Олимпиады для учащихся

Дампилова Лидия Нимаевна

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

2016-2017 учебный год

ЗАДАНИЯ

1.По какому принципу образованы ряды? 

1) 1378, 1380, 1480 гг.

2) А.Н. Сеславин, Г.М. Курин, Е.В. Четвертаков.

3) Отмена трудовой повинности, переход от натуральной оплаты труда к денежной, тарифная система оплаты труда.

4) Фендрик, инженерский фендрик, корабельный комиссар, коллежский регистратор.

 

2.Определите по изображению историческую личность (главу русского государства определенного периода) и назовите ее. Укажите век, в котором правил этот человек.

А  

  http://historyteacher.ru/attachments/Image/image003.gif?template=generic

 

 

 

 

 

Бhttp://historyteacher.ru/attachments/Image/babfb34cfeb6.jpg?template=generic

 

 

 

 

 

В  http://historyteacher.ru/attachments/Image/241.jpg?template=generic     

 

 

 

 

 

 

 

 

Г http://historyteacher.ru/attachments/Image/1298838627_ivan-3.jpg?template=generic

 

 

 

 

 

 

3.Определите, по какому принципу образован ряд? Заполните пробел в нём. 

…, губной староста, воевода, губернатор.

 

4.Ознакомьтесь со статистической таблицей «Динамика численности населения Сибири за 1863 – 1913 гг.» и ответьте на вопрос: на какой период приходится наиболее высокий рост численности населения Сибири, и объясните, с чем это связано.

Годы

Численность населения в тыс.

Прирост численности

населения по сравнению с предшествующей датой

Численность

населения

в % к 1863 г.

в тыс.

в %

1863

3141,2

100

1885

4313,7

1172,5

37

137

1897

5785,4

1444,7

34

183

1913

9894,5

4136,1

72

315

5.Прочитайте отрывок из документа и выполните задания:

     «А которые крестьяне… за кем написаны в переписных книгах прошлых … годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам без урочных лет, и впредь отнюдь никому чужих крестьян не принимать, и за собою не держать».

1) Что такое урочные года?

2) Назовите документ, отрывок из которого вы прочитали.

 

6.Прочитайте текст. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о партии октябристов. Так получилось, что в его очерке наряду с информацией о «Союзе 17 октября» представлены сведения и о других партиях нач. ХХ в.

В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Озаглавьте колонки, вписав в них названия политических партий. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы.

1.Датой рождения партии считается публикация проекта ее программы в газете «Слово» 9 ноября 1905 года.

2. Лидером партии стал известный историк профессор Павел Николаевич Милюков.

3. Центральным печатным органом являлась газета «Голос Москвы».

4. Идеалом их политического режима была социалистическая республика.

5. По национальному вопросу придерживались идеи о широкой культурно-национальной автономии.

6. Являясь по существу крестьянской партией, они выступали за распределение земли между крестьянами по уравнительно-трудовой форме.

7. В достижении своих политических целей не гнушались нелегальных методов (индивидуальный террор, организация восстаний, экспроприации).

8. На роспуск I Государственной думы ответили Выборгским воззванием, где призвали население к пассивному сопротивлению.

9. На выборах в III Государственную думу они получили наибольшее число мест, а лидер партии стал председателем Думы.

10 В 1917 году эта партия не играла большой роли в политической жизни страны.

Октябристы

 

 

 

 

 

 

7.Реши историческую задачу.

Расчеты показали, что бывшим крепостным помещика Герольдова полагался земельный надел размером менее низшего размера надела, установленного для данной местности. Помещику, согласно «Положению о поземельном устройстве», нужно было прирезать недостающее количество земли крестьянам, чтобы их наделы соответствовали низшей норме. Однако Герольдову очень не хотелось отдавать часть своей земли крестьянам. Он предложил им решить спор на других условиях, также предусмотренных названным выше «Положением». Крестьяне предложение помещика приняли.

Какое предложение Герольдов сделал крестьянам?

 

8.Заполните пропуск в логическом ряду.

Взятие Казани, Собор Василия Блаженного; освобождение Москвы Вторым народным ополчением, памятник К.Минину и князю Д.Пожарскому; […], Храм Христа Спасителя в Москве.

 

9.Соотнесите имена и произведения:

а) Д.И. Фонвизин                  1)“Путешествие из Петербурга в Москву”

б) Н.М. Карамзин                  2)“Бедная Лиза”

в) И.Т. Посошков                  3)“Недоросль”

г) М.И. Глинка                      4)“Жизнь за царя”

д) П.А. Федотов                    5)“Книга о скудости и богатстве”

                                               6)“Свежий кавалер”

 

10. Что из нижеперечисленного не относится к Ярославскому краю?

А) во время войны 1812 года в Ярославской губернии было собрано самое большое ополчение;

Б) здешние крестьяне платили самый большой оброк;

В) здесь располагалась самая большая в России текстильная мануфактура;

Г) из Ярославской губернии происходило самое большое количество владельцев и работников петербургских и московских трактиров;

Д) на территории Ярославского края был организован самый первый провинциальный музей.

 

11.Перед вами высказывания историков о событиях и деятелях российской истории. Выберите любое из этих высказываний для написания эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися вам наиболее существенными.

