Для родителей

Бычкова Елена Васильевна

Материалы для повышения родительской компетентности в помощь воспитания и развития своих детей.

ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЁНКА 2-3 ЛЕТ

                      

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ (ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ) СТОРОНЫ РЕЧИ РЕБЁНКА. РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно. Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи, принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей - мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи необходимо работать на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие речи детей в семье – одна из основных задач семейного воспитания.

Последовательность знакомства со звуками: от самых простых в произношении к самым сложным

Сначала гласные звуки: а, о, у, э, и, ы.

Затем согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, й.


Первая неделя: 5-8 НОЯБРЯ

Знакомимся со звуком [А] 

    

Упражнения на произнесение звука «А».

1) Артикуляционная гимнастика

Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки.

В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении.

Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Повторяйте звукоподражания

Аф – аф (собака). Ква – ква (лягушка).

4) "Ладушки"

Играем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:

«Ой, ладушки, ладушки

Испекли оладушки.

На окно поставили,

Остывать заставили.

хлопаем в ладоши

 

поворачиваем руки ладонями вверх

дуем на ладони


Вторая неделя: 11-15 НОЯБРЯ

Знакомимся со звуком [О]

  

Логопедическое упражнение на произношение звука «О»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».

В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О – О – О!» Старайтесь чтобы ребенок повторял за вами все задания.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Звукоподражания

ко – ко (курочка), но – но (поскакали на лошадке).

5) «Кошкин дом»

Разучите и повторяйте с ребенком потешку:

Бом-бом, бом-бом!

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица  с ведром,

 

Заливает кошкин дом.


Третья неделя: 18-22 НОЯБРЯ

Знакомимся со звуком [У]

 

Логопедические упражнения на произнесение звука «У»

1) Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Трубочка». Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.

2) Звукоподражания

Му - му (корова),
ду – ду (дудочка),
уа – уа (малыш плачет),
ку – ка – ре – ку (петушок поет).

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Игра «поезд»

Разучите и повторяйте с ребенком потешку:

Едет, едет паровоз – ТУ-ТУ-У-У!

Он вагончики повёз – ТУ-ТУ-У-У!

5)Игра «Эхо»

 

Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».


Четвёртая неделя: 25-29 НОЯБРЯ

Знакомимся со звуком [Э]

 

Логопедическое упражнение на произношение звука «Э»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) «Вот моя семья»

Игра с пальчиками. Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:

- Этот пальчик дедушка,
- Этот пальчик бабушка,
- Этот пальчик папочка,
- Этот пальчик мамочка,
- Этот пальчик я,
- Вот моя семья!

загибаем большой палец
загибаем указательный палец
загибаем средний палец
загибаем безымянный палец
загибаем мизинец
сложили кулачок

Первая неделя: 2 - 6 ДЕКАБРЯ

Знакомимся со звуком [И]

 

 Логопедическое упражнение произнесения звука «И»

1) Артикуляционная гимнастика

Тянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «И» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Звукоподражания

и – и – и – го - го (лошадка), пи – пи (мышка).

4) Игра «Шофер».

Поиграйте с ребенком в следующую игру. Дайте ребенку руль для этого и  разучите с ним такую потешку:

В машине, в машине шофёр сидит.

Машина, машина идёт, гудит:

«Би-би!»

Вторая неделя: 9 - 13 ДЕКАБРЯ

Знакомимся со звуком [Ы]

Логопедическое упражнение произнесения звука «Ы»

1) Артикуляционная гимнастика

Волк рычит. Изображайте злого волка вместе с ребенком. Сжимайте кулаки и хмурьте брови.

Попросите ребенка также сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки.

В это время произносим звук «Ы» при каждом соприкосновении.

Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Моем руки

Поиграйте с ребенком в эту несложную игру. Для этого нужно всего лишь помыть руки, повторяя при этом забавную потешку:

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли тёплою водой.

Мыли, мыли, мыли, мыли –

Бело-набело отмыли!

4) Игра

Задача следующей игры состоит в том, чтобы научить ребенка отличать глухой звук «Ы» от звонкого «И».

Положите перед ребенком две картинки: с мишкой и мышкой.

Ребенок должен показать вам где мышка, а где мишка.

