Песок в работе логопеда.

Трухина Лариса Владимировна

Просто сыграем, как делают дети,

Что “вне игры”, то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

 

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру…
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес
Пройдя Познания Дорогу

Игры направленные на  автоматизацию и дифференциацию звуков.

 

Игра «Дорожки»

Цель: закрепление правильного произношения изолированного звука.

Ход игры: ребенок скользит по дорожке из песка с помощью игрушки, и произносить изолированный звук (Собачка рычит, змея шипит, жук жужжит).

 

Игра «Оставь следы»

Цель: закрепление правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах; развитие мелкой моторики.

Ход игры: каждым пальчиком правой и левой руки поочередно ребенок нажимает на песок, оставляя следы, на каждый след проговаривает заданный звук или слог.

 

Игра «Кочки»

Цель: закрепление правильного произношения звука в слогах, словах; развитие мелкой моторики.

Ход игры: произносить различные слоги, слова с закрепляемым звуком, прыгая по слепленным кочкам.

 

Игра «Куличик»

Цель: автоматизация поставленного звука в словах; развитие мелкой моторики; развитие фонематического слуха.

Ход игры: логопед просит у ребенка выбрать формочку, в названии которой есть звук [с] и слепить с помощью нее куличик.

 

Игра «Заклинание»

Цель: закрепление правильного произношения звука в слогах; развитие фонематического слуха.

Ход игры: предварительно логопед наполовину закапывает игрушки в песок и сообщает ребенку, что они заколдованы. Логопед предлагает ребенку повторить «заклинание» (слоги), если ребенок правильно повторит слоги за логопедом, то он сможет «расколдовать» игрушки и спасти их из песочного плена.

Например: ША-ШО-ШУ; АШ-ОШ-УШ

 

Серия «Что же спрятано в песке»

Игра «Клад» вариант 1

Цель: автоматизация заданного звука в слогах, словах; развитие мелкой моторики.

Ход игры: логопед закапывает в песок цифры, каждая цифра указывает сколько раз ребенку нужно повторить заданный звук, слог, слово.

 

Игра «Клад» вариант 2

Цель: автоматизация заданного звука в словах; развитие мелкой моторики; развитие фонематического слуха; образование притяжательных прилагательных.

Ход игры: логопед закапывает в песок игрушки, в названии которых есть нужный звук, и просит ребенка найти их, затем назвать. В процессе поиска, по открывающимся частям игрушки, логопед просит ребенка догадаться, что же было закопано.

Например: хвост кошки, чей это хвост – кошачий (образование притяжательных прилагательных)

 

Игра «Потеряшки»

Цель: закрепление умения дифференцировать оппозиционные звуки; развитие мелкой моторики; развитие фонематического слуха.

Ход игры: предварительно логопед закапывает в песок игрушки, в названии которых есть нужные звуки, затем рассказывает ребенку, что гномики Соня и Шуня играли в песочнице и потеряли свои игрушки. Необходимо найти и отдать Соне все игрушки, в названии которых есть звук [с], а Шуне игрушки, в названии которых есть звук [ш].

У этих игр есть множество вариация, можно прятать в песок что угодно и давать совершенно разные задания.

 

Игра «Полянка»

Цель: закрепление умения дифференцировать оппозиционные звуки; развитие мелкой моторики; развитие фонематического слуха.

Ход игры: ребенок с помощью формочек строит две полянки, для гномиков Сони и Шуни. Далее логопед  предлагает украсить полянки цветочками (листочками). Логопед называет ряд слов, в которых слышатся звуки [с] или [ш], а ребенок, по очереди, украшает полянку Сони если в слове есть звук [c], Шуни – если [ш].

 

 

Игры направленные на развитие речевого дыхания.

Игра «Гольф»

Цель: развитие силы воздушной струи и умение направлять ее; активизация губных мышц.

Ход игры: логопед делает из песка поле для гольфа с одной или несколькими лунками.

Ребенок дует на маленький шарик через трубочку от коктейля, стараясь задуть его в лунку.