  1. «В истории Руси Рюрик не делает никакой грани. Гранью, и весьма существенной, является объединение Новгорода и Киева… в одно большое государство». (Б.Д. Греков).
  2. «Куликовская битва относится к числу событий самых значительных для исторического сознания и самоидентификации русского человека». (И.Н. Данилевский).
  3. «Троица» Андрея Рублева – это исток и «стояния на Угре», и освобождения Руси от… ига». (С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов).
  4. «Главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств». (Л.Н. Гумилев).
  5. «Смута завершилась победой средних социальных слоев над общественным верхом и низом. Они создали и поддержали новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости». (А.Е. Пресняков).
  6. «Петр I к ликвидации крепостничества не стремился и… не считал возможным подражать в этом тем странам, у которых так старательно копировал иные политические институты». (А.Б. Каменский).
  7. «Павел I нанес большой удар по своеволию дворянства, но признавать его противником дворянства нельзя». (Н. Чиняков).
  8. «Как ни странно, но освобождение крестьян нанесло первый удар монархическому чувству крестьянства». (Г.П. Федотов).
  9. О Крымской войне 1853 – 1856 гг.: «Мы мнили себя непобедимыми и горько в том разочаровались: врага мы не закидали шапками». (В.А. Докудовский).
  10. «Настоящий прорыв был совершен в 1905 – 1907 гг. в процессе создания в России многопартийной политической системы». (С.В. Тютюкин).
  11. «Для историка всегда останется Февраль – зачинатель и Октябрь – завершитель». (Г.П. Федотов).
  12. «Автономия была дарована таким народам, как марийский, как бы в обмен на поддержку Советской власти, политики большевиков». (К.Н. Сануков).
  13. Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. «покрывал нашу политику позором, не обеспечивая действительной военной безопасности». (Е.В. Гутнова).
  14. «Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться за свою Родину». (Из английского журнала, 1945 г.)
  15. «Россия должна сохранить исторические государственные символы, также как она сохраняет свое историческое название. Сохранение государственной геральдики – это признак стабильности государства, а герб и флаг – то же, что и название государства. Это – знаковое обозначение нашей общности». (Г.В. Вилинбахов).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС.

Всего 40 баллов.

Задание 1. Расставьте даты в хронологической последовательности. (5 баллов)   

1) 1945 год, 2) 998 год, 3) XVIII век, 4) XII век, 5) 1380 год

Задание 2. Определи век, запиши римскими цифрами (4 балла)

102 год -

1100 год -

1307 год -

2017 год -

Задание 3.Выполните тест, выбрав правильный вариант ответа (за каждый правильный ответ 1 балл; всего 4 баллов).

1. Какая из этих наук изучает историю древних народов по остаткам их деятельности?

а) история б) археология в) этнография г) генеалогия

2. «Отец истории» - это

а) Геродот б) Гефест в) Геракл г) Гераклит

3. Запись событий по годам- это

а) архив      б) летопись       в) газета         г) книга

4. Что из перечисленного не относится к орудию труда первобытных людей

а) гарпун       б) дубина       в) плуг       г) лук

 

Задание 4. Решите задачу. (5 баллов)

Вам представлены археологические находки в захоронении древнего человека, по которым необходимо сделать выводы о занятиях, жизни древних людей.

Найденные останки мужчины в возрасте 20 - 30 лет, копьё с медным наконечником, глиняный кувшин в изголовье, в котором лежали зерна ячменя.

Задание 5.  Установите даты и события (1 балла за каждый правильный ответ; всего 5 баллов).

1.

1380 г.

А. Первое упоминание о Москве в Летописи

2.

1147 г.

Б. Первый полет человека в космос

3.

1961

В. Куликовская битва

4.

1941-1944  

Г. Бородинская битва

5.

1812

Д. Блокада Ленинграда

1

2

3

4

5

Задание 6. Русь всегда славилась своими воинами. На Руси их называли богатырями. Назовите имена русских богатырей, изображенных на картине и автора картины. (4 балла)

Задание 7. Восточные славяне поклонялись многим богам. Как звали богов? (4 балла)
А) Бога Солнца

Б) Бога грома и молнии

В) Повелителя ветра

Г) Божество плодородия

Задание 8. На Руси князьям давали прозвища. Почему же их так называли? ( 4 балла)

А) Иван Калита Б) Александр Невский

 

В) Юрий Долгорукий Г) Иван Грозный

 

Задание 9. Вставьте в текст пропущенные слова. (5 баллов )

1……………состоялось 5 апреля 1242 года и закончилось замечательной победой русской рати под руководством знаменитого полководца –князя 2………………...

Князь новгородский уже был известен к тому времени своей победой над шведами в устье Невы и вот новая угроза Руси со стороны 3…………. Ливонского ордена.

Противники сошлись на льду 4………… озера, и, хотя зимы в то время были холоднее, в начале апреля лед во многих местах озера был уже тонким.

Именно поэтому князь и выбрал такое необычное место сражения.

Зная превосходство немцев в тяжелом вооружении, он предполагал заманить основные силы противника на тонкий лед. Немецкий клин, который русские называли « 5……», хлынул на лед озера и очень скоро лед начал трескаться. Часть немцев ушло на дно, что позволило русской армии одержать решительную победу.

 Ключи. Ответы.

Задание 1.

2

4

5

3

1

Задание 2.

102 год – II век

1110 год – XII век

1307 год – XIV век

2017 год – XXI век

Задание 3.

 1. Б        2. А         3. Б       4. В

Задание 4.

1.Короткая продолжительность жизни

2. Занятие охота

3. Умение обрабатывать металлы (медь)

4. Занятие ремесло (гончарное)

5. Занятие земледелие (собирательство)

Задание 5.

1

2

3

4

5

в

а

б

д

г

Задание 6.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Художник Васнецов В.М.

Задание 7.

А) Бога Солнца – Ярило\Даждьбог

Б) Бога грома и молнии – Перун

В) Повелителя ветра – Стрибог

Г) Божество плодородия – Мокошь\Макашь

Задание 8.

1. Калита от «калиты» мешок\кашель для денег

2. Невский- одержал победу в Невской битве над шведами

3. Долгорукий- завоевывал дальние земли от Ростово-Суздальской земли.

