

В ходе работы логопед также решает ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Учитель-логопед занимается обследованием устной речи детей, которые поступают в первый класс. Он выявляет детей с различными речевыми нарушениями, зачисляет их в речевую группу и оказывает своевременную помощь.

Уважаемые родители! Если вы заметили у вашего ребёнка ошибки, не связанные со школьными правилами. Или стойкие, систематические ошибки на различные орфограммы, которые не поддаются вашему ребёнку, не стоит ждать, необходимо обращаться за помощью! Своевременная, квалифицированная, систематическая работа по коррекции нарушений устной и письменной речи  приведёт вашего ребёнка к успешному обучению в школе.