 

Игра «Футбол»

Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Ход игры: логопед вместе с ребенком делает из песка «ворота», перед ними кладется кусочек ваты или легкий шарик. Ребенок длительно и плавно дует на шарик, что бы он попал в «ворота».

 

Игра «День рождение»

Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Ход игры: ребенок с помощью формочки лепит из песка кусочек торта. Логопед вставляет в торт свечку и просит ребенка задуть свечку.

В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.

 

Игры направленные на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи.

 

Игра «Мой, моя»

Цель: согласование притяжательных местоимений «моя», «мой» с именами существительными

Ход игры: логопед демонстрирует ребенку разные формочки и просит слепить из песка такие фигурки, которым можно сказать «Он мой» или «Она моя».

 

Игра «Транспорт»

Цель: активизация и расширение словарного запаса по теме «Транспорт»; развитие пространственной ориентировки.

Ход игры: логопед просит ребенка выбрать только формочки в виде транспорта, назвать их (самолет, машина, корабль, поезд). Затем ребенок выбирает одну формочку и лепит из нее куличик. В это время логопед спрашивает у ребенка какие виды транспорта существуют (наземный, водный, воздушный и т.д.), к какому виду относится его песочный транспорт. Далее логопед просит ребенка переместите его транспорт в правый верхний угол подноса, затем в левый нижний угол и т.д. В завершении ребенок сам выбирает куда полетит (поедет, поплывет) его транспорт и рассказывает об этом логопеду («Мой самолет полетел в левый верхний угол»).

 

Игра «Огород»

Цель: уточнение и расширение знаний детей об овощах; упражнение в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;  определение пространственного расположения предметов.

Ход игры: логопед с ребенком делают огород из песка и размещают на нем муляжи овощей. Логопед просит ребенка собрать урожай. Воспитанник поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Выполняя задание, ребенок закрепляет названия овощей, так же можно предложить  во время «сбора урожая» описать характерные признаки овощей (помидор – круглый красный). Сажая на грядках овощи, воспитанники могут закреплять расположение предметов в пространстве. Логопед просит ребенка посадить лук, а справа от него морковку, затем слева от лука посадить капусту.

 

Игра «Кто, где?»

Цель: употребление предлогов «над», «под», «между».

Ход игры: ребенок делает из формочек 6 куличиков, расставляя их по три куличика в два ряда. Логопед задает вопросы:

- Этот куличик находится над самолетом. Это …

- Этот куличик находится под рыбкой. Это …

Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между.

 

Игры направленные на развитие связной речи.

 

Игра «Сказочники песчаной страны»

Цель: упражнение в составлении творческих рассказов; развитие мелкой моторики; развитие воображения.

Ход игры: логопед и ребенок моделирует из песка сказочные сюжеты с использованием мелких фигурок, далее ребенок составляет и рассказывает сказку о них.

 

Игра «Секретики»

Цель: упражнение в составлении рассказов-описаний; развитие мелкой моторики.

Ход игры: ребёнок зарывает в песок игрушку и описывает ее, не называя. Логопед, или другой ребенок должен отгадать, о каком предмете идёт речь, затем откапать его в песке.

 

Игры направленные на подготовку к обучению грамоте.

 

Игра «Слепим букву»

Цель: закрепление знания о буквах; развитие мелкой моторики.

Ход игры: логопед предлагает ребенку вылепить изучаемую букву из песка.

Из нее вытекает следующая игра

Игра «Превращения»

Цель: развитие зрительного восприятия; закрепление знания о буквах; развитие мелкой моторики.

Ход игры: логопед пишет или лепит буквы, а ребенок должен превратить их в другие буквы. ( «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я», «Р» в «В», и т.д.)

 

Игра «Отыщи и назови»

Цель: закрепление знания о буквах; развитие мелкой моторики.

Ход игры: логопед закапывает пластмассовые буквы в песке и просит ребенка отыскать и назвать все буквы.

 

Игра «Расшифровщик»

Цель: развитие зрительного восприятия; закрепление знания о буквах; развитие мелкой моторики.