4. Грозный- проводил политику «опричнины»

Возможно другие варианты объяснений

Задание 9.

1. Ледовое побоище

2. Александр Невский

3. Рыцари

4. Чудское

5. «свинья»



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.

Максимальный балл – 100        Время работы – 45 минут.

Фамилия, имя, отчество ________________________________________________Класс_______________

  1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу

1) Флаг Российской Федерации может быть поднят во время торжественных мероприятий, проводимых предприятиями, учреждениями и организациями, а также во время семейных торжеств.

2) С 14 лет без согласия ребенка нельзя изменить его имя, отечество и фамилию.

3) Народы России, несмотря на различия в языках, религии, обычаях и быте, тесно связаны общностью исторических судеб.

4) Отличительной чертой человека является способность добывать пищу.

5) Детство считается самым беззаботным периодом в жизни человека, потому что взрослые предоставляют ребенку полную самостоятельность в поступках.

1

2

3

4

5

Ответ:

  1. Установите соответствие между правами и обязанностями российских граждан. Свой ответ внесите в таблицу.

                             А) права                                 1) получение образования

                              Б) обязанности                     2) свободный выбор места жительства

                                                                             3) соблюдение законов

                                                                             4) выбор места отдыха

                                                                             5) забота о детях и престарелых родителях

                                                                             6) неприкосновенность жилища

                                                                             7) свобода мысли и слова

                                                                             8) служба в рядах Вооруженных сил

Ответ:

А)   права

Б)   обязанности

3. Прочитайте высказывания известных людей. О каком обществоведческом понятии они говорят? Свой ответ запишите.

1) «Это определенные предписания, согласно которым наш долг — управлять своей жизнью и своими поступками в любых обстоятельствах» (Марк Туллий Цицерон)

Ответ: __________________________________________________________________

2) «Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» (В. Г. Белинский)

Ответ: __________________________________________________________________

3) «Под ее именем мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений».

(Я. Коменский)

Ответ: __________________________________________________________________

4. Вставьте пропущенные в тексте слова.

Умственный и физический (А)____________ — две взаимосвязанные стороны человеческой _(Б)________________. В отличие от животных, действующих инстинктивно, человек строит свою практическую деятельность _(В)____________, в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. С возникновением __(Г)_____________, классов и государства __(Д)___________ труд становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть __(Е)____________ труда падает на долю угнетенных масс. В условиях __(Ж)____________ революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе. В будущем оба вида труда станут элементами целостной деятельности всесторонне развитого человека, для которого участие в делах _(З)___________ является первой жизненной _(И)____________.

Слова для справок:                  

1) Потребность

2) Труд

3) Деятельность

4) Частная собственность              

     Ответ:

5) Аграрная

6) Научно-техническая

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

7) Сознательный

8) Общество

9) Умственный

10) Физический

11) Общение

12) Институт

13) Созидательный

14) Творчество

5. Ниже приведен ряд понятий, одно из которых лишнее. Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

Мамины украшения, свадебный альбом, бабушкин пирог, дедушкины награды, елочные игрушки.

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы 6 класс.

Всего за работу 100 баллов:

  1. (3 балла за каждый верный ответ, всего – 15 баллов):

1

2

3

4

5

нет

да

да

нет

нет

  1. (3 балл за каждую верную позицию, всего - 24 баллов):

А) права

Б) обязанности

1, 2, 4, 6, 7

3, 5, 8

  1. Ответ: (за каждую верную позицию по 6 баллов, всего – 18 баллов)

 1) обязанности; 2) патриотизм; 3) нравственность, мораль.

  1. Ответ: (за каждую верную позицию по 3 баллов, всего – 27 баллов)

 2, 3, 7, 4, 9, 10, 6, 8, 1.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

2

3

7

4

9

10

6

8

1

              5. Ответ: бабушкин пирог, так как не может быть предметом длительного пользования.

6 баллов – за верно указанный лишний элемент, до 10 баллов за верное обоснование.

Всего 16 баллов.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Максимальный балл – 100                                Время работы – 45 минут

Фамилия, имя, отчество __________________________________________________Класс_______________

1. Выберите правильный ответ. Свой ответ занесите в таблицу.

1.1. Свидетельство о рождении предоставляет

а) возможность заключать сделки

б) все права гражданина

в) реализовывать право на получение образования

г) быть участником детской общественной организации

1.2. Семью, от других социальных групп отличает:

а) повседневное взаимодействие

б) кровнородственные отношения

в) устойчивые связи

г) общие традиции

1.3. В Российской Федерации высшую юридическую силу в системе нормативных актов имеет

а) Указы Президента России

б) Уголовный кодекс России

в) Конституция России

г) Постановления правительства России

1.1

1.2

1.3

Ответ:

2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу

2.1. Что из перечисленного относится к группам, образованным по демографическому признаку?

а) шахтеры;

б) филателисты;

в) молодежь;

г) авиадиспетчеры;

д) люди среднего возраста;

е) пенсионеры;

ж) мужчины.

2.2. Что из перечисленного относится к правовым нормам?

а) Государственная дума приняла Федеральный закон, налагающий запрет на курение в общественных местах

б) Директор школы провел линейку, посвященную началу учебного года

в) Постановлением Правительства установлен порядок отпуска лекарств льготным категориям граждан

г) Учитель приобрела билеты в театр для своего класса

д) В соответствии с Конституцией молодой человек 18 лет был призван в ряды Вооруженных сил

2.1

2.2

Ответ:

3. Соотнесите сферы общественной жизни с ситуациями, которые с ними связаны.

Сфера общественной жизни

Ситуации

А) экономическая

Б) политическая

В) социальная

Г) духовная

1) Представитель партии принял участие в теледебатах.

2) В Третьяковской галерее открылась выставка работ В. М. Васнецова.