Третья неделя: 16 - 20 ДЕКАБРЯ

Знакомимся со звуком [М]

 

Четвёртая неделя: 23 - 27 ДЕКАБРЯ

Знакомимся со звуком [Н]

Вторая неделя: 13 - 17 ЯНВАРЯ

Знакомимся со звуком [Ф]

 

Третья неделя: 20 - 24 ЯНВАРЯ

Знакомимся со звуком [В]

Четвёртая неделя: 27 - 31 ЯНВАРЯ

Знакомимся со звуком [П]

 

Первая неделя: 3 - 7 ФЕВРАЛЯ

Знакомимся со звуком [Б]

 

Вторая неделя: 10 - 14 ФЕВРАЛЯ

Знакомимся со звуком [Т]

Третья неделя: 17 - 21 ФЕВРАЛЯ

Знакомимся со звуком [Д]

 

Четвёртая неделя: 24 - 28 ФЕВРАЛЯ

Знакомимся со звуком [К]

 

Первая неделя: 2 - 6 МАРТА

Знакомимся со звуком [Г]

Вторая неделя: 10 - 13 МАРТА

 

Третья неделя: 16 - 20 МАРТА

 

Четвёртая неделя: 23 - 27 МАРТА

 

Первая неделя: 30 МАРТА - 3 АПРЕЛЯ

Вторая неделя: 13 - 17 АПРЕЛЯ

 

Третья неделя: 20 - 24 АПРЕЛЯ

 

Четвёртая неделя: 27 - 30 АПРЕЛЯ

Вторая неделя: 11 - 15 МАЯ

 

Третья неделя: 18 - 22 МАЯ

Четвёртая неделя: 25 - 29 МАЯ

 

 


КОНСУЛЬТАЦИИ

Адаптация детей к детскому саду. Это важно знать!

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/10/21...

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ С РЕБЁНКОМ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

ЛУЧШИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЁНКА 3-ЕГО ГОДА ЖИЗНИ.

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

  • Карточки. Классическая игра для всестороннего развития малыша.

Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку с изображением предмета наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.

  • Ладушки и другие стихи и прибаутки

Рассказываем стихотворение и предлагаем ребёнку хлопать в ладоши, отбивая такт. Можно взять его ладошки в свои и делать это вместе. Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит?

Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.

  • Глупый взрослый

Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды.

  • Кто спрятался в мешке? (второй вариант - Что спрятано в мешке?)

В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.

Ребёнок ощупывает предмет, спрятанный в мешке, называет его и рассказывает о нём в двух-трёх предложениях (какой формы предмет; какого цвета; что может делать). Пример: Это мяч. Он круглый. Он катится, прыгает. С ним можно играть.

ПРОВОДИТЕ ВРЕМЯ С РЕБЁНКОМ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ НЕГО! Всего доброго.

 

 

Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности детей раннего возраста.

Дети – самый главный, самый ценный ресурс общества. Естественная среда, где происходит воспроизводство этого ресурса, - это семьяСемья определяет то, какими будут дети, вырастающие в ней, на несколько поколений вперед.

Семья – первая школа воспитания растущего человека. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, сочувствовать, терпеть, радоваться, знакомиться с первыми предметами окружающей его жизни.

В жизни ребенка именно семье принадлежит главная, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как именно в семье начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления об окружающей действительности, формируются интересы, развиваются способности.

В развитии двигательной активности у детей раннего возраста в семье могут быть использованы различные формы занятий физическими упражнениями - от простых (утренняя гимнастика) до сложных (тренировка в избранном виде спорта).

Можно рекомендовать следующие формы занятий физическими упражнениями детей в семье:

1) утренняя гигиеническая гимнастика;

2) утренняя специализированная гимнастика;

3) физкультминутки;

4) занятия по общей физической подготовке;

5) прогулки (подвижные игры на улице);

6) закаливающие процедуры;

7) подвижные и спортивные игры.

 

Проведению мероприятий по становлению общей моторики должны предшествовать приемы, направленные на нормализацию мышечного тонуса. К таким приемам относится массаж. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация.

Поглаживание – это манипуляции, при которой массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки, с различной степенью надавливания.

Поглаживание может оказывать успокаивающее или возбуждающее действие на нервную систему. Например, поверхностное поглаживание успокаивает, глубокое и прерывистое – возбуждает.