Ход игры: логопед пишет на песке печатную букву, стирает ее часть, предлагает ребенку узнать, что это была за буква, восстановить ее.

 

Игра «Украсим схему слова»

Цель: обозначение места звука в слове; развитие фонематического слуха; развитие мелкой моторики.

Ход игры: логопед или ребенок лепит из песка с помощью формочки 3 квадрата, и выкладывает их в ряд. Логопед объясняет, что это схема слова (начало, конец, середина) и предлагает ее украсить, но украшать мы будем только тот квадрат, где слышится заданный звук.  Логопед называет слова, а ребенок должен определить место заданного звука в слове и положить украшение на нужный квадрат.

Например: Обозначим место звука Ш в слове Шапка, Каша, Малыш и т.д.

 

Игра «Пруды»

Цель: обучение делению слов на слоги; развитие фонематического слуха; развитие мелкой моторики.

Ход игры: ребенок лепит из песка с помощью формочки три «пруда». Логопед обозначает пруды цифрами 1, 2, 3, объясняя ребенку, что он должен положить рыбку в пруд №1 если услышит слово с 1 слогом и т.д. Далее можно усложнить задание и попросить ребенка самому придумывать слова с нужным количеством слогов.

Например: Кот, Корова, Шуба, Лак, Собака и т.д.

 

Игра «Посчитаем слова»

Цель: обучение определению количества слов в предложении; развитие мелкой моторики.

Ход игры: ребенок лепит из песка колбаску. Логопед просит ребенка разрезать колбаску на столько частей, сколько слов в заданном предложении.

 

Игра «Домики»

Цель: упражнение в различении гласных и согласных звуков; развитие фонематического слуха; развитие мелкой моторики.

Ход игры: ребенок лепит из песка два домика, логопед рассказывает, что в этих домиках могут жить только те игрушки, в названии которых первый звук гласный или согласный (гласный домик обозначается красным флажком, согласный-синим), затем просит ребенка распределить по домикам игрушки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesok_v_logopedicheskoy_praktike.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Песок в работе логопеда.

Составитель: Трухина Лариса Владимировна.

Идея песочницы великолепна, поскольку песок — тот удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.

Для многих людей облечение мысли в слово — трудно, особенно для детей. Однако существует еще и язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. В рисунке, пластилине рука тоже выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики песочницы.

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Сам принцип терапии песком был предложен еще К.Г. Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для "заботы о душе", — именно так переводится термин "психотерапия".

Основополагающая идея песочной терапии формулируется так: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, коррекционно-развивающего средства.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. М. Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

Требования к оборудованию для занятий песочной терапии

1.Водонепроницаемый деревянный ящик. Если вы будите заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер-50*70*80 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взгляд целиком. Песочные терапевты «любовно» называют ящик с песком «подносом» - по бокам он может быть снабжён ручками для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако, не беда, если ваш ящик будет из другого материала.

Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта – небо.

2.        Чистый просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

Таким образом, песок создаёт, символичную «линию горизонта».

3.«Коллекция» миниатюрных фигурок, высотой, желательно не более 8см. В набор игрушек могут войти:

- человеческие персонажи

- здания, дома, школы, церкви, замки

- животные: домашние, дикие, доисторические, морские и пр.

- машины: сухопутные, водные, космические, боевые

- растения: деревья, кусты, овощи и пр.

- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота

- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.

- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценностями и др.

- сказочные герои злые и добрые

- религиозные предметы и сувениры

- живая зелень и пр.

- домашняя утварь, флаконы из под духов, гаечки, болтики и др.

- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники и пирамиды и др.)

Словом, всё то, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей «коллекции». Сбор оборудование не будет для Вас обременительным, так как сегодня каждый ребёнок поможет Вам в этом (фигурками из «Киндер – сюрприза», деталями из конструктора). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок – образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Разновидности песка.

Обычный песок.

Космический песок.