3) Благодаря развитию интернет-технологий образование стало доступно большему числу людей с ограниченными возможностями.

4) На химическом предприятии открыт новый цех.

5) В школе состоялся литературный вечер.

6) Государственная дума приняла новый Закон об образовании.

7) Фермер собрал большой урожай пшеницы.

 

А

Б

В

Г

Ответ:

4. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

4.1. Край, область, автономный округ, республика

Ответ: __________________________________________________________________

4.2. Мораль, обычай, право

Ответ: __________________________________________________________________

4.3. Герб, гимн, флаг

Ответ: __________________________________________________________________

5. Вставьте пропущенные слова.

1) В утверждении римского философа Сенеки: «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы», — идет речь о различии ___________________ и ____________________ норм.

2) Вольтер, утверждая: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов», — выступал сторонником ______________________ государства.

Ответ: ____________________________________________________________________________________

6.Решите правовую задачу.

В юридическую консультацию обратился четырнадцатилетний Антон с просьбой разъяснить ему, как поступить в следующей ситуации. Его родители при вступлении в брак оставили свои добрачные фамилии. При рождении ему была присвоена фамилия отца, на которую он получил паспорт. В настоящее время его отец осужден за совершение тяжкого преступления и отбывает наказание.

1) Может ли он изменить свою фамилию на фамилию матери?

Ответ: _______________________________________________________________________________________

2) Куда ему следует обратиться с такой просьбой?

Ответ: _______________________________________________________________________________________

                

Ответы 7 класс

Всего за работу 100 баллов:

  1. Ответ: (по 5 баллов за каждую верную позицию, всего – 15 баллов):

1.1

1.2

1.3

б

б

в

  1. Ответ: (по 5 балла за каждую верную позицию, всего – 30 баллов):

2.1

2.2

веж

авд

  1. Ответ: (по 3 балла за каждую верную позицию всего – 21 балл):

А

Б

В

Г

4,7

1,6

3

2,5

       

       4.Ответ: (по 3 балла за каждую верную позицию всего – 9 баллов):

3.1. Субъекты Российской Федерации

3.2. Социальные нормы

3.3. Символы государства

5. Ответ: (по 5 баллов за каждую верную позицию всего – 10 баллов):

1) моральных и правовых

2) правового

6. Ответ: (до 15 баллов)

 Антон вправе (5 баллов) изменить свою фамилию по достижении четырнадцати лет (5 баллов). Для этого ему нужно обратиться в орган записи актов гражданского состояния (ЗАГС) (5 баллов).



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

Максимальный балл – 100                  Время работы 50 минут

Фамилия, имя, отчество _______________________________________________Класс_______________

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Ограниченность экономических ресурсов на планете порождает необходимость решения человеком проблемы их рационального использования и распределения.

2) Людям любой нации присуще ощущение превосходства над другими народами.

3) В деятельности происходит становление и самореализация личности.

4) Свобода совести – это право человека самостоятельно решать, каких убеждений придерживаться, какой религии следовать.

5) Взимание прямых налогов не связано с учетом доходов или имущества.

6) Законодательным органом власти любого государства является правительство.

1

2

3

4

5

6

Ответ:

2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу

2.1. С повышением социального статуса у индивида неизбежно возрастает количество:

 1) прав;                2) знаний;              3) учеников;              4) обязанностей;              5) свободного времени.

2.2. К социальным потребностям человека относятся:

а) потребность в самореализации;     б) потребность в пище;       в) потребность в труде;    

г) потребность в движении;      д) потребность в продолжении рода.

2.3. Знать - значит уметь:

а) удерживать в памяти некоторое явление или объект;     б) воспроизвести некоторое явление или объект;    в)узнать некоторое явление или объект;     г) выделить явление или объект из других;    д) указать порождающие причины объекта или явления

2.4. Ниже перечислены слова, образованные от латинского корня. Укажите слово, которое для римлян и для писавших на латыни имело значение, близкое по смыслу к современному понятию «культура».

а) цивилизация;                  б) гуманизм;                   в) публичность;                 г) полиция.

2.1

2.2

2.3

2.4

Ответ:

3. Какие из следующих высказываний эквивалентны (разными словами передают одну и ту же информацию):

 А) Если Медвед – сепулька, то Медвед – обитатель Интеропии.

Б) Если Медвед – не сепулька, то Медвед не обитает в Интеропии.

В) Если Медвед – обитатель Интеропии, то Медвед – сепулька.

Г) Если Медвед – сепулька, то Медвед не обитает в Интеропии.

Ответ: ___________

4. Распределите следующие термины по двум колонкам таблицы. В первую поместите явления, принадлежащие природе, а во вторую — явления человеческой культуры.

1) Река;    2) Стон;    3) Аромат;   4) Канал;   5) Запах;   6) Наконечник стрелы;   7) Слово;   8)Кусок кварца.

Явления природы

                Явления культуры

Ответ:

5. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между ________(1) __ и ___________(2) __ благ и услуг называется __________(3) _ системой.  ____________(4) ___экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ____________(5) __. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных ____________(6) __ государствах. ______________(7) ___экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в _____________(8) _ собственности. Все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются __________________(9) __. ______________(10) _ экономика определяется ______________(11) _ собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

Слова для справок: А) рыночный;   Б) собственность;    В) бюджет;     Г) частная;     Д) прибыль;     Е) валютный;     Ж)государственный;     З) командный;     И) производитель;    К) производство;     Л) государство;     М)обязательный;    Н) пособие;    О) потребитель;    П) собственность;    Р) экономический;    С) ценности;    Т)традиционный;    У) слаборазвитый;    Ф) аренда.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ответ:

6. Решите правовую задачу.