Растирание – это манипуляция, при которой массирующая рука иногда не скользит по коже, а смещает ее, производя сдвигание, растяжение в различных направлениях.

Разминание – это прием, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы 1 – фиксация, захват массируемой области. 2 – сдавление, сжимание. 3 – раскатывание, раздавливание, само разминание. Оказывает основное воздействие на мышцы, благодаря чему повышается их сократительная функция, увеличивается эластичность. Разминание – пассивная гимнастика для мышц.

Вибрация – при вибрации массирующая рука передает телу массируемого колебательные движения.

Поглаживание, мягкое растирание, разминание могут оказывать успокаивающее и расслабляющее действие; поколачивание и пощипывание оказывает возбуждающее и тонизирующее действие.

Очень важно, чтобы ребенок своевременно овладел всеми видами основных движений. Познакомьтесь с особенностями развития основных движений и задачами обучения этим движениям детей раннего возраста.

  • Ходьба. Дети начинают ходить к концу первого – началу второго года жизни. На протяжении второго – третьего года ходьба совершенствуется, а к концу дошкольного периода формируется походка. Для малыша, начинающего ходить, характерны следующие особенности: ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни повернуты внутрь. Ребенок ставит ногу не с пятки на носок, а опускает на всю стопу, шлепая ею. Шаг неравномерный, короткий, семенящий. Малышу трудно выдерживать направление при ходьбе. Все это возрастные физиологические особенности. Но если на них своевременно не обращать внимание, то некоторые из них могут сохраниться на всю жизнь.

Создайте условия для своевременного появления следующих умений:

1. ходить без помощи взрослого сначала на небольшое расстояние (2 – 3м, постепенно доводя его до 10 м.

2. Выдерживать и менять направление при ходьбе.

3. Менять высоту и ширину шага, в зависимости от условий.

4. Ставить стопы параллельно.

5. Менять темп при ходьбе.

6. Ходить в разных условиях и разными способами.

7. Держать корпус прямо.

Проводите с ребенком игры – упражнения.

- Расположите какую-либо игрушку на расстоянии 2 – 3 м. от ребенка и предложите ему принести ее. Постепенно увеличивайте расстояние до 10 м.

- Затем расположите несколько крупных игрушек в разных концах комнаты. Пусть ребенок по очереди подойдет к каждой из них, погладит, поздоровается.

Эти упражнения помогут ребенку ориентироваться в пространстве и ходить в разных направлениях.

- Положите на пол ленточку или веревку и предложите малышу перепрыгнуть через нее. Затем усложните задание. Разместите на полу 3 – 4 ленточки, через которые малыш будет перешагивать.

Когда ребенок овладеет этими умениями, можно предложить ему перешагнуть через предметы высотой от 10 до 20 – 25 см.

Эти упражнения помогут ребенку менять высоту шага в зависимости от высоты препятствия, а также не шаркать ногами, обогатит двигательный опыт вашего ребенка и сделает ходьбу более совершенной.

  • Бег. Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета (полный отрыв от поверхности). Умение бегать формируется у ребенка к концу второго года, а иногда только на третьем году. Это зависит от физических данных малыша.

Особенности бега в этом возрасте: мелкие семенящие шаги, ноги опускаются на землю всей стопой. Движения рук и ног не согласованны, заметны боковые раскачивания корпуса, скорость бега очень небольшая. Ребенок быстро устает. Поэтому ваша задача – способствовать формированию у детей умения бегать:

1. Переходить от ходьбы к бегу и наоборот.

2. Бегать в заданном направлении.

3. Менять направление при беге.

4. Менять темп бега (ускорять, замедлять).

5. Правильно держать корпус.

Чтобы ребенок научился бегать своевременно, играйте с ребенком в такие игры, как «Догоню-догоню», «Догони меня». На прогулке можно предложить ребенку добежать до березки, до скамейки и т. п. детям нравятся подобные занятия. Одновременно они учатся ориентироваться в пространстве и знакомятся с названиями деревьев, окружающих построек.