Песок, который называют космическим, создал российский производитель для занятий с детьми. Данный материал можно применять для обучения ребенка, например, учить с крохой счет, формы, буквы, размеры, цифры и многое другое. Также это замечательный материал для множества веселых игр. Кроме того, его использование возможно и в лечебных целях – для песочной терапии.

Польза

Игры и различные развивающие занятия, в которых используют космический песок, помогают:

Развить мелкую моторику.

Укрепить мускулатуру кистей.

Развить пространственное мышление.

Выработать усидчивость.

Сделать суставы рук подвижнее.

Развить творческий потенциал.

Снять стресс и успокоить ребенка.

Развить воображение и фантазию.

Плюсы по сравнению с обычным

С таким материалом можно играть в любую пору года и при любой погоде. В дождливый или зимний день домой можно пригласить друзей и вместе лепить куличики.

Песок, который называется космическим, по своей консистенции мягкий и воздушный. Он очень приятный на ощупь и малышам нравится его трогать.

Он очень текучий, он свободно вытекает сквозь пальчики ребенка, не загрязняя ручки.

Чтобы лепить из такого песка, к нему не требуется добавлять воду. При этом если вода попадет в материал, она ему не повредит – после высушивания он обретет прежние свойства.

Этот материал достаточно рыхлый, но при сжатии уплотняется, позволяя создавать самые разные фигурки. При этом слепленные пасочки со временем не засыхают и не твердеют.

Убирать рассыпанный космический песок намного легче, чем обычный.

Производитель предлагает упаковки вместе с формочками, контейнером для хранения и книжкой, помогающей в лепке.

Данный вид стоит дешевле заграничных аналогов.

Минусы

Некоторые родители отмечают не слишком приятный «химический» запах.

Если ладошки ребенка мокрые, космический песок будет к ним прилипать.

Из-за высокой плотности в килограммовой упаковке содержится не очень много материала.

Из него не получится построить большое здание. Высокие фигурки будут медленно оседать и рассыпаться.

Если играть на полу, после занятий поверхность пола станет скользкой.

С какого возраста можно давать?

В рекомендациях производителя указано, что начинать заниматься и развиваться с помощью космического песка следует с трехлетнего возраста. Однако каждому родителю можно самостоятельно решить, допустимо ли дать такой материал в руки ребенку младше 3 лет. Специалисты по раннему развитию считают, что играть с ним вполне можно с 2-летнего возраста, если эти игры будут под родительским контролем.

Живой песок.

Песок, который называют живым, создали в Южной Корее для занятий с детьми. Такой материал позволяет весело проводить время, фантазировать, придумывать разные игры, изучать формы, размеры, счет и многое другое.

Польза

Безопасен и безвреден для ребенка, поскольку это экологический чистый материал.

Занятия и разные игры с ним помогают в развитии мышления, памяти и воображения.

Благодаря тактильному воздействию и развитию мелкой моторики, игры с ним стимулируют развитие речи.

Играть с ним можно в любую пору года, несмотря на погоду на улице. Покупка поможет в организации детского досуга в зимнее время или в дождь. При этом поиграть в домашней песочнице можно с родителями либо с друзьями.

Плюсы по сравнению с обычным песком:

Не пачкает ни руки ребенка, ни игровую поверхность. Его легко смыть и с ручек малыша, и с его одежды.

Имеет приятный белый цвет.

Он более пластичный и позволяет с легкостью лепить разные фигурки. На ощупь он чем-то напоминает мокрый морской песок. Для сохранения вязкости его не требуется смешивать с водой.

Он рассыпчатый и детям нравится пересыпать его из формочек в контейнер.

Он очень приятен на ощупь, и потому дети получают удовольствие от игр с ним, расслабляются и успокаиваются.

В живом песке не могут развиваться опасные микроорганизмы, чем он выгодно отличается от уличного.

Собирать его очень легко. После игры он не загрязнит всю комнату, а останется на ограниченной площади.

Минусы:

Стоимость довольно высокая. Этот материал стоит дороже, чем похожий на него кинетический или космический песок.

Если хранить его очень долго, появляется «затхлый» запах, особенно, если емкость с песком закрыта.

Может прилипнуть к одежде и обуви, и хотя он быстро отмывается водой, из-за этого количество в упаковке со временем уменьшится.

Поскольку его плотность достаточно высокая, упаковка весом 500 г вмещает не очень много материала.

С какого возраста можно давать?

Производитель рекомендует начинать занятия с живым песком с 3-летнего возраста. Однако под присмотром взрослого играть с таким материалом можно уже с годика.

Важно лишь не оставлять малыша лепить в одиночестве и не допускать, чтобы кроха его ел.

Кинетический песок

Песок, который называют кинетическим, разработали в Швеции для занятий с детьми. Его можно применять с целью:

Обучения – учить малышей буквам, счету, формам, цветам, цифрам и многому другому.

Развлечения – придумывать с песком разные игры.

Лечения – успокаивать малыша при гиперактивности, а также развивать мелкую моторику для стимуляции речевого развития.

Польза

С таким песком можно весело играть дома в любое время года и в любую погоду.

Материал чистый и безопасный, чего нельзя всегда сказать о песке в дворовой песочнице.

Игры с кинетиком отлично развивают мелкую моторику.

Занятия с таким песком успокаивают ребенка и учат концентрировать внимание.

Играя с кинетическим песком, ребенок раскрепощается, снимает стресс, выражает себя и эмоционально отдыхает.

Благодаря занятиям с данным материалом у малышей развивается тактильная чувствительность и воображение.

Плюсы по сравнению с обычным песком

Не пересыхает, поэтому на ощупь он схож с мокрым песком на берегу водоема. Для лепки его не требуется мочить, а если оставить его без упаковки, он не высохнет.

В нем не развиваются болезнетворные бактерии.

Не липнет к рукам ребенка (если они не мокрые), а также к стеклу, пластмассе и металлу.

Его пластичность намного выше, чем у простого песка, поэтому лепить из кинетика очень легко. Этот материал одновременно плотный, пористый и текучий. Если надавить на фигурку из кинетического песка, она не будет крошиться, а расползется.

Когда кинетический песок пересыпается, его песчинки двигаются медленнее из-за образования между ними полимерных связей.

Из него легко формировать любые фигуры. При сжимании его объем сильно уменьшается, а получившаяся форма длительно не разрушается.

Не рассыпается с образованием отдельных песчинок, а остается в виде одной массы. Его легко собрать руками и при этом он не оставит на поверхности каких-либо следов.

Не портится от влияния воды, поэтому при загрязнении его можно без опаски промывать. Если его намочить, а затем просушить, кинетический песок не потеряет своих свойств.

Минусы:

Сразу после открывания упаковки присутствует не слишком приятный запах (уксусный или похожий на запах клея), но со временем он улетучивается.

Так как он не сыпучий, с ним не получится поиграть в мельницу и другие игры, при которых песок просеивают.

Если сделать из кинетика крупную фигуру, она будет плохо держать форму и вскоре осядет и растечется.

Прилипает к силиконовым формочкам, поэтому лепить с их помощью из данного материала не рекомендуется.

Если на него наступить, он прочно прилипнет к обуви.

Из-за довольно высокой плотности в килограммовом пакете данного материала смеси не очень много.

Может ли нанести вред?

Кинетический вид песка является безвредным и безопасным материалом. Он нетоксичен и гипоаллергенен. Даже если кроха случайно немного проглотит его, это не будет представлять опасности для его здоровья. Песок не будет растворяться в пищеварительной системе ребенка, а удалится из нее естественным путем.

С какого возраста можно давать?

Согласно рекомендации производителя, играть с данным материалом следует с 3 лет. Такие ограничения связаны с тем, что дети младше этого возраста часто пробуют его на вкус. Однако с обычным песком малыши знакомятся, как только начинают ходить. При этом редко кто не пробует сыпучий материал из песочницы.

Так как кинетический вариант намного чище уличного, игры под присмотром взрослых с таким песком вполне можно проводить с годовалого возраста.