Карасев Игорь 13 лет, находящийся под опекой своего деда Михайлова, совершил кражу личных вещей на сумму 250 рублей у соседки по коммунальной квартире Косулиной. Вещи продал, а деньги израсходовал. Потерпевшая Косулина обратилась в юридическую консультацию за советом, кто и в каком размере должен возместить ей причиненный ущерб. Какой ответ должны дать Косулиной?

 Ответ:

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

7. Перед вами рисунки, иллюстрирующие культурные ценности Российской Федерации. Назовите обобщающее их понятие. Объясните, почему вы так решили. Укажите эпоху, на которую приходится ее расцвет.

1)                                           2)                                                               3)

4)   

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы 8 класс:

Вся работа 100 баллов:

  1. Ответ: ( по 3 балла за каждый верный ответ, всего 18 баллов)

1

2

3

4

5

6

да

нет

да

да

нет

нет

  1. Ответ:( по 4 баллов за каждый верный ответ, всего – 16 балла)

2.1

2.2

2.3

2.4

а,г

а,в

б,д

б

  1. Ответ: (10 баллов за верную пару)

а,в

  1. Ответ: ( каждый верный ответ – 2 балла, всего-16 баллов)

Явления природы

Явления культуры

1,2,3,5,8

4,6,7

           

  1. Ответ: (каждый верный ответ – 2 балла, всего – 22 балла)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

и

о

р

т

с

у

з

ж

л

а

г

       

             6. Ответ: всего 8 баллов.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.1073) (2 балла) за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним) (2 балла), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине (4 балла). Таким образом возместить Косулиной ущерб в полном размере должен опекун Карасева – Михайлов.

  1. Ответ: всего 10  баллов.

Художественные промыслы и ремесла (3 балла). С точки зрения законодательства РФ художественные промыслы и ремесла являются культурной ценностью РФ, так как содержат память об историческом прошлом нашей страны (4 балла). Период расцвета промыслов и ремесел приходится на XIX век, эпоху промышленной революции (3 балла).



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

Максимальный балл – 100             Время работы 60 минут

Фамилия, имя, отчество__________________________________________________Класс_______________

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1.Какая пара понятий отражает фундаментальную проблему экономической теории?

 а) Эффективность и справедливость

б) Производство и потребления

в) Ограниченность и выбор

г) Предпринимательство и прибыль

1.2. Доход семьи – это:

а) Приобретенная иностранная валюта

б) Купленные в течение года товары и оплаченные услуги

в) Поступления денежных и натуральных средств за определенный промежуток времени

г) Полученное наследство

1.3. Разделение общества на различные социальные группы в соответствии с их положением в социальной иерархии – это:

а) социальная стратификация

б) социальная мобильность

в) социальная интеграция

г) социальная коммуникация

д) социальная дифференциация

1.4. Референтная группа – это:

а) группа, для которой характерны интимность, эмоциональность отношений между ее членами

б) группа, на чьи нормы и ценности ориентируется индивид

в) группа людей, чьи права и обязанности закреплены в законе и передаются по наследству.

г) группа, членом которой стремится стать индивид

1.5.Большую группу людей, объединяемой единством языка, самосознанием, историческим опытом, культурой и территорией можно назвать:

а) родом

б) племенем

в) нацией

г) этносом

д) народностью

1.6.В Федеральное собрание Российской Федерации входят:

а) Государственная Дума

б) Совет Федерации

в) Совет Безопасности

г) Администрация Президента

1.7. Любое государство характеризуется:

а) идеологическим плюрализмом

б) господством рыночных методов управления экономикой

в) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе

г) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц

1.8. Что не характеризует научное познание?

а) выдвижение гипотез

б) эмоциональность

в) обобщение в понятиях

г) эксперимент

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ:

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. 

1. Мотив, выдвижение цели, выбор средств, процесс, результат.

Ответ: ________________________________________________________________________. 

2. Необходимость ощущения безопасности в различных сферах общества: в метро, у зубного врача, на улице, в самолете, уверенность в безопасности детей и родителей. Ответ:_________________________________________________________________. 

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания налогов, символика.

Ответ: _______________________________________________________________________________.

3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Социологическая теория среднего уровня, изучающая причины, виды и последствия отклонения поведения от социальных норм называется социологией (А)_______. В ее рамках существуют различные подходы к изучению отклоняющегося поведения. Так, в качестве причины девиации некоторые ученые рассматривает состояние (Б)______ общества, при котором наблюдается ослабевание норм и ценностей. В рамках другого подхода причиной девиации выступает дисбаланс между целями индивида и средствами их достижения. Так, индивид, который ставит перед собой одобряемые обществом (В) _____, но отвергает достойные способы их достижения, называется (Г)_______. Следующий подход, рассматривающий девиацию не как результат поступка, а как результат оценки поведения индивида, называется теорией (Д)________. Существует еще один подход, который рассматривает девиацию как результат (Е)________ в деликвентных культурах. Помимо девиации социологи различают (Ж)_______ – поведение, которое является нарушением (З) _______. По сути оно является частной формой проявления девиации.

Слова для справок:

  1. Цели                                   5.  Норма                                  9.  Девиация
  2. Новатор                             6.   Деликвентность                10.  Ритуалист
  3. Коммуникация                  7.   Аномия                              11.  Стигматизация
  4. Закон                                  8.    Средства                           12.   Социализация                                                                                            

                                                                                               

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 Ответ:                                                                                  

4. Решите правовые задачи.

 4.1. Гражданка Соколова купила купальник. На следующий день муж Соколовой подарил ей к 8 Марта такой же купальник. Через два дня после покупки Соколова пришла в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять купальник на другой, сообщив, что она даже не успела его надеть. Продавец сказала, что такой товар обмену не подлежит. Правомерен ли отказ продавца?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. К директору муниципального предприятия обратился подросток 15 лет Астафьев с просьбой о приеме на работу на должность курьера. Директор предприятия отказал ему в приеме на работу, обосновав это тем, что по закону, лица моложе 16 лет могут быть приняты на работу в исключительных случаях и с согласия профсоюзного органа. Возможно ли заключить трудовой договор с Астафьевым, и что для этого нужно сделать?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

9 класс Ответы:

Вся работа 100 баллов:

1. (по 4 балла за каждый верный ответ, максимальный балл – 32)

1

2

3

4

5

6

7

8

б

в

а

б

бвгд

аб

вг

б

2. (по 4 балла за каждый верный ответ, максимальный балл – 12)

Ответ: 1. деятельность, 2. экзистенциальные потребности, 3. признаки государства

3.  (по 4 балла за каждый верный ответ, максимальный балл – 36)

Ответ: 9, 7, 1, 8, 11, 6, 12, 7, 4  

 4.  Всего - 20 баллов:  

Ответ: 4.1. Отказ продавца правомерен (4 балла), так как согласно «Закону о правах потребителя» существует список товаров которые не подлежат возврату или обмену (4 балла). Как правило, это товары гигиенического характера: парфюмерия и т.д.

4.2. С Астафьевым может быть заключен трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью (4 балла). Согласия профсоюза для этого не требуется (4 балла). В случае несогласия работодателя Астафьев вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая совместно с органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие его трудоустройство и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения (ТК РФ ст.63) (4 бала).



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

 6 КЛАСС.

Всего 45 баллов.

Время для выполнения работы:45 мин

1. По какому принципу образованы ряды? (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6)

1.1. палка-копалка, рубило, скребок _________________________________ __________

1.2. Нерон, Траян, Константин, _____________________________________________

 1.3. Парфенон, Эрехтейон, Пропилей___________________________________

2. Кому могут принадлежать следующие высказывания или о ком само высказывание.(2 балла за каждый правильный ответ. Всего 6 баллов) 

2.1.: «Горе мне, что нет у меня никого родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности».

 2.2. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать, и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха: его рука привыкла держать оружие.

 

2.3. Согласно легенде, он собрал при своем дворе в Камелоте доблестнейших и благороднейших рыцарей Круглого стола. О его подвигах и подвиге его рыцарей существуют многочисленные легенды и рыцарские романы, в основном касающиеся поисков Святого Грааля и спасения прекрасных дам.

 3. Ответьте на поставленные вопросы (2 балла за каждый правильный ответ. Всего 6 баллов)

 3.1. Как назывались записи событий по годам в Западной Европе: а) хроники; б) летописи; в)повести.

3.2. Какое событие произошло в 800 году: а) создание Франкского королевства; б) Карл Великий стал императором; в) разгром франками арабов при Пуатье

3.3. Как называется документ, в котором перечислялись следующие наказания: штраф за убийство королевского дружинника- 600 солидов, за убийство простого франка – 100 солидов, раба- 30 солидов».

4. Согласны ли Вы с приведенными ниже высказываниями? Если согласны, напишите «Да», если не согласны - «Нет».  Всего за задание 8 баллов.

 1. В греческой мифологии богиня любви ‒ Венера, а в римской мифологии ‒ Афродита.

2. Эпос о Гильгамеше был создан в Древнем Египте.

 3. Римский император Константин Великий известен своими гонениями на христиан.

 4. Свергнувший последнего императора Западной Римской империи Одоакр отослал императорскую корону в Константинополь.

 5. Аттила становится единовластным правителем державы остготов в V в. н. э.

6. Бенефиций – условное пожизненное земельное держание, введенное Карлом Мартеллом.

7. В Средневековой Франции в основе отношений между феодалами лежал принцип: «вассал моего вассала – мой вассал».

 8. Папа Римский Лев III возложил на Карла Великого корону, объявив его Императором Запада.

1

2

3

4

5

6

7

8

5. Закончите предложения.( 2 балла за каждый правильный ответ. Всего 10 баллов)

1. Высшая власть во времена Хлодвига принадлежала ____________

2. Главной его опорой была______________

3. В случае военной опасности собиралось ________________

 4. Важнейшие вопросы во всем государстве решали_____________________________.

 5. Во времена Хлодвига был записан______________________ франков, который назывался__________________________________

 Используйте в помощь следующие слова и выражения: народное ополчение, сборник законов, королевская дружина, «Салическая правда», королевский двор, король

6. Работа с картой. Всего 3 балла

1. Как называется полуостров , на котором расположена Греция?

2. Как называется море, названное именем царя - отца Тесея – победителя Минотавра?

3. Как называется корабль, изображенный на карте?

http://biblo-ok.ru/cool-ok/images/image001-661.jpg

7. Хронологическая последовательность. Восстановите последовательность событий, внеся их правильный порядок в таблицу.  Всего за задание 4 балла.

А) постройка увенчанного колоссальным куполом храма св. Софии в Константинополе

 Б) захват Рима вестготами под командованием Алариха

 В) крещение Хлодвига

Г) поход князя Игоря на Константинополь

Д) арабское завоевание Пиренейского полуострова

1

2

3

4

5

Ключи:

1.  1.1. древнейшие орудия труда 1.2. римские императоры 1.3. храмы Акрополя в Афинах (2 балла за каждый правильный ответ. Всего 6 баллов)

2. 2.1. Хлодвиг 2.2. Карл Великий 2.3. Король Артур – (2 балла за каждый правильный ответ. Всего 6 баллов)

3. 1. а 3.2. б 3. «Салическая правда» (2 балла за каждый правильный ответ. Всего 6 баллов)

4.

1

2

3

4

5

6

7

8

нет

нет

нет

да

нет

да

нет

да

5. 1. королю 2. королевская дружина 3. народное ополчение 4. король и королевский двор 5. сборник законов и «Салическая правда» ( 2 балла за каждый правильный ответ. Всего 10 баллов)

6. Балканский, Эгейское, триера. Всего 3 балла

7.Ответ: Б В А Д Г     4 балла за полностью верную хронологию. 1 балл за хронологию с одной ошибкой. За две и более ошибки – ноль баллов



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Всего 40 баллов.

На выполнение всей работы отводится 60 минут.

1. Тестовые задания. 8 баллов

1.Средневековые города возникали как поселения:

А) крестьян Б) священников В) воинов Г) ремесленников

2. Кто оставил об Индии эти записи?

 «Тут есть Индийская страна, и люди ходят все нагие, а голова непокрыта, а волосы заплетены в одну косу. Детей родят каждый год, а детей у них много. А мужи и жены все черные. Куда я ни пойду – за мной людей много: дивятся белому человеку»

А) Н.Н. Миклухо-Маклай       Б) Афанасий Никитин

В) В. Беринг                              Г) Владимир Атласов                    

                                                                                   

         

3. С чьим именем связано присоединение Западной Сибири к русскому государству?

А) Хан Мамай

Б) Ермак Тимофеевич

В) Марфа Посадница

Г) Иван III                                                                                                         

4. Крещение Руси произошло в: а) 890 г.        б) 988 г.   в) 1115 г.        г) 862 г.

5.         Победы русских войск под руководством Александра Невского относятся к:

а) XX в.        б) XI в.        в) XIII в.        г) XIV в.

6. Первое упоминание о Москве относится к: А) 1147г.  Б) 1149г.  В) 1153г В) 1237г

7.         Свод законов древней Руси назывался:

а) «Русская правда» б) Соборное Уложение в) «Стоглав» г) Судебник

8.           Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику
1497 года, носило название:

а) Юрьева дня    б) заповедных лет   в) урочных лет г) отходничество

ответ: гбббвааа

2. По какому принципу образованы ряды?  Дайте краткий ответ.  (Максимальный балл - 6)

  1. 1. Закупы, рядовичи, смерды.
  2. 2. 1478 г., 1485 г., 1514 г.
  3. 3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский.

Ответ 1. Закупы, рядовичи, смерды. (Категории зависимого населения Киевской Руси)

2. 1478 г., 1485 г., 1514 г. (Завершение объединения русских земель: 1478 г. - присоединение Новгорода, 1485 г. - Твери, 1514 г. - возвращение Смоленска)

3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский. (Руководители опричнины)

3. Расположите в хронологической последовательности. (5 баллов)

А. Восстание под предводительством Ивана Болотникова.

Б. Царствование Бориса Годунова.

В. Избрание Михаила Романова царём.

Г. Период «семибоярщины».

Д. Царствование Лжедмитрия I.

1

2

3

4

5

Ответ :

1

2

3

4

5

Б

Д

А

Г

В

 4. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам. (Максимальный балл - 12)

1. От, хан, покорённый, Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высшие, служба, должности, предки, назначение, государственные, соответствие, личные.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1. Иго - система зависимости покорённой Батыем Руси  от ханов Золотой Орды

2. Местничество - порядок назначения на высшие государственные должности в соответствии с родовитостью и службой предков, а не за личные заслуги.

 5. Работа с документом: 2 балла

«Вы, король, и вы, рыцари, окажите справедливость королю неба: отдайте деве, посланной сюда богом, небесным королем. Ключи всех добрых городов, которые взяли и подвергли насилию во Франции. Она вполне готова прийти к мирному соглашению, именно: если вы желаете сделать ей должное удовлетворение, возвратите Францию и заплатите за то, что владели ею. И вы все, стрелки, уходите, прошу вас именем бога, в свои страны, а если не сделаете так, ждите вестей от девы, которая скоро придет к вам, к вашему великому горю»

  1. Кто автор этого обращения?
  2. К королю и рыцарям, какого государства обращается автор данного обращения?

Ответ: 1. Жанна д Арк ; 2. Англия

6.Задания по работе с иллюстративными источниками. Какому историческому событию соответствует карта-схема? Напишите событие и номер соответствующей иллюстрации. (Максимальный балл - 7)

Событие:_____________________________________________________________________Номер иллюстрации: ____________

http://www.hrono.info/statii/2010/led92.jpg

1.http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=317294056-46-72&n=21

2.http://stat21.privet.ru/lr/0c248b8221407d90f490c594636f7015

3.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=165642089-16-72&n=21

Событие:

Номер иллюстрации:



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

 по истории  для 8 класса

Время для выполнения: 60 мин

Всего 57 баллов.

1.Тестовые задания: всего 9 баллов

В каком веке Россия стала великой морской державой?

1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XV в.

Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в

1) принятии первого свода законов «Русская правда» 2) освобождении Руси от ордынской зависимости 3) создании первого общерусского Судебника 4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель

Как назывались исторические хроники, существовавшие в России в XI–XVII вв.?

1) былины 2) жития 3) летописи 4) сказания

Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?

1) появление светских учебных заведений 2) введение всеобщего начального образования

3) учреждение женских школ и училищ 4) создание сети университетов   в крупных городах

5. В каком веке в основном сложилось единое централизованное Московское государство?

1) XIV в. 2) XV в. 3) XVII в. 4) XVIII в.

6. Какое из литературных произведений XI–XIV вв. относится к былинному эпосу?

1) «Повесть временных лет» 2) «Задонщина» 3) «Слово о полку Игореве» 4) «Садко»

7. Как назывались учреждения, ведавшие отдельными отраслями

государственной жизни в Московском царстве?