  • Ползание и лазанье. Ползанием ребенок овладевает к одному году, на втором этот вид движений совершенствуется. Лазанье по лестнице ребенок осваивает на втором году: сначала приставным шагом, затем смешанным и только к концу третьего года жизни – переменным шагом. Однако надо иметь ввиду, что не все дети овладевают к трем годам перекрестной координацией, а, следовательно, и чередующимся шагом. Это не должно огорчать родителей, так как к пяти – пяти с половиной годам перекрестная координация возникает спонтанно, без особого обучения.
  • Бросание и катание. На втором году ребенок начинает осваивать упражнения в метании. К ним относятся прокатывание мяча, бросание, бросание с последующей ловлей. Выполняя эти движения, малыш не всегда выдерживает направление. Толкание и бросок мяча тоже еще слабые. Ребенку трудно соразмерить силу броска с расстояния, и поэтому он не всегда попадает в цель.
  • Прыжки. Прыжковыми движениями малыш начинает овладевать одновременно с бегом на втором-третьем году. Прыжок, также, как и бег, требует известной физической подготовленности. Вначале ребенок овладевает подскоками на месте с продвижением в перед, затем учится прыгать в длину с места, спрыгивать с предметов. При прыжке ребенок тяжело опускается на всю ступню, колени почти не сгибает, движения его рук и ног плохо согласованны. Руки не помогают отталкиванию и приземлению. Прыжок даже с незначительной высоты может при неправильном приземлении привести к сотрясению внутренних органов, что вредно для организма.

Поэтому нужно способствовать развитию у ребенка следующих умений:

1. Ритмично приседать, сгибая ноги в коленях («пружинка», постепенно отрываться от пола.

2. Подскакивать на месте на двух ногах, отталкиваясь носками. Приземляться мягко, слегка согнув ноги в коленях

3. Подскакивать с продвижением вперед.

4. Перепрыгивать через линии, нарисованные на полу (расстояние между линиями 10, затем 20, 30 см., прыгать через ручеек, канавку и т. д.

5. Подпрыгивать вверх, касаясь предмета, находящегося на высоте 10 – 15 см от поднятой руки ребенка.

6. Спрыгивать с высоты 10, 20, 30 см.

Покажите ребенку, как прыгает зайчик, мячик. Прочитайте стихотворение «Мой веселый звонкий мяч».

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Попрыгайте вместе с ребенком. Вначале он будет просто сгибать ноги в коленях, не отрываясь от почвы. Но постепенно овладеет прыжком.

Итак, вы теперь знаете, как развиваются основные движения малыша, и какие задачи при этом стоят перед вами. И помните, что все вышеперечисленные трудности в освоении движений сами по себе не исчезают. Некоторые из них могут сохранятся на протяжении всей жизни. Прежде всего, создайте условия для развития движений. В распоряжении вашего ребенка должны быть разнообразные игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность. Движения требуют пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться. Максимально используйте ближайшее природное окружение. Не мешайте ребенку проявлять самостоятельность и активность, не спешите на помощь. Пусть ребенок сам преодолевает препятствия. Однако для совершенствования движений самостоятельной двигательной деятельности ребенка недостаточно. Необходимо проводить специальные занятия, подвижные игры, делать утреннюю гимнастику.

Здесь уместно будет напомнить родителям, что одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, который способствует нормальному функционированию физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное бодрое состояние ребенка, предохраняет его нервную систему от переутомления и тем самым создает благоприятные условия для здоровья и развития.

Ребенок, который живет по режиму, всегда выгодно отличается от ребенка «безрежимного». В первом случае малыш более уравновешен, у него преобладают положительные эмоции, во втором – он часто капризничает, менее активен. Ребенка, живущего по режиму, легче воспитывать. Ведь организм, привыкнув к определенному ритму, сам в соответствующее время требует пищи, отдыха, активности.

Кроме этого необходимо придерживаться своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых по праву относится гимнастика и закаливание.

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и другие неблагоприятные процессы не вызывали резких изменений гомеостаза (постоянство внутренней среды организма (о постоянстве говорят пульс, дыхание, артериальное давление и др. функциональные показатели). У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, например, колебаниях температуры, не происходит серьезных нарушений в деятельности внутренних органах, т. е. он не болеет.