1) земства 2) приказы 3) коллегии 4) министерства

8. Что было одной из причин дворцовых переворотов в XVIII в.?

1) принятие Табели о рангах 2) губернская реформа Петра I  3) новое законодательство о престолонаследии 4) перенос столицы из Москвы в Петербург

  9.  Необходимость обретения выхода к Чёрному морю стала в годы правления Екатерины II причиной

  1. русско-турецких войн 2) заключения Вечного мира с Польшей 3) участия России

 в    разделах Польши  4) антифранцузской политики Российской империи

                 

            Ответ: 1-3, 2-4, 3-3, 4-1, 5-2, 6-4, 7-2.8-3,9-1.

2.  По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ. 8 баллов

А) 882, 912,980, 1019  Б) смерд, рядович, закуп   В) Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Колокольня Ивана Великого  Г) Барклай де Толли, Багратион, Тормасов, Кутузов

Ответ:  а) начало правления киевских князей

б) категории зависимого населения в Древнерусском государстве

в) соборы Московского Кремля

г)полководцы Отечественной войны 1812 года

2. Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ. Всего: 8 баллов

А) Сенат, Синод, коллегии, Табель о рангах

Б) 1648,1662,1667-1671,1649

В) К. Булавин, И. Болотников, С. Разин, А. Меншиков

Г) Тильзит, Малоярославец, Москва, р. Березина

 Ответ: а) Табель о рангах- документ 18 века. Остальное- органы власти 18 века

б)1649- принятие документа. Остальное- даты восстаний

в) А. Меншиков. Остальное- имена лидеров крестьянских восстаний

               г) Тильзит. Остальное относится к Отечественной войне 1812 года

3. Ответьте на следующие вопросы. Всего: 6 баллов

А) Что на Руси называли «мягким золотом»? Б) Что такое «Юрьев день»?

В) «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было религиозным или юридическим документом?

Ответ: а) пушнину, мех ценных пород животных б) Единый для всей страны срок перехода крестьян от одного помещика к другому в) юридическим документом

 4.Соотнесите понятия и определения: 4 балла

1. Вотчина                        3. Местничество

2. Поместье                      4. Кормление

а) порядок занятия государственных должностей в соответствии со знатностью рода

б) порядок содержания местной власти за счет средств, собираемых с местного населения

в) земельное держание, даваемое при условии несения службы государю

г) земельное владение, принадлежащее крестьянам

д) земельное владение, передающееся по наследству

Ответ:Б 4,А 3, В 2, Г – лишнее, Д 1

5. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов. 1 балл.

А) стояние на реке Угре Б) Куликовская битва В) Ледовое побоище Г) Полтавская битва

Ответ: В, Б,А,Г

6.  Установите соответствия между учебным заведением и правителем, при котором оно было открыто. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 5 баллов.

УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

 ПРАВИТЕЛЬ

А) Московский университет

1) Царевна Софья

Б) Славяно-греко-латинская академия

2) Пётр I

В) Навигацкая школа Г) Смольный институт

3) Анна Иоанновна

Г) Смольный институт

4) Елизавета Петровна

Д) Сухопутный шляхетский корпус

5) Екатерина II

6) Павел I

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

4

1

2

5

3

 7. Расшифруй шараду (1 балл)

Первый слог-нота,

второй - установленный образец одежды,

целое слово- изменение в обществе, преобразование.

Ответ:Реформа.

8. Какому историческому деятелю принадлежат эти слова: «Каждый воин должен понимать свой манёвр. Воюют не числом, а умением»?(1 балл) 

Ответ:     Суворову.

9.  Соотнесите даты и события, ответ внесите в таблицу (5 баллов):

1) 16 мая 1703 г.                     а) «Чумной бунт» в Москве;

2) 27 июля 1714 г.                  б)основание Петербурга;

3) 1771 г.                                 в)манифест о трехдневной барщине;

4) 1785 г.                                 г) Жалованные грамоты дворянству и городам;

5) 1797 г.                                 д) сражение при Гангуте.

1

2

3

4

5

Б

Д

А

Г

В

10. Работа с картой. 3 балла.

1. Напишите название войны, обозначенные на схеме стрелками.

2. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1»,

о котором русский царь сказал: «…И тако шведы над нашим войском

викторию получили, что есть бесспорно; но надлежит разуметь, над

каким войском оную учинили, ибо только один старый полк Лефортовский был… два полка гвардии были на двух атаках у Азова, а полевых боев, а на ипаче с регулярными войсками, никогда не видали…».

3. Царь признал результаты этой битвы впечатляющими и распорядился организовать награждение участников битвы специальной медалью, надпись на которой гласит: «Достойному – достойное». Напишите цифру, которой обозначено место этой битвы.

D:\Документы - Алла\ЕГЭ\история-2013\11.jpg

Ответ: Северная война, Нарва, 4

11. Задания по работе с иллюстративным материалом. 4 балла

1. Как называется архитектурное сооружение?

2. При какой императрице было основано архитектурное сооружение?

3.Кто был архитектором?

4. В каком городе находится?

Ответ: Зимний дворец, Елизавета Петровна, Франческо Растрелли, Санкт- Петербург.

Центральная часть южного фасада Зимнего дворца

13. Изучите фрагменты исторических документов и выполните задания (2 балла).

А). «Я тронут воспоминаниями об Анне, дочери _________ и королеве Франции – супруге Генриха I, третьего короля из династии Капетингов. Мы сохранили о ней воспоминание, и воспоминание это трогательное… И надо сказать, что он [Генрих I] породнился с могущественным государем, ибо этот государь … выдал замуж всех своих дочерей за королей со всех концов Европы» (из интервью Миттерана).

Напишите имя, пропущенное в тексте.  ____________________________________________

Ответ:.  Ярослава Мудрого