Очевидно, что нельзя закалить ребенка раз и навсегда и тем самым решить все проблемы. Значит нужно закаливать ребенка постоянно. Специальное закаливание для каждого индивидуально. Оно возможно только в семье, а в детском саду применяются только те методики, которые безвредны для всех.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПРЕДЛАГАЮ ВАМ СПИСОК  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО ЧТЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

(программные произведения)

         Ежедневное чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг и решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений,

- развитие литературной речи,

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

МЕСЯЦ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

сентябрь

русские народные потешки: «Ладушки, ладушки…», «Петушок», «Зайка, зайка, попляши…», «Как у нашего кота», «Наши уточки с утра»

В. Берестов «Курица с цыплятами»

Д. Биссет «Га-га-га»

октябрь

русские народные потешки: «Баю-баюшки-баю», «Петушок, петушок», «Вот проснулся петушок», «Бай, бай, бай», «Водичка, водичка…», «Ай, лады, лады, лады», «Чистая водичка», «Идёт, идёт петушок»

русская народная песенка «Ночь пришла»

Г. Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!»

К. Чуковский «Цыплёнок»

русская народная сказка «Репка» (обр. К. Ушинского)

Е. Чарушин «Курочка»

ноябрь

русские народные потешки: «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Огуречик, огуречик…»

А. Барто «Мишка», «Лошадка», «Грузовик», «Кораблик»

русские народные сказки «Теремок», «Колобок» (обр. М. Булатова, К. Ушинского)

В. Бианки «Лис и мышонок»

В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок»

декабрь

русские народные сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка»

белорусская  народная потешка «Горкой, горкой, горушкой»

Н. Саконская «Где мой пальчик?»

В. Берестов «Больная кукла»

Е. Ильина «Наша ёлка»

О. Высоцкая «На санках»

А Барто «Ёлка»

январь

русские народные сказки: «Курочка Ряба» (обр. К. Ушинского), «Маша и медведь» (обр. М. Булатова), «Три медведя» (Л. Толстой, аудиозапись)

А. Барто «Слон»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

А Введенский «Песня машиниста»

М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»

февраль

русские народные потешки:«Из-за леса, из-за гор…», «Заяц Егорка…»

русские народные сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»

А. и П. Барто «Девочка – рёвушка»

А. Пушкин «Ветер по морю гуляет…»

С. Капутикян «Маша обедает»

Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился»

март

русские народные потешки:«Солнышко – вёдрышко», «Ай, ду-ду, ду-ду…»

русская народная сказка: «Волк и семеро козлят» (обр. К. Ушинского)

К. Чуковский «Путаница»

А. Барто «Мячик», «Бычок», «Зайка», «Мишка»

Э. Мошковская «Приказ»

апрель

русские народные потешки:«Пошёл котик на торжок»

русские народные сказки: «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь»

А. Введенский «Мышка»

В. Бианки «Лис и мышонок»

В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?»

англ. потешка «Котауси и Мауси»

май

русские народные потешки: «Чики, чики, кички…», «Ай, ду-ду, ду-ду…»

русская народная сказка: «Как коза избушку построила"

В. Берестов «Котёнок»

Б. Заходре «Ёжик»

Л. Толстой «Спала кошка…», «Был у Пети и Миши конь»

С. Маршак «Обновки»

Н. Пикулева «Лисий хвост»

 

ШКОЛА АЙБОЛИТА

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Какие игрушки необходимы детям»

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка - очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких -это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов -пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не

нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.



Предварительный просмотр:

ЛУЧШИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЁНКА 3-ЕГО ГОДА ЖИЗНИ.

D:\Документы\ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА\оформление группы и методическое обеспечение\фото речь\ритмика.jpg

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

  • Карточки. Классическая игра для всестороннего развития малыша.

Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку с изображением предмета наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.

  • Ладушки и другие стихи и прибаутки

Рассказываем стихотворение и предлагаем ребёнку хлопать в ладоши, отбивая такт. Можно взять его ладошки в свои и делать это вместе. Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит? 

Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.

  • Глупый взрослый. 

Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды.

  • Кто спрятался в мешке? (второй вариант - Что спрятано в мешке?)

В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.

Ребёнок ощупывает предмет, спрятанный в мешке, называет его и рассказывает о нём в двух-трёх предложениях (какой формы предмет; какого цвета; что может делать). Пример: Это мяч. Он круглый. Он катится, прыгает. С ним можно играть.

ПРОВОДИТЕ ВРЕМЯ С РЕБЁНКОМ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ НЕГО! Всего доброго.

https://pbs.twimg.com/media/DYfW83oW0AAM68l.jpg:large


Предварительный просмотр: